Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС'

Организация самостоятельной работы студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / INDEPENDENT WORK / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Артур Фердсович, Хусаенова Альбина Ауфатовна

Самостоятельная работа нами трактуется как деятельность, заключающаяся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, что является важным для формирования навыков самоорганизации и обеспечения развития личности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиров Артур Фердсович, Хусаенова Альбина Ауфатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENT OF INDEPENDENT WORK WITH STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Independent work can be interpreted as an activity on rational learning, deepening knowledge and developing core competencies, as a means of enhancing students’ initiative and a means of individualization, which is very important for shaping skills of self-organization, that is a factor of progressive development of a personality in general.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС»

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

УДК 378

Амиров Артур Фердсович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Хусаенова Альбина Ауфатовна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела качества образования и мониторинга

Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уфа, Россия, e-mail: amirov.af@yandex.ru, husaenovaa@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Artur F. Amirov

Doctor of Education, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology

Albina A. Husaenova

Ph.D., Associate Professor, Head of the quality of education and monitoring

Bashkortostan State Medical University, Ufa, Russia, e-mail: amirov.af@yandex.ru, husaenovaa@mail.ru

ARRANGEMENT OF INDEPENDENT WORK WITH STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация. Самостоятельная работа нами трактуется как деятельность, заключающаяся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, что является

© Амиров А.Ф., Хусаенова А.А., 2014

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

важным для формирования навыков самоорганизации и обеспечения развития личности в целом.

Ключевые слова: образование; самостоятельная работа; образовательный процесс.

Abstract. Independent work can be interpreted as an activity on rational learning, deepening knowledge and developing core competencies, as a means of enhancing students' initiative and a means of individualization, which is very important for shaping skills of self-organization, that is a factor of progressive development of a personality in general.

Key words: education; independent work; educational process.

Федеральные государственные образовательные стандарты, устанавливающие общие требования к основным профессиональным образовательным программам в высшей школе, ввели понятие «академические часы». В рамках данного понятия раскрывается объем учебной нагрузки студентов, включающий аудиторные часы и часы, отведенные на выполнение самостоятельной работы.

Получив легитимное основание на реализацию самостоятельной работы, высшая школа поставила перед собой задачу повышения эффективности и увеличения продуктивности организации самостоятельной работы студентов. Современные представления и требования к самостоятельной работе студентов позволяют рассматривать её как специфическую педагогическую конструкцию, определяемую особенностями учебно-познавательных задач, воплощенных в конкретное содержание форм, типов и видов самостоятельных работ. Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным в случае, когда речь идет о необходимости формирования навыков самоорганизации, что является фактором поступательного развития самой личности в целом.

Рассматривая феномен самостоятельной работы как активный вид познавательной деятельности, мы можем констатировать, что она обладает рядом качеств, обеспечивающих самостоятельный поиск, самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, анализ полученной информации, установление самим студентом ритма работы и бюджета времени на изучение выдвинутых вопросов и поставленных задач. Например, русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев, являясь сторонником развивающего обучения, считал, что повышение эффективности обучения состоит в саморазвитии личности ученика. По нашему мнению, это утверждение весьма значимо, так как профессиональное образование, полученное в вузе, в идеале переходит в самообразование, а для некоторых выпускников - и в фазу непрерывного образования.

Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Вместе с тем, учитывая, что одним из путей повышения качества специалистов является переориентация образовательного процесса с задач трансляции знаний и опыта на задачи обучения студентов навыкам их самостоятельного приобретения и преобразования (Башмакова Н.И., Мировые тенденции высшего образования в XXI веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С. 28-30), основное внимание педагогов вуза в плане реализации ФГОС направлено на совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов, так как эта деятельность играет значительную роль в развитии их познавательной активности, готовности к самообразованию, способствует развитию творческой мотивации, самоорганизации, инициативы.

Учитывая специфику медицинского вуза, мы полагаем, что подготовку будущего врача следует рассматривать как способ формирования его профессионального потенциала, включающего интеллектуальную мобильность, умение аналитически мыслить, интерпретировать полученную информацию и самостоятельно работать над совершенствованием общекультурных и профессиональных компетенций, при этом самостоятельную работу студентов мы рассматриваем как важнейшее средство повышения профессионально -познавательной активности будущих врачей. Именно в процессе самостоятельной работы проявляется их творческая мотивация, формируется навык целеполагания и индивидуальный стиль учебной и учебно-исследовательской деятельности, повышается самоконтроль, осуществляется саморазвитие и иные важные личностные качества, которые необходимы для первоначального освоения практического опыта на этапе вузовского периода подготовки врача.

Заявленная в новых стандартах образования обязательной и обеспеченная определенным объемом учебной нагрузки самостоятельная работа студентов нуждается сегодня в педагогическом сопровождении и методическом обеспечении. В связи с этим данный вид работы обучающихся необходимо соотносить с организующей ролью преподавателя, предполагающей постоянный мониторинг процесса самостоятельной деятельности студента. Правильно организованная самостоятельная работа непременно сопровождается возрастанием уровня трудоемкости и сложности выполняемых заданий, что обеспечивает ее развивающий характер. Понимание сущности различных видов самостоятельных работ, в зависимости от их функционального назначения, предоставляет возможность планировать и использовать самостоятельную деятельность студентов как оптимальное средство обучения и развития. Безусловно, при ее организации необходимо также учитывать и предпочтения студентов в плане организации и содержания работы.

С этой целью, начиная с 2010 г., нами проводится анкетирование студентов (Коновалова С.В., Амиров А.Ф., Коновалова Г.М. Состояние и пути совершенствования самостоятельной работы студентов в медицинских вузах // Медицинский вестник Башкортостана. 2010. № 2. С.105-107).

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

На основании результатов анкетирования трехсот старшекурсников лечебного и педиатрического факультетов выявилась следующая иерархия предпочтений в выборе форм самостоятельной работы: работа с наглядными материалами - 72,9 %; производственная практика - 60,2 %; непосредственное общение с больными - 49,5 %.

В университете созданы хорошие условия для успешного ведения самостоятельной работы - так считают 61,8 % респондентов. По мнению 54 % респондентов, в организации самообразовательной учебной деятельности большое внимание должно быть уделено совершенствованию форм и методов самостоятельной работы; 31 % студентов отмечает необходимость более широкого использования компьютерных технологий.

Существенному улучшению самостоятельной работы могут способствовать следующие условия: четкое планирование и контроль данного вида деятельности - 52,2 %; повышение требований со стороны преподавателя за выполнением самостоятельной работы - 42,1 %; полное изложение преподавателем учебного материала - 38,1 %.

В понимании студентов самостоятельная работа может быть трех видов: выполняемая без участия преподавателя, но по его заданию - 40 %, самостоятельно под контролем преподавателя - 31 %, как форма самостоятельной учебной деятельности без консультативной помощи преподавателя - 29 %.

Каждый из предложенных видов деятельности, по мнению студентов, является приемлемым, однако большинство из них (66,4 %) желает самостоятельно выполнять четко поставленные перед ними задачи.

Для плодотворной самостоятельной работы студентов необходим контроль со стороны педагога как один из важных мотивирующих факторов -так считают 38 % респондентов.

Сложившийся традиционный подход в организации успешной учебной деятельности, который реализуется в апробированных методиках проведения лекционных, семинарских и практических занятий, отвечает требованиям к уровню подготовки врачей. Однако часть студентов (24 %) считает организацию эффективной самостоятельной работы значительным резервом повышения качества процесса обучения.

По мнению большинства респондентов (54 %), необходимо совершенствовать формы и методы обучения, шире использовать на занятиях современные информационные технологии - 31 %.

Университет достаточно обеспечен учебными и учебно-методическими материалами для успешной организации самостоятельной работы - так считают 78,2 % студентов. В самообразовательной деятельности студенты предпочитают использовать традиционные источники знаний, такие как лекционные материалы - 69,5 %, рекомендуемые учебники - 72,0 % и методические разработки преподавателей - 47,8 %.

По мнению студентов, для повышения эффективности самостоятельной работы необходимо: четко планировать и организовывать свою

t'i вестник пггпу

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

самообразовательную деятельность - 64,2 %; выделять дополнительное время на ее проведение - 40,1 %; уметь рационально его использовать в процессе самоподготовки - 41,8 %.

Важно отметить, что 68,7 % опрошенных хотят постоянно пополнять свои знания, рационально используя при этом время, отводимое на самостоятельную работу.

Для преодоления трудностей в самостоятельной работе большое значение студенты придают собственным усилиям и упорству - 70 % и помощи преподавателей - 51 %. Чаще всего студенты обращаются за помощью к преподавателям по следующим вопросам: как овладеть практическими навыками врачебной деятельности - 62,5 %, как успешно решать ситуационные задачи - 37,4 %, как планировать и организовывать самостоятельную работу -14,3 %. Большинство студентов (87,6 %) считают, что самостоятельная работа является непременным условием для будущей успешной профессиональной деятельности врача. В результате самостоятельной работы можно сформировать профессионально важные качества врача - так считают многие студенты (83 %), а также целенаправленно определить область своей дальнейшей научной и практической деятельности.

Результаты проведенного анкетирования явились основой для разработки эффективных форм и методов проведения и рационального планирования самостоятельной работы студентов.

Осуществляя исследовательскую работу на основе межвузовского сотрудничества с Самарским государственным медицинским университетом, мы совместно подготовили и реализуем в педагогической практике двух медицинских вузов ряд учебных и методических пособий для преподавателей медицинских вузов, затрагивающие вопросы организации самостоятельной работы (Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: учебно-методическое пособие для преподавателей / А.Ф. Амиров, Н.П. Аввакумова, Р.М. Гаранина, А.А. Гаранин. Самара: Офорт, 2014. 101 с.; Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: методическое пособие для преподавателей / сост. А.Ф. Амиров, Р.М. Гаранина. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. 44 с.).

Результаты опросов студентов также подтвердили, что стремление к самостоятельности - фундаментальная потребность личности в самообучении, самоуправлении, саморазвитии. Самостоятельная работа студентов - это метод обучения, при котором познавательная деятельность протекает в полном соответствии с индивидуальными потребностями, уровнем базового образования, опытом, с одной стороны, и с другой - специально созданными для этого организационными условиями. Исследование показало, что эффективность реализации самостоятельной работы зависит от устойчивой мотивации личности студента, а самостоятельную работу следует рассматривать как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную управляемую познавательную деятельность, средство ее психологической, педагогической и логической организации. В новых условиях необходимо определять самостоятельную работу как особый вид познавательной деятельности студентов, осуществляемый под непосредственным

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

педагогическим управлением и контролем преподавателя, содержательно включающий в себя всю мыслительную деятельность студентов по решению учебно-профессиональных задач. В этом случае самостоятельная работа заключается в мотивации самого студента и активизации его познавательной деятельности, включает в себя мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, индивидуально-волевой, процессуально-деятельностный компоненты, позволяет сочетать когнитивный и компетентностный подходы, которые, согласно существующим положениям, способствуют личностному развитию и являются фактором обеспечения комплексного развития способностей будущего специалиста, а также дополняются личностно-развивающими компонентами, позволяющими представить процесс самостоятельной работы студентов на высоком уровне технологичности.

Согласно разрабатываемой нами концепции, самостоятельная работа студентов как процесс инициируется дидактически значимыми факторами, отражаемыми в содержательном и организационно-процессуальном компонентах, в совокупности представляющих собой схему практической реализации способностей студента по решению учебно-профессиональных задач самостоятельной работы. Критериями оценивания учебно-профессиональных задач самостоятельной работы выступают уровни проявления познавательных, интеллектуальных, творческих,

коммуникативных, специальных способностей студентов и уровни их самореализации в процессе самостоятельной работы. Исходным положением является то, что самостоятельная работа выступает средством развития познавательных, интеллектуальных, когнитивных, творческих, рефлексивных способностей студентов, самостоятельного мышления и, в конечном итоге, способствует становлению его личности, конкурентоспособной на рынке труда, т.е. самостоятельная работа студентов обеспечивает в учебном процессе комплексное развитие способностей будущего специалиста.

Если рассматривать самостоятельную работу студентов как дидактическую форму обучения, то в этом случае она представляет собой систему организации широких педагогических условий, способных обеспечить самоуправление учебной деятельностью студентов. В ходе ее выполнения происходит развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, раскрытие его личностного потенциала. В этом смысле понятие «самостоятельная работа» расширяется, что позволяет интерпретировать ее как многозначную открытую систему осознанной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей психологическую самомотивацию и саморегуляцию, саморазвитие личностного потенциала студента: интеллектуального, мыслительного, исследовательского, рефлексивного, творческого, коммуникативного. Иными словами, самостоятельная работа - это активная познавательная творческая деятельность студента, направленная на самостоятельное приобретение способов познания окружающего мира, на развитие рефлексивного мышления, это способ развития творческих способностей, форма сотрудничества, «сотворчества» и диалога преподавателей и студентов в образовательном учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.