Научная статья на тему 'Влияние внеаудиторной самостоятельной работы на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов'

Влияние внеаудиторной самостоятельной работы на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE INDEPENDENCE / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / FUTURE SPECIALIST / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володарская Елена Борисовна, Печинская Лариса Игоревна

Рассматривается влияние внеаудиторной самостоятельной работы на подготовку конкурентоспособного специалиста. Описаны причины, определяющие необходимость и важное значение самостоятельной работы студентов. Сделан вывод о том, что организованная с учетом педагогических условий самостоятельная работа студентов дает значительный положительный эффект при формировании профессиональной компетентности будущего специалиста. Дан пример организации внеаудиторной самостоятельной работы при обучении деловому английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володарская Елена Борисовна, Печинская Лариса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INDEPENDENT WORK ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS

This article deals with the impact of students’ independent work on the development of the professional competences of the specialist. The reasons are described why the independent work of students has a great importance for their learning activity. It is concluded that independent work organized on the principles of pedagogics gives a significant positive effect on the formation of professional competences of future specialists. The example of the organization of independent work in teaching business English is given in the article.

Текст научной работы на тему «Влияние внеаудиторной самостоятельной работы на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов»

УДК 378.016:811

Е.Б. Володарская, Л.И. Печинская

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия)

ВЛИЯНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рассматривается влияние внеаудиторной самостоятельной работы на подготовку конкурентоспособного специалиста. Описаны причины, определяющие необходимость и важное значение самостоятельной работы студентов. Сделан вывод о том, что организованная с учетом педагогических условий самостоятельная работа студентов дает значительный положительный эффект при формировании профессиональной компетентности будущего специалиста. Дан пример организации внеаудиторной самостоятельной работы при обучении деловому английскому языку.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ; БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ; ИНФОРМАЦИЯ.

Введение. В настоящее время происходят значительные изменения в образовательной системе вузов. Новая образовательная система рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на получение знаний, умений и навыков, то современная образовательная система делает упор на формирование компетентностей, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования. Поэтому познавательная самостоятельность студентов является одной из решающих предпосылок улучшения качества подготовки специалистов в современном мире.

Профессиональный рост будущего специалиста и его конкурентоспособность на рынке труда зависят в большей степени от того, как будущий специалист будет решать нестандартные задачи, планировать и реализовывать результаты своей деятельности. Таким образом, студенты должны не только усваивать знания и умения, приобретать навыки, накапливать опыт, но и уметь развивать в себе самоорганизацию, готовность самостоятельно обработать информацию, способность не только разработать индивидуальную траекторию самообучения, но и неотступно следовать ей [1: 85].

Более того, необходимо отметить, что возникает противоречие между необходимостью увеличения доли часов на самостоятельную работу студентов и, как следствие, сокращения аудиторной нагрузки, и отсутствием навыков и умений студентов работать самостоятельно с высоким коэффициентом полезной деятельности.

Для реализации вышеуказанных изменений в системе образования и оптимизации учебного процесса требуется изменить подход студентов к обучению. Во-первых, повысить степень организованности студентов, а именно - научить их разбивать работу на этапы, с постановкой целей и задач в каждом периоде деятельности, распределять время на выполнение конкретных задач, организовывать свое рабочее место. Во-вторых, правильно мотивировать студентов перейти от традиционной, привычной им формы обучения, где преподаватель предлагает информацию, а студенты ее обрабатывают, к самостоятельной, где на первое место выходит желание самому найти новое решение задачи, апробировать его, и только после этого представить его аудитории. Такой подход позволит воспитать ответственного и любознательного студента, который впоследствии станет высококвалифицированным специалистом [2].

Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении.

Под самообразовательной деятельностью мы понимаем такой вид деятельности, который способен сориентировать студента на самосовершенствование и саморазвитие профессиональных знаний и умений, которые обеспечат сформированность профессиональных компетентностей у будущих специалистов. В качестве средства, формирующего познавательные способности студента, многими авторами (Т.Е. Землинская, Н.Г. Ферсман и др.) рассматривается самостоятельная внеаудиторная работа, в процессе которой студент постепенно превращается в самообучающегося субъекта.

Актуализация самообразовательной деятельности. Основные характеристики самообразовательной деятельности - самостоятельный отбор материала; определение стратегии и тактики его изучения; самостоятельное изучение; решение проблем, познавательных задач, которые возникают при наличии различных точек зрения на один и тот же предмет; самостоятельное преодоление противоречий; формирование своего собственного видения этого предмета, собственного мировоззрения; самоизменение [3: 50].

В современном мире источники и скорость получения информации учащимися кардинально отличаются от традиционных печатных изданий, хранящихся в читальном зале библиотеки. Поэтому основной задачей педагога является научить студента самостоятельно выделять из огромного потока информации те сведения, которые позволят повысить его профессиональные знания и сформировать компетентности, необходимые ему в его будущей профессиональной деятельности [4].

С точки зрения актуализации самообразовательной деятельности самостоятельная работа выполняет функцию сталкера, потому что способна вырабатывать у студента мотивирующую установку на самостоятельное систематическое получение знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации при решении новых познавательных задач [3: 54].

Под самостоятельной внеаудиторной работой обычно понимают любую работу, организованную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [5: 154].

Таким образом, решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов.

Технология организации самостоятельной работы студентов должна быть поэтапной и обоснованной. Для ее эффективного осуществления необходима готовность профессорско-преподавательского состава к такому виду деятельности [6].

Под готовностью профессорско-преподавательского состава следует понимать способность преподавателей выделять для самостоятельной работы наиболее важные аспекты курса, которые студент будет постоянно использовать в своей будущей профессиональной деятельности. При этом преподаватели должны обладать организаторскими умениями. Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов предполагает создание оптимальных условий управления и самоуправления процессом личностно-профессионального развития при взаимодействии студентов с информацией, ее последующей ретрансляции, применения и получения нового знания.

Таким образом, основной задачей самостоятельной работы является формирование у студентов познавательной самостоятельности, которая непосредственно связана со становлением его как профессионала в своей области. Поэтому показателем уровня его познавательной самостоятельности будут профессиональное умение, готовность студента к приобретению и пополнению профессиональных знаний, формирование профессиональных компетентностей, постановка и решение профессиональных задач без помощи преподавателя.

Внеаудиторная самостоятельная работа в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Рассмотрим примеры внеаудиторной самостоятельной работы, в результате которой студенты самостоятельно подбирают материал, прорабатывают информацию, готовят высказывания, а роль педагога заключается в определении правильности использования студентом фундаментальных знаний, полученных ранее по дисциплине, в своей практической деятельности.

Первый пример - это использование виртуальной обучающей среды Moodle. Виртуальная обучающая среда Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Она ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами как для аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

В 2013 году в Санкт-Петербургском политехническом университете было принято решение проводить тестирование первокурсников для определения уровня владения иностранным языком с целью последующего распределения студентов по языковым группам разного уровня. После проведения тестирования и анализа результатов студенты были распределены по 3-м уровням (С - Pre-Intermediate, B - Intermediate and А - Upper-Intermediate). Для каждого уровня подобрано соответствующее учебное пособие курса Language Leader и создана дистанционная поддержка занятий по дисциплине «Базовый курс иностранного языка» (General English) на платформе Moodle.

Перед созданием таких курсов были определены цели и подходы к преподаванию иностранного языка в соответствие с уровнем знаний студентов, подобраны и подготовлены ресурсы и инструменты для активной деятельности обучаемых. Курсы созданы на основе блочно-модульной формы распределения учебной информации, а сочетание модулей предоставляет определенную степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого учебного материала как для аудиторного, так и для внеаудиторного обучения студентов. Виртуальная обучающая среда Moodle значительно увеличивает эффективность обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку, так как ресурсы данной среды достаточно разнообразны. Кроме того, она позволяет осуществлять качественный непрерывный контроль усвоения материала студентами не только преподавателю, но и студенту самостоятельно. Студенты, пропустившие занятия, или желающие вторично разобраться со сложной темой, получают дополнительную возможность для изучения материала урока, что также повышает эффективность обучения [2].

Таким образом, еще раз мы приходим к выводу, что одним из путей повышения эффективности языковой подготовки будущих специалистов неязыковых специальностей является самостоятельная работа. Она выполняется во внеаудиторное или аудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (либо при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль в работе за студентом).

Организация самостоятельной работы студентов ставит перед собой и решает следующие задачи:

• работу с пройденным материалом (закрепление, обобщение, повторение);

• формирование исследовательских умений;

• индивидуализацию учебной и научно-познавательной деятельности;

• формирование готовности к самообразованию в дальнейшей жизни.

Второй пример внеаудиторной самостоятельной работы - это

обучение студентов технических и экономических специальностей реферированию первичных документов по основной специальности.

Студенты Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в период обучения деловому английскому языку приобретают навыки устного, письменного делового общения и реферирования первичных документов по основной специальности студентов.

Целью письменного реферирования является умение самостоятельно анализировать различные точки зрения, явления, факты и события. Назначение реферата - оперативная и систематическая подача актуальной научно-технической информации в свернутом виде на основе ее смысловой переработки. Реферат должен кратко передавать основную информацию, содержащуюся в первичной публикации. Он должен быть составлен так, чтобы в оптимально короткое время можно было бы почерпнуть из него основную и существенную информацию по интересующему вопросу. Основными требованиями к композиции реферата являются объективность (отбор и изложение только той информации, которая содержится в первичном тексте), полнота (отражение всех существенных идей и положений, составляющих основное научно-тематическое содержание оригинала) и адекватный стиль (унифицированная система употребления ключевой терминологии, терминологических словосочетаний, информационно насыщенных фрагментов и языковых средств, взятых из первоисточника). Составитель реферата не должен вносить какие-либо изменения или дополнения по существу реферируемой работы, вступать в полемику с автором, излагать собственную точку зрения, давать оценку фактам, делать выводы. Необходимо помнить, что большое значение при реферировании уделяется систематизации и классификации самостоятельно собранного материала. Излагать материал в тексте необходимо в хронологической последовательности, пытаясь раскрыть главную идею того или иного вопроса.

Задачей устного реферирования («рендеринг») является анализ (а не пересказ) представленной в тексте информации с высказыванием собственного отношения к проблеме. Таким образом, студенты обучаются делать «рендеринг» на основе оригинальных англоязычных публикаций, выделяя основную проблему, указанную в статье, анализируя решение вышеуказанной проблемы и выражая сначала мнение автора и, в заключение, свое собственное мнение по данной проблеме [7].

В связи с тем, что современность предъявляет все более высокие требования к практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере, одной из задач обучения английскому языку является формирование у студентов умений самостоятельно работать с оригинальной англоязычной литературой по специальности, и, в частности, выработка навыков устного и письменного реферирования текстов.

Поэтому, удовлетворение потребностей будущих специалистов в самостоятельном овладении навыками и умениями реферирования ведет к значительному повышению уровня знаний делового иностранного языка, самоактуализации личности, чем обусловливается, на наш взгляд, необходимость применения вышеуказанного вида внеаудиторной

самостоятельной работы в практике преподавания иностранного языка студентам.

Выводы. В заключение необходимо подчеркнуть, что организация самостоятельной работы студентов в университете - сложный и многогранный процесс. Он включает в себя как формирование самомотивации и самоорганизации будущего специалиста, так и готовность профессорско-преподавательского состава к данному виду деятельности.

Результаты практической деятельности обучения деловому английскому языку в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого показали, что организованная с учетом педагогических условий самостоятельная работа студентов дает значительный положительный эффект при формировании профессиональной компетентности, то есть является важной составляющей в профессиональной подготовке будущего специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шогенова Ф.А. Развитие системы исследовательской деятельности студентов в новых социальных условиях // Педагогика. 2010.№ 9. С. 89-102.

2. Володарская Е.Б., Печинская Л.И. Аспекты оптимизации обучения иностранному языку в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого / Коммуникация в поликодовом пространстве: лингво-культурологические, дидактические и ценностные аспекты / Мат-лы межд. научн. конф. - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2015. -С. 58-60. ISBN: 978-5-7422-4844-6

3. Миняева Н.М. Самообразование студента в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук // Высшее образование сегодня. 2010. № 7. C. 49-54.

4. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М.: Квинто-Консалтинг, 2009. 240 с.

5. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 256с.

6. Коваленко Ю.А., Жуковская Т.В. Проектно-исследовательская деятельность студентов вуза в условиях информатизации учебного процесса // Образовательные технологии и общество. 2012. № 4. том 15. С. 590-602.

7. Володарская Е.Б., Печинская Л.И., Степанова М.М. Английский язык. Подготовка реферата и аннотации: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 112 с.

8. Землинская Т.Е. Мультимедийные презентации как способ формирования самообразовательной компетенции будущих специалистов // Лингвофевраль - 2012: Мат-лы 10-ой всеросс. науч.-практ. конф. по проблемам филологии и методики препод. ин. яз. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2012. - с.35-39.

9. Ферсман Н.Г. Активизация познавательной деятельности в системе профессионального образования (на примере обучения иностранному языку в неязыковом вузе) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 1(191).С. 71-75.

Володарская Елена Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Лингводидактика и перевод» Гуманитарного Института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: volodaelena@yandex.ru,

Volodarskaya Elena B. - Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: volodaelena@yandex.ru,

Печинская Лариса Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Лингводидактика и перевод» Гуманитарного Института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: pechinskaya.li@flspbgpu.ru,

Pechinskaya Larisa I. - Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: pechinskaya.li@flspbgpu.ru,

THE IMPACT OF INDEPENDENT WORK ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS

This article deals with the impact of students' independent work on the development of the professional competences of the specialist. The reasons are described why the independent work of students has a great importance for their learning activity. It is concluded that independent work organized on the principles of pedagogics gives a significant positive effect on the formation of professional competences of future specialists. The example of the organization of independent work in teaching business English is given in the article.

INDEPENDENT WORK; PROFESSIONAL COMPETENCE; COGNITIVE INDEPENDENCE; FUTURE SPECIALIST; INFORMATION

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.