5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Изд-во «Николаев», 2014. - С. 36.
6. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
7. Приказ Министерства образования и Науки Российской Федерации об Утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.
8. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 28.
9. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. // Дошкольное воспитание. - 2018. -№10. - С. 64-69.
10. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? - Издательство ГНОМ и Д, 2011. - С. 45.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант 1 курса факультета биологии, химии и экологии Иванов Роман Геннадьевич Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ
ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье представлены задания, направленные на формирование компетенций естественно-научной грамотности: уметь объяснять с научной точки зрения явления окружающего мира, понимать естественно-научные исследования и знать методы научного познания мира, уметь интерпретировать данные и использовать научные доказательства для аргументации позиции при решении вопросов, связанных с естественными науками. Предложена методическая разработка урока-обобщения и систематизации знаний по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растительного организма».
Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, научное объяснение явлений, понимание естественно-научных исследований, научные методы познания, интерпретация данных, формулирование выводов, компетенции естественно-научной грамотности.
Annotation. This article presents tasks aimed at developing the competencies of natural science literacy: to be able to explain the phenomena of the surrounding world from a scientific point of view, to understand natural science research and know the methods of scientific knowledge of the world, to be able to interpret data and use scientific evidence to argue a position when solving issues related to the natural sciences. The methodological development of the lesson-generalization and systematization of knowledge on the topic: "The main processes of plant life" is proposed.
Keywords: functional literacy, natural science literacy, scientific explanation of phenomena, understanding of natural science research, scientific methods of cognition, interpretation of data, formulation of conclusions, competence of natural science literacy.
Введение. В настоящее время, инновация в образовательном процессе заключается не только в совершенствовании существующих методик, но, в первую очередь, во внедрении новых информационных и методических ресурсов и технологий, позволяющих подготовить молодое поколение к жизни в современном мире глобализации и международного научного сотрудничества. Каждая технология и каждый принцип, применяемый педагогом в процессе обучения на любом из его этапов, должен иметь не только актуальное научное обоснование, но и учитывать интересы молодого поколения, для повышения его мотивации к учебе [1, 3].
Изложение основного материала статьи. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования является приоритетной задачей образовательной политики государства. Качество общего образования в мире определяется рядом международных исследований, которые оценивают сформированность необходимых знаний, умений и навыков для дальнейшей жизни [3, 5, 6].
Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся PISA (Programme for International Student Assessment) - это международное исследование качества образования, в рамках которого оценивается способность 15-летних подростков применять полученные знания и навыки для решения практических задач, которые могут возникнуть в реальной жизни. Данное умение характеризует функциональную грамотность, которая легла в основу оценки международных исследований PISA [7, 8].
Важным этапом в повышении качества общего образования в России является обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с формированием функциональной грамотности обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен [2, 4].
В 2019 году Министерство просвещения Российской Федерации инициировало проект «Мониторинг функциональной грамотности». Цель данного проекта - анализ образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов и способности обучающихся применять полученные знания на практике [7, 8].
В качестве одной из составляющих функциональной грамотности выступает естественно-научная грамотность, которая характеризуется как - стремление человека участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного
исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов [5, 6].
По результатам мониторинга было выявлено, что у российских школьников слабо сформированы умения: осуществлять поиск информации, по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки [5-7].
Несмотря на то, что в настоящее время имеется достаточное количество методического инструментария, который учитель может использовать для формирования компетенций естественно-научной грамотности, не всегда эти задания могут быть использованы на уроках, т.к. их выполнение требует затраты большого количества времени. Поэтому, учителя должны уметь разрабатывать задания, направленные на формирование компетенций естественно-научной грамотности, с учётом изучаемой темы по биологии, отводимого на неё времени, особенностей контингента обучающихся и закладки методики решения данных заданий (кто, когда, как) [3, 8].
В данной статье мы предлагаем рассмотреть алгоритм подготовки и разработки заданий, которые могут быть использованы учителями биологии.
При планировании изучения темы по биологии «Основные процессы жизнедеятельности растений» важно проанализировать основные понятия, которые должный быть сформированы на каждом уроке.
При изучении данной темы на протяжении ряда уроков формировались следующие понятия: Минеральное (почвенное) питание; Воздушное питание растений - фотосинтез; Дыхание и обмен веществ растений; Значение воды в жизнедеятельности растений; Размножение и оплодотворение у растений; Вегетативное размножение растений; Рост и развитие растительного организма.
На каждом уроке на этапе актуализации знаний, с целью повышения интереса и активизации познавательной деятельности обучающихся учитель использует приём - значимости. Данный приём направлен в том числе и на формирование практической значимости изучаемого материала. Эта информация ляжет в основу разработки контекстных, практикоориентированных и ситуационных заданий. Как коротких, используемых на любом этапе урока, так и объёмного задания, на выполнение которого потребуется больше времени (обобщающий урок по теме, либо внеурочное занятие).
Например: Минеральное (почвенное) питание - правильное использование удобрений, биологически активных веществ и других минеральных элементов питания; Воздушное питание растений - фотосинтез -создание условий, при которых процесс фотосинтеза будет наиболее эффективным (правильная посадка, освещение, элементы питания и др.); Дыхание и обмен веществ растений - создание условий, при которых процесс дыхания будет наиболее эффективным (рыхление почвы, хранение семян и др.); Значение воды в жизнедеятельности растений - соблюдение норм полива и др. при выращивании растений; Размножение и оплодотворение у растений - искусственное опыление, посадка растений разных полов (если двудомные) и др.; Вегетативное размножение растений - размножение растений черенками, побегами (в том числе видоизменёнными), отводками, листьями и другими вегетативными органами; Рост и развитие растительного организма - управление ростом и развитием растений в течение вегетационного периода, создание условий для благоприятного роста и развития с целью получения необходимого урожая.
Далее, для разработки контекстных, практикоориентированных и ситуационных заданий необходимо:
1. Продумать связь предмета с любой профессией, выбрать тему урока, на котором будет это задание, прояснить для себя его цель и компетентности.
2. Наметить уровень сложности заданий.
3. Подобрать источники информации в разных формах: рисунки, графики, таблицы данных, мини-тексты, диаграммы и т.п.
4. Сформулировать само задание (фабула, сюжет).
5. Определить и указать форму ответа на вопрос задания.
6. Продумать форму, методы и критерии оценивания результатов.
В качестве примера, рассмотрим контекстное задание, состоящее из коротких практикоориентированных, ситуационных задач, объединённых одним сюжетом (окружающая среда). Это задание может быть использовано на уроке-обобщения и систематизация знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».
Ранее, мы рассмотрели, как на каждом уроке, в процессе усвоения темы, учитель объясняет ребятам, где и когда знания и умения, полученные на уроке, могут быть использованы для решения жизненных вопросов. Это и войдёт в основу коротких заданий, объединённых общим контекстом, направленных на проверку ЗУН по теме и сформированности компетенций естественнонаучной грамотности.
Задача. «Незабываемое лето!».
Наконец-то наступило лето! Федя и Соня Ивановы вместе с родителями приехали в родовое гнездо, оставшееся от бабушки и дедушки, в деревню Матросово. Ребята весь июнь с удовольствием ходили в гости к соседке бабушке Марусе и помогали ей по хозяйству: ухаживали за домашними животными свиньёй Альбертом и козой Земфирой, поливали огород и хрумкали молодую морковку. В начале июля бабушка Маруся получила радостную весточку из города, в которой сообщалось, что её внучка родила сына и бабушку приглашают в гости. Бабушка Маруся решила до конца лета погостить у внучки и попросила ребят присмотреть за своим хозяйством. Больше всего она переживала за свои помидоры «Бычье сердце», которые выращивала долгое время из своих семян и всегда гордилась урожаем невероятных по размеру и вкусовым качествам помидоров. Бабушка оставила ребятам инструкцию, в которой подробно написала, как и что необходимо делать с помидорами, чтобы получить урожай, на который рассчитывала вся родня и соседи. Но, к сожалению, ребята не углядели и часть инструкции была благополучно съедена козой Земфирой. Им пришлось самостоятельно искать информацию в интернете, как ухаживать за помидорами.
На сохранившейся странице инструкции был написан перечень работ по уходу за растениями: поливать, подкармливать, обрабатывать при необходимости от вредителей оберегать от заморозков, формировать куст.
Задание 1. Федя нашёл в интернете разную информацию о норме полива томатов, выращиваемых в открытом грунте.
Проанализируйте, пожалуйста, информацию, представленную в таблицах (1 и 2), и помогите Феде выбрать достоверную информацию.
Нормы и сроки полива основных культур
Степень в о до потребности Название культуры Частота полива (количество раз в неделю) Количество воды (в литрах на 1М2) Способ полива Особенности (необходимость мульчирования или рыхления после полива и др.)
6л а голюби в ые с адов ы е яблоня грущз ».5 40-50 в ПрИСТВОЛЬНЫЙ круг обязательно взрыхлить
культуры черешня 0.5-1 20-25 В приствольный круг обязательно взрыхлить
айва 0.5 25-30 в приствольный круг обязательно взрыхлить
Менее влаголюбивые алыча 9,5 2 0-2 5 в приствольный круг обязательно взрыхлить
вишня слиеэ 0.5 20-55 в приствольный круг обязательно взрыхлить
Засухоустойчивые абрикос о.з-с,5 20-2; в Приствольный круг Обязательно ЁзрыхЛиТь
Влаголюбивые л годны о малина 1 1520 гряды обязательно мульчировани6
культуры чарнал и красная смородина 1 15-20 чаши (лунки) обязательно взрыхлить
Менее влаголюбивые земляника ежевика 1 15-30 гряды обязательно мульчирование
крыжовник 0.5 15-20 чаши [лунки) обязательно взрыхлить
Засухоустойчивые арбуз дыня 0,5 чаши (лунки) обязательно взрыхлить
Влаголюбивые овощные культуры огурец нйиупа 1-2 1-2 30-40 25-30 гряды обязательна взрыхлить
Менее влаголюбивые баклажан перец ТОМЭТЫ лук чеснок 1 25-3О 30-40 гряды обязательно взрыхлить
Засухоустойчивые тыква 0.5 20-25 чаши (лунки) обязательно взрыхлить
В задачу намеренно можно ввести «Мнение эксперта» и «Совет!». Ребята должны сопоставить информацию от эксперта и руководствуясь ей, выбрать необходимую для решения поставленной задачи.
Мнение эксперта: После 12-14 дней посадки растения поливают один раз в пять дней. Норма при таком режиме - 10 литров на один квадратный метр.
Главное правило полива цветущих томатов - поливать обильно, но редко. Оптимальным считается, полив один раз в семь дней, при норме - 3 литра на один куст. Важно не допускать излишней влажности воздуха. Во время плодоношения растения поливают дважды в неделю, при этом норма расхода составляет: 4-5 литров на куст.
ВАЖНО! - поливать с учётом погодных условий!
Совет! Определить пора ли проводить орошение можно по внешнему виду растений: листва пониклая или свежая, а также по сыпучести грунта.
Таблица 2
Скеча полива н полмормкн рассалы томатов {по Г« VI. Кравцовой)
8сиркт рлсеады Кси:-вл ¡ХИХЗДЫ на \ ч' Г1ЬП^№ЭБ 111 ЮЛНЕД Рлсхчл рактнира нл 1 ]М1ПСННС Р.чсжи раствора III) (и-
14 1 ПОЛИН, щ_ за Юлией. 1И 1 пйлнп, .1 1В Ю^чей, л
04а 50 1 50 2,5 2,5
ю-го 50 1 50 100 2.5 5,0
20-30 1 ' # 3 75 225 ~r.Es 5,0
ЭЛ-40 Я з "100 МО и
■1й-50 14 V 150 ■150 6.3
ы ЗЗЙ 1» м
и 3 № ш
Данным заданием у обучающихся проверяется умение применять знание по значению воды для растений при решении практической задачи. А также сформированность компетенции естественнонаучной грамотности - интерпретация данных, умение работать с таблицами.
Задание 2.
Ребята из уроков биологии знали, что растениям необходимы минеральные вещества, которые они получают из почвы. Бабушка Маруся написала им в записке, что томаты необходимо подкармливать.
Помогите Феде и Соне выбрать необходимую информацию из материала в таблицах (3-6), которую они нашли в интернете, о том как, чем и когда необходимо подкармливать растения.
Мнение эксперта: Томатам требуется минимум 3 подкормки за сезон. Еще лучше удобрять кусты каждые 2 недели. Для равномерного поступления питательных веществ нужно чередовать органику и минеральные комплексы.
Из органических удобрений помидоры подкармливают настоем птичьего помета или скошенной травы. В минеральных подкормках должны преобладать такие элементы, как калий и фосфор, а содержание азота необходимо снизить. Например, подойдут следующие пропорции раствора: 15 г аммиачной селитры, 50 г суперфосфата и 30 г хлористого калия на 10 л воды.
Таблица 3
Таблица 4
X**
пик
*Г
10-15 дней после высадки рассады
Если гонкие стебли и желтеют листья
Настой коровяка или Юг мочевины, 20 суперфосфата. 10 сульфата калия
15-20 дней после 1-й подкормки
годней от всходов
15-20 г аммиач- Фаза появле-
ной селитры ния бутонов
30 г суперфосфата, 20 15-20 дней сульфата калия, после 1-й 10—15 г аммиач- подкормки ной селитры 25 г мочевины. 30 г супер- 20-25 дней фосфата. 30 г после 1 -й сернокислого подкормки калия
Настой коровяка или 10 г мочевины,20 суперфосфата. 10 сульфата калия
20 г сульфата калия. 20 г древесной
золы
60 г суперфосфата, 40 сульфата калия
20-25 дней
после 2-й подкормки
Настой коровяка или 10 л настоя коровяка 0,5 - 30 г суперфосфата
20-25 дней 35 г нитсфоски после 2-й подкормки
За месяц до сбора урожая не поливают и не подкармливают
30 Г суперфосфата, 30 г сернокислого калия
0.2 (стакан)
ОГУРЦЫ Фаза 3 настоящих листьев 10 г мочевины. 10 г сернокислого калия, 10 г суперфосфата 15-20 дней после 1-й подкормки, в фазе цветения 20 г мочевины, 20 г сернокислого калия, 20 г суперфосфата + микроэлементы - - 0.7-1
14—15 дней после высадки рассады
Жидкий коровяк или птичий помет
Фаза 2—4
настоящих
листьев
%
Фаза 5-6 настоящих
50 г сернокислого калия, 15—20 г суперфосфата Настой коровяка или 15-20 г мочевины. 30—50 г суперфосфата и 10—15 сернокислого калия
14-15 дней после цветения
Через 14-15 дней после 1-й подкормки
Фаза цвете
г га I VII паигип
навозной жижи
15-20 г моче- С начала
вины, 25—30 г первого сбо-
серноки-слого ра плодов
калия. 30-30 г
суперфосфата
Через 15-20
2 г борной дней после
кислоты 2-й подкорад-
На 10 л настоя навозной жижи 15-20 г мочевины, 25-30 г 0.0-1,0 сернокислого калия, ЗО-ЗО г суперфосфата
1% кый рас 10 л на 15 твоя поварен- погонных ной сопи метров
Если желтеют листья. а воды вполне
10 г мочевины
10—15 г серно- Появление 10-15 г сернокислого калий плодов на кислого калия и 40-50 г су- боковых по- и 40-50 г суперфосфата бегах перфосфата
60 г суперфосфата. 40 сульфата калия
ол
(стакан)
Содержится граммов
Удобрения [ЩИ и Стакан
ложка (15 мл) (200 мл)
АЗОТНЫЕ
Мочевина 10 13 130
Аммиачная селитра 13 17 170
Сульфат аммония 12 16 160
Кальциевая селитра 15 20 200
ФОСФОРНЫЕ
Суперфосфат порошковидный 18 24 240
Суперфосфат гранулированный 17 22 220
Суперфосфат двойной гранулированный 15 20 200
Фосфоритная мука 26 ЗБ 350
КАЛИЙНЫЕ
Калийная соль 17 22 220
Сульфат калия 20 26 260
КОМПЛЕКСНЫЕ
Аммофос 16 21 210
Нитрофос 17 22 220
Нитрофоска 18 24 240
Нитроаммофоска 14 18 180
Таблица 6
Нормы удобрений при выращивании рассады томатов (г/100л воды).
1 аммиачная селитра 10
2 калийная селитра 40
3 кальциевая селитра 90
4 монокалийфосфат 30
5 сульфат калия 10
6 сульфат магния 40
7 всего удобрений 220
Задание 3.
Федя захотел удивить бабушку Марусю и вырастить помидор - гигант «Супер - бычье сердце!». Он решил добавить большее количество удобрений, прочитав, что они влияют на рост и развитие растений и поэтому плоды будут большего размера. Для этого он поставил эксперимент, один куст обработал удобрениями в большем количестве, чем было написано в инструкции.
Предположите, пожалуйста, какой может быть получен результат эксперимента у Феди? Ответ обоснуйте.
Задание 4.
Проанализируйте график, укажите, о чем свидетельствуют представленные в нём данные? Выберите ответ из предложенных вариантов: увеличение количества удобрений сверх нормы благоприятно сказывается на развитии растений; увеличение количества удобрений сверх нормы угнетают растения; увеличение количества удобрений не влияет на показатели роста и развития растений.
120 Влияние количества удобрений на рост и развитие растений томата
100
80
60
40 20
~——
0 1
2 3 .4 „ 5 6 7 8 9 .. 10 количество удоорешш, мг л -Биомасса растеннпг
Задание 5.
После неудачного эксперимента Фёдор решил больше не подкармливать растения и через какое-то время увидел изменения окраски листьев.
Проанализируйте, пожалуйста, фотографию листьев томатов, и выберите из таблицы причину изменения окраски и состояния листьев. Что необходимо сделать ребятам, чтобы исправить ситуацию?
Задание 6.
В один из жарких дней Соня заметила, что листья на некоторых растениях пожелтели, она предположила, что это могло возникнуть из-за? Выберите причину пожелтения и высыхания листьев из предложенных вариантов. Ответ обоснуйте.
Федя полил несколько кустов в 12 часов дня, когда было очень жарко; Землеройка подгрызла корни растениям; Этим растениям не хватает воды; Этим растениям не хватает питания.
Мнение эксперта: Томаты поливают исключительно под корень. Попадание воды на листья в полдень может вызвать ожоги листьев. Особенно не допустимо попадание воды на растения в период цветения, так как дождевание вызывает осыпание бутонов, а также задерживает завязываемость плодов. Кроме того, повышение влажности воздуха может стать причиной развития грибковых заболеваний.
Задание 7.
Соня и Федя очень хотели порадовать бабушку Марусю и старались выполнить всё, о чём она их просила. В сохранившемся листочке было написано, что необходимо формировать куст растения. Выберите из предложенных вариантов тот агротехнический приём, который будет направлен на формирование куста. Ответ обоснуйте.
Задание 8.
В начале августа ребята увидели на одном из кустов томатов побурение плодов.
Проанализируйте, пожалуйста, фотографию плодов, и выберите из таблицы причину изменения их окрашивания. Что необходимо сделать ребятам, чтобы исправить ситуацию?
Болезнь или вредитель Признаки Чем бороться Народные средства
ш Пожелтение и усыхание нижних листьев, черные пятне на плодах Ассортимент очень Богатый' Ридомил, Ордам, Акробат. Купролкже, Оксихом и ДР Рецептов борьбы с фитофторозом согни — эго и опрыскиванием Трихололом 10 таблеток на 10 л воды и опрыскивание настом золы — 0,Ьп на ведро воды и подкормка растения золой Очень важно оборвать нижние больные листья.
Вершинная ГЦ ил Появляется на комках плодов виде круглых черных пятен Опрыскивание ХОМом или бордоской жидкостью Подкормка кустов кальциевой селитрой спичечный коробок на 10 л воды
ф Вирусная болезнь - листья и цветки становятся узкими, плоды с волокнами внутри переносчиками — цикадкой — канфидором. Геральдом, Алатаром или Апачи Соблюдение севооборота, пред посевом протравливание семян в марганцовке
Хлоп кован совка Дырки е плода*, можно в них увидеть толстую зеленую гусеницу Против соеки используют смесь Фуфэнонэ и Конфидооа или Актеллмка и Ал агаре Все растительные остатки надо собрать и Сжечь, па чау осенью перекопать, а также удалять сорняки с участка.
Поедает листья и бутоны Против колорадского особенно эффективны Жукоед. Апачи. Конфидор, Акта р а Можно отловить жука на протравленные Конфидором картофельные очистки, отпугивают жука настаем тополиных листьев
Как Вы думаете, удастся ли бабушке Марусе удовлетворить ожидания родственников и соседей чудесного урожая помидоров?
Выводы. Таким образом, используя данное контекстное задание на обобщающем уроке можно проверить у обучающихся знания, умения и навыки, полученные на протяжении ряда уроков, в процессе изучения темы «Основные процессы жизнедеятельности растений», а также сформированность компетенций естественнонаучной грамотности, характеризующих функциональную грамотность школьников, т.е. умение применять все ЗУН для решения различных жизненных вопросов.
Литература:
1. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Учебное исследование в пространстве урока при изучении естественно-научных дисциплин // Исследователь/Researcher. - 2020. - №2 (30). - С. 195-201.
2. Леушина И.С., Темербекова А.А. Кейс-проектирование как средство развития метапредметных результатов обучающихся // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - №4 (36). -С. 495-501.
3. Савицкая Е.В. Россия и США: качество школьного образования и его финансирование // Народное образование. - 2011. - №10. - С. 35-40
4. Скрипко З.А. использование практических методов при изучении предмета "естественно-научная картина мира" студентами-гуманитариями // Ped.Rev.. - 2020. - №3 (31). - С. 144-150.
5. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ (дата обращения: 07.04.2021)
6. Исследование PISA-2018. Естественнонаучная грамотность (centeroko.ru) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html (дата обращения: 07.04.2021)
7. Исследование PISA [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.oecd.org/pisa/test/ (дата обращения: 07.04.2021)
8. Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru) Банк задания по естественно-научной грамотности PISA [Электронный ресурс] режим доступа: Естественно-научная грамотность
Педагогика
УДК 378
доцент кафедры социологии, педагогики и психологии Монастырская Татьяна Игоревна
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Новосибирск); студентка 2 курса гуманитарного факультета Цветкова Анастасия Васильевна
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Новосибирск)
ОБРАЗ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к исследованию молодой семьи, ценности и проблемы, с которыми сталкивается молодая семья. На основании данных социологического исследования показаны основные жизненные стратегии молодой семьи в представлениях студентов, а также вопросы ответственности молодых родителей: молодые люди предпочитают сначала завершить обучение в университете, стать экономически независимыми от родителей и только потом создавать семью. При этом студенты подходят ответственно к созданию семьи и планируют самостоятельно решать возникающие у молодой семьи проблемы.
Ключевые слова: молодая семья, семейные ценности, ответственность в семейных отношениях, планирование семьи.
Annotation. The article deals with the basic concepts of a young family, the values and problems faced by a young family. Based on the data of a sociological study, it is concluded that young people prefer to first complete their studies at the university, become economically independent from their parents, and only then create a family. At the same time, students take a responsible approach to creating a family and plan to independently solve problems that arise in a young family.
Keywords: young family, family values, responsibility in family relations, family planning.
Введение. Семья является одним из главных составляющих в жизни любого человека. Семья - это социальный институт общества, придающий ему стабильность и способность накапливать социальный опыт, а потом восполнять его в каждом поколении. От стабильности и сплочённости семей зависит будущее страны и улучшение ее положения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что создание семьи - это очень ответственный и важный этап в жизни каждого человека, где необходимо соответствовать новым обретенным ролям. Современная экономическая ситуация предполагает, что молодые люди уже в процессе обучения в вузе должны задумываться не только о карьере, будущем месте работы, определенном уровне стабильности, собственных доходах и т.п., а также представлять образ будущей семьи, которую им предстоит создать. Динамичное развитие современного общества влекут за собою и изменения тенденций развития современной семьи. С течением времени изменяются взгляды на семейные ценности. Это обусловлено многими факторами, например, изменением образа жизни, периодическими войнами, развитием технологий, сменой общественного, экономического строя и многими другими. Образ семьи, создаваемый на основе семейных ценностей, получаемых знаниях о функционировании семьи и ее задачах, может трансформироваться с возрастом, с получением нового опыта. Создание молодой семьи (в период студенческих лет или сразу после окончания обучения в вузе) представляет особый интерес для исследования, особенно в фокусе выбора приоритетов жизненных стратегий и осознания социальной ответственности.
Изложение основного материала статьи. Молодая семья как объект исследования. Понятие семьи многообразно, с позиции социологии семья рассматривается как социальный институт и как малая группа, основанная на браке, кровном родстве и связанная совместной деятельностью, взаимной ответственностью. Семья как социальный институт обеспечивает реализацию потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве. А отношения между супругами, родителями и детьми регулируются с помощью существующих в обществе санкций, образцов поведения, социальных норм. Институт семьи тесно связан с институтом брака, регулирующий права и обязанности всех членов семьи.