УДК 378.016:73/76
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА
IMPROVEMENT IN FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE AT FUTURE ART TEACHERS BASED ON POLIARTISTIC APPROACH
Т. П. Терентьева, Е. Г. Хрисанова
T. P. Terentyeva, E. G. Khrisanova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства. В ней раскрываются сущность и содержание профессионально -педагогической компетентности; обосновывается педагогический потенциал полихудожественного подхода к данной проблеме.
Abstract. The article is dedicated to the problem of the improvement of the process of formation of professional-pedagogical competence at future Art teachers. It reveals the essence and the content of professional-pedagogical competence, substantiates pedagogical potential of polyartistic approach when studying this problem.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность, будущие учителя изобразительного искусства, педагогические условия, полихудожественный подход.
Keywords: professional and pedagogical competence, future Art teachers, pedagogical conditions, poliartistic approach.
Актуальность исследуемой проблемы. Современное общество ставит перед учреждениями профессионального образования задачу подготовить грамотных и квалифицированных сотрудников подходящего профиля и уровня, которые могут эффективно трудиться по своей специальности на уровне мировых стандартов, быть компетентными, конкурентоспособными на рынке труда и готовыми к профессиональному росту. По отношению к художественно-педагогическому образованию социальный заказ заключается в подготовке компетентных педагогов-художников, способных и готовых к эффективному осуществлению художественного образования и эстетического воспитания, формированию у детей и молодежи духовных, нравственных и эстетических ценностей на основе синтеза искусств.
Несмотря на значительную теоретическую разработанность проблемы профессиональной подготовки будущих учителей изоискусства, практическая ее реализация оказывается недостаточно эффективной. Уровень профессионально-педагогической компетентности выпускников педагогических вузов, как показало проведенное нами исследование, не соответствует ожиданиям образовательных учреждений. Данный факт в определенной степени обусловлен тем, что в художественно-педагогическом образовании значительное внимание уделяется обучению студентов как художников в ущерб их педагогической подготовке.
В связи с вышесказанным возникает проблема совершенствования процесса формирования у будущих учителей изобразительного искусства профессионально-педагогической компетентности. Один из путей решения этой проблемы связан с реализацией полихудожественного подхода.
Материал и методика исследований. Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Для изучения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, учебных планов и рабочих программ; теоретический анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, авторефератов и диссертационных работ по теме исследования.
Результаты исследований и их обсуждение. Среди видных отечественных педагогов одним из первых исследователей, начавших изучать проблемы профессиональной педагогической компетентности, является П. Ф. Каптерев. Главной педагогической идеей, которая способствовала содержательному направлению исследования категории «профессиональная компетентность учителя», была мысль П. Ф. Каптерева о том, что в педагогическом процессе развитие ученика в большей степени зависит от постоянного саморазвития педагога [1].
Современные ученые рассматривают проблемы профессионально-педагогической компетентности в контексте профессиональной компетентности через анализ свойств педагога, которые важны для его успешной профессиональной деятельности.
Н. В. Кузьмина считает, что профессиональная компетентность представляет собой совокупность умений педагогического воздействия и способность структурировать научное и практическое знание в целях лучшего решения педагогических задач [3, 90].
А. К. Маркова понимает профессиональную компетентность учителя как совокупность пяти сторон его трудовой деятельности: педагогического общения, педагогической деятельности, личности педагога, теоретически не идентичных и в практике часто не совпадающих обученности (обучаемости) и воспитанности (воспитуемости) [4, 7]. Профессиональная компетентность в «Педагогическом словаре» рассматривается как владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, которые определяют сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [2, 62].
Относительно учителя изоискусства профессиональная компетентность понимается как интегративное качество личности, выражающее готовность к художественно-педагогической деятельности; как обобщенная характеристика педагога-художника, определяющая его возможность решать профессиональные задачи и с художественной, и с педагогической точки зрения, умение применять полученные знания, ценности и наклонности, жизненный, профессиональный, а также творческий опыт.
Таким образом, понимание профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства как его готовности и способности к профессиональной художественной и педагогической деятельности позволяет выделить профессионально-педагогическую компетентность как ее составляющую.
Под профессионально-педагогической компетентностью будущего учителя изобразительного искусства мы понимаем его способность и готовность к эффективному осуществлению художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения. Основными компонентами профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изоискусства являются:
- ценностно-мотивационный (понимание сущности и общественной значимости своей профессии и проявление к ней интереса; стремление к овладению профессионально-педагогической компетентностью);
- когнитивный (знание содержания своей профессии, структуры профессионально-педагогической компетентности; знание теории и методики преподавания изобразительного искусства, осведомленность в области интеграции различных видов искусства в учебном процессе);
- деятельностный (наличие профессионально-педагогических умений и навыков: организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность, определять методы и способы выполнения профессионально-педагогических задач, оценивать их качество и эффективность; применять синтез искусств в процессе обучения школьников, организовать полихудожественное развитие и воспитание учащихся и создавать полихудожественную среду образовательного учреждения).
Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущего учителя изоискусства осуществляется в процессе его профессиональной подготовки в вузе [7]. Однако, как показал проведенный нами опрос руководителей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, уровень профессионально-педагогической компетентности выпускников педагогических вузов не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Данный факт свидетельствует о необходимости совершенствования профессионально-педагогического аспекта подготовки педагогов-художников.
Значительным потенциалом для решения этой задачи обладает полихудожественный подход. Сущность полихудожественного подхода Б. П. Юсов определяет как приобщение школьников к искусству в плане изучения разных видов художественной деятельности и приобретения базовых представлений и навыков из области каждого искусства, в отличие от монохудожественного подхода к преподаванию, когда занятия строятся на основе изолированной профессиональной системы какого-то одного вида художественной деятельности [8].
В современном образовательном пространстве проблемы, связанные с развитием и формированием полихудожественного подхода, изучаются многими учеными, такими как Б. М. Неменский [5], Г. А. Письмак [6] и др. Труды этих ученых внесли значительный вклад в развитие представлений о сущности полихудожественного развития школьников, целесообразности реализации полихудожественного подхода в общеобразовательных школах и школах искусств, формировании эстетических интересов и развитии культуро-творческого потенциала личности в условиях взаимодействия искусств.
Программа обучения будущих учителей изобразительного искусства предполагает, что студенты во время обучения в вузе знакомятся с основами таких видов искусств, как
изобразительное искусство, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство, что непосредственно связано с их специализацией и художественной подготовкой. Однако мы считаем, что этого недостаточно для подготовки студентов к осуществлению художественного образования школьников, которое все больше рассматривается как полихудожественное. Поэтому мы предположили, что включение в образовательный процесс других видов искусства (музыки, театра, кино и др.), создание полихудожественной образовательной среды факультета будут способствовать совершенствованию процесса формирования у будущих учителей изоискусства профессионально-педагогической компетентности. Соответственно мы определили следующие педагогические условия реализации полихудожественного подхода в формировании у будущих учителей изоискусства профессионально-педагогической компетентности:
- использование различных видов искусства в процессе обучения студентов дисциплинам профессионального блока;
- создание полихудожественной образовательной среды факультета.
В качестве основных видов искусства были выбраны музыка, театр и кино.
Музыка - это такой вид искусства, где с помощью мелодии и звука человек может передать свое настроение и чувства. Она может влиять на настроение человека и обострять духовное восприятие мира. Влияние музыки на человека обусловлено, прежде всего, его психоэмоциональным состоянием. Если музыка гармонирует с этим состоянием, то она способна оказать большое влияние на человека. Музыка тесно связана с такими дисциплинами профессионального блока, как «Живопись», «Рисунок», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство» и т. д. Так, на практических занятиях по живописи возможно прослушивание классической музыки как сопровождение процесса выполнения студентами задания (выполнение натюрморта, пейзажа, портрета и др.). Она помогает студентам сконцентрироваться на самом задании. При этом необходимо отбирать музыкальные произведения с учетом задания, над которым студенты работают в данное время.
Например, для сопровождения работы студентов над летним или зимним пейзажами необходимо подбирать музыкальные произведения, посвященные соответствующим временам года: для эффективного выполнения зимнего пейзажа подходят 1 -я симфония П. И. Чайковского «Зимние грезы» или «Зимний путь» Ф. П. Шуберта. При работе над летним пейзажем возможно прослушивание «Вальса цветов» П. И. Чайковского и других композиций. Интенсивность музыкального произведения также подбирается в зависимости от задания.
Театр - это зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, танца и т. д. Театр воздействует на человека, воспитывает и гармонично развивает личность, учит самовыражаться. В образовательном процессе театральное искусство можно использовать во внеурочное время.
На факультете художественного и музыкального образования уже на протяжении нескольких лет существует Театр мод. Это театр, где студенты не просто создают и показывают необычные и удивительные коллекции одежды, а выполняют эскизы костюмов, выбирают ткани, шьют свои наряды, подбирают музыкальное сопровождение, настраивают свет, рисуют декорации, учат танцы и т. д. Они ставят настоящие мини-спектакли, ведь дефиле каждого костюма проходит по определенному сценарию.
Являясь участниками театра, студенты приобретают опыт организации полихудожественной творческой деятельности, который они затем с успехом применяют сначала на практике, а затем и в своей профессиональной деятельности для интеллектуального и творческого развития детей, формирования у них художественно-эстетического вкуса и создания условий для творческого общения со сверстниками.
Кино, или киноискусство - это вид современного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений. Так, фильмы делятся на художественные и документальные. В первых показаны события, сыгранные актерами, во вторых -заснятые в реальной жизни. Однако существуют документальные фильмы, в которых реальные события реконструируются актерами. Просмотр фильмов о великих художниках («Прожить жизнь с Пикассо», «Фрида», «Девушка с жемчужной сережкой» и др.) существенен при изучении дисциплины «История искусств». Исследования показывают, что учебный материал, преподнесенный в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем тот же материал, излагаемый преподавателем устно.
Соприкасаясь с произведениями художественного творчества, постигая их смысл, человек накапливает опыт художественного освоения действительности, что позволяет ему формировать ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, рождает чувство эмпатии и сочувствия.
Названные педагогические условия были реализованы в образовательном процессе факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность выявленной совокупности педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода. Результаты статистической обработки показали, что уровень профессиональной готовности у студентов экспериментальных групп выше, чем у студентов контрольной группы.
Резюме. Проведенное исследование подтвердило возможность совершенствования процесса формирования у будущих учителей изоискусства профессионально-педагогической компетентности на основе использования потенциала полихудожественного подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каптерев, П. Ф. Педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Книжный складъ «Земля», 1914. - 489 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. - М. : Академия, 2001. - 175 с.
3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Высш. шк., 1990. - 117 с.
4. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.
5. Неменский, Б. М. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Не-менского "Изобразительное искусство и художественный труд"» : лекции. 1-4 кл. / Б. М. Неменский, И. Б. Полякова, Т. Б. Сапожникова - М. : Пед. ун-т «Первое сентября», 2007. - 124 с.
6. Письмак, Г. А. Педагогические условия реализации полихудожественного подхода в гимназическом образовании учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. А. Письмак. - М., 2008. - 28 с.
7. Терентьева, Т. П. Модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин / Т. П. Те-рентьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. -№ 3 (79). - С. 156-162.
8. Юсов, Б. П. Комплект интегрированных полихудожественных программ по изобразительному искусству для дошкольных и общеобразовательных учебных заведений : учебное пособие / Б. П. Юсов. - М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 148 с.