Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бакалавр / образовательный процесс / цифровизация / цифровой продукт / профессиональная подготовка / bachelor's degree / educational process / digitalization / digital product / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаева Мадина Эмильхановна, Мусаева Саният Джалалудиновна, Рамазанова Алжанат Казимировна

В статье рассматривается специфика подготовки бакалавров и особенности их адаптации в процессе цифровизации высшего образования. Приводятся примеры лабораторных занятий и дополненной реальности, а также образовательных систем, которые в наглядной форме показывают необходимость поэтапного внедрения цифровых продуктов в процесс подготовки бакалавров. Акцентируется внимание на расширенной применимости цифровых продуктов и необходимости их взаимосвязи с потенциальной профессиональной деятельностью бакалавров. Определяется целесообразность разработки критериев и соответствующего стандарта оценочного типа для предоставления педагогам возможности результативного отбора программных продуктов и иных цифровых инструментов для образовательного процесса бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаева Мадина Эмильхановна, Мусаева Саният Джалалудиновна, Рамазанова Алжанат Казимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the specifics of bachelor's degree training and the peculiarities of their adaptation in the process of digitalization of higher education. Examples of laboratory classes and augmented reality, as well as educational systems are given, which clearly show the need for the gradual introduction of digital products into the bachelor's training process. Attention is focused on the expanded applicability of digital products and the need for their relationship with the potential professional activity of bachelors. The expediency of developing criteria and an appropriate evaluation type standard for providing teachers with the opportunity to effectively select software products and other digital tools for the educational process of bachelors is determined.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

12. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4on59x99dz96989191 (дата обращения: 07.11.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры программирования и инфокоммуникационных технологий Эльмурзаева Мадина Эмильхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий социального факультета Мусаева Саният Джалалудиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); студентка 4 курса социального факультета Рамазанова Алжанат Казимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается специфика подготовки бакалавров и особенности их адаптации в процессе цифровизации высшего образования. Приводятся примеры лабораторных занятий и дополненной реальности, а также образовательных систем, которые в наглядной форме показывают необходимость поэтапного внедрения цифровых продуктов в процесс подготовки бакалавров. Акцентируется внимание на расширенной применимости цифровых продуктов и необходимости их взаимосвязи с потенциальной профессиональной деятельностью бакалавров. Определяется целесообразность разработки критериев и соответствующего стандарта оценочного типа для предоставления педагогам возможности результативного отбора программных продуктов и иных цифровых инструментов для образовательного процесса бакалавров.

Ключевые слова: бакалавр, образовательный процесс, цифровизация, цифровой продукт, профессиональная подготовка.

Annotation. The article discusses the specifics of bachelor's degree training and the peculiarities of their adaptation in the process of digitalization of higher education. Examples of laboratory classes and augmented reality, as well as educational systems are given, which clearly show the need for the gradual introduction of digital products into the bachelor's training process. Attention is focused on the expanded applicability of digital products and the need for their relationship with the potential professional activity of bachelors. The expediency of developing criteria and an appropriate evaluation type standard for providing teachers with the opportunity to effectively select software products and other digital tools for the educational process of bachelors is determined.

Key words: bachelor's degree, educational process, digitalization, digital product, professional training.

Введение. Цифровая трансформация в настоящее время наблюдается во всех отраслях, в том числе в сфере образования. Согласно положениям Национальных проектов в сфере образования [7] и цифровизации [8], обозначенный процесс будет осуществляться в ближайшие годы в ускоренном режиме. Если рассматривать цифровизацию в сфере образования, то под данным процессом подразумевается комплексный набор действий и мер, который направлен на внедрение цифровых технологий, инструментов, подходов и иных компонентов, затрагивающих результаты IT-сферы.

Цифровизация образовательного процесса потенциально реформирует образовательную среду, что в настоящее время отражается на коммуникациях и способах распространения информации между педагогами и студентами. Обозначенный процесс будет иметь продолжение, так как одни технологии сменяются другими, более актуальными. Однако для сферы образования преимущественным и важным представляются не программные продукты нового типа, а педагогические подходы в условиях цифровизации и адаптации студентов к новой реальности.

Подготовка бакалавров в действительности представляет фундаментальную проблему на фоне комплексной цифровизации высшего образования, что провоцирует целесообразность научных педагогических дискуссий и разработке регламентированных подходов.

Изложение основного материала статьи. Программа подготовки бакалавров предполагает первую ступень обучения с внедрением ключевых научных компонентов в образовательном процессе. Российская законодательная система подразделяет федеральные стандарты в зависимости от профиля подготовки. Существует федеральные стандарты для подготовки бакалавров, в которых обозначены цифровые технологии как элементы прогрессивного обучения. В тоже время профильным федеральным ведомством предусмотрен образовательный стандарт по направлению подготовки в IT-сфере [10].

Неизменно сфера образования следует подходу, предложенному в свое время Т. Гоббсом, который акцентировал внимание на важности конструирования ассоциативных связей в процессе обучения. Таким образом, студент воспринимает программные продукты в качестве аналогов идентичных инструментов не информационного характера. Сфера образования представляет собой целостную систему, которая, согласно В.И. Гриневецкому и С.Г. Шаповаленко, создает предпосылки к необходимости осуществления цифровизации по принципу централизации в целях результативного управления [4, С. 68].

Вне зависимости от профиля подготовки в равноценной степени обозначается неотъемлемая важность цифровизации образовательного процесса. В частности, в рамках Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» во многих учебных заведениях внедряются цифровые кафедры, к которым имеют отношение не только лица, изъявляющие желание пройти профессиональную переподготовку, но также студенты любых специальностей, которые хотят совершенствовать свои компетенции за счет получения IT-навыков или новой IT-профессии. Данный аспект выступает одним из компонентов цифровой трансформации, в которой принимают участие бакалавры.

Начиная с первого курса, в отношении бакалавров университетами зачастую предпринимаются решения прогрессивного характера, которые нацелены на активное внедрение цифровизации в повседневную жизнь студентов. Рассматривая образовательный процесс бакалавров, следует отметить, что в целом он сконструирован в качестве алгоритма достижения искомой образовательной цели. Подготовка бакалавра сегодня идентична структуре программного обеспечения, в рамках которого вместо заданий и задач выступают компетенции, технологии и педагогические приемы [1,С. 392].

Обработка и освоение внешней информации осуществляется бакалавром аналогично, как это может осуществляться

программным обеспечением. Соответственно, не представляется удивительным активное внедрение элементов цифровизации в образовательным процесс бакалавров. Большинство лабораторных занятий в рамках различных дисциплин в настоящее время проводятся посредством использования информационных технологий. Таким образом, бакалавры могут рассчитывать и прогнозировать любые социальные и экономические процессы, что предоставляет возможность совершенствовать информативно-познавательную компетенцию для способности анализировать явления путем одновременного совершенствования рефлексивной компетенции.

Обозначенная рефлексивная компетенция достигается путем неоднократного применения 1Т-технологий на лабораторных занятиях. Таким образом, непосредственно образовательная система в рамках определенных дисциплин предполагает и способствует постоянному проведению лабораторных занятий в искомом формате.

Цифровизация при обучении бакалавров предполагает не только внедрение цифровых инструментов для освоения навыков, но также провоцирует к трансформации педагогических подходов к изучению бакалаврами, к примеру, иностранных языков [3, С. 179]. Расширенные возможности некоторых информационных систем позволяют создавать специальные курсы обучения, которые в соответствии с учебными планами и необходимыми часами внеаудиторных занятий, позволяют дополнить образовательный процесс для бакалавров третьего и четвертого курсов [2, С. 10].

Прохождение электронных курсов и иных учебных материалов на цифровых платформах позволяет усилить качество подготовки бакалавров за счет автоматического сбора, сохранения и обработки данных по успеваемости студентов. Для педагога представляется важным не только обеспечение содержанием образовательного процесса, но также получение возможности контролировать динамику профессиональной подготовки бакалавров [6, С. 92]. Цифровизация должна отвечать запросам рынка труда, так как предполагается, что бакалавр по окончании университета обладает целостными и систематическими знаниями, которые покрывают основные профессиональные обязанности на рабочем месте. Данный аспект вынуждает трансформировать образовательный процесс при помощи таких технологий и подходов, которые могут помочь достичь искомые цели в течение четырех лет обучения. Это значит, что не все имеющиеся образовательные технологии и программное обеспечение в действительности целесообразны и могут отвечать образовательным потребностям.

В федеральных стандартах не существует предписаний или рекомендаций относительно определенных программных инструментов. Некоторые 1Т-инструменты университет может организовать по своему усмотрению, если данное программное обеспечение позволяет более результативно управлять учебным заведением. В рамках отдельной дисциплины программное обеспечение определяется непосредственно педагогом. Соответственно, именно педагог конструирует цифровую среду в образовательном процессе. Ему следует выбирать программное обеспечение с учетом таких требований, как доступность для студентов, беспрепятственность с точки зрения законодательства, возможность достижения искомых компетенций в рамках дисциплины. Таким образом, педагог при обучении бакалавров обязан учитывать все законодательные аспекты, которые регулируют функциональность 1Т-инструментов. К примеру, ранее широко практиковалось размещение учебных материалов в сообществах социальных сетей. В настоящее время некоторые социальные сети по объективным причинам запрещены к использованию, как в личных, так и в иных целях [9, С. 18].

Так как цифровая трансформация в настоящее время продолжается в системе высшего образования, то законодательные ограничения вынуждают педагога применять преимущественно российские 1Т-инструменты, в том числе в целях распространения среди бакалавров учебных материалов. Другим критерием выступает целесообразность применения цифрового инструмента в учебных целях. Для повышения результативности освоения дисциплины бакалаврами необходимо предусматривать соблюдение принципа единообразия, который исключает использование множества цифровых инструментов тактического характера. К примеру, нецелесообразно прибегать к использованию мобильного приложения, если данный сервис представляется возможным применить на одном или двух тематических занятиях.

Бакалавры в цифровом пространстве не должны ощущать некоторую потерянность среди множества 1Т-инструментов, которые в действительности не обязательны, однако по каким-либо причинам удобны педагогу. Задача педагога состоит в совершенствовании бакалаврами компетенций не только в отношении содержательной части дисциплин, но также относительно применения цифровых технологий. Некоторые 1Т-продукты востребованы не только в образовательных целях, но и в профессиональных. Таким образом, представляется целесообразным совершенствование рефлексивной компетенции за счет привития навыков работы с программными продуктами, которые бакалаврам могут пригодиться в предполагаемой профессиональной деятельности или при обучении в магистратуре. В этом случае прослеживается подход педагога к рациональной цифровизации, которая носит долгосрочных характер.

Соответственно, цифровизация лабораторных занятий и различных практикумов в образовательном процессе бакалавров может стать подходящей платформой для адаптации программных продуктов, которые в действительности необходимы для процесса подготовки профессиональной направленности. В целом процесс цифровизации может осуществляться при подготовке бакалавров постепенно, что позволит им адаптироваться в цифровом мире к третьему-четвертому курсам. На первом-втором курсах для бакалавров достаточны электронные издания, просветительские медиаресурсы, образовательные платформы, которые в совокупности образуют информационную среду и прививают навык работы с различными источниками информации и ресурсами. Элементы дополненной реальности, образовательной робототехники и ЗБ-печати относятся к адаптирующимся программным продуктам, в отношении которых требуется предварительная подготовка бакалавров.

Обозначенная подготовка преимущественно осуществляется при совершенствовании целой плеяды компетенций, когда бакалавр пробует собственные силы в рамках моделирования объектов. Инструменты дополненной реальности и робототехники предполагают умение бакалавром обучать искусственный интеллект искомым действиям. Для того, чтобы бакалавр мог обучать искусственный интеллект, ему необходимо адаптироваться в содержательной части профиля подготовки и понимать, какой информации ему не хватает или какой искомый образовательный результат ему необходим. В целом искусственный интеллект изучается и используется бакалаврами в рамках нескольких дисциплин базового уровня.

Тем не менее, возможности цифровизации могут быть адаптированы в расширенном перечне специализаций. К примеру, бакалавры, изучающие начальную педагогику, могут формировать развивающие игры для детей начальных классов, с которыми они взаимодействуют в период прохождения практики в образовательной организации. Бакалавры, изучающие филологию при помощи искусственного интеллекта, могут создавать уникальные диктанты для проведения практических занятий на уроках при прохождении практики в образовательной организации.

Возможности цифровизации, как наглядно видно в приведенных примерах, требуют постепенной подготовки бакалавров к цифровой образовательной среде. Обозначенная подготовка должна выдерживать принцип поэтапности, а также принцип от простого к более сложному. Немаловажным для каждого педагога представляется понимание, что бакалавр изучает различные дисциплины одновременно, что потенциально может подразумевать применение различных, несоприкасающихся друг с другом, цифровых технологий. Это создает потенциальный риск возникновения у бакалавра ощущения, что информационные технологии превалируют в его сознании над содержательной частью профиля подготовки.

Проблема гармонизации цифровой трансформации образовательного процесса должна ставиться на уровень университета или обсуждаться на педагогических публичных мероприятиях, так как современные реалии приводят к целесообразности разработки оценочных критериев при внедрении каждым педагогом цифровых инструментов по своему усмотрению. Оценочные критерии должны быть адаптированы под искомые компетенции и разработаны для удобства педагога, который лишь планирует внедрить программный продукт в процесс обучения бакалавров.

Рассматриваемые критерии должны в обязательном порядке учитывать возрастной диапазон бакалавров и степень загруженности образовательной программы с учетом того, что принцип гармонизации должен преследовать цель упрощения освоения сложной по структуре информации. Данный оценочный аспект целесообразен, в том числе по причине различного интеллектуального подхода производителей цифровых инструментов образовательного направления. Если существуют федеральные стандарты, которые разрабатываются с учетом методических подходов различных профильных специалистов, то также должен существовать стандарт внедрения программных продуктов в образовательную среду бакалавров.

Качество современного обучения показывает, что основная проблема бакалавров состоит в ухудшении функции памяти, которая чрезвычайно необходима для обработки и анализа новой информации. Данная тенденция образуется, в том числе по причине разрозненности используемых бакалаврами в образовательной и личной целях программных продуктов. Соответственно, оценочные критерии, образующие специальный стандарт, в перспективе могут разрешить данную проблему путем отбора цифровых продуктов для образовательного процесса с точки зрения их целесообразности и полезности.

В настоящее время в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) [5] и ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова) [11] ведутся активные дискуссии относительной цифровой трансформации в сферу образования. Представители двух вузов намерены разработать направления специализированных исследований для того, чтобы впоследствии конструировать воспитательный процесс и помочь студентам более оптимально ориентироваться в цифровом пространстве учебного заведения.

Уникальным подходом ФГБОУ ВО ДГУ и ФГБОУ ВО ЧГУ им. А.А.Кадырова выступает совместное решение представителей обозначенный вузов в отношении внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс с учетом морально-этнических норм принятых в процессе обучения на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики. Дополнительным компонентом выступает потенциальная разработка кросс-культурной дидактики при внедрении искусственного интеллекта в педагогическую активность.

В настоящее время также обсуждается возможность внедрения на базе двух рассматриваемых университетов методологии тизаурус-обучения, затрагивающего обучения бакалавров на первом курсе компонентам анализа различных явлений. В целом цифровизация обучения представляет особый интерес в рассматриваемых университетах, так как в настоящее время прослеживается целесообразность распространения в образовательном процессе бакалавров цифровых продуктов, которые в Республике Дагестан и Чеченской Республики пока применяются только в отношении магистрантов. Подготовка бакалавров в последнее время осуществляется в более расширенном формате в рамках различных специализаций, так как наблюдается наложение законодательных изменений в сфере образования и перехода государства к цифровым платформам в рамках Национальных проектов.

Выводы. Таким образом, цифровизация высшего образования должна быть структурирована и стандартизирована изначально для подготовки бакалавров. Апробация новых стандартов внедрения цифровых продуктов уже в настоящее время возможно во многих крупных университетах, в том числе в ФГБОУ ВО ДГУ и ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова. Реализация цифровых продуктов при подготовке бакалавров показывает необходимость разработки рациональных подходов при выборе педагогом соответствующих образовательных IT-инструментов. Современные тенденции указывают на неизбежность цифровизации образовательного процесса, однако для бакалавров должен быть предусмотрен поэтапный подход к адаптации в новой образовательной реальности. Несмотря на то, что цифровые технологии могут охватить значительную часть образовательного процесса, университетам целесообразно оставлять определенную часть содержания процесса обучения бакалавров для совершенствования коммуникативных компетенций.

Литература:

1. Айснер, Л.Ю. Цифровизация образования: к вопросу о создании и функционировании цифровой образовательной среды / Л.Ю.Айснер, О.Д. Наумов // В сборнике: Проблемы современной аграрной науки. Материалы международной научной конференции. Красноярск. -2020. - С. 391-393

2. Батракова, И.С. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования / И.С. Батракова // Высшее образование в России. - 2021. - №. 8-9. - С. 9-19

3. Везиров, Т.Г. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов / Т.Г. Везиров, З.Д. Рашидова//Мир науки, культуры, образования. -2020. -№. 1 (80). - С. 178-180

4. Гаирбекова, П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России / П.И. Гаирбекова // Современные проблемы науки и образования. -2021. -№. 2. - С. 65-69

5. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4on5c28c3z45903931 (дата обращения: 06.11.2023)

6. Колыхматов, В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования / В.И. Колыхматов // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2019. - №. 8 (174). - С. 91-95

7. Национальный проект «Образование»: сайт. - 2023. - URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie?ysclid=lon5co81he355477049 (дата обращения: 06.11.2023)

8. Национальный проект «Цифровая экономика»: сайт. - 2023. - URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn— plai/projects/tsifrovaya-ekonomika?ysclid=lon5gqdbpu63748033 (дата обращения: 06.11.2023)

9. Стариченко, Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2020. - №. 4. - С. 16-26

10. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата: сайт. https://fgosvo.ru/fgosvo/index/47ysclid4on5ifzel6592379763 (дата обращения: 06.11.2023)

11. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: https://www.chesu.ru/7ysclid4on59x99dz96989191 (дата обращения: 06.11.2023)

2023. - URL: - 2023. - URL:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.