© В. М. Тимербулатов, 2006 УДК 614.2
В. М. Тимербулатов ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ”:
РОЛЬ И МЕСТО МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Башкирский государственный медицинский университет, Уфа
В статье приведены основные задачи национального проекта "Здоровье" и отдельные нормативно • правовые сложности его осуществления. Обсуждается важность подготовки медицинских кадров на до- и последипломном этапах. Особое внимание уделено инновационным технологиям в медицинском образовании, в том числе при подготовке врачей первичного звена. Отмечена важная роль медицинской науки в университете и участия практических врачей в научных исследованиях по повышению качества .подготовки специалистов и, в конечном итоге, качества оказания медицинской помощи.
Ключевые слова: национальный проект, здоровье, подготовка медицинских кадров, медицинская наука, инновационные технологии.
V.M. Timerbulatov SUMMARY NATIONAL PRIORITY PROJECT "HEALTH":
THE ROLE AND STATUS OF MEDICAL STAFF FOR ITS REALIZATION
The main tasks of the national project "Health" and some statutory -jural complexity of its realization have been set out in the article. Importance of medical staff training on under - andpostgraduate studies have been discussed. A special attention has been given to innovation technology in the medical education and during trainingsfor general practitioners. The important role of medical university science and participation of general practitioners in researching the improvement of specialist's quality, and level of rendering medical aid have been noted.
Key words: national project, health, training of medical staff, medical science, innovation technology.
Сегодня здравоохранение и образование вновь в списке национальных российских приоритетов. Выдвигая новые национальные проекты, президент страны Владимир Владимирович Путин отметил: "Главная цель модернизации российского здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно - диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медицинской помощи".
Одной из главных причин низкого уровня здоровья населения России остается неэффективность отечественного здравоохранения, которое не отвечает реалиям рыночной экономики. Проблемы в охране здоровья граждан страны накапливаются и в значительной мере они связаны с состоянием медицинских кадров, которые неравномерно распределены по субъектам Федерации и внутри административных территорий, в частности городской и сельской местности. Не отвечает современным требованиям отношение числа врачей и средних медицинских работников. Даже для врачей общей практики (семейных) оно составляет 1: 1,5 вместо 1: 2-3.
Сохраняется диспропорция соотношения числа специалистов лечебного профиля и диагностического блока, врачей первичного звена обслуживания пациентов, а также врачей - специалистов. В первичном звене врачебные должности начинают замещать специалисты со средним медицинским образованием. Пополнение кадрами вдвое меньше
убыли. Высока доля пенсионеров. Характер и глубина подготовки специалистов не соответствуют потребностям практического здравоохранения. Создался дефицит кадров на приоритетных направлениях первичной медико-санитарной помощи. Сохраняется тенденция к специализации кадров. Квалифицированные специалисты концентрируются в городах. Сокращаются возможности профессиональной реализации, повышения квалификации и социальных гарантий.
Несовершенна нормативно - правовая база кадрового обеспечения здравоохранения. Оплата труда не стимулирует работу по профилактике и лечению. Не определены пределы численности обслуживаемого населения. Неудовлетворительны медико-техническое оснащение и информационное обеспечение рабочего места. Канцелярская работа занимает до 30-40% рабочего времени врача.
В результате доступность адекватной медицинской помощи уменьшилась для большинства граждан страны. Качество медицинского обслуживания ухудшается, несмотря на рост должностей медицинского персонала и затрат на предоставляемые услуги.
Главной задачей высшей медицинской школы в сложившихся условиях становится подготовка кадров.
Сформированный государственный заказ на специалистов в соответствии с потребностями средне- и долгосрочных перспектив регионов составляет основу планов целевого приема в учебные заведения, профессиональной ориентации и подготовки молодых специалистов, а также переподготовки работников.
Довузовская подготовка абитуриента включает профессиональную ориентацию Слабая подготов-
ка абитуриентов и дефекты профориентации учащихся общеобразовательных школ побуждают создавать в общеобразовательных учреждениях, лицеях и гимназиях медико-биологические классы, где углубленно изучаются биология, химия и другие предметы естественного профиля подготовки. Чтобы определить готовность абитуриента к медицинской работе, при поступлении в учебное заведение непременно проводится собеседование. Предпочтение в приеме отдается санитарам, медицинским сестрам, фельдшерам, имеющим стаж работы в ЛПУ, абитуриентам из медицинских семей.
Целевой прием - основной инструмент подготовки специалистов первичного звена здравоохранения для конкретного региона в конкретном учебном заведении. Поэтому общие договорные отношения дополняются индивидуальным договором между администрацией и учащимся (студентом, интерном, ординатором, врачом, фельдшером, медицинской сестрой) на целевую подготовку по первичной медицинской помощи с указанием видов социальной поддержки, обязанностей специалиста, условий расторжения договора.
Подготовка специалиста, конкурентоспособного на международном рынке труда, невозможна без инновационных технологий в образовании. В этой связи государство намерено стимулировать инновационные образовательные программы, поощрять преподавателей и студентов вузов, выплачивать гранты талантливым молодым ученым. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики, дающие обществу примеры качественного образования, обеспечивающие прогресс и профессиональный успех.
Суть инновационного образования можно выразить фразой: "Не догонять прошлое, а создавать будущее". В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.
Согласно современным представлениям, состояние инновационного потенциала вуза определяется следующими критериями: 1 Эффективность научной и инновационной деятельности, 2)состоя-ние подготовки кадров, 3)интеллектуальный потенциал вуза, 4)обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой.
Качество образовательного процесса определяется, прежде всего, его педагогическим потенциалом. Учебный процесс на 6 факультетах университета обеспечивается профессорско-преподавательским корпусом из 209 докторов и свыше 400 кандидатов наук, среди них: академик РАН, 2 член
- корреспондента РАН, член - корреспондент РАМН, 12 заслуженных деятелей науки РФ и 30 заслуженных деятелей науки РБ, 2 действитель-
ных члена и 3 члена-корреспондента Академии наук Республики Башкортостан.
В настоящее время одним из обязательных условий обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности является использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных дисциплин и курсов. Дисциплины и курсы по выбору студентов (элективы) позволяют существенно углубить и систематизировать знания по новым актуальным проблемам медицинской науки и практики, повысить уровень теоретической подготовки студентов, изучить современные методики и технологии будущей профессиональной деятельности. Студенты БГМУ имеют возможность реализовать свое право выбора дисциплины на 54 кафедрах по 188 темам.
Современного врача невозможно представить * без знания основ доказательной медицины. Доказательность в выборе лечебно-диагностических мероприятий и контроль за эффективностью терапии - необходимое условие повышения качества медицинской помощи. Обучение навыкам использования основанных на доказательствах методов диагностики и лечения в клинической практике проводится в рамках учебных курсов по выбору студентов. Примечательно, что многие преподаватели вуза являются активными членами Башкирского отделения межрегионального общества доказательной медицины.
Понятно, что успешное решение поставленных задач напрямую зависит от эффективного планомерного сотрудничества практического здравоохранения и медицинской науки. По словам академика РАМН И.Н.Денисова, требуется пересмотр некоторых традиционных представлений об учебном процессе и его технологиях, позволяющий приблизить качество подготовки врача к требованиям современной медицинской науки и практики реформируемого здравоохранения для успешной реализации национального проекта "Здоровье".
БГМУ является безусловным лидером медицинской науки в Башкортостане. Существующий интеллектуальный потенциал, материально - техническая и информационная база университета позволяют успешно проводить работу по реализации национального проекта в области здравоохранения. В составе вуза Центральная научно - исследовательская лаборатория, Региональный центр контроля качества лекарственных средств, НИИ восстановительной медицины и курортологии, Проблемная научно - исследовательская лаборатория трансплантологии.
Научные исследования в медуниверситете соответствуют приоритетным направления медицинской науки в Республике Башкортостан и включают:
- оценку состояния здоровья населения Республики Башкортостан, изучение и прогнозирование заболеваемости и смертности, уровня здоровья
различных групп населения;
- проведение эпидемиологических исследований среди населения различных регионов РБ с разработкой и внедрением комплексных профилактических и реабилитационных программ;
- разработку научных основ сохранения здоровья работающего населения настоящего и будущего поколений;
- работу по выявлению состояния наличного генофонда и уровня биологической адаптации населения.
Медицинские высшие учебные заведения как учреждения с весьма высоким и разнопрофильным кадровым потенциалом по своей природе являются уникальными научно - учебно-практическими комплексами, в которых есть принципиальные возможности проведения научных исследований с фундаментального уровня, создании новых лекарственных средств с последующим внедрением их в клиническую практику. И этому у нас есть примеры: приказом МЗ РФ разрешен для медицинского применения и промышленного выпуска разработанный БГМУ при участии Института химии УНЦ РАН оригинальный лекарственный препарат окси-метилурацил (коммерческое название "Иммурег"). Препарат стимулирует иммунитет и одновременно защищает печень от многих токсических воздействий.
Характерный для вузов обширный спектр специальностей ученых БГМУ, а следовательно, науч, ных интересов, определяет широкие возможности и готовность к совместной деятельности с отдельными исследователями и научными коллективами других учреждений. Так, БГМУ и ГУП "Иммунопрепарат" активно сотрудничают в решении актуальной для республики проблемы: разработана и
выполняется Республиканская целевая программа "Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом" (ГЛПС). В БГМУ разрабатываются и внедряются новые методы профилактики, лечения и реабилитации больных ГЛПС. Для лечения предложены лекарственные средства - йодантипирин и анан-дин, разрешенные приказом МЗ РФ для нового медицинского применения. В связи с этим представляется особенно важным координирующая роль Академии наук Республики Башкортостан в области медико-биологических наук.
За период с 2000 по 2006 гг. нашими сотрудниками получено более 300 патентов Российской Федерации на изобретения.
Как известно, национальный проект "Здоровье" предполагает реализацию трех основных направлений - укрепление первичного звена здравоохранения, усиление и совершенствование медицинской помощи матери и ребенку, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Основные цели проекта - повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие профилактической направленности здравоохранения, снижение уровня заболеваемости и смертности, совершенствование профессионализма врачей, оснащение лечебных учреждений современным оборудованием. Основные мероприятия и ожидаемые результаты приоритетного национального проекта "Здоровье" представлены в таблице.
Насколько БГМУ готов к реализации национального проекта "Здоровье"?
Наибольший интерес вызывает, пожалуй, реформирование участковой службы. Понятно, что основа этого реформирования - совершенствование подготовки кадров, от которой во многом зависит уровень первичной медицинской помощи насе-
МЕРОПРИЯТИЯ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ1
МЕРОПРИЯТИЯ Затраты в 2006 - 2007 гг. (млрд. руб.) РЕЗУЛЬТАТ
Повышение заработной платы врачам и медицинским сестрам участковой службы 35,2 Повышение уровня укомплектованности и обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками первичного звена на 12%. Снижение коэффициента совместительства с 1,4 до 1,1
Подготовка врачей по специальностям "Общая врачебная практика (семейная медицина), “Терапия и педиатрия’' 0,5 Повышение квалификации 35% врачей первичного звена здравоохранения
Оснащение диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений 29,7 Обновление на 52% диагностического оборудования амбулаторно-поликлинических учреждений. Улучшение качества диагностики на 30%
Оснащение автомобилями спорой медицинской помощи 7,5 . Обновление парка автомобилей учреждений строй медицинской помощи на 60%
Проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ряда заболеваний (ВИЧ-инфекция, гепатит В, краснуха и др.) 22,0 Раннее выявление заболеваний на 12%. Снижение заболеваемости гепатитом В в 3 раза
Дополнительная диспансеризация работающего населения 7,9 Снижение случаев нетрудоспособности на 20%, случаев госпитализации на 15%, обострений и осложнений хронических заболеваний на 30%
Строительство новых центров высоких медицинских технологий, совершенствование организации в предоставлении высокотехнологичной медицинской помогай 48,1 Повышение уровня удовлетворения потребности населения в высоштехнологичной помощи с 20 до 60-80%
Дополнительная оплата медицинской помощи женщинам в период беременности и родов 21,8 Сокращение младенческой смертности с 11 на 1000 родившихся ЖИВЫМИ до 10,3
лению.
БГМУ - один из немногих вузов в стране, начавших обучение по специальности "Врач общей (семейной) практики". Подготовка специалистов данного профиля в университете проводилась в 19921994 годах. К сожалению, в то время семейные врачи не были востребованы.
Решить проблему усиления первичного звена здравоохранения на селе позволит, на наш взгляд, возвращение нашего вуза в предстоящем учебном году к очно - заочной (вечерней) форме обучения по специальности "Лечебное дело". Прием абитуриентов по данному направлению подготовки проводится преимущественно из сельской местности. Как показывает опыт, получив образование, они возвращаются домой и с интересом трудятся на ниве сельского здравоохранения.
Повышение квалификации медицинских работников столь же рентабельно, как и модернизация оборудования. Работа в этом направлении определяется структурной перестройкой здравоохранения, технологическим совершенствованием учебного процесса, сертификацией специалистов на основе профессиональных стандартов.
Последипломное образование дифференцирует подготовку специалиста: после окончания вуза -учеба в интернатуре, после окончания вуза и практической работы - в ординатуре, далее - тематическое и общее усовершенствование. Непрерывное послевузовское образование требует обучающих программ, экспертных систем и методических материалов, систем передачи знаний с использованием телемедицины, дистанционного образования и др.
Разработаны сборники тестовых заданий для послевузовского и дополнительного образования, а также на получение или подтверждение квалификационных категорий.
Послевузовское профессиональное обучение врачей первичного звена здравоохранения проводится на 5 кафедрах (в том числе врачей общей практики на 2 кафедрах) Института последипломного образования БГМУ. Совершенствование знаний и умений врачей на последипломном уровне ведется на клинических базах университета под руководством высококвалифицированных преподавателей, доцентов, профессоров. По запросу Минздравсоцразвития РФ в рамках национального проекта "Здоровье" с начала 2006 года в БГМУ прошли обучение 790 участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики.
Усиление первичного звена здравоохранения невозможно без повышения качества работы среднего медицинского персонала. Вместе с тем отмечается значительное отставание подготовки меди-
цинских сестер от темпов подготовки врачей, что, несомненно, сдерживает необходимую оптимизацию системы медицинской помощи населению. Внедрение современных диагностических и лечебных технологий, последних достижений науки диктует необходимость подготовки среднего медицинского персонала на качественно новом уровне. Для подготовки медицинских сестер с высшим медицинским образованием в 1992 году в университете был создан факультет высшего сестринского образования, что позволило обеспечить соответствующую квалификацию и компетентность сестринских кадров в решении профессиональных задач, дифференцированную подготовку с учетом региональных особенностей.
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью - одно из важнейших направлений национального проекта "Здоровье". •Между тем высокотехнологичную медицинскую помощь сегодня получает лишь каждый четвертый, нуждающийся в ней. Финансирование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи составляет около 30% от необходимого объема.
Проектом предусмотрено увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, строительство новых центров высоких медицинских технологий в различных регионах России, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей. В соответствии с этим в БГМУ 70% диссертационных исследований выполняется практическими врачами, что повышает их профессиональный уровень и позволяет более эффективно использовать новые медицинские технологии.
Максимально приблизить данные виды медицинской помощи к населению позволяет наличие у вуза собственной многопрофильной клиники и стоматологической поликлиники. На базе университета открыты научные центры: Федеральный центр пластической абдоминальной хирургии Минздрава России, Кардиохирургический центр -филиал института кардиохирургии им. А.Н.Баку-лева, Центр малоинвазивной хирургии и эндоскопии МЗ РБ и др.
Цель проводимой реформы отечественного здравоохранения состоит в том, чтобы повысить медицинскую, социальную и экономическую эффективность системы охраны здоровья населения. Первоочередной, главнейшей задачей медицинских работников страны является консолидация всех слоев общества в охране здоровья, поскольку проблема улучшения здоровья - это проблема изменения ценности здоровья в системе ценностей общества и личности.