Научная статья на тему 'Профессор Ю. А. Горяев - заведующий кафедрой и проректор (к 75-летию со дня рождения)'

Профессор Ю. А. Горяев - заведующий кафедрой и проректор (к 75-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю.А. ГОРЯЕВ / БИОГРАФИЯ / ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / YU.A. GORYAEV / VICE-RECTOR / IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малов Игорь Владимирович, Калягин Алексей Николаевич, Казанцева Наталья Юрьевна

Представлен исторический очерк о работе заведующего кафедрой пропедевтики внутренних болезней, почётного профессора Ю.А. Горяева в должности проректора по учебной работе Иркутского государственного медицинского института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professor Yu.A. Goryaev manager of the department and the vice-rector (to 75-th anniversary from the date of the birth)

About the work of the manager of the chair of propaedeutics of internal medicine, honourable professor Y.A.Goryaev the historical sketch is presented.

Текст научной работы на тему «Профессор Ю. А. Горяев - заведующий кафедрой и проректор (к 75-летию со дня рождения)»

отделов, нелокализованная пароксизмальная активность.

Исследование гемостаза: признаки «скрытой» гиперкоагуляции во внутреннем каскаде свертывания, обусловленные умеренным усилением внутрисосудистого свертыта-ния. Наклонность к угнетению Хагеман-зависимого фибри-нолиза при сохраненном резерве плазминогена и нормальной активностиингибиторовфибринолиза.Антикоагулянтныш потенциал плазмы сохранен. Отмечается нормальная агрегация тромбоцитов на мембранные и внутриклеточные индукторы при наличии гипоагрегации на пристеночные и контактные индукторы за счет нарушения преэндоте-лиальной активации кровяныых пластинок, приводящее к истощению антитромботического потенциала эндотелия с развитием закономерного усиления пристеночного микротромбообразования. Положительный экспресс-люпус тест, увеличение Лебетокс/эхитоксового индекса на уровне фосфолипид-зависимых тестов. Отмечается гипокоагуляция в 2-х тестах с достижением коррекции при инкубации с донорскими фосфолипидами, что свидетельс-

твует о наличии в системном кровотоке умеренно-низких титров волчаночного антикоагулята.

Таким образом, учитывая, что для папулонекротического васкулита поражение внутренних органов не характерно, туберкулезная инфекция не выявлена, из лабораторных исследований обнаружена только наклонность к угнетению фибринолиза, можно считать, что васкулит в данное время имеет низкую степень активности. Проведенное обследование показало наличие только одного основного критерия системной склеродермии - склеродермического поражения кожи, что при наличии протеинурии, поражения центральной нервной системы, эпизодах субфебриль-ной лихорадки, наличии волчаночного антикоагулята, являющихся дополнительными критериями диагностики, позволило предположить системный характер поражения и направить пациентку для лечения к ревматологу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов О.Л. Кожные ангииты (васкулиты). // Насонов Е.Л., Баранов A.A. Шилкина Н.П. Васкулиты и васкулопатии. - Ярославль: Верхняя Волга, 1999. - С. 479-514.

CLINICAL SUPERVISION OF COMBINATION OF PAPULONECROTIC VAASCULITE OF THE SKIN WITH SCELODERMA

I.G. Sergeeva, A.I. Yakubovich (Novosibirsk Medical State University, Irkutsk State Medical University, Russia)

Rare clinical supervision of a combination of papulonecrotic vaasculite of a skin with scleroderma is presented.

The algorithm of diagnostics of these diseases is shown.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАУКИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ__________________________________________________________________

© МАЛОВ И.В., КАЛЯГИН А.Н., КАЗАНЦЕВА Н.Ю. - 2007

ПРОФЕССОР Ю.А. ГОРЯЕВ - ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ И ПРОРЕКТОР (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

И.В. Малое, А.Н. Калягин, Н.Ю. Казанцева (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. Представлен исторический очерк о работе заведующего кафедрой пропедевтики внутренних болезней, почётного профессора Ю.А. Горяева в должности проректора по учебной работе Иркутского государственного медицинского института.

Ключевые слова: Ю.А. Горяев, биография, Иркутский государственный медицинский университет.

Кафедрой пропедевтики внутренних болезней Иркутского государственного медицинского института доцент Борис Иванович Карнаков руководил с 1953 года. Он пользовался большим авторитетом в коллективе института, среди больных и студентов. Это был высококвалифицированный терапевт, опытный педагог и воспитатель молодёжи, блестящий лектор, руководитель двух кандидатских диссертаций. В 1969-1971 годах он просил освободить его от заведования кафедрой по состоянию здоровья, но подходящей кандидатуры не находилось.

В марте 1971 года по рекомендации профессора Константина Рафаиловича Седова Учёный совет ИГМИ тайным голосованием избрал ассистента кафедры госпитальной терапии, подавшего к защите докторскую диссертацию, секретаря парторганизации лечебного факультета Юрия Аркадьевича Горяева на должность заведующего кафедрой пропедевтики внутренних болезней. Министерство здравоохранения РСФСР в апреле 1971 года утвердило Ю.А. Горяева в этой должности, а с июля 1971 года он приступил к своим обязанностям (рис. 1).

По словам Юрия Аркадьевича, в первое время он постоянно советовался с Б.И. Карнаковым по педагогическим, лечебным и административным вопросам, поскольку избрание заведующим кафедрой было для него полной неожиданностью. Борис Иванович охотно помогал, добавляя, что новый заведующий назначен по его собственной просьбе.

Рисунок 1. Ю.А. Горяев (1972 год)

На кафедре пропедевтики внутренних болезней в то время работали опытные клиницисты и педагоги: ассистенты к.м.н. А.П. Спиридонова, к.м.н. Е.И. Поблинкова, к.м.н. Ю.И. Пронин, к.м.н. Л.Н. Горячкина, к.м.н. С.И. Шадур, В.С. Козьмина и Н.Д. Юркевич. Были трудности с учебными помещениями и поэтому она имела ещё три дополнительные учебные базы: в больницах возле железнодорожного вокзала (ныне - больнице №5), в на улице 1-й Советской и в Рабочем предместье. Наблюдались трения между заведующим кафедрой доцентом Б.И. Карнаковым

и главным врачом Городской клинической больницы №«1 г. Иркутска Анны Флегонтовны Демидовой. Не успел Ю.А. Горяев освоиться в новой должности, как 23 мая 1972 года скончался доцент Б.И. Карнаков.

В 1972 году, сразу после защитыЮ.А. Горяевым докторской диссертации, новый ректор ИГМИ доцент Михаил Александрович Рыбалко назначил Юрия Аркадьевича проректором по учебно-воспитательной работе, отмечая его положительные стороны ещё по комсомольской и партийной линии. Министерство здравоохранения РСФСР вскоре утвердило это назначение.

В 1972 году, когда Юрий Аркадьевич приступил к обязанностям проректора по учебно-воспитательной работе ИГМИ, 18 июля вышло постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». На основании этого документа вышли приказы Министров здравоохранения СССР и РСФСР и решения совещани ректоров медицинских институтов. Этими документами и руководствовался молодой проректор в своей деятельности.

Уже в этом - 1972 году были проведены некоторые организационные мероприятия, направленные на улучшение учебной и методической работы. Введены внештатные должности общественных деканов курсов и кураторов групп, разработаны положения о них. Созданы советы деканатов, в которые наряду с деканами вошли общественные деканы курсов, академсектора партийных, комсомольских и профсоюзных бюро факультетов. Изменена структура методических органов: наряду с цикловыми методическими комиссиями (ЦМК) по однородным группам дисциплин, созданы факультетские методические советы (ФМС), ЦМК по работе с первыми курсами, ЦМК по производственной практике, Студенческий методический совет. Всей учебно-методической работой в институте руководил Центральный координационно-методический совет (ЦКМС) под председательством проректора по учебновоспитательной работе. Был разработан сетевой график работы учебной части. На кафедрах внедрена карта индивидуального учёта работы профессорско-преподавательского состава.

С 1972-1973 учебного года в институте начала работать «Школа повышения педагогического мастерства», которую возглавлял вначале профессор Павел Александрович Шершнев (бывший декан лечебного факультета), затем - профессор Нина Михайловна Штырова (очень опытный педагог, заведовавшая кафедрой патофизиологии). С 1977 года одновременно со «Школой» начал работать семинар по научной организации учебного процесса (НОУП). Основным принципом их работы стала широкая пропаганда через передовой опыт кафедр института знаний, полученных на факультетах повышения квалификации,

разумное сочетание традиционных и новых прогрессивных форм обучения. Занятия «Школы» проходили ежемесячно.

ЦКМС разрабатывал, обсуждал и доводил до сведения кафедр основные направления учебно-методической работы на каждый учебный год. Прежде всего, было обращено внимание на улучшение наглядности преподавания: тематические практикумы, учебные кинофильмы, электрифицированные учебные стенды, слайды, учебные альбомы. Созданы учебно-методические кабинеты на кафедрах общественных наук, хорошо оснащённые техническими средствами обучения (ТСО).

На всех кафедрах внедрялись учебно-исследовательские работы студентов (УИРС), новые формы научной организации учебного процесса (НОУП): графы логической структуры темы, тестовый программированный контроль знаний студентов на трёх уровнях деятельности, коэффициент оперативности управления знанием, ситуационные задачи, «диагностические игры», методика построения ориентировочной основы действий студента, проблемные лекции, единые унифицированные критерии оценки знаний студента (1978). Вводится профилизация и координация преподавания, создаются межкафедральные программы. Активно издаются учебно-методические пособия для внутриинститутского использования. Особое внимание обращается на деонтологическое воспитание студентов. В 1977 году профессора А.Г. Шантуров и Н.П. Евсеева выпустили книжку «Кому доверить факел Гиппократа». Вся эта активность подогревалась новым постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов».

Важнейшими мероприятиями этого периода явились совершенствование субординатуры и интернатуры на лечебном факультете, введение субординатуры и интернатуры на стоматологическом факультете и введение преддипломной и постдипломной подготовки на санитарно-гигиеническом и фармацевтическом факультетах. Академик АМН СССР К.Р. Седов явился пионером организации субординатуры на лечебном факультете в медицинских ВУЗах РСФСР. Им был предложен цикловой метод обучения субординаторов в специализированных отделениях, сделан акцент на поликлиническую подготовку субординаторов, на изучение вопросов неотложной терапии.

На всех кафедрах и во время производственной практики была введена учебно-исследовательская работа студентов и на этапе последипломной подготовки - учебно-исследовательская работа интернов. Ежегодно проводились по курсам студенческие конференции по УИРС. Региональный совет ректоров дважды проводил смотр-конкурс итогов производственной практики, и дважды наш институт занимал первое место среди медицинских институтов Восточно-Сибирского региона. Методический совет по производственной практике (председатель - доцент К.В. Лужнов) 1 раз в 2 года проводил внутривузов-ский смотр-конкурс итогов производственной практики (рис. 2).

Профессор Ю.А. Горяев в своей проректорской деятельности постоянно контактировал с комитетом ВЛКСМ и парткомом института. ИГМИ являлся пионером внедрения общественно-политической практики студентов (ОПП) среди ВУЗов г. Иркутска. В 1977 году на базе института проведён семинар секретарей партийных организаций и проректоров по учебной работе ВУЗов г. Иркутска по ОПП. Институт был пионером движения «Студенты народному здравоохранению» (СНЗ). С целью активного привлечения студентов к совершенствованию педагогического процесса был создан Студенческий методический совет, фрагмент истории которого представлен в пункте 1.3.3 этой книги. В 1977 году в институте создан

Рисунок 2. Межрегиональное совещание по производственной практике в ИГМИ, в президиуме проректор по учебно-воспитательной работе профессор Ю.А. Горяев (1975 год)

студенческий актив по вопросам НОУП, а в 1979-1980 годах - студенческий актив «НОТ студента».

С целью улучшения адаптации студентов в институте ЦМК по работе с первыми курсами (председатель - старший преподаватель В.А. Шикина) ежегодно разрабатывала графики контрольных опросов для 1-2 курсов. В 1978 году вышли «Методические рекомендации первокурснику». Созданы методические пособия для студентов 1 курса по анатомии, зоологии с основами паразитологии, по иностранному и латинскому языкам, по гистологии. ЦМК изучала бюджет времени студентов 1-2 курсов, пропагандировала передовой опыт кафедр по организации самостоятельной работы студентов.

С целью активации методической деятельности молодых преподавателей (стаж до 5 лет) ЦКМС разработал схему аттестации и рекомендовал кафедрам проводить её ежегодно. Составлялся годовой график ежемесячной плановой проверки учебно-методической работы кафедр.

Ежегодно проводились 1-2 учебно-методических конференций. С 1972 по 1980 годы было проведено 10 учебно-методических конференций: по программированному обучению и контролю (1972) и одновременно выставка средств и методов программированного контроля и обучения; «Вопросы профилизации преподавания...» (1973); «О формах и методах идейно-воспитательной работы со студентами» (1973); «Некоторые аспекты разработки научных основ преподавания» (1974) и одновременно смотр-конкурс наглядных пособий, изготовленных сотрудниками кафедр; «Субординатура - важнейший этап преддипломной специализации» (1975) и одновременно выставка наглядности преподавания и учебные пособия для субординаторов, выпущен сборник тезисов конференции; по методологии преподавания (1976); «УИРС и пути её совершенствования» (1977) и смотр-конкурс достижений кафедр по УИРС, выпущен сборник тезисов конференции; межвузовская городская конференция по общественнополитической практике (1977) и одновременно выставка достижений кафедр по ОПП; первая студенческая конференция по деонтологии (1978); межвузовская научно-методическая конференция (совместно с ВУЗами-соиспол-нителями) по проблеме НОУП №3 «Разработка оптимальных психофизиологических и санитарно-гигиенических условий обучения» (1978). Итоги работы конференций широко освещались в институтской газете «Медик».

По свидетельству архивных материалов, признанием успехов института в учебно-методической в эти годы работе явилось то, что на протяжении трёх лет на городских педагогических чтениях по педагогике высшей школы доклады сотрудников института удостаивались дипломов I, II, III степени. Преподаватели института выступали с сообщениями на всех учебно-методических конференциях заведующих кафедрами, проводимых в этот период Минздравом РСФСР. Следствием активной учебно-методической и воспитательной работы всего педагогического коллектива явился тот факт, что ИГМИ в этот период находился в пятёрке лучших ВУЗов Минздрава РСФСР по успеваемости студентов.

Приказом Минздрава РСФСР ИГМИ с 1977 года был назначен головным ВУЗом по проблеме научной организации учебного процесса (НОУП) №3 «Разработка оптимальных психофизиологических и санитарно-гигиенических условий обучения». ВУЗами-со-исполнителями являлись 10 медицинских институтов: Казанский,

Архангельский, Читинский,

Хабаровский, Владивостокский,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ижевский, Пермский фармацевтический, Горьковский,

Свердловский, Воронежский. Из пяти головных ВУЗов, работавших по проблеме НОУП, ИГМИ руководил самым большим числом ВУЗов-соисполнителей. В 1979 году с целью улучшения работы по проблеме НОУП в институте впервые среди медицинских ВУЗов РСФСР создана психофизиологическая лаборатория (руководитель - доцент Михаил Иннокентьевич Некипелов). Было проведено 3 координационных научных совещания и 2 научно-методические конференции (1978, 1982), выпущено 2 сборника работ по теме. По проблеме во всех ВУЗах-соисполните-лях защищено 3 кандидатских диссертации и 1 докторская (М.И. Некипелов), выпущено 6 монографий.

Секретарём комиссии по проблеме НОУП №3 была доцент Т.Н. Вронская. По словам Юрия Аркадьевича, это идеальный секретарь: вела всю переписку с ВУЗами-со-исполнителями, составляла годовые отчёты, принимала участие в подготовке координационных совещаний и конференций, в издании сборников НОУП. За хорошую работу по проблеме НОУП №3 руководитель проблемной комиссии профессор Ю.А. Горяев, секретарь проблемной комиссии доцент Т.Н. Вронская, ответственный исполнитель от ИГМИ доцент М.И. Некипелов были награждены грамотами Министерства здравоохранения РСФСР.

После завершения темы Минздрав РСФСР предложил новую тему по НОУП: «Совершенствование использования и оценки эффективности ситуационных задач и деловых игр на клинических кафедрах».

Профессор Ю.А. Горяев входил в Центральный координационно-методический совет при Минздраве РСФСР под руководством начальника Главного управления учебными заведениями (ГУУЗа). При этом он был единственным представителем медицинских ВУЗов Сибири и Дальнего Востока. Он входил также в предметную Учебно-методическую комиссию по пропедевтике внутренних болезней Минздрава РСФСР.

После ухода с должности проректора по учебно-воспитательной работе ИГМИ в сентябре 1983 года (официальная причина - по состоянию здоровья, истинная, по словам Юрия Аркадьевича, - разногласия с ректором ИГМИ доцентом М.А. Рыбалко) Ю.А. Горяев продолжает заниматься учебно-методической работой в масштабах родного ВУЗа. В 1984 году совместно с академиком АМН СССР К.Р. Седовым в г. Иркутске проведена II республиканская конференция заведующих кафедрами терапии (издан сборник тезисов). Ю.А. Горяев является организатором учебно-методических конференций и автором идеи издания сборников материалов этих конференций. С 1994 года они издавались почти ежегодно (их вышло 14) под совместной редакцией Ю.А. Горяева и проректоров по учебно-воспитательной работе ИГМУ доцента Е.П. Лемешевской, профессоров И.В. Малова и А.В. Щербатых. В 2001 году руководил «Школой повышения педагогического мастерства», в работе которой, кроме ведущих профессоров и доцентов ИГМУ, приняли участие

профессора из Монгольского государственного медицинского университета, ИГМУ и Иркутского государственного педагогического университета.

Профессор Ю.А. Горяев с 1984 по 1991 годы был заместителем секретаря парткома ИГМИ по учебно-воспитательной работе. С 1991 года и до настоящего времени является председателем Совета трудового коллектива (СТК), председателем аттестационной комиссии Иркутского государственного медицинского университета, член совещательного органа при ректоре, заместителем председателя Центрального координационно-методического совета, председателем методического совета лечебного факультета и т.д. В последние годы им выполняется одновременно более 15 общественных поручений. Ю.А. Горяев руководил выборной комиссией ректора ВУЗа профессора А. А. Майбороды (3 раза) и нового ректора профессора И.В. Малова (2 раза).

Юрий Аркадьевич награжден знаком «Отличник высшей школы», орденом «Знак почета», почётными грамотами Минздрава РСФСР, Мэра г. Иркутска, ИГМУ, Клинической больницы №1 г. Иркутска, Управления здравоохранения и социальной помощи населению г. Иркутска, Ассоциации ревматологов России, благодарностью Департамента здравоохранения Иркутской

области. В 1999 году Указом Президента России Б.Н. Ельцина удостоен высокого звания «Заслуженный врач РФ» За значительный вклад в развитие Иркутского государственного медицинского университета, профессиональное становление его выпускников 29 октября 2004 года профессор Ю.А. Горяев был удостоен высокого звания «Почётного профессора ИГМУ» (рис. 3), а в мае 2007 года - Правительство МНР отметило его званием «Заслуженный врач Монголии».

С 2004 года профессор Ю.А. Горяев совместно с доцентами Н.Ю. Казанцевой и А.Н. Калягиным принимает участие в разработке и внедрении индивидуального рейтинга преподавателя. С 2006 года он руководит в ИГМУ реализацией плана вхождения в Болонское соглашение. Завершён первый этап этого плана: расчёт трудоёмкости образовательных программ в кредитах (зачётных единицах), составление учебного плана самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов в часах и кредитах, обеспечение самостоятельной работы студентов необходимыми учебно-методическими материалами в печатной и электронной формах. В настоящее время начата разработка балльно-рейтинговой системы для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.

PROFESSOR YU.A. GORYAEV MANAGER OF THE CHAIR AND THE PRO-RECTOR (TO 75-TH ANNIVERSARY FROM THE DATE OF THE BIRTH)

I.V. Malov, A.N. Kalyagin, N.Yu. Kazantseva (Irkutsk State Medical University, Russia)

About the work of the manager of the chair of propaedeutics of internal medicine, honourable professor Y.A.Goryaev the historical sketch is presented.

© ЗЛОБИНА Т.Н., ГОРЯЕВ Ю.А., КАЛЯГИН А.Н. - 2007

ИРКУТСКОМУ ГОРОДСКОМУ РЕВМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ЦЕНТРУ - 40 ЛЕТ

Т.И. Злобина, Ю.А. Горяев, А.Н. Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - д.м.н., проф. Ю.А. Горяев;

МУЗ «Клиническая больница №1 г. Иркутска», гл. врач - Л.А. Павлюк,

Иркутский городской ревматологический центр, зав. - Т.И. Злобина)

Резюме. Представлен исторический очерк организации и деятельности Иркутского городского ревматологического центра за 40 лет его существования.

Ключевые слова: Иркутский городской ревматологический центр, история, юбилей.

Организация государственной ревматологической службы в России принадлежит академику АМН СССР А.И. Нестерову. С открытием Института ревматизма АМН СССР в Москве в 1958 г. по всей стране открываются кар-диоревматологические кабинеты и отделения. В Иркутске инициаторами развития ревматологической службы явились академик АМН СССР К.Р. Седов и профессор Ю.А. Горяев. По сути дела именно профессора Ю.А. Горяева по праву считают основоположником Иркутской научной школы ревматологии. Он изучил проблему ревматизма в Иркутской области, результаты чего легли в основу его кандидатской и докторской диссертаций. Под его руководством защищено около 25 кандидатских и докторских диссертаций по различным вопросам ревматологии. В 1987 г. профессор Ю.А. Горяев организовал Иркутское общество ревматологов, которое в настоящее время продолжает свою деятельность как Иркутское отделение Ассоциации ревматологов России [1,2].

В 1967 году на базе Городской клинической больницы №1 открывается Городской кардиоревматологический центр [2]. Вначале это был методический центр, осуществляющий программу первичного выявления ревматических пороков сердца, инфаркта миокарда и инсультов с помощью сигнальных извещений, которые в 1977 г. были распространены на артрологические заболевания. Первые шаги Центра были направлены на создание эффективной диспансеризации и внедрение бесплатной бициллино-ме-дикаментозной профилактики больных ревматизмом. Для

реализации этой программы почти во всех лечебно-профилактических учреждениях были открыты кардиоревма-тологические кабинеты, количество которых постепенно достигло 25. В 1972 году по инициативе профессора Ю.А. Горяева и поддержке главного врача А.Ф. Демидовой в Клинической больнице №1 г. Иркутска открывается ревматологическое отделение, вначале на 30 коек, в 1973 г. оно было расширено до 60 коек [1].

В 1991 г. произошло разделение кардиоревматоло-гической службы. Городской кардиоревматологический центр (КРЦ) становится ревматологическим (РЦ). Такое разделение привело к уменьшению числа ревматологов в городе, т.к. большая часть врачей ушла в кардиологи, с другой стороны на первое место выдвинулась проблема заболеваний суставов, мягких тканей и системных заболеваний соединительной ткани. В 1995 г. РЦ и ревматологического отделения объединились в единую структуру.

В настоящее время в городе 8 постоянно работающих ревматологических кабинетов, в остальных амбулаторнополиклинических учреждениях трудятся ревматологи-совместители. В детских поликлиниках ревматологическую помощь детям оказывают кардиологи и ортопеды. В Ивано-Матренинской городской детской клинической больнице имеется педиатрическое отделение на 30 коек, где оказывается помощь детям с ревматическими заболеваниями, заведующая отделением, к.м.н. Н.М. Павлова, с 2007 года является главным специалистом г. Иркутска по оказанию ревматологической помощи детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.