Научная статья на тему 'ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
групповая работа / игровые технологии / информационно-коммуникационные технологии / технология сотрудничества / биология / обучающиеся средней школы / group work / game technologies / information and communication technologies / technology of cooperation / biology / high school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыков Игорь Евгеньевич, Грек Ирина Юрьевна, Федорова Любовь Валерьевна

Раскрыт потенциал групповых форм работы на занятиях по биологии в средней школе. Приведены эффективные варианты групповой работы на уроках, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделено игровым элементам занятий по биологии, которые могут быть реализованы посредством групповой деятельности учащихся. Рассмотрены возможности адаптации групповых форм работы к различным типам уроков (урок-объяснение нового материала, уроки повторения и закрепления знаний, уроки, нацеленные на подготовку к итоговым мероприятиям).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыков Игорь Евгеньевич, Грек Ирина Юрьевна, Федорова Любовь Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of group forms of work in biology classes in high school revealed. Effective options for group work in the classroom, including using information and communication technologies, are given. Special attention paid to the game elements of biology classes, which can implemented through group activities of students. The possibilities of adapting group forms of work to different types of lessons considered (lesson-explanation of new material, lessons of repetition and consolidation of knowledge, lessons aimed at preparing for final events).

Текст научной работы на тему «ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Такой подход позволит студентам ФГБОУ ВО ДГПУ и ФГБОУ ВО ДГУ системно достигать идентичных цифровых компетенций и более структурировано осваивать содержательную часть дисциплин, которые обязательны для всех студентов всех профилей подготовки в университете. В этом случае педагоги могут перейти от сугубо педагогической деятельности к управленческой с элементами научного и педагогического подхода, что соответствует достижению педагогом ряда профессиональных компетенций, а именно: управленческой, общепедагогической, информационно-коммуникативной и рефлексивной. Соответственно, внедрение электронного учебного пособия в повседневную образовательную деятельность за счет своей доступности и результативности может существенно повлиять на образовательную университетскую среду в отношении дисциплин прикладного и профессионального характера, которые предусмотрены образовательными программами профильных учебных заведений в разных регионах, к примеру, педагогических, медицинских, технических, гуманитарных и др.

Выводы. Цифровые компетенции предполагают умение работать с определенной информацией, в том числе в условиях ее недостаточности или отсутствия. Поиск и использование информации в образовательных целях соответствуют таким исследуемым компетенциям, как обеспечение кибербезопасности, обработка имеющихся или появляющихся данных, умение соблюдать принципы этикета в цифровом пространстве, а также умение достигать результатов в рамках проектов с использованием соответствующих прикладных технологий. Предложенное учебное пособие электронного формата в качестве ресурса охватывает почти все обозначенные цифровые компетенции, так как подразумевают спектр инструментов для качественного освоения той или иной дисциплины. В отношении ФГБОУ ВО ДГПУ и ФГБОУ ВО ДГУ стало очевидным, что рассматриваемый инструмент позволит унифицировать и систематизировать подход к педагогической деятельности и объему знаний, который необходим для последующего освоения информации профессионального характера и реализации студентами полученных навыков и умений непосредственно на практике.

Литература:

1. Каптерев, А.И. Сетевая компетентность как условие информационной открытости системы образования / А.И. Каптерев // Информатизация непрерывного образования - 2018: материалы Международной научной конференции / под общ. Ред. В.В. Гришкуна. - Москва: РУДН, 2018,-С. 259-263

2. Кирьякова, A.B. Ресурсы сети Интернет в профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза / A.B. Кирьякова, Г.А. Гараева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 5 (223). - С. 32-39

3. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1986. - 336 с.

4. Медведева, И.Н. Электронная информационно-образовательная среда вуза как средство сопровождения студентов в процессе обучения / И.Н. Медведева, О.И. Мартынюк, C.B. Панькова, И.О. Соловьева // Информатизация непрерывного образования. - 2018: материалы Международной научной конференции / под общ. Ред. В.В. Гришкуна. - Москва: РУДН, 2018.-С. 630-633

5. Официальный сайт Дагестанского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://dspu.ru/ (дата обращения: 05.06.2023)

6. Официальный сайт Дагестанского государственного университета: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4iktvvcfxu769868944 (дата обращения: 05.06.2023)

7. Структура цифровых компетенций // Учет цифровых технологий в профессиональных стандартах: [сайт], 2023. -URL: https://profstandart.rosmintrud.rU/upload/medialibrary/ff9/12.l 1.2020.pdf (дата обращения: 06.06.2023)

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://base.garant.ru/71344998/53fB9421 bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/?ysclid=liktcjsygb459200367 (дата обращения: 06.06.2023)

9. Чистяков, M.B. Применение электронного учебного пособия при обучении физике и информационным технологиям в Курском государственном медицинском университете / М.В. Чистяков, Г.И Горюшкин // Информатизация непрерывного образования - 2018: материалы Международной научной конференции / под общ. Ред. В.В. Гришкуна. -Москва: РУДН, 2018. - С. 229-232

10. Шпилько, И.В. Использование электронных пособий / И.В. Шпилько // Экономика и социум. - 2015. - №2-5 (163). -С. 163-164

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Зыков Игорь Евгеньевич

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Грек Ирина Юрьевна

ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Федорова Любовь Валерьевна

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (г. Москва)

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Раскрыт потенциал групповых форм работы на занятиях по биологии в средней школе. Приведены эффективные варианты групповой работы на уроках, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделено игровым элементам занятий по биологии, которые могут быть реализованы посредством групповой деятельности учащихся. Рассмотрены возможности адаптации групповых форм работы к различным типам уроков (урок-объяснение нового материала, уроки повторения и закрепления знаний, уроки, нацеленные на подготовку к итоговым мероприятиям).

Ключевые слова: групповая работа, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, биология, обучающиеся средней школы.

Annotation. The potential of group forms of work in biology classes in high school revealed. Bffective options for group work in the classroom, including using information and communication technologies, are given. Special attention paid to the game elements of biology classes, which can implemented through group activities of students. The possibilities of adapting group forms of work to different types of lessons considered (lesson-explanation of new material, lessons of repetition and consolidation of knowledge, lessons aimed at preparing for final events).

Key words: group work, game technologies, information and communication technologies, technology of cooperation, biology, high school students.

Введение. Современное школьное образование претерпевает трансформации, детерминированные требованиями обновленных Стандартов, фиксирующих перечень планируемых результатов обучения; тяготением школьной системы к технологическому подходу в процессе трансляции знаний; а также необходимостью организации деятельности учащихся с учетом важности развития наддисциплинарных умений. Групповые формы работы на уроке обладают большим потенциалом в формировании личностно и учебно значимых качеств обучающихся. Они базируются на технологии сотрудничества, что позволяет развивать в учениках чувство сплоченности и единства, учат рационально распределять роли в микроколлективе, общими усилиями добиваться поставленной цели. Кроме того, групповая работа:

- способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий (УДД), поскольку предполагает взаимодействие между участниками микроколлектива, состоящего обычно из 5-7 человек [9];

- обучает работе с различными источниками информации (развитию навыков исследовательской деятельности, востребованных на последующих этапах обучения);

- укрепляет позиции личностно-ориентированного и дифференцированного подхода [3];

- повышает познавательную активность школьников [2].

Таким образом, современный урок уже не мыслится исследователями и педагогами-практиками в качестве занятия, где происходит исключительно усвоение теоретических основ науки, - в его рамках идет активное развитие творческих способностей школьников, их поисковых и исследовательских навыков [11]. Применение групповых форм деятельности в средней школе плодотворно влияет на организацию и структуру учебного занятия по биологии.

Изложение основного материала статьи. Групповые формы деятельности особенно актуальны в рамках реализации учителем проблемного обучения, которое рассматривается сегодняшней дидактикой как перспективная, обладающая большим потенциалом в развитии самостоятельности школьников образовательная технология [7, 10]. Они способствуют коллективному достижению общей цели, являющейся центральным вопросом урока.

Использование потенциала групповой формы работы можно рассмотреть на примере изучения темы «Обмен веществ» в 8 классе средней общеобразовательной школы. На основании информации из Интернет-ресурсов, предлагаемых учителем посредством гиперссылок, а также сведений из учебника обучающиеся самостоятельно формулируют основные биологические понятия темы урока (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты как основные органические вещества клетки, энергетический и пластический обмен и т.д.), составляют тезисы, вычлененные из разных источников, представляют необходимые записи для фиксации классом в тетрадях. Изучение материала происходит коллективно: несколько человек из группы получают задачу сократить текст, другие - сделать краткие записи, один ученик - выступить с мини-сообщением у доски.

Особый интерес у школьников вызывают задания, направленные на создание творческого «продукта» групповой деятельности. Здесь актуально использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Инфографики, схемы, таблицы и презентации выполняются обучающимися за счет функционала компьютерных графических редакторов, поиск необходимого иллюстративного материала осуществляется в сети Интернет или они предлагаются преподавателем в готовом виде. Так, по итогам освоения цикла тем об особенностях строения и функционирования пищеварительной системы учитель может предложить группам создать схему «рыбья кость» («fishbone»), демонстрирующую процесс преобразования пищи в энергию. Схема будет представлять собой в буквальном смысле «рыбий скелет», в голове которого обозначен основной объект исследования, на верхних косточках выписаны те или иные части рассматриваемой проблемы, на нижних - возможные источники, раскрывающие ее суть.

Данная схема применима и в рамках тем, затрагивающих аспекты истории вопроса о формировании какого-либо биологического понятия (в частности, клеточной теории, теории эволюции, наследственной изменчивости и т.д.) Этот метод лучше использовать на обобщающих уроках, когда надо собрать полученную информацию воедино. Особенно эффективной оказывается защита мини-проектов, порождающая большой интерес и живой отклик в среде школьников.

Гели учебная аудитория оборудована компьютерами, подключенными к локальной сети, а преподаватель может автоматически управлять деятельностью класса посредством специализированной компьютерной программы, групповая форма работы может быть адаптирована и под данный формат обучения. В таком случае группы помещаются в виртуальные комнаты, где и происходит их совместная деятельность по сбору и преобразованию информации.

Особый потенциал групповых форм деятельности обнаруживается при реализации принципа дифференцированного обучения, когда в состав групп учитель включает школьников с неодинаковым, но сопоставимым уровнем подготовки. В этом случае у него появляется возможность использовать в микроколлективе ранжированные по степени сложности учебные задачи. Так, более слабые обучающиеся могут ограничиться текстом учебника, тогда как более сильным следует предложить работу с дополнительными материалами справочного характера. Следует отметить, что при организации групповой работы, имеющей своей целью создание творческого «продукта» деятельности, целесообразно включать в состав групп учеников с разным уровнем подготовки по предмету, что позволит учителю реализовать ситуацию успеха на занятии: более сильные обучающиеся окажут поддержку своим одноклассникам, менее сильные получат возможность для саморефлексии деятельности, что впоследствии может стать инструментом влияния на степень познавательного интереса к дисциплине и мотивации к ее изучению.

Одним из эффективных подходов в организации занятий по биологии в средней школе оказывается использование игровых технологий, как в классическом понимании (викторины, разгадывание кроссвордов и сканвордов, интеллектуальные конкурсы и т.д.), так и в инновационном (игры, базирующиеся на применении ИКТ). Популярной на сегодняшний день в среде практикующих педагогов является квест-технология, которая активно используется в рамках преподавания биологии. Учителем предварительно составляется маршрут (карта), где размещаются необходимые для прохождения учениками станции. Такая форма организации занятия позволяет в рамках одного урока предложить для выполнения разнообразные задания, ориентированные на актуализацию уже имеющихся у школьников знаний, что активизирует их познавательную деятельность [4, 5], получение новых сведений об изучаемой биологической закономерности, нацеливает на проявление творческих способностей. Так, в процессе изучения темы «Строение и многообразие бактерий» в 5 классе учитель может провести урок-путешествие, где за каждую «станцию» отвечает отдельная группа обучающихся, предварительно подготовившаяся к ответу на вопросы в виде небольших сообщений («Строение бактерий», «Типы и формы бактерий», «Распространение бактерий», «Роль бактерий в природе и жизни человека») по материалам учебника. Во время выступления представители от каждой группы предлагают краткие сведения для записи. Учитель готовит небольшие тексты, таблицы и схемы с пропусками, которые школьникам необходимо заполнить в процессе выступления одноклассника. В качестве творческого задания в конце занятия педагог может предложить изобразить различные формы бактерий, сделать соответствующие надписи к иллюстрациям, а также коллективно в рамках рабочей группы сформулировать рекомендации для профилактики заболеваний, связанных с попаданием бактерий в организм человека.

Групповые формы работы могут быть эффективно использованы при проведении занятий в формате популярной игры «Геокешинг», предполагающей поиск спрятанных соперниками «тайников» [1]. Такая форма работы плодотворна в рамках игровых уроков по итогам освоения цикла тем, при повторении пройденного материала, при подготовке к срезовым и контрольным испытаниям, например, по результатам изучения тем о системах органов организма человека в 8 классе. Команды-участники такого игрового занятия «путешествуют» не по карте местности, а по организму человека, схематично представленного на плакате или слайде презентации. После короткого совещания между членами группы, обучающиеся словесно описывают то место в организме, где они спрятали свой «тайник», но не называют его. В частности, при обозначении выбранной системы органов учащиеся обращаются к ее функциям, последствиям нарушения ее работы, ключевым биологическим терминам, с которыми они познакомились в ходе освоения цикла тем.

Такие формы организации групповой работы на уроке биологии решают не только учебные задачи. В процессе обсуждения в группе или итогового выступления участников микроколлектива происходит их межличностное взаимодействие. Активная коммуникативная практика на занятии положительно сказывается на формировании у школьников метапредметных связей в результате обучения. Вызывает интерес наблюдение H.H. Мининой, К.О. Ахтареева, И.В. Согриной, которые справедливо, с нашей точки зрения, полагают, что современное содержание дисциплины «Биология» испытывает недостаток заданий на развитие устно-речевого развития школьников (это стало особенно актуальным в свете введения устного собеседования по русскому языку как обязательного доя всех учащихся 9 классов) [8]. Следовательно, обращение преподавателя к групповому формату работы в структуре аудиторного занятия по биологии способствует частичному решению и этой развивающей задачи школьного образования.

Эффективно в процессе изучения рассматриваемой дисциплины и выполнение школьниками групповых проектов в рамках реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся под непосредственным руководством преподавателя. Проектная технология имеет глубокое теоретическое осмысление в дидактике, а ее потенциал высоко ценится преподавателями-практиками, поскольку она обладает широким воздействующим эффектом на формирование таких личностно важных качеств, как саморазвитие и самосовершенствование, способствует укреплению основ экологической, биологической, природоохранной грамотности и компетентности [6].

Участники проекта (2-3 человека) должны коллективно приходить к решению какой-либо научной проблемы. Такой подход плодотворно влияет на развитие навыков сотрудничества, стимулирует познавательную активность школьников, самостоятельность, внимание, актуализирует критическое мышление, учит адекватно оценивать результаты собственной деятельности и достижения каждого из участников рабочей группы. Выполнение групповых проектов позволяет школьникам осознать значимость изучения биологии в современной системе общего среднего образования, которое формирует в них стремление к самостоятельному познанию законов и закономерностей развития живой природы, в том числе и с учетом междисциплинарного подхода. Именно такие тематики исследовательских работ обладают большей теоретической и практической значимостью, подключают накопленный знаниевый опыт из различных областей наук, что формирует в представлении обучающихся образ единой научной картины мира.

Выводы. Разнообразие групповой деятельности школьников на занятиях по биологии детерминируется технологическим подходом к организации работы на уроке. Групповая деятельность плодотворна в условиях применения проектно-исследовательской технологии (выполнение групповых проектов во внеурочное время, а также мини-проектов в рамках аудиторных занятий), использования игровых элементов, проблемного обучения, средств ИКТ. Взаимодействие обучающихся внутри специально организованных преподавателем групп обладает большим развивающим потенциалом, поскольку:

- активно вовлекает в учебный процесс коммуникативные, творческие интеллектуальные силы школьников;

- предоставляет возможность реализовать дифференцированный подход к выполнению заданий как для того, чтобы уравнять силы (в группах учащихся с разным уровнем базовой подготовки по предмету), так и ранжировать задания по уровню сложности;

- вырабатывает навыки работы в команде, дает возможность проявить обучающимся лидерские качества, формирует представления о важности собственной роли каждого из участников группы в достижении общей цели деятельности, получении конечного качественного продукта;

- развивает навыки тайм-менеджмента, критического, абстрактного мышления, внимательности и ответственности за коллективное дело.

Использование педагогом разнообразных форм групповой деятельности школьников на занятиях по биологии способствует осознанию учениками себя в качестве активных субъектов образовательных отношений, поскольку подразумевает большую степень самостоятельности в решении учебных задач, что оказывается более плодотворным, чем трансляция теоретических сведений учителем, а, следовательно, влияет на степень достижения результатов обучения. Групповые формы работы могут быть адаптированы для различных по типу уроков (урок-объяснение нового материала, уроки повторения и закрепления знаний, уроки, нацеленные на подготовку к итоговым мероприятиям), что позволяет внести элементы интерактивности и развлекательности в каждое занятие, снимает психологическое напряжение, формирует комфортный психологический климат и атмосферу дружелюбия и сотрудничества в классе.

Литература:

1. Бем, H.A. Геокешинг в контексте современного образования / H.A. Бем, Г.В. Тяпкина, С.В Синаторов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №7-2 (49). - С. 6-7

2. Бублий, Н.Г. Исследование в действии: Как групповая работа способствует познавательной активности учащихся на уроке биологии / Н.Г. Бублий // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 49. -С. 89-104

3. Грек, И.Ю. Групповые формы работы в реализации интерактивных образовательных технологий на уроках биологии / И.Ю. Грек // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары: ООО ИД Среда, 2022. - С. 162-165

4. Зыков, И.В. Виртуальная экскурсия как вид проектной деятельности / И.В. Зыков, Ю.А. Ющенко, А.И. Шурыгина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-3. - С. 81-85

5. Иванова, Т.В. Семинарское занятие по биологии как форма интерактивного обучения школьников / Т.В. Иванова, Т.Н. Чистякова // Биологические науки в школе и вузе. -2015. - № 16,- С. 47-54

6. Кокенко, О.Н. Организация группового проекта в рамках ФГОС / О.Н. Кокенко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. -2017. - № 2. - С. 87-92

7. Мешкова, Г.А. Проблемное обучение как одна из современных технологий обучения / Г.А. Мешкова // Modern science. -2019. - № 4-3. - С. 98-101

8. Минина, H.H. Метапредметные результаты обучения биологии и химии / H.H. Минина, К.О. Ахтареев, И.В. Согрина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28675

9. Неустроев, Н.Д. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе / Н.Д. Неустроев, H.H. Гаврильева // Педагогика. Психология. Философия. - 2017. - № 2 (06). - С. 28-33

10. Семенов, A.A. Становление и развитие школьного биологического образования в современной России / A.A. Семенов, X. Сайто // Самарский научный вестник. - 2018. - Т.7. - № 3 (24). - С. 339-343

11. Теремов, A.B. О разработке концепции биологического образования школьников в Российской Федерации / A.B. Теремов, С.К. Пятунина // Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы X Всероссийской с международным участием научно-методической конференции. - М., 2019. - С. 326-333

Педагогика

УДК 796/799

кандидат педагогических наук, доцент Иванов Сергей Меркурьевич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха); кандидат педагогических наук Дуюнов Евгений Александрович Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха); кандидат педагогических наук Сорокин Константин Викторович Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (г. Балашиха)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ

УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема физической подготовки личного состава разведывательных подразделений в процессе учебно-боевой деятельности. Приводится анализ проведенных исследований по проблематике повышения боеспособности у военнослужащих различных родов и видов войск. Затрагивается полученный опыт боевых действий, который свидетельствует о недостаточной подготовке войск к выполнению боевых задач. Ставится вопрос об актуальности разработки специальных комплексных программ физических упражнений, адекватных содержанию, структуре и объему боевых приемов и действий в различных элементах боя при решении конкретных боевых задач. О многогранном процессе, в котором используются различные средства, формы и методы. И то, что педагогический процесс совершенствования физических способностей военнослужащих связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Конечно же изучается в статье актуальность физической подготовки, которая обусловлена различными факторами. В ней также раскрывается понимание механизма взаимосвязей между физической подготовленностью и результатами учебно-боевой деятельности. Разбирается учебно-боевая деятельность военнослужащих при выполнении физических упражнений. Изучаются высокая и недостаточная физическая готовность.

Ключевые слова: физическая подготовка и воспитание, занятия по физической культуре, мотив, интерес, показатели образа жизни, период обучения.

Annotation. The article deals with the problem of physical training of personnel of intelligence units in the process of combat training. The analysis of the above studies on the problems of improving combat capability in military personnel of various kinds and types of troops is given. The experience gained in combat operations is touched upon, which indicates insufficient training of troops to perform combat tasks. The question is raised about the relevance of developing special comprehensive programs for physical exercises adequate to the content, structure and volume of combat techniques and actions in various elements of combat when solving specific combat tasks. About many-sided process in which various means, forms and methods are used. And the fact that pedagogical process of improvement of physical abilities of the military personnel is connected with direct impact on biological human nature. Of course the relevance of physical training which is caused by various factors is studied in article. In it the understanding of the mechanism of interrelations between physical fitness and results of educational and fighting activity also reveals. Educational and fighting activity of the military personnel when performing physical exercises understands. Are studied high and insufficient physical readiness. Functional systems, specific to them, are formed.

Key words: physical training and education, physical education lessons, motive, interest, lifestyle indicators, training period.

Введение. Проблема повышения уровня физической подготовленности военнослужащих к профессиональной деятельности всегда была актуальной, а в современных условиях приобрела особую значимость.

Существующие средства и организация физической подготовки не в полной мере учитывают характер и требования высокоинтенсивных и объемных комплексных боевых действий к их организму при отработке различных элементов боя в решении конкретных боевых задач на различных этапах слаживания подразделений. Это характерно и для системы контроля за уровнем физической подготовленности. Все это затрудняет реализацию объективной необходимости подчинения процесса физического совершенствования военнослужащих интересам повышения боеспособности. Исследования ряда авторов в этом направлении не исчерпали всех возможностей интенсификации физической подготовки.

Ряд исследований, проведенных в последние годы, показывает положительный эффект применения рассмотренных положений для совершенствования системы физической подготовки. Это касается подчинения этапности проведения физической подготовки соответственно этапам боевой подготовки и применения различных вариантов комплексных действий в физической подготовке военнослужащих. А.В. Курбатов (1988) обосновал систему планирования физической подготовки в тесном взаимодействии с этапностью прохождения программного материала по тактике [3, С. 62]. Экспериментальная проверка его программы физической подготовки показала положительные стороны такого планирования для повышения боевой и физической подготовленности.

Г.Н. Блахин (1987) экспериментально обосновал, что использование в системе физической подготовки мотострелков комплексных упражнений из арсенала тренировочных средств военных троеборцев имеет положительный эффект при их подготовке к боевой деятельности [1, С. 255]. Тем не менее, средства тренировки военных троеборцев недостаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.