Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как средство познавательной активности студентов медицинского вуза'

Самостоятельная работа как средство познавательной активности студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова София Владимировна

В статье отражена сущность самостоятельной работы студентов как важного условия развития их познавательной деятельности. По материалом анкетирования студентов проанализирован опыт организации и ведения самостоятельной работы в Башкирском государственном медицинском университете, намечены педагогические и организационнометодологические аспекты ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова София Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как средство познавательной активности студентов медицинского вуза»

13. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М., 1983. - 120 с.

14. Чапаев, Н. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: автореф. дис. ...д-ра. пед. наук. [Текст] / Н. К. Чапаев. - Екатеринбург, 1998.-37 с.

15. Шарабрин, А. Ф. Интеграция курсов - путь к совершенствованию профессиональной подготовки [Текст] / А. Ф. Шарабрин // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: Сборник научных трудов / Сост.: канд. философ, наук Ю. И. Салов. - Бийск: НИЦБиГПИ, 1994. - С. 75-82.

16. Шаталов, В. Ф. Точка опоры [Текст] / В. Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

17. Энгельгардт, В. А. Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений жизни [Текст] / В. А. Энгельгардт // Материалы к Второму Всесоюзному совещанию по философским вопросам современного естествознания, посвященному 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. - М., 1970. - 47 с.

УДК378.147.88 (470.57)

Коновалова София Владимировна

Преподаватель кафедры педагогики и психологии Багикирского государственного медицинского университета, [email protected], Уфа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Konovalova Sofiya Vladimirovna

Pedagogics and phsychology chair teacher of the Baskir State Medical University, Vera [email protected], Ufa

THE ORIGINAL WORK AS A WAY OF THE MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION STUDENTS COGNITIVE ACTIVITY

В последние десятилетия проблема организации самостоятельной работы студентов привлекает к себе растущее внимание педагогов, психологов и всех заинтересованных лиц, обеспечивающих образовательную деятельность в высших учебных заведениях. Это объясняется тем, что объем знаний, который необходимо усваивать студенту в период обучения в вузе резко возрастает и постоянно обновляется.

В связи с этим важным условием является развитие методологической культуры студентов по самостоятельному приобретению и усвоению знаний.

Согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы

студентов высших учебных заведений» данный вид деятельности студентов обрел статус приоритетного направления в современном учебном процессе.

Особое внимание к самостоятельной работе обусловлено приходом инновационной стратегии организации образования в постиндустриальном информатизированном обществе взамен традиционного нормативного принципа. Основой такой стратегии являются личности всех участников образовательного процесса [3; 4].

Концепция развития высшего медицинского образования ориентирована на подготовку специалистов, способных разрабатывать и реализовывать комплекс лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий в рамках своей специальности, оценивать характеристики психического и физического здоровья человека, анализировать и выявлять результативность собственной профессиональной деятельности, прогнозировать пути и направления ее совершенствования и повышения эффективности [1; 2].

В процессе ее реализации должны быть решены три глобальные задачи: подготовка профессионально мобильного, мотивированного специалиста; обеспечение выпускников необходимым объемом теоретических знаний, практических умений и навыков для первоначального этапа вхождения в профессиональную деятельность; формирование навыков работы с источниками информации и умения организовывать самостоятельную профессионально-познавательную деятельность. Одним из путей успешного решения поставленных задач является переориентация образовательного процесса с задач трансляции знаний и опыта на задачи обучения студентов навыкам их самостоятельного приобретения и преобразования.

В этом аспекте важное внимание отводится совершенствованию форм и методов самостоятельной работы студентов. Самообразовательная деятельность студента, особенно на основе современных технологий, играет ведущую роль в развитии их познавательной активности, готовности к самообразованию, способствует развитию творческих навыков, инициативы, умению организовывать свое время [8].

В дидактике высшей школы самостоятельная работа рассматривается как форма обучения и вид учебного туда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, или как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации [7].

В современном представлении самостоятельная работа- это активные формы и методы обучения, единство учебно-воспитательной, научно-исследователь-ской и научно-практической деятельности, тесное сотрудничество студента с преподавателем [6]. Она может быть аудиторной, выполняемой в ходе учебных занятий и внеаудиторной, максимально индивидуализированной и иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер, соответствующий определенному этапу освоения основных образовательных программ направлений подготовки специалиста [5].

Практика медицинского образования показывает, что вопросам организации самостоятельной работы студентов в настоящее время не уделяется должного 40

внимания. Между тем это одна из ключевых проблем, особенно в современных условиях интеграции российской высшей школы в международные образовательные структуры.

Перед высшей медицинской школой поставлена задача готовить специалистов, главной отличительной чертой которых является способность усваивать и утверждать на практике все современные достижения медицинской науки.

Поэтому для студентов - будущих врачей должно стать нормой стремление к систематическому самообразованию, способствующему глубокому усвоению учебного материала, приобретению прочных знаний, умений и навыков для осуществления успешной практической деятельности.

Основными условиями эффективной самообразовательной деятельности студентов являются: обеспечение оптимального сочетания в учебных планах объемов аудиторной и самостоятельной работы; наличие эффективных форм и методов её организации; представление возможности выбора студентами наиболее приемлемой формы её осуществления; наличие нормативных и учебнометодических изданий по данному виду деятельности; достаточная обеспеченность процесса обучения техническими средствами, компьютерной техникой, специальной учебной литературой; направляющая и консультативно-методическая роль преподавателя; достаточный уровень подготовленности студентов к самостоятельному труду, их самоорганизации и дисциплинированности; выбор эффективных форм контроля и стимулирования самостоятельной работы обучающихся.

Анализ условий, созданных в Башкирском государственном медицинском университете для полноценной и плодотворной самостоятельной работы студентов, позволяет выявить эффекгивность организации этого важного вида самообразовательной деятельности обучающихся и наметить пути её совершенствования. Особенно важен взгляд на эту проблему со стороны студентов.

В нашем исследовании мы попытались определить отношение студентов к самостоятельной работе, уровень сформированное™ навыков её проведения и организации данного вида деятельности в медицинском университете.

С этой целью было проведено анкетирование студентов старших курсов, которое выявило достоинства и недостатки в организации самостоятельной работы студентов и определило основные пути её совершенствования. Анкетированием было охвачено 300 студентов 5 и 6 курса лечебного и педиатрического факультетов.

Результаты ответов студентов на вопросы, выраженные в процентах по каждому курсу и усредненные по курсам и факультетам, приведены в таблице 1. Анализ полученных результатов в целом по факультетам позволил выявить следующие закономерности в организации самостоятельной работы студентов как важного средства развития их познавательной активности.

Со стороны студентов, выявилась следующая иерархия предпочтений в выборе форм самостоятельной работы: работа с наглядными материалами -72,9%; производственная практика - 60,2%; непосредственное общение с больными-49,5%.

Таблица I - Результаты анкетирования студентов

Количество студентов, % Средний показа-

Анализ и ру ем ы е лечебный - 151 чел. педиатрический -149 чел.

вопросы курс в курс в тель по факультетам, %

5 6 сред- нем 5 6 сред- нем

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Какие формы самостоятельной работы являются наиболее эффективными: работа с наглядными материалами; 69,7 90,5 80,1 63,0 68,8 65,8 72,9

производственная практика; 48,5 71,6 60,0 49,1 71,8 60,4 60,2

непосредственное общение с больными 44,7 50,0 47,3 46,3 57.3 51,8 49,5

2. Как Вы оцениваете условия для самостоятельной работы: хорошие; 57,9 83,1 70,5 58,5 47,9 53,2 61,8

удовлетворительные 13,1 13,5 13,3 33,9 19,8 26,8 20,0

3. Что может способствовать улучшению самостоятельной работы: ее четкое планирование и контроль со стороны педагогов; 44,2 60,1 52,1 52,6 52,1 52,3 52,2

повышение методических и организационных требований по ее реализации; 18,8 72,9 45,8 24,6 52,1 38,4 42,1

полное изложение учебного материала 34,2 41,4 37,8 41,5 35,4 38,4 38,1

4. Ваше понимание самостоятельной работы: выполняемая без участия преподавателя по его заданию; 52,8 55,8 54,3 22,6 28,6 25,6 40,0

выполняемая самостоятельно под контролем преподавате- ЛЯ, 18,0 27,0 22,5 43,0 36,4 39,5 31,0

форма организации самостоятельной учебной деятельности без помощи преподавателя 29,8 20,9 25,9 33,9 31,2 32,5 29,0

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6 7 8

5. Пути повышения качества обучения: организация эффективной самостоятельной работы; 17,1 32,4 24,8 22,6 23,9 23,2 24,0

совершенствование форм и методов обучения; 57,9 71,6 64,8 43,4 44,8 44,1 54,0

использование современных информационных технологий 25,8 33,4 29,6 30,2 33,3 31,8 31,0

6. Какими источниками знаний Вы предпочитаете пользоваться: лекционными материалами; 68,6 59,4 64,0 84,9 65,6 75,1 69,5

рекомендуемыми учебниками; 64,6 91,9 78,2 54,7 77,1 65,9 72,0

методическими разработками преподавателей 34,2 27,3 30,7 66,8 62,8 64,8 47,8

7. Выделите основные условия успешной самостоятельной работы: четко планировать и организовывать самостоятельную деятельность; 56,6 67,6 62,1 60,9 71,8 66,4 64,2

выделять дополнительное время на самостоятельную работу; 37,3 37,4 37,3 35,8 50,0 42,9 40,1

рационально использовать время на самоподготовку 44,7 41,9 43,3 41,5 39,6 40,5 41,8

8. Выделите важные условия в преодолении трудностей в самостоятельной работе: собственные усилия и стремление преодолеть трудности; 75,8 72,9 74,3 68,5 63,8 66,1 70,0

помощь со стороны преподавателей 49,8 42,9 46,4 56,8 52,9 54,9 51,0

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6 7 8

9. По каким вопросам Вы чаще обращаетесь за помощью к преподавателям, как: овладеть практическими навыками врачебной деятельности; 74,6 58,6 66,6 62,6 54,2 58,4 62,5

решать ситуационные задачи; 21,5 44,6 33,0 35,8 47,9 41,8 37,4

планировать и организовывать самостоятельную работу 2,6 32,4 17,4 11,3 11,4 11,3 14,3

10. Самостоятельная работа позволяет: сформировать профессионально важные качества врача; 92,1 81,1 86,6 77,4 80,2 78,8 83,0

определить область дальнейшей научной и практической деятельности 64,9 56,9 61,9 49,4 46,9 48,2 54,5

В медицинском университете созданы хорошие условия для успешного ведения самостоятельной работы, так считают 61,8% респондентов.

Существенному улучшению самостоятельной работы могут способствовать следующие условия:

- четкое планирование и контроль данного вида деятельности со стороны педагогов и методических структур вуза - 52,2%;

- повышение методических и организационных требований к субъектам образовательной деятельности по реализации самостоятельной работы - 42,1%;

- полное изложение преподавателем учебного материала - 38,1%.

В понимании студентов самостоятельная работа может быть следующих видов: выполняемая без участия преподавателя, но по его заданию - 40%, выполняемая самостоятельно под контролем преподавателя - 31%, или как форма самостоятельной учебной деятельности без консультативной помощи преподавателя - 29%.

Каждый из предложенных видов деятельности, по их мнению, является приемлемым, однако большинство из них (66,4%) желает самостоятельно выполнять четко поставленные перед ними задачи.

Для качественной самостоятельной работы весьма актуальными являются индивидуальные занятия с преподавателем. Студент, по мере необходимости, имеет возможность получать у него индивидуальную консультацию по изучаемому им самостоятельно учебному материалу. Преподаватель, в свою очередь, может пригласить на собеседование студента затем, чтобы проверить, насколько успешно справляется он с учебным заданием и оказать ему своевременную помощь.

В медицинском университете создана система индивидуального консультирования преподавателей по специальному графику, который разрабатывается с учетом мнения студентов и в удобное для них время.

Такая форма индивидуальной работы позитивна и востребована студенческой аудиторией.

За самостоятельной работой студентов необходим контроль со стороны педагога - как один из важных мотивирующих факторов, так считают 38% респондентов. На наш взгляд, важным мотивом ее активизации может стать включение результатов выполнения самостоятельной работы студентов в показатели текущей успеваемости обучающихся, от оценок которых будет зависеть их рейтинг.

Традиционный подход в организации успешной учебной деятельности, реализуется в апробированных методиках проведения лекционных, семинарских и практических занятий, с целью активизации обучаемого, стимулирования его мотивации, повышения степени восприятия и глубины усвоения учебного материала. Наряду с этим, значительным резервом повышения качества процесса обучения студенты считают организацию эффективной самостоятельной работы - 24%.

Однако, по мнению большинства респондентов (54%), необходимо совершенствовать формы и методы обучения, более широко использовать на занятиях современные информационные технологии - 31%.

Эффективность самостоятельной работы в значительной мере зависит от обеспеченности преподаваемых дисциплин учебной литературой, методическими разработками и специальными периодическими изданиями.

В университете имеется достаточная обеспеченность учебными и учеб-но-методическими материалами для успешной организации самостоятельной работы, так считают 78,2% студентов. В самообразовательной деятельности студенты предпочитают использовать традиционные источники знаний - лекционные материалы - 69,5%, рекомендуемые учебники - 72% и методические разработки преподавателей - 47,8%.

По мнению студентов, для повышения эффективности самостоятельной работы необходимо: четко планировать и организовывать свою самообразовательную деятельность - 64,2%; выделять дополнительное время на её проведение - 40,1%; уметь рационально его использовать в процессе самоподготовки -41,8%.

Важно отметить, что большинство опрошенных студентов (68,7%) хотят постоянно пополнять свои знания, рационально используя при этом время, отводимое на самостоятельную работу.

Ведущую роль для преодоления трудностей в самостоятельной работе студенты отводят собственным усилиям и упорству - 70% и помощи преподавателей - 51%. Чаще всего студенты обращаются за помощью к преподавателям по следующим вопросам: как овладевать практическими навыками врачебной деятельности - 62,5%, успешно решать ситуационные задачи -37,4%, планировать и организовывать самостоятельную работу - 14,3%.

Большинство студентов (87,6%) считают, что самостоятельная работа является важным условием для будущей успешной профессиональной деятельности врача. Путем самостоятельной деятельности можно сформировать необходимые профессиональные качества врача, так считают многие студенты (83%), а также целенаправленно определить область своей дальнейшей научной и практической деятельности - 54,5%.

Она может быть успешной и результативной за счет совершенствования учебной и педагогической деятельности, как студентов, так и преподавателей, а также всех заинтересованных структурных подразделений университета.

Для повышения эффективности самостоятельной работы в медицинском университете необходимо:

- наличие достаточного аудиторного фонда, включая лаборатории и кабинеты, оборудованные компьютерной техникой с соответствующими программными продуктами;

- наличие компьютерных классов с выходом в Интернет, электронных читальных залов с достаточным количеством посадочных мест;

- оснащенность учебных помещений и научных лабораторий современными приборами, оборудованием, фантомами и муляжами;

- наличие соответствующей учебно-методической, инструктивной и справочно-нормативной документации по самообразовательной деятельности студентов;

- обеспеченность студентов учебной литературой, профессиональными научными периодическими изданиями отечественных и зарубежных издательств.

В организации и результативности самостоятельной работы студентов важная роль отводится профессорско-преподавательскому составу В современном образовательном процессе предъявляются более высокие требования к профессиональным качествам преподавателя высшей школы.

Основными из них, формирующими педагогическую компетентность современного преподавателя, являются:

- активное участие в инновационных процессах в сфере образования;

- владение современными информационными технологиями и программными продуктами;

- активное самообразование, повышение педагогического мастерства, профессиональной этики и культуры;

- совершенствование форм и методов самоконтроля, стремление к постоянному профессиональному росту;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- участие в научно- исследовательской деятельности педагогической и профессиональной направленности.

Наряду с профессиональной компетентностью педагогов в организации эффективной самостоятельной работы студентов им необходимо:

- понимание роли и значимости этого вида учебной деятельности в подготовке высококвалифицированных специалистов;

- владение методикой организации и ведения самостоятельной работы студентов, а также управления и контроля за данным видом деятельности;

- совершенствование педагогических технологий в организации самостоятельной работы обучающихся, направленных на усиление мотивации студентов к самообразовательной деятельности и их познавательной активности;

- стимулирование самообразовательной деятельности студентов и поощрение за ее качественное проведение;

- участие преподавателя совместно со студентами в различных сферах научной деятельности: научно- исследовательская, учебно-исследователь-ская, научная работа по заключенным договорам, грантам и конкурсам.

Со стороны студентов необходимо выполнение ряда условий, способствующих повышению эффективности самостоятельной работы:

- осознание студентами целей и задач самостоятельной работы, ее значимости для учебной и в дальнейшем профессиональной деятельности;

- владение навыками и приемами самостоятельной работы;

- постоянное стремление к самообразованию, активная творческая и гражданская позиция, инновационный подход в учебной и научно-исследовательской работе;

- самооценка и самоконтроль за ходом и результатами учебных, занятий и самостоятельной работы;

- отчетность студентов перед преподавателем о результатах самостоятельной работы;

- взаимное и тесное сотрудничество с преподавателями по освоению учебных дисциплин в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы;

- повышение требовательности к себе и ответственности за качество образовательного процесса, уровнем профессиональной компетентности и внутренней культуры.

Организационные и методологические аспекты совершенствования самостоятельной работы студентов должны найти отражение в специальных нормативных документах, разработка которых, с учетом возрастающих требований к качеству подготовки высококвалифицированных врачей, является сегодня актуальной.

Таким образом, самостоятельная работа есть составная неотъемлемая часть современного педагогического процесса. Организация самостоятельной работы не является личным делом студента, а выступает управленческой функцией вуза, задачей профессорско-преподавательского коллектива, которая приобретает особое значение в связи с развитием Болонского процесса. Участие в ней формирует познавательную деятельность студентов, способствует развитию их самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней, а также повышению качества подготовки врачей для дальнейшей практической деятельности.

Библиографический список

1. Амиров, А. Ф. Современные ориентиры медицинского образования в России / [Текст] А. Ф. Амиров //Высшее образование в России - 2008 - № 3. - С. 22-26.

2. Амиров, А. Ф. Развитие медицинского образования России в условиях реализации Болонских соглашений [Текст] / А. Ф. Амиров // Педагогический журнал Башкортостана - 2008 - № 2. - С. 19-26.

3. Байденко, В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап [Текст]/ В. И. Байденко, Д. В. Зантворт. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 674 с.

4. Росина, Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения [Текст]/ Н. Росина //Высшее образование в России. - 2006. -№ 7- С. 109-114.

5. Рубаник, А. Самостоятельная работа студентов [Текст]/ А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных.// Высшее образование в России-2005. -№ 6. - С. 120-124.

6. Сенашенко, В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы [Текст] /В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. - 2006. - № 7,— С. 103-109.

7. Трегубова, Е. С. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза: современные подходы к организации и контролю. Учебное пособие [Текст]/ Е. С. Трегубова, О. Б. Даутова, Н. А. Петрова. - Спб: СпбГМА, 2008. - 80 с.

8. Холина, JI. И. Организация самообразовательной деятельности студентов на основе современных технологий [Текст] /Л. И. Холина, О. Н. Инкина //Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 3. - С. 101-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.