Научная статья на тему 'Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и ее влияние на формирование коммуникативных УУД'

Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и ее влияние на формирование коммуникативных УУД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД / INDIVIDUAL-GROUP ACTIVITIES / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATIVE MULTIPURPOSE LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юшина Елена Владимировна

Целью работы является актуализация особенностей организации индивидуально-групповой деятельности обучающихся на разных этапах формирования коммуникативных УУД. Автором осуществлены наблюдения за изменением уровня сформированности коммуникативных УУД школьников при работе в постоянных группах на различных этапах организации групповой работы. По итогам исследования автором сделан вывод о том, что систематическое применение индивидуально-групповой формы обучения на уроках биологии даёт положительный результат в процессе освоения обучающимися образовательной программы по предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юшина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL-GROUP EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AT THE LESSONS OF BIOLOGY AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF COMMUNICATIVE MULTIPURPOSE LEARNING ACTIVITIES

The aim of the article is to update the features of the organization of individual and group activities of students at different stages of the formation of communicative multipurpose learning activities. The author observes the changes in the level of formation of communicative multipurpose learning activities of schoolchildren while working in permanent groups at different stages of the organization of group work. According to the results of the study the author concludes that the systematic use of individual-group form of education in biology lessons gives a positive result in the process of mastering the educational program on the subject.

Текст научной работы на тему «Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и ее влияние на формирование коммуникативных УУД»

УДК 371.31, 372.857

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-59-65

организация индивидуАльно-групповоЙ учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и ее влияние на формирование коммуникативных ууд

Юшина Е. В.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. Целью работы является актуализация особенностей организации индивидуально-групповой деятельности обучающихся на разных этапах формирования коммуникативных УУД. Автором осуществлены наблюдения за изменением уровня сформированности коммуникативных УУД школьников при работе в постоянных группах на различных этапах организации групповой работы. По итогам исследования автором сделан вывод о том, что систематическое применение индивидуально-групповой формы обучения на уроках биологии даёт положительный результат в процессе освоения обучающимися образовательной программы по предмету.

Ключевые слова: индивидуально-групповая деятельность, коммуникативная культура, коммуникативные УУД

ORGANIZATION OF INDIVIDuAL-GROuP EDuCATIONAL AND COGNITIVE

activity of students at the lessons of biology and its influence on the formation of communicative multipurpose learning

ACTIVITIEs

E. Yushina

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region, 141014, Russian Federation

Abstract. The aim of the article is to update the features of the organization of individual and group activities of students at different stages of the formation of communicative multipurpose learning activities. The author observes the changes in the level of formation of communicative multipurpose learning activities of schoolchildren while working in permanent groups at different stages of the organization of group work. According to the results of the study the author concludes that the systematic use of individual-group form of education in biology lessons gives a positive result in the process of mastering the educational program on the subject.

Keywords: individual-group activities, communicative culture, communicative multipurpose learning activities.

Введение

Вопрос о формировании коммуникативных УУД обучающихся в рамках образовательного процесса поднимается педагогами всё чаще не только по тому, что этого требует Федеральный государственный образовательный стандарт, но и потому, что умения выстраивать коммуникации требует современное общество, частью которо-

© CC BY Юшина Е. В., 2019.

го является каждый из нас. У современного подростка предостаточно технических средств для выстраивания коммуникаций с окружающими его людьми. Каждый мессенджер и каждая социальная сеть, вовлекая человека, предлагает ему облегчённые способы передачи информации: смайлики, иконки, символы. Таким образом, мы получили целое поколение, которое не умеет чётко и понятно формулировать свою мысль в словесной форме. Практика показывает, что обучающийся на вопрос учителя по изучаемой теме поднимает руку для ответа, но в итоге не может дать полный и понятный ответ, что, по нашим наблюдениям, связано не с отсутствием знаний, а с затруднением в формулировании своего устного ответа.

Необходимо понимать, что умение выстраивать коммуникации формируется у человека на протяжении всей его жизни. Общительность человека, как индивидуальная особенность, не всегда говорит о высоком уровне сформирован-ности его коммуникативной культуры. В связи с этим одной из задач образовательного процесса в школе педагоги видят формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, которые помогли бы школьникам в процессе выстраивания коммуникаций. «Большинство недоразумений, возникающих при коммуникации, - это "неправильное" прочтение, разная интерпретация одних и тех же слов» [8, с. 137]. Умение школьника не только услышать и правильно понять информацию, но и транслировать её в полном объёме и в правильном контексте делает его более успешным в рамках учебной деятельности и в процессе общения со сверстниками и учителями [1, с. 50].

Для того чтобы научить человека общаться, необходимо создать определённые условия для формирования данного умения. Для подростка такие условия должны создаваться, в первую очередь, в школе, ведь именно здесь он проводит большую часть дня, общается с наиболь-

шим количеством сверстников. Именно в школе педагог имеет возможность контролировать процесс формирования коммуникативной культуры обучающихся и в случае необходимости своевременно и ненавязчиво вносить коррективы [5].

Одним из способов создания условий в школе для формирования коммуникативных УУД обучающихся является организация индивидуально-групповой деятельности на уроках. Такая деятельность ставит обучающихся в условия взаимозависимости, а значит, включает их в процесс общения, при этом педагог имеет возможность контролировать данный процесс от начала и до конца.

Изучение биологии в школе предполагает постоянное обращение к знаниям, полученным на предыдущих уроках, за счёт чего выстраиваются причинно-следственные связи, раскрывающие перед обучающимися новые знания [4]. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий важно, что в ходе урока поиск решения учебных задач осуществляется не индивидуально, а во взаимодействии всех участников группы, что позволяет школьникам и сокращать время на выстраивание взаимосвязи между изучаемыми темами, и транслировать свои знания, углубляя их за счёт обсуждения всем коллективом. Индивидуально-групповая деятельность предполагает, что внутри группы происходит распределение функций, при этом каждый участник группы, выполняя своё задание, отвечает за определённую часть общей задачи, т. е. несёт ответственность за целостность общего результата. При этом полученный результат сначала выносится на обсуждение внутри группы и только потом обсуждается с классом и учителем. Такая последовательность позволяет обучающимся самостоятельно найти правильный ответ, услышать несколько точек зрения по теме, расширить и скорректировать свои знания.

Применение данной формы работы на уроках биологии создаёт условия, способ-

V6V

ствующие выстраиванию партнёрских взаимосвязей не только внутри групп, но между группами. При этом учитель корректирует деятельность каждого обучающегося ненавязчиво, через решение поставленных перед группой учащихся образовательных задач. Важным моментом является и тот факт, что обучающиеся учатся взаимодействовать с учителем, а выстраиваемые отношения приобретают характер сотрудничества [2, с. 26].

Сотрудничество обучающихся в рамках индивидуально-групповой работы происходит под контролем учителя, который проводит постоянную коррекцию не только заданий, но и функциональных обязанности участников группы. Педагогу важно не пропустить наступления момента, когда задания и функциональные обязанности обучающихся в группе становятся для них понятными и постижимыми. С этого момента задания можно усложнять, а также ненавязчиво перераспределять роли внутри группы. Это очень тонкая педагогическая задача, так как в группах, где обучающиеся имеют разный уровень знаний, они в разное время готовы двигаться дальше, а если мы имеем дело с группами, которые сформированы из обучающихся с одним уровнем знаний, то разные группы класса неодновременно осваивают учебный материал [3, с. 43].

Педагогические наблюдения показывают, что групповая работа на уроках биологии формирует у обучающихся умение планировать свою индивидуальную, а также коллективную деятельность, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самостоятельность и умение отстаивать свою точку зрения, умение выстраивать аргументированный диалог, а ведь именно эти навыки позволяют делать выводы об уровне сформирован-ности коммуникативных УУД обучающихся.

На разных этапах формирования коммуникативных УУД обучающихся можно наблюдать и разный уровень общения,

который лишь со временем приобретает черты полноценного диалога. Систематичность в организации групповой работы позволяет педагогу наблюдать, как обучающиеся учатся формулировать общие цели, ищут и находят пути для их реализации, обсуждают возможное применение полученных знаний в жизни.

Этапы формирования коммуникативных УУД обучающихся и особенности организации познавательной деятельности

Если отслеживать процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, наблюдая за ними в течение одного учебного года, при условии систематической организации учебной работы в постоянных группах, этот период можно условно разделить на 3 этапа: подготовительный, поисковый и результативный.

Подготовительный этап начинается с первых уроков, организованных с использованием индивидуально-групповой формы обучения, т. е. в самом начале учебного года. Этот этап включает в себя деление класса на группы и последующее внесение корректировок в состав постоянных групп. Успех всей будущей учебной деятельности во многом будет зависеть от того, как будут укомплектованы группы, а значит, и каким образом в них будет организована работа.

В основе формирования групп лежат задачи, которые ставит перед собой и классом педагог в процессе индивидуально-групповой работы. Конечно, все группы, образованные внутри классного коллектива, не могут выполнять поставленные задачи на одном уровне, поэтому к формированию групп, а также к оценке их деятельности необходимо подходить индивидуально. По своей структуре группы могут быть основаны на рейтинге обучающихся класса: гомогенные и гетерогенные; могут быть основаны на гендерном признаке; могут опираться на межличностные отношения между об-

учающимися. Все виды деления имеют свои положительные и отрицательные стороны. Исходя из практики, отметим, что наиболее эффективно зарекомендовало себя деление, основанное на рейтинге обучающихся. Особенности работы в классе, где обучающиеся разделены на гетерогенные группы, будут заключаться в том, что большинство групп будет выполнять одноуровневые задания, а при делении на гомогенные группы часть групп будет выполнять задания с опережением, а часть - с отставанием.

Если педагог не первый год преподаёт в данном классе, он хорошо знает обучающихся и имеет возможность распределить группы в зависимости от тех задач, которые он ставит перед каждой группой в отдельности и перед всем классом в целом. Однако может сложиться и такая ситуация, что подготовительный период будет включать в себя изучение всей первой главы учебника, т. е. от двух до шести параграфов. Для этого в процессе изучения первых учебных тем группы формируются в произвольном порядке, но после подведения итогов изучения первой главы, педагог, получив первые результаты, вносит коррективы в их состав. Важно, что при переходе к поисковому этапу уже сформированы постоянные группы, состав которых будет сохраняться до конца года [6].

Поисковый этап включает в себя основную часть учебного года, в ходе которой обучающиеся учатся результативно взаимодействовать друг с другом и учителем. Данный этап неоднороден, несмотря на то, что на его протяжении основной задачей является поиск путей позитивного взаимодействия участников группы. Если посмотреть на инструктивные карты в начале года и в конце года, мы увидим множество различий, которые будут заключаться не только в количестве заданий, которые обучающиеся должны будут выполнить за урок, но и в том, что качественная составляющая этих заданий будет разной. В начале года

задания будут направлены больше на формирование умения совместно найти решение обозначенных проблем, а также на поиск возможности сократить время решения этих проблем, но чем дальше мы продвигаемся в освоении программы, тем сложнее задачи ставит учитель перед обучающимися. К таким задачам мы относим выявление причинно-следственных связей биологических явлений, умение делать выводы на основе знаний о систематике и классификации, а также прогнозировать. Например, в начале года инструктивная карта содержит больше заданий, направленных на изучение строения объекта и его физических свойств, а в конце года большинство заданий будут практико-ориентированными, а строение и физические свойства объекта будут изучаться в контексте выявления причинно-следственных связей.

На данном этапе педагогическое наблюдение играет самую важную роль, так как именно его результаты, в первую очередь, позволяют учителю вносить коррективы в задания, повышать их сложность, оценивать степень необходимой педагогической поддержки отдельным обучающимся или группам.

Результативный этап не существует сам по себе, а является логическим продолжением поискового этапа. Важно отметить, что с целью отслеживания динамики результатов контрольные срезы проводятся учителем на протяжении всего года, т. е. в конце каждой главы учебника. Результативный этап необходим для сравнения уровней сформированности именно коммуникативных УУД обучающихся в начале года, на его протяжении и в конце. Анализируя итоговые оценки I, II и III триместров, отмечаем, что в классах, в которых применяется индивидуально-групповая методика познавательной деятельности обучающихся, присутствует положительная динамика. Уровень положительных оценок «отлично» и «хорошо» повысился, в зависимости от класса» на 7-11 %, тогда как в контрольных классах

этот уровень колеблется в соотношении 2 %, причём как в положительном, так и в отрицательном направлении в зависимости от триместра обучения.

Уровень сформированности коммуникативных УУД определяется по известным параметрам, но если говорить о каждом конкретном уроке и сравнивать взаимодействие обучающихся внутри групп на протяжении года, то учитель прежде всего обращает внимание на следующие факторы: количество выполняемых группой заданий за урок, уровень выполнения данных заданий, умение распределить функции внутри группы для сокращения времени выполнения задания, умение пользоваться интернет-источниками [9; 10], умение в полном объёме транслировать полученную информацию внутри группы, умение озвучить и обосновать командный результат, умение брать ответственность за полученный результат, а также, при необходимости, заменить лидера без снижения качества результата. Умение транслировать результат групповой работы - один из основных критериев сформирован-ности коммуникативных УУД. О высоком уровне сформированности данного умения можно говорить при условии, что обучающийся научился слышать аргументы участников своей группы, систематизировать полученную информацию, выбирая из неё главное, относящееся к сути вопроса, а также способен публично выступать, отвечая на вопросы, защищая командную точку зрения и на высоком уровне владеет информацией по теме. Довольно высокие требования к одному критерию, но формирование каждого навыка способствует формированию и других навыков, что делает обучающегося более успешным в освоении учебной программы.

Ещё одним немаловажным критерием является умение самостоятельно найти решение поставленных учебных задач - это один из критериев сформирован-

ности коммуникативных УУД обучающихся всей группы. «Самостоятельность является важнейшим показателем продуктивной познавательной деятельности. Насколько она сформирована у учащихся, мы можем судить по выполнению ими того или иного познавательного акта» [5, с. 16].

Очевидно, что индивидуально-групповая учебная деятельность расширяет возможности общения обучающихся друг с другом в рамках урока. Такая форма сотрудничества позволяет школьникам не только рассчитывать на взаимопомощь, но и помогать другим участникам группы, транслируя свои знания. Работа в группе создаёт возможность объединить усилия и действовать согласованно, нести совместную и индивидуальную ответственность за общий результат, оценивать индивидуальный вклад в совместную работу каждого участника команды.

Федеральный государственный образовательный стандарт не зря уделяет значительное внимание формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся наравне с формированием познавательных, регулятивных и личностных УУД. Это связано с тем, что умение общаться, способствует формированию гармоничной высокомотивированной личности, которая способна применять полученные знания на практике, а также расширять свой кругозор, постоянно совершенствуя свои умения и навыки в различных областях [7]. В условиях глобализации мира невозможно быть оторванным от окружающей действительности, невозможно полноценно обучаться совершенно самостоятельно, не принимая участия в процессах получения и передачи информации от человека человеку. Способствуя формированию коммуникативных УУД обучающихся, педагог также способствует становлению успешной личности.

Статья поступила в редакцию 04.06.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Антопольская Т. А., Байбакова О. Ю., Соболева О. В. Роль педагога в социально-коммуникативном развитии младших школьников // Педагогическое образование и наука. 2018. № 1. С. 49-53.

2. Брыкин Ю. В. Технология управления организацией индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 27-29 октября 2016 г. М., 2016. С. 25-28.

3. Дмитриева Т. А., Ефимова Т. М. Индивидуально-групповая деятельность обучающихся в условиях реализации требований ФГОС // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 27-29 октября 2016 г. М., 2016. С. 38-44.

4. Закинов Э. Ю. Основные факторы успеваемости и неуспеваемости в учёбе // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко, 14-15 марта 2019 г. М., Ярославль, 2019. С. 423-429.

5. Пасечник В. В. Биология: методика индивидуально-групповой деятельности: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М., 2016. 109 с.

6. Пасечник В. В. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении // Педагогическое образование и наука. 2017. № 5. С. 7-10.

7. Ребрикова Н. В. Компетентностный подход в образовании // Реформы российского образования и перспективы инновационных образовательных технологий. 2014. С. 47-52.

8. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 2. / под общ. ред. Л. И. Семиной. М.,

9. Хайбулина К. В. Методика использования средств информационных технологий при индивидуально-групповой деятельности на уроках биологии // Актуальные проблемы биологической и химической экологии: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Мытищи, 26-28 февраля 2019 г. М., 2019. С. 386-390.

10. Шевченко С. Д. Методические особенности использования информационных технологий в обучении биологии // Актуальные проблемы биологической и химической экологии: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Мытищи, 26-28 февраля 2019 г. М., 2019. С. 390-393.

1. Antopol'skaya T. A., Baibakova O. Yu., Soboleva O. V. [The role of the teacher in social-communicative development of younger students]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2018, no. 1, pp. 49-53.

2. Brykin Yu. V. [Technology of managing the organization of students' individual-group learning and cognitive activity]. In: Aktual'nye problemy metodiki prepodavaniya biologii, khimii i ekologii v shkole i vuze: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 27-29 ok-tyabrya 2016g. [Actual problems of teaching methods of biology, chemistry and ecology at school and university: collection of materials of International scientific-practical conference, Moscow, October 27-29th, 2016]. Moscow, 2016, pp. 25-28.

3. Dmitrieva T. A., Efimova T. M. [Individual-group activities of students in the conditions of FSES requirements implementation]. In: Aktual'nye problemy metodiki prepodavaniya biologii, khimii i ekologii v shkole i vuze: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 27-29 oktyabrya 2016 g. [Actual problems of teaching methods of biology, chemistry and ecology at school and university: collection of materials of International scientific-practical conference, Moscow, October 27-29th, 2016]. Moscow, 2016, pp. 38-44.

4. Zakinov E. Yu. [The main factors of achievement and underachievement in school]. In: Profession-alizm pedagoga: sushchnost', soderzhanie, perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 130-letiyu so dnya rozhdeniya A. S. Makarenko, 14-15 marta 2019 g. [Professionalism of teachers: essence, content, perspectives of development: materials of international scientific-practical conference dedicated to A. S. Makarenko's 130-anniversary, March 14-15th, 2019]. Moscow, Yaroslavl, 2019, pp. 423-429.

2002. 408 с.

REFERENCES

5. Pasechnik V. V. Biologiya: metodika individual'no-gruppovoi deyatel'nosti [Biology: the technique of individual-group activities]. Moscow, 2016. 109 p.

6. Pasechnik V. V. [Implementation of system-activity approach in education]. In: Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2017, no. 5, pp. 7-10.

7. Rebrikova N. V. [Competence approach in education]. In: Reformy rossiiskogo obrazovaniya i pers-pektivy innovatsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Reform of Russian education and prospects of innovative educational technologies]. 2014, pp. 47-52.

8. Semina L. I., ed. Uchitel' i uchenik: vozmozhnost' dialoga i ponimaniya. T. 2 [Teacher and student: the possibility of dialogue and understanding. Vol. 2]. Moscow, 2002. 408 p.

9. Khaibulina K. V. [The technique of using the information technology means in individual and group activities in biology lessons]. In: Aktual'nye problemy biologicheskoi i khimicheskoi ekologii: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Mytishchi, 26-28 fevralya 2019 g. [Actual problems of biological and chemical ecology: proceedings of the VI International scientific-practical conference, Mytishchi, February 26-28th, 2019]. Moscow, 2019, pp. 386-390.

10. Shevchenko S. D. [Methodical peculiarities of using information technologies in teaching biology]. In: Aktual'nye problemy biologicheskoi i khimicheskoi ekologii: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Mytishchi, 26-28 fevralya 2019 g. [Actual problems of biological and chemical ecology: proceedings of the VI International scientific-practical conference, Mytishchi, February 26-28, 2019]. Moscow, 2019, pp. 390-393.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Юшина Елена Владимировна - аспирант кафедры методики преподавания биологии, химии и экологии Московского государственного областного университета, учитель биологии ГБОУ Школы № 2097 г. Москвы; e-mail: iushinaelena@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena V. Yushina - post-graduate student of the Department of methods of teaching biology, chemistry and ecology, Moscow Region State University, teacher of biology SBEI of Moscow «School # 2097»; e-mail: iushinaelena@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Юшина Е. В. Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и её влияние на формирование коммуникативных УУД // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 4. С. 59-65. Э01: 10.18384/2310-7219-2019-4-59-65

FOR CITATION

E. Yushina. Organization of individual-group educational and cognitive activity of students at the lessons of biology and its influence on the formation of communicative multipurpose learning activities. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 4, pp. 59-65. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-59-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.