Научная статья на тему 'Педагогические принципы формирования полихудожественной компетентности педагога-музыканта'

Педагогические принципы формирования полихудожественной компетентности педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отяковская Эльмира Габдуллахатовна

Статья посвящена вопросам развития полихудожественной компентности педагога-музыканта в процессе получения профессионального образования. Определены педагогические принципы ее формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отяковская Эльмира Габдуллахатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы формирования полихудожественной компетентности педагога-музыканта»

11. Платон. Протагор. Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М., 12. Борисов С. В. Философская культура мышле-

1994. С. 507-508. ния как основа модернизации образования ...

N. A. KOSTINA. PHILOSOPHY OF EDUCATION IN MODERN SOCIOCULTURAL SITUATION: THE EXPERIENCE OF COMPREHENSION

The author of the article discusses the problems connected with the comprehension of the goal of philosophy of education in modern sociocultural situation.

Key words: philosophy of education, dialogue as agreement of contradictions, culture of thinking, understanding.

Э. г. ОТЯКОВСКАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Статья посвящена вопросам развития полихудожественной компетентности педагога-музыканта в процессе получения профессионального образования. Определены педагогические принципы ее формирования.

Ключевые слова: профессиональная полихудожественная компетентность, принципы музыкально-педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность педагога-музыканта формируется из многих составляющих. В число ее значимых элементов входят теоретико-музыковедческая, инструментально-исполнительская, дирижерско-хоровая, вокально-исполнительская, психолого-педагогическая, методическая, информационная компетентность.

Полихудожественная подготовка является точкой пересечения и объединения всех составляющих формирования профессионализма педагога-музыканта. Сущность полихудожественной компетентности заключается в способности и готовности учителя музыки применять специальные музыкальные знания и умения в едином комплексе с духовно-нравственным потенциалом личности и сформированным целостным представлением о специфике различных областей искусства и культуры.

Мы исходим из того, что целью музыкально-педагогической деятельности является формирование музыкальной культуры учащихся как необходимой части их целостной духовности. Формирование полихудожественной компетентности педагога-музыканта понимается нами как специфический творческий процесс, направленный на эстетическое развитие педагога-музыканта и создание у него целостного представления о духовной культуре. Особое значение в этой связи приобретает опора на синтез искусств и интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности.

Формирование полихудожественной компетентности педагога-музыканта в ходе получения профессионального образования обеспечивается совокупностью специальных художественно-педагогических принципов и методов. К ним мы относим принципы духовности, целостности, образности и ассоциативности, междисциплинарный подход.

Полихудожественная компетентность педагога-музыканта основана на взаимодействии и синтезе музыки, литературы, живописи, театра, хореографии и других видов искусства, вбирающих в себя этический и эстетический опыт человечества. Ученые утверждают, что «именно в духовности, в ее главном "знаке" - любви - современная педагогическая мысль видит тот методологический ориентир, в соответствии с которым могут и должны воскреснуть в личности, в ее мировоззрении жажда познания, нравственная чуткость и ответственность» [1].

Любая форма обучения учащихся музыке и другим видам искусства в своей основе должна иметь духовное начало, и в этом аспекте педагогу-музыканту предназначена высокая миссия приобщения школьников к духовным ценностям мировой культуры. Иными словами, принцип духовности, в котором смысловой доминантой является развитие нравственного потенциала личности, - один из ведущих в процессе формирования полихудожественной компетентности педагога-музыканта. В соответствии с этим приобщение к искусству и духовной жизни связывает ценностно-смысловым наполнением различные виды музыкальной и полихудожественной деятельности.

В данном контексте принцип духовности с необходимостью требует целостного подхода к формированию полихудожественной компетентности педагога-музыканта. Принцип целостности предполагает восприятие музыкального образования как неотъемлемой части мировой художественной культуры. Отражая сложность духовного мира, разные виды искусства имеют единую основу, подчиняются одним законам, поэтому естественными являются их взаимопроникновение и взаимовлияние.

Специалисты отмечают, что человеку от рождения присущ синкретизм восприятия, ребенок

"Культурная жизнь Юга России"

38 ^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 5 (34), 2009

способен ко всем видам художественных занятий [2]. Разрабатывая формы музыкально-эстетического воспитания школьников, Б. П. Юсов подчеркивал, что интеграция искусств эффективнее монохудожественных занятий [3]. Педагог-музыкант, стремящийся к полихудожественному развитию ребенка, должен иметь целостное представление о богатстве взаимосвязей различных видов искусства.

В то же время принцип целостности в формировании полихудожественной компетентности педагога-музыканта ориентирует на понимание музыки как духовного явления, не делимого механически на отдельные виды музыкальной деятельности. Объединяющим началом для всех видов музыкального творчества служит интонационная природа музыки. Последняя, по выражению Б. В. Асафьева, есть «искусство интонируемого смысла» [4]. Постижение ее глубинной духовной сущности, выраженной в интонации, достигается путем осознания взаимосвязи различных видов музыкальной деятельности.

Профессиональный портрет современного учителя музыки полифункционален. Важнейший принцип в формировании полихудожественной компетентности педагога - междисципли-нарность. Ведущие специалисты в области музыкальной педагогики (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. А. Безбородова, Н. А. Ветлугина, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, Л. В. Школяр, Е. Д. Критская и др.) выделяли исполнительский, хормейстерский, вокально-хоровой, аккомпаниаторский, музыковедческий, педагогический и другие виды музыкально-педагогической деятельности.

В процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта необходимо преодолевать тенденции к узкой специализации в рамках преподавания отдельных музыкальных предметов. Особую значимость при этом имеют межпредметные связи. В преподавании дисциплин гуманитарного цикла важную роль играют выработка эстетических и этических норм, приобретение и обобщение опыта эмоционально-ценностного восприятия искусства, передача этого опыта студентам. Л. Г. Арчажникова подчеркивает, что «вся система знаний, получаемых преподавателем, должна опираться на принципы межпредметных связей, без этого они не могут полноценно усваиваться и плодотворно использоваться» [5].

Постижение произведения искусства происходит путем осмысления выраженного в нем ху-

дожественного образа. Понятие «образ» является основополагающим для различных видов искусства - музыки, поэзии, литературы, живописи, хореографии и др. В связи с этим для успешного формирования полихудожественной компетентности педагога-музыканта необходимо применение принципа образности и ассоциативности. Этот принцип обусловлен спецификой искусства, особенностью процессов его восприятия. Раскрытие образности как основы мышления (в том числе музыкального и художественного) относится к необходимым составляющим педагогической деятельности, направленной на полихудожественное развитие учащихся.

Широкое привлечение музыкальных и других ассоциаций насыщает художественное пространство урока музыки, построенное на общности и целостности духовной культуры человечества. Богатство художественных ассоциаций в различных сферах искусства позволяет педагогу-музыканту гибко использовать накопленные знания, впечатления, опираясь на взаимосвязь разных видов искусства и жизни. Подобные умения - один из важнейших критериев сформиро-ванности такого профессионального качества, как полихудожественная компетентность педагога-музыканта.

Творческое использование вышеобозначен-ных принципов в процессе профессионального образования педагога-музыканта способствует реализации духовно-нравственного потенциала личности, содействует формированию целостного представления о законах и специфике различных областей искусства и культуры, служит опорой полихудожественной компетентности педагога-музыканта.

Литература

1. Целковников Б. М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой). М., 1998. С. 66-67.

2. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (Новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы Междунар. науч. практ. конф. Астрахань, 1997. С. 214-220.

3. Там же.

4. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

5. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки. М., 1984. С. 55.

E. G. OTYAKOVSKAYA. PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF FORMATION OF POLYARTISTIC COMPETENCE OF THE TEACHER-MUSICIAN

The article is dedicated to the questions of formation of polyartistic competence of the teacher-musician in the course of the vocational traning. The pedagogical principles for its formation are defined.

Key words: professional polyartistic competence, principles of musical-pedagogical activity.

и. л. БЕККЕР, М. Е. КОНДРАТЬЕВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ1 ИНСТРУКТОРА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

в статье обосновываются теоретико-методологические подходы к разработке профессиограммы инструктора детско-юношеского туризма.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, профессиограмма инструктора.

Современная педагогическая наука и практика убедительно доказали, что детско-юношеский туризм (ДЮТ) является одним из эффективных средств воспитания подрастающего поколения. Наряду с воспитывающей и рекреационной ДЮТ также выполняет просветительскую и социализирующую функции. В образовательных учреждениях (ОУ) они реализуются как туристс-ко-краеведческая деятельность (ТКД) учащихся [1]. Руководителем и организатором ТКД должен выступать специально подготовленный педагог-инструктор. Несмотря на востребованность таких кадров в современной системе образования, подготовка педагогов, способных профессионально организовать ТКД, почти не осуществляется. Это обусловлено рядом причин, одной из которых, на наш взгляд, является отсутствие научно обоснованной профессиограммы инструктора ДЮТ.

Многие отечественные педагоги и психологи занимались этой проблемой [2]. Анализ их работ позволил нам выявить теоретико-методологическую основу построения профессиограммы специалиста в сфере образования. Назовем ее составляющие:

- системный, функционально-деятельностный и личностно ориентированный подходы;

- совокупность современных научно-педагогических взглядов на целостный педагогический процесс;

- учение о социальной обусловленности развития личности.

Они служат научной базой определения общих обязанностей, профессиональных и личностных качеств педагога. Применительно к педагогической деятельности профессиограмма - это система научно обоснованных требований к знаниям, умениям, поведению и личностным качествам специалиста-педагога, которые проявляются в его мировоззрении, нравственных идеалах и убеждениях, мотивации к профессиональной деятельности, в профессиональном потенциале и способности к его реализации. Целесообразность построения профессиограммы инструктора ДЮТ объясняется тем, что знания, практические умения и навыки, ценностно-смысловые ориентации, качества личности и модели поведения, приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, рассматриваются как система, которая может быть успешно сформирована в рамках целостного педагогического процесса.

Функционально-деятельностный подход позволяет осознать и научно обосновать виды деятельности, которые в процессе обучения педагога данного профиля целесообразны и наиболее эффективны при подготовке к выполнению профессиональных задач. Личностно ориентированный подход, являющийся теоретико-методологической основой всей современной гуманистической педагогики, направляет процесс подготовки специалиста на всестороннее и гармоническое развитие личности. Соответственно требованиям данных подходов нами разработан вариант про-фессиограммы инструктора детско-юношеского туризма.

По ней, в соответствии с действующими нормативными документами, инструктор детско-юношеского туризма является единственным педагогом, имеющим право на организацию ТКД учащихся в образовательном учреждении. Квалификацию «инструктор детско-юношеского туризма» присваивают лицам, достигшим 18-летнего возраста и прошедшим спецподготовку по утвержденной программе. Правом присвоения такого звания пользуются ОУ, готовящие специалистов данного профиля, и учреждения дополнительного образования туристско-кра-еведческой направленности. Лицам, успешно прошедшим подготовку, выдается удостоверение единого государственного образца, установленного Федеральным центром детско-юношеского туризма РФ. Инструктор ДЮТ должен иметь среднее специальное или высшее педагогическое образование. В своей деятельности он обязан руководствоваться типовой должностной инструкцией [3].

На схеме мы представили профессиограмму, отражающую систему знаний, умений, навыков, педагогических способностей и качеств личности, которыми должен обладать инструктор ДЮТ. Предполагается овладение общими психолого-педагогическими, методическими и специальными знаниями, отражающими специфику детско-юношеского туризма и ТКД, а также сведениями, необходимыми для правильной организации этой работы. Психолого-педагогические знания определяют уровень профессиональной теоретической подготовки. Для продуктивной деятельности большое значение имеет и компетентность в области естественных (биология, география и другие смежные дисциплины), гуманитарных (история, литература, краеведение) наук. Для организа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.