УДК 378+371
Коновалова Софья Владимировна
Преподаватель кафедры педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета, chika-net@yandex.ru, Уфа
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье отражена роль самостоятельной работы студентов в повышении качества подготовки специалистов для врачебной деятельности. Проанализирован педагогический опыт организации и ведения самообразовательной деятельности студентов в Башкирском государственном медицинском университете, намечены пути ее совершенствования и повышения эффективности.
Ключевые слова: самостоятельная работа, познавательная активность, анкетирование, педагог, мотивация, качество обучения, эффективность самообразования.
Konovalova Sofia Vladimirovna
Pedagogics and phsychology chair teacher of the Baskir State Medical University, chika-net@yandex.ru, Ufa
TEACHER’S PLACE IN ORGANIZING THE INDEPENDENT WORK OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
Abstract. The article deals with the role of students’ independent work in improving specialist training for medical practice. Pedagogical experience in organization of students’ self-education has been analysed at the Bashkir State Medical University. The ways of its improving and increasing efficiency have been planned.
Keywords: independent work, cognition, questionnaire, teacher, motivation, education quality, self-education efficiency.
Современное направление развития высшего медицинского образования ориентировано на подготовку высококачественных специалистов для здравоохранения, обеспечивающих гарантированный уровень медицинской помощи населению.
Качество выпускника как будущего специалиста является одним из важнейших критериев оценки деятельности высшего учебного заведения.
В современном образовательном процессе главным является принцип: «научить учиться, привить умения самостоятельно наполнять свои знания, ориентироваться в потоке стремительно изменяющейся информации» [7].
В свете сказанного выше становится очевидным, что высшая школа должна подготовить будущего специалиста, не просто нацеленным на продолжение своего образования, а готового к нему на качественно новом уровне, вооруженного технологиями
самостоятельной учебной деятельности. По сути говоря, самостоятельная работа студента является первичной формой его самообразования. Именно поэтому мы рассматриваем самостоятельную работу как технологию его обучения основам самообразования через педагогически направленную и специально организованную самостоятельную обучающую деятельность.
Следуя логике психологической школы профессионального становления личности, можно констатировать, что самостоятельная работа является сферой формирования специфических компетентностей, а через них и компетенций.
По мнению Е. Д. Жуковой [2] для любой профессии можно выделить ее специфическую квалификационную составляющую, обозначая ее как умение самостоятельного, инициативного повышения личного, профессионального уровня, готовности к осуществлению социальной мобильности.
Самообразовательная деятельность студента, особенно на основе современных технологий обучения, играет ведущую роль в развитии их познавательной активности, готовности к самосовершенствованию, способствует развитию творческих навыков, инициативы, умения рационально организовывать свое время [8].
Ведущую роль в развитии и совершенствовании самостоятельной работы студентов, их мотивации к самообучению играет педагог как субъект образовательной деятельности [1; 3; 5].
Его профессиональные знания, навыки, умения и педагогический опыт позволяют эффективно организовать самообразовательную деятельность студентов, развить психологический и профессиональный уровень их творческого потенциала.
В настоящее время вопросы организации самостоятельной работы студентов являются одним из наиболее активно обсуждаемых в кругу исследователей, занимающихся педагогикой высшей школы. Изучение опыта организации самостоятельной работы студентов в различных вузах, в том числе и медицинских, показывает, что для повышения эффективности этого вида деятельности требуется разработка ее концептуальных оснований. Отмеченное обстоятельство послужило поводом для проведения соответствующих социологических исследований среди преподавателей Башкирского государственного медицинского университета. С этой целью были разработаны анкеты, включающие наиболее важные вопросы организации, ведения и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в данном учебном заведении.
Анкетированием были охвачены 76 преподавателей двенадцати кафедр медицинского университета доклинического и клинического этапов обучения студентов.
Результаты анкетирования позволили выявить мнение преподавателей относительно организации и ведения самостоятельной работы и ее роли в повышении качества подготовки врачей.
В понимании преподавателей, из нескольких вариантов ответа, самостоятельная работа студентов - это «самообразовательная деятельность, выполняемая с максимумом ответственности, творчества, самостоятель-
ности, инициативы, направленной на достижение цели, поставленной преподавателем» (77,7% респондентов), или «работа, выполняемая самостоятельно, под непосредственным контролем преподавателя в соответствии с его заданием» (36,8%). По мнению большинства педагогов (58,6%) на кафедрах медицинского университета созданы удовлетворительные условия для качественного ведения самообразовательной деятельности студентов, а более 27 % респондентов считают их хорошими. В настоящее время в университете значительно укреплена учебно-материальная база кафедр, пополняются и модернизируются технические средства обучения, лабораторное оборудования, приобретаются наглядные материалы, биопрепараты, муляжи, фантомы, оборудованы учебные модули.
Развитие преподавателями высокого уровня самообразования студентов на кафедрах университета решается через различные виды учебных занятий и форм обучения, которые, по их мнению, в большой степени способствуют реализации принципов и задач самостоятельной работы. Наиболее важными из них являются: практические и семинарские занятия, решение ситуационных задач, тестовых заданий, подготовка рефератов, докладов, работа с литературными источниками и в сети-Интернет, занятия у постели больного, курация больных, посещение элективных курсов, способствующих развитию клинического мышления для самостоятельного решения врачебных задач. Результаты проведенного анкетирования по внедрению активных форм обучения в преподавании биохимии в медицинском университете показали, что по оценке студентов наиболее результативными и интересными из них являются решение ситуационных задач (35,7 % респондентов), разработка ситуационных вопросов и тестовых заданий (28,8 %).
На практических и семинарских занятиях широко применяются методы проблемного обучения в виде деловых игр, имитационных и ролевых игр, ролевого тренинга, игрового проектирования.
Среди активных форм обучения на клинических кафедрах, стимулирующих развитие самостоятельной деятельности студентов, и как следствие этому их познавательной
активности, отдается предпочтение подготовке и защите учебных историй болезни, применению методов моделирования клинических ситуаций, рубежной аттестации практической подготовки студентов. Это способствует формированию и развитию клинического мышления и совершенствованию профессиональных навыков работы студентов с больными.
Большинство преподавателей (78,5 %) полагают, что развитию самообразовательной деятельности студентов способствует их участие в научно-исследовательской работе. На кафедрах университета успешно функционируют студенческие научные кружки, где студенты учатся самостоятельно подбирать и работать с научной литературой, планировать и проводить эксперимент, анализировать его результаты.
Преподаватели считают, что научно-исследовательская работа студентов охватывает различные формы самостоятельной работы, дополняя одна другую. При этом предполагается целенаправленное, поэтапное обучение студентов приемам и навыкам самостоятельной работы на основе углубленного изучения и творческого освоения дисциплин учебного плана, а также органическое единство учебной, научной и воспитательной работы.
По мнению Ю. П. Скосарева [6], научноисследовательская работа студентов является одной из форм проблемного обучения в вузе. Она предполагает развитие способности формировать новые знания, получать фактический материал, делать научные обобщения, расширять и углублять знания, совершенствовать мышление, в том числе и клиническое, в процессе решения теоретических проблем и практических задач. Научно-педагогический персонал кафедр университета обеспечивает эффективное использование интеллектуальной продукции студентов, стимулирует их интерес к научно-исследовательской деятельности, что положительно сказывается на качестве подготовки специалистов здравоохранения.
Другим важным условием активизации самостоятельной работы, как отмечают многие преподаватели (62,5 %), является учебно-исследовательская деятельность студентов, непосредственно связанная с усвоением знаний.
Приобщая студентов к исследовательской деятельности, педагоги создают благоприятные условия для самообразования и профессионального образования студентов.
По нашему мнению, роль педагога в организации учебного исследования студентов должна заключаться в правильном выборе своих действий, на основе следующих умений:
- выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления студента;
- сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на занятии;
- формировать проблемные ситуации, в том числе и клинические, в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре занятия и цели обучения;
- создавать ситуации совместной поисковой деятельности в решении учебных и научных задач;
- создавать психологическую атмосферу и оптимальные условия для творческой учебной деятельности студентов.
Оценивая накопленный педагогический опыт формирования умений научной и учебно-исследовательской деятельности студентов в медицинском университете, необходимо отметить, что педагог, осуществляя научное руководство студентами, должен выступать не только в роли интерпретатора науки и носителя новой информации.
Он прежде всего должен быть умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по получению прочных знаний, умений и навыков, необходимых для качественной профессиональной подготовки врачей.
Анализ результатов анкетирования преподавателей позволил выявить наиболее эффективные формы организации учебной деятельности студентов, способствующие активизации их самообразования. К их числу относятся: самостоятельная работа на практических занятиях, выполнение курсовой работы, подготовка и обсуждение докладов, решение ситуационных задач, подготовка рефератов. На клинических кафедрах основой совершенствования самостоятельной работы студентов являются клинический разбор больных на конференциях, клинические обходы, курация больных с оформ-
лением историй болезни, демонстрация и разбор сложных клинических наблюдений, проведение различного рода манипуляций и операций с участием студентов, выполнение научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы по анализу клинических и лабораторно-инструментальных результатов исследования больных.
На всех кафедрах разработаны унифицированные учебно-методические комплексы, позволяющие оказывать методическую помощь студентам в их самообразовательной деятельности.
По мнению педагогов основными факторами повышения эффективности самостоятельной работы студентов в медицинском университете являются (см. табл.):
- необходимый уровень квалификации преподавательского состава по ее организации (25,0% респондентов), корректировка учебных планов специальностей в направлении увеличения часов, выделяемых на самостоятельную работу (19,7%), организация эффективного учебного процесса (32,9%), рациональное планирование учебной семестровой нагрузки (38,2%), широкое внедрение в учебно-образовательный процесс дистанционных методов обучения (28,9%). Повысить свой квалификационный уровень в планировании и организации самостоятельной работы студентов желают 40 % преподавателей кафедр.
Это свидетельствует о необходимости организации в вузе специальных занятий для преподавателей, в рамках повышения их педагогической квалификации, по вопросам изучения опыта эффективной органи-
зации самостоятельной работы студентов, ее структуры и роли в системе профессионального образования и компетентностной подготовки врачей для здравоохранения, а также как формы самообразования обучающихся.
Наряду с вышеотмеченным, по мнению значительного количества респондентов (48,7%), в медицинском университете необходима разработка специальных методических рекомендаций для преподавателей и студентов, предназначенных для актуализации и интенсификации работы обучающихся по приобретению навыков компетентного использования самостоятельной учебной деятельности как важного фактора в формировании профессиональных и личностных компетенций специалиста.
Успешность самообразовательной деятельности студента напрямую связана с мотивацией обучения. Мотивационная направленность в обучении студента является особо значимой в структуре профессиональной компетенции выпускника. Она определяется как готовность человека к обучению, освоению профессиональной деятельности и профессиональному росту [4].
Мотивационный компонент обучения в медицинском вузе имеет свою специфику.
По мнению Б. А. Ясько [9], он представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему иерархических отношений личности: от интереса к медицине - к потребностям, объединенным общим вектором - быть профессионалом; от потребностей к мотивам саморазвития и мотивационной сфере, которая, вместе с
Таблица
Факторы повышения эффективности самостоятельной работы студентов
№ п/п Варианты ответов (факторы) Количество преподавателей
чел. (76) %
1 Квалификация преподавателей по организации самостоятельной работы студентов (СРС) 19 25,0
2 Корректировка учебных планов с целью увеличения часов на СРС 15 19,7
3 Организация учебного процесса 25 32,9
4 Материально-техническое обеспечение кафедр 18 23,7
5 Мотивация студентов к самообразовательной деятельности 35 46,1
6 Личностная активность студентов в обучении 27 35,5
7 Рациональное планирование учебной нагрузки в семестрах 29 38,2
8 Внедрение дистанционных методов в обучении 22 28,9
9 Разработка методических рекомендаций по организации СРС в вузе 37 48,7
операциональной сферой, составляет сущностную характеристику профессионализма врача.
Результаты анкетирования педагогов показали (табл.), что уровень самообразовательной деятельности студентов в значительной степени обусловлен их недостаточной мотивацией к обучению (46,1%) и личностной активностью в получении профессиональных знаний (35,5%). Приведенные данные свидетельствуют о необходимости формирования у студента умений активизировать свой положительный и ин-тенциональный опыт (предпочтения, убеждения, умонастроения) получения знаний, видеть жизненный смысл в выполняемой учебной работе, поддерживать высокий уровень мотивации на всех этапах его самообразовательной деятельности.
Результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава ряда кафедр медицинского университета позволяют сделать вывод о важности самообразовательной деятельности студента, конечной целью которой является формирование профессиональной самостоятельности и компетентности выпускника. В современных условиях образовательного процесса при организации самостоятельной работы студентов педагогам необходимо обратить внимание на следующие ее особенности: рост познавательной активности студентов, ориентация на личностно-ориентированный подход в обучении; индивидуально-ориентированный подход со стороны педагога, направленный на создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося; профессиональная ориентация самостоятельной работы; создание стимулов и мотивов к активной самообразовательной деятельности.
Наряду с отмеченным, педагогическому коллективу кафедр следует обратить внимание на мнение студентов, которые отмечают следующие условия повышения эффективности самостоятельной работы: изменение содержания преподаваемых дисциплин и их ориентация на профессиональную деятельность (36,4% респондентов), совершенствование форм и методов обучения (39,3%), организации самообразовательной деятельности (18,3%), повышение квалификации и качества работы преподавателя (20,7%), раз-
витие культуры общения между преподавателем и студентом (38% респондентов).
Таким образом, самостоятельная работа студентов, как важное условие развития их познавательной активности, есть неотъемлемая часть педагогического процесса. Её эффективная организация - это задача профессорско-преподавательского коллектива, управленческая функция кафедр, деканатов и вуза в целом. Профессиональный педагогический подход в её эффективной организации будет способствовать повышению качества подготовки специалистов для успешной врачебной деятельности.
Библиографический список
1. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации в контекстном обучении // Вестник высшей школы: Alma mater. - 1998. - № 1-2. -С. 101-107.
2. Жукова Е. Д. Самостоятельная работа студентов: учебное пособие для преподавателей и студентов высшей педагогической школы. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 164 с.
3. Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Молчанов А. С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под. ред. Н. Д. Ющу-ка. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. - 336 с.
4. Ларина Е. А. Динамическая модель структуры мотивационной сферы личности студентов // Инновации в образовании. - 2009. - № 9. -С. 25-34.
5. Попов В. Е., Иванов А. В., Пучнин С. С. и др. Управление самостоятельной работой студентов медицинского вуза / под. ред. А. И. Лазарева. -Курск: КГМУ, 2005. - 92 с.
6. Скосарев Ю. П. Проблемное обучение в медицинском вузе. - Курск: Изд-во КГМУ, 2006. -184 с.
7. Трегубова Е. С. Система качества в медицинском вузе. Мониторинг качества - СПб.: Изд-во СПбГМА, 2009. - 396 с.
8. Холина Л. И., Инкина О. Н. Организация самообразовательной деятельности студентов на основе современных технологий // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 3. - С. 101-113.
9. Ясько Б. А. Психология личности и труда врача: Курс лекций - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2005. - 304 с.