Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК БАЗИС УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК БАЗИС УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО СОЦИУМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / РИСКИ НЕПРОДУКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИЦИРУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье представлены социокультурные предпосылки, актуализирующие изучение деловой коммуникативной культуры студентов и ее значение в обеспечении успешности профессиональной деятельности в отложенной перспективе первичного выхода выпускников вузов на рынок труда. Проанализированы проблемы недостаточной сформированности деловой коммуникативной культуры студентов для профессии, социума, личной жизни. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Представлены основные нормативные документы в сфере высшего образования, задающие ориентир на формирование деловой коммуникативной культуры студентов как составляющей общекультурного и профессионального становления выпускников вузов. Обозначены направления и пути оптимизации образовательного процесса вуза в целях повышения уровня исследуемой культуры студентов. Описаны наиболее значимые интерактивные методы, формы и приемы формирования деловой коммуникативной культуры молодых людей в образовательной организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS COMMUNICATION CULTURE OF STUDENTS AS THE BASIS OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY

The article presents socio-cultural prerequisites that update the study of the business communicative culture of students and its importance in ensuring the success of professional activity in the delayed prospect of the primary entry of university graduates into the labor market. The problems of insufficient formation of the business communicative culture of students for the profession, society, personal life were analyzed. The need to optimize work in this direction has been determined. The main regulatory documents in the field of higher education are presented, setting a benchmark for the formation of a business communicative culture of students as part of the general cultural and professional formation of university graduates. Directions and ways to optimize the educational process of the university in order to increase the level of the studied culture of students are presented. The most significant interactive methods, forms and techniques for the formation of a business communicative culture of young people in an educational organization of higher education are described.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК БАЗИС УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК БАЗИС УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены социокультурные предпосылки, актуализирующие изучение деловой коммуникативной культуры студентов и ее значение в обеспечении успешности профессиональной деятельности в отложенной перспективе первичного выхода выпускников вузов на рынок труда. Проанализированы проблемы недостаточной сформированности деловой коммуникативной культуры студентов для профессии, социума, личной жизни. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Представлены основные нормативные документы в сфере высшего образования, задающие ориентир на формирование деловой коммуникативной культуры студентов как составляющей общекультурного и профессионального становления выпускников вузов. Обозначены направления и пути оптимизации образовательного процесса вуза в целях повышения уровня исследуемой культуры студентов. Описаны наиболее значимые интерактивные методы, формы и приемы формирования деловой коммуникативной культуры молодых людей в образовательной организации высшего образования.

Ключевые слова: трансформация российского социума, профессиональная подготовка, студенты, деловая коммуникативная культура, риски непродуктивной коммуникации, интерактивные методы и формы, профессиональное общение, социально-профессиональное взаимодействие, коммуницирующие субъекты.

An^Mion. The article presents socio-cultural prerequisites that update the study of the business communicative culture of students and its importance in ensuring the success of professional activity in the delayed prospect of the primary entry of university graduates into the labor market. The problems of insufficient formation of the business communicative culture of students for the profession, society, personal life were analyzed. The need to optimize work in this direction has been determined. The main regulatory documents in the field of higher education are presented, setting a benchmark for the formation of a business communicative culture of students as part of the general cultural and professional formation of university graduates. Directions and ways to optimize the educational process of the university in order to increase the level of the studied culture of students are presented. The most significant interactive methods, forms and techniques for the formation of a business communicative culture of young people in an educational organization of higher education are described.

Key words: transformation of Russian society, professional training, students, business communication culture, risks of unproductive communication, interactive methods and forms, professional communication, social and professional interaction, communication subjects.

Введение. Современные условия российской действительности, связанные с тотальным проникновением информатизации во все сферы жизнедеятельности, внедрением научно-производственных инноваций и прорывных технологий в существующие культурные системы, стремительным обновлением профессиональной деятельности и функционала трудовой сферы работников различных предприятий, ускоренным темпом освоения обновленного диапазона online- и offline-коммуникаций при устранении расстояний и границ посредством электронных средств массовой информации и сети Интернет, изменения форм и содержания делового общения в условиях современного рынка труда обусловили изменение ценностных нормативов и механизмов функционирования высшей школы в свете новых требований к формированию профессионализма и компетенций, образованности и профессионально-личностному развитию выпускников вузов, а также уровню их деловой коммуникативной культуры. С появлением рыночных отношений в российском социуме и массовым распространением информационно-коммуникативных технологий изменился процесс реализации «старых коммуникативных форм» делового взаимодействия во всех сферах профессиональной деятельности, что требует ценностной оценки и переосмысления значения феномена «деловая коммуникативная культура студентов».

Современный набор требований к молодым специалистам на рынке труда пополнился понятием «деловая коммуникативная культура», которое занимает приоритетное значение в общекультурном и профессиональном становлении выпускников вузов, определяет успешность реализации трудовых функций и действий специалистов различных профессиональных отраслей с позиции развитых умений продуктивного выстраивания деловых отношений в согласованности собственных действий с другими для достижения поставленных целей в выбранной сфере труда, социуме, личной жизни.

Глобальная цель образовательных организаций высшего образования в постиндустриальном социуме - подготовить студентов, не просто знающих, но и креативно мыслящих и действующих, умеющих продуктивно коммуницировать в социально-информационном пространстве современного сообщества и деловой среде, активно взаимодействовать в нестандартных условиях рискогенного социума и трудовой сферы, готовых к принятию новаторских производственных решений при расширении границ деловой коммуникации и эмпатичного принятия позиций окружающих людей, ответственном планировании окончательного итога и последствий собственной и командной работы.

Современному рынку труда необходимы молодые специалисты, способные осмысливать свою профессиональную деятельность и полноценную реализацию собственного предназначения на основе: моральных и этических норм и стандартов делового взаимодействия с другими людьми (в дальнейшем со стейкхолдерами); присвоенных ценностей продуктивной деловой коммуникации в выбранной сфере труда с учетом знаний особенностей поведения коммуницирующих субъектов в разных ситуациях; поиска общих смыслов результативной профессиональной и социальной деятельности в современных реалиях динамично развивающегося российского экономического пространства. Сформированность деловой коммуникативной культуры студентов вузов позволяет достигать целевых ориентиров личного и группового делового успеха в продуктивном профессиональном общении и гибком перестраивании стратегий коммуникативного взаимодействия в ответ на запросы нового времени, работодателей, бизнес-сообщества.

Вышеизложенное требует исследования проблемы целенаправленного и последовательного формирования деловой коммуникативной культуры студентов вузов как базовой составляющей общей и профессиональной культуры молодых специалистов, повышающей социальную востребованность и конкурентоспособность выпускников вуза на инновационном рынке труда в условиях стремительных перемен в профессиональной деятельности и обществе.

Изложение основного материала статьи. Основные нормативные документы в сфере образования задают новые требования к профессиональной подготовке выпускников вуза, ориентированной на формирование деловой коммуникативной культуры как неотъемлемого атрибута оптимальной интеграции в сферу профессии и социум, базиса

успешной профессиональной самореализации в динамичной сфере рыночной экономики, регулятива цивилизованного, комфортного существования с окружающими людьми в сообществе профессионалов, и мире в целом. Востребованы будущие высококвалифицированные специалисты, имеющие высокий уровень деловой коммуникативной культуры, способные к ведению продуктивного диалога в профессиональной сфере и готовые, на основе этого, работать оперативно, профессионально компетентно, клиентоцентрированно и инновационно в режиме высокой неопределенности и стремительного изменения среды и социально-экономической динамики поставленных задач.

Для прогрессивного развития российского общества необходимы именно такие молодые специалисты -транспрофессионалы (с акцентом на межпрофессиональную коммуникацию) с высоким уровнем деловой коммуникативной культуры с позиции наращивания и повышения качества (индекса) человеческого капитала в мире (термин, обозначенный в Докладе о мировом развитии 2019 «Изменение характера труда»), характеризуемого интеграционным единством профессионализма и развития коммуникативных, когнитивных и социально-поведенческих навыков, в том числе умений работать в команде, взаимодействовать друг с другом, руководствоваться в своих действиях общественно значимыми ценностями, управлять социальными отношениями с позиции личностной, профессиональной и социальной эффективности. В докладе отмечено, что высшим приоритетом системы образования должно стать увеличение инвестиций в человеческий капитал, позволяющий улучшить перспективы будущей занятости субъектов образования, осваивать и реализовывать новые модели продуктивной коммуникативной трудовой деятельности для обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов в экономике будущего [1].

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО 3++) отдельно выделены необходимые результаты освоения выпускниками вузов основных профессиональных образовательных программ - три универсальные компетенции (УК), связанные с отдельными составляющими формирования деловой коммуникативной культуры студентов (УК: коммуникация; командная работа и лидерство; межкультурное взаимодействие). Данные компетенции соотносятся с перечнем десяти ключевых компетенций (востребованных в будущем десятилетии), выделенных в отчете World Economic Forum, и часто обозначаемых как soft skills (так называемых гибких навыков XXI века). Среди которых выделяют компетенции управления людьми, навыки координации и взаимодействия, клиентоориентированность, умение вести переговоры, позволяющие выпускникам вузов успешно функционировать в социальном взаимодействии в реалиях повседневной жизни и в сфере работы [2].

Профессиональные стандарты также усиливают требования социума и работодателей к уровню сформированности деловой коммуникативной культуры студентов и накладывают на образовательную организацию высшего образования обязательства по профессиональной подготовке молодых людей, профессионально владеющих спецификой деловой речи, умеющих ориентироваться в многообразии коммуникативных поведенческих сценариев, способных самостоятельно и ответственно, продуктивного и адекватно ситуации выстраивать профессиональное общение в новых экономических условиях с позиции максимализации пользы для выбранной сферы труда, социума, потребителей, инвесторов.

Необходимо отметить, что в рамках модели востребованных компетенций субъектов образования XXI века «4К» также выделены отдельно следующие компетенции - коммуникация, командная работа, соответствующие изменяющемуся спросу на рынке труда и выступающие важной составляющей результативности функционирования студентов в профессиональной среде, в долгосрочной перспективе [3].

Однако, современная ситуация организации образовательного процесса в вузе и на практике позволяет утверждать, что развитию деловой коммуникативной культуры студентов уделяется мало внимания; наблюдается ситуативное взаимодействие структурных подразделений высшей школы и представителей работодателей. Осложняет эти обстоятельства тот факт, что молодые специалисты не осознают значимость деловой коммуникативной культуры, формально воспринимают деловую коммуникацию, ее значение в обеспечении успешности в профессиональной деятельности. Кроме того, современные студенты часто не соблюдают социально-культурные нормы и правила делового общения, не умеют владеть собой в процессе общения, не учитывают требования делового дресс-кода, а также слабо владеют навыками публичного выступления [6, С. 243]. Н.В. Кузьмина констатирует, что «наибольшую трудность у молодых специалистов представляет недостаточное владение коммуникативными навыками, написание деловых писем, оформление официальных документов, телефонные разговоры, соблюдение этикетных норм и правил вежливости» [4, С. 57].

Новая образовательная парадигма высшего образования, учитывающая вызовы экономики знаний, изменение форм и содержания делового общения (онлайн и офлайн форматы), реальные условия производств / организаций, специфичность местного рынка труда и современные требования к профессиональной подготовке обучающихся должна быть нацелена на формирование деловой коммуникативной культуры специалистов с позиции сбалансированного соответствия формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, заданных ФГОС ВО 3++ и гармоничного развития soft skills, hard skills и digital skills молодых специалистов, гарантирующих востребованность выпускников вузов работодателями.

Актуализируется необходимость нового качества профессиональной подготовки выпускников в вузе, обладающих наряду с профессиональной компетентностью, сформированной деловой коммуникативной культурой как принципиально значимой, стержневой характеристики, призванной создать цельный образ конкурентоспособных специалистов нового времени, имеющей отношение к успешности реализации профессионально-личностного потенциала молодых людей в работе или в других ситуациях жизнедеятельности.

Деловая коммуникативная культура студентов представляет собой профессионально-личностную характеристику, интегрирующую: знания о продуктивных стратегиях коммуникации в деловой сфере (в устной и письменной форме) в зависимости от корпоративных ценностей и миссии организации, действий и намерений деловых коммуникантов, выстраивания онлайн и офлайн форматов профессионального общения между партнерами непосредственной и отдаленной пространственно-временной диспозиции; устойчивую направленность к организации диалогового конструктивного взаимодействия и сотрудничества с учетом установления психологического контакта, приоритетности бесконфликтности, доверия друг к другу; обширный опыт поиска и реализации согласованных решений на основе взаимодополняющих действий деловых партнеров в процессе коммуникации для достижения личностно и профессионально значимых результатов, и взаимовыгодных итогов.

Деловая коммуникативная культура студентов, формируемая в ходе профессиональной подготовки в вузе, определяет развитие у молодых людей умений выстраивания продуктивного социально-профессионального взаимодействия с использованием адекватных стратегий коммуникации в зависимости от целевых ориентиров, поставленных задач, запросов и возможностей коммуницирующих субъектов, правил делового общения и этикета. Сформированность данного вида культуры выпускников вузов снижает риски дезадаптации при переходе от образовательной к квазипрофессиональной, и в перспективе, к трудовой деятельности, обусловливает принятие ответственных прорывных решений в производственной сфере при одновременной автономности и гибкости, в части согласованных действий партнеров по отношению друг к

другу, позволяет прийти к взаимоприемлемому результату на основе морально-нравственных императивов профессионального общения, гармонично сочетающих личные интересы с общественными.

Для оптимального формирования деловой коммуникативной культуры студентов в образовательном процессе вуза применяются специфичные интерактивные формы, методы и приемы обучения, характеризуемые диалогичностью, особым способом взаимодействия между участниками образовательных отношений, профессиональной контекстностью, моделированием «обучения действием», обучением в сотрудничестве (cooperative learning), а также активизацией субъектной позиции молодых людей и развитием их практических навыков, дающих возможность овладеть инструментарием продуктивной деловой коммуникации. Наиболее значимыми при формировании деловой коммуникативной культуры студентов выступают следующие интерактивные методы, формы и приемы: панельная дискуссия; диалог-этикет, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями; моделирование ситуаций; семинар-дискуссии; имидж-диагностика; организационно-деятельностные, ситуационные и ролевые игры (общение с работодателем, клиентом фирмы, коллегой, вышестоящим лицом); приемы самоменеджмента и самопрезентации; тренинг межличностного общения; мастерская культуры слушания; мастерская культуры устной речи; мастерская официально-делового письма; литературная творческая мастерская; мастерская оратора; эвристический семинар; кластер «Пробуем перо»; синквейн; прием «Трибуна успешного человека»; мультимедийные презентации «Тайны речевых формул и клише в производственной сфере», «Кодекс Мисс безупречных манер»; социальное проектирование; веб-квест «Индивидуальные словари профессиональной лексики и терминов»; методика «Понятийное колесо»; воркшопы «Идеал коммуникативной личности - Идеал профессионала», «Позвони клиенту»; групповая многотемная беседа; интервью с успешным профессионалом своего дела; творческие задания «Я оформляю официальный документ»; эссе «Учитесь коммуницировать для достижения успеха в жизни»; спичрайтинг; методика «Фишбоун»; фокус-группа; аукцион знаний; жужжащие группы; викторина «Знаток официально-делового стиля»; интеллект-карта; инфографика; и т.д.

При этом значимым для формирования деловой коммуникативной культуры студентов выступает «создание культуросообразной среды вуза, характеризуемой культурной насыщенностью, социокультурной интегративностью, свободой нравственного выбора, креативностью, диалогичностью, сотворчеством, со-бытийностью, предоставлением широкого диапазона областей профессиональной самореализации и развитием коммуникативной сферы субъектов образования, неисчерпаемостью поиска, демонстрированием успехов, сохранением и трансляцией ценностей продуктивной деловой коммуникации (заложенных в менталитете профессионального сообщества), культивированием духовности и гуманности как значимого регулятива поведенческих и коммуникативных моделей профессионалов» [5, С. 2161.

Выводы. Таким образом, необходимо констатировать, что система высшего образования приспосабливается в рамках быстрой, гибкой и адаптивной реакции к требованиям современного социума и постоянно изменяющегося рынка труда с позиции социального запроса на высококвалифицированных выпускников вузов, обладающих не только профессиональной компетентностью, но и сформированной деловой коммуникативной культурой, выступающей базисом успешной будущей профессиональной деятельности, основой оптимального осуществления трудовых функций в аспекте личностной и социальной полезности выстраивания продуктивной коммуникации не только в реальной, но и виртуальной среде, регулятивом повышения конкурентоспособности и социальной востребованности студентов с высокой степенью организации конструктивного делового взаимодействия от обмена информацией до обмена смыслами, от учета различных мнений и интересов партнеров общения до понимания их ценностей и потребностей, от умения работать в команде до достижения жизненной и профессиональной гармонии, успешности в экономической и социальной жизни.

Литература:

1. Всемирный банк. 2019 год. Доклад о мировом развитии 2019 «Изменение характера труда». - Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 2019 - 152 с. - URL: file:///D:/Downloads/211328RU.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

2. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году. - URL: https://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (дата обращения: 04.06.2022).

3. Зайцева, К.С. Формирование компетенций «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация) обучающихся профессиональных образовательных организаций: методические рекомендации / К.С. Зайцева. - Санкт-Петербург, 2021. - 34 с.

4. Кузьмина, Н.В. Формирование письменной деловой коммуникации у студентов негуманитарных вузов / Н.В. Кузьмина // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 5. - С. 56-60.

5. Пак, Л.Г. Формирование культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества / Л.Г. Пак, Л.Н. Максимова, М. Габдиев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -2022. - № 75. - Ч. 4. - С. 215-217.

6. Хомякова, В.Е. Деловая коммуникативная культура студентов и культура образовательной среды / В.Е. Хомякова // Инновационные психологические и педагогические технологии как средство повышения качества образования: материалы Междун. научн.-практ. конференции. - Стерлитамак АМИ, 2021. - С. 242-278.

Педагогика

УДК 378. 147

кандидат педагогических наук, доцент Першутин Сергей Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Бевзюк Ирина Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭМОТВНАЯ ЛЕКСИКА КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

Аннотация. Роль и место эмотивных лексических единиц в образовательном процессе могут быть рассмотрены с разных позиций. С точки зрения лингвистического компонента содержания обучения лексике, эмотивные лексические единицы представляют собой особый раздел единиц языка. Данный раздел отвечает за выражение эмоциональных состояний. С психологических и психолингвистических позиций, эмотивная лексика представляет интерес как отражение категории эмоциональности. Учеными этих областей науки не раз были предприняты попытки изучения связи эмоций и языка как в целом, так и в определенных речевых ситуациях. Методическая наука, в свою очередь, смещает фокус внимания на конкретных задачах обучения эмотивной лексике. Планомерно совершенствуя учебный процесс, методика занимается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.