Научная статья на тему 'Башкирский государственный медицинский университет в 1988-1994 годах (годы перестройки и созидания)'

Башкирский государственный медицинский университет в 1988-1994 годах (годы перестройки и созидания) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Башкирский государственный медицинский университет в 1988-1994 годах (годы перестройки и созидания)»

Ф.Х. Камилов

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1988-1994 ГОДАХ (ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ И СОЗИДАНИЯ)

В истории развития Башкирского государственного медицинского института одним из самых тяжелых периодов была ситуация, сложившаяся после комплексной проверки в 1987г. деятельности вуза Государственной инспекцией высших учебных заведений Министерства образования СССР. В ходе аттестации, как отмечено в заключение инспекции, было установлено, что положение дел на основных участках работы вуза не отвечает требованиям, предъявляемым к высшей медицинской школе.

По-разному был воспринят случившийся факт в коллективе института, в медицинской среде, общественностью и руководством республики. Наверное, невозможно анализировать ситуацию, сложившуюся в институте в 80-е годы в отрыве от времени, которое переживала тогда вся наша огромная страна, периода застоя и командно - административных методов управления, зачастую формального подхода к оценке жизни, успехов и неудач отдельных коллективов и др. Важно другое, что случившееся было воспринято профессорско-преподавательским составом института, медицинской общественностью республики как тревожный факт необходимости изменений, преобразований, коренного пересмотра сложившихся подходов к оценке деятельности отдельных кафедр и каждого преподавателя, сотрудника института. Особую тревогу судьба института вызвала у руководства республики, Министерства здравоохранения РСФСР. Как следствие были приняты все возможные в те годы перестройки меры по сохранению и дальнейшему развитию Башкирского государственного медицинского института.

Работу института в 1988-1994 гг. можно условно разделить на два этапа - это подготовка к переаттестации в 1989 году и дальнейшее развитие вуза, улучшение всех сторон его деятельности.

В ходе обсуждения материалов аттестации института коллективами кафедр, факультетов и института в целом была дана принципиальная оценка выявленным негативным явлениям. Произошла смена руководства института. На демократических началах с активным участием студенчества состоялись выборы ректора, проректоров по научной работе и учебной работе, деканов лечебного и стоматологических факультетов. В начале 1988 года были разработаны и утверждены общеинститутский план мероприятий по реализации постановления Госинспек-ции, который как отметил в своем письме начальник главной Госинспекции учебных заведений Госкомитета СССР по народному образованию В.А. Северцев (декабрь 1988 г.), отличается конкретностью и направленностью на коренное улучшение работы вуза, а также соответствующие планы во всех институтских подразделениях. Дважды (в 1988 и 1989 гг.) вопрос об организаторской работе института и его руководства заслушивался в Башкирском обкоме КПСС, в декабре 1988 г. на коллегии Минздрава РСФСР с принятием решений о мерах по улучшению деятельности по всем разделам работы вуза.

Началась кропотливая и целенаправленная работа. Была разработана и внедрена обновленная схема управления вузом, пересмотрены функциональные обязанности руководящего состава, структурных подразделений, создан планово-финансовый отдел, модифицирована система контроля выполнения решений.

Самое пристальное внимание было уделено кадровой проблеме. Внедрена система ежегодной аттестации профессорско-преподавательского состава по научной, учебнометодической и лечебной (для клиницистов) работе, что стало учитываться при конкурсном

переизбрании преподавателей. Разработаны целевая программа «Кадры» и план работы с резервом. Число докторов наук за 2 года возросло с 44 до 56. Только в 1988 году было защищено 4 докторские и 22 кандидатские диссертации. Почти в два раза повысилась эффективность аспирантуры. Однако подготовку кандидатов и докторов наук затрудняло отсутствие собственных диссертационных советов.

Были проведены организационные мероприятия по перестройке учебного процесса. В целях расширения профориентации в районах и городах Башкирии были открыты 10 УПК медицинского и 2 УПК фармацевтического профиля. Все вступительные экзамены стали проводиться письменно, а зачисление на 1-й курс осуществляться на открытом заседании приемной комиссии в присутствии абитуриентов и всех желающих. Была ликвидирована практика приема в институт «кандидатов в студенты». Все это позволило повысить объективность приема в вуз. С учетом достижений медицинской науки и требований практического здравоохранения были разработаны функциональные модели специалистов и перечень обязательных практических навыков, осуществлен комплекс мероприятий по внедрению в учебный процесс самостоятельной работы студентов, на кафедрах организованы лаборатории, разработаны тренажеры по освоению практических навыков. Введена аттестация студентов на владение практическими навыками и готовности к самостоятельной практической деятельности, организован центральный методический кабинет института, введены целевые субординатура и интернатура по подготовке врачей скорой медицинской помощи и патологической анатомии, а также субординатура на вечернем отделении. Был сформирован отдел ТСО, открыты три новые кафедры: поликлинической педиатрии, хирургии и детской хирургии факультета усовершенствования врачей. В целях совершенствования работы профильных кафедр стоматологического факультета были составлены договора о творческом сотрудничестве с соответствующими кафедрами Московского стоматологического и Казанского медицинского институтов. В институте были созданы 9 классов для обучения основам информатики и вычислительной техники и 64 программы для ЭВМ, издано 231 методическое указание, в том числе и по РСФСР, 14 сборников ситуационных задач и тестов для контроля знаний студентов.

Для оптимизации учебного процесса было организовано диспетчерское бюро расписания. Значительно повысилась активность кафедр по созданию учебно-методических материалов и управлению учебно-воспитательным процессом. Существенное место в усилении мотивации обучения, учебной дисциплины, повышении самостоятельности и творческой работы занимало развитие студенческого самоуправления. У студентов появилась самостоятельность в зачислении и размещении, благоустройстве и ремонте в общежитиях, выборе старост групп и курсов, членов ученых советов факультетов и института, распределениях стипендии, выпускников по местам назначения, рекомендации к зачислению в аспирантуру, ординатуру. Студенты стали принимать активное участие в организации учебного процесса.

Была проведена большая работа по изменению эффективности научно-исследовательской работы. Уменьшилось мелкотемье, большинство вновь запланированных работ стали комплексными, значительная часть которых была связана с краевой патологией. Были созданы научные и учебные производственные комплексы с Уф НИИ глазных болезней, Уф НИИ гигиены и профпатологии, а также «Фармакология» - с Волгоградским медицинским институтом и «Фармация» - с Башкирским аптекоуправлением и Уфимским витаминным заводом. Укреплена совместная лаборатория новых лекарственных средств с Башкирским научным центром Уральского отделения АН СССР. Было разработано новое положение о планировании НИР и внедрении ее результатов в практику. Созданы научно - координационный совет и аналитическая группа молодых ученых по НИР. В 1998-1999 гг. на поданную 41 заявку на изобретение получено 33 решения о выдаче авторских свидетельств, в несколько раз возросла охраноспособность НИР. По результатам НИР 4 препарата были представлены в Фармкомитет СССР, получено разрешение на серийное производство аллотрансплантантов для офтальмохирургии, разработанных совместно с лабораторией консервации тканей Уфимского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» и республиканским центром офтальмоонкологии и офтальмохирургии; разработаны технические условия на густую фракцию масла шиповника для изготовления суппозиториев и мазей, благодаря чему производство масла шиповника стало безотходным; получено разрешение Ветфармсовета СССР на производство нескольких препаратов и мазей для животноводства, совместно с Уфимским авиационным институтом создана усовершенствованная модель хемилюминометра. Разработаны нормативно-технические документы на 70 новых хим-реактивов.

По ходатайству руководства вуза для улучшения организации лечебной работы и совместной работы с органами практического здравоохранения в институте была введена новая должность проректора по лечебной работе, создан Совет по совместной лечебно - консультативной работе с органами и учреждениями практического здравоохранения и внедрению достижений науки и техники в практику, назначены заместители деканов по совместной работе с органами здравоохранения. Совместными усилиями сотрудников клинических кафедр, Минздрава республики и ЛПУ удалось добиться определенных успехов и по ряду показателей здравоохранения региона. Особую роль в этой работе сыграл факультет усовершенствования врачей, который почти в 2 раза увеличил пропускную способность, с учетом потребности врачей стали проводиться специализации по вновь созданным циклам кардиологии, наркологии, скорой помощи и др. На базе кафедр ежегодно более 50 врачей завершали обучение в клинической ординатуре. Только в 1988 г. были проведены более 49 республиканских и межрайонных конференций, 34 декадника и семинара, проконсультировано в ЛПУ городов и районов Башкирии более 113 тыс. больных, прооперировано более 4000 пациентов, внедрено в практику здравоохранения 30 предложений по результатам научных разработок вуза, из них на союзном уровне

- 13, РСФСР - 3, БАССР - 14 и 107 рекомендаций других лечебно-профилактических и научноисследовательских учреждений страны.

Повторная аттестация БГМИ в июне 1989 г. совпала со страшной трагедией, крупнейшей железнодорожной катастрофой на перегоне между городами Уфы и Аша в результате аварии трубопровода. В период ликвидации последствий этой катастрофы в ЛПУ г. Уфы было госпитализировано более 800 пораженных. Сотрудники института и в первую очередь сотрудники клинических кафедр были мобилизованы на оказание помощи пострадавшим, которым руководил оперативный штаб во главе с министром здравоохранения РСФСР А.И. Потаповым. Профессора и доценты клинических кафедр были закреплены за всеми лечебнопрофилактическими учреждениями города для оказания лечебно-консультативной помощи. Более 1000 студентов и сотрудников в первые же дни аварии безвозмездно сдали кровь. В своем заключении по разделу лечебной работы института Госинспекция отметила, что «... все сотрудники и студенты, участвующие в этой работе, проявили высокие моральные и профессиональные качества, трудовой героизм, по достоинству оцененный советскими и зарубежными специалистами, пребывшими для оказания помощи пострадавшим в г. Уфе. Институт был назначен головным учреждением по испытанию новых нетрадиционных методов лечения ожоговых больных, иммунодиагностике и иммунокоррекции состояния иммунной системы».

За два года в институте значительно укрепилась материально-техническая база. Так, например, были реконструированы и расширены лекционные аудитории, виварий, произведен ремонт кафедр, находившихся в аварийном состоянии, дополнительно арендованы другие помещения, что позволило почти в 2 раза увеличить учебные площади на 1 студента. Было завершено строительство столовой, спального корпуса и столовой в институтском спортивнооздоровительном лагере. Отделом ТСО было приобретено и передано кафедрам значительное число магнитофонов, диапроекторов, кинопроекторов, ЭВМ, оборудована студия звукозаписи, внутризвуковое радиовещание, создана АСУ - вуз, АСУ - диспансеризация.

После аттестации института Госинспекцией учебных заведений в приказе Госкомитета СССР по народному образованию от 22.08.1989 г. значится: «1. Утвердить постановление Главной государственной инспекции об итогах повторной аттестации Башкирского медицинского института. 2. Признать Башкирский медицинский институт аттестованным высшим учебным заведением». Таким образом, усилия и работа руководства, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов вуза оказались не напрасными.

Работа по перестройке и улучшению деятельности института по всем направлениям была продолжена и в дальнейшем. Был разработан и утвержден новый Устав БГМИ. К 1994 г. произошли следующие изменения в структуре вуза:

- созданы новые факультеты: общеврачебный и сестринское дело;

- образованы новые кафедры: педагогики и психологии; традиционной медицины ФУВ; скорой медицинской помощи и медицины катастроф ФУВ; неонатологии и перинаталогии;

- открыто заочное отделение фармацевтического факультета;

- введена новая должность проректора по капитальному строительству.

С 1989 по 1994 г. институт подготовил 3521 специалиста, в том числе по специальности лечебное дело - 1502, педиатрия - 825, стоматология - 600, гигиена, санитария, эпидемиология

- 164, фармация - 430 специалистов.

Начиная с 1991-1992 учебного года институт осуществляет подготовку иностранных граждан (Иордании, Сирии, Марокко, Йемена, Турции, Египта, Арабских Эмиратов, Пакистана, Палестины). В 1994 году было 86 иностранных граждан, обучающихся в вузе. Помимо РБ институт готовил специалистов для Марийской АССР, Курганской, Челябинской и Оренбургской областей, а также по направлению Минздрава России для республик бывшего Советского Союза - 60 человек из Узбекистана, 13 человек из Ингушетии, 14 человек из Абхазии.

За период с 1989 по 1993 г. через аспирантуру по 22 специальностям было подготовлено 55 специалистов, через клиническую ординатуру - 270 врачей по 21 специальности. С 1992 г. начала осуществляться подготовка врачей-интернов, за 1992-1994 гг. интернатуру окончили 317 специалистов. С 1989 по 1993 г. на 10 кафедрах и курсах ФУВ повысили квалификацию 6314 врачей, в основном из Башкирии.

Если в 1989 г. в институте из 564 преподавателей работали 56 докторов и 320 кандидатов наук, то в 1994 г. работало 556 преподавателей, из которых 70 докторов и 322 кандидата наук. Эффективность аспирантуры в 1991 г. составила 73%, 1992 г. - 100% и в 1993 г. - 75%. В эти годы институт широко использовал целевую форму обучения аспирантов по специальностям, по которым был дефицит научных руководителей. Наиболее подготовленные выпускники обучались в городах Москве, Ленинграде, Самаре, Казани, Челябинске, Новосибирске и др. Удалось добиться 100% эффективности использования творческих отпусков для завершения докторских и кандидатских диссертаций. Подготовке специалистов высшей квалификации способствовало и открытие 3 диссертационных советов по ведущим клиническим и некоторым медико-биологическим специальностям. В 1989-1994 гг. сотрудниками института были защищены 171 диссертация на ученую степень кандидата наук и 33 доктора наук.

Была расширена структура научно-исследовательских подразделений вуза. Научноисследовательский центр института включал ЦНИЛ, сектор договорных исследований, а также проблемную научно - исследовательскую лабораторию фармакологии. При институте были организованы научно-исследовательский центр по разработке и внедрению новых трансплантатов «Биопласт», научный центр хирургии, региональный инновационный учебно - научно -методический центр по стоматологическому образованию Минздравмедпрома. В институте работали 8 проблемных комиссий, в состав которых вошли наиболее авторитетные ученые. Научно-исследовательская работа в институте в 1994г. осуществлялась по 5 основным направлениям:

- Проблемы основных заболеваний в экологически неблагополучных условиях Башкортостана (патогенез, прогноз, профилактика, лечение, реабилитация).

- Охрана материнства и детства.

- Краевая патология.

- Изыскание и изучение лекарственных средств, разработка новых материалов и изделий медицинской техники.

- Научно - методические вопросы повышения эффективности обучения в медицинских образовательных профессиональных учреждениях.

В годы, предшествующие экономической реформе в стране, основная часть комплексных НИР в институте выполнялась в рамках союзных и российских программ. Так, до 1991 г. институт участвовал в выполнении 2 программ ГКНТ СССР и 12 программ АН и АМН СССР, Минздрава СССР и РСФСР, проблемных научных центров Минздрава РСФСР. В связи с распадом СССР, ликвидацией союзных и реорганизацией российских структур связи института нарушились.

В 1990 г. в Уфе произошло важное событие, оказавшее заметное влияние на направление научных исследований, - утром 28 марта в водопроводной воде города обнаружили фенол. В течение последующих двух дней содержание фенола и других химических веществ (более 80 соединений) в воде продолжало нарастать и достигло 32 предельно допустимых концентраций, а начало снижаться и нормализовалось лишь через 10 дней. Именно в эти дни впервые прозвучали диоксины. Сенсацией мирового масштаба в 1991 г. стало известие о том, что в питьевой воде г.Уфы в эти дни было обнаружено от 23 до 53 тысяч ПДК (предельно допустимых концентраций) диоксинов (А. Шехтер, США). Руководством республики была учреждена Государственная комиссия и впервые принята в России программа «Диоксин». Коллективы кафедр института активно включились в выполнение этой программы, и проблема экологии с тех пор стала одной из ведущих в НИР вуза.

Начало 90-х годов ознаменовалось революционными по сути политическими и социаль-

но-экономическими потрясениями. Советский Союз распался. КПСС была распущена. Россия стала самостоятельным государством. Был провозглашен суверенитет Республики Башкортостан. В этой сложной обстановке при полной поддержке Председателя Президиума Верховного Совета Башкирской ССР М.Г. Рахимова в 1991 г. была организована Академия наук РБ, ставшая высшим научным учреждением Башкортостана. Уже в 1992 г. институт получил на конкурсной основе 5 грантов АН РБ, а к 1994 г. число грантов достигло 20.

Коллектив института под руководством сектора договорных отношений НИЦ продолжал расширять НИР на договорной основе с предприятиями и организациями. Так, на 01.04.1994г. было заключено 33 договора более чем на 500 тыс. рублей.

В институте сформировались авторитетные научные школы:

- фармакологов (Д.Н. Лазарева, Е.К. Алехин, Х.М. Насыров, Ф.А. Зарудий и др.);

- хирургов (Н.Г. Гатауллин, М. А. Галлеев, В.Г. Сахаутдинов, И. А. Сафин, В.В. Плечев, Ш.Х. Ганцев, С.Н. Хунафин и др.);

- невропатологов (Н.А. Борисова, Р.В. Магжанов и др.);

- анатомов (А.Г. Габбасов, В.Ш. Вагапова, Р.Т. Нигматуллин и др.).

В эти годы были заключены договора о сотрудничестве с Ижевским и Самарским медицинскими институтами, с центром Менеджмента Барух колледжа Нью-Йорского городского университета (США), подписаны протоколы о намерениях с Лигой раковых заболеваний Земли Тюрингия (Германия), Центром челюстно - лицевой хирургии (г. Эрфурт, Германия), онкологической клиникой Инского университета им. Ф. Шиллера (Германия).

Главной задачей вуза была качественная подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям. Важнейшее значение в этой многогранной работе имеет методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. В соответствии с Уставом института была утверждена структура системы организационной и учебно-методической работы. Ведущее место в ней отводилось Центральному координационно-методическому совету, возглавляемому проректором по учебной работе, а также учебно-методическому кабинету, факультетским и цикловым методическим советам. К концу 1993г. на основании целевых заданий на кафедрах в полном объеме были изданы методические разработки в соответствии с квалификационными характеристиками нового типа. За 1989-1993 гг. по разрешению Минздрава России было издано 23 учебных пособия, 3 комплекта лекций по отдельным разделам ряда дисциплин, по разрешению ЦКМС - 628 методических разработок. Кафедрами было разработано 245 программ для ЭВМ и 1425 комплектов тестовых заданий и других материалов для всех видов контроля усвоения учебного материала. По учебно-методическим вопросам опубликовано в журналах и сборниках около 600 работ, в том числе в зарубежных изданиях - 18. В целом научная организация учебного процесса была ориентирована на разработку компьютерных обучающих, контролирующих и тестирующих программ всех уровней, а также на разработку автоматизации систем управления организацией учебного процесса и работы кафедр. Наибольших успехов в этом направлении достигли кафедры онкологии (зав. каф. проф. Ш.Х. Ганцев), травматологии и ортопедии (проф. В.В. Никитин), патологической физиологии (проф. Д.А. Еникеев), акушерства и гинекологии (проф. У.Р. Хамадьянов), фармакогнозии (доц. Т.И. Плеханова).

Представители Минздрава РФ, Госинспекция учебных заведений на государственных экзаменах отметили улучшение объема и качества знаний и практических навыков у выпускников всех факультетов.

Важную роль в научно-информационном обеспечении сотрудников, студентов, медицинских работников республики сыграл журнал «Здравоохранение Башкортостана», учрежденный по инициативе профессора В.М. Тимербулатова медицинским институтом и Минздравом республики.

Особое место в оптимизации научной и учебно-методической работы в вузе занимает библиотека. К 1994 г. обеспеченность студентов учебной и учебно-методической литературой составила 100%. Были расширены площади читальных залов, для обеспечения сохранности фонда (около 450 тыс. экземпляров) книгохранение было выделено в самостоятельный отдел. В 1991г. началась автоматизация библиотеки, были приобретены 2 компьютера IBM, внедрена библиотечная система ДИТ-ИБИС, включающая 9 модулей. С 1993г. библиотека стала выполнять новый тогда вид услуг - ретроспективный подбор реферативной информации по проблемам медицины, здравоохранения, фармации и смежным отраслям из базы данных «Medline», соответствующей трем печатным каталогам: Index Medicus, Index to Pental Literature, International Narzing Index. База данных пополнялся регулярно.

Большое внимание было уделено жилищно-бытовым условиям в студенческих общежитиях, развитию культурно-массовой и оздоровительно-спортивной работе. Обеспеченность общежитиями составила 88%. Ежегодно в санатории - профилактории (открыт в октябре 1988 г.) проходили лечение и реабилитацию 700-800 студентов. Ежегодно более 100 студентов в период каникул получали льготные путевки в санатории и дома отдыха республики. На доходы, получаемые от обучения студентов по договорам, приобретались билеты для бесплатной реализации среди студентов в оперный, башкирский и русский драматические театры, а также проездные билеты на городском транспорте. В 1993-1994 гг. из Фонда социальной защиты студенты в связи с удорожанием питания получали дополнительно к стипендии социальные пособия. Решением Ученого совета института аспирантам был установлен размер стипендии на уровне зарплаты преподавателя с выплатой разницы из Фонда. 100% надбавку к стипендии получали из Фонда студенты-сироты, 50% надбавку студенты - ведущие спортсмены (мастера, кандидаты в мастера и перворазрядники), защищавшие спортивную честь института на городских, республиканских, региональных и российских соревнованиях. В институте все эти годы функционировал спортивно-оздоровительный лагерь «Пульс», в котором в период летних каникул отдыхали ежегодно 200-250 студентов и преподавателей. Студенты занимались также в секциях по 17 видам спорта, участвовали в соревнованиях на спартакиадах «Первокурсник» и «Здоровье», в лыжных гонках на приз памяти Ф.Ф. Кургаева, в первенстве общежитий, а также в спортивно-массовых праздниках «День бегуна», «День пловца», «День лыжника», «Сабантуй», легкоатлетических эстафетах и др. За 1989-1994 гг. в институте было подготовлено 4 мастера спорта, 30 кандидатов в мастера, около 60 перворазрядников.

Серьезное положение в эти годы сложилось с жилищными условиями сотрудников института. В очереди на получение квартир или расширение жилых площадей стояло более 170 семей. За 1989-1994 гг. удалось улучшить жилищные условия более 40 семьям преподавателей и сотрудников института, однако этого было недостаточно. Было принято решение о строительстве жилого дома, подготовлен проект, близилось к завершению переселение жильцов с целью освобождения строительной площадки для возведения дома со студенческой стоматпо-ликлиникой.

В 1992 г. институт отметил 60-летие, ставшее знаменательным событием для всех медицинских работников Башкирии. Особую значимость торжественному собранию придало участие и выступление с приветственным словом Председателя Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан М.Г. Рахимова, избранного первым Президентом республики. Многие сотрудники получили из его рук почетные грамоты и другие награды.

К осени 1994 г. институт завершил подготовку к очередной переаттестации, были направлены в Минздрав и Госинспекцию учебных заведений России все необходимые документы. Однако в связи со сменой руководства института переаттестацию перенесли на более поздний срок.

В завершение я хочу поблагодарить своих коллег проректоров по учебной работе: профессоров У.Р. Хамадьянова и В.М. Ахмадеева, проректора по научной работе профессора Е.К. Алехина, проректоров по лечебной работе профессоров В.И. Никуличеву и А.Б. Бакирова, проректора по административно-хозяйственной работе А.А. Карасика, проректора по капитальному строительству М.Ш. Ямалетдинова, главного бухгалтера А.М. Богородицкую, начальника отдела кадров А.А. Бикрева, начальника планово-финансового отдела М.П. Нестеренко, начальника учебно-методического отдела С.М. Серегина, директора библиотеки Н.Р. Кобзеву, деканов факультетов и заведующих кафедрами за самоотверженный труд, большой вклад в развитие института, что и позволило в последующем изменить статус института на университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.