Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые компетенции / студенты / учебное электронное пособие / образовательные ресурсы / цифровое пространство / кибербезопасность / digital competencies / students / electronic textbook / educational resources / digital space / cybersecurity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зияудинова Светлана Магомедовна, Исаева Гачиханум Гаджимедовна, Зияудинова Оксана Магомедовна

В статье раскрыты цифровые компетенции с учетом образовательных потребностей в рамках подготовки в высшей школе. Разъяснены особенности искомых компетенций в контексте образовательного процесса. Обозначены те цифровые компетенции, которые позволяют студентам освоить знания и навыки для последующей профессиональной подготовки и соответствующей практической деятельности. Предложено внедрить использование электронного учебного пособия в двух ведущих университетах Республики Дагестан в рамках общей подготовки студентов первого и второго курсов в рамках определенных дисциплин. В рамках адаптации инструмента электронного формата предполагается привести к единообразию содержательную часть дисциплин, которые являются обязательными для всех студентов вне зависимости от профиля подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зияудинова Светлана Магомедовна, Исаева Гачиханум Гаджимедовна, Зияудинова Оксана Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the required competencies in the context of the educational process are explained. The digital competencies that allow students to master knowledge and skills for subsequent professional training and relevant practical activities are identified. It is proposed to introduce the use of an electronic textbook in two leading universities of the Republic of Dagestan as part of the general training of the first and second year students in certain disciplines. As part of the adaptation of the electronic format tool, it is supposed to bring to uniformity the content of the disciplines that are mandatory for all students, regardless of the education profile.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий Зияудинова Светлана Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного права и информатики Исаева Гачиханум Гаджимедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информационных технологий и экономики Зияудинова Оксана Магомедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация. В статье раскрыты цифровые компетенции с учетом образовательных потребностей в рамках подготовки в высшей школе. Разъяснены особенности искомых компетенций в контексте образовательного процесса. Обозначены те цифровые компетенции, которые позволяют студентам освоить знания и навыки для последующей профессиональной подготовки и соответствующей практической деятельности. Предложено внедрить использование электронного учебного пособия в двух ведущих университетах Республики Дагестан в рамках общей подготовки студентов первого и второго курсов в рамках определенных дисциплин. В рамках адаптации инструмента электронного формата предполагается привести к единообразию содержательную часть дисциплин, которые являются обязательными для всех студентов вне зависимости от профиля подготовки.

Ключевые слова: цифровые компетенции, студенты, учебное электронное пособие, образовательные ресурсы, цифровое пространство, кибербезопасность.

Annotation. The article reveals digital competencies taking into account educational needs in the framework of higher school training. The features of the required competencies in the context of the educational process are explained. The digital competencies that allow students to master knowledge and skills for subsequent professional training and relevant practical activities are identified. It is proposed to introduce the use of an electronic textbook in two leading universities of the Republic of Dagestan as part of the general training of the first and second year students in certain disciplines. As part of the adaptation of the electronic format tool, it is supposed to bring to uniformity the content of the disciplines that are mandatory for all students, regardless of the education profile.

Key words: digital competencies, students, electronic textbook, educational resources, digital space, cybersecurity.

Введение. Внедрение информационных технологий в систему образования существенно повлияло на все аспекты функционирования данной системы, начиная с разработки Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех уровней, методических руководств и заканчивая структурными компонентами учебных мероприятий. Информационные технологии стали охватывать почти всю информацию, которая предназначена для подготовки будущих специалистов [8]. Соответственно, помимо профильных компетенций в рамках ФГОС высшего образования, появилась необходимость освоения студентами цифровых компетенций.

Под искомыми видами компетенций подразумевается более системная работа с информацией, которая предполагает способность студента пользоваться различными инструментами технологичного характера. Кроме того, значительное количество информации, распространяемой посредством технологий, подразумевает, что студент освоит навыки в соответствии с такой цифровой компетенцией, как кибербезопасность [7].

Под кибербезопасностью понимается комплекс мер, которые пользователь может предпринять в отношении безопасного поиска и корректного использования той или иной информации.

Цифровые компетенции также подразумевают этический подход к использованию определенных данных, в том числе относящимися к сфере авторского права, коммерческой или государственной тайне. В этом случае формируется определенная градация между авторским материалов педагога и педагогическим наследием в рамках дисциплины. Теоретические материалы, подлежащие защите профильного законодательства об авторском праве, предполагают соответствующее их использование и маркировку в педагогической деятельности. Открытость информационного пространства предполагает более корректного отношения к содержательной части дисциплин с учетом требований к информации, которая может обладать признаками того или иного вида тайны. В цифровом пространстве использование информации в образовательных целях для педагога означает, что в качестве его ресурсов выступает не только профильное образовательное законодательство, но также методические указания в отношении профессиональной деятельности с учетом технологий.

Технологии также способствуют созданию виртуальной интерактивной среды, в рамках которой профессиональная деятельность зачастую отражается в профильных проектах. Управление данными проектами также относится к исследуемым видам компетенций.

Повсеместная реализация технологий в образовательных и профессиональных целях усиливает степень актуальности настоящей статьи и направления. Исходя из высокой степени важности данного направления, целью настоящей работы является раскрытие преимуществ и недостатков наиболее применимого инструмента, позволяющего аккумулировать искомые компетенции в процессе освоения новой тематической информации студентами.

Вопросом развития образовательной среды вуза занимаются в настоящее время ученые и педагоги в различных университетах Российской Федерации. В частности, И.Н. Медведева, О.И. Мартынюк, С.В. Панькова, И.О. Соловьева считают, что цифровые компетенции неразделимы от календарного учебного графика, компетентностной модели выпускника, рабочих программ дисциплин, модулей, практик, профильных нормативных документов, глоссария и др. [4, С. 631].

А.И. Каптерев отмечает, что цифровые компетенции также подразумевают так называемую сетевую компетентность и включают готовность студента к сетевой жизнедеятельности, способность его к проявлению коммуникативных качеств посредством технических устройств и технологий, состояние перманентной сетевой активности и готовность к использованию и внедрению инновационных решений, которые имеют потенциальную ценность [1,С. 260].

При этом необходимо отметить труды В.А. Крутецкого, который в свое время выявил, что при восприятии новой информации вырабатываются условные и безусловные рефлексы, связывающие человека с окружающей средой и позволяющие ему адаптироваться под условия, обеспечивающие полноценную жизнедеятельность [3, С. 33].

Соответственно, цифровые компетенции согласно логике упомянутых ученых и педагогов, образуют дополнительные компоненты в системе образования и вносят коррективы в формирование целостной личности студента в качестве будущего специалиста.

Цифровые компетенции подразумевают эффективное профессиональное существование в условиях сетевых коммуникаций и встроенную в сетевую реальность профессиональную деятельность. Данный аспект обеспечивается посредством технологичных решений, способных создать предпосылки для появления искомых компетенций и применить эти решения в образовательной среде.

Изложение основного материала статьи. Формирование компетенций цифрового характера предполагает применение образовательных инструментов, которые предусматривают аккумулирование технических и технологических возможностей. Одним из таких инструментов является электронное учебное пособие, которое по своей структуре позволяет зафиксировать информацию в соответствии с образовательной программой, систематизировать ее и унифицировать для студентов, обучающихся в рамках профилей подготовки. Данный подход вызван общностью некоторых дисциплин, которые обязательны для освоения студентами вне зависимости от профиля подготовки, формы обучения, специализации учебного заведения и других факторов, указывающих на индивидуализацию профессиональной подготовки.

Электронное учебное пособие уникально тем, что позволяет комбинировать текстовую часть лекционных занятий и графические изображения, в том числе мультимедийные материалы, наглядно отражающие теоретические аспекты конкретного лекционного занятия. Кроме того, учебные пособия электронного формата позволяют в равноценной степени пройти определенную подготовку в рамках дисциплины, как при сопровождении педагога, так и в процессе самостоятельного освоения содержательной составляющей. В этом смысле, указанные пособия существенно расширяют методологические подходы в отношении освоения цифровых компетенций и прикладных навыков студентами [9, С. 230-231].

Обозначенный электронный инструмент способствует качественной систематизации теоретического материала с учетом соответствующих цифровых компетенций, необходимого минимума информации, достаточной для результативного погружения в тему соответствующего занятия, формирования взаимосвязи дополнительной информации справочного характера, углубление в которую позволит студенту в процессе восприятия объединять между собой отдельные темы теоретического материала вне зависимости от порядка следования данных тем. Электронное пособие также позволяет за счет предусмотренных соответствующих технических характеристик и модулей добавлять компоненты для выполнения заданий практического характера в целях своевременного самоконтроля и предметного взаимодействия с педагогом в процессе освоения соответствующей темы. Кроме того, пособие электронного формата благодаря своим технологическим решениям, предусмотренным специально в образовательных целях, также подразумевает навигационные компоненты, которые учитывают интуитивный характер применения данного технологичного инструмента.

Для педагога исследуемый инструмент представляет особую ценность также по причине возможности проведения различных тестовых мероприятий, позволяющих прослеживать не только динамику качества освоения определенной темы или блока тем, но также выявлять психоэмоциональные и поведенческие тенденции студентов в разные периоды освоения текстового материала. В частности, педагог может выявить степень восприятия образовательной информации посредством технологий и своевременно корректировать содержательную составляющую тестовых и иных видов контроля знаний студентов по итогам освоения ими темы в рамках рассматриваемого учебного пособия.

К преимуществам применения исследуемого инструмента можно отнести: интуитивно понятный интерфейс; возможность настройки функционирования пособия в соответствии с индивидуальными потребностями студентов, в том числе по состоянию здоровья и с учетом способа оптимального восприятия информации; наличие технических компонентов для погружения в разрешение ситуативной задачи в режиме реального времени; возможность совершенствования цифровых компетенций, связанных с умением анализировать информацию; наличие инструментов вспомогательного характера, которые позволяют студенту в индивидуальном порядке планировать собственное обучение в рамках конкретной дисциплины.

Следует отметить, что применение электронного пособия студентами в некоторой степени сокращает межличностное общение непосредственно в аудитории без использования каких-либо технических средств. Однако характер нового формата взаимодействия между педагогом и студентом предполагает возможность коммуникации в любое время вне зависимости от аудиторных часов и учебного графика.

Структура пособия электронного формата подразумевает значительного количества ссылок на сторонние ресурсы, текстовые материалы и иные пространства, содержащие информацию в соответствии с конкретной темой занятия. Несмотря на возможное отвлечения студента от содержательной части при освоении той или иной темы, перед ним всегда существует выбор в отношении приоритетности предлагаемого материала и технических настроек, которые позволяют обозначенную приоритетность сформировать в целях повышения качества образовательного процесса.

Исходя из очевидный преимуществ обозначенного инструмента, подобное пособие может быть результативно апробировано на примере Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ДГПУ) и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) [5], [6]. Так как первые и вторые курсы всех профилей обучения предполагают общие направления подготовки, к примеру, высшая математика, русский язык и культура речи, концепция современного естествознания и др., то предлагается унифицировать содержательную часть данных дисциплин в единые учебные пособия электронного формата, таким образом, появится возможность перестроить образовательный процесс в исследуемых университетах с учетом создания интерактивной образовательной среды. В рамках обозначенной среды преподаватели получат возможность существенно упростить содержательную часть своих образовательных программ и контрольных мероприятий, а также предусмотреть дополнительные образовательные мероприятия, позволяющие в рамках отведенных им академических часов осуществить погружение студентами в отдельные направления соответствующих дисциплин.

В отношении двух исследуемых университетов цифровые компетенции имеют особую важность. В частности, освоение студентами навыков кибербезопасности позволит сохранить уникальность авторских научных разработок педагогов университетов по определенным дисциплинам. Соблюдение норм цифровой этики приведет студентов к необходимости более бережного отношения к изучаемой информации и проявления критического мышления, когда в этом возникает необходимость. Работа с данными в действительности означает, что информация в учебных пособиях электронного формата ФГБОУ ВО ДГПУ и ФГБОУ ВО ДГУ носит уникальный характер и состоит из профильных компонентов, созданных научно-педагогическим сообществом данных университетов.

Такой подход позволит студентам ФГБОУ ВО ДГПУ и ФГБОУ ВО ДГУ системно достигать идентичных цифровых компетенций и более структурировано осваивать содержательную часть дисциплин, которые обязательны для всех студентов всех профилей подготовки в университете. В этом случае педагоги могут перейти от сугубо педагогической деятельности к управленческой с элементами научного и педагогического подхода, что соответствует достижению педагогом ряда профессиональных компетенций, а именно: управленческой, общепедагогической, информационно-коммуникативной и рефлексивной. Соответственно, внедрение электронного учебного пособия в повседневную образовательную деятельность за счет своей доступности и результативности может существенно повлиять на образовательную университетскую среду в отношении дисциплин прикладного и профессионального характера, которые предусмотрены образовательными программами профильных учебных заведений в разных регионах, к примеру, педагогических, медицинских, технических, гуманитарных и др.

Выводы. Цифровые компетенции предполагают умение работать с определенной информацией, в том числе в условиях ее недостаточности или отсутствия. Поиск и использование информации в образовательных целях соответствуют таким исследуемым компетенциям, как обеспечение кибербезопасности, обработка имеющихся или появляющихся данных, умение соблюдать принципы этикета в цифровом пространстве, а также умение достигать результатов в рамках проектов с использованием соответствующих прикладных технологий. Предложенное учебное пособие электронного формата в качестве ресурса охватывает почти все обозначенные цифровые компетенции, так как подразумевают спектр инструментов для качественного освоения той или иной дисциплины. В отношении ФГБОУ ВО ДГПУ и ФГБОУ ВО ДГУ стало очевидным, что рассматриваемый инструмент позволит унифицировать и систематизировать подход к педагогической деятельности и объему знаний, который необходим для последующего освоения информации профессионального характера и реализации студентами полученных навыков и умений непосредственно на практике.

Литература:

1. Каптерев, А.И. Сетевая компетентность как условие информационной открытости системы образования / А.П. Каптерев // Информатизация непрерывного образования - 2018: материалы Международной научной конференции / под общ. Ред. В.В. Гришкуна. - Москва: РУДН, 2018,-С. 259-263

2. Кирьякова, A.B. Ресурсы сети Интернет в профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза / A.B. Кирьякова, Г.А. Гараева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 5 (223). - С. 32-39

3. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1986. - 336 с.

4. Медведева, И.Н. Электронная информационно-образовательная среда вуза как средство сопровождения студентов в процессе обучения / И.Н. Медведева, О.И. Мартынюк, C.B. Панькова, И.О. Соловьева // Информатизация непрерывного образования. - 2018: материалы Международной научной конференции / под общ. Ред. В.В. Гришкуна. - Москва: РУДН, 2018.-С. 630-633

5. Официальный сайт Дагестанского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://dspu.ru/ (дата обращения: 05.06.2023)

6. Официальный сайт Дагестанского государственного университета: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4iktvvcfxu769868944 (дата обращения: 05.06.2023)

7. Структура цифровых компетенций // Учет цифровых технологий в профессиональных стандартах: [сайт], 2023. -URL: https://profstandart.rosmintrud.rU/upload/medialibrary/ff9/12.l 1.2020.pdf (дата обращения: 06.06.2023)

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://base.garant.ru/71344998/53fB9421 bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/?ysclid=liktcjsygb459200367 (дата обращения: 06.06.2023)

9. Чистяков, M.B. Применение электронного учебного пособия при обучении физике и информационным технологиям в Курском государственном медицинском университете / М.В. Чистяков, Г.И Горюшкин // Информатизация непрерывного образования - 2018: материалы Международной научной конференции / под общ. Ред. В.В. Гришкуна. -Москва: РУДН, 2018. - С. 229-232

10. Шпилько, И.В. Использование электронных пособий / И.В. Шпилько // Экономика и социум. - 2015. - №2-5 (163). -С. 163-164

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Зыков Игорь Евгеньевич

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Грек Ирина Юрьевна

ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Федорова Любовь Валерьевна

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (г. Москва)

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Раскрыт потенциал групповых форм работы на занятиях по биологии в средней школе. Приведены эффективные варианты групповой работы на уроках, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделено игровым элементам занятий по биологии, которые могут быть реализованы посредством групповой деятельности учащихся. Рассмотрены возможности адаптации групповых форм работы к различным типам уроков (урок-объяснение нового материала, уроки повторения и закрепления знаний, уроки, нацеленные на подготовку к итоговым мероприятиям).

Ключевые слова: групповая работа, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, биология, обучающиеся средней школы.

Annotation. The potential of group forms of work in biology classes in high school revealed. Bffective options for group work in the classroom, including using information and communication technologies, are given. Special attention paid to the game elements of biology classes, which can implemented through group activities of students. The possibilities of adapting group forms of work to different types of lessons considered (lesson-explanation of new material, lessons of repetition and consolidation of knowledge, lessons aimed at preparing for final events).

Key words: group work, game technologies, information and communication technologies, technology of cooperation, biology, high school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.