Научная статья на тему 'Модель реализации лично стно-развивающ его потенциала самостоятельной работы студентов в медицинском вузе в процессе изучения теоретических дисциплин'

Модель реализации лично стно-развивающ его потенциала самостоятельной работы студентов в медицинском вузе в процессе изучения теоретических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаранина Резеда Мухаррамовна

В статье рассматривается личностно-профессиональное становление будущего врача в процессе самостоятельной учебной работы студентов при изучении теоретических дисциплин. С помощью метода моделирования данный процесс представлен пятью блоками: ценностно-целевым, содержательным, процессуальным, контрольно-оценочным и результативным. В статье раскрыта необходимость активизации самостоятельной работы и указаны аспекты развития личности студента в медицинском вузе самоактуализация, саморазвитие, самостоятельность, творческая личность, самореализация. Представлена часть практических исследований данной проблемы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель реализации лично стно-развивающ его потенциала самостоятельной работы студентов в медицинском вузе в процессе изучения теоретических дисциплин»

УДК378.14

Гаранина Резеда Мухаррамовна

Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, старший лаборант кафедры общей, бионеорганической и биоорганической химии Самарского государственного медицинского университета, [email protected], Самара

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Garanina Reseda Muharramovna

Researcher degree of candidate of pedagogical sciences, senior assistant department of bioinorganic and bioorganic chemistry, Samara State Medical University, CorolevaAnna@ yandex.ru, Samara

IMPLEMENTATION MODEL OF PERSONALITY AND DEVELOPMENTAL POTENTIAL INDEPENDENT WORK OF STUDENT IN MEDICAL SCHOOL IN THE PROCESS OF LEARNING THEORETICAL SUBJECTS

С точки зрения философии моделирование представляет собой метод познания, основанный на обобщении и наглядном воспроизведении реальности или исследуемого объекта. Моделирование позволяет анализировать объект исследования, конкретизировать свои знания, дополняя модель новыми элементами, свойствами, характеристиками, видоизменяя ее гибкую структуру. Модель является отправной точкой, в сравнении с которой оценивается изучаемый объект, представляет собой целостную картину изложения результатов исследования. Построение модели дает возможность сопоставить выводы различных исследователей, представить итоги собственного диагностического эксперимента.

В нашей работе построение модели выступает значимым этапом и направлено на достижение общей цели исследования. Предлагаемая нами модель организации самостоятельной работы учитывает возможности и способы реализации личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы, содержательно-деятельностный характер самостоятельной работы, методическое обеспечение, контролирующий и результативный аспекты организации самостоятельной деятельности обучающегося. Все это позволяет нам причислить предлагаемую модель к содержательнодеятельностным моделям.

В основу разработки модели реализации личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов легли положения о личности

как цели любого образовательного процесса, его содержании и методах, их направленности на развитие профессионально значимых качеств личности.

Будущий врач должен обладать способностью к самореализации. Под самореализующейся личностыо в медицинской деятельности мы понимаем самостоятельную личность, готовую преобразовывать собственную профессиональную деятельность, структурировать основные этапы жизнедеятельности с целью достижения определенного уровня успеха [7].

Именно профессионализм личности отражает высокий уровень профессионально важных и личностно-деловых качеств, креативности, характеризует мотивационную сферу и ценностные ориентации субъекта труда, направленность на прогрессивное развитие/саморазвитие [8].

Наши наблюдения показали, что большую роль в организации самостоятельной работы играет ее мотивационное обеспечение: система поощрения студентов за успехи в учёбе и творческой деятельности; индивидуализация постоянно обновляемых заданий для самостоятельной работы; творческая личность преподавателя, призванная помочь студенту раскрыть личностный потенциал и определить перспективы внутреннего роста.

Предлагаемая нами теоретическая модель организации самостоятельной работы связана с организацией форм сотрудничества, стимулирующих их самостоятельность и творческую активность.

Самостоятельную работу мы рассматриваем в нескольких аспектах: социальном, дидактическом, психологическом и воспитательном. Посредством само стоятельной работы решается социальная проблема, стоящая перед вузом,

- научить студентов учиться, самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания. В дидактическом аспекте самостоятельная работа выступает как один из основных методов приобретения ключевых компетенций и как одна из организационных форм обучения. Психологический аспект представляет собой, прежде всего, систему познавательных процессов, направленных на самостоятельное приобретение ключевых компетенций. Воспитательная роль самостоятельной работы заключается в том, что она является активным средством воспитания личностных качеств будущего специалиста [5; 6].

Одним из важнейших условий личностного развития является креативная позиция обучаемого, поэтому на уровне организации познавательнопоисковой самостоятельной работы мы предлагаем наиболее продвинутым студентам эффективные формы творческой самостоятельной работы. Мы полагаем, что многообразие организационных форм и методов самостоятельной работы, используемое методическое обеспечение, информационные технологии дают преподавателю широкие возможности для определения индивидуальной траектории обучения студента с учетом его личностных способностей, стремления к достижению учебных целей, профессиональному росту и самосовершенствованию.

Особую роль в организации нами образовательного процесса играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего, на творческое продуктивное

мышление, поведение, общение. Современные активные методы обучения включают в себя: игровое имитационное моделирование; деловые игры; анализ конкретных ситуаций (кейсы). Педагогика сотрудничества, совместный поиск оптимальных решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать эффективные варианты коллективных действий. Интерактивная методика направлена на оценивание умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, на развитие различных навыков: аналитических, практических, творческих, коммуникативных [2].

Предполагаемые цели такого вида обучения могут соответствовать конечному результату учебного процесса - личностное развитие и совершенствование ключевых компетенций студента.

Правильная расстановка приоритетов при проверке и оценке знаний при обучении, например, посредством кейс-метода позволяет выбрать не просто самого лучшего, а самого креативного студента.

Попробуем оценить возможности кейс-метода в преподавании теоретических дисциплин. Например, решение аналитических химических задач по качественному определению ионов, содержащихся в пробирке, основывается на знании особенностей химических реакций, представляет собой специфическую разновидность кейса и определенную последовательность шагов аналитика. Естественной сферой применения кейс-метода является преподавание философии. В условиях становления информационной цивилизации возрастает роль мировоззрения, и, следовательно, философское знание превращается в безусловный ориентир в огромном потоке информации и многообразия жизненных ситуаций.

Применение интерактивных методов обучения актуализирует интеллектуальную активность, создает дух состязательности [4]. Интерактивные методы обучения позволяют обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту, максимальную свободу в обучении, оптимальный подбор и достаточное количество теоретического и наглядного материала; доступность преподавателя для студента, формирование у студентов навыков мыслительной деятельности, оптимального поведения и эффективного действия в критических ситуациях; умения работать с информацией; формирование личностно-профессиональных качеств будущего врача.

Разработанная нами комплексная модель представляет собой структурную взаимосвязь ценностно-целевого, содержательного, процессуального, контрольно-оценочного и результативного компонентов, а именно: обоснованные цели обучения, содержание обучающих программ, условия достижения целей, учебную деятельность преподавателя и студентов и результаты обучения (рис. 1).

Модель реализации личностно-развивающего потенциала самостоятельной студентов при освоении теоретических дисциплин состоит из взаимосвязанных компонентов, способствующих переходу скрытых личностных возможностей в реально развитые возможности.

л

н

о

ю

а

а

Ценностно-целевой компонент

Цель: подготовка компетентного специалиста с высоким уровнем развития личностнопрофессиональных возможностей, готового к самостоятельной работе с учетом потребностей учреждений системы здравоохранения

Принципы -4-

-► Методы

-► Подходы

IF

Содержательный компонент

(развивающие направления деятельности будущего врача) Историческое Специально-практическое Когнитивное Профессиональное

Гуманитарное Социально-экономическое Творческое Культурологическое

£

Процессуальный компонент

(уровни организации)

Факультетский Кафедральный Преподавательский

Общая координация Создание календарных Непосредственное

СРС на факультете планов изучения дисциплин руководство и Определение доли Подготовка УМК с управление СРС

СРС в учебном плане использованием активных Осуществление

Регулирование сроков методов: тренингов, роле- контроля СРС контроля СРС деловых игр, решения кейсов Создание УМК по Организация Контроль работы своей дисциплине

различных преподавателей

видов ппактйк Монитопинг учебного ппопесса ,

Университетский

Анализ ГОС дисциплин Разработка концепции СРС Создание материальной базы Повышение квалификации ппепопавателей

Ж

Педагогические условия

- формирование субъектной позиции будущего врача в процессе организации самостоятельной работы студента при изучении теоретических дисциплин;

- ориентация образовательного процесса на профессиональные медицинские и социальные знания, в т.ч. знания в области здоровья населения;

- направленность на формирование профессионально-личностных качеств будущего врача; -организация самостоятельной работы студентов с применением кейс-технологий при решении ситуаций из медицинской практики.

Ж

Контрольно-оценочный компонент

(компоненты познавательной самостоятельности, активности и компетентности) Формы контроля: анкетирование, наблюдение, диагностика, анализ, тестирование, решение задач, мониторинг, индивидуальный проект, семинар, зачет, экзамен

Критерии оценки уровня самостоятельности: степень самостоятельности, уровень познавательной и творческой активности, система саморегуляции, самоанализа и самооценки, уровень планирования учебно-исследовательской деятельности

Результативный компонент

1. Целостное развитие личностных возможностей студента

2. Сформированность характеристик профессионально-личностного развития

3. Раскрытие потенциала человека как социально-личностной структуры

4. Формирование профессионально компетентного специалиста - будущего врача

Рисунок 1. - Содержательно-деятельностная модель организации самостоятельной работы

Ценностно-целевой компонент, включающий в себя выбор цели и определение мотива самостоятельной деятельности, отражает задачи

личностно-профессионального развития, строится с учетом требований социального заказа и предполагает подготовку компетентного специалиста в области медицины с высоким уровнем развития личностных возможностей, обладающего целостной системой ключевых компетенций, с индивидуальным стилем мышления, системой интеллектуальных и личностно-профессиональных качеств [7].

Содержание задач вытекает из общекультурных, теоретических и профессиональных компетенций выпускника, которые определяются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального медицинского образования.

В процессе самостоятельной работы у студента вырабатывается индивидуальность мышления, потребность в интеллектуальном развитии, личная сознательность, создаются условия для реализации потенциальных способностей, оптимально складывается его познавательная деятельность, успешнее решаются учебно-профессиональные задачи, происходит личностное развитие в целом. Именно эти составляющие определяют степень готовности к успешному выполнению врачом профессиональной деятельности, что является обязательным атрибутом профессионального становления и совершенствования. Достижение поставленной цели уточняется следующими задачами:

- управление процессом развития личностно-профессиональных возможностей;

- усвоение студентами приемов самостоятельной работы, проектирования личностного саморазвития, самообразования и самосовершенствования;

- раскрытие личностного потенциалов студента как субъекта образовательного процесса.

Содержательный компонент определяется нормативными документами, учебными программами, учебно-методическими пособиями и направлен на определение объема и структуры содержания учебного материала, отводимого на самостоятельную работу студентов. Для решения этой задачи мы учитывали выявленные тенденции, принципы развития содержания теоретических дисциплин, особенности логической структуры предметов, критерии отбора содержания, подходы к конструированию программы учебной дисциплины, ориентированной на развитие личностных возможностей студентов.

Основной направленностью содержательного компонента, охватывающего все составляющие образовательного процесса, является формирование познавательного опыта на основе технологии управляемого самообучения студентов [3]. Содержательный компонент предложенной модели характеризуется двойной направленностью: один вектор направлен на поэтапную разработку учебно-методического сопровождения самостоятельной работы, а другой

- на систематическое повышение уровня квалификации преподавателей.

Процессуальный компонент учитывает возможности самостоятельной работы в образовательном пространстве вуза, отражает последовательность целенаправленных педагогических воздействий, охватывает все виды

и формы самостоятельной работы студентов, формирует направленность и логику усилий для эффективной реализации личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы, предполагает комплекс заданных педагогических условий профессионального образования на основе раскрытия личностно-профессионального потенциала будущего врача.

Педагогические действия, направленные на личностнопрофессиональное развитие будущего врача, выстраиваются нами согласно теоретической модели, охватывают различные уровни и формы работы, что придает процессу организации самостоятельной работы целостность, целенаправленность, логическую взаимосвязь и методическую обеспеченность.

Контрольно-оценочный компонент включает в себя разработку критериев оценки уровней самостоятельности студента, предполагает мониторинг результатов самостоятельной познавательной деятельности студентов, контроль и коррекцию ее результатов.

В качестве оценочных критериев, определяющих уровень самостоятельной работы, могут быть приняты: самоактуализация, степень самостоятельности и творческой активности студентов; система саморегуляции, самооценки и самоконтроля. Нами разработаны критерии оценки, которые учитывают: сложность работы; полноту информации; уровень самостоятельности и теоретического мышления; способность к анализу и синтезу; исследовательские умения; способность применять теоретические знания на практике; владение культурой речи и терминологией; логику и обоснованность изложения ответа; самопрезентацию; качество выполненной работы; оформление материала в соответствии с требованиями. Мониторинг учебной деятельности студентов позволяет адекватно оценить знания; разработать матрицу мониторингового сопровождения студентов, проводить диагностику состояния проблемы и коррекцию различных подходов к организации самостоятельной работы.

С учетом итогов проведенного экспериментального исследования и изложенных рассуждений, нами в качестве критериев личностнопрофессионального развития выделены уровни самореализации студентов в процессе самостоятельной работы: познавательный; репродуктивнопоисковый; творческо-исследовательский.

Сформулированные критерии эффективности личностнопрофессионального развития позволяют проводить мониторинг происходящих изменений в уровнях самореализации в результате комплекса направленных педагогических воздействий в соответствии с выделенными уровнями личностно-профессионального развития: низким (недостаточной самостоятельный), средним (деятельностно-направляемый) и высоким (самостоятельно-деятельностный). Для определения уровней самореализации мы использовали такие формы контроля, как наблюдение, анкетирование, самооценочную диагностику, тестирование, мониторинг, самоанализ, анализ.

Результативный компонент, представленный анализом и оценкой результатов деятельности студентов, включающий условия саморегуляции и само-

реализации, предполагает формирование профессионально компетентного специалиста, отличающегося сформированной активной субъектной позицией, ответственного, ориентированного на непрерывное личностное и профессиональное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование.

Весьма важным представляется ориентированность такой модели на педагогически направленное изменение целей обучения с актуализацией развития индивидуальных творческих способностей личности. Все это приводит к пересмотру организационно-целевых задач, условий и способов реализации самостоятельной работы, которая призвана обучать и развивать личность. Особенно актуальными являются такие цели самостоятельной работы, как оптимизация процесса обучения, активизации самостоятельного поиска новых знаний, познавательно-творческого потенциала студентов, их самомобилизационных и самообразовательных умений [1; 9].

Восприимчивость студента к новым знаниям, поиску новой информации обеспечивается такими показателями развития личности, как любознательность, интерес, целеустремленность, ответственность и настойчивость при выполнении поставленных задач, а, следовательно, и способность к самоорганизации, саморефлексии. Опыт показывает, что участие студентов в научно-поисковой, самостоятельной исследовательской деятельности способствует проявлению инициативы и самоактуализации в профессиональной деятельности [10].

Следует отметить выявленную зависимость между основой построения учебного процесса, наличием того или иного подхода к обучению и уровнем развития познавательной активности студентов. Применение в практике обучения личностно-ориентированного подхода [6] способствовало тому, что значительно выросло число студентов, у которых отмечался средний и высокий уровни познавательной активности.

Динамика развития личностных особенностей мышления (системность, проблемность, рефлексивность, критичность, диалогичность) и личностных качеств (конструктивная самостоятельность; субъектность; интеллектуальная активность; критичность, нестандартность мышления; креативность) студентов экспериментальной группы в процессе самостоятельной работы после реализации вычлененных нами педагогических условий и введения в учебный процесс элективных курсов представлена на рисунке 2.

Для того, чтобы выяснить, являются ли статистически значимыми различия в результатах диагностических срезов в экспериментальной и контрольной выборках студентов, мы использовали ^критерий Стьюдента.

Сравниваем полученное в эксперименте значение I с табличным значением с учетом степеней свободы. Табличное значение Псрит равняется 2,02 при допущении возможности риска сделать ошибочное суждение в пяти случаях из ста (уровень значимости = 5 % или 0,05). В эксперименте 1=2,61, табличное значение составляет 1=2,02; очевидно, что 2,61>2,02. Следовательно, можно сделать вывод о преимуществе экспериментального обучения.

□ на начало эксперимента_______________Ц на конец эксперимента

самостоятельность Субъектность Интеллектуальная Критичность

активность

Рисунок 2. - Динамика развития личностных качеств студентов экспериментальной группы (в процентах)

На примере нашей модели можно проследить, что усвоение учебного материала определяется последовательностью применения внешних и внутренних стимулов учения, форм контроля, оценки самостоятельной деятельности студента с учетом приобретенных компетенций и уровня их использования при решении теоретических и практических задач, а также готовностью к учению «по собственной стратегии».

Каждое из звеньев самостоятельной работы имеет свои психологические особенности и функции, но все они взаимодействуют друг с другом, формируя неразрывное единство проявления познавательных способностей студента и обеспечивая поступательное личностное развитие.

Мы полагаем, что использование данной, выполненной ка основе теоретического анализа, содержательно-деятельностной модели реализации личностноразвивающего потенциала самостоятельной работы, позволяет обеспечить процесс качественного развития личностных способностей студента при освоении теоретических дисциплин. Наша модель строится от основ целеполагания до решения проблем самопознания, от самостоятельного формирования предметного мышления до пракгико-преобразующего развития личностных способностей обучающегося, к практическим возможностям прогнозирования собственного развития в процессе профессиональной медицинской подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, предложенная нами теоретическая содержательнодеятельностная модель реализации личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы при освоении теоретических дисциплин, на наш взгляд, позволяет посредством решения ряда организационных, педагогических и методических задач осуществить процесс целенаправленной подготовки компетентного специалиста с высоким уровнем развития личностнопрофессиональных возможностей, готового к самостоятельной работе с учетом потребностей учреждений системы здравоохранения.

Библиографический список

1. Амиров, А. Ф., Мурзагалина, Л. В. Профессиональная социализация будущих врачей в медицинском университете / [Текст] / А. Ф. Амиров, Л. В. Мурзагалина. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. - 268 с.

2. Амиров, А. Ф. Система ценностей развивающейся личности и ее трудовая социализация [Текст] / А. Ф. Амиров // Образование нового столетия: проблемы, технологии и подходы к модернизации: монография / под ред. Э. Ш. Хамитова. -Уфа: изд-во БГПУ, 2001. - С. 25-33.

3. Амирова, Л. А. Управляемое самообучение взрослых: практическая андро-гогика / [Текст] / Л. А. Амирова. - Уфа: изд-во БГПУ, 2005. - 132 с.

4. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 2002. - 207 с.

5. Гарунов, М. Г. Самостоятельная работа студентов [Текст] / М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый. - М.: Знание, 1978. - Вып. 1. - 34 с.

6. Коновалова, С. В. Самостоятельная работа как средство познавательной активности студентов медицинского вуза [Текст] / С. В. Коновалова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10.

7. Готовцева, Н. Г. Формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе / Н. Г. Готовцева // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 163-168.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев.

- М: Академия, 2004. - 352 с.

9. Исаев, И. Ф. Профессионально-творческое саморазвитие личности: восхождение к акме / И. Ф. Исаев, И. А. Шаршов // Сибирский педагогический журнал.

- 2009. - № 2. - С. 43-54.

10. Большакова, О. Н. Необходимость формирования самостоятельной, творческой,инициативности личности-профессионала в вузе / О. Н. Большакова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 316-326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.