13. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М., 1983. - 120 с.
14. Чапаев, Н. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: автореф. дис. ...д-ра. пед. наук. [Текст] / Н. К. Чапаев. - Екатеринбург, 1998.-37 с.
15. Шарабрин, А. Ф. Интеграция курсов - путь к совершенствованию профессиональной подготовки [Текст] / А. Ф. Шарабрин // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: Сборник научных трудов / Сост.: канд. философ, наук Ю. И. Салов. - Бийск: НИЦБиГПИ, 1994. - С. 75-82.
16. Шаталов, В. Ф. Точка опоры [Текст] / В. Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
17. Энгельгардт, В. А. Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений жизни [Текст] / В. А. Энгельгардт // Материалы к Второму Всесоюзному совещанию по философским вопросам современного естествознания, посвященному 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. - М., 1970. - 47 с.
УДК378.147.88 (470.57)
Коновалова София Владимировна
Преподаватель кафедры педагогики и психологии Багикирского государственного медицинского университета, [email protected], Уфа
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Konovalova Sofiya Vladimirovna
Pedagogics and phsychology chair teacher of the Baskir State Medical University, Vera [email protected], Ufa
THE ORIGINAL WORK AS A WAY OF THE MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION STUDENTS COGNITIVE ACTIVITY
В последние десятилетия проблема организации самостоятельной работы студентов привлекает к себе растущее внимание педагогов, психологов и всех заинтересованных лиц, обеспечивающих образовательную деятельность в высших учебных заведениях. Это объясняется тем, что объем знаний, который необходимо усваивать студенту в период обучения в вузе резко возрастает и постоянно обновляется.
В связи с этим важным условием является развитие методологической культуры студентов по самостоятельному приобретению и усвоению знаний.
Согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы
студентов высших учебных заведений» данный вид деятельности студентов обрел статус приоритетного направления в современном учебном процессе.
Особое внимание к самостоятельной работе обусловлено приходом инновационной стратегии организации образования в постиндустриальном информатизированном обществе взамен традиционного нормативного принципа. Основой такой стратегии являются личности всех участников образовательного процесса [3; 4].
Концепция развития высшего медицинского образования ориентирована на подготовку специалистов, способных разрабатывать и реализовывать комплекс лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий в рамках своей специальности, оценивать характеристики психического и физического здоровья человека, анализировать и выявлять результативность собственной профессиональной деятельности, прогнозировать пути и направления ее совершенствования и повышения эффективности [1; 2].
В процессе ее реализации должны быть решены три глобальные задачи: подготовка профессионально мобильного, мотивированного специалиста; обеспечение выпускников необходимым объемом теоретических знаний, практических умений и навыков для первоначального этапа вхождения в профессиональную деятельность; формирование навыков работы с источниками информации и умения организовывать самостоятельную профессионально-познавательную деятельность. Одним из путей успешного решения поставленных задач является переориентация образовательного процесса с задач трансляции знаний и опыта на задачи обучения студентов навыкам их самостоятельного приобретения и преобразования.
В этом аспекте важное внимание отводится совершенствованию форм и методов самостоятельной работы студентов. Самообразовательная деятельность студента, особенно на основе современных технологий, играет ведущую роль в развитии их познавательной активности, готовности к самообразованию, способствует развитию творческих навыков, инициативы, умению организовывать свое время [8].
В дидактике высшей школы самостоятельная работа рассматривается как форма обучения и вид учебного туда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, или как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации [7].
В современном представлении самостоятельная работа- это активные формы и методы обучения, единство учебно-воспитательной, научно-исследователь-ской и научно-практической деятельности, тесное сотрудничество студента с преподавателем [6]. Она может быть аудиторной, выполняемой в ходе учебных занятий и внеаудиторной, максимально индивидуализированной и иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер, соответствующий определенному этапу освоения основных образовательных программ направлений подготовки специалиста [5].
Практика медицинского образования показывает, что вопросам организации самостоятельной работы студентов в настоящее время не уделяется должного 40
внимания. Между тем это одна из ключевых проблем, особенно в современных условиях интеграции российской высшей школы в международные образовательные структуры.
Перед высшей медицинской школой поставлена задача готовить специалистов, главной отличительной чертой которых является способность усваивать и утверждать на практике все современные достижения медицинской науки.
Поэтому для студентов - будущих врачей должно стать нормой стремление к систематическому самообразованию, способствующему глубокому усвоению учебного материала, приобретению прочных знаний, умений и навыков для осуществления успешной практической деятельности.
Основными условиями эффективной самообразовательной деятельности студентов являются: обеспечение оптимального сочетания в учебных планах объемов аудиторной и самостоятельной работы; наличие эффективных форм и методов её организации; представление возможности выбора студентами наиболее приемлемой формы её осуществления; наличие нормативных и учебнометодических изданий по данному виду деятельности; достаточная обеспеченность процесса обучения техническими средствами, компьютерной техникой, специальной учебной литературой; направляющая и консультативно-методическая роль преподавателя; достаточный уровень подготовленности студентов к самостоятельному труду, их самоорганизации и дисциплинированности; выбор эффективных форм контроля и стимулирования самостоятельной работы обучающихся.
Анализ условий, созданных в Башкирском государственном медицинском университете для полноценной и плодотворной самостоятельной работы студентов, позволяет выявить эффекгивность организации этого важного вида самообразовательной деятельности обучающихся и наметить пути её совершенствования. Особенно важен взгляд на эту проблему со стороны студентов.
В нашем исследовании мы попытались определить отношение студентов к самостоятельной работе, уровень сформированное™ навыков её проведения и организации данного вида деятельности в медицинском университете.
С этой целью было проведено анкетирование студентов старших курсов, которое выявило достоинства и недостатки в организации самостоятельной работы студентов и определило основные пути её совершенствования. Анкетированием было охвачено 300 студентов 5 и 6 курса лечебного и педиатрического факультетов.
Результаты ответов студентов на вопросы, выраженные в процентах по каждому курсу и усредненные по курсам и факультетам, приведены в таблице 1. Анализ полученных результатов в целом по факультетам позволил выявить следующие закономерности в организации самостоятельной работы студентов как важного средства развития их познавательной активности.
Со стороны студентов, выявилась следующая иерархия предпочтений в выборе форм самостоятельной работы: работа с наглядными материалами -72,9%; производственная практика - 60,2%; непосредственное общение с больными-49,5%.
Таблица I - Результаты анкетирования студентов
Количество студентов, % Средний показа-
Анализ и ру ем ы е лечебный - 151 чел. педиатрический -149 чел.
вопросы курс в курс в тель по факультетам, %
5 6 сред- нем 5 6 сред- нем
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Какие формы самостоятельной работы являются наиболее эффективными: работа с наглядными материалами; 69,7 90,5 80,1 63,0 68,8 65,8 72,9
производственная практика; 48,5 71,6 60,0 49,1 71,8 60,4 60,2
непосредственное общение с больными 44,7 50,0 47,3 46,3 57.3 51,8 49,5
2. Как Вы оцениваете условия для самостоятельной работы: хорошие; 57,9 83,1 70,5 58,5 47,9 53,2 61,8
удовлетворительные 13,1 13,5 13,3 33,9 19,8 26,8 20,0
3. Что может способствовать улучшению самостоятельной работы: ее четкое планирование и контроль со стороны педагогов; 44,2 60,1 52,1 52,6 52,1 52,3 52,2
повышение методических и организационных требований по ее реализации; 18,8 72,9 45,8 24,6 52,1 38,4 42,1
полное изложение учебного материала 34,2 41,4 37,8 41,5 35,4 38,4 38,1
4. Ваше понимание самостоятельной работы: выполняемая без участия преподавателя по его заданию; 52,8 55,8 54,3 22,6 28,6 25,6 40,0
выполняемая самостоятельно под контролем преподавате- ЛЯ, 18,0 27,0 22,5 43,0 36,4 39,5 31,0
форма организации самостоятельной учебной деятельности без помощи преподавателя 29,8 20,9 25,9 33,9 31,2 32,5 29,0
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7 8
5. Пути повышения качества обучения: организация эффективной самостоятельной работы; 17,1 32,4 24,8 22,6 23,9 23,2 24,0
совершенствование форм и методов обучения; 57,9 71,6 64,8 43,4 44,8 44,1 54,0
использование современных информационных технологий 25,8 33,4 29,6 30,2 33,3 31,8 31,0
6. Какими источниками знаний Вы предпочитаете пользоваться: лекционными материалами; 68,6 59,4 64,0 84,9 65,6 75,1 69,5
рекомендуемыми учебниками; 64,6 91,9 78,2 54,7 77,1 65,9 72,0
методическими разработками преподавателей 34,2 27,3 30,7 66,8 62,8 64,8 47,8
7. Выделите основные условия успешной самостоятельной работы: четко планировать и организовывать самостоятельную деятельность; 56,6 67,6 62,1 60,9 71,8 66,4 64,2
выделять дополнительное время на самостоятельную работу; 37,3 37,4 37,3 35,8 50,0 42,9 40,1
рационально использовать время на самоподготовку 44,7 41,9 43,3 41,5 39,6 40,5 41,8
8. Выделите важные условия в преодолении трудностей в самостоятельной работе: собственные усилия и стремление преодолеть трудности; 75,8 72,9 74,3 68,5 63,8 66,1 70,0
помощь со стороны преподавателей 49,8 42,9 46,4 56,8 52,9 54,9 51,0
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7 8
9. По каким вопросам Вы чаще обращаетесь за помощью к преподавателям, как: овладеть практическими навыками врачебной деятельности; 74,6 58,6 66,6 62,6 54,2 58,4 62,5
решать ситуационные задачи; 21,5 44,6 33,0 35,8 47,9 41,8 37,4
планировать и организовывать самостоятельную работу 2,6 32,4 17,4 11,3 11,4 11,3 14,3
10. Самостоятельная работа позволяет: сформировать профессионально важные качества врача; 92,1 81,1 86,6 77,4 80,2 78,8 83,0
определить область дальнейшей научной и практической деятельности 64,9 56,9 61,9 49,4 46,9 48,2 54,5
В медицинском университете созданы хорошие условия для успешного ведения самостоятельной работы, так считают 61,8% респондентов.
Существенному улучшению самостоятельной работы могут способствовать следующие условия:
- четкое планирование и контроль данного вида деятельности со стороны педагогов и методических структур вуза - 52,2%;
- повышение методических и организационных требований к субъектам образовательной деятельности по реализации самостоятельной работы - 42,1%;
- полное изложение преподавателем учебного материала - 38,1%.
В понимании студентов самостоятельная работа может быть следующих видов: выполняемая без участия преподавателя, но по его заданию - 40%, выполняемая самостоятельно под контролем преподавателя - 31%, или как форма самостоятельной учебной деятельности без консультативной помощи преподавателя - 29%.
Каждый из предложенных видов деятельности, по их мнению, является приемлемым, однако большинство из них (66,4%) желает самостоятельно выполнять четко поставленные перед ними задачи.
Для качественной самостоятельной работы весьма актуальными являются индивидуальные занятия с преподавателем. Студент, по мере необходимости, имеет возможность получать у него индивидуальную консультацию по изучаемому им самостоятельно учебному материалу. Преподаватель, в свою очередь, может пригласить на собеседование студента затем, чтобы проверить, насколько успешно справляется он с учебным заданием и оказать ему своевременную помощь.
В медицинском университете создана система индивидуального консультирования преподавателей по специальному графику, который разрабатывается с учетом мнения студентов и в удобное для них время.
Такая форма индивидуальной работы позитивна и востребована студенческой аудиторией.
За самостоятельной работой студентов необходим контроль со стороны педагога - как один из важных мотивирующих факторов, так считают 38% респондентов. На наш взгляд, важным мотивом ее активизации может стать включение результатов выполнения самостоятельной работы студентов в показатели текущей успеваемости обучающихся, от оценок которых будет зависеть их рейтинг.
Традиционный подход в организации успешной учебной деятельности, реализуется в апробированных методиках проведения лекционных, семинарских и практических занятий, с целью активизации обучаемого, стимулирования его мотивации, повышения степени восприятия и глубины усвоения учебного материала. Наряду с этим, значительным резервом повышения качества процесса обучения студенты считают организацию эффективной самостоятельной работы - 24%.
Однако, по мнению большинства респондентов (54%), необходимо совершенствовать формы и методы обучения, более широко использовать на занятиях современные информационные технологии - 31%.
Эффективность самостоятельной работы в значительной мере зависит от обеспеченности преподаваемых дисциплин учебной литературой, методическими разработками и специальными периодическими изданиями.
В университете имеется достаточная обеспеченность учебными и учеб-но-методическими материалами для успешной организации самостоятельной работы, так считают 78,2% студентов. В самообразовательной деятельности студенты предпочитают использовать традиционные источники знаний - лекционные материалы - 69,5%, рекомендуемые учебники - 72% и методические разработки преподавателей - 47,8%.
По мнению студентов, для повышения эффективности самостоятельной работы необходимо: четко планировать и организовывать свою самообразовательную деятельность - 64,2%; выделять дополнительное время на её проведение - 40,1%; уметь рационально его использовать в процессе самоподготовки -41,8%.
Важно отметить, что большинство опрошенных студентов (68,7%) хотят постоянно пополнять свои знания, рационально используя при этом время, отводимое на самостоятельную работу.
Ведущую роль для преодоления трудностей в самостоятельной работе студенты отводят собственным усилиям и упорству - 70% и помощи преподавателей - 51%. Чаще всего студенты обращаются за помощью к преподавателям по следующим вопросам: как овладевать практическими навыками врачебной деятельности - 62,5%, успешно решать ситуационные задачи -37,4%, планировать и организовывать самостоятельную работу - 14,3%.
Большинство студентов (87,6%) считают, что самостоятельная работа является важным условием для будущей успешной профессиональной деятельности врача. Путем самостоятельной деятельности можно сформировать необходимые профессиональные качества врача, так считают многие студенты (83%), а также целенаправленно определить область своей дальнейшей научной и практической деятельности - 54,5%.
Она может быть успешной и результативной за счет совершенствования учебной и педагогической деятельности, как студентов, так и преподавателей, а также всех заинтересованных структурных подразделений университета.
Для повышения эффективности самостоятельной работы в медицинском университете необходимо:
- наличие достаточного аудиторного фонда, включая лаборатории и кабинеты, оборудованные компьютерной техникой с соответствующими программными продуктами;
- наличие компьютерных классов с выходом в Интернет, электронных читальных залов с достаточным количеством посадочных мест;
- оснащенность учебных помещений и научных лабораторий современными приборами, оборудованием, фантомами и муляжами;
- наличие соответствующей учебно-методической, инструктивной и справочно-нормативной документации по самообразовательной деятельности студентов;
- обеспеченность студентов учебной литературой, профессиональными научными периодическими изданиями отечественных и зарубежных издательств.
В организации и результативности самостоятельной работы студентов важная роль отводится профессорско-преподавательскому составу В современном образовательном процессе предъявляются более высокие требования к профессиональным качествам преподавателя высшей школы.
Основными из них, формирующими педагогическую компетентность современного преподавателя, являются:
- активное участие в инновационных процессах в сфере образования;
- владение современными информационными технологиями и программными продуктами;
- активное самообразование, повышение педагогического мастерства, профессиональной этики и культуры;
- совершенствование форм и методов самоконтроля, стремление к постоянному профессиональному росту;
- участие в научно- исследовательской деятельности педагогической и профессиональной направленности.
Наряду с профессиональной компетентностью педагогов в организации эффективной самостоятельной работы студентов им необходимо:
- понимание роли и значимости этого вида учебной деятельности в подготовке высококвалифицированных специалистов;
- владение методикой организации и ведения самостоятельной работы студентов, а также управления и контроля за данным видом деятельности;
- совершенствование педагогических технологий в организации самостоятельной работы обучающихся, направленных на усиление мотивации студентов к самообразовательной деятельности и их познавательной активности;
- стимулирование самообразовательной деятельности студентов и поощрение за ее качественное проведение;
- участие преподавателя совместно со студентами в различных сферах научной деятельности: научно- исследовательская, учебно-исследователь-ская, научная работа по заключенным договорам, грантам и конкурсам.
Со стороны студентов необходимо выполнение ряда условий, способствующих повышению эффективности самостоятельной работы:
- осознание студентами целей и задач самостоятельной работы, ее значимости для учебной и в дальнейшем профессиональной деятельности;
- владение навыками и приемами самостоятельной работы;
- постоянное стремление к самообразованию, активная творческая и гражданская позиция, инновационный подход в учебной и научно-исследовательской работе;
- самооценка и самоконтроль за ходом и результатами учебных, занятий и самостоятельной работы;
- отчетность студентов перед преподавателем о результатах самостоятельной работы;
- взаимное и тесное сотрудничество с преподавателями по освоению учебных дисциплин в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы;
- повышение требовательности к себе и ответственности за качество образовательного процесса, уровнем профессиональной компетентности и внутренней культуры.
Организационные и методологические аспекты совершенствования самостоятельной работы студентов должны найти отражение в специальных нормативных документах, разработка которых, с учетом возрастающих требований к качеству подготовки высококвалифицированных врачей, является сегодня актуальной.
Таким образом, самостоятельная работа есть составная неотъемлемая часть современного педагогического процесса. Организация самостоятельной работы не является личным делом студента, а выступает управленческой функцией вуза, задачей профессорско-преподавательского коллектива, которая приобретает особое значение в связи с развитием Болонского процесса. Участие в ней формирует познавательную деятельность студентов, способствует развитию их самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней, а также повышению качества подготовки врачей для дальнейшей практической деятельности.
Библиографический список
1. Амиров, А. Ф. Современные ориентиры медицинского образования в России / [Текст] А. Ф. Амиров //Высшее образование в России - 2008 - № 3. - С. 22-26.
2. Амиров, А. Ф. Развитие медицинского образования России в условиях реализации Болонских соглашений [Текст] / А. Ф. Амиров // Педагогический журнал Башкортостана - 2008 - № 2. - С. 19-26.
3. Байденко, В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап [Текст]/ В. И. Байденко, Д. В. Зантворт. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 674 с.
4. Росина, Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения [Текст]/ Н. Росина //Высшее образование в России. - 2006. -№ 7- С. 109-114.
5. Рубаник, А. Самостоятельная работа студентов [Текст]/ А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных.// Высшее образование в России-2005. -№ 6. - С. 120-124.
6. Сенашенко, В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы [Текст] /В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. - 2006. - № 7,— С. 103-109.
7. Трегубова, Е. С. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза: современные подходы к организации и контролю. Учебное пособие [Текст]/ Е. С. Трегубова, О. Б. Даутова, Н. А. Петрова. - Спб: СпбГМА, 2008. - 80 с.
8. Холина, JI. И. Организация самообразовательной деятельности студентов на основе современных технологий [Текст] /Л. И. Холина, О. Н. Инкина //Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 3. - С. 101-113.