Научная статья на тему 'Состояние и пути совершенствования самостоятельной работы студентов в медицинских вузах'

Состояние и пути совершенствования самостоятельной работы студентов в медицинских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / INDEPENDENT WORK / COGNITIVE ACTIVITY / QUESTIONNING / MOTIVATION / ORGANIZATION FORMS / CONTROL / QUALITY EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова С. В., Амиров А. Ф., Коновалова Г. М.

В статье отражена сущность самостоятельной работы студентов как важного фактора повышения качества подготовки врачей в медицинском университете. По материалам анкетирования студентов старших курсов лечебного и педиатрического факультетов проанализирован опыт организации и ведения самообразовательной деятельности обучающихся, намечены организационные и методологические аспекты ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS INDEPENDENT WORK AT MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE STATE AND IMPROVEMENT WAYS

The article deals with students independent work as an important factor for raising the level of training at Medical University. Senior students of medical and paediatric departments have been questionned on the experience of organizations and carrying out selfeducational work. Also we marked organizational and methodological aspects of its improvement.

Текст научной работы на тему «Состояние и пути совершенствования самостоятельной работы студентов в медицинских вузах»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 378.147.88(470.57)

© С.В. Коновалова, А.Ф. Амиров, Г.М. Коновалова, 2010

С.В. Коновалова, А.Ф. Амиров, Г.М. Коновалова СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

В статье отражена сущность самостоятельной работы студентов как важного фактора повышения качества подготовки врачей в медицинском университете.

По материалам анкетирования студентов старших курсов лечебного и педиатрического факультетов проанализирован опыт организации и ведения самообразовательной деятельности обучающихся, намечены организационные и методологические аспекты ее совершенствования.

Ключевые слова: самостоятельная работа, познавательная активность, анкетирование, мотивация, формы организации, контроль, оценка качества.

S.V. Konovalova, A.F. Amirov, G.M. Konovalova STUDENTS’ INDEPENDENT WORK AT MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THE STATE AND IMPROVEMENT WAYS

The article deals with’ students independent work as an important factor for raising the level of training at Medical University. Senior students of medical and paediatric departments have been questionned on the experience of organizations and carrying out selfeducational work. Also we marked organizational and methodological aspects of its improvement.

Key words: independent work, cognitive activity, questionning, motivation, organization forms, control, quality evaluation.

Концепция развития высшего медицинского образования ориентирована на подготовку специалистов, способных разрабатывать и реализовывать комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий в рамках своей специальности, оценивать характеристики психического и физического здоровья человека, обосновывать систему профилактических мер, анализировать и выявлять результативность собственной профессиональной деятельности, прогнозировать пути и направления ее совершенствования и повышения эффективности [1].

Одним из путей повышения качества подготовки специалистов является переориентация образовательного процесса с задач трансляции знаний и опыта на задачи обучения студентов навыкам их самостоятельного приобретения и преобразования [2].

В этом аспекте основное внимание направлено на совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов. Она играет ведущую роль в развитии их познавательной активности, готовности к самообразованию, способствует развитию творческих навыков, инициативы, умению организовывать свое время [3].

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года преду-

сматривается повышение роли самостоятельной работы студентов по усвоению учебного материала, усиление ответственности преподавателей за развитием навыков этого вида их самообразовательной деятельности [4]. Внимание к самостоятельной работе обусловлено приходом инновационной стратегии организации образования в постиндустриальном информатизированном обществе взамен традиционного нормативного принципа [6].

В последние годы в медицинских вузах активизировались научные исследования по разработке эффективных методов и форм организации самостоятельной работы студентов [5,7]. В них освещены основные направления развития инновационных образовательных процессов, современные подходы к организации, управлению и контролю самостоятельной учебной деятельности студентов.

В данной статье рассматривается проблема организации и ведения основного вида учебной деятельности студентов - самостоятельной работы и поиска путей ее совершенствования в Башкирском государственном медицинском университете.

С этой целью было проведено анкетирование студентов старших курсов, которое позволило выявить положительные стороны и недостатки в организации самостоятельной

работы. Анкетированием было охвачено 300 студентов 5 и 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов.

На основании результатов анкетирования студентов выявилась следующая иерархия предпочтений в выборе форм самостоятельной работы: работа с наглядными материалами - 72,9 %; производственная практика

- 60,2 %; непосредственное общение с больными - 49,5 %.

В университете созданы хорошие условия для успешного ведения самостоятельной работы - так считают 61,8 % респондентов. По мнению студентов (54 %), в организации самообразовательной учебной деятельности большое внимание должно быть уделено совершенствованию форм и методов самостоятельной работы, более широкое использование компьютерных технологий - 31 %.

Существенному улучшению самостоятельной работы могут способствовать следующие условия: четкое планирование и контроль данного вида деятельности - 52,2%; повышение требования со стороны преподавателя за выполнением самостоятельной работы

- 42,1 %; полное изложение преподавателем учебного материала - 38,1 %.

В понятии студентов самостоятельная работа может быть трех видов: выполняемая без участия преподавателя, но по его заданию

- 40 %, самостоятельно под контролем преподавателя - 31 % или как форма самостоятельной учебной деятельности без консультативной помощи преподавателя - 29 %.

Каждый из предложенных видов деятельности, по мнению студентов, является приемлемым, однако большинство из них (66,4 %) желает самостоятельно выполнять четко поставленные перед ними задачи.

Для плодотворной самостоятельной работы студентов необходим контроль со стороны педагога как один из важных мотивирующих факторов - так считают 38 % респондентов.

Сложившийся традиционный подход в организации успешной учебной деятельности, который реализуется в апробированных методиках проведения лекционных, семинарских и практических занятий, отвечает требованиям к уровню подготовки врачей. Однако часть студентов (24 %) считают организацию эффективной самостоятельной работы значительным резервом повышения качества процесса обучения.

По мнению большинства респондентов (54 %), необходимо совершенствовать формы и методы обучения, более широко использо-

вать на занятиях современные информационные технологии - 31 %.

Университет достаточно обеспечен учебными и учебно-методическими материалами для успешной организации самостоятельной работы - так считают 78,2% студентов. В самообразовательной деятельности студенты предпочитают использовать традиционные источники знаний ,такие как лекционные материалы - 69,5%, рекомендуемые учебники - 72 % и методические разработки преподавателей - 47,8 %.

По мнению студентов, для повышения эффективности самостоятельной работы необходимо: четко планировать и организовывать свою самообразовательную деятельность

- 64,2%; выделять дополнительное время на ее проведение - 40,1 %; уметь рационально его использовать в процессе самоподготовки

- 41,8 %.

Важно отметить, что большинство опрошенных студентов (68,7 %) хотят постоянно пополнять свои знания, рационально используя при этом время, отводимое на самостоятельную работу.

Для преодоления трудностей в самостоятельной работе большое значение студенты придают собственным усилиям и упорству

- 70 % и помощи преподавателей - 51 %. Чаще всего студенты обращаются за помощью к преподавателям по следующим вопросам: как овладевать практическими навыками врачебной деятельности - 62,5 %, как успешно решать ситуационные задачи - 37,4 % , как планировать и организовывать самостоятельную работу - 14,3 %. Большинство студентов (87,6 %) считают, что самостоятельная работа является непременным условием для будущей успешной профессиональной деятельности врача. В результате самостоятельной работы можно сформировать профессионально важные качества врача - так считают многие студенты (83 %), а также целенаправленно определить область своей дальнейшей научной и практической деятельности - 54,5 %.

Результаты проведенного анкетирования являются важной основой для разработки эффективных форм и методов проведения и рационального планирования самостоятельной работы студентов.

Она может быть успешной и результативной за счет совершенствования учебной и педагогической деятельности как студентов, так и преподавателей, а также всех заинтересованных структурных подразделений университета. Для повышения эффективности самостоятельной работы необходимо выпол-

нение ряда условий. Важнейшими из них являются: обеспечение оптимального сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы; методически правильная организация аудиторной и внеаудиторной деятельности студента; достаточное обеспечение учебной литературой, методическими разработками и электронными ресурсами; контроль за выполнением самостоятельной работы; применение мер по мотивации и поощрению студентов за ее качественное выполнение. Организационные и методологические аспекты совершенствования самостоятельной работы студентов должны найти отражение в специальных нормативных документах, разработка которых с учетом возрастающих требований к качеству подготовки высококвалифицированных врачей является сегодня актуальной.

Сведения об авторах статьи

Коновалова С.В. - преподаватель кафедры педагогики и психологии БГМУ, аспирантка заочного обучения кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ.

Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел. (347) 272-86-51.

Амиров А.Ф. - д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии БГМУ.

Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел. (347) 272-86-51.

Коновалова Г.М. - к.м.н., доцент кафедры госпитальной педиатрии с курсом поликлинической педиатрии БГМУ.

Адрес: 450000 г. Уфа, ул. Ленина, 3, тел. (347) 255-73-26. e-mail: galinapedfak@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Амиров, А.Ф. Современные ориентиры медицинского образования в России //Высшее образование в России.- 2008.- № 3.- С.22-26.

2. Башмакова, Н.И. Мировые тенденции высшего образования в ХХ1 веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ //Высшее образование сегодня. 2007.- № 11.- С.28-30.

3. Березикова, Т.И. Модернизация образования: управление самостоятельной работой студентов: Монография. /Т.И. Березикова, Т.Ф. Кряклина, С.В. Реттих. [ и др]. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2006.- 128 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО, 2002.- 24 с.

5. Попов, В.Е. Управление самостоятельной работой студентов медицинского вуза/ под ред. А.И. Лазарева./ В.Е. Попов, А.В. Иванов, С.С. Пучнин, Т.В. Пушкина - Курск: КГМУ, 2005.92 с.

6. Росина, Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения //Высшее образование в России.- 2006.- № 7.- С.109-114.

7. Трегубова, Е.С. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза: современные подходы к организации и контролю: учебное пособие / Е.С.Трегубова, О.Б. Даутова, Н.А.Петрова. -СПб: СПбГМА, 2008.- 80 с.

Таким образом, самостоятельная работа есть составная неотъемлемая часть современного педагогического процесса. Организация самостоятельной работы не является личным делом студента, а является управленческой функцией вуза, задачей профессорско-преподавательского коллектива, которые приобретают особое значение в связи с развитием Болонского процесса. Участие в ней формирует познавательную деятельность студентов, способствует развитию их самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней, а также повышению качества их подготовки для дальнейшей практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.