Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская компетенция / гуманитарная дисциплина / студент / исследование / университет / research competence / humanities discipline / student / research / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магдиева Нателла Тахмановна, Варгаева Аминат Мухтаровна, Кафарова Кизханум Загировна

В статье рассматривается сущность компетенции как понятия, специфика проведения исследования и его структурные составляющие, а также характерные особенности гуманитарных наук. Определяется подход к совершенствованию исследовательских видов компетенций среди студентов с учетом различия функциональной роли каждой составляющей компетенции. Подчеркнуто, что выявление студентами значимых результатов для общества необходимо в процессе изучения ими гуманитарных дисциплин способствовать совершенствованию исследовательских компетенций. Приводится пример двух университетов Республики Дагестан и Чеченской Республики, которые активно развивают комплекс исследовательских компетенций при помощи мероприятий научной направленности. Аргументируется целесообразность объединения усилий студентов разных университетов для проведения идентичных совместных исследований с целью совершенствования ими искомых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магдиева Нателла Тахмановна, Варгаева Аминат Мухтаровна, Кафарова Кизханум Загировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the essence of competence as a concept, the specifics of research and its structural components, as well as the characteristic features of the humanities. The approach to improving the research types of competencies among students is determined, taking into account the difference in the functional role of each component of competence. It is emphasised that students' identification of significant results for society is necessary in the process of their study of humanities disciplines to contribute to the improvement of research competences. An example is given of two universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic, which are actively developing a set of research competencies through scientific activities. The expediency of combining the efforts of students from different universities to conduct identical joint research in order to improve their desired competencies is argued.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

2. Гадзаова, Л.П. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий / Л.П. Гадзаова // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 66-1. - С. 52-55

3. Гадзаова, Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза / Л.П. Гадзаова. - Владикавказ: изд-во «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», 2015. - 152 с.

4. Карпова, A.B. Вызовы системы образования в эпоху цифровой экономики: матрица возможностей: монография: в 2-х т. Т.1: / A.B. Карпова, М.В. Мельничук, Ю.М. Грузина [и др.] / под ред. М.В. Мельничук, И.И. Климовой. - М.: Научные технологии, 2020 - С. 63-76

5. Akhmetova, M.K. Conceptual Principles and Approaches in the Foreign Panguage Natural Science Bducational Process in a Profile School / M.K. Akhmetova, S.S. Kunanbayeva, I. Derijan 11 Journal of Bducational Sciences. - 2020. - Vol. 62. - No. 1. -C. 54-64

Педагогика

УДК 378

кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий Магдиева Нателла Тахмановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); студентка 3 курса социального факультета Варгаева Аминат Мухтаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Кафарова Кизханум Загировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматривается сущность компетенции как понятия, специфика проведения исследования и его структурные составляющие, а также характерные особенности гуманитарных наук. Определяется подход к совершенствованию исследовательских видов компетенций среди студентов с учетом различия функциональной роли каждой составляющей компетенции. Подчеркнуто, что выявление студентами значимых результатов для общества необходимо в процессе изучения ими гуманитарных дисциплин способствовать совершенствованию исследовательских компетенций. Приводится пример двух университетов Республики Дагестан и Чеченской Республики, которые активно развивают комплекс исследовательских компетенций при помощи мероприятий научной направленности. Аргументируется целесообразность объединения усилий студентов разных университетов для проведения идентичных совместных исследований с целью совершенствования ими искомых компетенций.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, гуманитарная дисциплина, студент, исследование, университет.

Annotation. The article examines the essence of competence as a concept, the specifics of research and its structural components, as well as the characteristic features of the humanities. The approach to improving the research types of competencies among students is determined, taking into account the difference in the functional role of each component of competence. It is emphasised that students' identification of significant results for society is necessary in the process of their study of humanities disciplines to contribute to the improvement of research competences. An example is given of two universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic, which are actively developing a set of research competencies through scientific activities. The expediency of combining the efforts of students from different universities to conduct identical joint research in order to improve their desired competencies is argued.

Key words: research competence, humanities discipline, student, research, university.

Введение. Задачей каждого университета выступает формирование научного потенциала, который может менять общественную жизнь. Данный научный потенциал может проявляться путем проведения студентами самостоятельных и коллективных исследований. Для того, чтобы студенты выявляли значимые результаты доя общества, необходимо в процессе изучения ими гуманитарных дисциплин способствовать совершенствованию исследовательских компетенций.

Под исследовательскими компетенциями понимается общность информативно-познавательной, когнитивной, коммуникационной и рефлексивной компетенции. Обладание данными компетенциями как компонентами исследовательских компетенций подразумевает способность студентов применять имеющиеся у них знания, навыки и другие ресурсы для осуществления исследовательской работы.

Исследовательский компонент обозначен в профильном законе об образовании, в котором описан механизм участия студентов в познавательной деятельности [10]. Профильные федеральные образовательные стандарты уделяют внимание участию студентов в исследованиях и экспериментах [6]. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (РФ) выделила научные исследования в качестве основной задачи государства в сфере образования в целом [5].

Формируется необходимость определения роли гуманитарных дисциплин, которые выступают источниками для множественных студенческих исследований.

Изложение основного материала статьи. Включение в основную образовательную программу дисциплин гуманитарной направленности целесообразно по причине возможностей изучения человека, мотивов его поступков, психоэмоционального состояния, поведенческих аспектов социальных групп. К гуманитарным дисциплинам относятся такие направления науки, как история, этнография, культурология, филология, антропология и др.

Гуманитарные дисциплины помогают понимать и прогнозировать различные общественные явления. Несмотря на то, что статистика не относится к гуманитарным дисциплинам, данная наука базируется на гуманитарных методах объяснения различных явлений социологического характера. Таким образом, гуманитарная направленность образовательного процесса развивает в студентах системное мышление, которое позволяет учиться анализировать, сравнивать и сопоставлять между собой очевидные и неочевидные явления. Востребованность гуманитарных направлений может объясняться постоянным развитием общества и отдельных сообществ, которые в разные периоды времени и по различным объективным причинам влияют на способы жизни друг друга.

Изначально гуманитарные науки исходят из понимания идеи и гипотезы, которые в процессе размышлений,

эксперимента, наблюдения или анализа обретают более утвердительные формы знания. В то время как философия стремится объяснить все явления вне зависимости от их социальной направленности, прикладные науки гуманитарной направленности направлены на структурное понимание окружающей действительности.

Гуманитарные дисциплины между собой взаимосвязаны, однако их разделение, исходя из предмета и объекта исследования, при анализе явления позволяет применять методы и интеллектуальные компоненты лишь избранного количества гуманитарных наук. Данный подход позволяет формулировать новые знания об обществе и общественных тенденциях, а также приходить к новым гипотезам, которые необходимо впоследствии подтвердить или опровергнуть путем иных исследований. Представленный процесс в действительности бесконечен. Однако ценность постоянных исследований в гуманитарных направлениях состоит в том, что результатами можно воспользоваться непосредственно после их выявления. Таким образом, гуманитарные науки, если к ним подходить с исследовательской точки зрения, призваны менять общество и мир [1].

Исследовательская составляющая выступает центральным звеном между существующей общественной проблемой и способами ее решения. Для того, чтобы решить общественно-значимую проблему, более важно применять корректные методы и источники данных. Исследовательской работой может заниматься любой человек. Для студента исследовательская работа выступает инструментом более углубленного познания отдельных тематических вопросов, изучаемых в рамках основной образовательной программы.

На необходимость привития студентам способности проводить исследования и получать искомые результаты обращали внимание многие педагоги и психологи. К примеру, педагог Фребель Ф. рассматривал исследовательский аспект, как способ раскрытия возможностей человека в процессе осуществления данным человеком определенной работы, действий или мышления. Педагог, философ Чернышевский Н.Г. отметил, что человек меняется и меняет мир вокруг себя под влиянием воспитания, но процесс воспитания формируется в зависимости от различных окружающих данного человека факторов. Воспитательная составляющая, с точки зрения Чернышевского Н.Г., является источником для развития его исследовательского потенциала. Педагог и психолог Шеварев П.А. отмечал, что познавательные процессы в человеке происходят во многом за счет построения ассоциативной связи. Данная ассоциативная связь, согласно Шевареву П.А. образует условия для исследовательской деятельности любой личности [3].

Под исследованием принято подразумевать определенный процесс, который направлен на получение результатов научной деятельности. Искомые результаты в перспективе образуют новые значимые знания, которые объясняют ранее неизвестные закономерности и механизмы общественного развития. Исследовательская работа как вид деятельности опирается на имеющихся фактах, которые представляется возможным проверить, или использовать в иных целях [4].

Отличие исследовательской работы от других видов познавательной активности состоит в том, что подобная деятельность предполагает целенаправленный подход, а также осуществление человеком взаимосвязи между фактами с целью их систематизации для последующей разработки новых теорий, или моделей общественного развития. Следует обозначить, что конечной целью исследовательской работы является не столько результат, но в большей степени применимость результатов в практической деятельности.

Даже если к началу исследования наблюдается стихийный принцип изучения явления, специфика такой деятельности неизбежно приводит к построению единой платформы научного характера, базирующейся на идентичных методах и способах познания. Структура исследования, вопреки распространенному мнению, вовсе не состоит из изучения предмета как способа деятельности. К моменту изучения явления в процессе исследования необходимо осуществить целый ряд иных действий, которые относятся к самостоятельным научным мероприятиям.

Сбор фактического материала может занимать продолжительное время и предполагать работу с различными источниками информации. В рамках следующего этапа или ступени, полученные данные необходимо проверить на предмет достоверности, которая выявляется путем автономных методов, не связанных с основными методами исследования. Процесс обработки проверенного фактического материала предполагает, что исследователь тестирует различные показатели с целью вероятности получения нестандартных тенденций. Таким образом, данные постепенно матрицируются в новые закономерности, тенденции и явления, которые затем представляется возможным трансформировать в новые источники исследования.

Исследования в рамках гуманитарных дисциплин, несмотря на абстрактность многих форм знаний, проводятся после трансформации фактического материала в числовые значения. Затем после получения сведений о закономерностях или явлениях числовые сведения вновь репродуцируются в абстрактные знания. Приведенный процесс исследования подразумевает постоянное движение действий, мероприятий и фактического материала и переход источников исследования в новое состояние, что создает предпосылки к необходимости развития соответствующих компетенций среди студентов [8].

Одной из чрезвычайно важных компетенций для студента является информативно-познавательная компетенция, которая определяет степень способности данного студента к погружению в сущность изучаемого вопроса. В ретроспективном отношении развитая информативно-познавательная компетенция позволила разным исследователям выявлять неочевидные детали, впоследствии меняющие представление об обществе в целом. Развитие информативно-познавательной компетенции как вида исследовательской компетенции возможно при условии наличия изначально склонности у студентов к восприятию новой внешней информации. Вторым условием выступает интерес к тематике исследования [9].

Университет в рамках гуманитарных дисциплин может стимулировать лишь второе приведенное условие, так как природные задатки и способности, а также наклонности во многом формируются в период развития человека в дошкольном и школьном возрасте. Формирование интереса к тематике исследования осуществляется путем искомой подачи информации и образования соответствующей среды в университете. При этом формирование интереса может привести к развитию студентом собственных познавательных способностей.

Другая компетенция исследовательского направления относится к рефлексивной компетенции, которая существенно важна при скрупулезном сборе данных и их последующей проверке на предмет достоверности. Процесс исследования предусматривает осуществление множественных механических действий, которые повторяются и могут, не относится к познавательной деятельности. Однако наличие рефлексивной компетенции предполагает высокую степень внимательности и осознанности при осуществлении определенных видов действий. В результате рефлексивная компетенция как вид исследовательской компетенции помогает студентам выявлять закономерности в условиях продолжительной научной деятельности и отсутствия значимых тенденций на постоянной основе.

Студенты могут совершенствовать рефлексивную компетенцию путем развития искомых черт характера и темперамента. Исследовательская работа выступает приемлемым способом, в том числе профессиональной деятельности, если характер, темперамент и психотип студента соответствуют специфике исследования и необходимости продолжительного ожидания. Немаловажной исследовательской компетенцией выступает когнитивная компетенция, которая строится на интеллектуальном багаже студента и его личных убеждениях. В целом, любое исследование должно

носить объективный характер, однако личные убеждения студента могут привести к учету исключительно таких результатов, которые соответствуют мировоззренческому аспекту исследователя [7].

Гуманитарные дисциплины ввиду абстрактности многих общественных явлений могут как указывать деструктивные тенденции, так и оправдать их. Следовательно, студент-историк может выявить факты относительно исторического события, которые будут лишены объективных предпосылок. Соответственно, когнитивная компетенция также определяет результаты исследования среди студентов-филологов, студентов-социологов или студентов-политологов.

Исследовательский процесс может осуществляться студентом самостоятельно или коллективно. Вне зависимости от избранного подхода студент вынужден находиться в постоянной коммуникации с внешним миром. Коммуникативная компетенция также относится к исследовательским компетенциям и призывает студента к нахождению в информационном поле, связанном с направлением исследования. Информационное поле образуют все заинтересованные в идентичных исследованиях лица, которые дополняют друг друга путем выявления новых результатов и формирования новых знаний.

Обмен мнениями, консультации, беседы, публичные выступления и другие мероприятия коммуникативного направления в действительности совершенствуют соответствующую исследовательскую компетенцию. Участие в коммуникациях позволяет студенту генерировать новые идеи и подходы, пригодные к применению в процессе исследования. Обнародование исследовательской проблемы или сложности, возникающей в процессе исследования, может способствовать нахождению студентом новых путей и ресурсов для продолжения или завершения исследования.

Коммуникативная компетенция относится к компетенциям действия, что означает необходимость приложения усилий и формирования связей с другими исследователями, которые в совокупности могут обеспечить искомый результат. В целом студенту необходимо обратить внимание на все исследовательские компетенции, которые впоследствии могут помочь ему углубленно освоить гуманитарные дисциплины и эффективно использовать знания в рамках данных дисциплин для осуществления весомого вклада в общественное развитие.

На примере Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) следует обозначить, что рассматриваемые компетенции, возможно, развить студентам при помощи участия в различных конкурсах исследовательской направленности [2]. К примеру, университет поощряет и приветствует участие студентов в конкурсе дипломных проектов, в разработке исследовательских проектов для получения финансирования от Российского научного фонда. Некоторые компетенции в совокупности совершенствуются за счет участия студентов во всероссийских конкурсах научно-инновационных проектов, в рамках которых студенты проводят не только исследования, но также презентуют научные достижения и открытия гуманитарной направленности.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧТУ им. A.A. Кадырова) подход к исследовательской деятельности студентов и совершенствованию искомых компетенций преимущественно базируется на выявлении экономических тенденций и проведении различных экспедиций [11]. Студентами ФГБОУ ВО ЧТУ им. A.A. Кадырова также проводятся исследования филологической и педагогической направленности с целью создания учебных материалов для последующего электронного обучения.

Объединение усилий студентов ФГБОУ ВО ДГУ и ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова целесообразно организовать для развития коммуникативной компетенций путем распределения ролей в рамках идентичных совместных исследований. Приведенный подход усилит информативно-познавательную компетенцию, а распределение ролей при проведении совместных исследований позволит совершенствовать рефлексивную компетенцию. Данные исследования могут инициироваться руководством университетов, в том числе для решения идентичных общественных проблем. К примеру, сохранение потенциала подрастающего поколения двух субъектов для развития региональной экономики. Другим направлением исследований может стать совместная разработка новейших педагогических технологий, основанных на анализе вклада ведущих педагогов Республики Дагестан и Чеченской Республики. Студенты ФГБОУ ВО ДГУ и ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова также могут провести совместное исследование для выявления факторов, способствующих сохранению культурной идентичности и родного языка дагестанских и чеченского народов.

Выводы. Таким образом, студенческие исследования могут привести к совершенствованию исследовательских компетенций и повышению научного потенциала университетов. Региональные вузы обладают значимыми ресурсами интеллектуального характера, которые в рамках гуманитарных дисциплин могут послужить источником для оптимизации общественного развития в РФ. В настоящее время наблюдается применение интеллектуального потенциала в ходе проведения исследований студентами в основном крупных федеральных университетов. Региональные университеты могут составлять интеллектуальную конкуренцию, благодаря гуманитарным исследованиям, предоставляющим широкий пласт для изучения многих общественных явлений и тенденций. Развитие исследовательских компетенций выступает стратегической задачей и не исчерпает свою актуальность, пока будет развиваться наука.

Литература:

1. Беховых, Л.А. Научно-исследовательская деятельность студентов как один из основных компонентов подготовки будущего специалиста / Л.А. Беховых, A.B. Шишкин // Вестник Научно-методического совета по природообустройству и водопользованию. - 2019. - №. 13. - С. 96-100

2. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 06/11/2023)

3. Клименко, Ю.А. К вопросу о научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе / Ю.А. Клименко, А.П. Преображенский, Л.Н. Мотунова // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2020. -№. 2. - С. 92-96

4. Наливайко, Т.Г. Универсальные компетенции студентов вуза в фокусе воспитательной работы / Т.Г. Наливайко, М.В. Шинкорук // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2021. - №. 2. -С. 65-71

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации,- 2023. - URL: https://clck.ru/Z5rkY (дата обращения: 06.11.2023)

6. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 06.11.2023)

7. Соловьева, О.В. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза / О.В. Соловьева, Н.Б. Ромаева, О.Д. Сальникова // Перспективы науки и образования. - 2021. - №. 2 (50). - С. 311-324

8. Табачук, Н.П. Информационная компетенция студентов вуза как транспрофессиональная / Н.П. Табачук // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. -2021. -№. 2 (36). - С. 100-107

9. Турматов, Ж.Р. Динамическая оценка исследовательской компетенции студентов / Ж.Р. Турматов, И.Б. Аскаров // Общество. - 2020. - №. 1. - С. 87-89

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в РоссийскойФедерации»: сайт,- 2023. -URL: https://normativ.kontur.ru/do cument?duleld=l&documentld=455158&ysclid=lonmllj4ag794771078 (дата обращения: 06.11.2023)

11. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4oomvublxp590835187 (дата обращения: 06.11.2023)

Педагогика

УДК 371

кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий Магдиева Нателла Тахмановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); студентка магистратуры социального факультета Гаджисолтанова Сайда Айнутдиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И

МОЛОДЁЖИ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с современными направлениями развития социальной сферы. Социальная сфера позволяет соблюдать на практике конституционально закрепленные права своих граждан, гарантированные законодательными актами, руководствуясь принципами социальной справедливости. Обосновано, что социальная сфера сейчас очень нуждается в разработке и внедрении новых методов, инновационных технологий и социальных механизмов по повышению эффективности управления ею в соответствии с социально-экономическим развитием общества. В целом государственная социальная политика выражается в поддержке тех граждан, которые в силу различных жизненных обстоятельств, зачастую от них не зависящих, оказались в трудной жизненной ситуации, из которой они не видят выход. Сделаны выводы о необходимости разработки стратегии и проведения социальной политики в стране, направленной на обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и повышение качества его жизни, реализации и развития его интеллектуального и профессионального потенциала, это должно стать одной из важнейших функций современного государства.

Ключевые слова: социальная сфера, качество жизни, инновационные технологии, социальная защита.

Annotation. The work examines issues related to modern directions of development of the social sphere. The social sphere makes it possible to observe in practice the constitutionally enshrined rights of its citizens, guaranteed by legislative acts, guided by the principles of social justice. It is substantiated that the social sphere is now in great need of developing and implementing new methods, innovative technologies and social mechanisms to improve the efficiency of its management in accordance with the socioeconomic development of society. In general, state social policy is expressed in support of those citizens who, due to various life circumstances, often beyond their control, find themselves in a difficult life situation from which they do not see a way out. Conclusions are drawn about the need to develop a strategy and implement social policy in the country aimed at ensuring decent living conditions for people and improving the quality of their life, realizing and developing their intellectual and professional potential; this should become one of the most important functions of a modern state.

Key words: social sphere, quality of life, innovative technologies, social protection.

Введение. На современном этапе социально-экономического развития общества социальная сфера является одним из ключевых направлений реализации государственной социальной политики. Также социальная сфера позволяет соблюдать на практике конституционально закрепленные права своих граждан, гарантированные законодательными актами, руководствуясь принципами социальной справедливости.

В целом государственная социальная политика выражается в поддержке тех граждан, которые в силу различных жизненных обстоятельств, зачастую от них не зависящих, оказались в трудной жизненной ситуации, из которой они не видят выход. Все больше семей сталкиваются с данными ситуациями, пополняя группу социального риска, когда они не в состоянии сами, силами одной семьи, без посторонней помощи, без помощи государства справиться с чередой вновь возникающих проблем.

В настоящее время государство уделяет большое внимание проблемам семьи, и с каждым годом уровень государственной поддержки растет, увеличивается количество выплат семьям, составляющим группу социального риска. Но современное состояние государственной семейной политики в нашей стране не в полной мере успевает за все возрастающими потребностями общества в социальной поддержке и помощи государства. На государственном уровне принимается достаточно много нормативно-правовых актов и положений, регламентирующих оказание помощи и поддержки гражданам социально незащищенных категорий населения. Мы наблюдаем ежегодное увеличение сумм выплат по различным видам поддержки, растет и диапазон оказываемых форм помощи, но, вместе с тем, число людей, которые должны были выйти из зоны бедствия, никак не возрастает. Анализируя современную социально-экономическую ситуацию в стране, напрашивается вывод, что такое положение дел связано и с постоянным ростом цен на товары и услуги, дороговизны жизни, а также с тем уровнем инфляции, который мы наблюдаем из года в год [1, С. 12].

Изложение основного материала статьи. В настоящий момент взаимодействие социальных институтов в процессе организации поддержки детей и молодёжи осуществляется на основе тесного сотрудничества образовательных учреждений с системой социальной защиты населения. Без этого взаимодействия невозможно оказывать адресную поддержку нуждающихся семей.

Между тем, система социальной защиты населения сейчас очень нуждается в разработке и внедрении новых методов, инновационных технологий и социальных механизмов по повышению эффективности управления социальной сферой в соответствии с социально-экономическим развитием общества. Социальная поддержка, социальное обслуживание и помощь нуждающимся категориям является неотъемлемой, одной из важнейших частей государственной системы социальной защиты граждан. В свою очередь, социальная защита является действием по предоставлению различного рода услуг для тех категорий людей, которые, в силу различных жизненных обстоятельств, нуждаются в этой помощи. Группами социального риска традиционно считаются граждане, которые не в состоянии без посторонней помощи, самостоятельно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.