Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТ / БАКАЛАВРИАТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Марьям Абдрахмановна, Кабардиева Фарида Алимовна, Алиева Ума Гаджиевна

В результате анализа научно-исследовательских работ в статье были сформулированы особенности и проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов бакалавриата педагогического вуза. Сделан вывод о том, что формирование информационно-коммуникативной компетентности особенно необходимо в рамках вузовского образования, так как это влияет на социализацию обучающихся впоследствии в жизни. Информационно-коммуникативная компетентность подразумевает составляющие: побудительная составляющая; познавательная составляющая; целевая составляющая; деятельная составляющая; контрольная составляющая. К функциям информационно-коммуникативной компетенции относим следующие: когнитивная функция; функция взаимодействия; адаптационная функция; моральная функция; контрольная функция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Марьям Абдрахмановна, Кабардиева Фарида Алимовна, Алиева Ума Гаджиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE IN BACHELOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

As a result of the analysis of research works, the article formulated the features and problems of the formation of information and communication competence of undergraduate students of a pedagogical university. It is concluded that the formation of information and communication competence is especially necessary within the framework of higher education, as it affects the socialization of students later in life. Information and communicative competence implies the following components: incentive component; cognitive component; target component; active component; control component. The functions of information and communication competence include the following: cognitive function; interaction function; adaptive function; moral function; control function.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

5. Исаев, И.Ф. Ценности и приоритеты подготовки классного руководителя к воспитательной работе в школе / И.Ф. Исаев, С.И. Маматова, // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы XII международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластенина. - Москва. - 2022. - С. 12-19

6. Каган, М.С. Философская теория ценностей: учебник для студентов вузов / М.С. Каган. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1999. - 206 с.

7. Коурова, О.И. Концепция лингвокультурной ценности / О.И. Коурова // Проблемы истории, филологии, культуры. -2011. - № 3. - С. 119-123

8 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -Москва: Политиздат, 1985. - 431 с.

9. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25

10. Маслова, В.А. Принципы и приемы исследования концептов / В.А Маслова // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - 2013. - № 1. - С. 249-253

11.Милькевич, О.А. Ценностно-смысловой контекст взаимодействия участников образовательных отношений / О.А. Милькевич // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - 2020. - № 4. - С. 29-33

12. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - Москва: Высшая школа, 1981. - 174 с.

13. Психологический словарь. Сайт. - 2022. - URL: http:// psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1098 (дата обращения: 02.11.2022).

14. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций - 2022. - URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitamya/ (дата обращения: 03.11.2022).

15 Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия / И.А. Соловцова, Е.А. Сиротина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - Серия 4: Педагогика. Психология. - 2017. - № 47. - С. 32-43

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы, начальник отдела дополнительного образования Кабардиева Фарида Алимовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры информационных и коммуникационных технологий Алиева Ума Гаджиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В результате анализа научно-исследовательских работ в статье были сформулированы особенности и проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов бакалавриата педагогического вуза. Сделан вывод о том, что формирование информационно-коммуникативной компетентности особенно необходимо в рамках вузовского образования, так как это влияет на социализацию обучающихся впоследствии в жизни. Информационно-коммуникативная компетентность подразумевает составляющие: побудительная составляющая; познавательная составляющая; целевая составляющая; деятельная составляющая; контрольная составляющая. К функциям информационно-коммуникативной компетенции относим следующие: когнитивная функция; функция взаимодействия; адаптационная функция; моральная функция; контрольная функция.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная, компетентность, студент, бакалавриат, педагогический вуз. Annotation. As a result of the analysis of research works, the article formulated the features and problems of the formation of information and communication competence of undergraduate students of a pedagogical university. It is concluded that the formation of information and communication competence is especially necessary within the framework of higher education, as it affects the socialization of students later in life. Information and communicative competence implies the following components: incentive component; cognitive component; target component; active component; control component. The functions of information and communication competence include the following: cognitive function; interaction function; adaptive function; moral function; control function.

Key words: information and communication, competence, student, bachelor's degree, pedagogical university.

Введение. В условиях нынешней социально-экономической реальности развитие российского общества требует качественно новых и эффективных подходов, методов и технологий к системе совершенствования профессионального самоопределения и проблематики подготовки подрастающих поколений в аспекте формирования информационно-коммуникативной компетентности. Современный рынок труда определяется выраженной на прикладном уровне степенью динамичности, а также изменчивостью системы предложения и спроса на квалифицированных работников, в том числе педагогов.

Изложение основного материала статьи. Нынешние условия непростой социально-политической обстановки во всем мировом пространстве требуют новых подходов к содействию и формированию условий социально-психологической готовности профессионального самоопределения и самореализации молодых людей.

Анализируя взгляды зарубежных исследователей и отечественных ученых на проблематику подготовки будущих специалистов, представляется целесообразным обратиться к рассмотрению особенностей юношеского возраста в аспекте профессионального самоопределения в системе информационно-коммуникативной компетентности.

Прежде всего при анализе общей характеристики юношеского возраста следует отметить, что данный возраст представляет собой важнейший этап развития человека, который находится между подростковым возрастом и взрослостью. Основоположником изучения юношеского возраста в психологии в аспекте подготовки к профессиональной деятельности является зарубежный исследователь С. Холл, который разработал и внедрил в практику концепцию рекапитуляции. Данный

ученый предлагал считать, что стадия юношеского возраста в человеческом развитии в своих характерных чертах соответствует эпохе романтизма в аспекте развития всего человечества [2, С. 61].

Необходимо отметить, что данная стадия развития человека в своем проявлении в определенной степени воспроизводит историческую эпоху выраженного хаоса, которая проявляется в основном в том, что на ней наблюдается некоторый конфликт между природными устремлениями индивида и требованиями социума.

Исследователь Э. Шпрангер в своих работах анализировал юношеский период в аспекте культурно-духовного развития; в данном возрасте наиболее выраженные особенности и черты он связывал с общим его включением в мир культуры и исторического развития [3, С. 37].

В современной психолого-педагогической доктрине многими учеными уже обоснованно определено, что именно в юношеском возрасте в аспекте формирования нового уровня познания себя (самосознания и самоотношения) развивается и на новом качественном уровне категория самовосприятия как базовая категория всего социального развития. Пандемия коронавирусной инфекции, новые стандарты взаимодействия и обучения детерминируют и новые стандарты общения между современными людьми.

Можно сказать, что присутствует с прикладной точки зрения абсолютно реальная потребность понимать характеристики и особенности современных юношей, их систему поведенческих стереотипов и ценностей морально-нравственного направления, уровень удовлетворённости и жизненные перспективы [4, С. 8].

Еще в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. можно встретить обоснованные утверждения о важности и необходимости изучения процессов формирования компетентности будущих специалистов и их самоопределения. В частности, М. Вебер уделял существенное внимание анализу профессионально-личностных компетенций как целостной системы индивидуального и общественного в процессе становления и развития личности в аспекте его профессиональной самореализации и социализации в целом [1, С. 17].

Самоопределение в глобальном аспекте анализа как целостный многокомпонентный процесс происходит при помощи системного воздействия определенных психологических механизмов познания и освоения норм, правил и ценностей социума. Этот механизм, по мнению Т. Парсонса, осуществляется на основе сформулированного З. Фрейдом базового принципа удовольствий и страданий, который, в свою очередь, приводится в действие процессами вознаграждения и наказания, и включает в себя, кроме того, процессы торможения и субституции.

Современные особенности постиндустриального общества диктуют новые правила самореализации индивида. Список востребованных профессий постоянно меняется, в результате чего запросы общественности к знаниям и навыкам студента обновляются. Поэтому у молодых людей возникает проблема их профессиональной самостоятельности.

В современном обществе профессиональное образование выполняет комплекс социально значимых функций. Оно влияет на отношения человека к работе и проецирует возможные социальные и профессиональные роли обучающегося. Кроме того, образование выступает как фактор адаптации, в ходе которой формируются и развиваются социальные, политические и культурные черты личности.

Существующая система социальной практики профессиональной подготовки, возможности её совершенствования и переподготовки влияют на восприятие и соответствие требованиям и стандартам профессиональной подготовки личности, что помогает будущим специалистам быть лабильными и востребованными на рынке труда.

Таким образом, в современной педагогической психологии процесс профессионального становления личности называется профессионализацией; этот процесс начинается с момента выбора индивидом профессии и продолжается на протяжении всего профессионального пути человека. Формирование информационно-коммуникативной компетентности -это динамичная многогранная структура, имеющая свои этапы, а также характерные специфические черты, присущие каждому этапу [6, С. 71].

Профессиональное самоопределение представляет собой довольно длительный процесс формирования субъективного отношения к профессиональной деятельности и способу самореализации, планирования карьеры в результате согласования актуальных личностных и социально-профессиональных потребностей общества.

Динамика развития информационно-коммуникативной компетентности студентов в процессе их обучения в вузе рассматривается как представление о себе в профессии, принятие себя самого как специалиста, профессионала, с особыми качествами и особенностями формирования.

Современные исследователи выделяют следующие проблемы в изучении информационно-коммуникативной компетентности студентов в аспекте их социально-психологической готовности [5, С. 102]:

- отсутствие достоверной информации о профессии;

- смутные представления о смысле и ценностях профессионального образования;

- низкий уровень анализа личностных характеристик и особенностей выбранной студентами профессиональной сферы, что может стать препятствием для профессионального роста.

Проблемами формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов бакалавриата педагогического вуза также являются противоречия, нередко появляющиеся в образовательных организациях:

- противоречия между теоретическими основами учебного курса и его практической направленностью;

- противоречия между необходимостью формирования у обучающихся информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях обучения.

Данные противоречия накладывают свой отпечаток не только на уровень знаний современных обучающихся, но и негативно сказываются на процессе профессионального выбора будущих специалистов, их дальнейшей профессиональной деятельности.

Информационно-коммуникативная компетентность несёт в себе следующие составляющие:

- составляющие процесса деятельности (владения навыками работы с ИКТ, освоение интернет-технологий, умение работать с современными технологичными машинами, умение находить, анализировать, хранить, применять и передавать информацию, умение вести коммуникацию, в том числе и виртуальную и т.д.);

- составляющие процесса личностного развития (мотивация к деятельности, возможность и желание использовать ИКТ, моральная ориентация);

- составляющие контроля и самоконтроля (повышение уровня компетентности, оценка собственной деятельности, контроль за собственной деятельностью, умение сопоставить ожидаемый и полученный результат, а также корректировать план по ходу работы).

Информационно-коммуникативная компетенция считается сформированной, когда она отвечает следующим параметрам:

- индивид принимает активное участие в коллективной деятельности, умеет решать вопросы и предлагает собственные решения (обмен информацией);

- индивид умеет составить собственный план и действовать в соответствии с ним, а также корректировать его по ходу выполнения, умеет грамотно вплести информацию, которой он овладел в свой план действий;

- индивид умеет самостоятельно организовать свою команду для выполнения насущных задач;

- рефлексия как адекватная самооценка себя как специалиста и субъекта профессиональной деятельности и межличностного общения (умение диагностировать личные свойства, идентифицировать себя и качества собеседника, а также понимать, как ты воспринимаешься партнером);

- понимание субъектом недостатка информации, а также ее необходимости и важности для решения определенной задачи;

- способность осуществлять поиск нужной информации с помощью различных источников и оценить качество обнаруженной информации;

- навык создания уникальной информации с помощью информационно-коммуникативных технологий;

- сохранение и передача информации.

Итак, формирование информационно-коммуникативной компетентности должно проводиться активно, эффективно и концептуально. При этом формирование информационно-коммуникативной компетентности должно происходить в открытой и доступной форме, собственно, как и весь образовательный процесс. Информация должна быть свежей, актуальной и опережающей, ориентированной на будущее, применимой в настоящем и будущем.

Активность процесса говорит о том, что формирование информационно-коммуникативной компетентности должно быть непрерывным, но разделённым на этапы для лучшего усвоения. В целом, формирование должно быть направлено на эффективное развитие.

Концептуальность же заключается в том, что у обучающихся необходимо развить потенциал к формированию информационно-коммуникативной компетентности, а также помочь им овладеть не только теоретическими навыками, но и уметь применить их на практике и помочь передать другим.

На базе теоретико-методологического анализа социологических и психолого-педагогических исследований нами были выделены различные подходы к определению понятия «самоопределение». Так, в научной литературе эта категория изучается в следующих плоскостях [1, С. 190]:

- как определенное профессионально-квалификационное качество (А.П. Беляева);

- как профессионально-педагогическая система (Н.А. Кононец);

- как многокомпонентное и сложное интегральное личностное качество (Н.Б. Тарасова);

- как базовое основание социально-личностного развития молодого специалиста после получения высшего образования (О.И. Полькина, O.K. Филатов, Д.В. Чернилевский).

Под профессиональной самореализацией студента с позиций информационно-коммуникативной компетентности следует понимать процесс активного освоения будущей трудовой функции, представления себя в этой роли, выявления возможностей для успешной карьеры, свидетельствующий о наиболее полном выполнении требований квалификационных характеристик специалиста в рамках любых существующих ограничений по времени обучения в образовательной организации [7, С. 108].

Сформировать потребность в профессиональном самоопределении - это, прежде всего, значит создать на практическом уровне необходимые социальные условия для развития у студента желания применять полученные знания и выработанные компетенции в определенных сферах жизни и деятельности на практике.

Сложившаяся ситуация снижения спроса со стороны современных работодателей на молодых специалистов, переход требований к профессиональной подготовке и обучению в вузах, снижение коммуникации между учебными заведениями и работодателями - все эти факторы в целом снижают способность выпускников иметь работу. Низкая способность выпускников вузов ориентироваться в условиях жесткой конкуренции ставит серьезные проблемы внедрения стратегического планирования в российскую практику системы высшего образования [2, С. 91].

Примечательно, что в современных условиях во время кризиса многие работодатели стали более избирательными в выборе своих новых сотрудников. Согласно последним аналитическим отчётам, современные организации по-прежнему довольно осторожно относятся к увеличению собственного штата, и многие должности вакантны. Современные организации по-прежнему ориентированы на молодых сотрудников, тем самым предоставляя дополнительные практические возможности перспективным сотрудникам с хорошим образованием и творческим потенциалом, а главное с адекватными зарплатными ожиданиями.

Осознавая значимость формирования конкурентоспособности молодых специалистов в практике отечественного образования, можно сделать вывод о важности усиления взаимодействия системы высшей школы с практической составляющей профессиональной подготовки современных выпускников.

Основными положениями системы информационно-коммуникативной компетентности как реализации профессионального самоопределения студентов представляются следующие мероприятия:

- мероприятия, направленные на социальное и индивидуальное развитие;

- мероприятия, направленные на всестороннее развитие студентов с целью, чтобы в будущем они принесли пользу обществу;

- социально-политические мероприятия с практической составляющей;

- помощь студентам, оказавшимся в трудной ситуации.

В частности, для решения насущных проблем и сложностей студентов в рамках данной программы решаются такие задачи [8, С. 173]:

- отсутствие комплексной системы выявления и поощрения инициативной и талантливой молодежи;

- социальная изоляция молодёжи, испытывающей те или иные жизненные проблемы;

- отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность.

Системный подход для будущих педагогов к формированию и совершенствованию информационно-коммуникативной компетентности дает возможность анализировать все компоненты педагогической системы, ее содержание и образовательные технологии в системе единства, системообразующим компонентом которой является цель - формирование компетентности выпускников вуза.

Данные свойства компонентов системы, например системы образования в вузе, направленной на формирование компетентности выпускников, позволяют соответственно:

- реализовать воспитательные, образовательные и мировоззренческие цели процесса подготовки будущих специалистов;

- раскрыть внутренние потенциальные возможности обучаемых, в зависимости от разной степени вовлеченности в разные дидактические системы;

- разработать различные индивидуально-ориентированные управленческие решения, подобрать воздействующие и контролирующие элементы в соответствии с внутренней организацией.

Особенности формирования заключаются в создании определенных педагогических условий:

- развитие информационных запросов и потребностей;

- адаптированные к специальности новые психолого-педагогические технологии;

- поддержка индивидуального маршрута освоения студентами профессионально-образовательной программы;

- изменение позиции преподавателя в сторону консультанта и наставника для студента.

Чтобы информационно-коммуникативная компетентность в образовательном процессе формировалась на должном уровне, требуется:

- желание постоянно получать новую информацию;

- ИКТ, которые подходят к той или иной образовательной специальности;

- ориентирование на индивидуальные способности обучающихся;

- избегать руководящего тона, а стать обучающемуся добрым наставником.

В процессе получения высшего образования студенты формируют некие ожидания по отношению к педагогу. На основании этих ожиданий формируется социальный заказ общества на воспитание системой высшего образования педагогических кадров, способных к профессиональной адаптации в современном информационном пространстве, в условиях динамичного развития ИКТ. В качестве систематизирующего элемента относительно социального заказа выступает ФГОС ВО, предоставляющий необходимые нормы и результаты, на которые необходимо ориентироваться.

Так формируется основная цель подготовки - формирование и развитие комплекса навыков, знаний, умений, представлений, личностных качеств и способностей, входящих в состав информационно-коммуникативной компетентности, и обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность будущего специалиста как профессионала. Задачи процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности проистекают из формулировки его цели. Перечень задач диктует алгоритм и внутреннюю логику этого процесса, которая представляется в виде взаимосвязанных компонентов.

Выводы. Таким образом, особенности формирования заключаются в создании определенных педагогических условий. Проблемами формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов бакалавриата педагогического вуза являются противоречия, нередко появляющиеся в образовательных организациях. На протяжении всего процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности, должен производиться системный многомерный анализ полученных ими знаний, умений и навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-ое изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2018. - 606 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов - М.: Смысл,

2018. - 416 с.

3. Безюлева, Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Г.В. Безюлева, Н.В. Иванова, М.В. Никитин, Г.М. Шеламова // Под ред. Г.В. Безюлевой. - М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования. - 2018. - 82 с.

4. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: ИПП, 2019. - 262 с.

5. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер. - 2017. - 304 с.

6. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. -

2019. - № 10. - С. 51-55

7. Введенский, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В.Н. Введенский. // Инновации в образовании. - 2018. - № 4. - С. 21-31

8. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://booksee.org/book/76786249

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема организации исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала студентов. Сделан вывод о том, что возможности конструирования исследовательских задач для диагностики креативного потенциала, в частности оценки способности к порождению надситуативных решений, на предметном материале естественно-научных дисциплин по аналогии с описанными методиками Секея и Кудрявцева. Данные задачи в силу своих особенностей могут выступать не только в роли диагностических, но и в роли развивающих креативный потенциал заданий. Решение таких задач должно реализовываться как творение нового в противовес поиску искомого при помощи заданных альтернатив.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, творческий потенциал, творческие способности, студент, креативность.

Annotation. The article deals with the problem of organizing research activities as a means of developing the creative potential of students. It is concluded that the possibilities of designing research tasks for diagnosing creative potential, in particular, assessing the ability to generate supra-situational solutions, on the subject material of natural sciences, by analogy with the described methods of Szekely and Kudryavtsev. These tasks, due to their peculiarities, can act not only as diagnostic tasks, but also as tasks that develop

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.