Научная статья на тему 'Совершенствование процесса формирования физического потенциала студентов в вузах'

Совершенствование процесса формирования физического потенциала студентов в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НЕФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ВУЗ / МОТИВАЦИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PHYSICAL CULTURE / NON-PHYSICULTURAL UNIVERSITY / MOTIVATION / METHODS OF TEACHING PHYSICAL EDUCATION / STUDENT HEALTH / PHYSICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаев Ёкубжон Хайруллаевич

В статье рассматриваются проблемы современности, отражающие неготовность молодого поколения к регулярным физическим нагрузкам. Приводятся доводы, описывающие необходимость двигательной активности в жизнедеятельности каждого человека, а также важность дисциплины «Физическая культура» в студенческом возрасте. Описываются особенности преподавания физической культуры в нефизкультурных высших учебных заведениях, существующие проблемы и рекомендательные мероприятия, направленные на их разрешение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE PHYSICAL POTENTIAL OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

The article discusses the problems of modern times, reflecting the unreadiness of the younger generation to regular physical exertion. Arguments describing the need for physical activity in the life of each person, as well as the importance of the discipline "Physical Education" in the student's age are given. The features of teaching physical education in non-physical higher educational institutions, existing problems and recommendatory measures aimed at their resolution are described.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса формирования физического потенциала студентов в вузах»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ Мустафаев Ё.Х. Email: @scientifictext.ru

Мустафаев Ёкубжон Хайруллаевич - старший преподаватель, кафедра физической культуры, Навоийский государственный педагогический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы современности, отражающие неготовность молодого поколения к регулярным физическим нагрузкам. Приводятся доводы, описывающие необходимость двигательной активности в жизнедеятельности каждого человека, а также важность дисциплины «Физическая культура» в студенческом возрасте. Описываются особенности преподавания физической культуры в нефизкультурных высших учебных заведениях, существующие проблемы и рекомендательные мероприятия, направленные на их разрешение. Ключевые слова: физическая культура, нефизкультурный вуз, мотивация, методика преподавания физической культуры, здоровье студентов, физический потенциал.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE PHYSICAL POTENTIAL OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

Mustafayev Yо.Kh.

Mustafayev Yokubzhon Khairullaevich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, NAVOIY STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the problems of modern times, reflecting the unreadiness of the younger generation to regular physical exertion. Arguments describing the need for physical activity in the life of each person, as well as the importance of the discipline "Physical Education" in the student's age are given. The features of teaching physical education in non-physical higher educational institutions, existing problems and recommendatory measures aimed at their resolution are described.

Keywords: physical culture, non-physicultural university, motivation, methods of teaching physical education, student health, physical potential.

УДК 796.035

Достижения в спорте и популяризация физической культуры за период прошедшего столетия, внедрили в сознание большинства людей сообразную потребность в ежедневных физических упражнениях. Такая дисциплина как «Физическая культура и спорт» является органической частью системы образования, которая позволяет указанную потребность удовлетворить. Она позиционирует себя как самостоятельная область, а физическое воспитание - как одно из направлений общего личностного воспитания. Педагогический процесс на занятиях физической культурой направлен не только на формирование физического потенциала студента, но и развитие его личных качеств, основополагающие стороны социального поведения.

Сегодня важной проблемой развития физического потенциала студентов является интенсификация их двигательной активности, основанная на применении разнообразных способов организации учебного процесса по физкультуре, мотивировании студентов к более осмысленному пониманию целесообразности физических нагрузок в повседневной жизни. Организация условий для принятия индивидом всех положительных сторон физкультуры и спорта ознаменуется новым этапом и стимулом для самореализации личности в современном мире. Следовательно, необходимо сформировать и внедрить эту проблему на её

конструктивно-технологическом, концептуально-теоретическом и методико-практическом уровнях.

Необходимо отметить, что современная организация обучения дисциплине «Физическая культура и спорт» в нефизкультурных вузах во многом программирует на недостаточную эффективность в реализации важных задач, которые стоят перед высшим учебным заведением. Во многих вузах отмечается слаборазвитая инфраструктура, не позволяющая полноценно раскрыть физический потенциал студентов. Особенно данная проблема касается студентов, недостаточно подготовленных физически в момент поступления в вуз. Затруднена реализация потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями и спортивными играми. В создавшейся ситуации необходима организация дополнительных форм физической активности, способствующих удовлетворению физкультурных и спортивных интересов, а также реализации физического потенциала студентов.

В настоящее время перед каждым высшим учебным заведением при организации учебного процесса поставлена задача - вести подготовку будущих специалистов на профессиональном высоком уровне, с использованием современных методик организации учебно-воспитательного процесса, которые бы стимулировали применение студентами приобретенных знаний и умений в практической профессиональной или научно-исследовательской работе. Чтобы полноценно применять профессиональные знания и умения, будущие специалисты должны обладать хорошим состоянием здоровья, работоспособностью, выносливостью и адаптивностью [1], которые приобретаются благодаря регулярным и специально организованным занятиям физкультурой и спортом. Из этого следует, что качественная физическая подготовка и хорошее здоровье у студентов имеют принципиальное значение для обеспечения дальнейшей успешной трудовой деятельности.

При всей очевидной важности физической подготовки, на данный момент степень реализации физического потенциала студентов, элементарная готовность студентов к нагрузкам, которых требуют современные высшие учебные заведения, относительно невысока. Приблизительно от 20 до 40% молодых людей, поступивших в вузы, имеют разнообразные проблемы со здоровьем. Данным показателям свойственна стабильность - они не снижаются и в лучшем случае не увеличиваются уже длительное время. В ходе занятий физической культурой такой категории обучающихся необходимо ориентироваться не только на развитие физических качеств, но формировать осознанную мотивацию и интерес к занятиям, потому что большинство студентов с нереализованным физическим потенциалом и слабым здоровьем негативно настроены на спорт и физическую культуру. Характерно, что в школьные годы многие из них были освобождены от занятий физкультурой, вследствие чего сформировалось негативное отношение к предмету, неуверенность в своих возможностях, а порой и навязанное убеждение, что любая физическая активность им строго противопоказана и вредна. Однако, современные исследования в области физиологии, клинической медицины и гигиены показывают, что именно таким студентам особенно необходима двигательная активность, которая позволила бы повысить их работоспособность, снизить утомляемость, в отдельных случаях избавить от страхов, нервозности и т.п.

Следовательно, к студентам, у которых отсутствует мотивационная составляющая и нет заинтересованности к занятиям физкультурой и спортом на сегодняшний день необходимо осуществлять особый подход. Для эффективного разрешения проблемы необходимо следующее:

1. Повысить заинтересованность к предмету посредством внедрения инновационных образовательных технологий в процесс обучения. Инновационные методики развития физического потенциала, индивидуальных подход к каждому студенту, смена роли преподавателя физкультуры от главного организатора к помощнику, наставнику в процессе физического саморазвития студента [2].

2. Пересмотреть учебно-методический план в сторону увеличения теоретических занятий, так как в неспортивных вузах присутствует дефицит теоретических основ, мешающий пониманию принципов и особенностей развития тела человека.

3. Разработать и ввести в процесс обучения методики, направленные на студентов со слабым здоровьем, базирующиеся на оздоровительных практиках и технологиях. Сегодня наблюдается дефицит методик такого рода для студентов с различными диагнозами.

Следование вышеизложенным мерам даст возможность улучшить учебно -образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт», повысить эффективность и продуктивности учебно-тренировочной деятельности педагога и студентов что будет способствовать более полной реализации физического потенциала студентов.

Список литературы /References

1. Никифоров Д.В. Использование физической культуры в формировании адаптированности к профессиональной среде // Вопросы науки и образования, 2018. № 15 (27). С. 98-102.

2. Рютина Л.Н., Рютина А.Е. Ценностный потенциал физической культуры и спорта в образовательном процессе // European Science, 2017. № 6 (28). С. 84-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.