Научная статья на тему 'Анализ дорожно-транспортного травматизма в городе Челябинске'

Анализ дорожно-транспортного травматизма в городе Челябинске Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
574
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ЭПИДЕМИОЛОГИЯ / ФАКТОРЫ РИСКА / TRAFFIC ACCIDENT ASSOCIATED TRAUMATISM / EPIDEMIOLOGY / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губайдуллин М. И., Сафин Р. Я., Зарков С. И.

Целью исследования явилось изучение распространенности факторов риска, основных причин и исходов дорожнотранспортных травм в городе Челябинске за период с 2001 по 2009 годы. Материалом исследования послужили сведения из Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области, ГИБДД УВД по городу Челябинску и Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. Дорожно-транспортный травматизм на территории Челябинска имеет устойчивую динамику роста и характерные эпидемиологические особенности: его уровень составляет 225,2 на 100 000 населения, коэффициент смертности и степень тяжести последствий в 2009 году равны 14,4 и 5,3 на 100 000 жителей соответственно. Максимум травм происходит в период с августа по октябрь и с 12 до 18 часов ежедневно. Большинство травм в результате «наезда на пешехода» 57,8 %, поэтому пешеходы наиболее уязвимые (53,7 %). По показателям травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий лидируют лица трудоспособного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Губайдуллин М. И., Сафин Р. Я., Зарков С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRAFFIC ACCIDENT ASSOCIATED TRAUMATISM IN CHELYABINSK CITY

The purpose of this study was to estimate the incidence, risk factors, main causes and outcomes of traffic accidents in Chelyabinsk city for the period from 2001 to 2009. The materials to be studied were provided by the State Traffic Law Enforcement Inspectorate, Central Department of Internal Affairs of Chelyabinsk Region, the State Traffic Law Enforcement Inspectorate, Department of Internal Affairs of Chelyabinsk City, and Federal Statistics Service of Chelyabinsk region. The analysis showed that in Chelyabinsk the rate of traumatic traffic accidents has been continually growing and has had a number of characteristic epidemiological features: traffic accidents constituted 225.2 per 100 000 population, mortality and severe injuries rates in 2009 were 14.4 and 5.3 per 100 000 population, respectively. The majority of injuries occurred in the period from August to October between 12 and 18 p.m. Most of the injuries were caused by automobile-pedestrian accidents 57.8 %, consequently, considering pedestrians more vulnerable (53.7 %). With reference to traffic accident associated traumatism and death rates, the most frequent casualties were revealed to be individuals of employable age.

Текст научной работы на тему «Анализ дорожно-транспортного травматизма в городе Челябинске»

35G

ней, рефератов, решение ситуационных задач; диагностика по объективному обследованию больного, чтение рентгенограмм, аудиограмм, компьютерное тестирование и экзамен (в письменной форме, анонимно) с приглашением в случаях необходимости и целесообразности независимых экзаменаторов/экспертов из других медицинских вузов России.

Перманентная коррекция и обновление вопросов и заданий (ситуационных задач, блоков тестовых заданий и других контролирующих учебно-методических материалов) как для текущего контроля, так и для итоговых экзаменов являются обязательными компонентами учебно-методической работы каждой кафедры университета. В университете имеются оборудованные дисплей-классы с персональными компьютерами. Экзамену предшествует программированный компьютерный тестовый этап оценки подготовленности студента. Форма проведения экзаменов -унифицированная. За последние 3 года на всех кафедрах экзамен включает три этапа 1) оценка практических навыков и умений, 2) тестовый контроль и 3) экзамен в письменной форме (анонимная оценка работы).

В университете систематически проводится внутренний аудит через тестирование остаточных знаний студентов (в течение 2-х месяцев после первого экзамена по дисциплине). Для тестирования используются вузовские фонды АПИМ (прошедшие внешнее рецензирование и имеющие гриф Учебнометодического объединения по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России «Рекомендовано в качестве контрольно-измерительных учебно-методических материалов»).

Контроль качества подготовки студентов проводился по каждой дисциплине сразу после завершения изучения данной дисциплины с целью определения степени ее усвоения студентами как этап переводного экзамена и через 2-3 месяца после завершения изучения ряда дисциплин с целью определения выживаемости знаний студентов -повторное тестирование.

Результаты тестирования: в целом студенты демонстрируют достаточно высокую степень усвоения и выживаемость программного материала. Удельный вес оценок «отлично» и «хорошо» при первичном тестировании составляет 82%, при повторном - 62%. Показательны результаты ИГА выпускников: средний балл по специальностям Лечебное дело - 4.6; Педиатрия - 4,5; Медикопрофилактическое дело - 4.0; Стоматология -4.2; Фармация - 4.2; Сестринское дело - 4.1.

За высокие показатели в учебе и активность в общественной и научной жизни университета ежегодно студенты представляются к именным стипендиям президентов РФ, РБ, мэрии г.Уфы, профсоюза работников здравоохранения и особым именным стипендиям, в т.ч. известных профессоров Башкирского государственного медицинского института/ университета.

Сведения об авторах статьи:

Тимербулатов В.М. — член-корр. РАМН, д.м.н., профессор ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3 Ганцева Х.Х. - д.м.н., профессор, начальник учебно-методического управления ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. 8-347-273-57-21, e-mail: umu@inbox.ru

Хусаенова А.А. - к.п.н., доцент, начальник отдела качества образования и мониторинга УМУ, адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. 8-347-273-57-21, e-mail: husaenovaa@mail.ru Богданов Р.Р. - к.м.н., доцент, руководитель отделения производственной практики УМУ адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. 8-347-273-51-84, e-mail: Rinat_bogdanov@mail.ru

УДК 617-001-08+614.2:658+340.642 © М.И. Губайдуллин, Р.Я. Сафин, С.И. Зарков, 2011

М.И. Губайдуллин, Р.Я. Сафин, С.И. Зарков АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Росздрава», г. Челябинск

Целью исследования явилось изучение распространенности факторов риска, основных причин и исходов дорожнотранспортных травм в городе Челябинске за период с 2001 по 2009 годы. Материалом исследования послужили сведения из Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области, ГИБДД УВД по городу Челябинску и Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. Дорожно-транспортный травматизм на территории Челябинска имеет устойчивую динамику роста и характерные эпидемиологические особенности: его уровень составляет 225,2 на 100 000 населения, коэффициент смертности и степень тяжести последствий в 2009 году равны 14,4 и 5,3 на 100 000 жителей соответственно. Максимум травм происходит в период с августа по октябрь и с 12 до 18 часов ежедневно. Большинство травм в результате «наезда на пешехода» — 57,8 %, поэтому пешеходы наиболее уязвимые (53,7 %). По показателям травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий лидируют лица трудоспособного возраста.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, эпидемиология, факторы риска.

M.I. Gubaidullin, R.Ya. Safin, S.I. Zarkov ANALYSIS OF TRAFFIC ACCIDENT ASSOCIATED TRAUMATISM IN CHELYABINSK CITY

The purpose of this study was to estimate the incidence, risk factors, main causes and outcomes of traffic accidents in Chelyabinsk city for the period from 2001 to 2009. The materials to be studied were provided by the State Traffic Law Enforcement Inspectorate, Central Department of Internal Affairs of Chelyabinsk Region, the State Traffic Law Enforcement Inspectorate, Department of Internal Affairs of Chelyabinsk City, and Federal Statistics Service of Chelyabinsk region. The analysis showed that in Chelyabinsk the rate of traumatic traffic accidents has been continually growing and has had a number of characteristic epidemiological features: traffic accidents constituted 225.2 per 100 000 population, mortality and severe injuries rates in 2009 were 14.4 and 5.3 per 100 000 population, respectively. The majority of injuries occurred in the period from August to October between 12 and 18 p.m. Most of the injuries were caused by automobile-pedestrian accidents - 57.8 %, consequently, considering pedestrians more vulnerable (53.7 %). With reference to traffic accident associated traumatism and death rates, the most frequent casualties were revealed to be individuals of employable age.

Key words: traffic accident associated traumatism, epidemiology, risk factors.

В структуре смертности населения экономически развитых стран травматизм занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. На долю смертности от транспортного травматизма по данным ВОЗ приходится 30-40 % и более всей смертности от несчастных случаев.

Из всех ДТП 55,6-56,3 % происходят в городах, из них 33-34 % — в крупных городах. Из общего числа погибших на долю городов приходится 35-38 % смертельных исходов [1].

Материал и методы

В данном исследовании были использованы официально предоставленные сведения из Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области и данные Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области за период 2001-2009 г.г. Все материалы эпидемиологического анализа обработаны статистическими методами и приемами эпидемиологической диагностики. При обработке динамических рядов был использован регрессионный анализ с расчетом общего прироста. Абсолютный прирост оценивался по значениям показателя, соответствующего выравненному динамическому ряду, в первый и последний годы исследуемого периода. Выравнивание динамических рядов производилось по методу наименьших квадратов. Рассчитывались следующие показатели: грубый (интенсивный) показатель травматизма, стандартная ошибка грубого показателя. Стандартизация проводилась с учетом общепринятого мирового стандарта повозрастной численности населения. Стандартная ошибка стандартизованного показателя вычислялась прямым методом показателя по пуассоновскому распределению.

Результаты и обсуждение

По сведениям Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области и сводным данным ГИБДД УВД по городу Челябинску в изучаемый 9-летний период в дорожнотранспортных происшествиях в городе Челябинске было травмировано 21 886 человек, из

них 1818 погибло. Указанное число погибших меньше, чем зарегистрировали органы статистики, так как автоинспекция руководствуется «Правилами учета и анализа дорожнотранспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ» (приказ ФДСР № 168 от 23.07.1998).

По данным Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области непосредственно от транспортных травм и их последствий в 2001-2009 гг. в городе Челябинске погибло 1907 человек, в том числе 641 (33,6 %) - в больничных стационарах. Летальность в сроки свыше 7 суток среди лиц, травмированных в ДТП, составила 9,4 % (п=179). Соответственно, 90,6 % (п=1728) пострадавших погибли в течение 7 суток на месте происшествия, при транспортировке и в больнице. Абсолютная убыль погибших в ДТП по городу Челябинску за период с 2001 по 2009 годы составила 32,128, относительная убыль - 16,41 %.

Динамика смертельных исходов от транспортных травм в ЛПУ города Челябинска за период с 2001 по 2009 годы имеет тенденцию к росту. Так, абсолютный прирост данного показателя составил 6,264, что в относительных величинах равно 8,43 %. При этом динамика смертельных исходов от транспортных травм в больницах города Челябинска в сроки свыше 7 суток за указанный период имеет тенденцию к снижению: абсолютная убыль показателя составляет 2,4, относительная - 12,85 %.

Одним из важнейших показателей, является число погибших в ДТП на 100 тыс. жителей.

Анализ динамики показателей смертности среди пострадавших в городе Челябинске выявил некоторые различия, проявившиеся в опережающем росте данного коэффициента в 2003 году в Челябинском городском округе -до 24,1 и быстром снижении - до 14,4 в 2009 году. Средняя величина показателя смертности равна - 19,3.

Щ І

год

-Челябинская область -

год

-Челябинская обтсть —*■

■ г. Челябинск

Рис. 2. Динамика показателя смертности в ДТП на 100000 жителей в Челябинске и Челябинской области за период с 2001 по 2009 годы

Аналогичная динамика отмечается в количественном показателе погибших на 100 ДТП в Челябинской области и по городу Че-

лябинску. Абсолютная убыль указанного показателя по области составила 4,064, относительная - 33,79 %, по городу - 3,368 и 35,56 % (рис.З).

Рис. 1. Динамика показателя травматизма в ДТП на 100000 жителей в Челябинске и Челябинской области за период с 2001 по 2009 годы

При сравнительном исследовании динамики показателей травматизма и смертности в ДТП на 100 000 населения города и области установлено, что имеется отчетливая тенденция к росту показателя травматизма как по городу Челябинску (абсолютный прирост 38,08, относительный - 15,83 %), так и по Челябинской области (абсолютный прирост 27,28, относительный - 13,48 %) (рис. 1). Несмотря на увеличение травматизма в ДТП по Челябинску и Челябинской области, аналогичный показатель смертности снижается (рис. 2). Так, абсолютная убыль показателя смертности в ДТП на 100 000 населения в Челябинской области составила 2,6, относительная - 13,85 %, по городу Челябинску - 2,664 и 14,78 % соответственно.

Имеет место склонность к снижению числа погибших на 100 пострадавших в Челябинске и Челябинской области за период с 2001 по 2009 годы. По Челябинской области абсолютная убыль указанного показателя составила 3,144, относительная - 34,5 %, по городу Челябинску - 2,68 и 36,34 % соответственно.

ГОД

-Челябинская область — *

Рис. 3. Динамика числа погибших на 100 ДТП в Челябинске и Челябинской области за период с 2001 по 2009 годы

Для показателя степени опасности для человека на 10 тысяч транспортных средств в Челябинске и Челябинской области за период с 2001 по 2009 годы также характерно его снижение (рис. 4). По Челябинской области абсолютная убыль данного показателя составила 6,184, относительная - 75,39 %, по городу Челябинску - 5,328 и 80,53 % соответственно.

Степень тяжести последствий дорожнотранспортных травм определяется рядом показателей. Одним из них является соотношение количества погибших на 100 пострадавших. Этот показатель имеет стойкую тенденцию к снижению: с 9,7 в 2001 году до 6,4 человека в 2009 году. Исключением явился 2003 год, в котором отмечен скачкообразный подъем количества ДТП и пострадавших, что, естественно, привело к повышению данного показателя до 10,3. По Челябинской области коэффициент степени тяжести последствий ДТП в течение всего изучаемого периода был выше, в среднем на 2 единицы и постепенно снижался с 12,6 в 2001 году до 8,9 человека в 2009 году.

-Челябинская обтсть ■

Рис. 4. Динамика показателя степени опасности для человека на 10 тысяч транспортных средств в Челябинске и Челябинской области за период с 2001 по 2009 годы.

Тяжесть последствий ДТП, кроме того, характеризуется соотношением числа погибших в 100 ДТП. Данный показатель в последние годы постепенно снижается, однако остается высоким: в 2001 году в городе Челябинске гибель человека происходила в одном из 8 ДТП, в 2009 году - в одном из 12-13 ДТП, а в области, соответственно, в одном из 6 и в одном из 8-9 ДТП. Для сравнения в Великобритании и Германии - в одном из 50 ДТП.

Относительно общероссийских данных в городе Челябинске уровень дорожнотранспортного травматизма из расчета на 100 тыс. жителей несколько выше - 225,2, однако коэффициент смертности из расчета на 100 тыс. жителей и 10 тыс. единиц транспортных средств, а также степень тяжести последствий ДТП существенно ниже - в 2009 году 14,4 и 5,3 соответственно.

Для транспортного травматизма, как и для дорожно-транспортных происшествий, характерна сезонность. Исследование показало, что максимум смертельных исходов приходится на июль и сентябрь-октябрь (32,8 %), а количество раненых - на август-октябрь (31,3%).

Среди факторов внешней среды, определяющих частоту пострадавших, значимым является время суток: в период с 00:00 до 06:00 часов доля лиц, получивших травмы в ДТП в период с 2001 по 2009 годы, составила 9,8 %; с 06:00 до 12:00 часов - 23,2 %; на период с 12:00 до 18:00 часов приходится наибольшее количество пострадавших - 7704 человека, или 35,2 %. В последнюю четверть суток общее количество травмированных снижается до 31,8 %.

Раздельные количественные данные о погибших и раненых в течение суток не пропорциональны и существенно отличаются: в первые 6 часов удельный вес раненых вдвое меньше такового погибших; в период с 6 до 12 часов показатели равные; с 12 до 18 часов

- удельный вес смертельных исходов практически прежний, в то время как раненных увеличивается на 12 единиц и достигает 35,2 %. К концу суток удельный вес раненых несколько снижается, а погибших вырастает до 33,6. В целом количественное соотношение погибших к пострадавшим в первые 6 часов составило 1:6; с 6 до 12 часов - 1:11,5; с 12 до 18 часов - 1:16; в интервале 18-24 часов -1:11.

Анализ показателей тяжести последствий ДТП по времени суток показал, что самый низкий уровень безопасности дорожного движения в городе соответствует промежутку

времени с 24:00 до 07:00 часов включительно: на 100 пострадавших 18-19 погибших, на 100 ДТП - 28 погибших.

При исследовании количественной зависимости пострадавших в ДТП от состояния проезжей части выявлено, что травматизация участников дорожного движения чаще происходит преимущественно на дорогах с сухим покрытием - 62,7 %. На мокрых дорогах, со снежным накатом и свежеуложенной, обработанной поверхностью травмировано существенно меньшее количество людей: 17,7 %, 9,4 % и 4,9 % соответственно. На дорогах со све-жеуложенной, обработанной поверхностью показатель соотношения количества ДТП к количеству пострадавших равен 2,0. Несколько ниже (в пределах 1,4) этот показатель на дорогах загрязненных, заснеженных и со снежным накатом, а на покрытиях в сухом и мокром состояниях - 1,2 человека.

Подавляющее большинство из числа пострадавших в ДТП было травмировано в светлое время суток или на освещенных дорогах в темное время - 92,3 %.

Число пострадавших на одно ДТП в темное время суток на дорогах без освещения несколько выше в сравнении с аналогичными случаями на дорогах днем или ночью при наличии освещения - 1,42 и 1,2 человека соответственно.

Основными видами ДТП с причинением телесных повреждений явились «наезд на пешехода», «столкновение» и «опрокидывание» транспортного средства. «Наезд на пешехода» вызвал травматизацию у 57,8 % пострадавших, среди которых (91,3%) преобладают пешеходы, а второе и третье ранговые места занимают водители (5,5%) и пассажиры (3,2%). В «столкновениях с транспортными средствами и препятствиями» удельный вес пострадавших составил 39,3%. При этом виде ДТП, естественно, травмируются преимущественно лица, находящиеся внутри салона автомобиля: пассажиры и водители, доли которых достигли 53,0% и 45,4% соответственно. В процессе столкновения автомобиля в редких случаях страдали и пешеходы (1,6%). При «опрокидывании транспортного средства» телесные повреждения были причинены 58,4 % пассажиров и 41,6 % водителей. Распределение пострадавших по категории участника дорожного движения показало, что наиболее уязвимыми на дорогах города являются пешеходы (53,7%), следующие ранговые места занимают пассажиры - 24,1% и водители - 22,2%.

При оценке уровня тяжести последствий ДТП среди перечисленных участников

дорожного движения были проанализированы соотношения погибших в каждой группе на 100 пострадавших и на 100 случаев ДТП. Среди пешеходов показатели тяжести последствий ДТП составили соответственно 8,9 и 6,1 единиц, среди водителей - 3,8 и 1,1 и среди пассажиров - 2,8 и 0,9.

Анализ изменений травматизма в возрастных группах основных участников дорожного движения выявил ряд особенностей. Среди водителей наиболее высокий уровень травматизма выявлен в возрастной группе 2130 лет, составивший 38,4% (п=1866). В категории «пешеходы» кривая травматизма имеет несколько «пиков»: в 8-16 (п=1585), 21-30 (п=1893) и 41-50 лет (п=1568), суммарный удельный вес которых достигает 43,0%. Среди пассажиров кривая травматизма имеет один «пик» с удельным весом в 33,0% (п=1740), который приходится также на группу 21-30 лет. Таким образом, среди лиц, получивших квалифицированную медицинскую помощь в условиях стационара, в основном, фигурируют молодые люди в возрасте 21-30 лет независимо от категории участников дорожно-уличного движения.

Таким образом, травматизм и смертность от дорожно-транспортных происшествий имеют четкие возрастные зоны риска. По числу пострадавших во всех категориях участников дорожного движения с 25,0% лидируют лица в возрасте 21-30 лет, на втором (с 15,7%) и третьем (с 13,3%) ранговых местах возрастные группы 31-40 и 41-50 лет соответственно, т. е. в ДТП в основном страдают лица трудоспособного возраста.

Изучение роли пострадавших в несчастных случаях на дорогах и в причинении им телесных повреждений показало, что по своей вине в ДТП пострадали 10027 (48,3%) участников дорожного движения.

Сравнительный анализ между всеми участниками дорожного движения, получив-

шими травмы в ДТП по собственной вине, показал, что первое ранговое место (70,3%) занимают пешеходы, второе - водители (29,0%).

Выводы

1. В городе Челябинске за 9-летний период дорожно-транспортный травматизм имеет устойчивую тенденцию к росту: абсолютный прирост составил 38,08, относительный 15,83% на 100 тысяч населения, а смертность

- к снижению. Так, абсолютная убыль показателя смертности в ДТП на 100 000 населения по городу Челябинску равна 2,664, относительная 14,78%.

2. Травматизм в результате дорожнотранспортных происшествий имеет устойчивую сезонную и суточную зависимость. Наибольшее количество травм со смертельным исходом наблюдается в июле, сентябре-октябре - 32,8%, раненых - в августе-октябре (31,3 %). При распределении их по времени суток пик пострадавших (35,2%) приходится на временной интервал с 12:00 до 18:00. Степень тяжести последствий травм наиболее высокая в интервале 24:00 - 07:00 часов. В другое время суток соотношения погибших к раненым - в пределах 1:11 - 1:16.

3. Травматизация участников дорожного движения не зависит от состояния проезжей части дорог и уровня освещённости: 92,3% травм были получены на дорогах с сухим покрытием и в светлое время или на освещенных дорогах ночью.

4. Лидирующим видом ДТП с причинением телесных повреждений является «наезд на пешехода»: 57,8 % пострадавших, среди которых 91,3 % пешеходы.

5. Среди травмированных участников дорожного движения преобладали лица в возрасте от 21 до 50 лет, а наиболее негативные показатели тяжести последствий ДТП установлены в возрастных группах 61-70, 71 год и старше.

Сведения об авторах статьи:

Губайдуллин М.И. - к.м.н., доцент, зав. кафедрой судебной медицины ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава», е-mail: munir44@mail.ru;

Сафин Р.Я. - к. м.н., ст. преподаватель кафедры судебной медицины ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава», е-mail: rodgerdodger2G11@gmail.com;

Зарков С.И. - ассистент кафедры судебной медицины ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава», е-mail: gadru@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцев, Б.П. Методика анализа и оценки качества оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных катастрофах: пособие для врачей / Б.П. Кудрявцев, Л.М. Яковенко, В.Е. Розанов. - М.: ВЦМК «Защита», 1999. - 28 с. (Прил. к журн. «Медицина катастроф»; № 5, 1999).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.