Научная статья на тему 'Три четверти века созидания'

Три четверти века созидания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / MEDICAL STAFF / HIGH EDUCATION / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанов А. Г., Ганцева Х. Х.

В статье изложены данные о создании и развитии Башкирского медицинского института как высшего профессионального образовательного учреждения. Представлены в хронологии 75 лет данные по контингентам студентов, преподавательскому корпусу, материально-технической базе университета, развитию системы подготовки кадров на додипломном этапе высшего профессионального звена, становлению и развитию организационных систем контроля качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE CREATIVE QUARTERS OF THE CENTURY

This article presents the data about the foundation and the development of the Bashkir State Medical University as a higher professional educational establishment. The daft cover the period 75 years and contain the following information: the number of students of each faculty, the teaching stuff, technical equipment of the University, improvement of undergraduate training and retraining of stuff, monitoring system development of educational quality.

Текст научной работы на тему «Три четверти века созидания»

чей первичного звена возможно при применении адаптированных к условиям местного здравоохранения Государственных стандартов для организации обучения; внедрения инновационных методов преподавания; реализации концепции проблемно-

ориентированного обучения; обязательном участии в заключительном экзамене представителей управления здравоохранения как государственной приемке подготовленных специалистов.

3. Для оптимизации планирования и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2007 году необходимо более активное участие представителей органов здравоохранения в РБ в формировании реальных государственных заказов на подготовку и переподготовку врачей первичного звена.

4. Планируемое в 2007 году создание подробной «Базы данных врачей РБ» в БГМУ позволит значительно улучшить планирование, учет и реализацию крупномасштабных программ по последипломной подготовке врачей Республики Башкортостан.

5. Задачи здравоохранения республики на 2007 год: повышение качества медицин-

ской помощи; внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи; снижение смертности и сверхсмертности от сердечно -сосудистых, онкологических заболеваний и травм.

В заключение можно сказать, что здравоохранение Башкортостана занимает одно из ведущих мест в России по качеству оказания медицинской помощи всем слоям населения. Немаловажную роль в этом играет Башкирский государственный медицинский университет, сотрудники которого не только занимаются подготовкой и переподготовкой медицинских кадров, но и научными изысканиями, лечебной работой, применяя в своей практике инновационные технологии.

Процессы формирования здоровья и здорового образа жизни населения отражают общие тенденции социально-экономического развития нашей республики. Проводимая университетом работа по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в полной мере способствует достижению поставленной цели - повышению доступности и качества медицинской помощи населению Республики Башкортостан.

УДК 614.2.07:378.12 © А.Г. Хасанов, Х.Х. Ганцева, 2007

А.Г. Хасанов, Х.Х. Ганцева ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА СОЗИДАНИЯ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

В статье изложены данные о создании и развитии Башкирского медицинского института как высшего профессионального образовательного учреждения. Представлены в хронологии 75 лет данные по контингентам студентов, преподавательскому корпусу, материально-технической базе университета, развитию системы подготовки кадров на додипломном этапе высшего профессионального звена, становлению и развитию организационных систем контроля качества образования.

Ключевые слова: медицинские кадры, высшее образование подготовка кадров.

A.G. Khasanov, Kh.Kh.Gantseva THREE CREATIVE QUARTERS OF THE CENTURY

This article presents the data about the foundation and the development of the Bashkir State Medical University as a higher professional educational establishment. The daft cover the period 75 years and contain the following information: the number of students of each faculty, the teaching stuff, technical equipment of the University, improvement of undergraduate training and retraining of stuff, monitoring system development of educational quality.

Key words: medical staff, high education, personnel training.

«Учиться на прошлом может каждый.

Но сегодня этого мало.

Сегодня нужно уметь учиться на будущем».

Герман Канн

ГОУ ВПО «Башкирский государствен- развитию» был основан в 1932 г. как Башкир-

ный медицинский университет Федерального ский медицинский институт. Уже в 1932г.

агентства по здравоохранению и социальному были приняты для обучения 320 студентов, из

них 199 - на дневное и 121 - на вечернее отделения. 15 ноября 1932 г. начались учебные занятия. Эта дата является днем рождения института. В 1937г. прием студентов составил 258 человек, в 1941 - 372, а в 1942 г. вместе с эвакуированным в Уфу I Московским медицинским институтом институт вместил 609 обучающихся. К моменту окончания ВОВ прием составил 359 студентов и только в 1961 г. в связи с открытием педиатрического факультета прием студентов составил 412 студентов, а в 1963 г. достиг 520 человек.

В настоящее время медицинский университет готовит кадры по специальностям 060101 - Лечебное дело (очно и очно-заочно, с 1932 г. очное и с 1961 г. - очно-заочное), 060103 - Педиатрия с 1961 г., 060104 - Медико-профилактическое дело (с 1970 г. как санитарно-гигиенический факультет и с 2000 г. -Медико-профилактическое дело), 060105 -Стоматология с 1977 г. (очно, очно- заочно),

060107 - Фармация с 1981 г. (очно и заочно),

060108 - Сестринское дело (очно и с 1992 г. -заочно) , 020209 - Микробиология с 2006 г., 040101 - Социальная работа с 2007 г. (очно и заочно), а также обеспечивает последипломное и послевузовское обучение, реализует программы дополнительного профессионального образования на базе ИПО, который начал свою деятельность в 1976 г. как факультет повышения квалификации врачей. Всего в университете на 01.10.2007 г. учится более 2500 студентов на бюджетной, более 2300 -на внебюджетной основе, из них более 830 -заочно, 450 - очно-заочно и 63 иностранных гражданина.

Первичная организация образовательного процесса во вновь открытом Башкирском медицинском институте сопровождалась созданием 32 кафедр. Число кафедр в последующие годы, естественно, увеличивалось: в 1965 г. их уже 42, в 1972 г. - 54, в 1992 г. - 65 (из них 39 - клинические). В 2007 г. образовательный процесс осуществляется на 64 студенческих и 20 послевузовских кафедрах.

К моменту осуществления первого выпуска врачей (1937 г.) полный цикл обучения студентов обеспечивали 11 профессоров, 15 доцентов, 89 ассистентов и преподавателей. Несмотря на трудные военные годы структура преподавательского корпуса уже к 1945 г. существенно изменилась: профессоров -27, доцентов - 26 и ассистентов/преподавателей -64. С 1937 по 1945 г. состоялось 11 выпусков врачей. Был подготовлен 1531 врач. К 25летнему юбилею институт рапортовал о том, что подготовлено для системы здравоохране-

ния 4082 врача, защищено 32 докторские и 100 кандидатских диссертаций. Только за 1966-1970 гг. в институте защищено 88 кандидатских (из них 86 воспитанниками института) и 16 докторских диссертаций (из них 12

- воспитанниками вуза).

К 40-летнему юбилею вуза уже выпущено 9286 врачей, защищено 60 докторских и 250 кандидатских диссертаций. К 50 - летнему рубежу института количество подготовленных врачей было более 15500. Выпускники работали во всех уголках СССР, около 60% всех врачей республики - выпускники Башкирского мединститута. Среди них 245 заслуженных врачей БАССР и 70 заслуженных врачей РСФСР. Число подготовленных кандидатов наук возросло до 406, докторов наук

- до 85. Из них 45 докторов и 266 кандидатов медицинских наук обеспечивали учебный процесс, остепененность в институте составила 54,5%. К 60-летию вуз подготовил более 23 тыс. врачей. 95% врачей, работающих в Башкирии, - воспитанники нашего вуза. В 2007 г. число штатно работающих в университете на додипломном этапе докторов наук, профессоров более 147 человек, преподавателей с ученой степенью - более 530. Из общего объема учебной нагрузки 2006/2007 учебного года в 544762 часа, 417263 часа обеспечиваются преподавателями с ученой степенью/званием, в том числе 95017 часов - докторами наук. На клинических кафедрах университета передают свои знания и умения 414 штатных преподавателей, из них 227 - кандидатов и 99 докторов медицинских наук. Ежегодно более 300 преподавателей повышают свою квалификацию по дисциплинам, которые они преподают. По уровню квалификации педагогических работников университет находится в числе первых 10% из выборки 356 университетов России и занимает 8-е место среди медицинских университетов, а по численности докторов наук/профессоров - 4-е место. За последние 5 лет защищено более 570 диссертационных работ только в диссертационных советах университета. Университет гордится молодым пополнением своих ученых, более 70 из них в возрасте моложе 35 лет имеют ученое звание, 42 доктора наук моложе 50 лет. Такого ни в одном периоде истории университета не было.

Как естественная составляющая образовательного процесса в период с 1932 по 1938 гг. в институте было создано самостоятельное подразделение - учебная и научная библиотека с общим фондом 35 тыс. экземпляров книг. Сегодня библиотека БГМУ - это 174 поса-

дочных места. Учебно-методическая литература составляет более 385 тысяч экземпляров, из них новой (не старше 5 лет) более 18 тысяч и обязательной более 320 тысяч экземпляров. Только в 2006 г. на приобретение литературы для библиотеки вузом выделено около 8 млн. рублей, из них 4 млн. на учебнометодическую, 2,3 млн. на научную, более 1,5 млн. рублей на периодические издания.

Возвращаясь к истории... Разумная профориентационная работа среди абитуриентов, обеспечение и совершенствование условий для учебного процесса, рост квалификационного потенциала преподавателей, труд учителей и учащихся дали результат. Если средний балл успеваемости студентов в 193233 учебном году составлял 2,7, то уже в 1934/35 учебном году достиг 3,2 балла, а в 1937/38 учебном году - 3,6 балла. И это несмотря на то, что из 320 студентов, зачисленных для обучения в вуз, завершить учебу удалось только 130 (из них 83 по вечернему и 47 по дневному обучению). Но это был по тому времени большой успех.

В 2006/07 учебном году мы имели средний балл по итогам ИГА выпускников по специальности Лечебное дело - 4,6, Педиатрия -4,5, Медико-профилактическое дело - 4,0, Стоматология - 4,2, Фармация - 4,2 и Сестринское дело - 4,1 балла и притом, что студенты у нас слабее, чем те, которые учились тогда. Просто мы, наверное, забываем как это было в действительности в то время. Именно те, кто начинал учиться со средним баллом 2,7 - 3,6, стали врачами и проявили себя героями в Великой Отечественной войне.

Важная историческая эпоха развития вуза отмечена Приказом МЗ РСФСР № 265 от 13.11.1970 г. - институт отнесен в разряд вузов I категории. Только после 1975 г. у Башкирского медицинского института появились законные возможности и права к изданию учебно-методических материалов на Федеральном уровне. Таких изданий (на уровне РСФСР И СССР) в период 1976-1980 гг. опубликовано уже 27. Касаясь методической работы сегодняшнего этапа, важно отметить, что сегодня по всем дисциплинам имеются учебно-методические комплекты. За последние 5 лет основными штатными преподавателями вуза изданы 180 учебников и учебных пособий с грифами федеральных органов исполнительной власти, УМО НМС.

Создание социально-бытовых условий для студентов и прежде всего жилья было острой проблемой, приоритетной для решения. Первое общежитие на 600 койко-мест

было построено в 1934-1936 гг. С 1958 г. функционирует студенческое общежитие № 1 на 600 мест, в период 1976-1980 гг. введено общежитий на 1100 койко-мест. В настоящее время университет имеет 5 студенческих общежитий на 1680 койко-мест, студенческий городок располагает не только спортивной площадкой и здравпунктом, санаторием -профилакторием, студенческой столовой и буфетами, но и вновь построенным спортивно-развлекательным центром, способным удовлетворить интересы всех студентов, создать условия для работы студенческого театра, всех подразделений факультета культуры, всех спортивных секций, соревновательных мероприятий городского, республиканского и российского уровней.

В настоящее время в оперативном управлении университета находится 96856 кв.м общих площадей и более 45000 кв.м для учебных лабораторий. Клинические кафедры располагают более чем 132000 кв.м в лучших больницах г. Уфы.

Начиная с 1937 г. в Башкирском мединституте систематически проводится подготовка клинических ординаторов, с 1972 г. -врачей-интернов. На сегодняшний день интернатура лицензирована по 24, клиническая ординатура - по 35 врачебным специальностям, аспирантура - по 32 научным специальностям, докторантура - по двум специальностям.

С 1938 г. в институте было начато издание сборников научных трудов института, а с 1938 г. - проведение ежегодных общеинститутских научных конференций. В 1971 г. институт получил право на самостоятельное издание трудов, хотя к этому времени учеными и преподавателями медицинского института было уже выпущено 44 сборника научных трудов и 25 монографий.

В соответствии с распоряжением СНК СССР от 31.08.1944 г. № 7134 Башкирскому медицинскому институту было предоставлено право подготовки аспирантов и приема к защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по 17 специальностям. В 1945 г. на основании приказа Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР № 71/В от 08.03.1945 г. был утвержден состав Ученого совета из 30 человек, председателем которого был назначен директор медицинского института доцент Г.А. Пандиков. К 1 ноября 1957г. закончили аспирантуру 32 врача, в институте обучалось 6 очных аспирантов.

В соответствии с приказом министра высшего и среднего специального образования СССР за № 184-в от 25.03.1970 г. институт получил право защиты и присуждения ученой степени доктора медицинских наук по 8 специальностям и кандидата медицинских наук по 13 специальностям. Все эти мероприятия послужили базисом тех показателей, которые мы демонстрируем сегодня.

В 1946 г. в институте сформировалось -студенческое научное общество (СНО), объединившее 180 кружковцев на базе 22 кафедр. Для научного руководства СНО был приглашен один из ведущих ученых института профессор В.А. Жухин. К 1992 г. в рядах СНО состояло до 400 студентов, плодотворно трудившихся в кружках при 26 кафедрах. Сегодня в научно-исследовательской работе принимают участие 33% студентов очной формы обучения, обучающихся по образовательным программам ВПО. По этому показателю Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию занимает 2-е место в группе медицинских университетов России.

В 1975 г. была создана «Школа повышения педагогического мастерства» и «Школа молодого лектора». Традиции этих школ трепетно сохраняются и в наши дни.

Для развития и внедрения в учебный процесс технических средств обучения (ТСО) в 1991/92 учебном году организован самостоятельный отдел ТСО при проректоре по учебной работе. Сотрудниками отдела ТСО проведена значительная работа по оборудованию учебных и лекционных аудиторий, внедрению инновационных технологий в образовании. В 1997 г. в университете создан Центр информационных технологий (ЦИТ), основная цель которого - разработка мероприятий по компьютеризации вуза, организации единой компьютерной базы, работы межкафед-ральных компьютерных учебных классов. Создана материальная база для открытия издательского отдела. Самостоятельно выделено подразделение - отделение производственной практики. Многогранное развитие деятельности по обеспечению всех видов и форм практик для студентов всех специальностей с методическим обеспечением основных образовательных программ, преемственность в работе с клиническими кафедрами обеспечивают профессиональную компетентность выпускника. Этому и сейчас придается огромное значение. Ректоратом поставлена приоритетная задача по созданию «Тренинг-центра» с

закупкой тренажеров, фантомов и другого оборудования для обеспечения доклинической подготовки студентов всех специальностей.

Огромный труд педагогического коллектива вложен в процесс создания образовательных программ по дисциплинам по выбору студентов - элективов. Их сегодня более 170, и они активно работают на 62 кафедрах. Обеспечен трехэтапный экзамен по всем дисциплинам, внедрена письменная форма экзаменов. Введено очень много нового, чего в педагогической практике института и университета раньше не было.

В университете с 1995 г. работает методический кабинет, который разрабатывает и обеспечивает преподавателей методической документацией, участвует во всех видах внут-ривузовского контроля методической деятельности факультетов и кафедр, организует повышение квалификации ППС, подготовку и проведение учебно-методических конференций, совещаний, семинаров и школ. Огромная организационная работа проведена для обеспечения соответствия учебно-методических материалов основных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и обеспечению унификации образовательного процесса.

Время требовало объединения усилий по совершенствованию учебно-методической работы университета, обеспечению плановых мероприятий по качеству образовательного процесса, приведению их в соответствие с лицензионными и аккредитационными требованиями, внедрению новых перспективных направлений и инновационных проектов и программ в деятельность кафедр университета, совершенствованию и определению путей развития, обеспечению мониторинга различных служб, ответственных за ведение учебного процесса. Это явилось толчком к созданию в 2003 г. самостоятельного подразделения университета - Учебно-методического управления (УМУ), в состав которого входили: методический центр, служба организации учебного процесса, служба мониторинга студенческих кадров, Центр информационных технологий (ЦИТ), отдел технических средств обучения (ТСО), отделение производственной практики, служба контроля качества образования. Основные задачи УМУ - реализация единой образовательной политики, формирование систем управления качеством образования в вузе, проведение мероприятий по совершенствованию организации и повышению качества, преемственности и взаимодействия

образовательных программ различных уровней, контроль за выполнением нормативных документов, регламентирующих учебно-

методическую деятельность вуза.

Государство высоко оценило труд преподавателей университета. Из числа профессорско-преподавательского состава удостоены почетных званий «Заслуженный деятель

науки Российской Федерации» 9 человек, «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» - 5, «Заслуженный врач Российской Федерации» - 14, «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан» -33, «Заслуженный врач Республики Башкортостан» - 87 специалистов. Мы все гордимся и этими людьми, и нашим университетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.