мероприятия через организацию взаимодействия в парах внедрены такие упражнения, как: обсуждение документов, просмотренных занятий по математике, интервью, редактирование конспекта, формулирование задач на определенную цель, ответы на общий вопрос. Стоит отметить, что пары могут быть динамичными и менять свой состав.
Как вариант интерактивного взаимодействия, с целью обсуждения проблемы, сбора информации, проверки знаний, в парах проводится игра «Педагогическая карусель». Карусель составлена из двух кругов воспитателей. Внутренний круг воспитателей неподвижен, а внешний подвижен (воспитатели переходят в течение игры к другим участникам по часовой стрелке, по сигналу, свободно). Пары из разных кругов обмениваются информацией и переходят к следующему участнику. Воспитатели собирают максимум информации по вопросам математического образования детей и записывают ее.
В интерактивных играх очень часто рождаются интересные идеи и удобные решения проблем. Но из-за динамичности проведения таких мероприятий иногда ценная информация (продукт коллективного мышления) теряется. С этой проблемой можно справиться с помощью введения в игры «диспетчеров», «экспертов», «корреспондентов», «представителей детей, администрации, родителей», которые фиксируют предложения и систематизируют их. Современными средствами являются диктофонные записи, фотографии и др.
Выводы. Исследование проблемы убеждает в том, что использование интерактивных форм в организации методической работы с воспитателями по математическому образованию детей целесообразно. А именно, интерактивные технологии позволяют стимулировать процессы приобретения профессиональной компетентности воспитателями, меняют профессионально-личностную позицию педагога, а также мотивируют стабильный профессиональный рост личности. Кроме результативности эти формы работы характеризуются гибкостью и эффективностью сочетания с традиционными методами обучения педагогов.
Литература:
1. Богославец, Л.Г. Управление качеством дошкольного образования. Методическое пособие / Л.Г. Богословец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
2. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС,2004. - 232 с.
3. Кузнецова, С.В. Инновационный поиск. Обновление системы методической работы в ДОО / С.В. Кузнецова. - М.: Сфера, 2017. - 258 с.
4. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. - 86 с.
5. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 156 с.
6. Савченко, В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО / В.И. Савченко. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 192 с.
7. Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 560 с.
8. Чернявская, А.Г. Андрагогика: практическое пособие для вузов / А.Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 174 с.
9. Шмонина, Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ / Л.В. Шмонина. - М.: Учитель, 2014. - 162 с.
Педагогика
УДК 378.1
доктор педагогических наук, доцент Апанасюк Лариса Ахунжановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); начальник отдела воспитательной работы и молодежной политики ОГПУ Шишковская Ирина Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
Аннотация. В статье описаны социокультурные предпосылки, определяющие изменение требований к студентам вузов на современном рынке труда. Проанализированы основополагающие нормативно-правовые документы, актуализирующие изучаемую проблематику. Изучены проблемы недостаточной готовности выпускников вузов (по мнению специалистов и работодателей) к полноценной реализации себя в профессии при первичном трудоустройстве. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Представлены современные требования к профессиональной подготовке студентов вузов, повышающие их востребованность на рынке труда: переосмысление монопрофессионализма в аспекте перехода к транспрофессионализму в системе высшего образования; возрастание роли гармоничного развития soft-, hard-, digital skills студентов; приоритетность практико-ориентированной профессиональной подготовки в вузе; активизация роли интерактивных технологий в многоаспектности онлайн и офлайн форматов обучения в высшей школе.
Ключевые слова: трансформация общества, профессиональная подготовка, студенты, обновленные требования к выпускникам вузов, компетенции и профессионально-личностные характеристики субъектов образования, ориентиры модификации содержания образовательного процесса вуза.
An^tat^. The article describes socio-cultural prerequisites that determine the change in requirements for university students in the modern labor market. The fundamental regulatory documents that update the studied problems were analyzed. The problems of insufficient readiness of university graduates (according to specialists and employers) to fully realize themselves in the profession during primary employment have been studied. The need to optimize work in this direction has been determined. Modern requirements for the professional training of university students are presented, increasing their demand in the labor market: rethinking monoprofessionalism in terms of the transition to transprofessionalism in the higher education system; increasing the role
of harmonious development of soft-, hard-, digital skills of students; priority of practical-oriented professional training at the university; activating the role of interactive technologies in the multidimensional online and offline formats of higher education.
Key words: transformation of society, professional training, students, updated requirements for university graduates, competencies and professional and personal characteristics of educational subjects, guidelines for modifying the content of the educational process of the university.
Введение. Современные преобразования российского социума, связанные глобализацией социально-экономических и социокультурных процессов, переходом от государственной экономической системы к рыночной экономике, информационной открытостью общества и массовым проникновением информационно-коммуникационных технологий во все сферы макро- и микробытия, стремительным темпом внедрения прорывных технологий и наукоемких производств, развитием обновленных социально-трудовых отношений, связанных с исчезновение традиционных профессией ввиду отсутствия общественной необходимости их существования и появлением новых рабочих мест (по оценкам экспертов Microsoft, 65% обучающихся школ и вузов будут выполнять в дальнейшем работу, которой еще не существует), широким распространением нестандартных форм занятости обусловливают обновление парадигмы высшего образования в контексте модернизации содержания и внедрения новых моделей профессиональной подготовки студентов в контексте реализации инновационных интерактивных форм и методов организации образовательного процесса (в онлайн и офлайн формате) с приоритетом профессионально направленного характера (интеграции образования, науки, производства) и ориентацией подготовки выпускников (в соответствии с вызовами общества) на опережение запросов высокотехнологичного производства и учет долгосрочных перспектив прогрессивного развития страны.
Перед вузами стоит многофункциональная задача обновления современных требований к профессиональной подготовке высококонкурентоспособных, компетентных и квалифицированных кадров с высшим образованием, востребованных инновационным рынком труда, инициативных и профессионально мобильных, обладающих креативным мышлением и активной жизненной позицией, предприимчивых и готовых мгновенно адаптироваться к условиям глобализации российской экономики. В постиндустриальном мире востребованы выпускники вузов, готовые к выстраиванию конструктивной высокотехнологичной коммуникации в интеграционном единстве онлайн и офлайн форматов, умеющие результативно работать индивидуально и в команде, управлять людьми и многофункциональными автоматизированными комплексами, воссоздавать высококачественные прорывные идеи, проекты, изобретения, воплощать их в жизнь в контексте общественной пользы и личностной эффективности; молодых людей, нацеленных на постоянное непрерывное самообучение, самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию.
Это означает, что вузы призваны осуществлять профессиональную подготовку студентов с позиции современных требований инвестирования в комплексное формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников вузов (по требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО)), и гармоничное развитие их профессионально-личностных качеств, в совокупности определяющих построение оптимальной жизненной перспективы молодых людей, обеспечение их конкурентных преимуществ на рынке труда в ближайшей перспективе по окончании вуза и долгосрочной перспективе (при погружении в контекст индивидуального, общественного, регионального, глобального будущего), а также повышение темпов научно-технического прогресса страны.
Вышеизложенное требует изучения современных требований к обеспечению высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов с позиции сохранения фундаментальности, практикоориентированности высшей школы и комплементарности оказания традиционных образовательных услуг в гармоничном единстве внедрения инновационных образовательных технологий, соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Изложение основного материала статьи. Качественная профессиональная подготовка студентов с учетом акцентирования на современные требования, выдвигаемые обществом, системой высшего образования, участниками образовательных отношений как социально значимый результат политики государства актуализируется в ходе анализа основополагающих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г., редакция от 16.04.2022 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы (2017 г.); Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018 г.); Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года и др. Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (2021 г.) одной из ведущих задач прогрессивного функционирования системы высшего образования заявлено повышение качества и востребованности образовательных, научно-технических, социальных услуг российских университетов и подготовка кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы.
Однако, при всей актуализированности проблемы мировые специалисты констатируют, что система высшего образования в России не достаточно готова к поставке на рынок сотрудников (молодых кадров) для развития высокотехнологичных производств, что отмечается в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» компании Boston Consulting Group в партнерстве со Сбербанком, Worldskills и Global Education Futures [6]. Выпускники вузов не всегда обладают достаточной глубиной и широтой практико-ориентированных и психологических знаний для оптимального первичного трудоустройства по профессии. В практической профессиональной деятельности молодые специалисты не достаточно активно проявляют гибкость, маневренность при решении практических профессиональных задач, фрагментарно демонстрируют умение соотнести проблему с приобретенными знаниями для определения вариативности ее локализации; у них слабо развито видение дальнейшей профессионально-личностной перспективы и реакция на возникновение нестандартной ситуации, недостаточно сформированы навыки прогнозирования последствий результатов принятого решения, неумения высветить и использовать свои положительные природные, личностные и профессиональные качества для успешного карьерного роста и самореализации в основных сферах жизнедеятельности.
Е.Е. Глотова в рамках анализа требований работодателей к выпускникам вузов также констатирует, что молодые специалисты: не достаточно подготовлены к самостоятельной реализации трудовых функций и задач в связи с частично накопленным опытом практической работы; демонстрируют завышенную самооценку сформированных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, профессионально-личностных качеств; заявляют о нежелании первичного трудоустройства, начиная с первых карьерных ступеней; проявляют неадекватность при оценке материальной оплаты труда молодого специалиста и низкий конкурентоспособный уровень [3].
Результаты исследовательского центра портала Superjob свидетельствуют о том, что выпускники вузов испытывают основательные риски при первичном входе на рынок труда (оценка сложности трудоустройства в среднем составляет 7,1 балла из 10). Основными причинами, препятствующими включению молодых людей в трудовую деятельность, по мнению выпускников, являются: недостаток опыта профессиональной деятельности (68%); недостаточное число соответствующих полученной квалификации вакансий (15%); низкая заработная плата (8%); отсутствие практико-ориентированных знаний и умений в избранной сфере труда (2%) [1].
Что касается работодателей (по результатам исследования РЭУ им. Плеханова), то 37% опрошенных считают, что одним из ключевых и востребованных на рынке труда характеристик выпускников вузов из самых разных отраслей выступает сформированность soft skills («мягких навыков») - умение работать с большими информационными потоками, стрессоустойчивость, жизнеспособность, высокий уровень владения языком (в том числе иностранным). Кроме этого работодателями выделены: навыки самоорганизации (37%), навыки презентации и визуализации (35%), коммуникативные навыки (32%), лидерские качества (32%), креативные навыки (26%), знание нормативно-правовой базы (23%), навыки аналитики массивов данных (20%) [2].
Следовательно, необходимо обновление современных требований к профессиональной подготовке студентов вузов с позиции обоснования ведущих идей, определяющих повышение уровня их конкурентоспособности при первичной интеграции в сферу выбранной трудовой деятельности.
1. Серьезное переосмысление монопрофессионализма как базового регулятива устоявшегося содержания профессионального образования и перехода к транспрофессионализму в современном контексте достижения принципиально новой квалификационной характеристики выпускников вузов, трансформирующейся в сторону мультифункциональности (профессиональной многомерности) посредством транслирования в образовательном процессе междисциплинарности, интегративной направленности конвергентных предметных областей и освоения студентами знаний из естественно-научных, социально-гуманитарных, технических и философских матриц наук, сформированности у молодых людей комплекса универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным сферам [7].
2. Возрастание роли развития «мягких компетенций» (soft skills - неспециализированных надпрофессиональных, социально-поведенческих и когнитивных навыков) при сохранении значимости «жестких навыков» (hard skills -профессиональных навыков, отражающих перечень требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, профессиональных стандартов, измеряемых и отожествляемых с трудовыми функциями и действиями в выбранной сфере труда, экосистемой профессиональной деятельности), а также digital skills (цифровых навыков, связанных с тотальной информатизацией всех аспектов жизнебытия молодых людей, отражающих инфосодержание сферы труда, функционал работников предприятий / организаций).
Аналитики World Economic Forum составили прогноз, в котором обозначили десять ключевых компетенций, которые будут востребованы в последующие годы (в прогнозах на 10-15 лет), и которые необходимо формировать в рамках обновленных современных требований к профессиональной подготовке студентов вузов: многофункциональное умение разрешать нестандартные задачи; критическое мышление в аспекте анализа поступающей информации, аргументированных суждений и принятия рациональных решений; творческая направленность; умение работать и взаимодействовать в команде, управлять людьми, координировать собственные действия и действия других людей, находить компромиссы и вести переговоры; эмоциональный интеллект; центрированность на клиенте; когнитивная гибкость [5].
В аналитическом отчете «Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики» корпоративного университета Сбербанка определены основные цифровые навыки, необходимые, в том числе, для выпускников вуза: продуктивное использование цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей в аспекте получения качественных знаний и произведения инновационных продуктов, умение создавать и обмениваться цифровым контентом, выстраивать онлайн-коммуникацию для достижения результативности в разнообразных сферах деятельности, умение противостоять и противодействовать манипуляциям со стороны рискогенного социума [8].
3. Приоритетность практико-ориентированной профессиональной подготовки в вузе (взаимосвязь контекстных задач со сферой труда; увеличение объема вариативной части учебного плана, связанного с профессионализацией; гибкость и динамичность обновления рабочих программ с учетом развития науки и техники; увеличение часов на прохождения различных видов практик; приглашение практиков, работодателей как активных и заинтересованных участников образовательных отношений к реализации образовательного процесса, экспертизе основной профессиональной образовательной программы, совместной организации научно-исследовательской работы студентов), позволяющей создать условия, близкие к профессиональным и оперативно адаптировать студентов к области выбранной трудовой деятельности, к решению квазипрофессиональных задач, осмыслению круга ценностей, присущих российской культуре и профессиональной субкультуре в соответствии с постоянно изменяющими запросами экономики и работодателей. Это благоприятствует формированию конкурентоспособных выпускников вузов в ответ на быстрые глобальные изменения в сфере современных технологий, науки и производства.
4. Активизация роли новых информационно-коммуникативных технологий в повышении качества образования и комплементарное использование комплекса традиционных и инновационных способов организации образовательного процесса в многоаспектности онлайн и офлайн форматов обучения (очных, дистанционных, виртуальных и интерактивных): нетворкинг, телевизионные ток-шоу, распределенные проектные команды, брейнштурм, круглые столы, интеллектуальный марафон, социальное проектирование, воркшоп, креативные мастерские, организационно-деятельностные игры, арт-технологии, веб-квесты, виртуальные музеи, коворкинг, мастерская будущего, метаплан, перекрестные группы, аквариум, интеллектуальные качели, рфлексивный ринг, кейс-стади, семинар-тренинг, занятия-экскурсии, инсерт и т.д.). Комплексная реализация данных методов, форм и технологий обусловливает: высокую активность, интенсивность и максимальную вовлеченность молодых людей в процесс профессиональной подготовки; усиление осознанности процесса познания для освоения новых знаний и успешного использования их на практике при анализе ситуаций, оперативном нахождении рациональных путей решения и создании креативного собственного или группового образовательного продукта; возможность полноценной самореализации и устремленность к творческому проигрыванию полного спектра профессиональных задач будущей сферы труда [4, 10]. И, как следствие, становление субъектности студентов в готовности комплементарно мыслить и активно практически действовать на благо себе, профессиональному сообществу и Отечеству.
При этом у студентов формируется мотивация на непрерывное самосовершенствование при адекватном критическом оценивании собственных качеств и ресурсов, присвоении ценностей профессии в стимулы практического поведения, осуществляется приобретение и углубление знаний для успешной реализации профессионального предназначения, развивается самостоятельность и самоконтроль, проявляется осознанное отношение к выстраиванию продуктивной коммуникации для достижения результата.
Выдвинутые современные требования к профессиональной подготовке студентов позволяют перейти к обновленной парадигме высшего образования («от студента знающего, т.е. студента, вооруженного системой знаний, умений и навыков к парадигме подготовки молодого человека, подготовленного к жизнедеятельности, т.е. субъекта образования, способного активно и творчески мыслить, и действовать») [9, С. 5], в которой, по мнению Л.Г. Пак, Л.Н. Максимовой, М. Габдиева [11]:
- «оптимально транслируются, наряду с развитием разного вида компетенций, освоением профессиональных ценностей и установок, лучшие достижения междисциплинарной матрицы наук, отечественной и мировой культуры и преодолевается приоритетность «технократического снобизма»;
- происходит освоение общечеловеческих, профессиональных ценностей и осуществляется принятие таких ценностных приоритетов, как увлеченность и самореализация в труде, полезность и безвредность действия, личное достоинство и достоинство окружающих людей, толерантность и милосердие, единение и взаимопомощь, ответственность за себя, общество, мир;
- развиваются в интеграционном единстве профессиональные и личностные качества студентов посредством вовлечения в различные виды деятельности и интенсивное социальное взаимодействие в контексте освоения содержания профессии и выполнения социокультурных функций гражданина, профессионала, творца, носителя нравственности и культуры;
- расширяется право осмысленного и свободного нахождения пути построения профессиональной траектории посредством конструирования диалога с сообществом профессионалов с учетом разнообразных социокультурных традиций и новаторства, условий рынка труда и профессиональной конкуренции» [11, С. 216].
Выводы. Таким образом, социокультурные преобразования во всех сферах общества, переход к производственным и прорывным научным технологиям информационного социума, обновленные запросы работодателей выдвигают качественно новые современные требования к профессиональной подготовке студентов, их ценностным ориентациям, культурным и нравственным установкам, активной жизненной позиции, профессиональной мотивации, мобилизации их субъектности. Выдвинутые в исследовании современные требования к профессиональной подготовке студентов дают возможность обновления, совершенствования и оптимизации ее содержания в системе высшего образования и позволяют на качественно новом уровне готовить выпускников вузов к предстоящей трудовой деятельности.
Литература:
1. Выпускники вузов оценивают сложности поиска работы на 7,3 балла из 10: сайт исследовательского центра портала Superjob.ru. - URL: https://www.superjob.ru/research/articles/112336/vypuskniki-vuzov-ocenivayut-slozhnosti-poiska-raboty-na-7/ (дата обращения: 02.06.2022).
2. Выяснилась суть изменившихся запросов работодателей к выпускникам российских вузов. - URL: https://1sept.ru/news/65963 (дата обращения: 02.06.2022).
3. Глотова, Е.Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход / Е.Е. Глотова // Человек и общество. - 2014. - № 4 (41). - С. 185-187.
4. Григорьева, Е.И. Удовлетворенность выпускников вуза качеством образования как ориентир оптимизации образовательного процесса / Е.И. Григорьева, Н.И. Ануфриева, А.В. Каменец // Kant. - 2021. - № 1 (38). - С. 191-196.
5. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году. - URL: https://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (дата обращения: 02.06.2022).
6. Доклад «Россия 2025: от кадров к талантам». - URL: https://www.bcg.com/ru-ru/perspectives/188095 (дата обращения: 02.06.2022).
7. Зеер, Э.Ф. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. - 2017. - № 8. - С. 9-28.
8. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики: аналитический отчет «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». - Москва: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 - 122 с.
9. Останина, С.А. Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения / С.А. Останина, Е.В. Птицына // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. -С. 1-12.
10. Пак, Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография / Л.Г. Пак. - Москва: Спутник, 2010. - 178 с.
11. Пак, Л.Г. Формирование культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества / Л.Г. Пак, Л.Н. Максимова, М. Габдиев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология -2022. - № 75. - Ч. 4. - С. 215-217.
Педагогика
УДК 373.55
кандидат сельскохозяйственных наук Арюкова Екатерина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат биологических наук Якушкина Маргарита Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент Наумова Анастасия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО
ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Аннотация. В статье рассматривается роль кейс-технологии как формы организации профориентационной деятельности со школьниками на уроках биологии. Авторами детально изучен вопрос организации проектов по биологии с учетом анализа о разнообразии профессий и профессиональной деятельности, о соотношения себя и профессии. Кейс-метод способствуют развитию таких навыков, как: социальные, коммуникативные, навыков самостоятельности, практической и творческой работы. Грамотно организованная работа по профессиональной ориентации средствами кейс-технологии способствует осуществлению основных учебных целей урока. Авторами рассматривается возможность использования уроков и внеурочных занятий как площадку для профессионального ориентирования школьников. Рассматриваются