Научная статья на тему 'Итоги и перспективы учебно-методической работы на кафедре патофизиологии БГМУ'

Итоги и перспективы учебно-методической работы на кафедре патофизиологии БГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПАТОЛОГИЯ / БАШКОРТОСТАН / SCHOOLS MEDICAL / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PATHOLOGY / BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еникеев Д. А., А Байбурина Г., Нургалеева Е. А., Александров М. А.

На кафедре за последние 20 лет проделана большая учебно-методическая работа по созданию учебных руководств, пособий и стендов, учебно-тематических модулей, таблиц, методических указаний по клинической патофизиологии экстремальных и терминальных состояний. Анализ истории, кадрового состава, учебно-методической работы кафедры показал, что, несмотря на трудные годы (разруха, война, восстановление, перестройка, реформы), кафедра сохранила высокий боевой дух и потенциал и готова решать новые задачи по подготовке врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULT AND PERSPECTIVE OF STUDYING-METHODICAL WORK AT THE DEPARTMENT OF PATHOPHYSIOLOGY BSMU

Big studying -methodical work on creation of educational managements, grants and stands, studying -thematic modules, tables, methodical instructions on clinical Pathophysiology of extreme and terminal statuses has been carried ont for the last 20 years at the department. The analysis of the history, personnel structure, studying-methodical work of the department shows, that, despite of hard years (ruin, war, restoration, reform) the department has kept high spirit and potential and is ready to decide new tasks on preparation of the doctors.

Текст научной работы на тему «Итоги и перспективы учебно-методической работы на кафедре патофизиологии БГМУ»

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 616-092:378.14

© Д. А. Еникеев, Г. А Байбурина, Е.А. Нургалеева, М. А. Александров, 2007

Д.А. Еникеев, Г.А Байбурина, Е.А. Нургалеева, М.А. Александров ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ПАТОФИЗИОЛОГИИ БГМУ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

На кафедре за последние 20 лет проделана большая учебно-методическая работа по созданию учебных руководств, пособий и стендов, учебно-тематических модулей, таблиц, методических указаний по клинической патофизиологии экстремальных и терминальных состояний.

Анализ истории, кадрового состава, учебно-методической работы кафедры показал, что, несмотря на трудные годы (разруха, война, восстановление, перестройка, реформы), кафедра сохранила высокий боевой дух и потенциал и готова решать новые задачи по подготовке врачей.

Ключевые слова: медицинские институты, технология образования, патология, Башкортостан

D.A. Enykeyev, G.A. Bayburina, E.A. Nurgaleeva, M.A. Aleksandrov RESULT AND PERSPECTIVE OF STUDYING-METHODICAL WORK AT THE DEPARTMENT OF PATHOPHYSIOLOGY BSMU

Big studying -methodical work on creation of educational managements, grants and stands, studying -thematic modules, tables, methodical instructions on clinical Pathophysiology of extreme and terminal statuses has been carried ont for the last 20 years at the department.

The analysis of the history, personnel structure, studying-methodical work of the department shows, that, despite of hard years (ruin, war, restoration, reform) the department has kept high spirit and potential and is ready to decide new tasks on preparation of the doctors.

Key words: schools medical, educational technology, pathology, Bashkortostan

Учебно-методическая работа в ВУЗе, несомненно, является основным видом деятельности любой кафедры. При организации учебного процесса в Башмединституте

В.А.Самцов, выпускник медицинского факультета Казанского университета с его богатейшими педагогическими и научными традициями использовал опыт свих учителей. Сказалось также и влияние Киевской школы патофизиологов под руководством академика

Н.Н. Сиротинина как на учебный процесс, так и на научные интересы кафедры.

Кафедра располагалась в биокорпусе (ныне 1 корпус) на 3-м этаже вместе с кафедрой гистологии, имела 4 учебные комнаты и занимала площадь 80 кв.м. До 1945 года преподавание вели зав. кафедрой профессор Самцов В. А. и к.м.н. ассистент Кайбанов Г.Н. В те годы не было стабильного состава кафедры, многие специалисты приглашались из других городов, и поэтому работали в БГМИ относительно недолго - от 2 до 5-8 лет. С 1950 года перестали приглашать иногородних преподавателей - появились собственные аспиранты.

С 1980 года кафедра переехала на новое место (ныне 7-й корпус) и учебные площади

значительно увеличились (до 800 кв.м.), появилось 6 учебных комнат. Штат преподавателей вырос до 8 человек. Несомненной заслугой профессора Терегулова Р.Г. следует считать создание и сохранение стабильного педагогического коллектива, половина которого работает на кафедре более 20 лет. В настоящее время на кафедре работают 9 штатных преподавателей (2 профессора, 5 доцентов, 2 ассистента к.м.н. и 2 ассистента без степени), проходят обучение в очной аспирантуре 2 аспиранта. Имеется 9 специализированных учебных комнат, видеозал, современный компьютерный класс.

С самого начала практические занятия охватывали фактически все разделы патофизиологии. В трудные годы (до и после войны) удалось достойно оснастить кафедру стандартным набором классического оборудования для экспериментальной кафедры.

Учебный процесс был достаточно оснащен и обеспечен экспериментальными животными. К сожалению, табличный фонд был относительно беден, методические рекомендации к практическим занятиям долго были в машинописном виде. На каждой лекции демонстрировался эксперимент, и существовал

даже специальный лекционный ассистент. В последние годы с появлением разных факультетов и нехваткой животных этот элемент обучения был утрачен. Лекционные картинки показывали через эпидиаскоп, несколько позже через ЛЭТТИ.

За время заведования проф. Р.Г. Терегу-лова (1971-1987гг.) была проделана большая научная и педагогическая работа. Впервые на кафедре были изданы на ротапринте "Методические указания к практическим занятиям для студентов" (1981г.), а в конце 1987г. переиздан дополненный и исправленный вариант. Кафедра существенно обогатилась медицинским оборудованием как для занятий со студентами, так и для научной работы (проекционные слайдеры, миниэлектрокардиографы, телевизоры, микро-ЭВМ типа "Электроника" и т.д.).

В 1987 г. заведующим кафедрой стал профессор Д.А. Еникеев. Им были внесены значительные изменения в учебный процесс: введены новые темы практических занятий пофакультетно (10 потоков - лечебный (два потока), педиатрический, фармацевтический (очный и заочный), ВСО (очный и заочный), стоматологический (3 и 4 курсы), медикопрофилактический). Составлены ситуационные задачи и тесты 4-х уровней для контроля знаний студентов, пересмотрены экзаменационные билеты с акцентом на философские, экологические и другие региональные аспекты патофизиологии. Были организованы специальная комната для освоения и сдачи экзамена по элементарным практическим навыкам и компьютерный класс для тестового контроля знаний.

За последние 20 лет (1987-2007) была проделана большая организационнометодическая работа по созданию галереи стендов по клинической патофизиологии неотложных состояний (шоки, комы, отравления, ДВС-синдром и т.д.), 5 тематических классов - патология сердечного ритма, водноэлектролитного обмена, кислотно-основного состояния, реанимации, травма, шок, сепсис (на русском и английском языках). Учебные стенды и тематические классы получили одобрение Госинспекции вузов РФ. В 2007 году тематические классы были существенно расширены и заново оформлены в 10 учебнотематических модулей: «Патология крови

№1», «Патология крови №2», «Патология

кислотно-основного состояния», «Патология

водно-электролитного обмена», «Иммунопатология», «Методы неотложной помощи», «Патология сердечного ритма», «Травма, шок, сепсис» (на русском и английском языках), «Шоки, комы, отравления», «Патология

нервной системы».

В 1997 г. был впервые издан типографским способом «Практикум по общей и частной патофизиологии». Профессор Д.А. Еникеев стал соавтором учебника в 2-х томах под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина для стоматологических факультетов вузов РФ «Патологическая физиология» (М., 1998 Т. I и М., 2000 Т.2), учебника «Патологическая физиология» для всех факультетов медвузов в 3-х томах под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина (М., 2006), новой учебной программы для всех факультетов медвузов (М., 1997 и 2004), учебных руководств «Патофизиология экстремальных и терминальных состояний» (Уфа, 1997, 2005), «Химические поражения» (Уфа, 2000, 2005), учебных пособий «Патофизиология неотложных состояний» (Уфа,

1997), «Анафилактический и анафилактоид-ный шок» (Уфа, 1997), «Комплексы лечебной физкультуры при нарушении функции опорно-двигательного аппарата и сочетанной с ней патологии у детей дошкольного и школьного возраста» (Уфа, 1997), «Патофизиология сосудистых катастроф» (Уфа, 2005).

С 2007 года на кафедре началось обучение иностранных студентов на английском языке специально подготовленными преподавателями. В учебный процесс активно внедряются цифровые информационные технологии. В лекционных аудиториях, оборудованных мультимедийными комплексами, с их использованием читаются лекции. В соревновании кафедр университета по учебнометодической работе наши преподаватели регулярно занимают призовые места. Руководство университета наградило кафедру мультимедийным комплексом, новым компьютерным классом.

В отличие от многих подобных кафедр других мединститутов кафедра патофизиологии БГМУ, несмотря на финансовые трудности, благодаря заботе руководства университета и энтузиазму сотрудников, сохраняет хорошую экспериментальную базу и обеспечена разными лабораторными животными для всех практических занятий. Это было отмечено и комиссией ГУУЗа РФ и Госинспекцией вузов РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкирский государственный медицинский институт им. ХУ-летия ВЛКСМ в цифрах и фактах (1932-1990 гг.): учебно-справочный материал /Составитель доцент М.С.Сафин. - Уфа, 1990.

2. Башкирскому медицинскому институту 60 лет (1932-1992гг.). Составители: доцент М.С. Сафин, доцент В.Я. Киселев/Под редакцией профессора Ф.Х. Камилова. - Уфа, 1992.

3. Еникеев Д. А., Терегулов Р.Г., Лехмус В.И. и др. Итоги научной деятельности кафедры патологической физиологии БГМУ за 1934-1996 гг. //Проблемы теоретической медицины. - Уфа, 1997. - С.86-88.

4. Еникеев Д.А. Кафедра патофизиологии Башкирского государственного медицинского университета (1934-1997). - Уфа, 1997. - 137с.

5. Еникеев Д.А. Итоги 70-летней деятельности кафедры патологической физиологии Башгос-медуниверситета (1934-2004)// Здравоохранение Башкортостана. - 2004. - спец. выпуск №4 -

С. 7-14.

6. 70 лет Башкирскому государственному медицинскому университету. - Уфа: Скиф, 2002.

УДК 802/809.1-52

© О.А. Майорова, А.П. Майоров, 2007

О.А. Майорова, А.П. Майоров ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

Введение понятия «интерактивное обучающее пространство» (ИОП) диктуется формированием образовательной парадигмы (в том числе и системы обучения иностранным языкам) на основе внедрения инновационных технологий в условиях глобализационных процессов. Аргументируется необходимость перехода от традиционного понятия «пространство мест» к концепту «пространство потоков», учитывающему раздвижение локальных информационных границ в рамках глобальных информационных сетей. ИОП представляет собой фрагмент структурированного и адаптированного к конкретным целям обучения социального пространства обучения и презентации учебной информации.

Ключевые слова: глобализация, образовательное пространство, пространство потоков, структурированное пространство, интеракция, компьютеризированная учебная среда, локальность, континуальность, инфраструктура, парадигма, субъекты пространства.

O. A. Majorova, A. P. Majorov INTERACTIV LEARNING SPACE

The introduction of the interactive learning space concept is related to the implementation of an education paradigm (including the system of learening of foreign languages) on the basis of bringing in innovative technologies under globalization.

The necessity of transition of the traditional space of places concept to that of space of streams is being argued. It takes into account the expansion of local information borders within the limits of global information nets. ILS is part of the structural and adaptive social space of learning and presentation of learning information.

Key words: globalization, educational space, space of streams, structural space, computerised learning environment, location, continuity, infrastructure, paradigm, agents of language space.

В настоящее время в области образовательной системы приоритетной является задача приведения ее в соответствие с современными тенденциями и внедрением инновационных технологий в условиях глобализационных процессов. Для России это особенно актуально в связи с ее вступлением в Болонский процесс и формированием общеевропейского пространства высшего образования.

Изменение подходов к научному познанию мира неизбежно приводит к пересмотру сложившихся форм и средств обучения, значительная часть которых входит в противоречие с содержанием и требованиями меняю-

щейся парадигмы образования. Во многих работах современных авторов справедливой критике подвергается так называемая «массовая модель» обучения, основными характеристиками которой являются классно-урочная система, книжно-фронтальный подход, жесткая регламентация учебного процесса, игнорирование индивидуальных способностей, творческих потенций и личностных интересов обучаемых.

Применительно к предмету рассмотрения в настоящей статье мы считаем целесообразным использование понятий «глобальное образовательное пространство» (в масштабах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.