Научная статья на тему 'Обеспечение качества обучения на основе нововведений'

Обеспечение качества обучения на основе нововведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / HIGHER EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимербулатов В. М., Ганцева Х. Х., Хусаенова А. А., Богданов Р. Р.

Компетентностный подход в высшем образовании позволяет формировать ключевые и профессиональные компетенции. Одним из составляющих в обучении студентов является введение в образовательный процесс дисциплин по выбору студентов элективов. Качество преподавания оценивается по результатам успеваемости студентов, объему их теоретических знаний и уровню практических умений и навыков, качество подготовки выпускников университета оценивают учреждения-работодатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING QUALITY EDUCATION WHITHIN AN ANNOVATIVE APPROACH

The competence approach in higher education enables the creation of key and professional competences. One of the training components is an introduction of optional subjects electives into the educational process. Quality of teaching is assessed based on student performance, the scope of their theoretical knowledge and the level of practical skills, with the quality of the University graduates evaluated by employer organizations.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества обучения на основе нововведений»

УДК 61:378

© В.М. Тимербулатов, Х.Х. Ганцева, А.А. Хусаенова, Р.Р. Богданов, 2011

В.М. Тимербулатов, Х.Х. Ганцева, А.А. Хусаенова, Р.Р. Богданов ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ НОВОВВЕДЕНИЙ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

Компетентностный подход в высшем образовании позволяет формировать ключевые и профессиональные компетенции. Одним из составляющих в обучении студентов является введение в образовательный процесс дисциплин по выбору студентов - элективов. Качество преподавания оценивается по результатам успеваемости студентов, объему их теоретических знаний и уровню практических умений и навыков, качество подготовки выпускников университета оценивают учреждения-работодатели.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, профессиональная компетенция.

V.M. Timerbulatov, Kh.Kh. Gantzeva, А.А. Khusayenova, R.R. Bogdanov

ENSURING QUALITY EDUCATION WHITHIN AN ANNOVATIVE APPROACH

The competence approach in higher education enables the creation of key and professional competences. One of the training components is an introduction of optional subjects - electives - into the educational process. Quality of teaching is assessed based on student performance, the scope of their theoretical knowledge and the level of practical skills, with the quality of the University graduates evaluated by employer organizations.

Key words: higher education, quality of education, professional competence.

Опережающий характер профессионального образования требует формирования готовности выпускника к работе в условиях технологий «завтрашнего дня», в том числе за счет повышения его адаптационных возможностей. Возникает потребность в таком результате образования, когда его конечным продуктом становится компетенция (компетентность) - актуализированное в определенной профессиональной ситуации потенциальное действие. С практической точки зрения смещение приоритетов в сторону формирования профессиональных компетенций делает необходимым дополнение «знаниевого» подхода в образовании «компетентностным». Понятие компетентности обеспечивается в БГМУ за счет 3 основных аспектов:

1) овладения нужными умениями и навыками,

2) юридического соответствия,

3) достаточного опыта для занятий профессиональной деятельностью.

Компетентностный подход в высшем образовании позволяет формировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т.е. готовность студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в процессе их профессиональной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции:

- компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;

- компетенции в сфере общественной деятельности, направленные на выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива;

- компетенции в сфере трудовой деятельности, позволяющие анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации;

- компетенции в сфере культурной деятельности, включающие возможность рационального выбора путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащения личности;

- компетенции в бытовой сфере, включающие аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья.

Усвоение студентом базовых компетенций делает возможным формирование на их основе профессиональных компетенций специалиста. Реализация такой модели в образовательном процессе на кафедрах университета, обеспечивающих подготовку выпускников, осуществляется путем использования технологий активного обучения:

- решения ситуационных задач с самостоятельным поиском данных в нормативных учебно-методических материалах и других источниках информации;

- исследовательских работ студентов (под контролем преподавателя и самостоятельно);

- выполнение курсовых работ, составление научных обзоров и рефератов.

Активный поисковый и исследовательский методы обучения позволяют активизировать познавательную деятельность студентов, освоение ими приемов будущей профессиональной деятельности, приобретение умений ставить задачи и находить пути их реше-

ния (сбор доказательств по достоверности выдвинутой гипотезы, анализ полученных данных, разработка мероприятий по управлению профессиональной ситуацией - принципы и методы доказательной медицины).

Преподавание ориентировано не только на формирование у студентов профессиональных знаний и умений, предусмотренных образовательными программами на всех кафедрах, входящих в систему подготовки выпускников, но и на повышение их психологической компетентности. Специализированные темы по биоэтике кафедр психологии и философии, дисциплины элективов, социальнопсихологический тренинг общения, коммуникативная мастерская медицинского работника, религиозная этика, этика и эстетика, морально-правовые основы деятельности врача и провизора, социокультурное основание медицинских знаний предназначены для целенаправленного формирования у студентов умения взаимодействовать с самим собой, с коллегами, с социумом, в котором будет разворачиваться в дальнейшем их профессиональная деятельность. Стимулирование преподавателями личностного роста студентов, создание условий для повышения их психологического возраста, осознание собственной системы ценностей, в логике которых принимаются каждодневные решения, являются необходимым требованием к технологии проведения практических занятий на всех кафедрах додипломного этапа обучения. Студент на занятиях постоянно ставится в ситуацию выбора и ответственности за свои поступки, проходя, таким образом, своеобразный тренинг, необходимый для формирования у них эффективной социальной адаптации.

Использование методики предметнопрофессионального обучения обеспечивает реализацию принципа фундаментализации додипломного этапа образования. На основе концепции деятельностного (активного) подхода к освоению дисциплин у студентов формируются умения решать смоделированные, а затем и реальные профессиональные задачи путем использования «аппарата» (теоретических положений, фактических данных, методических приемов, технических средств и т. п.) всех дисциплин, входящих в типовой учебный план.

На всех кафедрах БГМУ для обучения и контроля знаний студентов, кроме традиционных методов обучения широко используются ситуационные задачи и различные варианты тестовых заданий. На клинических кафедрах обязательными являются написание и

последующий разбор анализа истории болезни.

Организационные формы обучения студентов на клинических кафедрах основаны на принципе «приближения студентов к постели больного» и увеличении количества нозологических форм, демонстрируемых на практических занятиях. Процесс познания при этом движим внутренними противоречиями, единством и борьбой между различными его сторонами: констатацией (регистрацией) фактов и их теоретическим осмыслением, изучением нозологических форм и выработкой критериев постановки диагноза с определением методов и тактики оперативного лечения. Разрешение противоречий между субъективной оценкой студента и объективными данными о больном (результаты анализов, физикального обследования и данных инструментальных методов исследования) при постановке диагноза и выработке тактики лечения происходит на основе современных знаний общих закономерностей возникновения и течения типичных патологических процессов, что позволяет формировать у студента клиническое мышление.

Преподаватели клинических кафедр ведут активную лечебную работу в полном объеме во всех подразделениях клиник, осуществляют курацию отделений (за каждым отделением закрепляется доцент или профессор). Каждые 5 лет сотрудники кафедр проходят сертификационные курсы в системе постдипломного образования в других учебных заведениях России в соответствии со своей специализацией. Большой опыт лечебной работы и высокая квалификация преподавателей клинических дисциплин являются залогом высококачественной подготовки будущих специалистов.

Для учебного процесса на консультациях проводится тематический отбор нозологических форм (больных), необходимых для реализации требований Госстандарта на этапе додипломной подготовки специалистов. Курируя таких больных, студенты приобретают необходимый уровень практической профессиональной подготовки.

Для подготовки выпускников практикуются различные формы привлечения работников практического здравоохранения к учебному процессу:

- курация/работа студентов во время производственной практики;

- привлечение сотрудников базовых лечебных учреждений (больниц, поликлиник) к учебному процессу на кафедрах;

- включение представителей практического здравоохранения в состав итоговой Государственной аттестационной комиссии.

Одним из составляющих в обучении студентов является введение в образовательный процесс дисциплин по выбору студентов

- элективов. На протяжении ряда лет кафедры проводят работу по разработке тем и реализации в учебном процессе обучения по программам элективов. Практически все дисциплины элективов проводятся в соответствии с разработанными на кафедрах университета рабочими программами элективов. Накопленный к настоящему времени опыт обеспечения элективов свидетельствует о целесообразности и достаточно высокой эффективности их, возможности через это расширить рамки обязательных дисциплин обучения по большому количеству актуальных вопросов практической и теоретической медицины. Элективы проводятся на высоком научно-практическом уровне и востребованы студентами. Целью элективов является расширение и углубление знаний и знакомство с современными методами диагностики и лечения в клинике. Кураторами элективов являются профессора и наиболее опытные доценты.

Некоторые элективы проводят приглашенные ученые, специалисты научно-

исследовательских институтов и других научных учреждений. Привлечение ведущих специалистов к проведению элективов повышает их значимость. В настоящее время в БГМУ запланировано и выполняется 188 элективов.

В процессе обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов по изучению теоретического материала, самостоятельной работе с больными под руководством преподавателя, овладению современной медицинской аппаратурой, вычислительной техникой. Учебная работа традиционно ведется на высоком методическом уровне с использованием современных технологий обучения, а коллективы кафедр постоянно проводят работу по совершенствованию методов и форм организации самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями обновленных нормативных документов: учебного плана, учебных программ и ГОС ВПО.

Методической основой для организации самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на умение решать конкретные профессиональные задачи. Самостоятельная работа студентов складывается из самостоятельной аудиторной и внеаудитор-

ной работы и находится под контролем преподавателей кафедр.

Организация и содержание самостоятельной работы студентов на разных кафедрах, осуществляющих образовательную деятельность, отличаются большим разнообразием, что отражает, с одной стороны, специфику дисциплины, а с другой - свидетельствует о постоянном поиске наиболее рациональных и эффективных форм проведения этой важной составляющей учебного процесса в системе додипломной подготовки специалистов.

Для самостоятельной работы студенты обеспечены методическими рекомендациями, в том числе, на электронных носителях. Широко используется написание и обсуждение научных обзоров (рефератов) по актуальным проблемам теоретической и практической медицины, составление тестовых заданий. При этом студенты осваивают навыки самостоятельной работы с научной литературой. Для приобретения практических навыков студенты курируют больных не только в учебное время, но и во время дежурств в клиниках, больницах, роддомах. На клинических кафедрах обязательными являются ведение академической истории болезни с включением в нее новых методов диагностики и лечения описываемой нозологии и анализ результатов параклинических методов исследования.

Инварианты содержания и деятельности, определенные примерной программой по дисциплинам и отраженные в рабочих программах, определяют роль ситуационных задач как наиболее адекватного дидактического материала, способствующего достижению конечных целей обучения дисциплине. Участвуя в составлении и решении ситуационных заданий, студенты приобретают навыки решения профессиональных задач. Самостоятельная работа студентов с использованием при решении ситуационных задач структурированного и логически обоснованного алгоритма деятельности, основанного на положениях доказательной медицины, является сутью алгоритма действий клинициста при формулировке диагноза и выбора лечебных мероприятий. Указанные алгоритмы являются ориентировочной основой действия при решении профессиональных задач. При решении ситуационной задачи студент пользуется учебной литературой, справочным материалом, специально подобранным в информационном блоке методического указания, консультируется с преподавателем. Каждый студент получает индивидуальное задание и в этом плане принятие решения является само-

стоятельным действием, опирающимся на свое понимание сути разбираемой ситуации.

На старших курсах студенты в качестве самостоятельной работы могут проводить экспертизу качества ведения историй болезни, разбор сложных клинических случаев и т.д.

Для реализации типовой образовательной программы по специальностям учебный процесс на кафедрах университета в достаточной мере обеспечен учебным оборудованием (мультимедийные проекторы, учебные таблицы, слайд-проекторы, учебные кино- и видеофильмы) и другими вспомогательными техническими средствами обучения (музейные экспонаты, фантомы, фантомы-

симуляторы, электрофицированные стенды, лабораторное оборудование, инструментарий и т.п.). На многих кафедрах имеются специально оборудованные фантомные классы, лаборатории практических навыков и т.д., позволяющие формировать у студентов практические умения и навыки, предусмотренные Госстандартом.

В последние годы значительно расширилась и укрепилась учебно-материальная база, проведен капитальный ремонт учебных и служебных помещений ряда кафедр университета. Все кафедры оснащены необходимым оборудованием и имуществом, имеются возможности для широкого применения новых форм и методов преподавания.

На многих кафедрах, обеспечивающих образовательную деятельность по медицинским и фармацевтическим специальностям внедряются современные электронные технологии для формирования и активного использования информационной базы данных.

Технические средства обучения постоянно модернизируются: дополняется видеотека, широко внедрена иллюстрация учебного материала с помощью проекторов, интерактивных досок и т.д.; пополнен набор манекенов, в т.ч. произведенных в Норвегии, для обучения студентов мануальным методам сердечно-легочной реанимации, оборудованы новые фантомные классы. На ряде кафедр создаются и активно используются обучающие и контролирующие компьютерные программы.

В университете сформирована четкая структура управления качеством образовательного процесса по специальностям. Ученый совет университета и ректорат разрабатывают политику качества образования, принимают стратегические решения, согласуя с Министерством образования и науки, Феде-

ральным агентством по здравоохранению и социальному развитию Росздрава, УМО и др.

Координационный научно-методический совет университета осуществляет организацию и разрабатывает методы контроля качества образовательного процесса.

Ученые советы факультетов и УМС специальностей разрабатывают конкретные мероприятия по оптимизации контроля качества и принимают оперативные решения по их осуществлению.

Педагогические коллективы кафедр, участвующих в образовательном процессе по специальностям, реализуют решения вышестоящих органов управления по повышению качества преподавания и его контролю.

Качество преподавания оценивается по результатам успеваемости студентов, объему их теоретических знаний и уровню практических умений и навыков.

Качество подготовки выпускников университета оценивают учреждения-

работодатели.

Содержание системы управления качеством образовательного процесса определяется ГОС ВПО, учебными планами по специальностям, учебными программами по дисциплинам специальности и их учебнометодическим обеспечением.

Контроль качества подготовки выпускников по специальностям осуществляется поэтапно в виде текущего и рубежного контроля с использованием как традиционных методов, так и методов программированного контроля. В календарных планах занятий на кафедрах предусмотрены контрольные работы, коллоквиумы, ситуационные задачи для оценки текущей подготовленности студентов по различным темам и разделам. На кафедрах имеются перечни контрольных вопросов к отдельным занятиям, разделам и подразделам, которые предоставляются студентам для подготовки на дому и в библиотеке. На всех кафедрах проводится тестовый контроль знаний студентов с аккредитованными педагогическими измерительными материалами (АПИМ). Формы и объем этих контрольных различны на разных кафедрах: выбор правильных ответов из серии предложенных, экспресс-опрос по основным вопросам темы, тестовые задания после прослушанной лекции и т.д. На всех клинических и ряде теоретических кафедр широко применяются ситуационные задачи.

Формами итогового (рубежного) контроля на клинических кафедрах являются написание студентами учебных историй болез-

ней, рефератов, решение ситуационных задач; диагностика по объективному обследованию больного, чтение рентгенограмм, аудиограмм, компьютерное тестирование и экзамен (в письменной форме, анонимно) с приглашением в случаях необходимости и целесообразности независимых экзаменаторов/экспертов из других медицинских вузов России.

Перманентная коррекция и обновление вопросов и заданий (ситуационных задач, блоков тестовых заданий и других контролирующих учебно-методических материалов) как для текущего контроля, так и для итоговых экзаменов являются обязательными компонентами учебно-методической работы каждой кафедры университета. В университете имеются оборудованные дисплей-классы с персональными компьютерами. Экзамену предшествует программированный компьютерный тестовый этап оценки подготовленности студента. Форма проведения экзаменов -унифицированная. За последние 3 года на всех кафедрах экзамен включает три этапа 1) оценка практических навыков и умений, 2) тестовый контроль и 3) экзамен в письменной форме (анонимная оценка работы).

В университете систематически проводится внутренний аудит через тестирование остаточных знаний студентов (в течение 2-х месяцев после первого экзамена по дисциплине). Для тестирования используются вузовские фонды АПИМ (прошедшие внешнее рецензирование и имеющие гриф Учебнометодического объединения по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России «Рекомендовано в качестве контрольно-измерительных учебно-методических материалов»).

Контроль качества подготовки студентов проводился по каждой дисциплине сразу после завершения изучения данной дисциплины с целью определения степени ее усвоения студентами как этап переводного экзамена и через 2-3 месяца после завершения изучения ряда дисциплин с целью определения выживаемости знаний студентов -повторное тестирование.

Результаты тестирования: в целом студенты демонстрируют достаточно высокую степень усвоения и выживаемость программного материала. Удельный вес оценок «отлично» и «хорошо» при первичном тестировании составляет 82%, при повторном - 62%. Показательны результаты ИГА выпускников: средний балл по специальностям Лечебное дело - 4.6; Педиатрия - 4,5; Медикопрофилактическое дело - 4.0; Стоматология -4.2; Фармация - 4.2; Сестринское дело - 4.1.

За высокие показатели в учебе и активность в общественной и научной жизни университета ежегодно студенты представляются к именным стипендиям президентов РФ, РБ, мэрии г.Уфы, профсоюза работников здравоохранения и особым именным стипендиям, в т.ч. известных профессоров Башкирского государственного медицинского института/ университета.

Сведения об авторах статьи:

Тимербулатов В.М. — член-корр. РАМН, д.м.н., профессор ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3 Ганцева Х.Х. - д.м.н., профессор, начальник учебно-методического управления ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. 8-347-273-57-21, e-mail: umu@inbox.ru

Хусаенова А.А. - к.п.н., доцент, начальник отдела качества образования и мониторинга УМУ, адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. 8-347-273-57-21, e-mail: husaenovaa@mail.ru Богданов Р.Р. - к.м.н., доцент, руководитель отделения производственной практики УМУ адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. 8-347-273-51-84, e-mail: Rinat_bogdanov@mail.ru

УДК 617-001-08+614.2:658+340.642 © М.И. Губайдуллин, Р.Я. Сафин, С.И. Зарков, 2011

М.И. Губайдуллин, Р.Я. Сафин, С.И. Зарков АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Росздрава», г. Челябинск

Целью исследования явилось изучение распространенности факторов риска, основных причин и исходов дорожнотранспортных травм в городе Челябинске за период с 2001 по 2009 годы. Материалом исследования послужили сведения из Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области, ГИБДД УВД по городу Челябинску и Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. Дорожно-транспортный травматизм на территории Челябинска имеет устойчивую динамику роста и характерные эпидемиологические особенности: его уровень составляет 225,2 на 100 000 населения, коэффициент смертности и степень тяжести последствий в 2009 году равны 14,4 и 5,3 на 100 000 жителей соответственно. Максимум травм происходит в период с августа по октябрь и с 12 до 18 часов ежедневно. Большинство травм в результате «наезда на пешехода» — 57,8 %, поэтому пешеходы наиболее уязвимые (53,7 %). По показателям травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий лидируют лица трудоспособного возраста.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, эпидемиология, факторы риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.