Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущий бакалавр / научно-исследовательская деятельность / электронный образовательный ресурс / электронная платформа / практикум / future bachelor / research activity / electronic educational resource / electronic platform / workshop

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаева Мадина Эмильхановна, Батаева Мадина Тархоевна, Стофарандова Виктория Васильевна

В статье рассматривается характеристика погружения будущих бакалавров в исследовательскую деятельность в соответствии с курсом обучения в рамках профиля подготовки. Определяются подходы к выполнению будущими бакалаврами различных исследовательских работ, и оценивается степень применимости данных научных работ к потенциальной профессиональной деятельности студентов. Определяется сущность электронной платформы, посвященной обучению будущих бакалавров подходам к исследовательской деятельности. Приводятся обязательные компоненты предлагаемой электронной платформы. Акцентируется внимание на наиболее востребованных электронных образовательных ресурсах для функционирования платформы. Приводятся перспективы для будущих бакалавров и университетов при реализации рассматриваемого электронного инструмента стимулирования научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаева Мадина Эмильхановна, Батаева Мадина Тархоевна, Стофарандова Виктория Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the characteristics of immersion of future bachelors in research activities in accordance with the course of study within the training profile. The approaches to the implementation of various research works by future bachelors are determined, and the degree of applicability of these scientific works to the potential professional activity of students is assessed. The essence of the electronic platform dedicated to teaching future bachelors approaches to research activities is determined. The mandatory components of the proposed electronic platform are given. Attention is focused on the most popular electronic educational resources for the functioning of the platform. The prospects for future bachelors and universities in the implementation of the considered electronic tool for stimulating research activities are given.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

6. Коваленко, И.Н. Создание электронной библиотеки учебных и методических материалов / И.Н. Коваленко // Информатика и образование. -2005. -№ 12. - С. 55-62

7. Копытова, Н.Е. Разработка образовательной программы высшего образования на базе «1С: УНИВЕРСИТЕТ ПРОФ» / Н.Е. Копытова, Т.А. Черкасова // Гаудеамус. - 2019. - Т.18. - № 4(42). - С. 27-33

8. Redeker, К. European framework for the digital competence of Educators: DigCompEdu / K. Redeker. - Luxembourg: Joint Research Centre, European Union, 2017. - URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-andtechnical-research-reports/european-framework-digital-competence-educatorsdigcompedu.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры программирования и инфокоммуникационных технологий Эльмурзаева Мадина Эмильхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Ерозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая и прикладная математика» Батаева Мадина Тархоевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ерозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (г. Ерозный); кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы социального факультета Стофарандова Виктория Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация. В статье рассматривается характеристика погружения будущих бакалавров в исследовательскую деятельность в соответствии с курсом обучения в рамках профиля подготовки. Определяются подходы к выполнению будущими бакалаврами различных исследовательских работ, и оценивается степень применимости данных научных работ к потенциальной профессиональной деятельности студентов. Определяется сущность электронной платформы, посвященной обучению будущих бакалавров подходам к исследовательской деятельности. Приводятся обязательные компоненты предлагаемой электронной платформы. Акцентируется внимание на наиболее востребованных электронных образовательных ресурсах для функционирования платформы. Приводятся перспективы для будущих бакалавров и университетов при реализации рассматриваемого электронного инструмента стимулирования научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: будущий бакалавр, научно-исследовательская деятельность, электронный образовательный ресурс, электронная платформа, практикум.

Annotation. The article discusses the characteristics of immersion of future bachelors in research activities in accordance with the course of study within the training profile. The approaches to the implementation of various research works by future bachelors are determined, and the degree of applicability of these scientific works to the potential professional activity of students is assessed. The essence of the electronic platform dedicated to teaching future bachelors approaches to research activities is determined. The mandatory components of the proposed electronic platform are given. Attention is focused on the most popular electronic educational resources for the functioning of the platform. The prospects for future bachelors and universities in the implementation of the considered electronic tool for stimulating research activities are given.

Key words: future bachelor, research activity, electronic educational resource, electronic platform, workshop.

Введение. Навыки по решению различных исследовательских задач в обязательном порядке предусмотрены всеми федеральными образовательными стандартами высшего образования по направлению бакалавриата. Ожидания федеральных ведомств от будущих бакалавров базируется на том, что такие студенты в процессе обучения должны уметь осуществлять не только исследовательскую деятельность, но также проводить различные эксперименты. Таким образом, будущий бакалавр должен научиться проводить исследуемую информацию через все стадии ее обработки и анализа [11].

Для педагога обозначенные ожидания означают необходимость разработки специальных подходов и приемов в целях достижения комплекса искомых компетенций.

Изложение основного материала статьи. В условиях современной цифровизации данная задача может решаться посредством электронных образовательных ресурсов, под которыми принято понимать комплекс электронных средств обучения, позволяющие освоить определенные знания или совершенствовать необходимые навыки. В тоже время цифровизация образования затрагивает педагогические действия, способствующие раскрытию научного потенциала будущих бакалавров. В частности, педагог, основоположник технического образования в России Соймонов М.Ф. определял необходимость создания условий доя студентов, которые способствовали бы разработке ими моделей изделий или устройств в целях последующего внедрения результатов подобных исследований в жизнь общества [9, С. 23]. Данный педагогический постулат соответствует целевому назначению исследований технического и педагогического характера.

Спирмен Ч.Э. рассматривал раскрытие научного потенциала студентов посредством развития G-факторов, отвечающих за общие врожденные способности к познанию, S-факторов, обозначающие специализированные способности отдельной личности [7, С. 93]. Педагог Скалкова Я. рассматривала привитие навыков к исследовательской деятельности посредством концепции познавательных закономерностей освоения более фундаментальных знаний [5, С. 294]. Таким образом, для педагога университета развитие научно-исследовательского потенциала будущих бакалавров представляет собой расширенную и системную задачу. Подходы педагогического характера к решению обозначенной проблемы предполагают, что цифровизация будет постепенно расширять возможности для увеличения потенциала будущих бакалавров научно-исследовательской направленности.

Совершенствование профессиональных компетенций будущих бакалавров сегодня представляется возможным не только при непосредственном участии педагога и его наставничестве. Современные технологии позволяют существенно расширить образовательные возможности, в том числе для будущих бакалавров [8, С. 34]. Период обучения будущих бакалавров в целом направлен на комплексную подготовку к более фундаментальной исследовательской деятельности в

магистратуре и аспирантуре. Предполагается, что четыре года обучения для будущих бакалавров будут распределены с учетом поступательного совершенствования искомых компетенций и всеобъемлющего охвата знаний будущего бакалавра относительно подходов к научно-исследовательской деятельности. В действительности на первом году обучения будущий бакалавр обладает общими представлениями о характере осуществления исследовательской работы. Данные представления преимущественно базируются на навыках реферирования, которые будущий бакалавр совершенствовал еще в период обучения в общеобразовательной организации. Соответственно, первый курс обучения в целом проявляется рефлексивной компетенцией, которая способствует будущему бакалавру ориентироваться на имеющиеся обобщенные представления о научной деятельности. Переходя на второй курс, будущий бакалавр за счет специфики подготовки научных докладов и первых курсовых работ, а также курсовых проектов дополняет существующие знания новой информацией. Будущий бакалавр начинает осознавать, что исследовательская работа предполагает более расширенное изучение научного вопроса, поиск искомой информации из различных источников и библиотек, а также более комплексное и трудоемкое оформление подобных научных работ.

Второй курс обучения для таких студентов в целом посвящен так называемому привыканию к значительному объему исследуемой информации, который сопряжен преимущественно с профилем обучения. Третий курс обучения предполагает, что будущий бакалавр уже осведомлен о характере полноценных научных работ и специфики исследовательской деятельности. Количественно научных работ различного объема и формата у будущего бакалавра, в соответствии с образовательной программой, становится значительно больше. Однако проблема состоит в том, что исследовательская деятельность на третьем и четвертых курсах обучения носит в значительной степени эпизодический характер.

Будущий бакалавр занимается исследовательской деятельностью в течение определенного количества времени. При этом отведенное доя исследования время не предполагает длительный характер, к примеру, полгода или год, два года. Кроме того, исследовательская деятельность осуществляется в рамках единичных дисциплин, которые предусматривают выполнение исследовательской работы в качестве инструмента для совершенствования рефлексивной компетенции. Выполняемые исследовательские работы на третьем - четвертых курсах будущими бакалаврами в целом не предполагают, что данные научные труды могут формироваться в совокупность научного направления, в рамках которых они потенциально могут специализироваться в течение последующей жизни.

Выпускная квалификационная работа (ВКР), выполняемая на четвертом курсе, выступает формой итога всей образовательной деятельности определенного студента. Несмотря на то, что исследовательский потенциал подобных научных работ достаточно высок, тем не менее, как и все предыдущие научные труды будущего бакалавра, ВКР не предполагает логического продолжения в виде более фундаментального исследования.

Положительной стороной обозначенной образовательной практики, в сфере научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров, выступает тенденция образовательного сектора к цифровизации. Внедряемые электронные образовательные ресурсы в действительности выполняют сопровождающую и вспомогательную роль для стимулирования научно-исследовательского потенциала будущих бакалавров. Несмотря на то, что в настоящее время каждым университетом ежегодно создаются сотни весьма актуальных и полезных электронных ресурсов, цифровых платформ, интеллектуальных систем, кластеров и других источников дистанционного образования, в данной сфере пока отсутствует единая сеть или система по формированию научно-исследовательского потенциала среди будущих бакалавров [1,С. 323].

В целом функционирующие на территории Российской Федерации (РФ) ГОСТы позволяют унифицировать подход к созданию и оформлению результатов исследовательских работ, пригодных для восприятия научным сообществом [6, С. 53].

В рамках цифровизации представляется необходимым и целесообразным создавать электронные ресурсы для всех будущих бакалавров российских учебных заведений по единому принципу. Обозначенный подход позволит структурировать в дистанционном формате дополнительный процесс обучения на равнее с освоением основной образовательной программы, посвященный навыкам проведения исследовательской работы [2, С. 204]. Стоит отметить, что процесс исследования аккумулирует информационно-познавательную компетенцию, когнитивную и рефлексивную, которые в совокупности создают предпосылки для совершенствования более узконаправленных компетенций профессиональной направленности. Соответственно, на единой электронной сети или федеральной платформе, на которой, в соответствии с искомой компетенцией для будущих бакалавров на каждом году обучения, могут быть размещены различные виды электронных образовательных ресурсов на исследовательскую тематику. К примеру, структура обучения проведению исследовательских работ для будущих бакалавров может быть подразделена аналогично, как это осуществляется в учебных планах и учебно-методических программах для каждой дисциплины [10,С. 93].

Специализированная образовательная программа может позволить структурировать все электронные ресурсы в соответствии с курсом обучения или в соответствии со структурой исследовательской деятельности, каждый компонент которой будущим бакалавром осваивается в качестве отдельной темы. В частности, для погружения будущего бакалавра в понимание сущности исследовательской деятельности целесообразно предусмотреть онлайн лекции в соответствии с тематическим компонентом, практические задания по профилю подготовки, практикумы и дополнительную платформу для размещения всех исследовательских заданий от педагогов, участвующих в данной сети университетов.

Обозначенные электронные ресурсы способны устранить дефицит знаний для будущих бакалавров о том, как конструировать исследовательскую работу и организовать мероприятия в рамках соответствующей научной деятельности. К примеру, практика показывает, что будущие бакалавры достаточно слабо различают цель исследования от задач. Практика также показывает, что будущие бакалавры могут не суметь найти применение получаемым сопутствующим результатам, которые представляют потенциальный интерес для других исследований, однако не соответствуют искомой цели настоящей научной работы. Таким образом, онлайн лекции могут быть посвящены разбору подобных тематических вопросов и предусматривать разъяснительную работу консультационного характера силами педагогов университетов.

Электронные практические задания в целом сопряжены с тематиками онлайн лекций и направлены на совершенствование информационно-познавательной и рефлексивной компетенций. Практикумы выступают одной из ключевых составляющих обучения будущих бакалавров непосредственно исследовательской деятельности.

Недостатком других подобных электронных курсов, которые преимущественно носят эпизодический характер и не всегда учитывают образовательные цели будущих бакалавров, является унифицированный подход к практической части пробного исследования. Предлагаемая электронная платформа будет позволять будущему бакалавру определить свой профиль обучения и впоследствии выбрать исследуемую проблему для проведения пробного полноценного исследования. Таким образом, будущий бакалавр на примере знакомой ему отрасли, которая представляет для него потенциальный профессиональный интерес, может приблизиться к предмету своей будущей деятельности и попробовать свои силы, как если бы он занимался данным вопросом на профессиональной основе.

Практикум на платформе предполагает постоянно обновляемую базу потенциальных исследовательских работ и проблем, подлежащих для прикладного изучения будущими бакалаврами. Дополнительная платформа, на которой педагоги могли бы размещать задания исследовательского характера, в действительности направлены на стимулирование будущих

бакалавров не только к проведению исследовательской деятельности, но также к получению количества баллов в зависимости от степени сложности проводимого исследования. Таким образом, внедрение электронных образовательных ресурсов потенциально может приводить будущих бакалавров к готовности разработки новой экономической модели, иного педагогического приема, нового способа формирования синтаксической конструкции, моделированию образца технической детали и др. Приведенная электронная платформа по проведению исследовательских работ может потенциально аккумулировать всю исследовательскую деятельность, которую университеты осуществляют в настоящее время. К примеру, в рамках данной платформы будущие бакалавры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) могли бы проводить исследования в отношении исторического и культурного наследия народов Прикаспийского региона, историко-этнографического направления, способам сохранения языков кавказских народов и др. [4].

Обозначенная электронная платформа будет полезна для будущих бакалавров Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова), которые учатся проводить исследовательские работы по педагогическому мастерству, созданию современного учебника для подготовки старшеклассников, способам применения информационных технологий при объединении научных мероприятий, проходящих в разных точках планеты или субъектов РФ по идентичной теме [12].

Будущие бакалавры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (ФГБОУ ВО ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова) могут использовать потенциал электронной платформы для исследования средств обучения геологии, нефтехимии, природопользованию, геоэкологии и др. [3]. При этом будущие бакалавры трех приведенных университетов могут потенциально объединяться на электронной платформе с целью проведения совместных исследовательских работ в рамках дисциплин общеобразовательного характера, а именно философии, педагогики, культуры речи, социологии и др. Объединяющий фактор для будущих бакалавров в действительности способствует совершенствованию коммуникативной компетенции и углублению потенциала для совершенствования информативно-познавательной компетенции за счет общих усилий привлечения различных источников и ресурсов для организации и проведения научно-исследовательской деятельности.

На начальном этапе приведенная электронная платформа может функционировать между ФГБОУ ВО ДГУ, ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова и ФГБОУ ВО ГГНТУ им. М.Д. Миллионщикова и предоставлять возможность для апробации всех электронных образовательных ресурсов, затрагивающих исследовательскую деятельность. Результаты исследований будущих бакалавров, а также специфика использования электронной платформы с течением времени будут неизбежно корректировать педагогические подходы к содержательной части лекционных и практических компонентов платформы.

Помимо содержательной части, посвященной специфике проведения научно-исследовательской деятельности, представляется целесообразным внедрение соответствующего электронного журнала, в котором будут публиковаться результаты исследований будущих бакалавров. Данные публикации могут быть индексированны научными платформами и служить приоритетным компонентом для поступления будущих бакалавров в магистратуру соответствующего университета или университета-партнера данной платформы. В совокупности платформа может сформировать единую и взаимодополняемую научную систему, которая взращивает будущих ученых и заинтересованных в результате своей деятельности высококвалифицированных специалистов.

Выводы. Стимулирование научно-исследовательской деятельности посредством электронных образовательных ресурсов в значительной степени представляет стратегическую важность не только для будущих бакалавров, но также для развития научного потенциала университетов. Этап подготовки будущих бакалавров выступает в качестве периода времени, в рамках которого перед университетом стоит задача развить научный потенциал для дальнейшей исследовательской и профессиональной деятельности. Представляется важным обучить будущих бакалавров принципам ведения научно-исследовательской деятельности и создать для них условия по совершенствованию искомых компетенций в целях облегчения исследования ими различных проблемных вопросов. Роль электронных образовательных ресурсов следует пересмотреть и систематизировать при формировании системы взращивания научного потенциала среди будущих бакалавров.

Литература:

1. Бариева, A.A. Использование электронных образовательных ресурсов доя формирования самостоятельной деятельности студентов / A.A. Бариева // Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся. -2019. - С. 321-324

2. Ваганова, О.И. Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования / О.И. Ваганова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т.9.- №. 2 (31). - С. 203-207

3. Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова: сайт. -2023. - URL: https://gstou.ru/7ysclid4onepqiggd333022509 (дата обращения: 07.11.2023)

4. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4on5c28c3z45903931 (дата обращения: 06/11/2023)

5. Забродина, И.В. Формирование ИКТ-компетентности студентов педвуза в условиях электронной информационно-образовательной среды / И.В. Забродина, H.A. Козлова, С.Н. Фортыгина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т.8. - №. 3 (28). - С. 293-295

6. Кадыров, Р.Х. Развитие эффективности исследовательской деятельности студентов ВУЗа / Р.Х. Кадыров, Н.Э. Назарова//Проблемы науки.-2021. -№. 4 (63). - С. 52-54

7. Клименко, Ю.А. К вопросу о научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе / Ю.А. Клименко, А.П. Преображенский, Л.Н. Мотунова//Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2020. -№. 2. - С. 92-96

8. Коротков, С.Г. Педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности студентов на внеаудиторных занятиях в вузе / С.Г. Коротков, Д.А. Крылов, Е.С. Бахтина // Вестник Марийского государственного университета. - 2020. - Т. 14. - №. 1 (37). - С. 33-40

9. Скибицкий, Э.Г. К вопросу подготовки студентов к научной деятельности на основе адаптивного электронного образовательного ресурса / Э.Г. Скибицкий, Е.П. Яхина //Высшее образование сегодня. - 2021. - №. 2. - С. 22-27

10. Сухоруков, И.С. Успешность обучения у студентов, использующих электронные образовательные ресурсы / И.С. Сухоруков, А.И. Голубченко // Психология-наука будущего: поиск молодых ученых. - 2019. - С. 91-94

11. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата: сайт. - 2023. - URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/47ysclid4on5ifzel6592379763 (дата обращения: 07.11.2023)

12. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4on59x99dz96989191 (дата обращения: 07.11.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры программирования и инфокоммуникационных технологий Эльмурзаева Мадина Эмильхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий социального факультета Мусаева Саният Джалалудиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); студентка 4 курса социального факультета Рамазанова Алжанат Казимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается специфика подготовки бакалавров и особенности их адаптации в процессе цифровизации высшего образования. Приводятся примеры лабораторных занятий и дополненной реальности, а также образовательных систем, которые в наглядной форме показывают необходимость поэтапного внедрения цифровых продуктов в процесс подготовки бакалавров. Акцентируется внимание на расширенной применимости цифровых продуктов и необходимости их взаимосвязи с потенциальной профессиональной деятельностью бакалавров. Определяется целесообразность разработки критериев и соответствующего стандарта оценочного типа для предоставления педагогам возможности результативного отбора программных продуктов и иных цифровых инструментов для образовательного процесса бакалавров.

Ключевые слова: бакалавр, образовательный процесс, цифровизация, цифровой продукт, профессиональная подготовка.

Annotation. The article discusses the specifics of bachelor's degree training and the peculiarities of their adaptation in the process of digitalization of higher education. Examples of laboratory classes and augmented reality, as well as educational systems are given, which clearly show the need for the gradual introduction of digital products into the bachelor's training process. Attention is focused on the expanded applicability of digital products and the need for their relationship with the potential professional activity of bachelors. The expediency of developing criteria and an appropriate evaluation type standard for providing teachers with the opportunity to effectively select software products and other digital tools for the educational process of bachelors is determined.

Key words: bachelor's degree, educational process, digitalization, digital product, professional training.

Введение. Цифровая трансформация в настоящее время наблюдается во всех отраслях, в том числе в сфере образования. Согласно положениям Национальных проектов в сфере образования [7] и цифровизации [8], обозначенный процесс будет осуществляться в ближайшие годы в ускоренном режиме. Бели рассматривать цифровизацию в сфере образования, то под данным процессом подразумевается комплексный набор действий и мер, который направлен на внедрение цифровых технологий, инструментов, подходов и иных компонентов, затрагивающих результаты IT-сферы.

Цифровизация образовательного процесса потенциально реформирует образовательную среду, что в настоящее время отражается на коммуникациях и способах распространения информации между педагогами и студентами. Обозначенный процесс будет иметь продолжение, так как одни технологии сменяются другими, более актуальными. Однако для сферы образования преимущественным и важным представляются не программные продукты нового типа, а педагогические подходы в условиях цифровизации и адаптации студентов к новой реальности.

Подготовка бакалавров в действительности представляет фундаментальную проблему на фоне комплексной цифровизации высшего образования, что провоцирует целесообразность научных педагогических дискуссий и разработке регламентированных подходов.

Изложение основного материала статьи. Программа подготовки бакалавров предполагает первую ступень обучения с внедрением ключевых научных компонентов в образовательном процессе. Российская законодательная система подразделяет федеральные стандарты в зависимости от профиля подготовки. Существует федеральные стандарты для подготовки бакалавров, в которых обозначены цифровые технологии как элементы прогрессивного обучения. В тоже время профильным федеральным ведомством предусмотрен образовательный стандарт по направлению подготовки в IT-сфере [10].

Неизменно сфера образования следует подходу, предложенному в свое время Т. Гоббсом, который акцентировал внимание на важности конструирования ассоциативных связей в процессе обучения. Таким образом, студент воспринимает программные продукты в качестве аналогов идентичных инструментов не информационного характера. Сфера образования представляет собой целостную систему, которая, согласно В.И. Гриневецкому и С.Г. Шаповаленко, создает предпосылки к необходимости осуществления цифровизации по принципу централизации в целях результативного управления [4, С. 68].

Вне зависимости от профиля подготовки в равноценной степени обозначается неотъемлемая важность цифровизации образовательного процесса. В частности, в рамках Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» во многих учебных заведениях внедряются цифровые кафедры, к которым имеют отношение не только лица, изъявляющие желание пройти профессиональную переподготовку, но также студенты любых специальностей, которые хотят совершенствовать свои компетенции за счет получения IT-навыков или новой IT-профессии. Данный аспект выступает одним из компонентов цифровой трансформации, в которой принимают участие бакалавры.

Начиная с первого курса, в отношении бакалавров университетами зачастую предпринимаются решения прогрессивного характера, которые нацелены на активное внедрение цифровизации в повседневную жизнь студентов. Рассматривая образовательный процесс бакалавров, следует отметить, что в целом он сконструирован в качестве алгоритма достижения искомой образовательной цели. Подготовка бакалавра сегодня идентична структуре программного обеспечения, в рамках которого вместо заданий и задач выступают компетенции, технологии и педагогические приемы [1,С. 392].

Обработка и освоение внешней информации осуществляется бакалавром аналогично, как это может осуществляться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.