Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию эстетической культуры будущих актеров'

Методологические подходы к формированию эстетической культуры будущих актеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AESTHETICAL CULTURE / БУДУЩИЕ АКТЕРЫ / FUTURE ACTORS / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Московцев Сергей Гаврилович

В статье обоснован выбор комплекса методологических подходов (системного, личностно ориентированного, культурологического, полихудожественного) к решению проблемы формирования у будущих актеров эстетической культуры в учреждении профессионального образования. Показаны возможные технологии реализации подходов применительно к профессиональной подготовке актеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMING AESTHETICAL CULTURE AT FUTURE ACTORS

The article substantiates the selection of methodological approaches (systemic, person oriented, culture oriented, polyartistic) to the solution for the problem of forming aesthetical culture at future actors at institutions of professional training. It shows the possible technigues of implementation of approaches in connection with professional training of actors.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию эстетической культуры будущих актеров»

УДК 378.036: 792.071

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ АКТЕРОВ

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMING AESTHETICAL CULTURE AT FUTURE ACTORS

С. Г. Московцев

S. G. Moskovtsev

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье обоснован выбор комплекса методологических подходов (системного, личностно ориентированного, культурологического, полихудожественного) к решению проблемы формирования у будущих актеров эстетической культуры в учреждении профессионального образования. Показаны возможные технологии реализации подходов применительно к профессиональной подготовке актеров.

Abstract. The article substantiates the selection of methodological approaches (systemic, person oriented, culture oriented, polyartistic) to the solution for the problem of forming aesthetical culture at future actors at institutions of professional training. It shows the possible technigues of implementation of approaches in connection with professional training of actors.

Ключевые слова: эстетическая культура, будущие актеры, методологические подходы.

Keywords: aesthetical culture, future actors, methodological approaches.

Актуальность исследуемой проблемы. Российская театральная школа внесла значительный вклад в развитие как мировой, так и отечественной культуры. Однако в настоящее время она испытывает затруднения в решении многочисленных проблем социокультурного характера, и прежде всего проблем духовно-нравственного и эстетического возрождения общества. Преодоление этих затруднений требует совершенствования профессиональной подготовки актеров вообще и повышения эффективности формирования у них эстетической культуры в частности, для чего необходимо определить методологические основы решения поставленных задач.

Материал и методика исследований. Были рассмотрены исследования в области художественной педагогики (Б. В. Асафьев, Б. М. Неменский и др.), разработки основ профессиональной подготовки актеров, предложенные выдающимися деятелями отечественной культуры (В. Мейерхольд, К. С. Станиславский и др.).

Применялись теоретический анализ, категориальный синтез, моделирование, наблюдение, изучение документации и результатов деятельности.

Результаты исследований и их обсуждение. Система подготовки актеров театра и кино должна, с одной стороны, строиться в соответствии с достижениями современной психолого-педагогической науки, с другой - учитывать особенности профессиональной деятельности представителей театрального искусства. В соответствии с этим мы попытались осуществить выбор методологических оснований решения проблемы формирования у будущих актеров эстетической культуры, определяющих построение образовательного процесса. В качестве таковых были выбраны системный, личностно ориентированный, культурологический и полихудожественный подходы.

Системный подход, составляющий общенаучный уровень методологии педагогических исследований, является определяющим в отобранном нами комплексе подходов. Согласно основным его положениям все объекты действительности имеют системную природу и могут рассматриваться как совокупность компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых обеспечивает объектам только им присущее качество [6]. В соответствии с таким пониманием системного подхода мы рассматриваем формирование эстетической культуры будущих актеров как систему, являющуюся подсистемой общей системы их профессиональной подготовки. В качестве компонентов исследуемого нами процесса мы выделяем субъектов этого процесса (преподавателей и студентов), цель и задачи, поставленные как учреждением, так и самими обучающимися, содержание процесса, формы, методы и средства, результат.

Экспериментальной базой нашего исследования является ГБОУ ССО РМЭ «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И. С. Палантая». Оно дает углубленное среднее профессиональное образование по специальности 070301 Актерское искусство (квалификация «актер, преподаватель»). Срок обучения на базе основного общего образования в колледже - 3 года 10 месяцев. Студенты колледжа - юноши и девушки в возрасте от 15-16 до 20-22 лет. При организации процесса формирования у них эстетической культуры необходимо учитывать особенности обучающихся данной возрастной группы.

Юношеский возраст (15-25 лет по классификации В. С. Мухиной) характеризуется рядом новообразований, основными из которых являются становление самосознания и завершение формирования образа «Я», профессиональное и личностное самоопределение, развитие рефлексивных способностей и способностей к саморегуляции и самоуправлению. Однако практика показывает, что перечисленные характеристики, названные в трудах ученых-психологов, не проявляются у всех представителей юношеской возрастной группы одновременно, их проявление индивидуально. Кроме того, для юношей характерна неустойчивость эмоционального состояния, причем у студентов -будущих актеров эта особенность проявляется особенно ярко. В связи с этим возникает необходимость реализации личностно ориентированного подхода к формированию эстетической культуры студентов, предполагающего учет их возрастных и индивидуальных характеристик.

Личностно ориентированный подход представляет конкретно-научный уровень методологии педагогического исследования. Он предполагает создание разнообразных благоприятных условий для эффективной профессиональной подготовки каждого студента, развития его личностного потенциала [4].

Личностно ориентированное построение образовательного процесса позволяет обеспечить реализацию его основных функций: гуманитарной, культурообразующей, социализирующей.

Гуманитарная функция профессиональной подготовки будущих актеров заключается в сохранении и развитии физического и нравственного здоровья обучающихся, создании условий для осмысления ими цели, смысла жизни и важности активного отношения к своей судьбе, обеспечении возможностей реализации личностно-творческого потенциала. Культурообразующая функция предполагает сохранение и развитие культуры посредством воспитания у обучающихся культурной идентичности, принятия ими общечеловеческих и этнических ценностей и построение жизни на их основе. Социализирующая функция направлена на создание условий для усвоения студентами опыта, накопленного обществом, и его воспроизводства, что необходимо для социальной адаптации личности.

В качестве технологий реализации личностно ориентированного подхода учеными предлагаются: технология педагогической поддержки, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология, разноуровневое обучение, технология полного усвоения знаний, метод проектов, личностно ориентированное развивающее обучение и др. Изучив возможности названных технологий, мы предположили, что для решения исследуемой нами проблемы наиболее приемлемыми являются технология педагогической поддержки и метод проектов. В рамках этих технологий мы выделяем такие средства, как понимание, общение и сотрудничество, рефлексия, творчество, личностная позиция в любой деятельности.

Эффективность реализации личностно ориентированного подхода зависит прежде всего от субъектов образовательного процесса - преподавателей учреждения профессионального образования. Проведенный нами опрос преподавателей Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И. С. Палантая показал, что все они осознают важность формирования у будущих актеров эстетической культуры в процессе их обучения в колледже. Вместе с тем педагоги оценили свою готовность к проведению такой работы как недостаточную. Они испытывают затруднения в выборе средств реализации личностно ориентированного воспитания, среди которых преимущественно называют учет личностных особенностей студентов. Особенностью педагогического коллектива колледжа является наличие в нем достаточно большой доли актеров театра, не обладающих хорошей педагогической подготовкой. Однако следует отметить, что беседа со студентами показала их удовлетворенность общением и взаимодействием с преподавателями, которых студенты оценивают как творческих и понимающих личностей. Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости проведения пропедевтической работы с преподавателями колледжа с целью совершенствования их компетентности в области эстетического воспитания студентов.

Системный и личностно ориентированный подходы являются общими для нашего исследования. Учет специфики образовательного процесса вышеуказанного колледжа, по нашему предположению, могут обеспечить культурологический и полихудожественный подходы.

Культурологический подход [2] заключается в принятии культуры как системообразующего феномена в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. Для нашего исследования особо значимым является аксиологический аспект действия данного подхода. В соответствии с положениями данного аспекта овладение эсте-

тической культурой на высоком уровне возможно, если человек интериоризирует систему общечеловеческих ценностей, включая эстетические ценности, и использует их как ориентир в деятельности, поведении и общении.

Согласно культурологическому подходу образовательный процесс в колледже должен осуществляться в культуросообразной образовательной среде, составляющие которой наполнены человеческими смыслами. Студенты в процессе обучения должны освоить историю становления и развития человеческой культуры. При этом необходимо опираться на традиции и особенности этнической и региональной культуры, приобщая студентов к различным ее пластам.

Следует отметить, что с точки зрения культурологического подхода усвоение культуры представляет собой процесс создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур. Здесь мы видим тесную связь культурологического подхода с полихудожественным.

Примечательно, что понятие «полихудожественный» появилось еще в 1987 году в исследованиях Б. П. Юсова. Им была доказана тождественность феноменов полихудожественности и интеграции, причем последний является одним из факторов появл е-ния первого [3]. Результатом проведенного исследования стала разработанная и обоснованная Б. П. Юсовым концепция интеграции и гуманитарного синтеза в педагогике искусства.

Взаимосвязь и взаимодействие различных видов искусства, их использование в образовательном процессе были изучены такими ведущими исследователями в области педагогики искусства, как Э. Б. Абдуллин [1], А. А. Мелик-Пашаев [5] и др. Ими было установлено, что одновременное применение различных видов искусства создает условия для более гармоничного развития обучающихся, чем при получении разрозненных художественных впечатлений. Кроме того, активное участие обучающихся в деятельности по освоению разных искусств обеспечивает разностороннее развитие их эмоциональной сферы, развивает творческие способности и художественные потребности.

Как было показано выше, первоосновой полихудожественности является интеграция. Соответственно, реализация полихудожественного подхода предполагает реализацию принципа интеграции, предусматривающего углубленное изучение обучающимися не одного художественного предмета (изобразительного искусства, музыки, слова и т. п.), а многих. Это объясняется самой природой человека, которая воспринимает и принимает все виды искусства (имеется в виду его природная предрасположенность к восприятию многих искусств), следовательно, каждый человек, тем более актер, творчески направлен на занятия всеми видами художественно-творческой деятельности. Приобщение будущих актеров к искусству позволяет им глубже понять истоки театрального искусства и сценической деятельности, овладеть базовыми представлениями и навыками в области каждого вида искусства.

Изучение учебного плана колледжа выявило наличие в нем полихудожественных дисциплин, таких как: «История мировой культуры», «История мировой и отечественной драматургии», «История изобразительного искусства», «История театра». Кроме того, мы предположили, что полихудожественная направленность должна быть обеспечена и в обучении студентов таким дисциплинам, как «Музыкальное воспитание», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Танец», «Технология куклы».

Большую роль в реализации полихудожественного подхода может сыграть внеаудиторная деятельность студентов, организованная в форме кружков (например, кружков сольного или ансамблевого пения, по обучению игре на музыкальных инструментах и пр.). Внеурочные занятия должны охватывать все виды искусства и приобщать студентов к искусству через их художественное творчество.

Резюме. Опора на современные концепции системного, личностно ориентированного, культурологического, полихудожественного подходов позволяет рассмотреть проблему формирования у будущих актеров эстетической культуры в совокупности всех ее аспектов и определить пути ее эффективного решения в учреждении профессионального образования. Основные направления деятельности педагогического коллектива мы видим в повышении мотивации студентов к профессиональному росту, в развитии их личностного отношения к произведениям театрального и киноискусства, эстетического сознания, в создании индивидуального сценического образа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2004. - 336 с.

2. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д. : Учитель, 1999. - 560 с.

3. Виды искусства и их взаимодействие / Б. П. Юсов и др. - М. : ИХО РАО, 2001. - 210 с. : ил.

4. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов /

В. С. Кукушин. - Ростов н/Д. : МарТ, 2006. - 224 с.

5. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 15-23.

6. Сокольников, Ю. П. Теория и логика педагогической деятельности / Ю. П. Сокольников. - М. ; Белгород : БелГУ, 2000. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.