УДК 378.147.88:616-053.2
С.Ю. Артамонова, А.М. Аммосова, С.В. Маркова, М.В. Ханды, Л.Г. Маринова
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДИАТРИЯ»
Самостоятельная работа студентов является одним из важнейших элементов обучения в вузе. В Медицинском институте СВФУ особое внимание уделяется формированию эффективной системы самостоятельной работы студентов, контроля за индивидуальной учебно-профессиональной деятельностью будущих врачей. Эффективность самостоятельной работы студента обусловлена тремя основными факторами - это организация, обеспечение и контроль. При этом эффективность самостоятельной работы зависит от мотивированности студентов; от их понимания и умения самостоятельно учиться, пополнять свои знания.
В статье рассматриваются результаты исследования, проведенного среди студентов старших курсов лечебного отделения Медицинского института с целью выявления отношения студентов к выполнению самостоятельной работы и оценки эффективности самостоятельной работы. Результаты опроса показали, что студенты понимают необходимость выполнения самостоятельной работы, но при этом испытывают некоторые трудности в самоорганизации по самостоятельной работе. Для успешного образовательного процесса можно рекомендовать следующие меры по повышению эффективности использования различных форм самостоятельной работы: предоставлять студентам больше времени на непосредственное общение с больными детьми во время курации, четко ставить задачи при выполнении самостоятельной работы, а также постоянно контролировать и поощрять за качественно выполненную работу.
АРТАМОНОВА Саргылана Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ой-унского 27. Тел.: 89246635471. E-mail: sarartam@mail.ru
ARTAMONOVA Sargylana Iur'evna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 924 663 54 71. E-mail: sarartam@mail.ru
АММОСОВА Аэлита Михайловна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ойунско-го 27. Тел.: 89141039944. E-mail: aelma@yandex.ru
AMMOSOVA Aelita Mikhailovna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 914 103 99 44. E-mail: aelmma@yandex.ru
МАРКОВА Сардана Валерьевна - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ойунского 27. Тел.: 89241759663. E-mail: saramark@mail.ru
MARKOVA Sardana Valer'evna - Candidate of Medical Sciences, Head of the Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 924 175 96 63. E-mail: saramark@mail.ru,
ХAНДЫ Мария Васильевна - доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ойунского 27. Тел.: 89142331281. E-mail: m_leader@rambler.ru
KHANDY Mariia Vasil'evna - Doctor of Medical Sciences, Professor Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 914 233 12 81. E-mail: m_leader@rambler.ru
МАРИНОВА Людмила Германовна - ассистент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ойунского 27. Тел.: 89142266629. E-mail: marinovalg@mail.ru
MARINOVA Liudmila Germanovna - Assistant Professor, Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Medical Institute, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 914 226 66 29. E-mail: marinovalg@mail.ru
Проведенное анкетирование показало, что самообразование развивает у студентов такие качества, как организованность, усилие и упорство, аккуратность и целеустремленность, и учит искусству общения с больными и самостоятельному клиническому мышлению. Таким образом, самостоятельная работа способствует формированию необходимых качеств для становления будущего врача.
Ключевые слова: студент, Медицинский институт, лечебное отделение, анкетирование, самостоятельная работа, самообразование, врач, методы, навыки, проблема.
S.U. Artamonova, A.M. Ammosova, S.V Markova, M.V Khandy, L.G. Marinova
Organizations of students independent work at the therapeutic department on the course of Pediatrics
Independent work of students is one of the most important elements of training in high school. At Medical Institute, we pay great attention to effective system of independent work of students, monitoring of individual educational and professional activities of future doctors. The effectiveness of the student's independent work is due to three main factors - organization, provision, and control. At the same time, the effectiveness of independent work depends on the motivation of students; their understanding and ability to learn independently, to supplement their knowledge.
The article describes the study among senior students of therapeutic department of Medical Institute to identify the students' attitude to carrying out independent work and evaluation of independent work efficiency. The results of the survey revealed that students understand the necessity to perform independent work, but at the same time, experience some difficulties in organizing themselves for independent work. For a successful educational process we can recommend the following measures to improve the efficiency of using various forms of independent work: to give students more time to direct contact with sick children during supervision, to set a clear task in carrying out independent work, and continuously monitor and encourage for quality work.
The survey conducted shows that self-education develops in students such qualities as discipline, effort and persistence, thoroughness and commitment, and teaches a process of communication with patients and independent clinical thinking. Thus, individual work contributes to the formation of the necessary qualities for the formation of the future doctor.
Keywords: student, Medical Institute, therapeutic department, questioning, independent work, self-education, physician, methods, skills, problem.
Введение
Конкурентоспособная деятельность в условиях современного общества требует от выпускников вузов готовности к эффективной самостоятельной работе, владения инновационными средствами, методами и технологиями познавательной и профессиональной деятельности. Для этого студентам необходимо сформировать компетенции эффективного самостоятельного учения и быть готовым к самостоятельному и ответственному выполнению учебной профессионально-ориентированной работы [5].
Самостоятельная работа студента (СРС) - процесс, имеющий принципиальное методологическое значение. В ходе этого процесса происходит обогащение, обобщение, закрепление теоретических знаний, развиваются и совершенствуются навыки анализа, синтеза, структурирования информации. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение без посторонней помощи ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения [1, 2, 3]. Самостоятельность и познавательная самостоятельность, в частности, не являются врожденными качествами личности. Они формируются в ходе учебной деятельности обучающегося при правильно спланированном, целенаправленном процессе обучения в школе и вузе [2, 7]. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны преподавателя должна постепенно уменьшаться, а уровень самостоятельности студентов - возрастать.
Особое значение самостоятельность в обучении приобретает для студента медицинского вуза, поскольку будущий врач должен уметь учиться и осваивать новые знания в связи с
постоянным обновлением лекарственных препаратов, внедрением новых методов и технологий в лечении, открытий в области медицины [7].
Для студентов лечебного отделения обучение по дисциплине «Педиатрия» проводится на старших курсах. Обучение дисциплине проводится поэтапно. На 4 курсе студенты обучаются модулю «Физиология и патология детей раннего возраста», на 5 курсе - «Детские инфекционные болезни»; на 6 курсе - модулю «Патология детей старшего возраста». Во время обучения дисциплине «Педиатрия» используются различные формы самостоятельной работы студентов: традиционное выполнение домашнего задания, рефератов, подготовка докладов с мультимедийной демонстрацией, выполнение учебно-исследовательских работ. Большое внимание уделяется усовершенствованию практических умений во время осмотра больного и оформлению истории болезни. Студенты принимают участие в клинических разборах больных, устанавливают характер функциональных и патологических состояний, решают ситуационные задачи. Для плодотворной самостоятельной работы студентов преподавателями постоянно ведется контроль - дин из важных мотивирующих факторов. Для того, чтобы СРС была эффективной, студенты обеспечиваются необходимым методическим материалом, рекомендациями основной и дополнительной учебной литературы.
Постоянное пополнение, обновление и использование знаний становится сегодня одной из основных проблем и задач студента. Качественная подготовка специалистов предполагает не только получение студентами знаний во время обучения, но и воспитание у них потребности к саморазвитию и творческой деятельности, формирование личных качеств, необходимых для будущей профессии врача [4, 6, 8].
С целью выявления готовности студентов к выполнению самостоятельной работы и выбора эффективных методов организации самостоятельной работы для студентов проведено анкетирование среди студентов старшего курса лечебного отделения Медицинского института.
Материалы и методы
В анкетировании приняли участие 107 студентов старшего курса лечебного отделения медицинского института.
Нами была составлена анкета, состоящая из 15 вопросов-меню с вариантами ответов, в частности, вошли вопросы о необходимости проведения самостоятельной работы студентов, сложностях, которые испытывает студент во время выполнения самостоятельной работы, наиболее удобном формате выполнения заданий, рекомендуемых формах и ее методах. Оценка результатов проводилась путем подсчета вариантов ответов.
Результаты исследований
Как показало исследование, большинство студентов (71 %) предпочли СРС под контролем преподавателя, 18,8 % - СРС, выполняемую без участия преподавателя, но по его заданию, и 10,3 % - самостоятельную работу без какой-либо помощи преподавателя. Большинство студентов (70 %) понимают, что для качественной самостоятельной работы необходимы собственные усилия и упорство, и 73,8 % считают, что необходимо постоянно пополнять свои знания, рационально используя при этом время, отводимое на самостоятельную работу. 88,7 % считают, что СРС поможет сформировать профессионально важные качества врача. Несмотря на имеющийся учебный опыт, 52,3 % студентов нуждаются в помощи преподавателя в выполнении СРС в качестве наставничества.
Для повышения эффективности самостоятельной работы, половина опрошенных студентов считают нужным четко планировать и организовывать свою самообразовательную деятельность (53,2 %); выделять дополнительное время на ее проведение (40,1 %); уметь рационально его использовать в процессе самоподготовки (46,7 %); 29,9 % студентов отмечают необходимость совершенствования форм и методов обучения, более широко использовать на занятиях современные информационные технологии.
Для выполнения СРС студенты чаще используют лекционные материалы (70,0 %), рекомендуемые учебники (76,6 %) и методические разработки преподавателей (70,1 %). При этом отмечают (79,4 %), что Медицинский институт / университет достаточно обеспечен справочной и дополнительной литературой для успешной организации самостоятельной работы студентов.
Большинство студентов (76,6 %) предпочитают в выборе форм самостоятельной работы непосредственное общение с больными во время занятий теоретическому изучению материала, без закрепления его на практике.
По результатам ответов наибольшая доля студентов понимают необходимость проведения СРС. Но при этом основным мотивирующим фактором для качественного выполнения СРС (77,6 %) является контроль со стороны педагога.
Заключение
Основываясь на результатах анкетирования, можно говорить о понимании студентами необходимости выполнения СРС. Но при этом у студентов не совсем сформировано представление о самостоятельности проведения работы, они нуждаются в наставничестве преподавателя. Справочная и дополнительная литература для выполнения СРС студентами используется редко, хотя большинство из них знают, что необходимые материалы есть в свободном доступе. Познавательные и профессиональные мотивы пока не выступают в качестве ведущих мотивов самостоятельной работы студентов.
Учитывая, что эффективность учебного процесса во многом зависит от того, как вызовет интерес к дисциплине и организует процесс СРС преподаватель, полученные результаты анкетирования будут учтены в выборе метода организации самостоятельной работы данного контингента студентов.
Литература
1. Городецкая Е.Я. Совершенствование внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов / Е.Я. Городецкая, Н.А. Роговая // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 50-2. - С. 91-96.
2. Ефанова Л.Д. Самостоятельная работа и самостоятельность студентов в вузе / Л.Д. Ефанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 431-435.
3. Зинкевич Е.Р. К проблеме организации самостоятельной учебной работы студентов в медицинском вузе (на примере сетевого проекта) / Е.Р. Зинкевич // Клиническая психология. - 2015. - Т. 6, № 2. -С. 109-113.
4. Коновалова С.В. Состояние и пути совершенствования самостоятельной работы студентов в медицинских вузах / С.В. Коновалова, А.Ф. Амиров, Г.М. Коновалова // Медицинский вестник Башкортостана.
- 2010. - № 2. - С. 105-107.
5. Матвеева Е.В. Самостоятельная работа студента в условиях компетентностного подхода / Е.В. Матвеева, З.С. Сазонова // Известия Вологоградского государственного технического университета. - 2012.
- Т. 3, № 19. - С. 121-127.
6. Пионтковский В.В. Самостоятельная работа студентов как фактор саморазвития личности / В.В. Пионтковский, С.П. Портнягин // Комплексная оценка деятельности ВУЗа как мониторинг системы качества образования и воспитания: материалы межрегиональной научно-методической конференции. -Якутск, 2005. - С.102-103.
7. Потапова Ю.В. Типы познавательной самостоятельности студентов медицинского ВУЗа / Ю.В. Потапова, Б.В. Кузьмин, В.А. Сухов. // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2015.
- № 1. - С. 34-38.
8. Шуматов В.Б. Формирование умений и навыков в системе профессиональной компетенции студентов в медицинском вузе / В.Б. Шуматов, Е.В. Крукович, А.Я. Осин, Н.Г. Садова // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2010. - № 4.- С. 82-86.
References
1. Gorodetskaia E.Ia., Rogovaia N.A. Sovershenstvovanie vneauditornoi samostoiatel'noi uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti studentov //Psikhologiia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniia. - 2016. - № 50-2. - S. 91-96.
2. Efanova L.D. Samostoiatel'naia rabota i samostoiatel'nost' studentov v vuze // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». - 2016. - T. 15. - S. 431-435.
3. Zinkevich E.R. K probleme organizatsii samostoiatel'noi uchebnoi raboty studentov v meditsinskom vuze (na primere setevogo proekta) // Klinicheskaia psikhologiia. - 2015. - T. 6, № 2. - S. 109-113.
4. Konovalova S.V., Amirov A.F., Konovalova G.M. Sostoianie i puti sovershenstvovaniia samostoiatel'noi raboty studentov v meditsinskikh vuzakh //Meditsinskii vestnik Bashkortostana. - 2010. - № 2. - S. 105-107.
5. Matveeva E.V., Sazonova Z.S. Samostoiatel'naia rabota studenta v usloviiakh kompetentnostnogo podkhoda //Izvestiia Vologogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2012. - T. 3, № 19. - S. 121-127.
6. Piontkovskii V. V., Portniagin S.P. Samostoiatel'naia rabota studentov kak faktor samorazvitiia lichnosti // Materialy mezhregional'noi NMK «Kompleksnaia otsenka deiatel'nosti VUZa kak monitoring sistemy kachestva obrazovaniia i vospitaniia». - Iakutsk, 2005 g. - S.102-103.
7. Potapova Iu.V., Kuz'min B.V., Sukhov V.A. Tipy poznavatel'noi samostoiatel'nosti studentov meditsinskogo VUZa //Vestnik Omskogo universiteta. Seriia «Psikhologiia». - 2015. - № 1. - S. 34-38.
8. Shumatov V.B., Krukovich E.V., Osin A.Ia., Sadova N.G. Formirovanie umenii i navykov v sisteme professional'noi kompetentsii studentov v meditsinskom vuze // Tikhookeanskii meditsinskii zhurnal. - 2010. -№ 4.- S. 82-86.