ти линию обучения с максимальной пользой для ученика, раскрыть перед ним новые горизонты.
В современных условиях беспрецедентной множественности и конкуренции источников текстовой информации исключительно важно разрабатывать для школы инновационные методы и приемы изучения художественной литературы, использующие весь потенциал и силу художественного слова. Но этого будет явно недостаточно без фундаментального пересмотра корпуса художественных произведений для школьного изучения с учетом современного информационного медиапространства, визуальной и звуковой среды, а также возрастных, психологических, социальных, исторических условий. Нужно на государственном уровне признать то, о чем уже давно громко говорят учителя литературы: многие произведения, изучаемые в школе, были написаны для взрослых и не могут вступить в резонанс с детскими умами и сердцами, какими бы инновационными методами их ни изучать. Особенно это касается историко-теоретического курса литературы в 9-11 классах, который уже давно ждет революционных изменений своего содержания на основе принципов доступности и актуальности. Это очень сложная и тонкая задача - поднять планку «взрослости» литературного материала именно на ту высоту, чтобы учащимся определённого возраста было интересно и при этом качество текста не только развлекало, но и давало импульс для их эмоционального и интеллектуального развития. Нужно не бояться включать в школьную программу больше качественной актуальной мировой литературы, проверенной временем, в хороших переводах.
Конечно, школьная программа традиционна и инерционна, это обусловливается не только ментальными факторами, но и уже существующей огромной материальной базой учебников и хрестоматий, поменять которые требует больших капиталовложений. Но без комплексного подхода задачу «возвращения» интереса школьников к изучению литературы не достичь: инновации в форме изучения должны коррелировать с инновациями в содержании. В этом смысле рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» является прекрасным эталоном, отвечающим принципам доступности и актуальности. «Пригласить в мир литературы, не принуждая; развивать, развлекая» - таким может стать девиз будущих преобразований литературного образования в школе.
Важно, чтобы художественное слово стало для ученика стимулом, мягко и ненавязчиво раздвигающим и обогащающим его эмоциональный мир. Способы изучения литературы должны опираться на ее важнейшее свойство - способность вызывать эстетические переживания, жизненно необходимые каждому человеку вне зависимости той эпохи, в которую он живет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авидзба, Р.Л. К вопросу о литературных источниках «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого // Rhema. Рема Выпуск № 3 / 2013. - С. 5-13.
2. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.
3. Толстой, Л.Н. Что такое искусство? // Полное собрание сочинений в 90 томах, т.30. - М.: Художественная литература, 1951.- С. 303-426.
4. Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч. Темпл К. Мередит, Дж. Стил // М., Изд-во ин-та «Открытое общество», 2002. -105 с.
5. Халперн, Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
6. Шишмаренкова, Г.Я. Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на уроке литературы в школе // Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск № 1 / том 2 / 1993. - С. 110-112.
О.Н. Кокенко
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА В РАМКАХ ФГОС
Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации группового проекта в рамках ФГОС. Подробно описываются особенности биологических проектов. Большое внимание уделяется преподаванию биологии в 5 классе в рамках ФГОС. Эта статья окажет значительную помощь учителям биологии в организации проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова: проект, ФГОС, урок, достижения, креативность, преподавание.
O.N. Kokenko
ORGANIZATION OF THE GROUP'S PROJECT IN THE FSES
Abstract. The article describes the features of the organization of the group's project in the FSES. Most of biological projects are described. Much attention is paid to the teaching of biology in the 5th grade in the FSES. This article will be useful to teachers of biology in the organization of project activities of students.
Keywords: project, FSES, lesson, achievements, creativity, teaching of biology.
В современном мире за последние 15-25 лет произошли серьезные изменения, которые отразились на мировосприятии лицеистов. Изменения коснулись на уровне общения, бытовых условий, системе ценностей. Модернизация информационных технологий обрушила на современных детей большое количество фактов, которые плохо поддаются осмыслению. Информация. доступная современному лицеисту, сочетается с неспособностью отличить истину от суеверия и неумением их применить. Поэтому важнейшей задачей современного образование является формирование целостной научной картины мира. Перед лицеем стоит одна из главных задач -сформировать способности, позволяющие приспособиться к быстро меняющемуся миру. Учитель в своей работе должен заниматься формированием универсальных учебных действий, которые помогут обеспечить самосовершенствование, саморазвитие лицеистов. Учителями начальной школы был заложен фундамент для успешного развития ребенка. Перед учителями основной школы стоит задача - укрепить и развить способности учеников. В основной школе биологическое образование должно обеспечить ученикам высокую биологическую, природоохранную и экологическую грамотность, компетентность в решении и обсуждении определенного круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. На уроках биологии в основной школе, начиная с пятого класса, учитель мотивирует лицеистов к проектной и учебно-исследовательской деятельности в связи с этим
Актуальность работы состоит в том, что групповой проект является основой естественного обучения совместным интеллектуальным действиям.
Цель: Развитие у лицеистов 5 класса навыков группового проекта.
Задачи:
1. Обучение лицеистов навыкам проектной деятельности;
2. Развитие навыков самоорганизации, получение опыта совместной деятельности;
3. Развитие творческих и интеллектуальных способностей лицеистов;
4. Формирование у лицеистов позитивного отношения к окружающему миру;
5. Развитие инициативности лицеистов. Методы:
1. Теоретический анализ;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
4. Исследовательская беседа. Ожидаемый результат:
- Развитие творческого потенциала учеников;
- Повышение уровня знаний лицеистов по биологии;
- Подготовка исследовательских работ по биологии.
1. Преподавание биологии в 5 классе в условиях ФГОС. Основным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это значит, что изучать в школах необходимо не только достижения прошедшего времени, но и те технологии и способы, которые пригодятся ученикам в будущем. Учащиеся должны быть привлечены в исследовательские проекты, креативные занятия, разнообразные спортивные выступления, в результате которых ученики научатся постигать, создавать и усваивать новое, быть открытыми и способными проявлять свои собственные мысли, уметь быстро принимать разнообразные решения и поддерживать друг друга, сформулировать свои интересы и осознавать возможности. [7]
Основой ФГОС является системно - деятельностный подход, который гарантирует:
- развитие готовности к самореализации и непрерывному обучению;
- конструирование и проектирование образовательной среды развития учеников в системе обучения;
- динамичную учебно-познавательную деятельность учеников;
- выстраивание образовательного процесса с учётом психологических, возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей обучающихся.
Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него необходимых ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, зачастую становится любимым предметом ученика. [3]
Организуя обучение биологии в 5 классе, требуется обратить внимание на следующие аспекты:
- проведение вводного мониторинга, помогающий оценить сформированность системы УУД учеников на начальном этапе изучения предмета «Биология»;
- создание портфолио достижений учеников, помогающий оценивать его личностный рост при изучении предмета «Биология» (или последовательное продолжение портфолио достижений, который был начат в начальной школе);
- использование приемов и техник, помогающий оценить уровень формирования универсальных метапредметных действий на уроках биологии;
- применение системно-деятельностного подхода при организации занятий по предмету и личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов и ряд других).
- организация проектной деятельности учеников по предмету и проведение 1-2 уроков-проектов, помогающий ученикам показать индивидуальные (или групповые) проекты по предмету. Проекты могут носить объединяющий характер;
- проведение итогового мониторинга, позволяющего оценить сформированность системы УУД школьников по завершению изучения курса «Биология».
- Активное вовлечение учеников во внеурочную деятельность и программу воспитания и социализации в рамках данного образовательного учреждения. [4]
2. Проектная деятельность в учебной дисциплине «Биология» Проектная деятельность лицеистов является одним из основных методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, которая способствует выработке самостоятельных умений при проведение исследования (постановка определенной проблемы, подготовка и анализ информации, проведение разнообразных экспериментов, синтез полученных результатов), способствует развитию креативных способностей и творческого мышления, связывает знания, полученные в результате учебной деятельности, и приобщает к проблемам окружающей среды. Проектная деятельность является необходимым условием для обучения лицеистов в начальной и средней школе:
- проект должен соответствовать возможностям учеников;
- учитель не обязательно должен быть специалистом во всех областях знаний, т.к. можно получить консультацию у соответствующих специалистов;
- необходимо предоставлять информацию родителям о целях и задачах проекта ученика;
- создавать условия ученикам для удачного выполнения проектов (формировать необходимую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- контролировать подготовительный этап выполнения проектов (проводить необходимую ориентацию для того, чтобы у учащихся было необходимое время для определения темы проекта, на этом этапе возможно привлечения учащихся, имеющих опыт проектной деятельности).
В случае выполнения группового проекта каждый ученик должен вносить свой вклад в реализацию проекта. Каждый участник группового проекта получает собственную оценку своей деятельности.
Обязательным условием является выполнение презентации результатов работы по проекту в различных формах.
Наличие постоянной поддержки и руководства со стороны учителя. Необходимо не забывать, что учащиеся не могут длительное время концентрироваться на выполнение одной и той же работы. Учеников следует постоянно приободрять, поощрять и оказывать всестороннюю поддержку. [5]
Использование проектной деятельности имеет превосходство как метод достижения ме-тапредметных результатов:
1) Проект помогает успешно социализироваться выпускникам за счет создания информационной среды, в которой ученики обучаются ориентироваться самостоятельно.
2) Актуальность тем исследования в период проектного обучения биологии, предоставляет возможность наглядно продемонстрировать результат своих достижений большой аудитории, организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются креативные способности учеников.
3) Ученики осваивают технологию проведения исследовательской деятельности.
4) Создается возможность построить открытую систему образования, обеспечивающей каждому обучающемуся индивидуальную траекторию получения знаний. [6]
3. Практическая часть
На уроках биологии в 5а, 5б, 5в классах обучающиеся по ФГОС были проведены три разноплановых урока по теме «Бактерии». Для учеников были созданы условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации. Предлагаю три различных варианта проведения занятия.
План урока № 1 в 5 «а» классе. (Ученикам заранее было выдано задание: подготовить информацию про бактерии одного вида) Тема: Бактерии
Цель: познакомить с существенными признаками царства Бактерии, характеристикой строения бактериальной клетки, особенностями жизнедеятельности, места обитания, и их значение в природе и жизни человека. Составить атлас бактерий. Планируемые результаты:
Личностные: Навыки обучения, доброжелательное отношение к мнению другого человека, социальные нормы и навыки поведение в классе и в лицее.
Метапредметные: Умения работать с дополнительными источниками информации. Оценивать свои учебные достижения во время работы в группе.
Предметные: Использовать дополнительные источники информации для подготовки атласа бактерий.
Оборудование: учебники, раздаточный материал, таблицы, презентации, ноутбуки с доступом в интернет. [2] Ход урока.
1. Организация учебной деятельности (1 минута).
2.Формулировка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы урока через рассказ учителя, целей и задач урока, самоопределение к деятельности. В начале урока идет обсуждение, выясняется, что интересует лицеистов по заданной теме больше всего. (3 минуты)
3 .Актуализация знаний. Подготовка к проектной деятельности (1 минута)
4. Первичное усвоение новых знаний урока. Класс делится учителем на три группы, согласно подготовленной информации таким образом, чтобы в каждую команду попали ученики разного уровня успеваемости. Такой способ разделения учеников способствует взаимопомощи учеников во время урока. (2 минуты)
Каждой группе выдается задание для подготовки. (2 минута)
1 группа — Болезнетворные бактерии;
2 группа - Бактерии, обитающие на теле человека;
3 группа — Молочно-кислые бактерии.
Деления класса на группы во время проведения группового проекта позволяет каждому ученику приобрести возможность всестороннего развития, почувствовать свою значимость в проведении работы.
Работа с учебником (изучение особенностей строения бактериальной клетки), дополнительной литературой (12 минут)
5 . Первичная проверка понимания. Представление результатов работы (10 минут).
6. Первичное закрепление. Совместное обсуждение результатов работы (5 минут).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(2 минуты).
8. Рефлексия (Подведение итогов занятия).(2 минуты). План урока №2 в 5 «б» классе
Тема: Бактерии
Цель: познакомить с существенными признаками царства Бактерии, характеристикой строения бактериальной клетки, особенностями жизнедеятельности, места обитания, и их значение в природе и жизни человека. Планируемые результаты:
Личностные: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение бактерий. Метапредметные: Умения работать с дополнительными источниками информации (раздаточный материал, презентация к соответствующему заданию). Оценивать свои учебные достижения во время работы в группе.
Предметные: Знать существенные признаки строения бактерий, особенности их жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека.
Оборудование: учебники, раздаточный материал, таблицы, презентации, ноутбуки с доступом в
интернет.[2]
Ход урока.
1. Организация учебной деятельности (1 минута).
2.Формулировка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы урока через рассказ учителя, целей и задач урока, самоопределение к деятельности. В начале урока идет обсуждение, выясняется, что интересует лицеистов по заданной теме больше всего. (3 минуты)
3 .Актуализация знаний. Подготовка к проектной деятельности (1 минута)
. Первичное усвоение новых знаний. Класс делится учителем на три группы таким образом, чтобы в каждую команду попали ученики разного уровня успеваемости. Такой способ разделения учеников способствует взаимопомощи учеников во время урока. (2 минуты) Каждой группе выдается задание для подготовки. (2 минута)
1 группа — Строение бактериальной клетки, особенности жизнедеятельности (ученикам предлагается зарисовать строение бактериальной клетки, зарисовать бактерии, отличающиеся друг от друга по размерам и формам);
2 группа - Плюсы жизнедеятельности бактерий в жизни человека (Предлагается проиллюстрировать положительные черты бактерий в жизни человека);
3 группа — Значение бактерий в жизни человека (Предлагается проиллюстрировать отрицательные черты в жизни человека).
Деление класса на группы во время проведения группового проекта позволяет каждому ученику приобрести возможность всестороннего развития, почувствовать свою значимость в проведении работы.
Работа с учебником, дополнительной литературой (12 минут) 5 . Первичная проверка понимания. Представление результатов работы (10 минут)
6. Первичное закрепление. Совместное обсуждение результатов работы (5 минут).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(2 минуты).
8. Рефлексия (Подведение итогов занятия).(2 минуты). План урока № 3 в 5 «в» классе
Тема: Бактерии
Цель: познакомить с существенными признаками царства Бактерии, характеристикой строения бактериальной клетки, особенностями жизнедеятельности, места обитания и их значение в природе и жизни человека. Планируемые результаты:
Личностные: Реализовать установку на ведение здорового образа жизни в процессе изучения нового материала о заболеваниях, вызванных бактериальной клеткой и их профилактика. Метапредметные: Умения работать с дополнительными источниками информации (раздаточный материал, презентация к соответствующему заданию). Оценивать свои учебные достижения во время работы в группе.
Предметные: Знать существенные признаки строения бактерий, особенности их жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека, заболевания, вызываемые бактериями. Оборудование: учебники, раздаточный материал, таблицы, презентации, ноутбуки с доступом в интернет. Ход урока.
1. Организация учебной деятельности.(1 минута).
2.Формулировка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы урока через рассказ учителя, целей и задач урока, самоопределение к деятельности. В начале урока идет обсуждение, выясняется, что интересует лицеистов по заданной теме больше всего.
(3 минуты)
3 .Актуализация знаний. Подготовка к проектной деятельности (1 минута)
4. Первичное усвоение новых знаний. Класс делится учителем на три группы таким образом, чтобы в каждую команду попали ученики разного уровня успеваемости. Такой способ разделения учеников способствует взаимопомощи учеников во время урока. (2 минуты) Каждая группа подготавливает памятки по профилактике заболеваний вызываемые бактериальными клетками.
Деления класса на группы во время проведения группового проекта позволяет каждому ученику приобрести возможность всестороннего развития, почувствовать свою значимость в проведении работы.
Работа с учебником, дополнительной литературой (12 минут) 5 . Первичная проверка понимания. Представление результатов работы (12 минут)
6. Первичное закрепление. Совместное обсуждение результатов работы (5 минут).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(2 минуты).
8. Рефлексия (Подведение итогов занятия). (2 минуты).
На уроках биологии по теме «Бактерии» ученики 5-х классов проявляли активность, любознательность, научились принимать мнение всех членов группы, находили ответы на вопросы, задаваемые учениками класса после предоставления работ каждой группы, адекватно использовали средства устного общения, корректно вели диалог и участвовали в дискуссиях. Результатом уроков стали продукты трех разных видов. У учеников 5 «а» класса продуктом стал атлас бактериальных клеток. Ученики 5 «б» класса подготовили урок совместного получения новых зна-
ний. Ученики 5 «в» класса подготовили памятки учащимся по профилактике заболеваний вызываемые бактериальными клетками. Проведение подобных уроков, которые отличаются результатом учебной деятельности, позволяет воспитать учеников с широким кругозором, формирует умение работать в группах и позволяет подготовить детей к индивидуальной исследовательской деятельности.
4. Выводы
Благодаря проведенному исследованию:
- освоены современные методики и методы для проведения группового проекта учащимися;
- установлено, что проведение группового проекта на уроках биологии стимулирует лицеистов на развитие научно-исследовательской деятельности;
- предложены способы применения группового проекта на уроках биологии.
Результаты исследования могут быть использованы на уроках биологии при изучении разнообразных тем в пятом классе в условиях ФГОС.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кириленкова, В.Н., Сивоглазов, В.И.. Методическое пособие. Биология. Введение в биологию.- М.: Дрофа, 2015.-192с.
2. Константинова, И.В.. Биология. Введение в биологию 5 класс.- Волгоград.: Учитель, 2016.-208с.:ил.
3. Назарова, И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — с. 127-129.
4. http://gov.cap.ru/
5. http://www.unesco.kz/
6. http://nsportal.ru/
7. http://festival.1september.ru/
Е. В. Лопаткин
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В данной статье рассматриваются ценностно-смысловые основания профессионально-личностного становления будущих педагогов в условиях педагогического образования. Представлен опыт работы автора по актуализации ценностно-смысловой направленности подготовки учителя в вузе.
Ключевые слова: Педагогическая культура, ценностно-смысловые основания подготовки будущих учителей к педагогической деятельности, личностные ценности, педагогические ситуации, профессионально-личностное развитие студентов
Е. V. Lopatkin
PROFESSIONALLY PERSONAL BECOMING OF FUTURE TEACHERS IN PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract. The article is dealt with the problem of professionally personal becoming of future teachers in pedagogical education.The results of the authors research in actualization of value meaning directivity of teachers training in colleges are presented.
Keywords: Educational culture, value meaning bases of future teachers training for the educative work, students professionally personal development.
В современной России в условиях экономических и социальных преобразований актуализируется потребность общества в воспитании компетентной и творческой личности, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность, обладающей внутренним механизмом нравственной саморегуляции и способной стать носителем продуктивного позитивного социального опыта.
На развитие всех сторон жизнедеятельности общества, региона, страны определяющим образом влияет педагогическое образование. Это влияние осуществляется через человека, качественное обучение, воспитание и развитие которого является главной целью и предметом деятельности выпускников педагогических вузов. В качестве методологических ориентиров профессионально-творческого становления будущих педагогов выступает опережающий характер образования, означающий его ориентацию на опережающее развитие личности, общества, региона и государства, на подготовку педагогов, умеющих работать с процессами развития, фор-