Научная статья на тему 'К вопросу о реализации индивидуализации самостоятельной работы студентов педагогического вуза'

К вопросу о реализации индивидуализации самостоятельной работы студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИИ УСПЕШНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / PSYCHOLOGICAL CONDITION OF SUCCESSFUL INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / PROFESSIONAL ORIENTATION OF SUBJECTS / ОГРАНИЧЕННЫЙ БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ / LIMITED BUDGET OF TIME / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / INDIVIDUALIZATION OF INDEPENDENT WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саттарова Л.С.

В статье раскрыта модель индивидуализации самостоятельной работы студентов, включающая цели, условия, средства, компоненты, критерии, уровни результативности на основании анализа имеющейся психолого-педагогической и методической литературы. Также представлены основные характеристики самостоятельной работы. Обучение в вузе ориентировано на развитие качеств и способностей, необходимых для саморазвития, что ведет к увеличению доли и роли самостоятельной работы студентов, а также форм деятельности, направленных на достижение этого результата. Современной тенденцией в организации данного вида работы является индивидуализация. Благодаря реализации индивидуализации самостоятельной работы эффективно формируются установки на организацию осмысленного учения, меняются в позитивную сторону установки на знание как на ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саттарова Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT IMPLEMENTATION OF INDIVIDUALIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article deals with a model of individualization of students' independent work, including objectives, conditions, tools, components, criteria, performance levels on the basis of the analysis of published psycho-pedagogical and methodological literature. The author presents the main characteristics of independent work of students. Education at a university is focused on development of skills and abilities necessary for self-development, which leads to an increase in the share and role of independent work of students, as well as the modalities to achieve this result. The current trend in the organization of this type of work is individualization. The individualization of independent work effectively forms meaningful values in acquiring knowledge in students.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации индивидуализации самостоятельной работы студентов педагогического вуза»

2. Chekun O.A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki studentov k mezhkul'turnoj kommunikacii (na primere neyazykovyh fakul'tetov vuza). Available at: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie uslovijapodgotovki

3. Gal'skova N.D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika. Moskva: Akademiya, 2007.

4. Byram M. Assessing Intercultural Competence in Language Teaching. M. Byram. Sprogforum. 2009; Vol. 6; № 18: 8 - 13.

Статья поступила в редакцию 28.07.16

УДК 378

Sattarova L.S., teaching assistant, Department of Theory and Methods of Primary Education, Sterlitamak branch of Bashkir State

University (Sterlitamak, Russia), E-mail: Lianka_com@mail.ru

ABOUT IMPLEMENTATION OF INDIVIDUALIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article deals with a model of individualization of students' independent work, including objectives, conditions, tools, components, criteria, performance levels on the basis of the analysis of published psycho-pedagogical and methodological literature. The author presents the main characteristics of independent work of students. Education at a university is focused on development of skills and abilities necessary for self-development, which leads to an increase in the share and role of independent work of students, as well as the modalities to achieve this result. The current trend in the organization of this type of work is individualization. The indi-vidualization of independent work effectively forms meaningful values in acquiring knowledge in students.

Key words: professional competence, psychological condition of successful independent work of students, professional orientation of subjects, limited budget of time, individualization of independent work.

Л.С. Саттарова, ассистент каф. теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО

«Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, Е-mail: Lianka_com@mail.ru

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье раскрыта модель индивидуализации самостоятельной работы студентов, включающая цели, условия, средства, компоненты, критерии, уровни результативности на основании анализа имеющейся психолого-педагогической и методической литературы. Также представлены основные характеристики самостоятельной работы. Обучение в вузе ориентировано на развитие качеств и способностей, необходимых для саморазвития, что ведет к увеличению доли и роли самостоятельной работы студентов, а также форм деятельности, направленных на достижение этого результата. Современной тенденцией в организации данного вида работы является индивидуализация. Благодаря реализации индивидуализации самостоятельной работы эффективно формируются установки на организацию осмысленного учения, меняются в позитивную сторону установки на знание как на ценность.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, психолого-педагогические условии успешности самостоятельной работы студентов, профессиональная ориентированность дисциплин, ограниченный бюджет времени, индивидуализация самостоятельной работы.

Современный уровень развития педагогического образования характеризуется возрастающими требованиями к педагогам в связи с изменением подхода к обучению, к организации образовательно-воспитательного процесса. От человека требуется наличие ряда компетенций для решения профессиональных задач, способность адаптироваться к изменяющимся требованиям технического прогресса, готовность к самообразованию, самосовершенствованию, самоконтролю, деятельности, позволяющей реализовать свои потенциальные возможности, способность быстро принимать решения, вносить изменения в содержание и стиль своей профессиональной деятельности. Данные требования актуализированы рядом обстоятельств: высокими темпами развития теории и практики, появлением новых информационных и коммуникационных технологий, внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Одной из главных составляющих которого является технология формирования соответствующих «ключевых компетенций» в образовании, что, безусловно, будет стимулировать профессиональную деятельность педагогов.

Особенно актуальна, в этой связи, проблема формирования самостоятельности у студентов педагогического вуза, являющаяся первой ступенью к успешному овладению профессиональной деятельностью и получению основ для дальнейшего саморазвития. Принятый Федеральный Закон об образовании отражает в себе данный аспект и предполагает изменение подхода к организации процесса обучения путем увеличения доли самостоятельной работы и индивидуализации образовательного процесса.

Вопрос организации самостоятельной работы студентов (далее - СРС) рассмотрен в многочисленных исследованиях последних лет, что является ответом на запрос практики профессионального использования специалистов. Особенности самостоятельной работы в подготовке педагогов рассматривают П.И. Пидкасистый, И.Е. Лернер, Б.П. Есипов и др., сущность процесса индивидуализации раскрывается в исследованиях Д.С. Лихачева, А.Н. Джуринского, Б.М. Бим-Бад, Г.Е. Жураков-

ского, 3.И. Равкина и др. Зависимость развития творческих возможностей личности от способа организации педагогического процесса, роль развивающего характера образования раскрыты Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовом, Л.В. Занко-вым, И.Я. Лернером, Д.Б. Элькониным.

В современной теории и практике рассмотрены вопросы о сущности индивидуализации самостоятельной работы студентов в процессе изучения педагогических дисциплин и разработки педагогических условий и средств организации работы, учета специфики изучаемой дисциплины при организации самостоятельной работы, вопрос теоретических и методических основ индивидуализации самостоятельной работы студентов, критерии оценки эффективности реализации данного принципа.

В методической литературе приведено множество определений понятия «самостоятельная работа студентов». Традиционно, СРС - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Однако процессы модернизации образования способствовали пересмотру самой сути данного понятия и отношения к ней. Так СРС зачастую определяют как планирование, познавательную самостоятельность, высшую форму учебной деятельности, дисциплинированность, систематический контроль, индивидуальную траекторию деятельности студентов.

Самостоятельная работа студентов в трудах И.А. Зимней звучит как высшая форма учебной деятельности, обусловленная саморегуляцией и целеполаганием субъекта учения [1]. Как и любая деятельность, самостоятельная работа должна иметь мотив, контроль и рефлексию, что и отражается в определении И.А. Зимней.

В качестве функций, которые призвана выполнять самостоятельная работа, выделяют следующие: соответствие усвоения материала в конкретной ситуации определённой дидактической цели; способность формирования у студента на каждом этапе объёма и уровня знаний, умений и навыков, необходимых для решений определённого класса познавательных задач. Направ-

ленность на выработку у студентов установки на постоянное непрерывное пополнение своих знаний и умений, умения ориентироваться в научной и учебной информации при решении познавательных задач; анализа ситуации, выработки правильного решения, применения умений на практике в своей профессиональной деятельности, выполнения научно-исследовательской работы, написание выпускной квалификационной (дипломной) работы. СРС выступает в качестве основного условия самодисциплины и самоорганизации студентов в овладении будущей профессией, познания и поведения.

Для процесса успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы комплексный подход к организации работы, включение всех форм аудиторной и внеаудиторной работы, контроль над качеством выполнения СРС, применение различных форм контроля.

Исследователи Российского научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО) выделяют следующие основные характеристики данного вида работы. Во-первых, психологические условия успешности. Прежде всего - это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения её особенностями, зависимость которой вызвана от следующих параметров: взаимодействия между преподавателями и студентами в образовательном процессе; уровень сложности заданий для самостоятельной работы; включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Во-вторых, профессиональная ориентированность дисциплин. Бесспорность этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности, личностного взаимодействия в учебном процессе не должна снижать значения общих знаний соответствующих блоков дисциплин учебного плана.

В-третьих, ограниченный бюджет времени. При распределении объема времени своей дисциплины преподавателю следует учитывать общую нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного мнения важности именно данного учебного предмета.

Изучение педагогических дисциплин влияет на становление студента педагогического вуза, но оно зачастую носит репродуктивный характер, что не обеспечивает необходимой степени активности и мобильности современного педагога. Условием, способствующим решению поставленной задачи, является усиление роли специально организованной СРС на основе учета индивидуальных особенностей. Данная направленность на конкретную личность выражена в принципе индивидуализации, являющейся современной тенденцией в организации самостоятельной работы. Это также одна из характеристик СРС. В педагогике под индивидуализацией обучения понимают:

а) организацию учебного процесса, где выбор способов, приемов, темпа обучения подбирается в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;

б) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход к студентам.

Индивидуализация СРС включает: увеличение объема активной работы преподавателя с более подготовленными студентами; деление занятия на обязательную и творческую части; определения сроков выполнения; потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов; информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, регулярные консультации со студентами.

Основаниями индивидуализации СРС являются наличие опыта работы по направлению подготовки, степень субъектно-сти, потребность в применении полученных знаний и умений на практике, способность выполнять функции, делегированные преподавателем.

Реализация процесса индивидуализации самостоятельной работы осуществляется с помощью таких средств, как график выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; задания для самостоятельного выполнения разного уровня сложности, формы выполнения, степени самостоятельности студента; диагностическая карта студента, необходимая для организации учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей на любом этапе обучения;

Умения, формируемые у студентов в ходе выполнения самостоятельной работы можно разделить на несколько групп (по Б.У. Родионову):

1. Учебно-организационные: организация учебного места, выполнение правил гигиены учебного труда, принятие учебной

цели, выбор способов деятельности, планирование организации и контроля труда.

2. Учебно-интеллектуальные умения: сравнение, анализ, систематизация, обобщение, абстрагирование, моделирование, мысленный эксперимент.

3. Учебно-коммуникативные умения: устная речь, письмо, письменная речь (оформление результатов), учебное слушание (выделение главного и т. д.).

4. Учебно-информационные умения: способы получения знаний - работа с литературой, экспериментально-практическая работа, работа с различными источниками знаний [2].

Исследователями сконструирована модель индивидуализации самостоятельной работы студентов. Модель состоит из следующих взаимосвязанных блоков:

1) цели: повышение результативности самостоятельной работы на основе принципа индивидуализации учебного процесса; результативность которой предполагает: высокую внутреннюю мотивацию, умение самостоятельно выполнять различные типы упражнений и коммуникативно-познавательных задач, регуляцию познавательной деятельности, умение осуществлять самоконтроль и самооценку;

2) условий функционирования: педагогическая диагностика; личностно ориентированное обучение; преемственность; междисциплинарная интеграция; система управления процессом индивидуализации самостоятельной работы студентов; координация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы; актуализация индивидуального опыта студента; возможность выбора индивидуального маршрута выполнения самостоятельной работы по освоению дисциплины, учитывающий объем знаний по предмету; учет профиля подготовки; учет ограниченного бюджета времени студента; обеспечение информационно-методического оснащения самостоятельной работы студентов; создание ситуаций, стимулирующих рефлексию через самоанализ, самооценку, взаимооценку;

3) компонентов:

- мотивационный компонент включает в себя потребность в самообразовании; рефлексивное отношение студента к учебной деятельности; мотивация к самостоятельной работе, познавательный и профессиональный интерес к изучению определенной дисциплины, которые стимулируют на систематическое самостоятельное пополнение умений и навыков, а также умения самомотивирования своей деятельности. Анализ последней показывает, что существует внешняя мотивация (широкая социальная мотивация) и несколько разновидностей внутренней (мотивация, связанная с перспективным развитием личности, коммуникативная и организационно-планирующая мотивация). Изучение этого аспекта позволяет строить обучение, исходя из потребностей, интересов обучаемых и осуществлять развитие внутренней мотивации.

- организационно-планирующий компонент предполагает сформированность умений, связанных с организацией и планированием самостоятельной работы, повышающие продуктивность, активизирующие познавательные процессы и способствующие выработки индивидуального стиля деятельности;

- содержательно-деятельностный компонент обеспечивает осознание целей обучения определенному предмету и значимости приобретаемых умений и навыков, а также овладение способами и приёмами самостоятельной деятельности, умения ориентироваться в этой деятельности, знание особенностей её организации;

- творческий компонент характеризуется способностью к выполнению продуктивных, инновационных заданий, применению умений и навыков в самостоятельной деятельности, а также готовностью к их переносу на изучение других дисциплин;

- рефлексивно-оценочный компонент предполагает развитие внешней и внутренней форм самоконтроля и самооценки как результатов самостоятельной деятельности и при необходимости их дальнейшую коррекцию.

3) критериев: сформированность умений самостоятельной работы, развитие внутренней мотивации к изучению педагогических дисциплин, компонентов индивидуализации самостоятельной работы студентов;

4) уровней результативности индивидуализированной самостоятельной работы студентов: адаптивного, репродуктивного, продуктивного, творческого [3].

Перечисленные блоки находятся в постоянном движении и взаимодействии друг с другом. В результате такого взаимодей-

ствия формируются интегрированные знания, умения и навыки, обеспечивающие в итоге эффективность СРС.

При изучении психолого-педагогических источников по проблеме самостоятельной работы установлено, что существует несколько точек зрения на сущность этого понятия: оно определяется как метод обучения, как приём обучения и как форма организации деятельности, обеспечивающая управление учебным процессом. Вышеизложенное подводит к выводу

о единстве самостоятельной работы обучаемых и индивидуализации в руководстве ею, являющиеся главным резервом повышения эффективности подготовки современных педагогов в вузе. Что позволит стать основой дальнейшего самосовершенствования и после получения образования, требующего от педагога знания путей обновления его содержания, поиска эффективных средств, приемов, методов воспитания, обучения и развития.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; 5.

2. Царькова К.М. Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2013.

3. Королькова Е.В. Педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов. Автореферат диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2004.

References

1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 5.

2. Car'kova K.M. Individualizaciya samostoyatel'nojraboty studentov-zaochnikov vprocesse izucheniya pedagogicheskih disciplin. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2013.

3. Korol'kova E.V. Pedagogicheskie usloviya individualizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Avtoreferat dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2004.

Статья поступила в редакцию 29.07.16

УДК 025.7 /.9: 342.951 (045)

Sukhanova E.V., postgraduate, Kazan State Institute of Culture, senior teacher, Udmurt State University (Izhevsk, Russia),

E-mail: evs0801@mail.ru

LEGAL SUPPORT OF PRESERVATION OF A LIBRARY FUND. The article deals with a problem of legal support of one of the main technological library processes - preservation of its fund. The paper develops and presents graphic model of legal support, comprising four basic levels: international, federal, regional and local (local). Each level has a clarifying sublevels, allowing to outline the legal boundaries of the entire process to ensure safety. The article briefly describes each of the levels, determined by its importance in the overall process. The material allows to conclude that there is a disproportion between the legal support for securing funds from the position of library legislation and the need to preserve a vast array of data that cannot be accounting units as a storage library fund. It is wrong to examine the regulatory framework to ensure the safety of funds only under the library legislation, the library needs to use legal support of the blade regulatory, organizational and administrative acts. Complete and adapt the regulatory framework will allow freely developing of this sphere of the library.

Key words: conservation, preservation software, library stock, legal and regulatory framework.

Е.В. Суханова, ст. преподаватель Удмуртского государственного университета, аспирантка Казанского

государственного института культуры, г. Ижевск, E-mail: evs0801@mail.ru

ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА

В статье раскрывается проблема правового сопровождения одного из основных технологических библиотечных процессов - обеспечения сохранности библиотечного фонда. Разработана и представлена графическая модель правового сопровождения, включающая четыре основных уровня: международный, федеральный, региональный и местный (локальный). Каждый уровень имеет уточняющие подуровни, позволяющие очертить правовые границы всего процесса обеспечения сохранности. В статье кратко характеризуется каждый из уровней, определяется его значимость в общем процессе. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что наблюдается диспропорция между правовым сопровождением обеспечения сохранности фондов с позиции библиотечного законодательства и необходимостью сохранения огромного массива данных, не поддающихся учёту как единиц хранения библиотечного фонда. Рассматривать нормативно-правовую базу обеспечения сохранности фондов в рамках только библиотечного законодательства невозможно, необходимо правовое сопровождение межпрофильными нормативно-правовыми и организационно-распорядительными актами. Полная и адаптированная нормативно-правовая база позволит беспрепятственно развивать данное направление деятельности библиотеки.

Ключевые слова: сохранение, обеспечение сохранности, библиотечный фонд, нормативно-правовая база.

Современная библиотека вовлечена во всесторонние взаимоотношения с государством, региональной и муниципальной властью, корпоративными партнёрами. Правовая обоснованность управленческих решений информационно-библиотечной сферы вызывает повышенный профессиональный интерес, обусловленный неспособностью исключительно библиотечного законодательства обеспечить организационно-правовое сопровождение как традиционных, так и инновационных направлений деятельности библиотеки. Компетентное и своевременное применение межсферных законодательных рычагов позволит современной библиотеке стать полноправным участником общественно-экономических отношений различных уровней. Е.Н. Гусева [1], обобщая проблемы российской информационно-библиотечной сферы, отмечает несоответствие законодательства задачам развития библиотечной отрасли и выявляет противоречие между

границами правового поля и осуществлением библиотекой своих функций. Действительно, постоянно возникающие законодательные коллизии, ограничивающие информационный потенциал библиотек, замедляют их вхождение в мировое информационное сообщество. Это, в свою очередь, сдерживает возможности координации и кооперирования членов библиотечного и других сообществ по важнейшим вопросам, в том числе, по вопросам обеспечения сохранности библиотечных фондов.

Проблемы правового обеспечения сохранности библиотечного фонда, как сквозного библиотечного процесса, достаточно редко находят отражение в профессиональной печати. Раскрывая различные библиотечно-информационные правоотношения, О.Ф. Бойкова и В.К. Клюев [2, с. 35] выделяют отношения, регулирующие вопросы обеспечения сохранности фондов библиотек: режима и условий хранения; консервации документов; обеспече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.