Выдвинутые современные требования к профессиональной подготовке студентов позволяют перейти к обновленной парадигме высшего образования («от студента знающего, т.е. студента, вооруженного системой знаний, умений и навыков к парадигме подготовки молодого человека, подготовленного к жизнедеятельности, т.е. субъекта образования, способного активно и творчески мыслить, и действовать») [9, С. 5], в которой, по мнению Л.Г. Пак, Л.Н. Максимовой, М. Габдиева [11]:
- «оптимально транслируются, наряду с развитием разного вида компетенций, освоением профессиональных ценностей и установок, лучшие достижения междисциплинарной матрицы наук, отечественной и мировой культуры и преодолевается приоритетность «технократического снобизма»;
- происходит освоение общечеловеческих, профессиональных ценностей и осуществляется принятие таких ценностных приоритетов, как увлеченность и самореализация в труде, полезность и безвредность действия, личное достоинство и достоинство окружающих людей, толерантность и милосердие, единение и взаимопомощь, ответственность за себя, общество, мир;
- развиваются в интеграционном единстве профессиональные и личностные качества студентов посредством вовлечения в различные виды деятельности и интенсивное социальное взаимодействие в контексте освоения содержания профессии и выполнения социокультурных функций гражданина, профессионала, творца, носителя нравственности и культуры;
- расширяется право осмысленного и свободного нахождения пути построения профессиональной траектории посредством конструирования диалога с сообществом профессионалов с учетом разнообразных социокультурных традиций и новаторства, условий рынка труда и профессиональной конкуренции» [11, С. 216].
Выводы. Таким образом, социокультурные преобразования во всех сферах общества, переход к производственным и прорывным научным технологиям информационного социума, обновленные запросы работодателей выдвигают качественно новые современные требования к профессиональной подготовке студентов, их ценностным ориентациям, культурным и нравственным установкам, активной жизненной позиции, профессиональной мотивации, мобилизации их субъектности. Выдвинутые в исследовании современные требования к профессиональной подготовке студентов дают возможность обновления, совершенствования и оптимизации ее содержания в системе высшего образования и позволяют на качественно новом уровне готовить выпускников вузов к предстоящей трудовой деятельности.
Литература:
1. Выпускники вузов оценивают сложности поиска работы на 7,3 балла из 10: сайт исследовательского центра портала Superjob.ru. - URL: https://www.superjob.ru/research/articles/112336/vypuskniki-vuzov-ocenivayut-slozhnosti-poiska-raboty-na-7/ (дата обращения: 02.06.2022).
2. Выяснилась суть изменившихся запросов работодателей к выпускникам российских вузов. - URL: https://1sept.ru/news/65963 (дата обращения: 02.06.2022).
3. Глотова, Е.Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход / Е.Е. Глотова // Человек и общество. - 2014. - № 4 (41). - С. 185-187.
4. Григорьева, Е.И. Удовлетворенность выпускников вуза качеством образования как ориентир оптимизации образовательного процесса / Е.И. Григорьева, Н.И. Ануфриева, А.В. Каменец // Kant. - 2021. - № 1 (38). - С. 191-196.
5. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году. - URL: https://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (дата обращения: 02.06.2022).
6. Доклад «Россия 2025: от кадров к талантам». - URL: https://www.bcg.com/ru-ru/perspectives/188095 (дата обращения: 02.06.2022).
7. Зеер, Э.Ф. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. - 2017. - № 8. - С. 9-28.
8. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики: аналитический отчет «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». - Москва: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 - 122 с.
9. Останина, С.А. Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения / С.А. Останина, Е.В. Птицына // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. -С. 1-12.
10. Пак, Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография / Л.Г. Пак. - Москва: Спутник, 2010. - 178 с.
11. Пак, Л.Г. Формирование культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества / Л.Г. Пак, Л.Н. Максимова, М. Габдиев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология -2022. - № 75. - Ч. 4. - С. 215-217.
Педагогика
УДК 373.55
кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат биологических наук Якушкина Маргарита Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Наумова Анастасия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО
ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Аннотация. В статье рассматривается роль кейс-технологии как формы организации профориентационной деятельности со школьниками на уроках биологии. Авторами детально изучен вопрос организации проектов по биологии с учетом анализа о разнообразии профессий и профессиональной деятельности, о соотношения себя и профессии. Кейс-метод способствуют развитию таких навыков, как: социальные, коммуникативные, навыков самостоятельности, практической и творческой работы. Грамотно организованная работа по профессиональной ориентации средствами кейс-технологии способствует осуществлению основных учебных целей урока. Авторами рассматривается возможность использования уроков и внеурочных занятий как площадку для профессионального ориентирования школьников. Рассматриваются
возможности кейс-технологии для воспитания у обучающихся способности оценивать свои возможности и помочь им в правильном выборе будущей профессии.
Ключевые слова: профориентационная деятельность, проект, обучающиеся, биология, кейс-технология.
Annotation. The article examines the role of case technology as a form of organizing career guidance activities with schoolchildren in biology lessons. The authors have studied in detail the issue of organizing projects in biology, taking into account the analysis of the diversity of professions and professional activities, the relationship of self and profession. The case method contributes to the development of such skills as: social, communicative, independence skills, practical and creative work. Competently organized work on professional orientation by means of case technology contributes to the implementation of the main educational objectives of the lesson. The authors consider the possibility of using lessons and extracurricular activities as a platform for professional orientation of schoolchildren. The possibilities of case technology for educating students the ability to assess their capabilities and help them in choosing the right future profession are considered.
Key words: career guidance, project, students, biology, case studies.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным
направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева)
Введение. В современном мире обществу остро не хватает квалифицированных специалистов практически во всех профессиональных сферах. Людей, что хорошо знают свое дело, выполняющие работу качественно и за короткие сроки. Грамотное выполнение своих обязанностей и любовь к своему труду непосредственно влияют на формирование качества жизни, комфортного существования в мире и развития человечества в целом.
Явными составляющими будущего профессионала будут не только знания, компетенция и навыки, но так же его позиция и непосредственное отношение к тому, чему он планирует посвятить жизнь. Благодаря свободе выбора профессии, задача профориентации приобрела наибольшую актуальность. И по окончанию школы каждый учащийся встает перед выбором будущей профессии, что повлияет на его жизнь.
Однако проанализированные статистические материалы и результаты исследований говорят о низкой результативности профессиональной ориентации школьников, особенно в рамках биологического образования. Так статистические данные говорят, что каждый первый школьник имеет сложности в сопоставлении профессии и своих желаний, например, ряд старшеклассников в качестве целеуказателя используют мнение родителей, родственников и друзей, а другие вообще не имеют четной ориентации в выборе профессии.
Мало кто из девятиклассников, оканчивая среднюю школу, имеет представлении, какую же профессию выбрать. Кто-то идет дальше в десятый класс, надеясь, что за два года смогут определиться. А кто-то решает, так сказать, не тратить время понапрасну и уходит в колледж чтобы побыстрее трудоустроиться не по специальности. Да, конечно, за два года по окончании одиннадцатого класса большая часть школьников имеет примерный план дальнейших действий, но так же не редкостью является и то, что некоторые студенты просто-напросто не справляются с учебным материалом или же понимают, что это не их профессии и оставляют учебу в ВУЗе. Кроме этого много студентов после университета работают не по специальности. В связи с этим возникают вопросы: как найти имеющие предрасположенности к каким-либо предметам? Как их развить до максимума и правильно подобрать жизненный путь опираясь на имеющиеся навыки? Как педагоги могут помочь учащимся в раскрытии потенциала и развитии способностей? С помощью каких методик можно наиболее эффективно преподавать учебный материал?
Грамотно выстроенная профориентационная работа поможет учащимся при выборе будущей профессии и дает возможность избежать ошибок и разочарования от неправильного выбора жизненного пути.
Часто, при выборе профессии учащиеся совершают различные ошибки, из которых наиболее популярные: ориентированность только на престиже профессии или высокую заработную плату; идеализация будущей профессии; принятие решения, основанного на мнении родителей или друзей; выбор только по результатам экзаменов. Все эти ошибки неблагоприятно сказываются на дальнейшей жизни учащихся, неудовлетворенность профессиональной деятельностью, ухудшение ментального, а иногда и физического здоровья.
Для того, чтобы программа профориентации была грамотно выстроена, преподавателю, что занимается этим вопросом, необходимо ознакомиться с наиболее актуальными и востребованными профессиями, которые не потеряют перспективность в будущем. Если проанализировать статьи и списки самых востребованных профессий на сегодняшний день, можно прийти к выводу что наиболее популярными являются естественно-технологические профессии, профессии в сфера образования, здравоохранения и IT-технологий.
На рисунке 1 отображена схема наиболее популярных профессий будущего, что непосредственно связаны с биологией.
Биотехнолог
Биоинженер
Врач-генетик
Биоинформатик
Специалист по биоробототехнике
Нейробиолог
Космобиолог Я 1Т-генетик
Рисунок 1. Схема популярных профессий будущего (со знаем биологии)
В настоящий момент так сложилось, что не мало выпускников выбирает биологию как профильный предмет. Биологию считают сложным и трудным для понимания предметом. Однако не каждый может понять все закономерности взаимодействия веществ и окружающей среды между собой, а так же не всем по силам выучить жизненные циклы растений, нервную систему животных и т.д. Поэтому для наиболее эффективного изучения учебного материала преподаватели
применяют различные методики обучения. Эти методики должны быть практико-ориентированными, а так же должны мотивировать учащихся, побуждая их быть не только объектом, но и субъектом деятельности. Одним из наиболее эффективных методов преподавания биологии является кейс-метод.
Изложение основного материала статьи. Метод case-study (кейс-метод) - это метод, направленный не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений, что поможет им подготовится к самостоятельной деятельности по разрешению противоречий и нахождению решение в реальных, жизненных, а также проблемных ситуациях.
Суть метода заключается в том, что каждый из участников предлагает свой путь решения общей проблемы применяя имеющиеся знания, навыки, практический опыт и совместными усилиями приходят к общему оптимальному варианту. CASE-технология представляет собой методологию проектирования, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения.
С целью организации профессиональной ориентации школьников, был организован эксперимент по применению кейс-технологий.
1 категория - основана на применении метода проектов);
2 категория - представляла контрольную группу без проф. направленности.
С целью изучения вопроса был организован педагогический эксперимент по профессиональному ориентированию школьников путем применении метода проектов. Эксперимент о роли проекта как метода мотивации к обучению в ВУЗе естественно-технологической направленности проводился на базе МБОУ «Краснослободская СОШ № 1» в г. Краснослободск Республики Мордовия в 2019-2020 году. В нем принимали участие ученики 11 «А» класса (группа из 6 человек). В качестве примера применения была произведена работа над долгосрочным проектом «Производство и использование биогаза как способ утилизации отходов свиноводческого комплекса» (табл. 1).
Ключевые события проекта
Ключевое событие Дата Результат
Выбор идеи проекта. Сентябрь 2019 Выбрана идея проекта, обозначены основные направления деятельности, подготовлен предварительный отчет.
Изучение специализированной литературы. Октябрь-ноябрь 2019 Сформирована теоретическая база для работы над реализацией проекта; подготовлен предварительный отчет.
Разработка теоретического обоснования метода утилизации отходов свиноводческих комплексов путем производства биогаза и его дальнейшего использования. Декабрь 2019 После анализа литературы и интернет-источников был разработан теоретический метод утилизации отходов свиноводческих комплексов путем производства биогаза и его дальнейшего использования, основанный на концепции «нулевых отходов».
Подготовкапомещения и подбор оборудования для получения биогаза в лабораторных условиях. Февраль -Март 2019 Помещение, оснащенное оборудованием, необходимым для эксперимента.
Апробирование смонтированной опытной камеры для получения биогаза в лабораторных условиях. апрель 2019 Экспериментально доказана возможность получения биогаза в смонтированной опытной камере в лабораторных условиях.
Разработка плана свиноводческого комплекса с указанием объектов для глубокой переработкиотходов производства и изготовление его макета. Апрель -Май 2019 Макет свиноводческого комплекса с указанием объектов для глубокой переработки отходов производства.
Разработка схемы и сборка прототипа биореактора; его апробирование. Сентябрь -декабрь 2020 Получен прототип биореактора, с помощью которого реализован метод утилизации отходов свиноводческого комплекса путем производства биогаза.
Анализ целесообразности разработанного метода утилизации отходов свиноводческого комплекса; коррекция полученных результатов. Март-апрель 2020 Проанализированы и скорректированы полученные в ходе проекта результаты; произведен экономический расчет использования биогаза в качестве энергоносителя для отдельного свиноводческого комплекса; сделаны выводы о проделанной работе; обозначены перспективы использования результатов проекта и его дальнейшего развития.
Анкетирование, опрос участников проекта. Май 2020 Проведено анкетирования и опроса по методике Л.А. Йовайши.
Кроме этого, в 11 «А» классе на уроках биологии так же использовался кейс-метод, основанный на том, что учащиеся не полностью ознакомляются со структурой и содержанием кейса. Эта форма работы требует много времени, так как получение информации занимает основную часть всего процесса принятия решения, выполнения данного кейса школьникам предлагалось выполнять его как домашнее задание. У школьников параллельного класса уроки биологии проходили в обычном режиме - контроль.
Для выполнения исследования требовались знания молекулярной биологии, микробиологии, биотехнологии и сельскохозяйственные знания. Школьники анализируя представленную ситуацию, более подробно изучали органические соединения. Проектная команда, сформированная из старшеклассников интересующихся исследовательской деятельностью, была распределена на соответствующие роли и обязанности между ее участниками. На начальных этапах педагогического эксперимента учащимися была определена общая тема исследования, и сформулирована актуальная проблема, решение которой повлекло за собой разработку проекта. Он предполагал процесс достижения цели по средствам выполнения задач учебно-исследовательского характера с ранее неизвестным решением. Исследование подразумевало выдвижение гипотезы и ее проверку как теоретически, так и экспериментально. Также для наиболее эффективного достижения поставленной цели, реализация исследовательского проекта производилась на основе плана, согласно которому работа проводилась поэтапно в соответствии с календарным графиком от начала и до конца. Полученные результаты оказались практически значимыми, оригинальными и качественными в рамках сельскохозяйственной и экологической направленности.
На втором этапе исследования, была осуществлена оценка эффективности работы старшеклассников. Анкетирование участников осуществлялось по методике Л.А. Йовайши в собственной модификации, представленной на рисунке 1 и 2.
Рисунок 1. Результаты опроса профориентационной направленности по методике Л.А. Йовайши
Рисунок 2. Результаты опроса профориентационной направленности по методике Л.А. Йовайши
Итак, по результатам опроса, среди участников эксперимента на вопрос «Готовы ли вы поступить в ВУЗ, где вступительным испытанием является биология?» не смогли определится 13% школьников экспериментального класса и 35% опытного класса. Это дает основание утверждать, что эксперимент оказал должное влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников, направив старшеклассников в сферу, непосредственно связанную с предметной областью. Однако, трое участников эксперимента испытывали трудности с определением профессии. Из числа опытного класса трое участников продолжили свое обучение на естественно-технологическом факультете МГПУ им. М.Е. Евсевьева, два других участника эксперимента обучаются на факультете педагогического и художественного образования МГПУ им. М.Е. Евсевьева по направлению подготовки «Педагогика дошкольного и начального образования», где биология является вступительным экзаменом. Еще двое школьников выбрали аграрный факультет и один медицинский факультет МГУ им. Н.П. Огарева.
Выводы. Анализ основных аспектов реализации кейс-технологии, как формы организации профориентационной деятельности со школьниками на уроках биологии, были сформулированы следующие выводы:
1. Кейс-технологию можно рассматривать как одно из средств мотивации к обучению в ВУЗе;
2. Решение проблемы профессионального самоопределения выпускников по средствам кейс-технологии снижает вероятность неверного выбора будущей специальности;
3. Педагогический эксперимент продемонстрировал, что умение работать в формате научного проектирования является существенным показателем профессионального определения старшеклассников при выборе ВУЗа, в частности биологической направленности.
Так, своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно-воспитального процесса. Анализируя профориентационную работу в процессе обучения биологии можно выявить, что она направлена на становление профессионального самоопределения старшеклассников, формирование профессиональной мотивации школьников, развитие умений учениками осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Литература:
1. Арюкова, Е.А. Роль проектно-исследовательской деятельности как методика мотивации к обучению в ВУЗе естественно-технологической направленности / Е.А. Арюкова, Е.С. Земскова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 11. -Елабуга, 2021. - С. 46-56.
2. Ефимова, Г.З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект / Г.З. Ефимова. - Текст: непосредственный // Вестник евразийской науки. - 2015. - URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prestizha-pedagogicheskoy-professii-v-rossii-i-mire-ekonomicheskiy-aspekt
3. Регуш, Л.А. Профессиональный выбор выпускников бакалавриата как решение прогностической задачи / Л.А. Регуш, Е.Е. Ермилова - Текст: непосредственный // Образование и наука - 2017. - № 8. - С. 75-79.
4. Чистякова, С.Н. Оценка становления и тенденции развития проблемы профессионального самоопределения обучающихся / С.Н. Чистякова // Профессиональная ориентация и занятость молодежи. Научно-методический журнал. -2017. - № 1. - С. 5-8.
Педагогика
УДК 373.55
кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Наумова Анастасия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Аннотация. В статье актуализируется необходимость использования цифровых образовательных ресурсов при обучении химии в общеобразовательной школе. Авторы отмечают, что использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет распределить по модулям творческие идеи при составлении и планировании урока, создать индивидуальную траекторию планирования и организации урока, образовать особую сферу познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Под руководством учителя цифровые образовательные ресурсы могут быть своеобразном гарантом для успешного обеспечения понимания значения усваиваемого учебного материала, ответственного отношения к учеб и стимулирование общего интереса. С целью оценки влияния цифровых образовательных ресурсов на эффективность образовательного процесса по предмету «Химия» авторами проводилась поэтапная диагностическая работа со школьниками: анкетирование и педагогический эксперимент.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, обучение химии, самостоятельная работа, химия.
Annotation. The article actualizes the need to use digital educational resources when teaching chemistry in a secondary school. The authors note that the use of digital educational resources in the educational process makes it possible to distribute creative ideas into modules when composing and planning a lesson, create an individual trajectory for planning and organizing a lesson, and form a special sphere of cognitive interest of schoolchildren in the subject being studied. Under the guidance of a teacher, digital educational resources can be a kind of guarantor for successfully ensuring an understanding of the meaning of the acquired educational material, a responsible attitude to studies and stimulating general interest. In order to assess the impact of digital educational resources on the effectiveness of the educational process on the subject of "Chemistry", the authors conducted a phased diagnostic work with schoolchildren: a questionnaire and a pedagogical experiment.
Key words: digital educational resources, chemistry teaching, independent work, chemistry.
Введение. Мощным стимулом обучения для школьников является использование различных информационных технологий, например, цифровых образовательных ресурсов. На уроках с применением цифровых образовательных ресурсов совершенствуются навыки, приобретенные в процессе обучения, развивается эмоционально-волевая сфера школьников и психические процессы, восприятие, внимание, память, мышление у школьников активируются, и поэтому у учащихся формируется познавательный интерес у школьников к изучению химии и других предметов.
Достоинства уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов заключаются в том, что у обучающихся формируется не только познавательный интерес, но и стимул изучать более углубленно такой учебный предмет как химия. На уроках с использованием различных цифровых образовательных ресурсов школьники активнее работают на занятии, лучше понимают, а главное запоминают материал, представленный в удобном для их понимания формате (схемы, таблицы, кластеры, видео, презентации). Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет распределить по модулям творческие идеи при составлении и планировании урока, создать индивидуальную траекторию планирования и организации урока, образовать особую сферу познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках химии делает учебный процесс более гибким, формирует у учащихся самостоятельность и самоорганизацию и способствует самообразованию школьников.
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках химии решает ряд важных задач:
■ Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
■ Осуществляет информационную поддержку и учителя и школьника на любом этапе урока;
■ Позволяет подготавливать учащихся к выполнению проектных, исследовательских и творческих работ.
С помощью цифровых образовательных ресурсов лучше всего организовать самостоятельную работу школьников по разным предметам. В том числе и химия. Формирование навыков самостоятельной работы с помощью цифровых образовательных ресурсов проходит 4 основные стадии:
1 стадия. Копирующая деятельность - деятельность по приготовленному шаблону (восприятие химических объектов и явлений, их сравнение и дальнейшие действия по изучению). На этой стадии происходит первичное формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности.
2 стадия. Деятельность репродуктивного характера, которая заключается в полном или частичном воспроизведении представленного учебного материала. На этой стадии происходит первичное воспроизведение и ознакомление учащихся с приемами и методами познавательной самостоятельной деятельности школьников. Так же на этой стадии осуществляется перенос усвоенных знаний на решение не только нешаблонных заданий.
3 стадия. Деятельность продуктивного характера, заключающаяся в применении усвоенных теоретических полученных знаний в решении нешаблонных заданий с применением практических умений и навыков повышенного уровня. На этой стадии самостоятельная работа требует от учащегося способность к индукции (от частного к общему) и дедукции (от общего к частному), а также к элементам творчества.
4 стадия. Стадия, на которой происходит полное формирование навыков самостоятельной деятельности, заключающаяся в обработке и переносе знаний при решении нестандартных ситуационных задач, выработке критического мышления.