УДК 371.3 ББК 74.0280.122
Лидия Александровна Бордонская,
д-р пед. наук, проф., Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: gsbord@chitaonline.ru
Галина Ивановна Голобокова,
канд. пед. наук, доц., Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: _gigol@mail.ru
рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство1
Самостоятельная работа студента - важнейшая составляющая образовательного процесса в современном вузе. Использование дидактических средств в системе СРС обеспечивает организацию активной познавательной деятельности студентов, содействует освоению содержания учебных дисциплин, формированию компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО. Одним из современных дидактических средств в системе СРС может быть рабочая тетрадь студента по учебной дисциплине.
В статье рассматривается РТС как многофункциональное дидактическое средство, обосновываются подходы к моделированию, описывается логика проектирования РТС, структурное содержание модели рабочей тетради. На основе анализа функций учебной книги определены основные функции РТС как современного дидактического средства, которые рассматриваются как комплексные, включающие отдельные элементарные функции. РТС представлена как системообразующий элемент образовательных средств в СРС.
Ключевые слова: самостоятельная работа студента (СРС), система СРС, дидактические средства, функции дидактических средств, рабочая тетрадь студента (РТС), модель рабочей тетради студента (РТС).
Lidiya Aleksandrovna Bordonskaya,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: gsbord@chitaonline.ru
Galina Ivanovna Golobokova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: _gigol@mail.ru
Workbook of university student as a Multifunctional Didactic Means
Independent work of a student is the most important component of the educational process in a modern higher school. The use of teaching resources in the system of the IWS provides the organization of active cognitive activity of students, contributes to the development of the academic disciplines content, competences formation stipulated by the Federal State Educational standards. Workbook for the student on academic discipline can be one of the modern teaching resources in IWS system.
The authors consider IWS as a multifunctional didactic tool, they justify the modeling approaches; describe the logic of WS design, the structural content of the workbook model. On the basis of analysis of the educational books functions the main functions of IWS as a modern didactic tool are defined, which are considered as a complex ones, including some elementary functions. Stdent’s workbook is presented as a strategic element of educational means in IWS.
Keywords: independent work of students (IWS), IWS system, didactic means, functions of didactic means, workbook for students (WS), model of students’ workbook (MSW).
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки РФ вузу № 6. 2266.2011.
© Бордонская Л. А., Голобокова Г И., 2013 51
Особое внимание в современном образовании на уровне высшей школы уделяется самостоятельной работе студентов (СРС), что связано с необходимостью подготовки образованных, компетентных, конкурентоспособных специалистов, способных свободно ориентироваться в потоке информации, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, осуществлять непрерывное самообразование.
При реализации новых образовательных стандартов (ФГОС ВПО) необходимо не только увеличение доли СРС, но и понимание СРС как важнейшей составляющей образовательного процесса: представление СРС как системы; раскрытие возможностей разнообразных дидактических средств, их обоснованный выбор; реализация новых форм взаимодействия преподавателя и студента; поиск инновационных методов обучения и образовательных технологий.
Понятие «самостоятельная работа студента» - сложное, многогранное, многоплановое, оно допускает различные подходы к его трактовке (Ю. К. Бабанский,
Н. В. Бордовская, И. А. Зимняя, О. Н. Крылова, П. И. Пидкасистый, А. П. Тряпицына и др.) [1;5;8;9;10;14]. Самостоятельная работа
понимается как метод, способ, форма обучения и вид учебного труда; как средство вовлечения в самостоятельную познавательную деятельность и средство формирования методов организации самостоятельной познавательной деятельности; как средство развития активности и самостоятельности; как способ организации образовательного процесса; как условие самоорганизации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности; как современная образовательная технология и т. п.
Анализ многочисленных работ по проблемам самостоятельной работы учащихся и студентов даёт основания для обобщения. В табл. 1 представлена комплексная характеристика СРС.
На наш взгляд, наиболее полно современные подходы к СРС отражены в исследованиях учёных РГПУ им. А. И. Герцена [9]. Они определяют СРС как вид учебнопознавательной деятельности, направленной на освоение профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определённой системе, при партнёрском участии преподавателя в её планировании и оценке достижения качественных результатов [9].
Таблица 1
Комплексная характеристика самостоятельной работы студентов
Составляющие (признаки) СРС Сущность и проявления
Цели самостоятельной работы - качественное усвоение учебного материала; - выработка умений и навыков учебной деятельности; - формирование познавательных способностей и интереса к изучаемому материалу; - формирование готовности к самообразованию; - формирование самостоятельности как качества личности; - формирование компетентностного специалиста
Место (виды) 1 - аудиторные; 2 - внеаудиторные
Взаимодействие участников образовательного процесса - индивидуальная СРС; - групповая СРС; - коллективная СРС
Показатели умственной самостоятельности - перенос знаний и способов действий в новую ситуацию; - возможность применения общих принципов при решении задач
Характер учебной деятельности - теоретическая работа; - практическая деятельность: - исследовательская деятельность; - творческая деятельность
Задания для самостоятельной работы - по дидактической цели: познавательные, практические, обобщающие; - по уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие); - по методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику; - по типам решаемых задач
Виды деятельности - анализ технической и научной литературы; - поиск информации по определённой проблеме; - переработка информации (в текстовом и графическом виде); - решение задач; - построение графиков, моделей; - выполнение тестовых заданий, создание тестов; - подготовка и выполнение лабораторных работ; - выполнение реферата; - подготовка доклада; - выполнение ВКР с элементами научного исследования
Результаты самостоятельной работы - обучающий - накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления и оценки; - развивающий - предельная активность и напряжение психических сил обучаемых, формирование умений и навыков самостоятельного труда; - воспитывающий - воспитание качеств (добросовестность, усидчивость, дисциплинированность, ответственность); - диагностический - выявление истинной картины усвоения обучаемым знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил, способностей
Показатели эффективности СРС 1) объём и глубина понимания и оперативность знаний; 2) степень развития интеллектуальной активности и самостоятельности в учебном познании; 3) степень овладения рациональными способами умственных действий (анализом, синтезом, обобщением) и умениями работать с учебным материалом; 4) степень овладения действиями по определению цели и выработке программы деятельности: - умение пользоваться методами науки при анализе задачи и её решения; - умение в незнакомой ситуации оперировать усвоенными теоретическими знаниями, выявлять возможности реорганизации их элементов для нового функционирования; - наличие навыков самоконтроля
Уровни познавательной активности - 1-й уровень - воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; - 2-й уровень - реконструктивно-вариативные работы; - 3-й уровень - эвристические работы; - 4-й уровень - творческие (исследовательские) работы
Итак, СРС в свете современных требований предполагает иное взаимодействие преподавателя и студента: субъект-субъ-ектные отношения, когда и преподаватель, и студент являются партнёрами в образовательном процессе, а преподаватель сопровождает студента в организации продуктивной учебно-познавательной деятельности. Под сопровождением, как считает
Н. В. Бордовская, надо понимать «взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение актуальных образовательных проблем» [1. С. 234].
Исследователи [9] выделяют следующие направления сопровождения преподавателем СРС:
- конструирование образовательной среды (разработка дидактических средств, комплекса заданий для самостоятельной работы, различающихся уровнем сложности, самостоятельности, характером деятельности, выработка критериев выполнения заданий);
- согласование индивидуальных планов СРС (виды заданий, сроки предоставления результатов);
- реализация функций консультирования, тьюторства и модерирования по образовательному запросу студентов;
- создание педагогических условий для оценивания и рефлексии СРС;
- осуществление индивидуальной педагогической поддержки студента в его самостоятельной работе [9].
Новое понимание сущности самостоятельной работы обусловливает необходимость соблюдения ряда условий при организации СРС:
- организационно-педагогические (создание развивающей образовательной среды, доступной для студента в любое время и включающей студента в продуктивную учебно-познавательную деятельность);
- материально-техническое обеспечение процесса СРС (учебные материалы, имеющие характер квазипрофессиональ-ной или учебно-профессиональной дея-
53
тельности, учитывающие разнообразие форм и методов самостоятельной работы для придания ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учёта индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студентов);
- освоение преподавателями новых функций как основы партнёрского взаимодействия со студентами при переходе на обучение по индивидуальным маршрутам.
Кроме этого, необходима упорядоченная и системная организация СРС. Выстраивание системы СРС должно осуществляться в соответствии с общей логикой формирования компетенций, установленной в основных профессиональных
образовательных программах (ОПОП), учебных программах дисциплин, с учётом определённых в стандартах целей СРС, требований к её организации, содержанию и технологиям организации.
Система СРС - это система, характеризующаяся единством и взаимосвязью содержательно-деятельностного, организационно-технологического, рефлексивнооценочного компонентов в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, для достижения поставленной цели и получения результата -освоения учебной дисциплины. Специфика СРС в современном образовательном процессе отражена в рис. 1.
Рис. 1. СРС в современном образовательном процессе
Остановимся подробнее на системе СРС. Компонентный состав системы СРС представлен на рис. 2.
Рис. 2. Система самостоятельной работы студентов
Содержательный компонент системы -это содержательно-деятельностные основы СРС. Они предусматривают определение содержания педагогического процесса исходя из поставленных целей (предметное содержание, отражённое в различных видах и типах заданий, которые в свою очередь связаны с видами учебной деятельности).
Деятельностный компонент - это организационные основы системы СРС. Организация совместной деятельности педагогов и обучаемых реализуется через создание образовательной среды преподавателем и включением студента в учебно-по-
знавательную деятельность. Основная задача преподавателя сводится к разработке и реализации технологии СРС, к созданию средств материально-технического и дидактического обеспечения.
Рефлексивно-оценочный компонент системы СРС - это рефлексия и оценка достижений. Предполагается не только оценивание учебной деятельности студента со стороны преподавателя, но рефлексия и оценка студентом своих собственных достижений в процессе самостоятельной учебной деятельности.
Результативный компонент - результат продуктивной учебно-познавательной деятельности студента по освоению образовательной программы, который можно рассматривать как достижение поставленной цели. Он связан с основами СРС и условиями, её обеспечивающими.
К условиям, обеспечивающим продуктивную учебно-познавательную деятельность, относятся нормативно-информационное обеспечение СРС, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение.
Нормативно-информационное обеспечение СРС базируется на требованиях ФГОС ВПО к организации СРС в образовательном процессе, предполагает использование кредитно-зачётной системы с накопительной системой оценивания СРС, разработку технологической карты, учебной и рабочей программ изучаемой дисциплины.
Учебно-методическое обеспечение реализуется при создании образовательной среды, отражённой в учебно-методическом комплексе по изучаемой дисциплине, в разработке и использовании разнообразных дидактических средств.
Кадровое обеспечение - преподаватель, способный организовать современный образовательный процесс, т. е. преподаватель, освоивший новые функции профессиональной деятельности [11]. Они заключаются в поддержке, сопровождении самостоятельной деятельности студента, конструировании информационной образовательной среды, включающей в себя необходимые ресурсы в создании условий для оценивания и рефлексии СРС, а также выстраивания индивидуального образовательного маршрута студента.
Система СРС, отражающая специфику СРС на уровне назначения и средств, её обеспечивающих, предусматривает выделение трёх взаимосвязанных аспектов:
- целевого назначения и направления деятельности студентов во внеаудиторной самостоятельной работе (подготовка к аудиторным занятиям; повторение, углубление, расширение и применение знаний и умений; самостоятельное изучение материала);
- средств информационно-образовательной среды, обеспечивающих СРС (учебник, учебные пособия, учебные материалы, методические рекомендации, разнообразные дидактические материалы на печатной 56
и электронной основе; дополнительные источники информации, интернет-ресурсы);
- рейтинговой системы оценивания результатов освоения дисциплины, которая включает оценивание решения задач, выполнения работ практикума, анализа и результативности работы с дидактическими средствами; рубежный контроль (освоение материала отдельного раздела или модуля) и итоговый контроль.
Возрастание роли самостоятельной работы в высшей школе с необходимостью требует новых условий организации самостоятельной учебной деятельности студентов. Одно из важнейших условий - создание особых дидактических средств, способных упорядочить и активизировать процесс самостоятельного освоения дисциплин учебного плана. Дидактические средства, применяемые в СРС, должны обеспечивать достижение учебных целей, управлять учебной деятельностью студентов, активизировать познавательный процесс. Они должны отражать личностно деятельностный, дифференцированный, вариативный характер обучения, наиболее полно учитывать индивидуальные возможности и интересы обучаемых, выполнять ряд новых функций, обеспечивающих результативность обучения. Особое внимание следует обратить на предъявление информации, вид, форму, структуру и содержание дидактических средств.
В современном образовательном процессе на уровне высшей школы кроме традиционных дидактических средств (учебники, учебные пособия, справочники, задачники, практикумы, методические рекомендации) используется и ряд новых дидактических средств: опорный конспект, структурно-логические схемы, портфолио, технологические карты, рабочая тетрадь (Л. А. Бордонская, С. Е. Старостина, А. А. Виладеберк, Н. Л. Шубина, А. П. Тряпи-цына, Н. Е. Эрганова и др. [1; 2; 4; 7; 9; 15]).
В качестве современного дидактического средства в системе СРС может быть рабочая тетрадь студента (РТС). Раскроем специфику и особенности данного дидактического средства как средства, включающего специальные учебные материалы, способствующие СРС при освоении учебной дисциплины.
В настоящее время рабочие тетради по ряду учебных предметов вошли в систему обучения полной средней школы. Однако широкого применения в профессиональной подготовке специалистов этот вид средств обучения пока не нашёл. Анализ имеющихся рабочих тетрадей показывает, что в образовательном процессе вуза они чаще всего играют роль методических указаний, предлагая систему заданий и контрольные вопросы, ориентируя на выполнение лабораторных работ и предлагая формы отчётности. Можно сказать, что традиционные РТС выполняют две основные функции: обучающую (тренировочную) и контролирующую; в них отсутствуют особым образом сконструированные задания с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности, система самооценивания, они не могут способствовать развитию диагностических и профессиональных умений будущего специалиста.
Об использовании рабочей тетради в процессе подготовки специалиста в вузе пишет Н. Е. Эрганова в учебном пособии «Методика профессионального обучения» [15]. Исходя из целевого назначения и функций, автор выделяет три вида рабочих тетрадей: информационные, контролирую-
щие и тетради смешанного типа (содержат информационный и контролирующий блоки) и три типа рабочих тетрадей: тетради для упражнений, или тренинговые тетради; тетради по графическому моделированию; семиотико-семантические тетради. Следует заметить, что предложения Н. Е. Эргановой представляют интерес и могут быть учтены при разработке РТС.
Рассматривая РТС как системообразующий элемент СРС, мы исходим из того, что РТС должна быть многофункциональным дидактическим средством, объединяющим в себе функции различных дидактических средств, содержательно и структурно отвечающим требованиям к современным дидактическим средствам.
Для создания конкретного варианта РТС первоначально необходимо разработать обобщённую модель РТС. Смоделируем РТС как многофункциональное дидактическое средство. На основе модели в дальнейшем могут быть созданы РТС по конкретным учебным дисциплинам. Причём, варианты
тетрадей будут иметь некоторую специфику, определяемую особенностями учебной дисциплины и направлениями подготовки, т. к. в ФГОС ВПО для них установлен свой набор компетентностей.
При моделировании РТС учтём несколько моментов.
1. Рабочие тетради могут различаться по типу и по виду, иметь различные функции и занимать определённое место в совместной учебной деятельности студента и преподавателя.
2. РТС как современное дидактическое средство предназначена для:
- организации учебно-познавательной деятельности студентов по овладению учебной дисциплиной и формированию компетенций;
- создания условий индивидуализации процесса обучения;
- включения студента в рефлексивнооценочную деятельность;
- сопровождения студента в ходе самостоятельной работы;
- целостного отражения системы СРС по дисциплине;
- обеспечения выхода обучаемого в открытое образовательное пространство.
Основными требованиями к РТС будем считать её целевое назначение - освоение студентом изучаемой дисциплины за счёт реализации её функций, способствующих включению студента в продуктивную учебно-познавательную деятельность; способствующую процессу сопровождения студента в его самостоятельной работе, индивидуализации обучения и достижения результата - успешного освоения студентом учебной дисциплины и сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций [2; 7; 8; 9].
РТС должна помогать студенту в самостоятельном изучении учебного материала, отражая в полной мере содержание учебной дисциплины, предлагать для выполнения различные виды заданий, различающиеся уровнем познавательной активности и характером деятельности, вести студента от простых к более сложным заданиям, вовлекая его тем самым в разнообразную учебнопознавательную деятельность.
Логика разработки РТС представлена на рис. 3.
Рис. 3. Логика проектирования рабочей тетради студента (РТС)
При моделировании РТС как многофункционального дидактического средства опора делается на ряд подходов, принципов; требования ФГОС ВПО к содержанию образования и образовательному процессу, требования к современным дидактическим средствам.
Определяющими при разработке РТС будут два взаимосвязанных фактора: особенности СРС и особенности дидактических средств для СРС в условиях современного образования (назначение, функции).
В качестве основных методологических подходов при разработке РТС как много-58
функционального дидактического средства выбраны: системный, компетентностный, контекстный, личностный.
Обоснованием применения системного подхода является понимание СРС как системы, а также обеспечение самостоятельной работы системой дидактических средств. Системный подход в РТС реализуется во взаимосвязи структурных элементов РТС как системы: инструктивно-методического, содержательно-деятельностного, рефлексивно-оценочного блоков.
Он влияет на целостное освоение дисциплины, организацию СРС в системе. РТС
как многофункциональное дидактическое средство отражает компоненты СРС, является центральным звеном учебно-методического комплекса и может считаться системообразующим фактором в организации СРС.
Компетентностный подход отражается в требованиях ФГОС ВПО к формированию компетенций и реализуется в результате включения студентов в учебно-познавательную деятельность по освоению учебной дисциплины.
Контекстный подход учитывает специфику профессиональной деятельности и реализуется при включении в РТС заданий квазипрофессионального характера.
Личностный подход обеспечивает учёт индивидуальных особенностей студента, возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Он реализуется при включении в РТС разнообразных заданий, имеющих вариативный характер, а также через предоставление студенту выбора заданий и порядка их выполнения, придания самостоятельной работе вариативного и дифференцированного характера, более полного учёта индивидуальных способностей студентов, через систему самооценки студентами собственных результатов обучения. Личностный подход влияет
на развитие личностных качеств студента -самостоятельности, самоорганизованности, самоконтроля.
Табл. 2 иллюстрирует реализацию подходов в РТС и их влияние на результат освоения дисциплины.
Основополагающими при разработке РТС являются три группы принципов:
- принципы отбора содержания, его представления и структурирования (научности, связи теории и практики, субъектности, доступности, систематичности, вариативности);
- принципы ориентации на личность обучаемого (индивидуализации, ценностно-смысловой направленности, прочности и действенности результатов образования, включения в личностно значимую деятельность, личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, продуктивности обучения);
- принципы организации взаимодействия обучаемых с содержанием образования, педагогом и коллективом студентов (сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности, сознательности и активности, сотрудничества, положительной мотивации, образовательной рефлексии).
Таблица 2
Подходы, реализованные в модели рТС
Подход Обоснование применения подхода Реализация подхода в рабочей тетради Влияние на результат освоения дисциплины
Системный СРС как система; система дидактических средств Структурные элементы РТС-блоки: инструктивно-методический, содержательно-деятельностный, рефлексивнооценочный Целостное освоение дисциплины, системность СРС
Компетентностный Требования ФГОС ВПО Система заданий, система самооценки и оценки результатов с учётом компетенций Формирование ОК, ОПК, ПК
Контекстный Учёт специфики профессиональной деятельности Задания квазипрофессионального характера Формирование ПК,ОПК
Личностный Учёт индивидуальных особенностей студента, возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута Разнообразие заданий, их вариативный характер, предоставление студенту выбора заданий и порядка их выполнения Развитие личности
РТС - целостный системный конструкт, в котором выделяются взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы. РТС может быть рассмотрена с трёх позиций: структуры, содержания, функций.
Структура РТС определяется требованиями образовательных программ к освоению дисциплины, содержанием учебной дисциплины, требованиями к СРС в условиях современного образования. РТС отражает структуру современных образовательных средств и представление в них информации: аппарат ориентировки, аппарат организации усвоения, общую структуру, структуру отдельных содержательных элементов, структурирование информации.
С позиций содержания в РТС выделяется информация предметного и организационно-методического характера. Раскрывается содержательно-деятельностный аспект по овладению учебной дисциплиной через организацию СРС, виды и характер деятельности, различные типы заданий, различающиеся уровнем сложности, самостоятельности, через самооценку и рефлексию достигнутых результатов освоения дисциплины. С функциональных позиций речь идёт о функциях, которые реализуются в РТС как в современном образовательном средстве.
При разработке РТС основное внимание было обращено на традиционную группу дидактических средств - учебники и учебные пособия, т. е. на дидактические средства группы «учебная книга».
В ходе моделирования учитывались требования к современному учебнику и другим образовательным средствам: ориентация на требования стандарта, фиксирующего содержательное наполнение формируемых компетенций; наличие контекста ведущих жизненно важных задач (предметно-познавательных, личностных и др.); взаимосвязь образовательных средств с открытой информационной образовательной средой; развитие самостоятельности и инициативы обучаемых; ориентация на диагностику достижений и поддержку обучаемых (О. Н. Крылова, Е. В. Пискунова и др.) [13].
Как известно, функции образовательных средств реализуются через их компоненты. Так, функции учебника реализуются через все компоненты учебника, а их изменение приводит к изменению структуры учебной
книги и появлению инновационных моделей (учебник фиксированного формата, многоуровневый учебник, электронный учебник и др.) [11; 12; 14].
В содержании учебника (Д. Д. Зуев,
А. В. Хуторской и др.) выделяются следующие содержательные компоненты: информационный, репродуктивный (выполнение заданий), эмоционально-ценностный - и структурные компоненты: текстовый компонент, внетекстовый компонент, который содержит аппарат ориентировки, аппарат организации усвоения; иллюстративные материалы [5; 12; 14].
В рабочей тетради студента как образовательном средстве для организации СРС по освоению учебной дисциплины и формированию компетенций необходимы аппарат ориентировки и аппарат усвоения учебной дисциплины, аналогичные подобным компонентам учебника. Дополнительно в РТС должен быть отражён рефлексивно-оценочный и организационно-методический аспекты деятельности студента.
Материалы, включаемые в РТС, предлагается структурировать определённым образом - выделить три блока (рис. 4):
- инструктивно-методический;
- содержательно-деятельностный;
- рефлексивно-оценочный.
Каждый из блоков, исходя из его предназначения, имеет свою особую структуру.
Инструктивно-методический блок содержит элементы, раскрывающие целевое назначение дисциплины, её содержание, требования к освоению дисциплины (учебная программа и технологическая карта дисциплины), а также элемент, который выполняет роль навигатора, т. е. даёт студентам пояснения по работе с тетрадью в ходе самостоятельной работы. Навигатор включает аппарат ориентировки РТС, логическую структуру дисциплины и её разделов, структуру РТС в целом и её отдельных блоков, перечень основных и дополнительных источников информации, включая источники Интернет.
В инструктивно-методическом блоке студентам разъясняется технология работы с рабочей тетрадью, подробно указываются все требования к оформлению выполненных заданий, объективному подходу к самооцениванию достигнутых результатов, опре-
деляется место РТС в рейтинговой системе организации образовательного процесса при освоении учебной дисциплины.
В содержательно-деятельностном блоке три элемента: основной - задания (материал для СРС группируется по разделам и темам дисциплины), дополнительные задания по всей дисциплине, справочные материалы по дисциплине. Блок содержит также карту самооценки и оценки преподавателем работы студента по результатам освоения темы или раздела дисциплины. Основной элемент, организующий СРС по освоению дисциплины на материале отдельных разделов и тем, предлагает комплекс заданий по отдельным разделам и темам. Здесь же даются замечания по освоению материала и по выполнению заданий. Задания ориентированы на овладение различными видами знаний, они различаются уровнем сложности, самостоятельности, видами деятельности, ориентированы на формирование
компетенций. Это задания и задачи по освоению материала изучаемой дисциплины, задания квазипрофессионального характера. Заданиями по освоению материала могут быть задачи, задания-вопросы, задания тестового характера, индивидуально-творческие задания, задания на переработку информации, структурирование и систематизацию знаний. Необходимость формирования профессиональных компетенций в ходе СРС диктует включение в РТС заданий, имеющих характер квазипрофессиональной деятельности [3; 7].
Система заданий РТС разрабатывается с учётом возрастания уровня сложности самостоятельной работы студентов. Задания должны учитывать разнообразие форм и методов самостоятельной работы для придания ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учёта индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студентов.
Рис. 4. Модель РТС как многофункционального дидактического средства
В содержательно-деятельностный блок включаются дополнительные задания по всей дисциплине (интегрированные задания). Они могут быть представлены как традиционными заданиями, так и заданиями типа кроссвордов, головоломок, ситуационные задачи и т. п.
Справочные материалы по дисциплине включают текстовую информацию, разнообразные таблицы, иллюстрации.
В рефлексивно-оценочном блоке представлены специальные задания рефлексивного характера, которые предполагают использование приёмов технологии развития критического мышления (синквейн, рефлексивный экран, бортовой журнал и др.) [6]. Рефлексивно-оценочный блок содержит и карту самооценки студентами собственных результатов выполнения заданий рабочей тетради, и оценку преподавателя по теме, разделу дисциплины; предполагает рефлексию и подводит итог освоения дисциплины. При самооценке студент анализирует недостатки в освоении дисциплины, учится адекватно оценивать себя в процессе самостоятельной учебной работы. Результат освоения дисциплины студентом преподаватель определяет по качеству и по конечной оценке выполненных заданий рабочей тетради. Оценка полностью заполненной рабочей тетради может входить в систему рейтингового оценивания освоения учебной дисциплины.
Обратимся к функциям дидактических средств группы «учебник, учебные пособия». Ведущим элементом данной группы является учебник.
К традиционным функциям учебника относятся функции: информационная, систематизирующая, мотивационная, развивающая, воспитывающая. Сегодня выделяют и новые функции учебной книги: функции управления, координации, самоконтроля, развития предметных компетенций и т. п. [8; 13; 14].
При разработке РТС мы ориентировались на специфику современного учебника и реализуемые им функции, тем более что функции учебника, по мнению
В. В. Краевского, «уже сейчас распределяются между элементами всего комплекса учебных книг: пособиями, книгами для учи-62
теля, справочниками, задачниками и т. п.» [13. С. 50].
Специфика функций рабочей тетради определяется новыми подходами к самостоятельной работе студентов: требованиями ФГОС ВПО к формированию компетенций, требованиями ООП к освоению дисциплины, выделением в ООП видов самостоятельной работы, новым пониманием СРС как средства вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, осуществлением процесса сопровождения при переходе на обучение по индивидуальным образовательным маршрутам.
На основе анализа функций учебной книги, функций других современных дидактических средств (портфолио, структурнологической схемы, опорного конспекта, технологической карты и т. п.) предназначения РТС, которая рассматривается как средство организации СРС по освоению учебной дисциплины и формированию компетенций, определены основные функции РТС:
- сопровождения СРС;
- обучающая;
- индивидуализации обучения;
- рефлексивно-оценочная;
- информационно-коммуникационная функция.
Выделенные функции можно рассматривать как комплексные, включающие отдельные «элементарные» функции, характерные для всех дидактических средств и специфические для некоторых из них. Так, например, функция индивидуализации обучения объединяет функции: воспитывающую, формирующую, мотивационную; рефлексивно-оценочная - рефлексивную, диагностическую, контролирующую; функция сопровождения связана с функцией целепо-лагания, организующей, рейтинговой.
Эти функции реализуются через все компоненты РТС за счёт различных средств и форм деятельности студентов, видов заданий, способов их выполнения, видов и форм отчётности (табл. 3).
Функция сопровождения СРС является важнейшей функцией, которую выполняет РТС. При организации СРС с помощью рабочей тетради осуществляется особый диалог между субъектами образователь-
ного процесса: преподаватель - студент, преподаватель - дидактическое средство, студент - дидактическое средство обучения. Студент становится субъектом учебной деятельности, субъектом отношений. В про-
Итак, функция сопровождения СРС характеризует субъект-субъектные взаимоотношения участников учебного процесса, отражает системную организацию СР Реализация функции сопровождения в РТС обеспечивается через инструктивно-методический блок, рефлексивно-оценочный блок. Учебная программа дисциплины знакомит студента с содержанием, логикой его освоения; технологическая карта даёт представление студенту об организации учебного процесса, выделяя из него аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу, показывает требуемые уровни усвоения учебного материала. В навигатор включены подробные пояснения по работе с РТС, объяснены приёмы и правила выполнения заданий, приведён список условных обозначений, относящихся к типам заданий, уровню их сложности. Навигатор содержит список рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы, источники Интернет. Кроме того, в рабочей тетради даются подробные инструкции к выполнению заданий. Справочные материалы, имеющиеся в РТС, помогут студенту в самостоятельном выполнении заданий. В рефлексивно-оценочном
цессе СРС, осуществляемой без непосредственного вмешательства преподавателя, функцию сопровождения должна обеспечивать РТС, реализуя её через свои структурные компоненты.
блоке функция сопровождения реализуется наличием карты самооценки и оценки преподавателя, а также специальных заданий рефлексивного характера, помогающих студенту оценить свои достижения в освоении дисциплины и скорректировать их. Таким образом, РТС сопровождает самостоятельную деятельность студента по освоению учебной дисциплины, выполняя функции консультанта и тьютора, реализуя функции целеполагания, организующую, рейтинговую.
Обучающая функция РТС нацелена на овладение учебной дисциплиной, формирование компетенций, указанных в ОПОП. Реализацию функции обеспечивает содержательно-деятельностный блок РТС, включающий комплекс заданий, различающихся уровнем сложности, самостоятельности, характером деятельности и выстроенный в соответствии со структурой дисциплины и отвечающий логике освоения дисциплины. Комплекс заданий содержит задания и задачи по освоению материала (задачи, задачи-вопросы, тесты, индивидуальнотворческие задания), задания по работе с информацией (работа с первоисточниками,
Таблица 3
Функции рТС
Название функции Характеристика функции Средства, обеспечивающие реализацию функции
Функции сопровождения СРС Субъект-субъектные взаимоотношения, организация СРС в системе. Создание условий для реализации субъект-субъектных отношений при организации СРС в системе Инструктивно-методический блок (программа, технологическая карта, навигатор, рекомендуемые источники информации и т. д.); рефлексивно-оценочный блок
Обучающая функция Овладение учебной дисциплиной, формирование компетенций Содержательно-деятельностный блок
Функция индивидуализации обучения Создание условий индивидуально ориентированного образовательного процесса; возможность выстраивания студентом индивидуального образовательного маршрута Вариативный характер заданий. Индивидуальный образовательный маршрут
Рефлексивнооценочная функция Обеспечение рефлексии и самооценки в ходе освоения дисциплины Карта самооценки, оценки преподавателя, задания рефлексивного характера, рейтинговая система оценки
Информационно- коммуникационная функция Обеспечение СРС в открытом образовательном пространстве Задания РТС по работе с информацией
библиографический поиск, работа с материалами Интернет), задания квазипрофес-сионального характера (задания, отражающие будущую профессиональную деятельность). Дополнительные задания по всей дисциплине могут содержать разнообразные виды заданий комплексного характера как теоретические, практические, так и с элементами игры (кроссворды, головоломки и т. п.). Они способствуют освоению учебной дисциплины, развивают творческий подход к выполнению заданий.
Функция индивидуализации обучения -это создание условий индивидуально ориентированного образовательного процесса, предоставление студенту возможности выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Функция реализуется при наличии в РТС заданий вариативного характера, что позволяет студенту выбрать темп, объём и характер выполняемой работы. За счёт построения индивидуального образовательного маршрута при самостоятельном освоении учебной дисциплины при помощи РТС осуществляется воспитывающая, формирующая, организующая, мотивационная функции.
Рефлексивно-оценочная функция РТС реализуется за счёт рефлексии и самооценки в ходе освоения дисциплины, а также наличия накопительной балльной системы оценивания и самооценивания результатов СРС по освоению учебной дисциплины в виде карты самооценки, оценки преподавателя, заданий рефлексивного характера, рейтинговой системы оценки. Наличие карты самооценивания и оценки, заданий рефлексивного характера позволяет осуществлять такие «элементарные» функции, как диагностическую, рефлексивную, рейтинговую, контролирующие функции дидактического средства.
Информационно-коммуникационная функция РТС обеспечивает СРС в открытом образовательном пространстве за счёт включения в рабочую тетрадь заданий, предусматривающих различные виды, формы, уровни работы с информацией.
Выполнение студентом заданий по работе с информацией реализует информационную, организующую, мотивационную, познавательную функции.
Таким образом, РТС можно считать многофункциональным дидактическим средством. Выделение комплексных функций в РТС и их реализация в системе СРС соответствует современным требованиям к организации СРС в вузе.
РТС является элементом учебно-методического комплекса, включающего учебник, учебно-методические пособия, электронные ресурсы. РТС предусматривает работу в системе с учебниками, задачниками, первоисточниками, формирует навыки работы с информацией, даёт возможность освоить приёмы самооценивания собственных образовательных результатов, формируя при этом общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. Следовательно, РТС можно считать центральным звеном учебно-методического комплекса по изучаемой дисциплине.
РТС является системообразующим элементом образовательных средств, обеспечивающих организацию СРС в целом.
Итак, под РТС как многофункциональным дидактическим средством понимается современное образовательное средство,
- являющееся важнейшим элементом в системе СРС;
- выполняющее комплексные функции: сопровождения, обучающую, индивидуализации обучения, информационно-коммуникационную, рефлексивно-оценочную;
- структурно представляющее собой единство трёх блоков: инструктивно-методического, содержательно-деятельностного, рефлексивно-оценочного;
- отражающее специфику учебной дисциплины через содержание элементов инструктивно-методического блока, через систему заданий в содержательно-деятельностном блоке, через материалы рефлексивно-оценочного блока, позволяющие подвести итоги освоения учебной дисциплины студентами.
Список литературы
1. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособие. СПб.: Книжный дом, 2007. 408 с.
2.Бордонская Л. А., Старостина С. Е. Технологические аспекты естественно-научного образования студентов-гуманитариев в условиях перехода к ФГОС ВПО // Гуманитарный вектор. №1 (29). 2012. С.41-48.
3. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
4. Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование): метод. пособие для преподавателей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 91с.
5. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 192 с.
6. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
7. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Московск. психол.-соц. ин-т, 2005. 216 с.
8. Крылова О. Н. Инновационный подход к самостоятельной работе студентов в современной высшей школе // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия-Китай-Монголия. Образование и международное сотрудничество: материалы Междунар. науч.-практ. конф. ЗабГГПУ Чита, 2006. С. 20-25.
9. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учеб.-метод. комплекс / под ред. проф., чл.-кор. РАО А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. Ч. 1. 123 с.
10. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
11. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессиональнопедагогической деятельности учителя: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 324 с.
12. Проблемы школьного учебника: ХХ век: итоги / под ред. Д. Д. Зуева. М., 2004.
13. Современная учебная книга: материалы науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 179 с.
14. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Высш. школа, 2007. 639 с.
15. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2007. 160 с.
References
1. Bordovskaya N. V. Gumanitarnye tekhnologii v vuzovskoy obrazovatelnoy praktike: teoriya i metodologiya proyektirovaniya: ucheb. posobiye. SPb.: Knizhny dom, 2007. 408 s.
2.Bordonskaya L. A., Starostina S. E. Tekhnologicheskiye aspekty estestvenno-nauchnogo obrazovaniya studentov-gumanitariyev v usloviyakh perekhoda k FGOS VPO // Gumanitarny vektor. №1 (29). 2012. S.41-48.
3. Verbitsky A. A., Larionova O. G. Lichnostny i kompetentnostny podkhody v obrazovanii: problemy integratsii. M.: Logos, 2009. 336 s.
4. Vilandeberk A. A., Shubina N. L. Novye tekhnologii otsenki rezultatov obucheniya (urovnevoye obrazovaniye): metod. posobiye dlya prepodavateley. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. 91s.
5. Zagvyazinsky V. I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretatsiya: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeny. M.: Akademiya, 2001. 192 s.
6. Zair-Bek S. I., Mushtavinskaya I. V. Razvitiye kriticheskogo myshleniya na uroke: posobiye dlya uchiteley obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeny. M.: Prosveshcheniye, 2011. 223 c.
7. Zeyer E. F., Pavlova A. M., Symanyuk E. E. Modernizatsiya professionalnogo obrazovaniya: kompetentnostny podkhod: ucheb. posobiye. M.: Moskovsk. psikhol.-sots. in-t, 2005. 216 s.
8. Krylova O. N. Innovatsionny podkhod k samostoyatelnoy rabote studentov v sovremennoy vysshey shkole // Transgranichye v izmenyayushchemsya mire: Rossiya-Kitay-Mongoliya. Obrazovaniye i mezhdunarodnoye sotrudnichestvo: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. ZabGGPU. Chita, 2006. S. 20-25.
9. Organizatsiya samostoyatelnoy raboty studentov po pedagogicheskim distsiplinam: ucheb.-metod. kompleks / pod red. prof., chl.-kor. RAO A. P. Tryapitsynoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009. Ch. 1. 123 s.
10. Pidkasisty P. I. Samostoyatelnaya poznavatelnaya deyatelnost shkolnikov v obuchenii: teoretiko-eksperimentalnoye issledovaniye. M.: Pedagogika, 1980. 240 s.
11. Piskunova Ye. V. Sotsiokulturnaya obuslovlennost izmeneny professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti uchitelya: monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena,
2005. 324 s.
12. Problemy shkolnogo uchebnika: KhKh vek: itogi / pod red. D. D. Zuyeva. M., 2004.
13. Sovremennaya uchebnaya kniga: materialy nauch.-prakt. konf. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2006. 179 s.
14. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika: ucheb. posobiye. 2-e izd. M.: Vyssh. shkola,
2007. 639 s.
15. Erganova N. E. Metodika professionalnogo obucheniya: ucheb. posobiye dlya stud. vuzov. M.: Akademiya, 2007. 160 s.
Статья поступила в редакцию 4 сентября 2013 г.