Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетенция / студент / процесс обучения / университет / преподаватель / professional competence / student / learning process / university / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борлакова Зубайда Аубекировна, Айбатыров Казбек Султанбекович, Исакова Камила Садрудиновна

В статье раскрывается сущностное назначение профессионального образования и его значение для развития личности студентов. Рассматривается профессиональная компетенция как главенствующая задача университетов и ожидания со стороны общества. Изучается практика совершенствования профессиональных компетенций студентов тремя ведущими университетам Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик. Определяются общие подходы, способствующие усилению степени вовлеченности студентов в практическую деятельность в соответствии с приоритетами университета. Выявляются существенные различия в подходах к совершенствованию искомых компетенций среди студентов, реализуемых рассматриваемыми университетами из трех субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борлакова Зубайда Аубекировна, Айбатыров Казбек Султанбекович, Исакова Камила Садрудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essential purpose of vocational education and its importance for the development of students' personality. Professional competence is considered as the main task of universities and the expectations of society. The practice of improving the professional competencies of students is studied by three leading universities of the Republic of Dagestan, Karachay-Cherkess and Kabardino-Balkarian Republics. Common approaches are identified that contribute to strengthening the degree of student involvement in practical activities in accordance with the priorities of the university. Significant differences in approaches to improving the desired competencies among students implemented by the universities in question from three subjects of the Russian Federation are revealed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Проанализировав материал курса и учебники по математике в начальной школе, мы определили, что для полноценного формирования пространственного мышления младших школьников в начальной школе отводится лишь некоторая часть времени работы по изучению геометрического материала.

На данных уроках ученики знакомятся с разнообразными геометрическими фигурами и их главными признаками, с основными приборами чертежей; а также с разнообразными единицами их измерения.

Для успешного формирования основ пространственного мышления младших школьников учителем применяются разнообразные методы и приемы обучения, среди которых можно выделить метод наглядности, игровые методы, задания с геометрическими фигурами, просмотр мультфильмов по изучаемой теме. Все перечисленные методы и приемы обучения должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников, что будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования пространственного мышления у учащихся начальных классов.

Исследовательская работа включала в себя проведение исследования, состоявшее из трех этапов. Констатирующий этап заключался в выборе методик и проведении диагностического обследования. На формирующем этапе нами была разработана методика развития геометрического видения с помощью дидактических игр и игровых упражнений. На контрольном этапе мы провели анализ уровней сформированности геометрического видения младших школьников, обобщили и проанализировали полученные экспериментальные данные.

Мы определили, что основным средством формирования пространственного мышления и геометрического видения учащихся, является комплекс упражнений, составленный в соответствии с выделенными критериями сформированности геометрического видения.

Методическая основа работы с упражнениями, направленными на развитие геометрического видения учащихся начальных классов, основывается на интегративной основе, во взаимосвязи содержательного и процессуального. Итога эксперимента свидетельствуют о значительной разнице в уровнях сформированности геометрического видения у учеников в контрольной и экспериментальной группе.

Обобщая проведенную экспериментальную работу, мы можем утверждать, что логические игры, головоломки, задачи и упражнения содействует успешному развитию пространственного мышления у младших школьников. Игровые элементы можно применять на разных этапах урока: во время изучения нового материала, его обобщения, повторения изученного материала, этапе контроля. Игра способствует включению в активную деятельность большого количества учеников класса.

Игровые методы решают не только некоторые образовательные цели урока, но и задачи активизации умственной деятельности, выступают определенным фактором в развитии логического мышления учеников. Игра помогает педагогу легче усвоить трудный материал урока. Таким образом, можно сделать заключение о том, что применение игровых моментов необходимо при математическом обучении младших школьников.

Использование дидактических игр, логических задач, головоломок, помогает педагогу эффективно организовать процесс обучения учащихся на занимательным и привлекательным. Создавая игровую атмосферу на уроках, учитель формирует у детей познавательный интерес инициативу, уменьшает скуку и усталость, позволяет развивать внимание. Длительность игры 7-10 минут, в это время дети играют, а также обобщают, улучшают навыки вычислений. Все это способствует успешному развитию основ пространственного мышления у младших школьников.

Литература:

1. Ильина, Т.А. Педагогика школы / Т.А. Ильина. - Москва, 2002. - С. 18-22

2. Немов, P.C. Психология: учебник СПО / P.C. Немов. - Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 639 с.

3. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. - Москва.: Изд-во Моск. ун-та, 2018. - 288 с.

4. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 2019. - 554 с.

5. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. - Москва: Наука, 2017. -С. 33-35

Педагогика

УДК 378

ассистент кафедры «Оторинология и хирургия головы и шеи» Борлакова Зубайда Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» Айбатыров Казбек Султанбекович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (г. Махачкала); магистр 3 года обучения социального факультета Исакова Камила Садрудиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается сущностное назначение профессионального образования и его значение для развития личности студентов. Рассматривается профессиональная компетенция как главенствующая задача университетов и ожидания со стороны общества. Изучается практика совершенствования профессиональных компетенций студентов тремя ведущими университетам Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик. Определяются общие подходы, способствующие усилению степени вовлеченности студентов в практическую деятельность в соответствии с приоритетами университета. Выявляются существенные различия в подходах к совершенствованию искомых компетенций среди студентов, реализуемых рассматриваемыми университетами из трех субъектов Российской Федерации. Ключевые слова: профессиональная компетенция, студент, процесс обучения, университет, преподаватель. Annotation. The article reveals the essential purpose of vocational education and its importance for the development of students' personality. Professional competence is considered as the main task of universities and the expectations of society. The practice of improving the professional competencies of students is studied by three leading universities of the Republic of Dagestan, Karachay-Cherkess and Kabardino-Balkarian Republics. Common approaches are identified that contribute to strengthening the degree of student involvement in practical activities in accordance with the priorities of the university. Significant differences in approaches to improving the desired competencies among students implemented by the universities in question from three subjects of the Russian Federation are revealed.

Key words: professional competence, student, learning process, university, teacher.

Введение. В рамках образовательных нововведений на территории Российской Федерации проблема профессионального развития будущих специалистов остается актуальной. Система образования традиционно рассматривает данную проблему в аспекте отдельных компетенций. Учитывая высокую адаптацию образовательного процесса университетов к государственным новациям профильного характера, следует отметить, что традиционный подход к совершенствованию компетенций в настоящее время и прогнозируемом будущем оправдывается высокой результативностью применяемых университетами подходов.

Одним из видов компетенций выступают профессиональные, под которыми следует понимать комплекс профессионально-направленных знаний, а также соответствующих навыков и умений, способствующих адаптации студентов к потенциальной профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции, как и другие виды компетенций выступают системообразующим звеном в образовательных стандартах [8]. Обозначенные нормативные документы предоставляют университетам свободу выбора в реализации мероприятий, которые должны приводить к идентичному конечному результату, базирующемуся на высокой подготовке студентов по профилю обучения.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное образование в высшей школе формируется, исходя из целенаправленности обучения и совершенствования определенных компетенций. Общим посылом образовательного процесса в университете является всестороннее развитие личности. Однако данная личность должна быть всесторонне развита на основе узконаправленной образовательной цели, которая зиждется на необходимости подготовки личности для результативной адаптации к профессиональной деятельности в определенной сфере.

По умолчанию подготовка к профессиональной деятельности в каждом университете строится на базовых способностях и склонностях, а также изначальном интересе студентов к избранному направлению. Ввиду того, что профессиональное образование отличается от общего тем, что оно более целенаправленно для общественного развития, предполагается совершенствование соответствующих компетенций среди студентов. Профессиональные компетенции студентов раскрываются не только при помощи целевых знаний и умений, но также личностных установок, определяющих отношение студентов к избранной специальности. В сущности, совершенствование профессиональных компетенций означает обретение студентом квалификации.

Упомянутому вопросу посвящены многие научные труды, особенностью последних из которых выступают дискуссии относительно профессиональной подготовке студентов по отдельным профилям подготовки.

Педагоги Лапшова A.B., Булаева М.Н. и Уракова М.Н. исходят из научного мнения о целесообразности разработки концептуальных подходов к компетентностному развитию студентов [4,С. 214].

В трудах Онгарова М.Б. указана особая потребность образовательной системы в обеспечении разнообразия мероприятий по совершенствованию искомых компетенций профессиональной направленности [5, С. 76].

Представляется интересным научный взгляд Аккожоевой А.К. и Адилбек У.Б. о расширении мировоззренческого компонента как источника совершенствования профессиональных компетенций студентов [1, С. 85].

В расширенном смысле развитие профессиональных компетенций потенциально влияет не только на отраслевой рынок труда, но также на общественные процессы. Чем лучше университет готовит будущих специалистов, тем осознаннее в результате становится общество, нацеленное на будущее. Соответственно, перед преподавателем университета стоит более весомая задача, которая не ограничивается объемом знаний по образовательной программе. Некоторые вузы, например, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ), реализуют образовательные программы для подготовки студентов к фундаментальным научным разработкам в различных направлениях [2].

Ключевая цель профессионально-направленной политики ФГБОУ ВО ДГУ состоит в подготовке будущих исследователей, для которых наука станет профессиональной деятельностью.

В настоящее время студенты ФГБОУ ВО ДГУ участвуют в Полуфинале Акселерационной программы, который прошел на базе предпринимательской «Точки кипения» ДГУ. Студенческие команды в течение нескольких месяцев разрабатывали инновационные проекты, учились упаковывать стартап-проекты, делать их конкурентоспособными и презентовать потенциальным индустриальным партнерам.

Опыт ФГБОУ ВО ДГУ в процессе совершенствования профессиональных компетенций студентов, в некотором смысле, идентичен с приоритетной политикой Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова», (ФГБОУ ВО ДГАУ им. М.М. Джамбулатова), специфика которого состоит в приобщении студентов к научной деятельности исторической, педагогической и культурологической направленности [3]. Преподаватели университета помогают студентам в выполнении практических работ, связанных с разработкой первой в России энциклопедией дольменов в цифровом формате.

Искомые компетенции студентов ФГБОУ ВО ДГАУ им. М.М. Джамбулатова совершенствуются в процессе участия в аграрных направлениях Всероссийской олимпиады студентов «Я - профессионал» В приведенном примере особое внимание уделяется практическим компонентам профессиональных компетенций. Проект обладает высокой социальной значимостью для студентов, так как выступает эффективным инструментом профессионального становления и интеграции в академическую и профессиональную среду.

Стоит отметить, что общим подходом в совершенствовании искомых компетенций двух указанных вузов выступает погружение в фундаментальные и узконаправленные аспекты науки. При этом студенты осваивают более узкие знания с учетом нескольких направлений науки, интенсивно используют современные технологии для создания нового продукта в виде искомого конечного результата. Другим общим подходом рассматриваемых университетов является доведение студента до степени освоения навыков, приближенных к навыкам компетентного специалиста.

Совершенствование компетенции профессиональной направленности, таким образом, предполагает поэтапное изменение личности посредством осуществления поиска ответов на вопросы, и обозначенные ответы находятся тогда, когда студент прошел определенный научный путь и приобрел соответствующие навыки и умения. В то же время университетами может практиковаться другой подход, направленный на освоения навыков исключительно практической направленности.

Такой подход используется в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (ФГБОУ ВО СКГА) [7]. В указанном учебном заведении реализуется программа оказание психологической помощи населению, которая достаточно успешно себя зарекомендовала в качестве инструмента для получения студентами первого профессионального опыта. Уникальностью деятельности психологической службы является возможность студентов разных направлений подготовки принять участие в деятельности такой службы. Будущие юристы оказываются полезными для деятельности психологической службы на предмет построения линии защиты обратившимся жителям города в сложной жизненной ситуации. Преподаватели академии

стремятся объединять усилия студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки для оказания индивидуализированной и конкретизированной практической помощи консультационного характера.

Индивидуализация в процессе совершенствования студентами профессиональных компетенций выступает главенствующей отличительной чертой не только в ФГБОУ ВО СКГА, но также в ФГБОУ ВО ДГУ и ФГБОУ ВО ДГАУ им. М.М. Джамбулатова. Целесообразно предположить, что выделение индивидуализации из перечня обязательных компонентов искомой компетенции может в интенсивном режиме приблизить усилия университетов к подготовке будущих специалистов искомого профессионального уровня.

При детализированном изучении профессионально-направленной деятельности рассматриваемых университетов следует отметить, что для ФГБОУ ВО ДГУ и ФГБОУ ВО СКГА характерна приоритетная политика, нацеленная на формирование студентами общественной полезности. Для ФГБОУ ВО ДГУ и ФГБОУ ВО ДГАУ им. М.М. Джамбулатова прослеживается общее стремление к объединению профессиональных и информативно-познавательных компетенций, которые студенты совершенствуют в себе одновременно. При этом для ФГБОУ ВО ДГАУ им. М.М. Джамбулатова и ФГБОУ ВО СКГА свойственно приобщение профессиональных компетенций к потребностям общества.

На фоне общих подходов в образовательном процессе трех рассматриваемых университетов, следует обозначить существенные различия, которые также будут потенциально полезны для других учебных заведений, находящихся в поиске оптимальных образовательных подходов к развитию профессиональных компетенций студентами. Опыт ФГБОУ ВО ДГУ отличается от двух других рассматриваемых университетов тем, что студенты принимают участие в масштабных научных инициативах, что потенциально означает возможность их приобщения к любым общественно-значимым и профессионально-направленным крупным программам федерального значения.

Подход ФГБОУ ВО ДГАУ им. М.М. Джамбулатова определяется из необходимости делегирования полномочий профессиональной направленности студентам, которые до настоящего времени преимущественно могли выполняться исключительно узконаправленными специалистами профильных организаций. Таким образом, опыт обозначенного университета доказывает возможность участия студентов в более ответственных профессиональных направлениях партнерских организаций и целесообразности переориентации производственной практики под запросы и направления деятельности соответствующих партнерских организаций, отрасль которых совпадает с направлением подготовки студентов.

Приоритетная политика ФГБОУ ВО СКГА показывает, что студенты способны кратно интенсивно осваивать образовательную программу, если смогут применять полученные знания на практике, которая предоставляет возможность понимать важность качественной подготовки. Постоянное взаимодействие студента с психологической службой вне зависимости от профиля обучения формирует в нем искомый мировоззренческий аспект, рассматриваемый в своих трудах педагогами Аккожоевой А.К. и Адилбек У.Б. Накопление опыта в процессе обучения на фоне формирования личностных установок и расширенного мировоззрения способствует тому, что студент самостоятельно осознает необходимость углубления собственных знаний и освоение прикладных научных направлений.

Мировоззренческий аспект как компонент профессиональных компетенций также служит профессиональной ориентацией студента, вызванной профессиональным самоопределением в результате участия в практической деятельности, инициированной университетом. Пример ФГБОУ ВО СКГА показывает, что студент может применять полученные знания, совершенствовать искомые компетенции и самостоятельно определить, какой круг профессиональных вопросов потенциально может затрагивать его будущую деятельность.

На этапе производственной практики, которая зачастую формирует представление лишь о деятельности одной организации, специализирующейся на одной отрасли, студент может не суметь определить для себя направление профессионального развития. Психологическая служба ФГБОУ ВО СКГА, несмотря на узконаправленность деятельности, позволяет совершенствовать профессиональные компетенции студентов на основе координации преподавателями их практической деятельности. Благодаря преподавателям студенты находят подход для реализации профессиональных компетенций при решении практических задач и урегулировании проблемных ситуаций жителей города.

В педагогическим смысле профессиональное самоопределение усиливает приоритет личности студента и степень его ответственности за полученный результат освоения теоретических знаний на практике. Эффективность профессиональной ориентации в рамках образовательного процесса определяется преимущественно широтой и глубиной степени осведомленности студентом относительно предполагаемой профессиональной активности [6, С. 41].

Образовательная среда позволяет объединять теоретико-практические компоненты становления личности студентов на основе модели совершенствования профессиональных компетенций, внедряемой университетом. Стоит отметить, что модель каждого университета в отношении практического применения студентом знаний, зачастую обоснованно сложившейся педагогической практикой и запросом общества.

В аспекте рассматриваемых университетов необходимо обозначить, что профессиональная ориентация, как и самоопределение студента, опираются на ожидаемые результаты университета от процесса обучения и подготовки. Приоритетность университетов формируется не только из возможности учебного заведения, но также исходя из ведения руководства и преподавателей в отношении траектории профессионального становления студента. Приведенные примеры показывают, что каждый университет стремится к подготовке уникальных специалистов, которые в совокупности образуют новое профессиональное общество различных специалистов.

Выводы. Таким образом, совершенствование профессиональных компетенций студентов реализуется университетами в индивидуальном порядке. Каждое учебное заведение ориентируется на собственные возможности и видение в отношении профессионального развития будущих специалистов, что отражается на подходах к реализации практически направленных программ. Практика приведенных в настоящем исследовании учебных заведений показывает, что совершенствование профессиональных компетенций выходит за рамки образовательных мероприятий практического назначения. В прогнозируемом будущем следует ожидать объединение теоретической и практической составляющих образовательного процесса в единое образовательное пространство с возможностью усиления студентами собственных узконаправленных компетенций профессиональной направленности.

Литература:

1. Аккожоева, А.К. Роль волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов по социальной работе / А.К. Аккожоева, А.У. Бегибай // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - №. 3-1 (78). -С. 85-88

2. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL:https://dgu.ru/?ysclid=lpvwhj68dpl41040010(flaTa обращения: 10.12.2023)

3. Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова сайт. - 2023. - https://xn— 80aaiac8g.xn—plai/ (дата обращения: 10.12.2023)

4. Лапшова, A.B. Личностно-деятельностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза / A.B. Лапшова, М.Н. Булаева, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №. 70-4. - С. 214-216

5. Онгаров, М.Б. Профессионально-методическая подготовка студентов к учебной практике / М.Б. Онгаров // Наука и образование сегодня. -2021. -№. 2 (61). - С. 76-77

6. Салапура, М.Н. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов / М.Н. Салапура, Е.А. Богданова // Экономика и качество систем связи. - 2019. - №. 1 (11).- С. 41-45

7. Северо-Кавказская государственная академия: сайт. - 2023. - URL: https:// ncsa.ru/ (дата обращения: 10.12.2023)

8. Федеральные образовательные стандарты: сайт - 2023. - URL: https://fgos.ru/7ysclid4pypx3ayenl96772150 (дата обращения: 10.12.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней Борлакова Фатима Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Северо-Кавказская государственная академия», (г. Черкесск);

старший преподаватель кафедры иностранных языков Айбатырова Пахай Казбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (г. Махачкала);

кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальных и

информационных технологий Магдиева Нателла Тахмановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Дагестанский государственный университет», (г. Махачкала)

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К

РАБОТЕ

Аннотация. В статье раскрывается целесообразность реализации различных видов учебно-профессиональной деятельности студентов. Приводятся подходы классических научных школ и современные взгляды на способы и функции сочетания трудовой деятельности с теоретической подготовкой студентов. Обращается внимание на способность университетов адаптировать в образовательном процессе несколько направлений профессиональной подготовки студентов, образующих множество видов повышения их профессионального потенциала. На примере трех ведущих учебных заведений Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик рассматривается возможность расширения видов практикумов, приближающих способности студентов к профессиональной реализации в соответствии с запросами настоящего времени.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, готовность к работе, студент, университет, практикум, профессиональный потенциал.

Annotation. The article reveals the expediency of implementing various types of educational and professional activities of students. The approaches of classical scientific schools and modern views on the ways and functions of combining work with theoretical training of students are presented. Attention is drawn to the ability of universities to adapt several areas of professional training of students in the educational process, which form many types of increasing their professional potential. Using the example of three leading educational institutions of the Republic of Dagestan, Karachay-Cherkess and Kabardino-Balkarian Republics, the possibility of expanding the types of workshops that bring students' abilities closer to professional realization in accordance with the demands of the present time is being considered.

Key words: professional training,job readiness, student, university, workshop, professional potential.

Введение. Профессиональная подготовка всегда относилась к приоритетным направлениям деятельности университетов. Несмотря на наличие широких возможностей реализации студентов, в научном сообществе, продолжает дискутироваться вопрос качества предлагаемых видов учебно-профессиональной деятельности для всесторонней их подготовки. Определяющим критерием подготовки студентов является готовности к будущей работе.

Под готовностью к работе следует понимать совокупность профессиональных качеств и умений, основанных на актуальных знаниях по специальности. При этом готовность к работе характеризуется университетами в пределах осуществления функциональных обязанностей студентом как будущим специалистом в потенциальной профессиональной деятельности.

Совокупность приказов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации формируют ориентацию профессиональной подготовки студентов преимущественно в сторону цифровизации и инноваций. При этом как цифровизация, так и инновации непосредственно не отображены в образовательных стандартах, однако в подобных стандартах сформулированы подходы к обеспечению профессиональной подготовки студентов вне зависимости от государственных приоритетов.

Изложение основного материала статьи. Основополагающий смысл подготовки студентов в университете состоит в привитии навыков и умений, которые могут пригодиться ему при выполнении профессиональных обязанностей по специальности. Образовательный процесс предусматривает различные подходы к профессиональной подготовке, которые исходят из необходимости обеспечить студентов профильными знаниями, впоследствии применяемыми в производственной практике, различных практикумах и при выполнении практических заданий.

Практика в учебном процессе не только объединяет различные направления и виды профессиональной деятельности, имеющей признаки первичного опыта, но также подразумевает повышение воспитательной результативности и социальной значимости профессиональных знаний в рамках образовательной программы. Несмотря на то, что обозначенные виды учебно-профессиональной деятельности, в частности, практикумы и практические задания, направлены на совершенствование навыков, для студента они означают возможность индивидуального развития и профессионального самоопределения.

Создание возможностей для учебно-профессиональной деятельности студента рассматривается многими преподавателями учебных заведений преимущественно с точки зрения методического подхода.

Педагоги Гитман Е.К., Лизунова Л.Р. и Гущина Л.А. считают, что профессиональная подготовка студента относится к педагогике сотрудничества [1, С. 86].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.