Литература:
1. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А.Д. Шмелева под ред. Т.В. Булыгиной. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 780 с. - Текст: непосредственный.
2. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение / Иванова Т.А. и др. - М. - СПб: "Златоуст", 1999. - 40 с. - Текст: непосредственный.
3. Дорофеева, Н.В. Удивление как эмоциональный концепт (на материале русского и английского языков): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: специальность: 10.02.20 - сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание: защищена 10.11.2002 / Дорофеева Н.В.; Кубанский государственный технологический университет; научный руководитель Воркачев С.Г. - Краснодар, 2002. - 219 л.
4. Зайнуллина, Л.М. Некоторые аспекты исследования эмоций / Л.М. Зайнуллина. - Текст: электронный // Вестник Башкирск. ун-та. - 2012. - № 1. - С. 486-491. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/nekotorye-aspekty-issledovaniya-emotsiy (дата обращения: 21.05.2022). - Режим доступа: открытый.
5. Петрикова, А. Основы межкультурной дидактики / А. Петрикова, Т. Куприна, Я. Галло. - М.: Русский язык. Курсы, 2015. - 376 с. - Текст: непосредственный.
6. Томашева, И.В. Понятие «лакуна» в современной лингвистике. Эмотивная лакуна / И.В. Томашева. - Текст: непосредственный // Язык и эмоции: Сборник научных трудов. - Волгоград, «Перемена», 1995. - С. 50-59.
7. Черничкина, Е.К. Эмоционально-эмотивная компетенция искусственного билингва / Е.К. Черничкина. - Текст: непосредственный // Язык и эмоции: номинативные и коммуникативные аспекты: Сборник научных трудов к юбилею Виктора Ивановича Шаховского / Отв. ред. С.В. Ионова. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. -С. 193-198.
8. Шаховский, В.И. Язык и эмоции в аспекте лингвокультурологии: учеб. пособие по дисциплинам по выбору «Язык и эмоции» и «Лингвокультурология эмоций» для студ., магистрантов и асп. Ин-та иностран. яз. Волгогр. гос. пед. ун-та / В.И. Шаховский. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 170 с. - Текст: непосредственный.
9. Эйтчисон, Д. Лингвистическое отражение любви, гнева и страха: цепи, сети и контейнеры? / Перевод Я.А. Покровской и В.И. Шаховского. - Текст: непосредственный // Язык и эмоции: Сборник научных трудов. - Волгоград, «Перемена», 1995. - С. 76-91.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос саморазвития студентов педагогического направления вуза. В профессиональном саморазвитии студента разработка исследовательского проекта решает достаточное количество самостоятельных решений. Поэтапное исследовательское проектирование обеспечивает для студентов развитие компетенций необходимых для будущей профессии. В рамках проектной деятельности, по инициативе студентов выполнен исследовательский проект. Выполнение исследовательского проекта заключалась в изучении проблематики общего образования региона на основе анализа открытых источников. Студентами педагогического направления был выбран вопрос кадрового обеспечения общего образования в Якутии, так как в настоящее время это является актуальным для них. Целью исследования было изучить условия создания единого цифрового педагогического пространства для сотрудничества студентов и молодых учителей той же направленности. В исследовании были рассмотрены инструменты для реализации идеи исследовательского проекта. Проект имел практическую значимость, заключавшуюся в мотивации обучающихся в настоящее время студентов к будущей профессии, поиска будущего места трудоустройства, адаптации на новом месте. Базой исследования был Педагогический институт, как самостоятельная единица Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. В выполнении одной из задач исследования были привлечены, наряду с обучающимися студентами, выпускники тех же специальностей педагогический стаж, которых составлял до 5 лет. Новизна исследования заключается в инициативе обучающихся студентов и выборе средства в реализации единого цифрового педагогического пространства для сотрудничества студентов и молодых учителей.
Ключевые слова: бакалавриат, выпускник вуза, исследовательский проект, педагогическое пространство, саморазвитие, студент, цифровое пространство.
Annotation. The article deals with the issue of self-development of students of the pedagogical direction of the university. In the professional self-development of the student, the development of a research project solves a sufficient number of independent decisions. Step-by-step research design provides students with the development of competencies necessary for the future profession. As part of the project activities, on the initiative of students, a research project was carried out. The implementation of the research project consisted in studying the problems of general education in the region based on the analysis of open sources. Students of the pedagogical direction chose the issue of staffing of general education in Yakutia, since at present it is relevant for them. The purpose of the study was to study the conditions for creating a single digital pedagogical space for cooperation between students and young teachers of the same orientation. The study looked at the tools for implementing the idea of a research project. The project was of practical importance, which consisted in motivating currently studying students to the future profession, searching for a future place of employment, and adapting to a new place. The basis of the study was the Pedagogical Institute, as an independent unit of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. In the performance of one of the tasks of the study, along with studying students, graduates of the same specialties with pedagogical experience, which amounted to up to 5 years, were involved. The novelty of the study lies in the initiative of students studying and the choice of a means in the implementation of a single digital pedagogical space for cooperation between students and young teachers.
Key words: bachelor's degree, university graduate, research project, pedagogical space, self-development, student, digital space.
Введение. Саморазвитие личности тесно связано с его деятельностью, то есть построение собственной деятельности в соответствии с целями и самостоятельно принятыми индивидом жизненных планов. С точки зрения саморазвития студентов - это выбранный им самостоятельный план развития, достижения, поставленных целей и результаты в виде накопленных
знаний, умений, навыков, способствующие вхождению, адаптации и становлению в будущей профессии и дополнительные компетенции, выбираемые им.
Одним из ключевых вызовов и приоритетных задач в системе современного высшего и дополнительного профессионального образования является формирование и развитие компетенций научно-исследовательской деятельности у студентов и работающих педагогов.
Изложение основного материала статьи. В рамках участия во Всероссийской педагогической олимпиаде команды «Северное перо» кафедры начального образования Северо-Восточного федерального университет имени М.К. Аммосова был разработан исследовательский проект. Исследовательский проект является актуальным для студентов бакалавриата на данный период обучения в вузе, предполагающий сбор полезной информации для будущего трудоустройства в школах республики.
Целью исследовательского проекта было создание условий для личностно-профессионального развития обучающихся педагогических направлений подготовки для успешного вхождения в профессиональное сообщество. В ходе разработки исследовательского проекта студентами были решены следующие задачи: анализ информации о кадровой политике в системе образования Республики Саха (Якутия); проведен опроса действующих студентов Педагогического института СВФУ и выпускников со стажем до 5 лет Педагогического института СВФУ, работающих по специальности в образовательных учреждениях; поиски путей проектирования единого цифрового педагогического пространства для сотрудничества студентов и молодых педагогов. Вместе с тем использованы следующие методы исследовательского проекта: анализ и обобщение информации по проблеме исследования, опрос, статистический и исследовательский анализ, прогнозирование, проектирование.
Концептуальная идея исследовательского проекта «Педагогическая синергия: студент и молодой педагог» заключалась в создании единого педагогического пространства для сотрудничества действующих студентов и молодых учителей и педагогов выпускников направленностей (профилей), реализуемых в Педагогическом институте СВФУ им. М.К. Аммосова («Начальное образование», «Начальное образование и Дополнительное образование», «Дошкольное образование», «Технология», «Логопедия», «Социальная педагогика», «Психология и педагогика профессионального образования», «Информатика и вычислительная техника» - уровень бакалавриата).
Предметом исследовательского проекта является открытое цифровое пространство, организованное в онлайн платформах (сайт СВФУ, кроссплатформенная система Телеграмм и др.) способствующие взаимовыгодному сотрудничеству и общению молодежи - будущих учителей и педагогов с молодыми работающими педагогами, педагогический стаж, которых составляет до 5 лет для обмена личностно-профессиональным опытом в период адаптации на новом рабочем месте, в новом коллективе и развития у студентов мотивации к будущей профессии. Проектом была охвачена стандартная целевая аудитория: студенты, обучающиеся в настоящее время; молодые педагоги с педагогическим стажем до 5 лет.
Описание исследовательского проекта, в основной состав команды, которой входят модераторы - молодые преподаватели, студенты очной формы обучения бакалариата Педагогического института СВФУ. В Педагогическом институте функционируют 7 выпускающих кафедр, реализующие ОПОП бакалариата и магистратуры очной и заочной формы обучения. Контингент студентов очной формы обучения - 598 человек. В состав команды члены профсоюзной организации студентов ПИ, студенты - члены студенческого самоуправления.
Проект основывается на следующих ключевых документах: Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 года N 1642; Проекты Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) по кадровой политике в системе образования; Проект ориентируется на программу развития ФГАОУ ВО СВФУ на 2021-2030 гг.
О развитии мотивации и любви к будущей профессии учителя отмечали в своих трудах Дж. Апдай, Х. Мураками, Д.И. Менделеев, М.А. Светлов, Ж. Жубер и др. Т. Фуллер писал «Мотивация служит внутренней движущей силой профессионализации личности студента, его саморазвития и самореализации в профессиональной сфере». Авторы А.В. Лапшова, Е.А. Уракова, Д.М. Семенова [2, С. 183], П.А. Грашина, исследовали особенности формирования профессиональной мотивации студентов вуза [3]. В целом, наблюдается, что в течение нескольких лет молодые специалисты часто вспоминают студенческую жизнь и интересуются ею. О наставничестве А.Н. Оленченко, учитель начальных классов писала «Молодой учитель, вступая в ряды совета молодых педагогов, будет иметь поддержку, соответствующий опыт в профессиональной и организационной деятельности, владеть современными компетенциями учителя, отвечать современным требованиям образования, также появится возможность проявить себя, раскрыть свой талант, амбиции и иметь успех в пути профессионального становления личности учителя».
С.А. Воронина отмечала «Наставничество обладает наиболее значительным влиянием на процесс профессиональной адаптации молодого преподавателя, специфической методикой, которая представляет собой постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем» [1].
Из публичного отчета Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) известно, что в республике на 2020-2021 учебный год функционировало 641 общеобразовательная организация. Численность обучающихся образовательных организаций, осуществлявших образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего, составляет 148 931 человек [4].
В республике развитие интеллектуального и творческого потенциала нации, формирование высокопрофессиональной элиты является одной из приоритетных задач государственной политики, в том числе поиск и поддержка талантливой молодежи. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) реализует в составе национального проекта «Образование» 9 региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Особое внимание уделяется молодым учителям и педагогам. Для того чтобы поддержать их инициативу и творчество, организуются конкурсы профессионального мастерства.
Кадровая ситуация в общеобразовательных организациях характеризируется устойчивой положительной динамикой: в 2020 году сохраняется показатель доли учителей с высшим профессиональным образованием на уровне 2019 года (85,1%), доли учителей с высшей квалификационной категорией на уровне 37,3%, сохраняется стабильный количественный и качественный состав учителей.
Несмотря на положительные показатели кадровой политики в системе образования республики, отмечается снижение доли учителей в возрасте до 35 лет по сравнению с 2019 г. и составляет 29%, со стажем педагогической работы до 3 лет - 8,9%.
С точки зрения обучающихся студентов, к проблеме снижения доли молодых учителей в общеобразовательных учреждениях можно выделить из ряда факторов, следующие: отсутствие сформированной мотивации выпускников к выбранной профессии; смена образа жизни: привычной студенческой жизни на профессиональную деятельность в школе; некоторые сложности в адаптации на новом месте работы.
В Педагогическом институте за последние 5 лет обучение по очной форме окончили и получили диплом о высшем образовании 959 выпускников [5]: в 2017 году - 212 выпускников, 2018 году - 237 выпускников, 2019 году - 208 выпускников, 2020 году - 163 выпускников, 2021 году - 139 выпускников.
С целью выявления отношения обучающихся в настоящее время студентов о необходимости единого открытого пространства для сотрудничества с молодыми педагогами соответствующей специальности нами были разработан опросник. В опросе всего приняло участие 156 студентов очной формы обучения педагогического института СВФУ. Анализ полученных результатов показал, что 48,7% студентов затрудняются в поиске и выборе образовательного учреждения для прохождения производственных педагогической практики, 30,8% - испытывали затруднение в ответе, остальные сомневались в ответе. Заинтересованность в предложении пройти педагогическую практику в незнакомом улусе (районе) нашей республики проявили 36,5% респондентов от числа опрошенных. 39,7 % опрошенных предпочли пройти практику у педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет, а 37,2 % респондентов желали бы практиковаться у педагогов со стажем от 1 до 5 лет, и 21,2 % - выбрали возрастную категорию наставников от 10 лет и выше. Большинство опрошенных студентов, а именно 61,5% ответили утвердительно на то, что, если бы они лучше знали о школе другого улуса, о селе (об истории, о памятниках природы, об известных людях и т.п.) прошли бы практику там. На вопрос: хотели бы Вы общаться с молодыми педагогами, узнавать от них о бытовых и профессиональных сложностях работы в школе, понять, как их преодолевать на начальном этапе профессиональной деятельности 91% студентов ответили утвердительно.
Для получения объективной картины исследуемой проблемы нами проведен опрос среди молодых педагогов, выпускников педагогического института СВФУ, работающих по специальности. В опросе приняло участие 124 выпускника педагогического института СВФУ, окончивших обучение в вузе 2016-2021 годы и работающих по специальности в образовательных учреждениях республики. Результаты проведенного опроса среди молодых педагогов показали следующие результаты: в начале профессиональной деятельности молодых специалистов часто посещало чувство тоски по студенческой жизни, об этом свидетельствует утвердительный ответ 66,7% ответов от общего количества респондентов; 61,5% опрошенных молодых педагогов хотели бы общаться с действующими студентами, обучающихся по той же специальности; 89,7% респондентов ответили, что хотели бы давать советы по адаптации к профессиональной деятельности будущим коллегам; 56,4% молодых педагогов имеют желание быть руководителями и наставниками студентов в период их производственной практики; 61,5% - желали бы сотрудничать с действующими студентами в профессиональном плане (например, совместно составлять технологические карты уроков и занятий, разрабатывать совместные проекты и воспитательные мероприятия и др.); 78,9% опрошенных изъявили желание в общении в онлайн цифровом пространстве с действующими студентами, обучающихся по той же специальности.
Выводы. Исследование мнений молодежи, работающей в сфере образования Республики Саха (Якутия) и обучающейся по направлению педагогическое образование предположило следующие ожидания, которое бы имело положительное влияние в создании условий саморазвития молодежи: создание динамичного единого цифрового пространства для педагогического сообщества студентов педагогических направлений и молодых педагогов республики, инициированное студентами, обучающихся по педагогическим программ бакалариата, направленной на творческое, конструктивное общение и сотрудничество для взаимообмена личностно-профессиональным опытом. В ходе реализации индивидуальных траекторий развития у студента появляется реальная возможность выбирать место прохождения педагогической практики и стажировки по приглашению молодых педагогов в образовательные учреждения республики. Это возможность для молодого педагога попробовать себя в роли наставника по педагогическому и методическому сопровождению студентов-практикантов. У студентов-практикантов появится возможность сравнить различные улусные (районные) школы нашей республики. Природа на территории нашей республики - уникальна. Не у всех жителей республики есть возможности посетить разные улусы с уникальными природными памятниками и достопримечательностями, заповедниками. В период практики у студента появится возможность ознакомиться с историей и особенностями района, как природными, так и людьми - человеческим капиталом республики. Такой «педагогический туризм» для студента будет возможностью накопить в период обучения ценный багаж знаний о родине и приобретения богатого практического опыта. Также студенты получат возможность заключать предварительные договоры о трудоустройстве в желаемой школе без риска преждевременного увольнения по причинам неосведомленности о месте будущего трудоустройства и закрепления молодых педагогов на новых местах.
Литература:
1. Воронина, С.А. Формирование интереса к учительской деятельности у учащихся педагогических классов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Воронина Светлана Андреевна. - Тула, 1991. - 219 с.
2. Лапшова, А.В. Диагностическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе / А.В. Лапшова, Е.А. Уракова, Д.М. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. - С. 181-184.
3. Лапшова, А.В. Дидактическое обеспечение практического обучения в профессиональном образовании / А.В. Лапшова, Е.А. Уракова, В.М. Корнусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-2. -URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 06.06.2022).
4. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2020 году и задачах на 2021 год. - 2021.
5. Павлова, Е.П. Трудоустройство в профессиональном становлении выпускников вузов (на примере педагогического института СВФУ) / Е.П. Павлова, М.В. Осипова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. - С. 153-155.
Педагогика
УДК 378.1
доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК БАЗИС УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены социокультурные предпосылки, актуализирующие изучение деловой коммуникативной культуры студентов и ее значение в обеспечении успешности профессиональной деятельности в отложенной перспективе первичного выхода выпускников вузов на рынок труда. Проанализированы проблемы недостаточной сформированности деловой коммуникативной культуры студентов для профессии, социума, личной жизни. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Представлены основные нормативные документы в сфере высшего образования, задающие ориентир на формирование деловой коммуникативной культуры студентов как составляющей общекультурного и профессионального становления выпускников вузов. Обозначены направления и пути оптимизации образовательного процесса вуза в целях повышения уровня исследуемой культуры студентов. Описаны наиболее значимые интерактивные методы, формы и приемы формирования деловой коммуникативной культуры молодых людей в образовательной организации высшего образования.
Ключевые слова: трансформация российского социума, профессиональная подготовка, студенты, деловая коммуникативная культура, риски непродуктивной коммуникации, интерактивные методы и формы, профессиональное общение, социально-профессиональное взаимодействие, коммуницирующие субъекты.
An^Mion. The article presents socio-cultural prerequisites that update the study of the business communicative culture of students and its importance in ensuring the success of professional activity in the delayed prospect of the primary entry of university graduates into the labor market. The problems of insufficient formation of the business communicative culture of students for the profession, society, personal life were analyzed. The need to optimize work in this direction has been determined. The main regulatory documents in the field of higher education are presented, setting a benchmark for the formation of a business communicative culture of students as part of the general cultural and professional formation of university graduates. Directions and ways to optimize the educational process of the university in order to increase the level of the studied culture of students are presented. The most significant interactive methods, forms and techniques for the formation of a business communicative culture of young people in an educational organization of higher education are described.
Key words: transformation of Russian society, professional training, students, business communication culture, risks of unproductive communication, interactive methods and forms, professional communication, social and professional interaction, communication subjects.
Введение. Современные условия российской действительности, связанные с тотальным проникновением информатизации во все сферы жизнедеятельности, внедрением научно-производственных инноваций и прорывных технологий в существующие культурные системы, стремительным обновлением профессиональной деятельности и функционала трудовой сферы работников различных предприятий, ускоренным темпом освоения обновленного диапазона online- и offline-коммуникаций при устранении расстояний и границ посредством электронных средств массовой информации и сети Интернет, изменения форм и содержания делового общения в условиях современного рынка труда обусловили изменение ценностных нормативов и механизмов функционирования высшей школы в свете новых требований к формированию профессионализма и компетенций, образованности и профессионально-личностному развитию выпускников вузов, а также уровню их деловой коммуникативной культуры. С появлением рыночных отношений в российском социуме и массовым распространением информационно-коммуникативных технологий изменился процесс реализации «старых коммуникативных форм» делового взаимодействия во всех сферах профессиональной деятельности, что требует ценностной оценки и переосмысления значения феномена «деловая коммуникативная культура студентов».
Современный набор требований к молодым специалистам на рынке труда пополнился понятием «деловая коммуникативная культура», которое занимает приоритетное значение в общекультурном и профессиональном становлении выпускников вузов, определяет успешность реализации трудовых функций и действий специалистов различных профессиональных отраслей с позиции развитых умений продуктивного выстраивания деловых отношений в согласованности собственных действий с другими для достижения поставленных целей в выбранной сфере труда, социуме, личной жизни.
Глобальная цель образовательных организаций высшего образования в постиндустриальном социуме - подготовить студентов, не просто знающих, но и креативно мыслящих и действующих, умеющих продуктивно коммуницировать в социально-информационном пространстве современного сообщества и деловой среде, активно взаимодействовать в нестандартных условиях рискогенного социума и трудовой сферы, готовых к принятию новаторских производственных решений при расширении границ деловой коммуникации и эмпатичного принятия позиций окружающих людей, ответственном планировании окончательного итога и последствий собственной и командной работы.
Современному рынку труда необходимы молодые специалисты, способные осмысливать свою профессиональную деятельность и полноценную реализацию собственного предназначения на основе: моральных и этических норм и стандартов делового взаимодействия с другими людьми (в дальнейшем со стейкхолдерами); присвоенных ценностей продуктивной деловой коммуникации в выбранной сфере труда с учетом знаний особенностей поведения коммуницирующих субъектов в разных ситуациях; поиска общих смыслов результативной профессиональной и социальной деятельности в современных реалиях динамично развивающегося российского экономического пространства. Сформированность деловой коммуникативной культуры студентов вузов позволяет достигать целевых ориентиров личного и группового делового успеха в продуктивном профессиональном общении и гибком перестраивании стратегий коммуникативного взаимодействия в ответ на запросы нового времени, работодателей, бизнес-сообщества.
Вышеизложенное требует исследования проблемы целенаправленного и последовательного формирования деловой коммуникативной культуры студентов вузов как базовой составляющей общей и профессиональной культуры молодых специалистов, повышающей социальную востребованность и конкурентоспособность выпускников вуза на инновационном рынке труда в условиях стремительных перемен в профессиональной деятельности и обществе.
Изложение основного материала статьи. Основные нормативные документы в сфере образования задают новые требования к профессиональной подготовке выпускников вуза, ориентированной на формирование деловой коммуникативной культуры как неотъемлемого атрибута оптимальной интеграции в сферу профессии и социум, базиса