Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / БИОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Полина Анатольевна, Завальцева Ольга Александровна, Мишина Ольга Степановна

В настоящей статье описаны технологии формирования компетенций естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии. Дается определение естественнонаучной грамотности, а также характеристика компетенций естественнонаучной грамотности с точки зрения современного подхода к преподаванию. Естественнонаучная грамотность является основным ценностным ориентиром в методике обучения биологии в школе. Работа имеет междисциплинарный характер. Авторы обозначают основные проблемы формирования естественнонаучной грамотности в рамках современного подхода преподавания биологии. Предлагаются возможные направления, формы, средства, методы и технологии ее формирования на уроках биологии. Особую роль в формировании компетенций естественнонаучной грамотности авторы отводят современным технологиям, в частности, квест-технологиям. В статье обозначены особенности применения данной технологии на уроках биологии в современной школе. В заключении авторы отмечают, что формирование компетенций естественнонаучной грамотности возможно только в том случае, если преподаватель биологии будет учитывать такие составляющие, как: понимание естественнонаучной грамотности в свете современных подходов к обучению, учет современных методов обучения и педагогических технологий, рекомендуемых к применению на уроках биологии, использование учителем биологии инновационных методов обучения, в том числе и квест-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Полина Анатольевна, Завальцева Ольга Александровна, Мишина Ольга Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF COMPETENCES OF NATURAL SCIENCE LITERACY IN STUDENTS IN BIOLOGY LESSONS AT SCHOOL

The present article describes technologies of formation of competencies of natural science literacy of schoolchildren in biology lessons. A definition of natural science literacy is given, as well as a description of the competencies of natural science literacy from the point of view of a modern approach to teaching. Science literacy is the main value guideline in the method of teaching biology in school. The work has an interdisciplinary character. The Authors outline the main problems of the formation of natural science literacy within the framework of the modern approach of teaching biology. Possible directions, forms, means, methods and technologies of its formation in biology lessons are offered. The authors devote a special role to modern technologies, in particular, quest technologies, in the formation of the competencies of natural science literacy. The article outlines the features of using this technology in biology lessons in a modern school. In conclusion, the authors note that the formation of the competencies of natural science literacy is possible only if the biology teacher takes into account such components as: understanding natural science literacy in the light of modern approaches to learning, taking into account modern teaching methods and pedagogical technologies recommended for use in biology lessons, the use by the biology teacher of innovative teaching methods, including quest technologies.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 372.857

магистрант Филиппова Полина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В настоящей статье описаны технологии формирования компетенций естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии. Дается определение естественнонаучной грамотности, а также характеристика компетенций естественнонаучной грамотности с точки зрения современного подхода к преподаванию. Естественнонаучная грамотность является основным ценностным ориентиром в методике обучения биологии в школе. Работа имеет междисциплинарный характер. Авторы обозначают основные проблемы формирования естественнонаучной грамотности в рамках современного подхода преподавания биологии. Предлагаются возможные направления, формы, средства, методы и технологии ее формирования на уроках биологии. Особую роль в формировании компетенций естественнонаучной грамотности авторы отводят современным технологиям, в частности, квест-технологиям. В статье обозначены особенности применения данной технологии на уроках биологии в современной школе. В заключении авторы отмечают, что формирование компетенций естественнонаучной грамотности возможно только в том случае, если преподаватель биологии будет учитывать такие составляющие, как: понимание естественнонаучной грамотности в свете современных подходов к обучению, учет современных методов обучения и педагогических технологий, рекомендуемых к применению на уроках биологии, использование учителем биологии инновационных методов обучения, в том числе и квест-технологий.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, компетенции, биология, современные технологии обучения.

Annotation. The present article describes technologies of formation of competencies of natural science literacy of schoolchildren in biology lessons. A definition of natural science literacy is given, as well as a description of the competencies of natural science literacy from the point of view of a modern approach to teaching. Science literacy is the main value guideline in the method of teaching biology in school. The work has an interdisciplinary character. The Authors outline the main problems of the formation of natural science literacy within the framework of the modern approach of teaching biology. Possible directions, forms, means, methods and technologies of its formation in biology lessons are offered. The authors devote a special role to modern technologies, in particular, quest technologies, in the formation of the competencies of natural science literacy. The article outlines the features of using this technology in biology lessons in a modern school. In conclusion, the authors note that the formation of the competencies of natural science literacy is possible only if the biology teacher takes into account such components as: understanding natural science literacy in the light of modern approaches to learning, taking into account modern teaching methods and pedagogical technologies recommended for use in biology lessons, the use by the biology teacher of innovative teaching methods, including quest technologies.

Key words: natural science literacy, functional literacy, competencies, biology, modern learning technologies.

Введение. Актуальность исследования настоящей темы обусловлена тем, что естественнонаучная грамотность выступает одной из компетенций, которая должна быть сформирована у школьников к окончанию школы, поскольку эта компетенция входит в требования ФГОС. Кроме того, указом Президента РФ от 07.05.2018 г. образовательным учреждениям было поручено обеспечение глобальной конкурентоспособности основного общего образования в Российской Федерации, что положительно бы сказалось на вхождении России в десятку ведущих государств мира по качеству образования, в том числе и школьного.

Естественнонаучная грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности. Функциональная грамотность представляет собой способность индивида к применению приобретаемых им на протяжении всей жизни знаний для того, чтобы решать обширный круг встречающихся в жизни задач в разнообразных сферах деятельности человека, а также в сфере общения и общественных отношений. Соответственно, функциональная грамотность представляет собой весьма важную характеристику, которая должна быть приобретена еще в школе. Этот вид грамотности входит в систему качества общего образования, для оценки которого применяется международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). В рамках этой программы исследуется уровень сформированности у обучающихся в школе ряда знаний и умений, необходимых для решения многочисленных задач в разных сферах жизнедеятельности человека. Осуществление данной программы имеет место в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development), причем такого рода исследования проводятся начиная с 2000 года в рамках трех циклов. В соответствии с данной программой исследование функциональной грамотности проводится по шести направлениям, а именно: читательская грамотность; математическая грамотность; естественнонаучная грамотность; глобальные компетенции; финансовая грамотность; креативное мышление.

Изложение основного материала статьи. Под естественнонаучной грамотностью принято понимать способность человека к занятию активной гражданской позиции относительно вопросов, касающихся естественных наук, а также готовность индивида проявлять интерес к естественнонаучным идеям. Человек с развитой естественнонаучной грамотностью демонстрирует стремление к участию в аргументированном обсуждении проблем, прямо связанных с естественными науками и технологиями, что, в свою очередь, требует, чтобы у него были развиты следующие компетенции:

- умение научно объяснять различные явления;

- понимание наиболее значимых особенностей естественнонаучных исследований;

- умение интерпретации данных и применения научных доказательств для того, чтобы получить те или иные выводы [3].

Практикующими учителями биологии, как правило, выделяется ряд проблем, с которыми можно столкнуться в процессе формирования компетенций естественнонаучной грамотности. К основным из этих проблем можно отнести следующие:

1. Относительно небольшое количество часов, отведенных под уроки биологии в основной школе. Этого времени, как правило, достаточно только на освоение основной программы по данной дисциплине.

2. Готовые задания, которые предлагаются в сборниках (в том числе и предназначенные для подготовки к PISA), как правило, слишком объемные для того, чтобы их можно было в полной мере использовать в рамках одного урока биологии.

3. Отсутствие мотивации у школьников или, по крайней мере, недостаточная мотивация, поскольку учащиеся нередко не понимают, для чего им разбирать задания повышенной сложности, особенно если они не планируют далее получать высшее образование, связанное с естественными науками [6].

Для того, чтобы максимально эффективно решить вышеописанные проблемы в рамках формирования компетенций естественнонаучной грамотности, могут быть предложены следующие варианты:

1. Недостаточное количество часов, отводимых на уроки биологии в школе - это та проблема, которую учитель биологии решить не в силах, так как это вне пределов его компетенции. Времени, отводимого на уроки биологии, очень мало для того, чтобы качественно сформировать у школьников необходимые знания и умения. Соответственно, представляется целесообразным выделение дополнительного времени на то, чтобы изучать биологию. Это может быть организовано в рамках внеурочных занятий или кружков по биологии. Однако, не у всех школьников есть возможность посещения таких занятия в силу занятости в других видах внешкольной деятельности.

2. С 2019 года началась активная разработка различных материалов, задания которых, как уже было сказано выше, направлены на то, чтобы развивать у школьников естественнонаучную грамотность. Однако, нередко такого рода задания не соответствуют школьной программе обучения биологии. Так, к примеру, введение в один урок биологии нескольких тем, пусть и объединенных общими составляющими, ведет к тому, что учащиеся недостаточно хорошо усваивают информацию в силу того, что ее слишком много.

3. Проблема, связанная с недостаточной мотивацией учащихся. Решение этой проблемы видится в детальной подготовке заданий типа PISA. Такие задания, будучи грамотно используемыми учителем биологии, ведут к росту интереса учеников, поскольку дают возможность не только поэтапного разбора предлагаемой темы, но и постепенного нахождения правильного решения. Задания в таких сборниках базируются на жизненных реалиях, а такие задания интересуют учащихся больше всего, поскольку в этом случае у школьников не возникает вопроса: «А зачем мне это нужно?». Несмотря на то, что учащиеся еще дети, они точно так же, как и взрослые люди, вряд ли будут с удовольствием делать что-то, что не вызывает у них никакого интереса.

Каждый современный учитель биологии должен стремиться к формированию у своих обучающихся естественнонаучной грамотности, которая, как уже было сказано выше, представляет собой неотъемлемую часть функциональной грамотности. Процесс формирования компетенций естественнонаучной грамотности предполагает, что учащиеся постепенно обучаются использованию естественнонаучных знаний для отбора в рамках реальных жизненных ситуаций тех проблем, исследование и решение которых возможно посредством применения научных методов, а также для получения выводов, базирующихся на методе наблюдения и эксперимента, что, в свою очередь, необходимо для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносятся в него деятельностью человека, равно как и для принятия решений относительно всего того, что сказано выше [4].

Соответственно, современному учителю биологии необходимо, помимо прочего, развивать у школьников умение занимать активную гражданскую позицию относительно вопросов, связанных с комплексом естественных наук, а также интерес к различными естественнонаучным идеям.

Знания из области биологии представляют собой часть общей культуры человечества, представляющую собой базу для формирования научной картины мира. Безусловно, далеко не каждый школьник станет великим исследователем в области биологии, однако, каждому без исключения будущему выпускнику придется принимать участие в решении экологических проблем, которых становится все больше. Кроме того, каждому индивиду придется принимать участие как в заботе о собственном здоровье, так и о здоровье окружающих людей. Задачей современного учителя биологии в данном ключе становится демонстрация школьникам значимости биологических знаний, а также возможности применять эти знания в повседневной жизни. Кроме того, учитель биологии должен помочь учащимся увидеть те взаимосвязи, которые соединяют разрозненные элементы знаний в одно целое. Иными словами, учителю биологии необходимо найти такой подход, который даст возможность не только затронуть ум ученика, но и его душу, что, в конечном счете, даст возможность школьнику не просто понять себя и окружающий мир, но также и в полной мере осознать ценность жизни как одну из высших ценностей.

Безусловным является тот факт, что тот, кто учится самостоятельно, оказывается значительно более успешным, чем тот, кому постоянно требуется все объяснять. Именно поэтому еще одной задачей современных учителей биологии в рамках формирования компетенций естественнонаучной грамотности является не предоставление знаний в готовом виде, а научение школьников к самостоятельному их получению. Для этого необходимо, чтобы в каждом учащемся была разбужена природная любознательность, а также чтобы у каждого учащегося были сформированы общие учебные умения. С этой целью необходимо создание условий для саморазвития школьников в рамках изучения дисциплины «Биология» посредством постоянно стимулирования их познавательной активности и учебной самостоятельности, обучение школьников анализу информации и ее критической оценке, систематизации, обобщению и творческой переработке [5].

Непрерывное возникновение на уроках биологии ситуаций, которые требуют напряжения интеллекта, в рамках которого школьникам необходимо найти ответы на возникающие нестандартные вопросы, решать многочисленные проблемные задачи, выдвигать разнообразные гипотезы, доказывая их или, наоборот, опровергая, положительно влияют на развитие дивергентного (творческого) мышления, которое абсолютно необходимо каждому человеку в повседневной реальной жизни.

В процессе обучения современных школьников биологии требуется обязательное выполнение многочисленных практических и лабораторных работ. Применение такого вида работ в учебном процессе интенсифицирует его, что, в свою очередь, ведет к повышению качества обучения, усилению практической направленности преподавания биологии и развитию познавательной активности школьников.

Использование всего вышеперечисленного может сопровождаться применением весьма эффективной технологии, имеющей игровую направленность, а именно - квест-технологии.

Квест представляет собой одну из интерактивных технологий обучения. В качестве наиболее значимых составляющих квеста можно назвать следующие: повествование и исследование мира, а также решение головоломок и задач, которые требуют от школьника известного уровня умственного напряжения.

Под образовательным квестом принято понимать такую педагогическую технологию, которая содержит в себе комплекс проблемных заданий и элементы ролевой игры, причем для выполнения этих заданий необходимо наличие

определенных ресурсов. Образовательными квестами могут охватываться либо как отдельные биологические проблемы, так и проблемы, имеющие межпредметный характер.

Квест представляет собой одну из форм взаимодействия учителя и обучающихся, причем в рамках этой формы взаимодействия у школьников формируется умение решать отдельные задачи, причем особенности их решения базируются на компетентном выборе альтернативных вариантов посредством реализации определенного сюжета [1].

На протяжении урока биологии, проводимого в форме квеста, у школьников постепенно происходит развитие в рамках всех образовательных областей посредством реализации различных видов деятельности, а именно: игровой, коммуникативной, исследовательско-познавательной, двигательной, изобразительной и др.

Среди особенностей квест-технологии, у которой имеется четко поставленная дидактическая задача и игровой замысел, можно назвать возможность реализации задачи повышения у школьников уровня знаний и умений. Роль учителя в данном случае выступает организационной, поскольку именно учителем определяются образовательные цели и задачи конкретного квеста, выстраивается сюжетная линия, производится оценка деятельности школьников в рамках квеста и его конечный результат, а также организуется поисково-исследовательская образовательная деятельность.

Если же говорить о структуре квест-технологии, то она включает в себя, как правило, такие составляющие, как: введение, задание, порядок их выполнения и оценивание.

Этап введения в квест предполагает, что будет вступительное слово учителя биологии, которое нужно для того, чтобы переключить внимание учащихся на тот вид деятельности, которым они сейчас будут заниматься. Кроме того, вступительное слово учителя повышает интерес школьников к предстоящему квесту, а также создает у учеников необходимый эмоциональный настрой. Кроме того, на этапе введения в квест целесообразно: разделить учащихся на группы; обсудить правила квеста, а также более подробно разъяснить эти правила тем учащимся, которые не полностью их поняли; раздать ученикам карты (иногда их еще называют путеводителями), в которых содержится порядок прохождения заданий (этапов) квеста [1].

Следующий этап квеста - этап выполнения заданий. На этом этапе учитель биологии может воспользоваться множеством разнообразных методов обучения и форм работы с учащимися, например: парная и групповая работа, метод проектов, работа школьников с дополнительными информационными источниками (ресурсами сети Интернет, энциклопедиями и т.д.), наглядные методы обучения (показ мультимедийных презентаций и видеофрагментов, работа с различными муляжами, рассматривание в микроскоп и т.д.), словесные методы (рассказ, беседа, лекция и др.), а также различные виды лабораторных и практических работ. Результатом прохождения всех вышеперечисленных этапов можно назвать получение школьниками ответа на проблемный вопрос или, как вариант, формулировка темы следующего урока биологии [7].

Безусловно, отбор необходимых методов обучения и форм взаимодействия с классом на уроках биологии находится в прямой зависимости от темы урока, возраста школьников, а также от уровня подготовленности класса и тех задач, которые ставит перед собой учитель биологии.

В процессе формирования компетенций естественнонаучной грамотности на уроках биологии в общеобразовательной школе учитель биологии может также воспользоваться сборниками эталонных заданий, основные преимущества которых могут быть охарактеризованы следующим образом:

- такие сборники предназначены, главным образом, для того, чтобы формировать все составляющие функциональной грамотности (в том числе и естественнонаучные компетенции), которые требуются в рамках международного сравнительного исследования PISA;

- в этих сборниках имеется множество обучающих и тренировочных заданий, которые охватывается весь спектр содержательных и компетентностных аспектов оценки естественнонаучной грамотности. Помимо заданий, в этих сборниках имеются подробные описания особенностей оценки этих заданий, а также рекомендации, касающиеся особенностей использования заданий и их последующей оценки. Кроме того, все задания выстраиваются на базе ситуаций, встречающихся в реальной жизни;

- возможно их применение на уроках биологии, а также в различных видах внеурочной деятельности, посвященных биологии. Кроме того, руководство школы может активно использовать их для того, чтобы организовать эффективный внутришкольный мониторинг, направленный в том числе и на выявление уровня сформированности естественнонаучной грамотности в рамках функциональной грамотности [2].

Выводы. Таким образом, можно заключить, что естественнонаучная грамотность представляет собой часть функциональной грамотности школьников в рамках предметов естественнонаучного цикла, составной частью которых является и биология.

Для того, чтобы максимально эффективно сформировать у школьников компетенции естественнонаучной грамотности на уроках биологии в рамках современного образовательного процесса, учителю биологии необходимо использовать наиболее современные средства, формы и методы обучения, которые будут максимально эффективно формировать функциональную грамотность в целом и естественнонаучную грамотность в частности. К таким технологиям можно отнести и квест-технологию, которая была подробно рассмотрена выше с точки зрения ее применения на уроках биологии.

Также необходимо отметить, что эффективность формирования естественнонаучной грамотности находится в прямой зависимости от тех приемов обучения, которыми пользуется учитель биологии, а также от уровня его творческого подхода к преподаванию. Систематическая деятельность учителя биологии, направленная на разработку, создание и активное использование на уроках биологии различных творческих заданий ведет к тому, что школьники будут не просто активно учиться, но и постепенно формировать компетенции естественнонаучной грамотности, что положительно скажется не только на изучении ими биологии, но и на мотивации к предметам естественнонаучного цикла в целом.

Литература:

1. Игумнова, Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №6. - С. 313.

2. Кондратьева, Е.М. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии. 5 класс / Е.М. Кондратьева. - М.: АО «Просвещение», 2020. - 42 с.

3. Крюкова, А.А. Формирование естественнонаучной грамотности в средней школе на уроках биологии / А.А. Крюкова // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» [сайт]. - URL: https://www.1urok.rU/categories/3/articles/28784 (дата обращения: 09.02.2022).

4. Мишина, О.С. Естественнонаучная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного биологического образования / О.С. Мишина, Р.Г. Иванов, О.А. Завальцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 69. - Ч. 2. - С. 119-121.

5. Пентин, А.Ю. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности / А.Ю. Пентин, Г.Г. Никифоров, Е.А. Никишова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Том 1. - №4 (61). - С. 80-97.

6. Смирнова, И.В. Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии. Методическая разработка по биологии. / И.В. Смирнова // Образовательная социальная сеть: [сайт], 2015. - URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/02/09/razvitie-estestvennonauchnoy-gramotnosti-na-urokakh-biologii (дата обращения: 09.02.2022).

7. Шалатова, И.И. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии / И.И. Шалатова // https://infourok.ru: [сайт] - URL: https://infourok.ru/statya-formirovanie-estestvennonauchnoj-gramotnosti-na-urokah-biologii-5292868.html (дата обращения: 09.02.2022).

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Цветкова Наталья Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Светлячок» (г. Семенов); магистрант Кокурина Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №111» (г. Нижний Новгород)

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ

ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье обоснована с психолого-педагогических позиций необходимость проектирования и осуществления совместной работы педагогов детского сада и родителей воспитанников. Представлены некоторые особенности семейного воспитания, вместе с тем, отмечены трудности и проблемы современных родителей. Раскрывая специфику и роль воспитательного потенциала семьи, авторы подчеркивают, что возможности семьи в воспитании детей небезграничны. Для полноценного развития личности дошкольника необходимо обеспечить влияние детского коллектива и компетентного педагога, владеющего современными и эффективными технологиями образовательной деятельности. Подчеркивается, что преимуществом дошкольной организации является создание целесообразной образовательной среды на основе учета специфики возрастных психологических особенностей и актуальных потребностей личности в дошкольном возрасте. Сотрудничество рассматривается как партнерство равноправных субъектов, деятельность которых направлена на достижение единой цели - развития личности. Акцентируется внимание на необходимости дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников, учета особенностей каждой семьи, уникальности ее воспитательного потенциала. Представлены условия реализации дифференцированного подхода, среди которых соблюдение принципов профессиональной этики, педагогического такта, взаимного доверия и др. Опираясь на позицию В.П. Дубровой, определены этапы работы педагогов с родителями, дана их характеристика. Обозначены основные формы работы с родителями: наглядно-информационные, досуговые и др. Авторы приходят к выводу о необходимости построения партнерских отношений между детским садом и семьей, компетентного подхода к выстраиванию стратегии взаимодействия, использования всего разнообразия форм совместной работы.

Ключевые слова: дошкольный возраст, родители воспитанников, сотрудничество с семьей, партнерские отношения, полноценное развитие личности, взаимодействие, социализация, дошкольная организация.

Annоtation. The article substantiates from a psychological and pedagogical position the need for designing and implementing joint work of kindergarten teachers and parents of pupils. Some features of family education are presented, at the same time, the difficulties and problems of modern parents are noted. Revealing the specifics and role of the educational potential of the family, the authors emphasize that the possibilities of the family in raising children are not unlimited. For the full development of the personality of a preschooler, it is necessary to ensure the influence of the children's team and a competent teacher who owns modern and effective technologies for educational activities. It is emphasized that the advantage of a preschool organization is the creation of an appropriate educational environment based on taking into account the specifics of age-related psychological characteristics and the actual needs of a person in preschool age. Cooperation is considered as a partnership of equal subjects whose activities are aimed at achieving a common goal - personal development. Attention is focused on the need for a differentiated approach to working with the families of pupils, taking into account the characteristics of each family, the uniqueness of its educational potential. The conditions for the implementation of a differentiated approach are presented, among which are the observance of the principles of professional ethics, pedagogical tact, mutual trust, etc. Based on the position of V.P. Dubrova, the stages of work of teachers with parents are determined, their characteristics are given. The main forms of work with parents are outlined: visual-informational, leisure, etc. The authors come to the conclusion that it is necessary to build partnerships between the kindergarten and the family, a competent approach to building an interaction strategy, and using the whole variety of forms of joint work.

Key words: preschool age, parents of pupils, cooperation with the family, partnerships, full development of the personality, interaction, socialization, preschool organization.

Введение. Значение семьи как первого и самого значимого воспитательного института, оказывающего решающее влияние на формирование его личности, - бесспорно. Каким ребенок войдет во взрослую жизнь, с каким багажом нравственного опыта, зависит, в первую очередь, от семьи, заложенных родителями ценностей и представлений. Только на родителях лежит ответственность за воспитание детей, обеспечение необходимых условий для полноценного развития и социализации личности. Однако, как показывает практика, воспитательный потенциал семьи может быть снижен по ряду причин, иногда это может компенсироваться воздействием на ребенка учреждений общественного воспитания. Исследования убедительно показывают, что семья в период дошкольного детства ребенка нуждается в помощи со стороны профессиональных педагогов.

Изложение основного материала статьи. От благополучия семьи, ее способности выполнять свои функции и реализовывать воспитательный потенциал, зависит благополучие, в первую очередь, ребенка, целиком и полностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.