Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ И ВЕБИНАРОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ И ВЕБИНАРОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-курс / вебинар / студент бакалавриата / университет / педагог / онлайн-обучение / online course / webinar / undergraduate student / university / teacher / online training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Э. Эльмурзаева, Р.В. Юсупова, А.А. Потапов

В статье рассматривается специфика создания онлайн-курса и вебинара на фоне отсутствия образовательного регламента для подобных форм онлайн-обучения и применяемых средств обучения. Выделяется взаимосвязь между возможностями извлечения преимуществ онлайн-обучения и спецификой аудиторных часов, предусмотренных учебными планами в рамках программ бакалавриата. Рассматривается характеристика онлайн-курсов и вебинаров с точки зрения актуальности получаемой студентами информации. Определяется важность соответствия онлайн-курсов и вебинаров сроку обучения по программам бакалавриата. Рассматриваются преимущества онлайн-обучения для студентов-бакалавров в аспекте открытости образования. Раскрывается действительная сущность университетских онлайн-курсов и вебинаров с точки зрения целевого назначения, педагогических задач, компетенций и соответствия аудиторным часам. Определяется необходимость соотнесения онлайн-обучения к обязательным образовательным мероприятиям в целях извлечения максимальной возможности использования онлайн-курсов и вебинаров студентами-бакалаврами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF USING ONLINE COURSES AND WEBINARS FOR TEACHING UNDERGRADUATE STUDENTS

The article discusses the specifics of creating an online course and webinar against the background of the lack of educational regulations for such forms of online learning and the training tools used. The relationship between the possibilities of extracting the benefits of online learning and the specifics of the classroom hours provided for in the curricula of undergraduate programs is highlighted. The characteristics of online courses and webinars are considered from the point of view of the relevance of the information received by students. The importance of matching online courses and webinars with the duration of bachelor’s degree programs is determined. The advantages of online education for undergraduate students in the aspect of openness of education are considered. The real essence of university online courses and webinars is revealed in terms of purpose, pedagogical tasks, competencies and compliance with classroom hours. The necessity of correlating online learning to compulsory educational activities is determined in order to maximize the possibility of using online courses and webinars by bachelor students.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ И ВЕБИНАРОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА»

Минобрнауки РФ, предусмотренной для реализации государственных задач с привлечением научного и образовательного потенциала государства.

Таким образом, инновационные технологии, реализуемые совместно тремя университетами в процессе электронного обучения, служат вариативным подходом для усиления ресурсных возможностей студентов-бакалавров. Следует учесть, что рассматриваемые университеты относятся к стратегически важным для промышленности государства направлениям. Соответственно, педагогическая составляющая должна отвечать интеллектуальным и инновационным ожиданиям не только Минобрнауки РФ, но и других ведомств, курирующих стратегические направления развития государства.

Совместный подход ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова», ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Миллионщикова» и ФГБОУ ВО «КГЭУ» будет представлять потенциальный интерес со стороны других идентичных университетов, которые могут объединиться с партнерскими учебными заведениями в целях повышения повсеместного интеллектуального исследовательского и промышленного потенциала РФ. Соответственно, перед педагогами формируется задача адаптации инновационных технологий в электронном обучении для дальнейшего формирования интеллектуального кластера, в котором изначально участвуют студенты-бакалавры.

Формирование образовательной системы, в рамках которой студенты-бакалавры на основе инновационных технологий существенно повышают свой профессиональный уровень, призвано принести ожидаемые результаты в виде существенных изменений в различных отраслях функционирования государства.

В данном случае педагоги могут повлиять в рамках электронного обучения на интеллектуальную и исследовательскую составляющие, которые одно-

Библиографический список

временно призваны повышать устойчивость государства и исследовательский потенциал студентов-бакалавров, планирующих продолжить обучение в магистратуре.

При этом крайне важно в учреждениях профессионального образования иметь тьюторов, которые помогают обучаемым и преподавателям лучше ориентироваться в цифровой образовательной среде и максимально эффективно использовать ее возможности [11; 12].

Инновационные технологии в рамках электронного обучения по программе бакалавриата должны отвечать конечным целям образовательных программ. Их применение нацелено на обеспечение профессиональной подготовки студентов как специалистов и подготовку исследовательского потенциала для дальнейшего обучения в магистратуре. Инновационные технологии должны отвечать заданным критериям и расширять возможности студентов-бакалавров с учетом искомых компетенций.

Рассматриваемое направление формирует необходимость преимущественного выбора ИТ-решений российского происхождения, что подразумевает определенные совместные усилия университетов на основе соответствующих приоритетов Минобрнауки РФ. Пример ведущих университетов (а именно -ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова», ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Миллионщикова» и ФГБОУ ВО «КГЭУ») показывает возможность объединения инновационных технологий в электронном обучении на базе методического руководства, разработанного педагогами ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова» и с высокой вероятностью дополняемого педагогическими приемами педагогов двух других крупных университетов в целях повышения исследовательского потенциала студентов-бакалавров.

1. Везиров Т.Г, Умаргаджиева Н.М., Савина В.И. Электронные образовательные ресурсы нового поколения при подготовке бакалавров и магистров. Педагогический журнал. 2020; Т. 10, № 1-1: 428-435.

2. Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова. Available at: https://gstou.ru/?ysclid=lpeqg3thka136190279

3. Исабекова О.А. Государственная политика в сфере высшего образования: проблемы и решения. Московский экономический журнал. 2022; № 3: 694-701.

4. Казанский государственный энергетический университет. Available at: https://kgeu.ru/?ysclid=lpehaa5guw524437298

5. Минева О.К., Полянская Э.В. Модель «Университет 4.0.» Версия 2 пролога цифровой эпохи. Вестник ТГПУ. 2022; № 5 (223): 67-75.

6. Михелькевич В.Н., Пузанкова А.Б. Технология обучения инженерной компьютерной графике студентов бакалавриата. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022; № 3 (47): 140-145.

7. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов РР Феномен инноваций в образовании. Глобальная экономика и образование. 2022; Т. 2, № 2: 116-119.

8. Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова. Available at: https://www.chesu.ru/?ysclid=lpeh7lxgab224297908/

9. Цифровизация образования. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/collegescou ncils/kollegialnye-organy/digitalcouncil/

10. Янбухтина М.А. Ресурсы мобильного обучения в оптимизации учебной деятельности студентов бакалавриата. Педагогика и психология образования. 2019; № 1: 171-179.

11. Сорокопуд Ю.В., Стрелковских А.А., Базаева Ф.У Реализация тьюторской деятельности преподавателя в условиях СПО. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 334-336.

12. Алборова С.З., Смыслова Г.А., Сорокопуд Ю.В. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 120-123.

References

1. Vezirov T.G., Umargadzhieva N.M., Savina V.I. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya pri podgotovke bakalavrov i magistrov. Pedagogicheskijzhurnal. 2020; T. 10, № 1-1: 428-435.

2. Groznenskijgosudarstvennyjneftyanoj tehnicheskijuniversitetim. akademika M.D. Millionschikova. Available at: https://gstou.ru/?ysclid=lpeqg3thka136190279

3. Isabekova O.A. Gosudarstvennaya politika v sfere vysshego obrazovaniya: problemy i resheniya. Moskovskij 'ekonomicheskij zhurnal. 2022; № 3: 694-701.

4. Kazanskij gosudarstvennyj 'energeticheskij universitet. Available at: https://kgeu.ru/?ysclid=lpehaa5guw524437298

5. Mineva O.K., Polyanskaya 'E.V. Model' «Universitet 4.0.» Versiya 2 prologa cifrovoj 'epohi. VestnikTGPU. 2022; № 5 (223): 67-75.

6. Mihel'kevich V.N., Puzankova A.B. Tehnologiya obucheniya inzhenernoj komp'yuternoj grafike studentov bakalavriata. Professional'noe obrazovanie v Rossiiiza rubezhom. 2022; № 3 (47): 140-145.

7. Muhametzyanova F.G., Hajrutdinov R.R. Fenomen innovacij v obrazovanii. Global'naya 'ekonomika i obrazovanie. 2022; T. 2, № 2: 116-119.

8. Chechenskij gosudarstvennyj universitet im. A.A. Kadyrova. Available at: https://www.chesu.ru/?ysclid=lpeh7lxgab224297908/

9. Cifrovizaciya obrazovaniya. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/collegescou ncils/kollegialnye-organy/digitalcouncil/

10. Yanbuhtina M.A. Resursy mobil'nogo obucheniya v optimizacii uchebnoj deyatel'nosti studentov bakalavriata. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2019; № 1: 171-179.

11. Sorokopud Yu.V., Strelkovskih A.A., Bazaeva F.U. Realizaciya t'yutorskoj deyatel'nosti prepodavatelya v usloviyah SPO. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 334-336.

12. Alborova S.Z., Smyslova G.A., Sorokopud Yu.V. Opyt realizacii distancionnyh tehnologij v obrazovatel'noj praktike sovremennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 120-123.

Статья поступила в редакцию 01.12.23

УДК 378

Elmurzaeva M.E., senior teacher, Department of Programming and Info-communication Technologies, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: madina7777@list.ru

Yusupova R.V., senior teacher, Department of Informatics and Computer Science, Grozny State Petroleum Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: yu.raikhann@mail.ru

Potapov A.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Industrial Electronics Department, Kazan State Power Engineering University (Kazan, Russia), E-mail: aapot@ya.ru

THE POSSIBILITIES OF USING ONLINE COURSES AND WEBINARS FOR TEACHING UNDERGRADUATE STUDENTS. The article discusses the specifics of creating an online course and webinar against the background of the lack of educational regulations for such forms of online learning and the training tools used. The relationship between the possibilities of extracting the benefits of online learning and the specifics of the classroom hours provided for in the curricula of undergraduate programs is highlighted. The characteristics of online courses and webinars are considered from the point of view of the relevance of the information received by students. The importance of matching online courses and webinars with the duration of bachelor's degree programs is determined. The advantages of online education

for undergraduate students in the aspect of openness of education are considered. The real essence of university online courses and webinars is revealed in terms of purpose, pedagogical tasks, competencies and compliance with classroom hours. The necessity of correlating online learning to compulsory educational activities is determined in order to maximize the possibility of using online courses and webinars by bachelor students.

Key words: online course, webinar, undergraduate student, university, teacher, online training

М.Э. Эльмурзаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: madina7777@list.ru

Р.В. Юсупова, ст. преп., ФГБОУ Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова,

г. Грозный, E-mail: yu.raikhann@mail.ru

А.А. Потапов, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань, E-mail: aapot@ya.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ И ВЕБИНАРОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

В статье рассматривается специфика создания онлайн-курса и вебинара на фоне отсутствия образовательного регламента для подобных форм он-лайн-обучения и применяемых средств обучения. Выделяется взаимосвязь между возможностями извлечения преимуществ онлайн-обучения и спецификой аудиторных часов, предусмотренных учебными планами в рамках программ бакалавриата. Рассматривается характеристика онлайн-курсов и вебина-ров с точки зрения актуальности получаемой студентами информации. Определяется важность соответствия онлайн-курсов и вебинаров сроку обучения по программам бакалавриата. Рассматриваются преимущества онлайн-обучения для студентов-бакалавров в аспекте открытости образования. Раскрывается действительная сущность университетских онлайн-курсов и вебинаров с точки зрения целевого назначения, педагогических задач, компетенций и соответствия аудиторным часам. Определяется необходимость соотнесения онлайн-обучения к обязательным образовательным мероприятиям в целях извлечения максимальной возможности использования онлайн-курсов и вебинаров студентами-бакалаврами.

Ключевые слова: онлайн-курс, вебинар, студент бакалавриата, университет, педагог, онлайн-обучение

Актуальность настоящего исследования состоит в необходимости определения степени пропорциональности создаваемых онлайн-курсов и вебинаров для студентов бакалавриата, которые посвящены определенным дисциплинам. В настоящее время наблюдается определенная диспропорция при создании электронных средств обучения, которая выражается в значительном количестве онлайн-курсов и вебинаров для одних направлений и незначительном количестве таких курсов и вебинаров для других направлений в рамках каждого профиля обучения студентов бакалавриата.

Кроме того, количество онлайн-курсов и вебинаров не соответствует и не сопряжено с требуемым количеством, предусмотренным образовательной программой. Педагог ориентируется на количество аудиторных часов, которые не определяют необходимый объем часов для создания онлайн-курсов и вебина-ров и перечень возможностей, соответствующих искомым компетенциям студентов-бакалавров [1-10].

Данный аспект педагогической деятельности прямо или косвенно затрагивает научный интерес профессионального сообщества. В частности, педагоги Лавренова Е.В. и Теплякова А.Ю. считают, что существующие онлайн-кур-сы и вебинары отвечают результатам обучения в рамках образовательных программ [7, с. 10]. Однако не акцентируют внимание на степени возможности обозначенных курсов для достижения образовательных целей. Педагог Алексеева И.С. рассматривает перспективу создания электронной экосистемы в сфере обучения педагогике и психологии в вузах [1, с. 246]. Тем не менее предложенная исследователем экосистема не учитывает степени адаптации онлайн-курсов к предусмотренным аудиторным часам по каждой дисциплине. Педагог Декалюк А.О. отмечает активный переход обучения в онлайн-формат, однако не указывает, какие возможности онлайн-курсов и вебинаров покрывают потребности аудиторных часов для обучения, в том числе студентов-бакалавров [5, с. 134].

Целью настоящего исследования является определение степени адаптивности использования возможности онлайн-курсов и вебинаров для обучения студентов бакалавриата. Исходя из поставленной цели, представляется целесообразным сформулировать следующие задачи:

- раскрыть сущность онлайн-курсов и вебинаров в образовательном процессе;

- определить особенности применения онлайн-курсов и вебинаров для обучения студентов-бакалавров;

- рассмотреть степень адаптивности онлайн-курсов и вебинаров на фоне потребностей образовательных программ;

- выявить перспективы использования возможностей онлайн-курсов и ве-бинаров для обучения студентов бакалавриата.

Методы для достижения обозначенной цели и сформированных задач: анализ и синтез, а также сравнение возможностей использования онлайн-курсов и вебинаров в процессе адаптации в рамках программ бакалавриата.

Научная новизна настоящей статьи состоит в выявлении степени адаптивности используемых возможностей онлайн-курсов и вебинаров при обучении студентов в рамках программы бакалавриата с учетом предусмотренных для них аудиторных часов по каждой дисциплине.

Теоретическая значимость состоит в изучении преимуществ онлайн-курсов и вебинаров, а также исследовании реализации онлайн-обучения по программам бакалавриата в аспекте современных педагогических взглядов.

Практическая значимость заключается в разработке педагогических подходов к оптимизации использования онлайн-курсов и вебинаров в целях обеспечения образовательного процесса по программам бакалавриата.

Распространяющаяся тенденция онлайн-обучения, начиная с программ бакалавриата, во многом преследует цель популяризации электронного обучения как явления в образовательном процессе. Педагоги создают собственные уникальные онлайн-курсы и проводят вебинары с акцентированием внимания относительно тематических направлений, что обеспечивает совершенствование информативно-познавательной компетенции студентов. Указанный компонент онлайн-обучения определяет отсутствие проблемных аспектов при создании содержательной части учебных материалов, распространяемых посредством дистанционных технологий.

Педагог может создать любой онлайн-курс или вебинар, однако в данных рамках отсутствует какой-либо регламент при создании подобных электронных учебных материалов. Таким образом, создается гипотетическая возможность заполнить онлайн-курсами и вебинарами весь учебный процесс для каждой дисциплины, что не относится к предпосылкам обеспечения качества обучения. Несмотря на то, что большинство онлайн-курсов и вебинаров предоставляют достаточно большие возможности, начиная с познания новой информации и завершая возможностью использования транслируемой информации в исследовательских целях, данный подход к обучению студентов не всегда целесообразен и эффективен.

В обозначенном ракурсе не следует относиться к онлайн-курсам и вебина-рам как к бесперспективным или бесполезным электронным средствам обучения, однако определяется важность формирования разумного пропорционального соотношения между искомыми образовательными целями и возможностями онлайн-курсов и вебинаров для обучения студентов. Одним из определяющих факторов целесообразности использования онлайн-курсов и вебинаров являются аудиторные часы, предусмотренные для изучения каждой дисциплины в учебных планах.

Установлено, что каждая дисциплина в обязательном порядке осваивается студентами посредством лекционных и семинарских занятий, а также выполнения различных видов практических работ. Таким образом, возникает дилемма педагогического характера, которая зиждется на соотнесении специфики аудиторных часов к целевому назначению и содержательной части онлайн-курсов и вебинаров.

На первый взгляд кажется, что педагог вправе самостоятельно определять целесообразность создания онлайн-курсов, цифровую платформу для размещения данных учебных материалов, а также тематическую направленность и структуру возможностей для студентов при прохождении ими соответствующего курса или вебинара. Однако до сих пор не ясна грань, определяющая необходимость создания курса вместо лекционного занятия, а также определенного тематического курса как инструмента к подготовке практического занятия. Соответственно, создается сложность для определения набора возможностей, которыми могут воспользоваться студенты при прохождении онлайн-курса или вебинара. В частности, педагог может создать онлайн-курс по теме, которая спустя два-три года может устареть ввиду специфики профессиональной отрасли, для которой осуществляется подготовка студентов.

Это значит, что спустя определенное количество времени студенты уже не смогут воспользоваться познавательными возможностями онлайн-курсов педагога, что указывает на целесообразность в некоторых случаях проведения ве-бинаров, актуализирующих содержательную часть дисциплины. В то же время в некоторых ситуациях использование возможностей студентами также может вызывать сомнения, так как некоторые тематические направления предполагают активизацию рефлексивной и когнитивной компетенции студентов в результате необходимости неоднократного освоения идентичного материала. Соответствен-

но, возникает необходимость регламентации онлайн-курсов и вебинаров с учетом аудиторных часов и целевого назначения тематических направлений рассматриваемых учебных материалов.

Данная регламентация должна быть отображена в качестве отдельного раздела федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [9]. Как справедливо отмечает педагог Бобров Ю.А., в настоящее время одним дисциплинам уделяется достаточное внимание, в то время как другие дисциплины, к примеру, экология, могут быть в университетах вовсе не представлены в виде онлайн-курсов и вебинаров [3, с. 22]. Другие педагоги - Андреева Е.И., Го-мулина Н.Н. и Тимакина Е.С. - также отметили наглядное отсутствие онлайн-кур-сов и вебинаров по отдельным тематическим образовательным направлениям, возможности которых существенно улучшили бы информативно-познавательные и когнитивные компетенции обучаемых вне зависимости от уровня образования [2, с. 278].

Педагоги Первозванский РИ., Миронов М.О. и Мироненко А.С. отмечают, что трудоемкость онлайн-курсов и вебинаров зачастую превышает количество академических часов, выделенных на дисциплину [8, с. 367]. Соответственно, рассматриваемые учебные материалы должны быть сопряжены с образовательными программами в целях адаптивности при достижении искомых компетенций.

Обучение по программам бакалавриата отличается тем, что в течение четырех лет образовательный процесс должен быть распланирован с учетом обеспечения студентов-бакалавров всесторонней профессиональной информацией и навыками. Данный аспект указывает на ограниченное количество времени, отведенное каждой дисциплине для освоения рассматриваемыми студентами. Программа бакалавриата одновременно носит обобщенный и уточненный характер. Таким образом, студент-бакалавр должен охватить как можно больше научных направлений в рамках одного профиля подготовки, но в то же время суметь более углубленно изучить узконаправленные дисциплины.

Ввиду ограниченного времени онлайн-курсы и вебинары представляют собой оптимальный инструмент для обеспечения пассивного обучения по выбранной специальности. Студент-бакалавр получает возможность оставаться в информационном потоке и изучить более подробно и содержательно какой-либо тематический аспект изучаемой дисциплины. В случае обучения на онлайн-курсе он также может осуществить самостоятельно репродуктивный метод обучения путем неоднократного прослушивания идентичного учебного материала. Если рассматривать возможности вебинаров, то студент-бакалавр также получает возможность присутствовать на учебном занятии, если возникла необходимость в физическом отсутствии, к примеру, по санитарно-эпидеомиологическим причинам.

Обучение на онлайн-курсе и вебинаре предоставляет студентам-бакалаврам дополнительные преимущества, так как они могут выбирать более приемлемую для результативного освоения информации методику обучения, которую применяет тот или иной педагог Обозначенная возможность представлена на открытых платформах образовательной направленности, которые предоставляют возможность прохождения выбранного студентами-бакалаврами онлайн-курса и получения сертификата после успешно пройденного испытания, результаты которого впоследствии возможно засчитать в качестве зачета по идентичной дисциплине в рамках программы бакалавриата.

Аналогичным способом студент-бакалавр может использовать возможности вебинаров, которые в некоторых случаях сопряжены с выполнением конкретизированных практических работ по дисциплине. Стоит отметить, что для студентов-бакалавров обучение посредством онлайн-курса и вебинара не является новым инструментом в рамках образовательного процесса. Практика показывает, что электронное обучение сегодня относится к наиболее востребованным способам получения образования в любой точке мира.

Более трети студентов, в том числе обучающихся по программам бакалавриата, в настоящее время добровольно выбирают онлайн-курсы и вебинары, которые не относятся к образовательной программе университета. Таким образом, на сегодняшний день почти отсутствует условная граница между онлайн-курсом университета и аналогичным учебным материалом в специализированной организации. Однако по причине наличия в университетах образовательных программ и строгой подчиненности образовательным стандартам учебные заведения должны пересмотреть форму онлайн-курсов и вебинаров в соответствии с образовательными подходами, которые изначально отличали университетский курс от иных форм дополнительного обучения.

В действительности каждый университетский курс предполагает структурированную возможность освоения получаемой информации студентом-бакалавром. У каждого курса можно обнаружить конкретную цель, определенные педагогические задачи, искомые компетенции и строгое соответствие транслируемой информации аудиторным часам. Обозначенный педагогический подход обеспечивает высокую степень управляемости и прогнозируемости знаний студентов-бакалавров. Однако аналогичной образовательной процедуры не наблюдается при внедрении онлайн-обучения в процесс подготовки студентов-бакалавров.

Отсутствие сопряженности с аудиторными часами во многих случаях лишает студентов-бакалавров возможности воспользоваться электронным учебным материалом в виде курсов и вебинаров в полном объеме. Кроме того, не всегда онлайн-курсы и вебинары отвечают элементами дополненности как неотъемле-

мой части структуры дисциплины. Между тем, онлайн-курсы и вебинары могут существенно экономить учебное время за счет углубленного акцентирования внимания в отношении одних тематических направлений непосредственно на аудиторных занятиях и отведения некоторых тематических направлений для создания онлайн-курсов и проведения вебинаров для других. Соответственно, представляется целесообразным определить процентное соотношение аудиторных занятий и онлайн-обучения в образовательных стандартах и учебных планах педагогов.

При этом в целях возможности использования студентами-бакалаврами всех преимуществ онлайн-курсов и вебинаров необходимо адаптировать данные электронные учебные материалы и занятия к искомым компетенциям, аудиторным часам и проверочным мероприятиям итогового характера. Таким образом, студент-бакалавр будет понимать, что прохождение онлайн-курса или участие в вебинаре не относится к опциональным образовательным мероприятиям в процессе подготовки.

Онлайн-курсы и вебинары выступают лишь технической формой проведения учебного занятия и должны быть встроены в учебный процесс наравне с аудиторными занятиями. Если онлайн-курс посвящен узконаправленной теме по дисциплине, то данная возможность должна означать для студента-бакалавра сопряженность с итоговой оценочной деятельностью университета. Это значит, что успешное освоение онлайн-курса по дополнительной теме может предоставить студенту-бакалавру возможность получить дополнительные баллы или образовательные бонусы, которые способны компенсировать дефицит иных видов проверочных работ в период сдачи зачетов и экзаменов.

На примере Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова») [10], Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Милли-онщикова») [4] и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (ФГБОУ ВО «КГЭУ») [6] представляется возможным предусмотреть проведение онлайн-курсов и вебинаров для студентов-бакалавров, которые осваивают дисциплины базовой направленности и дисциплины, относящиеся к возможности освоения в факультативном порядке.

Базовые дисциплины совпадают в значительном количестве профилей подготовки в трех рассматриваемых университетах. Относительно дисциплин факультативного характера следует отметить, что среди них прослеживаются совпадения лишь в отношении части научных направлений, к примеру, экономического или энергетического характера. Таким образом, на совместном заседании ученых советов всех рассматриваемых вузов целесообразно определиться относительно необходимого количества аудиторных часов, которые представляется возможным выделить для создания тематических онлайн-курсов и проведения вебинаров.

Реализацией данных электронных учебных занятий и средств обучения могут заниматься профильные педагоги ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова», ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Миллионщикова» и ФГБОУ ВО «КГЭУ» на условиях согласованного перераспределения тематических направлений в соответствии с аудиторными часами. Также на совместном заседании ученых советов в режиме онлайн рассматриваемые вузы могут определиться с допустимыми педагогическими приемами и технологиями, а также методиками обучения в целях унифицирования процесса обучения посредством онлайн-курсов и вебинаров.

В рамках идентичной педагогической деятельности обозначенный подход при помощи объединения усилий педагогов трех рассматриваемых вузов будет осуществлено перераспределение совместных усилий между педагогами по подготовке студентов-бакалавров и интенсификации достижения искомых образовательных целей. В частности, ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова» обладает уникальными педагогическими авторскими материалами для проведения лекционных занятий по базовым дисциплинам. ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Миллионщикова» может обеспечить учебный процесс в рамках он-лайн-обучения уникальными учебными материалами, в том числе в отношении экологии и природопользования. Опыт ФГБОУ ВО «КГЭУ» может быть полезен вследствие чрезвычайно актуальных теоретических знаний в сфере инфраструктурного обеспечения.

Таким образом, усилия трех крупных университетов будут направлены на обеспечение ожиданий профильных ведомств, затрагивающих распространение цифрового образования и унификацию педагогических ресурсов различных учебных заведений. Реализация обозначенного подхода в настоящее время уже возможна за счет тесных межвузовских связей названных университетов. При этом необходимо учесть обеспечение равными возможностями при онлайн-обучении студентов-бакалавров в рамках освоения дисциплин. Для достижения искомых условий обучения необходимо привести в соответствие количество аудиторных часов, образовательные цели и функциональные возможности, которые должны быть идентичными во всех онлайн-курсах и вебинарах.

На сегодняшний день каждый университет обладает достаточным опытом для осуществления самостоятельного онлайн-обучения, что приводит к необходимости объединения ими подходов к цифровому образованию и выявлению об-

щих признаков для достижения максимально возможной степени адаптивности преимуществ онлайн-обучения, которыми могут воспользоваться студенты-бакалавры. Среди очевидных преимуществ, которые могут предложить в рамках бакалавриата рассматриваемые университеты, выступает уникальная теоретическая база, уникальная подача информации, нестандартные практические задания и возможность расширения знаний за счет предметных рекомендаций педагогов учебных заведений.

Таким образом, при детальном рассмотрении возможности использования онлайн-курсов и вебинаров в процессе обучения студентов бакалавриата ста-

Библиографический список

ли очевидными, что данные преимущества сопряжены с регламентированным подходом к образовательному процессу в дистанционном формате. Основная возможность зиждется на целевом назначении онлайн-обучения в избегании увеличения образовательного процесса на фоне ограниченного срока обучения по программам бакалавриата. Существующие преимущества онлайн-курсов и веби-наров должны совпадать с положениями образовательного стандарта и учебных планов для того, чтобы обозначенные преимущества обретали выраженный образовательный характер и приводили студентов-бакалавров к искомым образовательным целям при освоении дисциплин.

1. Алексеева И.С. Онлайн-курс как форма онлайн-обучения в вузе. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; № 12 (104): 244-247.

2. Андреева Е.И., Гомулина Н.Н., Тимакина Е.С. Проблема качества электронных образовательных ресурсов в образовательной среде. Информатизация непрерывного образования. 2022; № 12: 277-281.

3. Бобров Ю.А. Использование электронных курсов при обучении специальным дисциплинам на кафедре экологии СГУ им. Питирима Сорокина. Наука и мир. 2020; № 14: 20-28.

4. Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова. Available at: https://gstou.ru/?ysclid=lpfty00d5w282933450

5. Декалюк А.О. Использование онлайн-курсов в высшем образовании. Теория и практика современной науки. 2021; № 1: 134-136.

6. Казанский государственный энергетический университет. Available at: https://kgeu.ru/

7. Лавренова Е.В., Теплякова А.Ю. Практика использования сетевых открытых онлайн-курсов образовательными организациями высшего образования. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021; № 2: 8-16.

8. Первозванский РИ., Миронов М.О., Мироненко А.С. Создание электронных образовательных ресурсов и учебная дискуссия как основные стратегии обучения ИКТ студентов педагогических специальностей. Информатизация непрерывного образования. 2022; № 1б: 365-368.

9. Реестр профессиональных стандартов. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/ reestr-professionalnykh-standartov/

10. Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова. Available at: https://www.chesu.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Alekseeva I.S. Onlajn-kurs kak forma onlajn-obucheniya v vuze. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 12 (104): 244-247.

2. Andreeva E.I., Gomulina N.N., Timakina E.S. Problema kachestva 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v obrazovatel'noj srede. Informatizaciya nepreryvnogo obrazovaniya. 2022; № 12: 277-281.

3. Bobrov Yu.A. Ispol'zovanie 'elektronnyh kursov pri obuchenii special'nym disciplinam na kafedre ekologii SGU im. Pitirima Sorokina. Nauka imir. 2020; № 14: 20-28.

4. Groznenskij gosudarstvennyj neftyanoj tehnicheskij universitet im. akademika M.D. Millionschikova. Available at: https://gstou.ru/?ysclid=lpfty00d5w282933450

5. Dekalyuk A.O. Ispol'zovanie onlajn-kursov v vysshem obrazovanii. Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2021; № 1: 134-136.

6. Kazanskij gosudarstvennyj 'energeticheskij universitet. Available at: https://kgeu.ru/

7. Lavrenova E.V., Teplyakova A.Yu. Praktika ispol'zovaniya setevyh otkrytyh onlajn-kursov obrazovatel'nymi organizaciyami vysshego obrazovaniya. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2021; № 2: 8-16.

8. Pervozvanskij R.I., Mironov M.O., Mironenko A.S. Sozdanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov i uchebnaya diskussiya kak osnovnye strategii obucheniya IKT studentov pedagogicheskih special'nostej. Informatizaciya nepreryvnogo obrazovaniya. 2022; № 16: 365-368.

9. Reestr professional'nyh standartov. Available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/

10. Chechenskj gosudarstvennyj universitet im. A.A. Kadyrova. Available at: https://www.chesu.ru/

Статья поступила в редакцию 05.12.23

УДК 378

Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

Byrylova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Security, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: kaplja1010@mail.ru

Dzhegistaeva L.I., senior teacher, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: lara95@mail.ru

PECULIARITIES OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO PARENTING IN STUDENTS. The article deals with the peculiarities of the process of formation of value attitude to parenthood among students. The processes of society change are studied, in which there is an increasing transformation of the family as one of the most important social institutions. Various factors are listed, such as the departure from the traditional understanding of the family, the orientation of young people mainly on career growth, the lack of proper cultural and educational activities on the topic of parenthood in higher educational institutions. The relevance of studying the problem of the family, which is of scientific interest to an increasing number of researchers in various fields of science, is shown. Theoretical literature studying this issue is analysed. The authors come to the conclusion that students are not sufficiently concerned with the socio-economic component of marriage in the context of relationships, but at the same time in the context of parenthood the financial stability of the family remains one of the significant factors.

Key words: peculiarities, formation, values, attitude, parenthood, student, university

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

Е.А. Бырылова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: kaplja1010@mail.ru

Л.И. Джегистаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: lara95@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ

В статье говорится об особенностях процесса формирования ценностного отношения к родительству у студентов. Изучены процессы изменения общества, в котором идет нарастающая трансформация и преобразование семьи как одного из важнейших социальных институтов. Перечислены различные факторы, такие как отхождение от традиционного понимания семьи, ориентация молодых людей в основном на карьерный рост, отсутствие должной культурно-просветительской деятельности на тему родительства в высших учебных заведениях. Показана актуальность изучения проблемы семьи, представля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.