Научная статья на тему 'Анализ готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности'

Анализ готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / POLYARTISTIC COMPETENCE / MUSIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / SYNTHESIS OF ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отяковская Эльмира Габдуллахатовна

Анализируются степень готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности и формирование их полихудожественной компетентности в процессе получения профессионального музыкально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отяковская Эльмира Габдуллахатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности»

ношение; 4) ценностно-смысловое отношение.

При изучении динамики становления личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов были определенные сложности. В процессе моделирования личностно-развивающих ситуаций, способствующих становлению личностного смысла изучения иностранного языка, необходимо было учитывать непосредственно возникающую субъективную интерпретацию. Трудность данного исследования заключалась в том, что конструируемые нами ситуации создают лишь возможность, предоставляют шанс развития личности, становления смысла изучения иностранного языка.

Несмотря на сложности исследования, были отмечены положительные изменения на занятиях по иностранному языку у студентов педагогического университета в экспериментальной и контрольной группах.

В начале эксперимента на констатирующем этапе было выявлено, что 15% студентов проявляют ценностно-смысловое отношение к изучению иностранного языка, 25% - проявили положительнопознавательное отношение, у большинства студентов преобладало положительноаморфное отношение к изучению иностранного языка, у 21% студентов было выявлено формальное отношение.

Исследование, проведенное на заключительном, контрольном, этапе эксперимента, позволило выявить ряд изменений. Количество студентов с ценностносмысловым отношением намного не увеличилось - 17%, но отмечается их переход со 2-го уровня (положительно-аморфного) на 3-й (положительно-познавательный), из аморфного отношение превращается в познавательное (2-й уровень - 35%, 3-й - 30), 18% студентов по-прежнему относились формально к процессу изучения иностранного языка.

Таким образом, как показал опыт, реализация выделенных психолого-педа-гогических условий позволяет продвинуть становление личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов и обеспечить связанное с этим повышение уровня профессиональной компетентности и подготовленности к самостоятельной успешной педагогической деятельности в инновационной социальной среде.

Литература

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М. : Смысл, 2003.

2. Маслова В.А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. С. 9.

3. Мишаткина М.В. Формирование у старшеклассников потребности в определении смысла учебной деятельности. Волгоград, 2005.

Pedagogical support of personality meaning of foreign language learning at students of non-linguistic departments

There is regarded the problem of personality meaning of foreign language learning at future teachers.

This process is an important link to foundation of professional competence of future specialists and it includes a number of stages realized under certain circumstances.

Key words: personality meaning, pedagogical support, specialist formation in the sphere of education.

э.г. отяковская

(Краснодар)

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

к полихудожественной деятельности

Анализируются степень готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности и формирование их полихудожественной компетентности в процессе получения профессионального музыкальнопедагогического образования.

Ключевые слова: полихудожественная компетентность, музыкально-педагогическая деятельность, синтез искусств.

Современная школа нуждается в учителях музыки, готовых к полихудожествен-ной деятельности в процессе музыкального образования детей, способных к активному использованию художественных средств различных искусств в целях вос-

© Отяковская Э.Г., 2010

питания музыкальной культуры личности школьника как части его общей культуры. Синтез и взаимодействие искусств являются мощным фактором общекультурного развития подрастающего поколения. Поэтому полихудожественная компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности педагога-музыканта. Сущность полихудо-жественной компетентности заключается в способности и готовности педагога-музыканта применять в своей профессиональной деятельности специальные музыкальные знания и умения в едином комплексе с духовно-нравственным потенциалом личности и сформированным целостным представлением о закономерностях и специфике различных областей искусства и культуры.

Формирование полихудожественной компетентности будущих учителей музыки должно носить целенаправленный характер. Данное качество не может рассматриваться как сумма разрозненных, не связанных между собой представлений, навыков, знаний из различных областей искусства. Эффективность формирования поли-художественной компетентности педагога-музыканта обеспечивается применением в процессе обучения специальных художественно-педагогических принципов и методов. В настоящее время в практике музыкально-педагогического образования формированию данного качества педагога-музыканта не уделяется должного внимания. В связи с этим уровень готовности студентов-музыкантов к полихудожествен-ной деятельности является низким.

Для подтверждения данного положения в Краснодарском музыкальнопедагогическом колледже было проведено исследование, направленное на изучение сформированности полихудожествен-ной компетентности студентов музыкального отделения для составления прогноза и выработки рекомендации по наиболее эффективному формированию полиху-дожественной компетентности педагогов-музыкантов в процессе их профессионального обучения.

Студентам музыкального отделения было предложено ответить на ряд вопросов специально составленной анкеты для определения отношения будущих учителей музыки к проблеме взаимосвязи различных видов искусства в работе педагога-

музыканта и готовности студентов к поли-художественной деятельности.

Для анализа и обработки результатов анкетирования при конструировании анкеты был применен прием группировки вопросов. В программу вошло двенадцать вопросов, сгруппированных в три блока по четыре вопроса: первый, личностномотивационный, был направлен на выявление интереса и личностных предпочтений студентов в различных областях искусства; второй, художественнодеятельностный, выявил уровень профессионально значимой ориентации в различных областях искусства и использования синтеза искусств в процессе обучения дисциплинам специальной подготовки; третий, практико-ориентированный, был направлен на анализ готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности в процессе педагогической практики и в будущей музыкально-педагогической работе.

Полученные результаты ответов первого блока анкеты показали, что личностные предпочтения и интересы будущих учителей музыки распределились следующим образом: любят читать 50%, не очень -41,7, не любят читать 8,3% опрашиваемых. С интересом рассматривают репродукции картин великих художников в книгах или в Интернете 58,1%, не очень - 25,3, не интересуются 16,6% респондентов. Посещают художественный и краеведческий музеи, выставочный зал несколько раз в год 8,5%, один-два раза в год - 49,8, один раз в году, во время проведения «Ночи музеев», - 16,8, никогда не были в музеях Краснодара 24,9% студентов. При проведении общеколледжных концертов и мероприятий с интересом наблюдают не только за выступлениями студентов-музыкантов, но и творческой работой студентов хореографического и театрального отделений 91,7%, затрудняются с ответом на данный вопрос 8,3% студентов.

Всего студентов, проявляющих высокий интерес к различным сферам искусства (литературе, живописи, хореографии, театральному искусству), - 51,6%; не определившихся в своих предпочтениях и затрудняющихся ответить - 31,8%; не проявляющих интереса - 16,6% (см. рис. 1).

На вопрос второго блока анкеты «Связи музыки с какими видами искусства вы считаете наиболее важными?» совокуп-

%

100У

Высокий Средний Низкий

Рис. 1. Показатели степени интереса студентов-музыкантов к различным сферам искусства

ный процент ответов составил более 100, т.к. студенты могли выбрать несколько вариантов. Равное количество респондентов, 83,3%, наиболее важными считают связи музыки с поэзией, живописью и театральным искусством, 74,7 - с литературой, 74,7 - с киноискусством, 66,4 - с хореографией, 58,1 - с архитектурой, и 41,5% считают, что все виды искусства одинаково важны в их взаимосвязи с музыкой. При этом 24,9 % опрашиваемых считают неважными связи музыки с хореографией, 16,6 - с киноискусством, 16,6 - с театральным искусством, 8,3% - с живописью и архитектурой. Важность связи музыки с литературой и поэзией ни у одного респондента не вызвала сомнений; 8,3% анкетируемых не видят связи музыки с архитектурой.

При ответе на второй вопрос, о наличии интереса к приобретению знаний в разных сферах искусства, совокупный процент ответов составил также более 100%, т.к. опрошенные могли выбрать несколько вариантов. Интерес студентов к приобретению знаний из различных областей искусства выражается неравномерно. Предпочтение литературе отдали 49,8%, поэзии - 50, хореографии - 43, живописи - 58, архитектуре - 23, киноискусству - 76, театральному искусству - 91,7% опрошенных. Ни один студент не ответил отрицательно на вопрос, интересно ли ему приобретение знаний в этих областях искусства. Однако ряд студентов не очень заинтересованы в приобретении знаний: в области литературы - 24,9%, поэзии - 16, хореографии -25, живописи - 17, архитектуры - 22, киноискусства - 8%.

На просьбу назвать области искусства, в которых респонденты довольно свободно ориентируются, ответы, также в совокупности набрав более 100%, выстроились следующим образом. В литературе свобод-

I

Рис. 2. Показатели частоты использования студентами-музыкантами взаимодействия искусств при обучении дисциплинам специальной подготовки

но ориентируются 57%, в поэзии - 16,2, хореографии - 21, живописи - 13, архитектуре - 7, киноискусстве - 63, театральном искусстве - 27%. Не очень свободно ориентируются в литературе - 9%, поэзии - 48, хореографии - 38, живописи - 48,2, архитектуре - 49,6, киноискусстве - 24, театральном искусстве - 40,8% студентов. Считают себя некомпетентными в области литературы - 9% опрошенных, хореографии - 10, архитектуре - 17%.

На последний вопрос второго блока «Как часто вы используете знания, полученные на уроках литературы, а также знания других видов искусства в своей творческой деятельности на уроках вокала, дирижирования, основного музыкального инструмента?» ответили: «часто» - 24,9%, «редко» - 58,1, «никогда» - 17% студентов.

Анализ ответов студентов на вопросы второго блока анкеты позволил сделать вывод о большом количестве студентов, редко или никогда не использующих взаимодействие и синтез искусств в процессе обучения дисциплинам специальной подготовки (58,8 и 17% соответственно). Только четверть опрошенных студентов (24, 9%) часто используют связи различ-

Театральное искусство

0 10 20 30 40 50

Рис. 3. Уровень профессионально-значимой ориентации студентов в различных областях искусства

0

0

По

Архитектура

%

90 1

ных искусств в процессе профессиональной подготовки (см. рис. 2).

При этом профессионально значимая ориентация в различных областях искусства в процентном соотношении выглядит так (см. рис. 3): киноискусство - 71,3%, театральное искусство - 67,3, литература -60,5, живопись - 51,4, поэзия - 49,8, хореография - 43,4, архитектура - 29,4%.

Ответы на третий блок вопросов, практико-ориентированный, показали значительную разницу между желанием и стремлением студентов-музыкантов использовать возможности других видов искусства в своей практической музыкальной работе в детском саду и школе и отсутствием у них готовности к самостоятельной полихудожественной деятельности. Так, 91,7% опрошенных выразили мнение, что для воспитания духовной культуры молодежи музыкальное искусство в школе необходимо изучать в его связях с другими видами искусства (литературой, поэзией, живописью и т.д.), и только 8,3% имели противоположную точку зрения.

Заявили, что постараются в своей практической музыкальной работе в детском саду и в школе использовать возможности других видов искусства 83% опрошенных студентов, 8,9 - не будут, т.к. не уверены в своих знаниях, не определились в своем мнении по этому поводу 8,1% респондентов.

однако только половина опрошенных студентов уже сейчас готовы привести примеры из литературы, живописи и других видов искусства, обучая детей музыке в детском саду или школе, 33,4 - не уверены в этом, а 16,6% еще не готовы.

По поводу ситуации, когда студентам на педагогической практике понадобятся знания по другим видам искусства, наглядные пособия, репродукции, их мнения разделились следующим образом:

а) «найду их самостоятельно, т.к. знаю различные источники» - 8%;

б) «мне нужна помощь педагога, самостоятельно я вряд ли справлюсь» - 66,4%;

в) «во всем рассчитываю на Интернет» - 25,6%.

Полученные результаты ответов позволили сделать вывод о том, что большинство студентов имеют невысокую степень сформированности полихудожественной компетентности. На рис. 4 отражено состояние готовности студентов к полиху-

У /

/ /

¿г 1 г-і і

Рис. 4. Анализ готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности

дожественной деятельности. Количество студентов, имеющих высокую степень готовности, - 29%, среднюю - 49,9, низкую -21,1%. Более 70% опрошенных имеют невысокую степень готовности к полиху-дожественной деятельности. Это значит, что уровень сформированности полихудожественной компетентности будущих педагогов-музыкантов довольно низок.

Проведенное исследование показало, что уровень готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности не соответствует требованиям современного образовательного процесса. Процесс формирования полихудожествен-ной компетентности будущих учителей музыки в основном проходит бессистемно, не целостно, отличается стихийностью и неорганизованностью. Поэтому требуется создание специальных педагогических условий для целенаправленного и эффективного формирования полихудожествен-ной компетентности педагога-музыканта.

При разработке предложений и методических рекомендаций по эффективной организации формирования полиху-дожественной компетентности педагога-музыканта в процессе профессионального образования основное внимание уделялось следующим аспектам:

■ стратегия компетентностного подхода к профессиональному музыкальнопедагогическому образованию;

■ применение личностно ориентированного обучения;

■ перспективы создания целостного духовно-культурного пространства образовательного процесса;

■ возможности синтеза и взаимодействия искусств в формировании культуры личности педагога-музыканта;

■ организация полихудожественной образовательной среды с помощью компьютерных мультимедийных технологий;

■ использование специальных художественно-педагогических принципов и

%

0

известия вгпу

методов, обеспечивающих эффективное формирование полихудожественной компетентности педагога-музыканта.

Readiness analysis of music department students to polyartistic activity

There is analyzed the readiness level of music department students to polyartistic activity and formation of their polyartistic competence in the process of getting professional music and pedagogical education.

Key words: polyartistic competence, music and pedagogical activity, synthesis of arts.

с.ю. шалова

(таганрог)

творческая культурнообразовательная среда как условие ориентации студентов на научнопедагогическое творчество*

Исследование направлено на изучение ориентации студентов на научно-педагогическое творчество и роли культурно-образовательной среды вуза в этом процессе. С позиции системноориентационного подхода представлены структура и признаки творческой культурнообразовательной среды.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, научно-педагогическое творчество.

Нестабильность общественных процессов, серьезные изменения, происходящие в культуре, во всех ее сферах, обусловливают неоднозначность и высокую степень неопределенности деятельности современного учителя. Это, в свою очередь, требует подготовки будущего учителя к научнопедагогическому творчеству.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Модульное построение культурнообразовательной среды (КОС) в образовательном учреждении (ОУ)» № 08-06-00867а (науч. рук. проекта - д. чл. РАО, д-р пед. наук, проф. З.И. Васильева.)

С точки зрения системно-ориентационного подхода, разрабатываемого З.И. Васильевой и ее учениками, в самом общем виде научно-педагогическое творчество можно рассматривать как предпочтение личностью и обществом определенного образа деятельности педагога, а именно исследовательского подхода к решению возникающих в педагогическом процессе проблем [6].

Научно-педагогическое творчество как ценность представляет собой многомерное целостное образование, которое не может быть сведено ни к какому-либо его компоненту, ни к тому или иному конкретному проявлению. Системообразующим элементом научно-педагогического творчества являются личность педагога, его профессионализм, уровень социальной зрелости, ценностные ориентации. Именно ценностные ориентации педагогов, с одной стороны, выступают мощным фактором мотивации поведения, источником порождения смыслов, с другой — показывают освоенность индивидом социальных и групповых ценностей. Осуществление профессионального поведения связано с тем, какие личностные смыслы находит педагог для себя при осуществлении педагогической деятельности, какие цели ставит и как их реализует.

Ориентация на научно-педагогическое творчество определяет позицию педагога по отношению к наиболее значимым для него явлениям окружающего мира. Это система ценностей, которая придает смысл поведению и деятельности педагога, обусловливает проявление личностных качеств. Ориентация на научно-педагогическое творчество выступает как специфическая совокупность отношений педагога к профессиональной деятельности, к себе и окружающим и регулирующая особенности его включения в научную деятельность.

Ориентация на научно-педагогическое творчество - это сложное личностное образование, обусловливающее реализацию творческих способностей человека. Она полагает осознание педагогом собственных творческих способностей и мотивов и выражается в творческой активности и направленности на научное творчество в профессиональной деятельности.

Анализ системы подготовки педагогических кадров показал, что, с одной стороны,

© Шалова С.Ю., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.