Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая компетенция / студент / профессиональная подготовка / алгоритмизация / творческий подход / digital competence / student / professional training / algorithmization / creative approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айгубов Сайдархан Занкуевич, Магомедова Камила Шамиловна, Айбатыров Казбек Султанбекович

В статье рассматривается сущность цифровых компетенций, степень их взаимосвязей с другими образовательными компетенциями, а также неоднозначность определения структурной составляющей таких компетенций в отношении искомых знаний и умений студентов. Раскрывается механизм адаптации цифровых компетенций студентов в условиях активного внедрения информационных технологий в процесс обучения. Определяется вопрос относительно базовых цифровых компетенций, необходимых для студента вуза. Приводится аргументация в пользу целесообразность формирования системы уточненных цифровых компетенций для студентов вуза. Данные уточненные компетенции должны быть нацелены на комбинацию образовательных ожиданий при подготовке студентов к предполагаемой профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айгубов Сайдархан Занкуевич, Магомедова Камила Шамиловна, Айбатыров Казбек Султанбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the essence of digital competencies, the degree of their interrelationships with other educational competencies, as well as the ambiguity of determining the structural component of such competencies in relation to the desired knowledge and skills of students. The mechanism of adaptation of students' digital competencies in the conditions of active introduction of information technologies into the learning process is revealed. The question is determined regarding the basic digital competencies required for a university student. An argument is given in favor of the expediency of forming a system of refined digital competencies for university students. These specified competencies should be aimed at a combination of educational expectations in preparing students for the intended professional activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий, декан социального факультета Айгубов Сайдархан Занкуевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); студентка 3 курса социального факультета Магомедова Камила Шамиловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» Айбатыров Казбек Султанбекович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается сущность цифровых компетенций, степень их взаимосвязей с другими образовательными компетенциями, а также неоднозначность определения структурной составляющей таких компетенций в отношении искомых знаний и умений студентов. Раскрывается механизм адаптации цифровых компетенций студентов в условиях активного внедрения информационных технологий в процесс обучения. Определяется вопрос относительно базовых цифровых компетенций, необходимых для студента вуза. Приводится аргументация в пользу целесообразность формирования системы уточненных цифровых компетенций для студентов вуза. Данные уточненные компетенции должны быть нацелены на комбинацию образовательных ожиданий при подготовке студентов к предполагаемой профессиональной деятельности.

Ключевые слова: цифровая компетенция, студент, профессиональная подготовка, алгоритмизация, творческий подход.

Annotation. The article examines the essence of digital competencies, the degree of their interrelationships with other educational competencies, as well as the ambiguity of determining the structural component of such competencies in relation to the desired knowledge and skills of students. The mechanism of adaptation of students' digital competencies in the conditions of active introduction of information technologies into the learning process is revealed. The question is determined regarding the basic digital competencies required for a university student. An argument is given in favor of the expediency of forming a system of refined digital competencies for university students. These specified competencies should be aimed at a combination of educational expectations in preparing students for the intended professional activity.

Key words: digital competence, student, professional training, algorithmization, creative approach.

Введение. Развитие цифровых компетенций относится к неизбежной образовательной составляющей, способствующей пересмотру умений и способностей студентов в процессе получения ими знаний. В настоящее время цифровые компетенции выступают отдельным видом компетенций, которые в некоторых аспектах соприкасаются с другими видами образовательных компетенций. Под цифровыми компетенциями необходимо понимать комплекс знаний и умений, а также способность к ориентации в мире информационных технологий, способствующих оптимальному функционированию в цифровой среде.

Рассматриваемый вид компетенций в обязательном порядке включается в учебные планы педагогов всех дисциплин на основе предписаний федеральных образовательных стандартов [7]. Обозначенный нормативный документ во многом сопряжен с реализацией Постановления Правительства Российской Федерации (РФ) от 02.03.2019 г. №234, направленного на цифровизацию общественной жизни населения РФ [6].

Изложение основного материала статьи. Процесс обучения студентов в университете предполагает, что они в состоянии осуществлять различные действия с использованием программного обеспечения и технических устройств. В настоящее время от студента не ожидают, что для него достаточно знаний офисных программ и статуса уверенного пользователя персональным компьютером. Его умения и навыки предполагают обязательность знаний многих программ исследовательского характера, а также программного обеспечения, позволяющего в графической и текстовой форме формировать целостность различных видов письменных научных работ.

Цели обучения расширяют перечень навыков и умений студента для углубления информативно-познавательной компетенции. Таким образом, технические устройства, программное обеспечение, облачные технологии и другие элементы цифровизации выступают для студентов ресурсом текущей образовательной деятельности.

В частности, педагоги Кальницкая И.В. и Максимочкина О.В. считают необходимым разработать модель отдельной цифровой компетенции в целях облегчения ее освоения студентами [4, С. 205].

Педагоги Татаринов К.А. и Музыка С.М. склонны считать, что развитие цифровых компетенций в равноценной степени актуальны для преподавателей и студентов [8, С. 172].

Карстина З.Г. отмечает, что цифровые компетенции должны быть подконтрольными в педагогической деятельности и, следовательно, необходимо разработать каждым вузом инструментарий в целях оценки специфики развития искомых компетенций среди студентов [5, С. 112].

Применение технических устройств является средством обучения. В более широком смысле технические устройства позволяют достигать многих образовательных целей помимо непосредственной работы с информацией. Активная цифровизация образовательного процесса сопряжена с цифровизацией повседневной жизни, что актуализирует необходимость обладания студентами цифровых компетенций [9, С. 61].

Информационные технологии заметно усиливают результативность обучения и превращают процесс получения образования в более совершенную обучающую деятельность. Свойства технических устройств относятся к источникам совершенствования цифровых компетенций, так как обозначенные компетенции отражают комплекс умений взаимодействовать с данными устройствами и их целевым назначением.

Если рассматривать отдельно информационные технологии, то такие они заметно отличаются друг от друга в зависимости от принципов функционирования и целевого назначения. Соответственно, не существует понятия единых информационных технологий, пригодных для образовательного процесса университета в целом. В тоже время, в отличие от классификации компетенций, среди информационных технологий не существует какой-либо аналогичной классификации, так как каждая технология функционирует в процессе обучения на автономных условиях.

Общим среди всех используемых в процессе обучения информационных технологий является предназначение данных

технологий, которые посредством совершенствования цифровых компетенций направлены на освоение и закрепление текущего учебного материала. Цифровые компетенции необходимы для реализации программированного обучения, а также для внедрения педагогической технологии проблемного обучения.

Цифровые компетенции позволяют студентам имитировать и моделировать любую профессиональную деятельность, в том числе исследовательского характера. На фоне слияния интеллектуальных и традиционных систем обучения цифровые компетенции образуют иной комплекс знаний и умений, который заметно отличается от других видов компетенций. К примеру, становится понятным, что доя совершенствования рефлексивной компетенции студенты должны уметь осуществлять определенные действия в автоматическом режиме.

Информативно-познавательная компетенция направлена на совершенствование умения и навыков к освоению новой информации. В тоже время цифровые компетенции не могут обозначаться в качестве определенной формы терминологического характера, так как они одновременно подразумевают совокупность всех компетенций и совершенствование информативно-рефлексивной деятельности, не характерной для всех существующих компетенций.

Для цифровых компетенций определенно характерна алгоритмизация, которая является сущностью образовательной деятельности каждого студента на каждом этапе освоения учебного материала. Таким образом, цифровые компетенции вынуждают студентов привыкать к определенным и строго последовательным действиям. Однако в этом случае также не представляется возможным отнести цифровые компетенции исключительно к алгоритмизации, так как осуществление обозначенных действий подразумевает, что студент использует одновременно рациональное и абстрактное мышление.

Указанный аспект определяет обязательность наличия у каждого студента творческого подхода как компонента цифровых компетенций. Однако здесь также не представляется возможным однозначно характеризовать применение двух рассматриваемых типов мышления как проявление творческого подхода, так как специфика творческого процесса при взаимодействии с информационными технологиями заключается в умении структурировать запросы в целях получения от технического устройства или программного обеспечения искомого результата.

Процесс имитации или моделирования будущей профессиональной деятельности студентами может также относится к разновидности творческого подхода, однако даже этот этап предполагает строгое исследование законов функционирования технических устройств и программного обеспечения. Информационные технологии также определяют важность наличия таких цифровых компетенций, которые способны превращать творческий процесс в заданный механизм алгоритмизации. Кроме того, совершенствование цифровых компетенций обеспечивает студентам способность распределения задачи учебной и исследовательской направленности по степени приоритетности, важности, целесообразности, глубины и др.

Обозначенные компетенции помогают студентам осуществлять оптимальный переход от участия в процессе обучения под руководством педагога к самообучению. Данный переход обусловлен накоплением интеллектуальных ресурсов, которые в некоторой степени, возможно, дополнить исключительно за счет наличия цифровых компетенций. К примеру, работа с информацией в различных приложениях и поисковых системах, работа с большими данными и применение искусственного интеллекта.

Стоит отметить, что цифровые компетенции студентов на фоне соблюдения принципа алгоритмизации в действительности могут приводить к генерации новых идей и подходов, качественно трансформирующих научное познание. Таким образом, цифровые компетенции подразумевают управленческие компоненты при использовании соответствующих ресурсов студентами. Существует также способ совершенствования цифровых компетенций студентами посредством пассивного механизма освоения новых знаний. В частности, искомые компетенции предполагают интуитивное применение информационных технологий, что отражается на понимании студентами, к примеру, интерфейса программного обеспечения или структуры мобильного приложения в обучающих целях.

Было бы некорректно считать, что цифровые компетенции актуальны для технических специальностей или технических направлений обучения. В действительности цифровые компетенции сегодня выступают неотъемлемым инструментом для освоения гуманитарных знаний, проведения гуманитарных исследований и применения методов математического анализа, к примеру, в педагогике или в филологии в рамках соответствующей познавательной деятельности. В результате совершенствование цифровых компетенций для реализации гуманитарных исследований представляет собой процесс накопления элементов интеллектуальности, позволяющее студентам одновременно моделировать и познавать на основе познаний.

Игнорирование цифровых компетенций в настоящее время имеет высокую вероятность отсутствия освоения профессиональных компетенций, так как процесс цифровизации затрагивает все существующие сферы жизнедеятельности человека. Образовательный процесс может помочь студентам освоить цифровые компетенции с целью формирования возможности совершенствования дальнейших цифровых компетенций прикладного характера. Это значит, что структура обучения должна быть построена педагогом таким образом, чтобы студенты были в состоянии не только освоить образовательную программу, но также эффективно функционировать в предполагаемой профессиональной деятельности [1,С. 4].

Такая подготовка возможна, если педагог сумеет совершенствовать базовые цифровые компетенции, выполняющие функцию надстройки в процессе функционирования студентов, с окружающей действительностью. Возникает вопрос, какие элементы цифровых компетенций могут относиться к базовым? Некоторые исследователи склоняются к тому, чтобы студенты осваивали цифровые компетенции, уделяя особе внимание принципу алгоритмизации. Другие исследователи считают, что цифровые компетенции должны оставаться прикладными инструментами для студентов, так как постоянно меняющейся мир способствует иным умениям, которые могут отличаться от актуальных цифровых компетенций в университете.

На фоне множества научных воззрений необходимо обобщить, что в базовую структуру цифровых компетенций должны входить такие умения и навыки, которые позволяют студентам понимать, как устроена информационная технология и в чем ее целевое назначение, лишь впоследствии искомые прикладные компетенции должны совершенствоваться данными студентами самостоятельно. Другой проблемный аспект затрагивает соотношение теоретических и практических аспектов цифровых компетенций, которые подразделяются в зависимости от целевого назначения.

Теоретические аспекты цифровых компетенций дают возможность студентам иметь общее представление о применении результатов цифровизации в повседневной жизни. Практические аспекты затрагивают преимущественно прикладные умения, которые одновременно сужают представление о мире цифровизации и приближают к сфере информационных технологий непосредственно.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) применяется подход к совершенствованию искомых цифровых компетенций по принципу от общего к частному [3]. Студенты изначально выполняют несложные задания в рамках дисциплин, однако к окончанию своего обучения в университете на многих факультетах они проявляют готовность к

использованию уточненного программного обеспечения в исследовательских целях.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М.Джамбулатова» (ФГБОУ ВО ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова) система совершенствования цифровых компетенций студентов в настоящее время трансформируются с учетом необходимости освоения ими искусственного интеллекта и облачных технологий как для образовательных целей, так и для предполагаемой профессиональной деятельности [2].

Опыт трех университетов показывает, что понимание базовой части цифровых компетенций в вузах неоднородна, и во многом зависит от целевого назначения процесса обучения студентов по соответствующим специальностям. Соответственно, на фоне общей кодификации цифровых компетенций в учебных программах необходимо предусмотреть систему уточненных цифровых компетенций, которые представляется возможным в будущем комбинировать между собой в целях обеспечения качества совершенствования искомых цифровых компетенций.

Выводы. Таким образом, цифровые компетенции относятся к наиболее динамичным видам компетенций в образовательном процессе и нацелены на управление знаниями и информацией студентами вузов, как в исследовательских целях, так и профессиональных. Цифровые компетенции существенно облегчают процесс обучения и расширяют потенциальные возможности совершенствования сопутствующих иных компетенций, к примеру, информативно-познавательной. На фоне высокой востребованности по отношению к цифровым компетенциям представляется целесообразным формирование соответствующей системы с искомыми компетенциями уточненного характера, обеспечивающими динамичность профессионального образования.

Литература:

1. Валитова, Н.Э. К вопросу о социализации студенческой молодежи в современной цифровой среде / Н.Э. Валитова // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2023. - №2 (59). - С. 4-7

2. Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова:сайт.-2023. -URL: Шрз://даггау.рф/?узсШ=1р1д4дс1ра510639385 (дата обращения: 17.11.2023)

3. Дагестанский государственный университет: сайт. -2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 17.11.2023)

4. Кальницкая, И.В. Модель цифровой компетенции студентов / И.В. Кальницкая, О.В. Максимочкина // Проблемы современного образования. - 2022. - №4. - С. 204-218

5. Карстина, С.Г. Разработка инструментария для оценки цифровых компетенций у студентов инженерных специальностей / С.Г. Карстина // КПЖ. - 2021. - №5 (148). - С. 112-118

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2019 № 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации": сайт.-2023. - URL: http://pubHcation.pravo.gov.ru/Document/View/00012019030700157yscHd4plr5nigdxl28662036 (дата обращения: 17.11.2023)

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 17.11.2023)

8. Татаринов, К.А. Развитие цифровых компетенций у преподавателей и студентов / К.А. Тататринов, С.М. Музыка // БГЖ. -2020. -№4 (33).-С. 171-174

9. Шорникова, Н.Ю. Формирование необходимых компетенций у студентов - будущих работников цифрового общества / Н.Ю. Шорникова // Проблемы современного образования. - 2019. - №3. - С. 59-64

Педагогика

УДК 378

заместитель директора по научно-методической работе Алироева Роза Дундаевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» (г. Малгобек)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены формы и методы организации процесса формирования экологических знаний у школьников средствами информационных технологий. Вопрос формирования экологических знаний включен в контекст формирования личности, и реализуется с помощью комплексного подхода, который подразумевает формирование экологического знания с помощью эффективного использования учебно-воспитательных ресурсов, дидактических ресурсов, а также ресурсов информационных технологий. Основная форма организации образовательного процесса при развитии экологических знаний автор видит в окружающем мире. Использование информационных технологий на уроках окружающего мира позволяют оптимизировать процесс преподавания. Автор пришел к выводу, что использование информационных технологий в процессе формирования экологических знаний является эффективным, так как делает процесс интереснее, позволяет соблюдать принцип наглядности, и развивать активность в восприятии и осмыслении изучаемых объектов.

Ключевые слова: формы, методы, организация, процесс, формирование, экологические знания, школьник, средства, информационные технологии.

Annotation. The article deals with the forms and methods of organising the process of forming ecological knowledge among schoolchildren by means of information technologies. The issue of formation of ecological knowledge is included in the context of personality formation, and is realised by means of a complex approach, which implies the formation of ecological knowledge through the effective use of educational resources, didactic resources, as well as information technology resources. The author sees the main form of organisation of the educational process in the development of ecological knowledge in the surrounding world. The use of information technologies at the lessons of the surrounding world allows optimising the teaching process. The author came to the conclusion that the use of information technology in the process of formation of ecological knowledge is effective, as it makes the process more interesting, allows to observe the principle of visibility, and develop activity in the perception and comprehension of the studied objects.

Key words: forms, methods, organisation, process, formation, ecological knowledge, schoolchild, means, information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.