Научная статья на тему 'Инновационный потенциал учебного процесса в рамках гуманитарных дисциплинв свете образовательной философии ФГОС во'

Инновационный потенциал учебного процесса в рамках гуманитарных дисциплинв свете образовательной философии ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATION / COMPETENCE APPROACH / INTERACTIVE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров А.Ф., Ивановский Ю.И., Коньшина Ю.Е.

Требования к уровню подготовки врача и провизора, к их компетенциям, профессиональным и личностным качествам, профессиональной направленности мышления, эмоционально-волевым качествам, способностям и компетенциям неуклонно повышаются. Современному специалисту необходима целостная ориентировка в мире человека, что предполагает развитость его собственной ценностно-смысловой сферы, открытость миру и восприятию его культуры.В статье рассматривается одна из ведущих проблем образования проблема соотношения активной деятельности студентов и результатов обучения в рамках реализации компетентностного подхода к обучению в рамках дисциплин гуманитарного цикла. Раскрывается сущность технологии управляемого самообучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиров А.Ф., Ивановский Ю.И., Коньшина Ю.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL OF EDUCATIONAL PROCESS OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE LIGHT OF EDUCATIONAL PHILOSOPHY OF FSES FOR UNIVERSITY EDUCATION

Requirements to the level of preparation of the doctor and pharmacist to their competences, professional and personal qualities, the professional orientation of thinking, emotionally-strong-willed qualities, abilities and competences are steadily increasing. Modern technician requires a holistic orientation in the human world, which implies the development of his own value-semantic sphere, openness to the world and the perception of its culture.The article considers one of the leading problems of education the problem of the relation of vigorous activity of students and learning outcomes in the context of the competence approach to training in the humanitarian disciplines. The essence of the technology of controlled self-study students is revealed here.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал учебного процесса в рамках гуманитарных дисциплинв свете образовательной философии ФГОС во»

СОВРЕМЕННОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 615:378

© А.Ф. Амиров, Ю.И. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, 2016

А.Ф. Амиров, Ю.И. Ивановский, Ю.Е. Коньшина ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В СВЕТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ФГОС ВО

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

Требования к уровню подготовки врача и провизора, к их компетенциям, профессиональным и личностным качествам, профессиональной направленности мышления, эмоционально-волевым качествам, способностям и компетенциям неуклонно повышаются. Современному специалисту необходима целостная ориентировка в мире человека, что предполагает развитость его собственной ценностно-смысловой сферы, открытость миру и восприятию его культуры.

В статье рассматривается одна из ведущих проблем образования - проблема соотношения активной деятельности студентов и результатов обучения в рамках реализации компетентностного подхода к обучению в рамках дисциплин гуманитарного цикла. Раскрывается сущность технологии управляемого самообучения студентов.

Ключевые слова: инновации, компетентностный подход, интерактивное обучение.

A.F. Amirov, Yu.I. Ivanovskiy, Yu.E. Konshina INNOVATIVE POTENTIAL OF EDUCATIONAL PROCESS OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE LIGHT OF EDUCATIONAL PHILOSOPHY OF FSES FOR UNIVERSITY EDUCATION

Requirements to the level of preparation of the doctor and pharmacist to their competences, professional and personal qualities, the professional orientation of thinking, emotionally-strong-willed qualities, abilities and competences are steadily increasing. Modern technician requires a holistic orientation in the human world, which implies the development of his own value-semantic sphere, openness to the world and the perception of its culture.

The article considers one of the leading problems of education - the problem of the relation of vigorous activity of students and learning outcomes in the context of the competence approach to training in the humanitarian disciplines. The essence of the technology of controlled self-study students is revealed here.

Key words: innovation, competence approach, interactive learning.

Современный рынок труда предъявляет свои критерии конкурентоспособности специалистов: профессиональная компетентность, выраженная в совокупности различного уровня компетенций, высокая мотивация к достижению конечного результата, культурные ценности, поведенческие характеристики, уровень жизненных ориентаций (планирование жизни и карьерного роста, целеустремленность), наличие аналитических способностей, гибкость, системность мышления, коммуникативность, работоспособность, ответственность, дисциплинированность, стремление к саморазвитию в профессиональной и личностной сфере.

Требования к уровню подготовки врача и провизора, к их компетенциям, профессиональным и личностным качествам, ценностям, профессиональной направленности мышления, эмоционально-волевым качествам, способностям и компетенциям неуклонно повышаются. Современному специалисту необходима целостная ориентировка в мире человека, что предполагает развитость его собственной ценностно-смысловой сферы, открытость миру и восприятию его культуры [1].

Исходя из отмеченных требований, а также основополагающих позиций новой парадигмы всей системы российского образования ведущей целью образовательных организаций является формирование определенного ряда компетенций обучающихся. В высшей школе они представлены общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. В соответствии с обозначенной целью главной методологической компонентой ФГОС и ФГОС ВО выступает компетентностный подход. Чем же не устраивала прежняя система подготовки студентов, базирующаяся на фундаментализации образования? Начиная с 30-х годов прошлого века, в различных дисциплинах и, соответственно, научных областях удвоение знаний стало происходить быстрее - сначала в разы, потом в десятки раз: в каких-то областях за 6-7 лет, а, например, в области генетики, биологии, иммунологии - за 2 года. Произошедший в обществе, науке и образовательных системах информационный «взрыв» способствовал тому, что классический путь образования стал бессмысленным. К тому же в условиях усложнения учебной и профессиональной деятельности

знаниевая парадигма уже не обеспечивала развитие обучающимися способности и готовности применять полученный «безмерный» объем знаний в соответствии с ситуациями квазипрофессиональной и профессиональной деятельности.

Новая концепция высшего медицинского и фармацевтического образования направлена на формирование компетентного, профессионального мобильного специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике. Такой специалист может характеризоваться способностью к быстрой адаптации в профессиональной деятельности. В настоящее же время процесс адаптации врача и провизора к профессиональной деятельности во многом происходит спонтанно. Отчасти это объясняется тем, что, во-первых, в учреждениях здравоохранения (включая их деятельность по реализации программ интернатуры и ординатуры) в целом работа с молодыми специалистами по их «вживанию» в профессию целенаправленно не ведется, поскольку в приоритете другие задачи, а, во-вторых, у выпускников вузов не выработаны навыки и способности самостоятельного решения познавательных и профессиональных проблем. Вторая причина, пожалуй, является определяющей. Страх принятия самостоятельных решений основан на отсутствии сформированной субъектной позиции выпускника медицинского вуза, которая по логике должна формироваться им первоначально с освоения навыков самостоятельной познавательной деятельности на дисциплинах гуманитарного профиля.

Наиболее значимой особенностью современной ситуации вуза является реальное сосуществование в рамках реализации федеральных государственных стандартов двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной. Традиционная стратегия организации обучения, которая когда-то была эффективной, сегодня не обеспечивает готовности специалиста к неизбежным переменам в профессиональной жизни. Более того, она препятствует проникновению в систему непрерывного образования новых идей, информации, ценностей. Достаточно назвать лишь некоторые отрицательные особенности традиционной стратегии:

- это, прежде всего, неадекватная современным условиям профессионального развития парадигмальная основа обучения будущих специалистов. В частности, в образовательном процессе преобладает информационная сторона обучения, соответственно невысока доля самостоятельной активности студентов даже

на практических занятиях (во всяком случае на дисциплинах гуманитарного цикла);

- доминирует унификация и невысокий уровень вариативности образовательных программ в целом;

- до сих пор преобладает обособленность познавательной деятельности студентов на занятии и невысокий уровень коллективного взаимодействия;

- наблюдается отсутствие динамичности, гибкости и мобильности традиционной системы, выражающаяся в недостаточном стимулировании творческой активности обучающих и обучающихся.

Инновационное обучение, идея которого имплицитно заложена в новых стандартах, предполагает создание нового типа образовательного процесса, дающего большую свободу действиям преподавателя и студента. Это процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей сфере и переносится в профессиональную среду, на которую ориентируется студент. Такой тип обучения помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед студенческой группой учебные проблемные ситуации. Главные черты инновационного обучения - это открытость к взаимодействию, способность студента к предвосхищению результатов своей деятельности и готовность к совместным действиям в проблемных ситуациях. Инновационное обучение ориентировано на развитие готовности личности к быстро осуществляющимся переменам в профессиональной среде, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к самостоятельному решению познавательных (а впоследствии и профессиональных) проблем, к сотрудничеству с другими специалистами, развитию клинического мышления.

Решение этой задачи становится возможным при ориентации учебного процесса на все виды деятельности обучающихся в единстве исполнительской (репродуктивной), организаторской и исследовательской [2].

Принципиальное отличие компетент-ностно-ориентированного обучения от традиционного состоит в переориентации смысла и порядка организации всего учебного процесса, а именно: предоставление ведущей роли на всех этапах учения проблемным и продуктивным задачам, опережающим решение репродуктивных учебно-познавательных задач. Решение подобных учебных задач при активном взаимодействии и самостоятельности студен-

тов меняет психологическую структуру самой образовательной ситуации в целом, так как создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения как между преподавателями и студентами, так и между самими обучающимися.

Стратегия обучения студентов, основанная на компетентностном подходе, предполагает мобилизацию всех социальных и коммуникативных резервов организации и самоорганизации учебного процесса. Например, при коллективном решении учебных задач можно выделить систему последовательно и циклично возобновляющихся форм взаимодействия: начиная от введения в деятельность, дальнейшего разделения между преподавателем и студентами действий, реализации

Репродуктивное

имитируемых действий с переходом на самоорганизуемые действия и партнерство. По мере продвижения от одной формы к другой изменяется уровень их самоорганизации, меняются способы понимания ситуации и способы общения, возрастает свобода деятельности студентов.

Из ведомого обучающийся превращается в инициативного партнера. При этом способность к партнерству выступает как показатель высшей, развитой формы самоорганизации студента в учебном процессе. Более того, по мере повышения интенсивности работы активное взаимодействие участников образовательного процесса в той или иной степени переходит в интерактивное взаимодействие, в котором каналы учебной коммуникации существенно расширяются (рисунок).

студент

Преподаватель с^ студент

Рис. Виды учебного взаимодействия обучающихся в компетентностной модели обучения

При этом преподаватель выполняет функцию менеджера учебного процесса, активизирующего, направляющего и перенаправляющего потоки учебной информации и действий. В этом и заключается суть технологии управляемого самообучения студентов, которая постепенно в рамках реализации ФГОС внедряется нами в процесс преподавания психолого-педагогических дисциплин. Существенной характеристикой данной технологии является возможность на основе ее использования снизить зависимость результата обучения по дисциплине от уровня общей подготовленности и успеваемости конкретного студента. Это особенно важно в связи с тем, что основной специфической особенностью образовательного процесса по вновь внедряемым стандартам является, во-первых, некая неопределенность результатов обучения, во-вторых, неоднозначность их оценки. Управление же деятельностью студентов в единстве всех ее сторон осуществляется через комплексное воздействие на основные ее компоненты: мотивационно-мобилизующий, ориентировочный, содержа-тельно-технологи-ческий, рефлексивный.

Другой особенностью, являющейся качественной характеристикой технологии, выступает наличие «субъект-субъектной» позиции участников образовательного процесса. Обучаемый становится субъектом только в той образовательной среде, в которой ему предоставляется возможность для самореализации и самоактуализации. На это обстоятельство указывали основатели гуманистической психологии. Согласно концепции А. Маслоу все высшие сущностные проявления человека - предрасположенности к творчеству, духовные ценности, личностные смыслы - существуют в виде врожденных потенций, которые актуализируются под влиянием различных социальных, образовательных и профессиональных условий. При этом важно учитывать, что самоактуализация личности есть высшая человеческая потребность и эта потребность может и должна быть удовлетворена в учебном процессе.

Важно, чтобы технология реализовыва-лась через установки на сплочение студенческой группы, индивидуальную помощь, открытость, прозрачность, совместную деятельность, обмен мнениями. Организация такой деятель-

ности дает возможность разрушать у студента барьеры страха, непонимания, хронической усталости, открывать интерес к учебному процессу и будущей врачебной деятельности, осознавать себя свободной, саморазвивающейся личностью.

Обращая внимание на основные формы организации учебных занятий в вузе - семинары и практикумы, стоит выделить ведущие отличия компетентностно ориентированного обучения в ходе их проведения. Если в ходе традиционного (репродуктивного) взаимодействия преподавателя и обучающихся главная роль и, соответственно, проявление максимальной активности отводятся педагогу, то в активном взаимодействии студенты являются непосредственными субъектами освоения учебного материала.

Содержание деятельности, безусловно, определяется программой обучения и корректируется запросами ФГОС к формированию конкретных компетенций. Тематический перечень в контексте гуманитарных дисциплин, где может использоваться данная технология, достаточно широк: большой круг философских проблем и проблем образования, биомедицинской этики, психологические и педагогические аспекты деятельности врача, культура речи будущего врача и др.

В структуру технологии входят преимущественно активные (интенсивные) методы обучения. Благодаря их использованию деятельность обучающих и обучающихся осуществляется весьма интенсивно, в короткие сроки, с конкретным и в достаточной степени оптимальным перечнем изучаемых вопросов в программе. Разработчики рабочих образовательных программ в этой системе, как ни в какой другой, сталкиваются с необходимостью оптимального выбора целей, задач, содержания, форм, методов и средств обучения в плане достижения максимально возможных результатов при минимально необходимых расходах времени преподавателей и обучающихся. Ди-

дактический принцип времени, суть которого раскрывается через тезис: «при максимальной концентрации деятельности и времени в учебном процессе достигается максимальный результат», сегодня становится основополагающим принципом организации процесса образования на кафедре педагогики и психологии БГМУ.

Главная задача преподавателя заключается в построении такого образовательного процесса, в котором проявлялась бы субъектная позиция обучающегося, обозначились бы его индивидуальные образовательные предпочтения и раскрылись его способности и возможности. Сам же преподаватель перестает быть для студентов транслятором готовых знаний. Он управляет учебным процессом, координирует и корректирует деятельность студентов и сам становится участником познавательного взаимодействия.

Позитивная особенность новых образовательных стандартов заключается в том, что они дают возможность для расширения академической свободы обучающихся и педагогов, в том числе и за счет наличия вариативной части обучения. Реализация вариативной части уже сегодня позволяет активизировать концепцию студентоориентирован-ного обучения [3].

Вариативная часть обучения в форме спецкурсов, элективов, выполнения творческих заданий в плане официально отведенного для самостоятельной работы времени и многие другие виды образовательной деятельности в значительной степени способствуют обращению студента к уже имеющемуся познавательному опыту, а также реализации тех потенциальных возможностей, которые есть у каждого студента. Вариативная часть в своем идейном контексте раскрывает личностный аспект обучения, в котором в первую очередь концентрируются, дифференцируются, а далее развиваются профессиональные интересы, смыслы и ценностные ориентации студентов.

Сведения об авторах статьи: Амиров Артур Фердсович - д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, Ленина, 3. Тел.: 8(347)272-86-51. E-mail: pedagogika.psihologia@yandex.ru. Ивановский Юрий Викторович - к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, Ленина, 3. Тел.: 8(347)272-86-51. E-mail: pedagogika.psihologia@yandex.ru.

Коньшина Юлия Евгеньевна - к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, Ленина, 3. Тел.: 8(347)272-86-51. E-mail: pedagogika.psihologia@yandex.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амиров, А.Ф. Активизация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов вуза как условие развития их субъектной позиции / А.Ф. Амиров, Р.М. Гаранина, А.А. Гаранин. - Самара: ООО «Офорт», 2014. - 516 с.

2. Шкиндер, В. Теоретико-методологические основы управления качеством высшего медицинского образования: современные проблемы и перспективы /В. Шкиндер // Современные педагогические технологии оценивания учебных достижений в медицинском вузе: материалы региональной научно-практической конференции 27 января 2010 г. - Екатеринбург, 2010. - С. 66-75.

3. Пикан, В.В. Технология вариативного обучения / В.В. Пикан. - М.: Перспектива, 2008. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.