№ 5 (34), 2009
"Культурная жизнь Юга России" ^
и. л. БЕККЕР, М. Е. КОНДРАТЬЕВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ1 ИНСТРУКТОРА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
в статье обосновываются теоретико-методологические подходы к разработке профессиограммы инструктора детско-юношеского туризма.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, профессиограмма инструктора.
Современная педагогическая наука и практика убедительно доказали, что детско-юношеский туризм (ДЮТ) является одним из эффективных средств воспитания подрастающего поколения. Наряду с воспитывающей и рекреационной ДЮТ также выполняет просветительскую и социализирующую функции. В образовательных учреждениях (ОУ) они реализуются как туристс-ко-краеведческая деятельность (ТКД) учащихся [1]. Руководителем и организатором ТКД должен выступать специально подготовленный педагог-инструктор. Несмотря на востребованность таких кадров в современной системе образования, подготовка педагогов, способных профессионально организовать ТКД, почти не осуществляется. Это обусловлено рядом причин, одной из которых, на наш взгляд, является отсутствие научно обоснованной профессиограммы инструктора ДЮТ.
Многие отечественные педагоги и психологи занимались этой проблемой [2]. Анализ их работ позволил нам выявить теоретико-методологическую основу построения профессиограммы специалиста в сфере образования. Назовем ее составляющие:
- системный, функционально-деятельностный и личностно ориентированный подходы;
- совокупность современных научно-педагогических взглядов на целостный педагогический процесс;
- учение о социальной обусловленности развития личности.
Они служат научной базой определения общих обязанностей, профессиональных и личностных качеств педагога. Применительно к педагогической деятельности профессиограмма - это система научно обоснованных требований к знаниям, умениям, поведению и личностным качествам специалиста-педагога, которые проявляются в его мировоззрении, нравственных идеалах и убеждениях, мотивации к профессиональной деятельности, в профессиональном потенциале и способности к его реализации. Целесообразность построения профессиограммы инструктора ДЮТ объясняется тем, что знания, практические умения и навыки, ценностно-смысловые ориентации, качества личности и модели поведения, приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, рассматриваются как система, которая может быть успешно сформирована в рамках целостного педагогического процесса.
Функционально-деятельностный подход позволяет осознать и научно обосновать виды деятельности, которые в процессе обучения педагога данного профиля целесообразны и наиболее эффективны при подготовке к выполнению профессиональных задач. Личностно ориентированный подход, являющийся теоретико-методологической основой всей современной гуманистической педагогики, направляет процесс подготовки специалиста на всестороннее и гармоническое развитие личности. Соответственно требованиям данных подходов нами разработан вариант про-фессиограммы инструктора детско-юношеского туризма.
По ней, в соответствии с действующими нормативными документами, инструктор детско-юношеского туризма является единственным педагогом, имеющим право на организацию ТКД учащихся в образовательном учреждении. Квалификацию «инструктор детско-юношеского туризма» присваивают лицам, достигшим 18-летнего возраста и прошедшим спецподготовку по утвержденной программе. Правом присвоения такого звания пользуются ОУ, готовящие специалистов данного профиля, и учреждения дополнительного образования туристско-кра-еведческой направленности. Лицам, успешно прошедшим подготовку, выдается удостоверение единого государственного образца, установленного Федеральным центром детско-юношеского туризма РФ. Инструктор ДЮТ должен иметь среднее специальное или высшее педагогическое образование. В своей деятельности он обязан руководствоваться типовой должностной инструкцией [3].
На схеме мы представили профессиограмму, отражающую систему знаний, умений, навыков, педагогических способностей и качеств личности, которыми должен обладать инструктор ДЮТ. Предполагается овладение общими психолого-педагогическими, методическими и специальными знаниями, отражающими специфику детско-юношеского туризма и ТКД, а также сведениями, необходимыми для правильной организации этой работы. Психолого-педагогические знания определяют уровень профессиональной теоретической подготовки. Для продуктивной деятельности большое значение имеет и компетентность в области естественных (биология, география и другие смежные дисциплины), гуманитарных (история, литература, краеведение) наук. Для организа-
"Культурная жизнь Юга России"
№ 5 (34), 2009
Профессиограмма инструктора детско-юношеского туризма
ции учебно-тренировочного процесса необходимо знание основ теории и методики физической культуры. В блок специальных компетенций данной группы педагогов входят систематизированные представления о туризме как социокультурном явлении, специфике ДЮТ и педагогическом потенциале туристско-краеведческой деятельности учащихся. Соответственно этому умения и навыки инструктора ДЮТ целесообразно разделить на две группы: специальные туристские и педагогические.
Готовность к осуществлению целостного педагогического процесса в сфере ТКД реализуется по следующим направлениям: конструирование, текущее управление педагогическим процессом и его коррекция, оценка результатов и постановка новых воспитательных задач.
Многообразие специальных туристских умений можно обобщить в соответствии с общепринятой структурой туристско-краеведческого цикла: организация, проведение, подведение итогов и оценка результатов туристского мероприятия. Рассмотрим данную группу умений на примере туристического путешествия.
На организационном этапе инструктор ДЮТ должен: определить цель и задачи похода, выбрать и изучить район путешествия; подготовить участников к походу; разработать основной и запасной варианты маршрута; объективно оценить сложность естественных препятствий и способы их преодоления; подобрать соответствующее снаряжение; распределить обязанности и должности внутри группы; составить меню; провести для всех участников инструктаж по технике безопасности; оформить маршрутную документацию. Важен навык работы с техническими средства-
ми обучения (ТСО), инструктор обязан научить своих воспитанников пользоваться приборами и оборудованием, необходимыми для безопасного прохождения маршрута, для проведения естественнонаучных и краеведческих исследований и фиксации полученных данных.
Подводя итоги похода, инструктор ДЮТ анализирует достигнутые результаты в соотнесении с запланированными, оценивает собственную деятельность, работу своих заместителей и помощников, вклад каждого участника в достижение намеченного результата и составляет отчет о совершенном путешествии, давая наряду с техническим описанием маршрута разнообразные рекомендации, в том числе и педагогического характера.
На основе знаний, умений и опыта педагогической деятельности у инструктора ДЮТ развиваются профессиональные способности: организаторские, дидактические, коммуникативные, исследовательские, познавательные. Их содержание и проявление определяются спецификой ТКД.
Профессионально значимые качества инструктора ДЮТ определяются его функциями в процессе педагогической деятельности. Организационная, оценочная, контрольная и кор-рекционная функции могут быть успешно осуществлены, если инструктор обладает организаторскими способностями, педагогическим тактом, выдержкой, настойчивостью и целеустремленностью, если он справедлив, требователен, уравновешен; информационная функция выполняется при наличии коммуникабельности и развитой эмпатии; диагностическая требует психолого-педагогической зоркости и наблюдательности, интереса и любви к детям; аналитическая
№ 5 (34), 2009
"Культурная жизнь Юга России"
предполагает адекватную самооценку и развитые рефлексивные способности.
Данная профессиограмма может быть рекомендована как основа подготовки инструктора детско-юношеского туризма к профессиональной деятельности.
Литература
1. Дрогов И. А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. М., 2004; Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. М., 2006; Остапец-Свешников А. А. Методология и концепция детско-юношеского туризма. М., 1991; Он же. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности. М., 2001.
2. БоборыкинА. Д., КожуховЮ. В., ПетроваЗ. В., Богословский В. В. Краткая профессиограмма учителя истории и обществоведения // Психология труда и личности учителя. Л., 1977. С. 21-25; Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003; Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004; Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996; Рыков И. А., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Л., 1975. С. 37-42.
3. Сборник нормативно-правовых актов по ту-ристско-краеведческой работе и организации отдыха детей и молодежи. М., 2006.
I. L. BEKKER, M. YE. KONDRATYEV. PSYCO-PEDAGOGICAL GROUNDS FOR BUILDING OF JOB DESCRIPTION OF THE INSTRUCTOR OF CHILD AND TEEN-AGE TOURISM
The article is dedicated to the theoretical methodological approaches to the development of professionalism of the instructor of child and teen-age tourism.
Key words: child and teen-age tourism, job description of instructor.
И. А. САВИНА
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Современная жизнь немыслима вне видовых категорий информационной культуры - информационно-сетевой, электронной (E-culture), цифровой, которые формируются под влиянием электронных документов и изданий. Электронная библиография порождает соответствующую продукцию, предоставляемую на библиографическом языке.
Ключевые слова: информационная культура, электронный (цифровой) документ, электронное издание, электронная библиография.
Следствием социальной революции рубежа второго и третьего тысячелетий явилось глобализирующееся информационное общество. Процесс глобализации принято рассматривать как закономерный этап эволюции, переход на более высокую ступень развития. Данная историческая фаза становления информационного общества отражает главное противоречие современной цивилизации и как одна из важных проблем ставится на обсуждение в ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы и других международных организациях. Новая система социальных отношений формируется под влиянием разнообразных по своему содержанию культурных, идеологических, политических, правовых, экономических, информационных, технологических факторов. Культура как способ освоения предметного мира, средство социализации поколений [1] обеспечивает сохранение материального и духовного наследия, преемственность образцов жизнеповедения.
Поток информации сегодня столь велик и разнообразен, что настоятельно требуется умение
ориентироваться в массивах ресурсов и коммуникациях различного уровня. В период глобализации обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации с помощью современных средств, методов и технологий. Новые условия порождают зависимость от информированности: недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, надо овладеть такой технологией работы с ней, которая учит подготавливать и принимать решения на основе коллективного знания. Иными словами, необходим новый тип информационной культуры.
Процесс глобализации характеризуется лавинообразным ростом количества оцифрованных информационных ресурсов (перевод существующих культурных ценностей в электронную форму), свободным доступом к информации, появлением таких видов информационной культуры, как информационно-сетевая, электронная (E-culture), цифровая и др. Создаются электронные версии различных объектов культурного наследия: про-