Научная статья на тему 'Проектирование образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации'

Проектирование образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PROJECT ACTIVITY / COMPETENCE / STUDENT / EXTRACURRICULAR WORK / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Иляшенко Любовь Киряловна

В данной статье рассматривается вопрос проектирования образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации. При этом делается акцент на том, что исследовательский компонент становится наиболее важным в структуре подготовки будущего специалиста. Было отмечено также, что воплощение компетентностного подхода является способом поддержания единого культурного, образовательного, ценностного, профессионального и квалификационного пространства. Представлено исследование готовности обучающихся к проектной деятельности, что способствовало развитию участия обучающихся в творческих конкурсах, научно-исследовательской деятельности, профессиональных олимпиадах и помогает преподавателю лучше узнать индивидуальные особенности обучающихся, выявить тех, кто проявляет повышенный интерес к профессии, и направить развитие этого интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Иляшенко Любовь Киряловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing educational technologies for teaching students of a professional educational organization

This article addresses the issue of designing educational technologies for teaching students to a professional educational organization. In this case, emphasis is placed on the fact that the research component becomes the most important in the structure of the future specialist's training. It was also noted that the embodiment of the competence approach is a way of maintaining a single cultural, educational, value, professional and qualifying space. A study of students' readiness for professional activity is presented, which contributed to the development of students' participation in creative competitions, research activities, professional competitions, and helps the teacher to better learn the students' individual characteristics, identify those who show increased interest in the profession, and direct the development of this interest.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации»

Использование интерактивных форм обучения, по мнению исследователей, позволит обучающимся более осознанно и глубоко понять теорию и практику риторического мастерства, специфику профессионально ориентированной речи юриста, сформировать навыки и умения использования приобретенного в вузе багажа в будущей профессиональной деятельности.

Выводы. Итак, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что обязательность языковой и речевой составляющей при профессиональной подготовке будущих юристов не вызывает сомнения. Это доказано учеными, этого требуют как положения в нормативных документах, так и повседневная юридическая практика. Тем не менее, реалии сегодняшнего дня говорят о том, что при содержательном наполнении основных образовательных программ и формировании учебных планов по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция уделяется недостаточное внимание дисциплинам, призванным готовить выпускников к различного рода коммуникативным действиям в будущей профессии. Поэтому основная задача сегодня при формировании успешного юриста с точки зрения его профессиональных речевых способностей и возможностей - это, как подчеркивают исследователи, преодоление обособленности юридического образования в вузе и от юридической науки, и от юридической практики, преодоление замкнутости на себе, которая приводит к деформированию профессиональной подготовки юристов в высшей школе [7]. Ведущая роль в этом процессе принадлежит обязательному введению в учебные планы соответствующих дисциплин, а также использованию новейших интерактивных технологий, которые позволяют студенту стать субъектом образовательного процесса.

Литература:

1. Барабанщиков В.А. Восприятие в структуре общения // Мир психологии. - 2013. - № 1. -С. 168-187.

2. Далецкий Ч.Б. Риторико-коммуникативная культура личности юриста // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. - 2016. - № 4. - С. 94-101.

3. Карташова Л.Э. О роли учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании юриста // Вестник Российского университета кооперации. - 2015. - № 2 (20). - С. 135-138

4. Косянова, О.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов как один из факторов устойчивого развития системы профессионального образования: дис. ...докт. пед. наук: / Косянова О. М. - М., 2008. - 524 с.

5. Лебедева Т.А. Профессионально ориентированная коммуникативная подготовка студентов-юристов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. - 2011. - № 3 (9). -С. 172-177

6. Макушина Е.Б. Место дисциплины Теория и практика правовых коммуникаций в учебной программе подготовки юристов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2003. - № 1 (5). -С. 14-16

7. Храмцова Н.Г. Профессиональные коммуникативные компетенции студентов юридических вузов в системе повышения качества высшего юридического образования // Гуманитарные и социальные науки. -2016. - № 3. - С. 203-212

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Иляшенко Любовь Киряловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос проектирования образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации. При этом делается акцент на том, что исследовательский компонент становится наиболее важным в структуре подготовки будущего специалиста. Было отмечено также, что воплощение компетентностного подхода является способом поддержания единого культурного, образовательного, ценностного, профессионального и квалификационного пространства. Представлено исследование готовности обучающихся к проектной деятельности, что способствовало развитию участия обучающихся в творческих конкурсах, научно-исследовательской деятельности, профессиональных олимпиадах и помогает преподавателю лучше узнать индивидуальные особенности обучающихся, выявить тех, кто проявляет повышенный интерес к профессии, и направить развитие этого интереса.

Ключевые слова: проектная деятельность, компетенция, обучающийся, внеаудиторная работа, профессиональная образовательная организация.

Annotation. This article addresses the issue of designing educational technologies for teaching students to a professional educational organization. In this case, emphasis is placed on the fact that the research component becomes the most important in the structure of the future specialist's training. It was also noted that the embodiment of the competence approach is a way of maintaining a single cultural, educational, value, professional and qualifying space. A study of students' readiness for professional activity is presented, which contributed to the development of students' participation in creative competitions, research activities, professional competitions, and helps the teacher to

better learn the students' individual characteristics, identify those who show increased interest in the profession, and direct the development of this interest.

Keywords: project activity, competence, student, extracurricular work, professional educational organization.

Введение. Одной из основных задач при обучении студентов в профессиональной образовательной организации является повышение качества обучения. В связи с этим большинство зарубежных и отечественных ученых обращают внимание на компетентностный подход, который ставит на первое место умение, во-первых, самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе обучения, во-вторых, осуществлять оценивание собственных поступков и, в-третьих, проводить рефлексию [6, с. 205]. Все перечисленное позволит сформировать навыки, необходимые для профессиональной деятельности.

В современном обществе остро стоит проблема поддержания и стимуляции личной продуктивности каждого субъекта [9, с. 95]. В профессиональном образовании важно, чтобы обучающиеся не только освоили этапы формирования профессиональных качеств в избранном виде деятельности, но и приобрели готовность к этой деятельности, научились строить собственное отношение к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с требованиями, закрепленными в федеральных государственных образовательных стандартах выпускники должны сформировать компетенции, которые требуют знаний и умений для понимания сущности и значимости выбранной профессии; организации собственной деятельности; принятия решений в различных ситуациях; ответственности за свои действия и поступки; эффективности в поиске и использовании информации; работы в команде, группе; занятия самообразованием [13, с. 70].

На основании этого можно рассуждать о переходе от цели подготовки специалиста, который будет выступать в роли исполнителя, к подготовке профессионала, готового к исследовательской деятельности, что будет свидетельствовать об изменении цели образования. Однако, чтобы обучающийся стал таким профессионалом, необходимо обладать возможностью качественной организации самостоятельной деятельности обучающихся.

Однако на практике выявляются недостатки в работе с обучающимися. Перечислим некоторые из них: незнание как использовать полученные знания в нужный момент, отсутствие необходимых навыков для сравнения различных результатов, неумение делать соответствующие выводы. Результатами этого являются: слабое владение навыками самостоятельной работы; неумение выделения главного; отсутствие внутренней мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности; слабое владение критериями для самостоятельной оценки.

Решению проблемы реализации самостоятельной работы обучающихся было посвящено много научных трудов как зарубежных, так и отечественных ученых, которые уделяли большое внимание исследованиям проектной деятельности обучающихся [4, с. 80].

Современная система профессионального образования активно использует метод проектов. В процессе работы над проектом у обучающихся активно формируются ценностно-смысловая компетентность и общекультурная компетентность [12, с. 30]. Ценностно-смысловая компетентность ориентирована на организацию осмысленной собственной деятельности. Общекультурная компетентность связана, во-первых, с использованием сведений из различных областей знаний, во-вторых, с формированием логически грамотной речи, в-третьих, со способностью проводить анализ и осуществлять действия с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Работа по проектированию начинается уже на первом курсе и продолжается в течение всего процесса обучения. Учебные проекты первокурсники выполняют чаще всего по общеобразовательным предметам. Эти предметы носят в значительной степени интегративный характер и взаимосвязаны с окружающей жизнью, будущей профессиональной или общественной деятельностью обучающихся.

Нами было проведено исследование, позволившее обучающимся самим оценить свои навыки проектной деятельности (таблица).

Готовность обучающихся к проектной деятельности

№ п/п Умения проектирования Умения Шкала оценки уровня развития Самостоятельная оценка навыков, %

1. Выделение проблемы Могу выделять проблему 1 2 3 4 5 66

Умею из множества проблем выделять главную 1 2 3 4 5

Умею самостоятельно решать проблему 1 2 3 4 5

Путем согласования делаю выбор проблемы для совместного решения 1 2 3 4 5

2. Постановка цели Могу определять цель и достигать ее 1 2 3 4 5 63,3

Умею осуществлять согласование цели и другими 1 2 3 4 5

Умею осуществлять поиск способов для достижения цели 1 2 3 4 5

3. Разработка плана Умею разрабатывать план своей деятельности 1 2 3 4 5 61,4

Умею осуществлять 1 2 3 4 5

организацию реализации

плана в группе

Умею распределять в 1 2 3 4 5

группе роли и обязанности

4. Поиск, исследование Умею проводить исследование 1 2 3 4 5 81

Могу подбирать нужную информацию 1 2 3 4 5

Умею самостоятельно 1 2 3 4 5

работать

Умею в совместной 1 2 3 4 5

деятельности достигать

результатов

5. Коммуникация Умею слушать и сопереживать 1 2 3 4 5 83

Владею хорошими 1 2 3 4 5

манерами

Обладаю остроумием 1 2 3 4 5

Умею в трудных 1 2 3 4 5

ситуациях оказывать

помощь людям

6. Презентация Умею выступать публично 1 2 3 4 5 59

Умею составлять план 1 2 3 4 5

выступления

Могу логически 1 2 3 4 5

выражать свое мнение

Умею излагать свои 1 2 3 4 5

мысли кратко

7. Рефлексия Умею осуществлять оценку вклада каждого участника проекта 1 2 3 4 5 70

Умею осуществлять 1 2 3 4 5

оценку результата решения проблемы

проекта

Умею осуществлять 1 2 3 4 5

самоанализ

деятельности

Умею осуществлять 1 2 3 4 5

оценку результата

совместной

деятельности

Результаты показали, что обучающиеся несколько переоценивают свои способности в умении ставить цель и выделении проблемы. Зачастую, имея опыт работы с компьютером и общения в социальных сетях, обучающиеся делают вывод, что обладают также высокими коммуникативными и исследовательскими навыками. Наиболее часто обучающиеся отмечали возможные трудности при публичных выступлениях и презентации проекта. В такой ситуации задача педагогов при организации проектной деятельности - создать условия для полного проявления самостоятельности обучающихся, поддержать их уверенность в собственных силах и улучшить их профессиональные и социальные навыки путем развития аналитических способностей.

Наибольшую ценность для обучающихся представляют проекты, которые реализуются во внеучебной деятельности, так как формируется опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость, повышающих гражданские, коммуникативные навыки [11, с. 69]. Один из путей формирования познавательного интереса к направлению подготовки у обучающихся, развития у них потребностей в приобретении знаний, выработки умений и навыков - внеаудиторные мероприятия.

Внеаудиторная работа с обучающимися - это комплексная деятельность, направленная на подготовку специалиста, развитие его творческого потенциала, воспитание социальных качеств, формирование навыков научно-исследовательской деятельности [10, с. 7]. Значимость внеаудиторной работы особенно возросла в связи с переходом образовательных организаций на новые федеральные государственные образовательные стандарты, в рамках которых реализуется компетентностный подход [3, с. 22]. В связи с этим возникла необходимость выработки у обучающихся навыков и способностей к самостоятельной учебной деятельности, то есть к самообразованию.

Творческие конкурсы, научно-исследовательская деятельность, профессиональные олимпиады, конкурсы профессионального мастерства помогают преподавателям лучше узнать индивидуальные особенности обучающихся, выявить тех, кто проявляет повышенный интерес к профессии, и направить развитие этого интереса [7, с. 40]. Так, творческие конкурсы способствуют активизации познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, развитию творческих способностей, стимулирования социально значимой деятельности обучающихся и популяризации профессии. Такие конкурсы формируются эстетические, нравственные и культурные ценности обучающихся.

Исследовательская работа позволяет актуализировать знания по определенной теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль [2, с. 20]. Назначение внеаудиторной исследовательской работы - расширить рамки учебного материала по дисциплинам с учетом особенностей профессиональной направленности [5, с. 14]. Результаты исследовательской деятельности находят отражение в конкурсах исследовательских работ по предметам и в выступлениях на научно-практических конференциях. Участие в конференциях дает возможность обучающимся показать результаты своих научных исследований перед компетентной аудиторией, получить ценные рекомендации для дальнейшей работы над поставленной задачей, пообщаться с обучающимися из других профессиональных образовательных организаций.

Олимпиады позволяют моделировать ситуации, развивающие готовность к проявлению творческих способностей в условиях жестких ограничений и ответственности за конечный результат. Их подготовка и проведение выполняют важнейшую функцию профессионального развития и социализации. Участие в олимпиаде дает обучающимся возможность применить знания, полученные во время учебы, на практике, при решении настоящих профессиональных задач, а также сравнить свои знания со знаниями других обучающихся. Участие обучающихся в профессиональных конкурсах является важнейшим компонентом развития познавательного интереса к выбранной профессиональной деятельности [8, с. 51].

Дальнейшее динамичное развитие вышеперечисленных навыков, осмысленная организация собственной профессиональной деятельности, снижение потребительского отношения к жизни происходят при прохождении практик. Столкнувшись с реальными профессиональными задачами, обучающиеся учатся выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Социальные эффекты проявляются при планировании действий (последовательность решаемых задач), рефлексии и анализе результатов [1, с. 15]. Специально культивируемый навык рефлексии собственных действий позволяет обучающимся сформировать и предъявить себе социальную модель эффективности своих действий и механизм повышения этой эффективности.

Выводы. Таким образом, создавая условия для проявления самостоятельности обучающихся, преподаватель наблюдает изменения в них самих. Полученный опыт деятельности становится бесценным достоянием каждого обучающегося, соединяя в себе профессиональные и социальные знания и умения, позволяющие лучше пройти адаптацию в стремительно меняющихся социально-экономических условиях жизни.

Литература:

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие. -М.: Академия, 2013. 128 с.

3. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 21-24.

4. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

5. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 12-23.

6. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

7. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 39-42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.

9. Лапшова А.В., Колдина М.И. Коммуникативная компетентность педагога: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород, 2016. 81 с.

10. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 7.

11. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебное пособие. - М.: Академия, 2014. 160 с.

12. Петров Ю.Н. Проектирование модели профессионального развития обучающихся в профессиональной образовательной организации: учебное пособие / Ю.Н.Петров, А.Ю.Петров, М.Н.Булаева, Н.С.Петрова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. 97 с.

13. Петровский А.М., Смирнова Ж.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Иванова Дарина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению образовательных инноваций с точки зрения управления ими при обучении студентов. Анализируются образовательные технологии обучения, выступающие взаимосвязью между целью обучения и содержанием обучения. Была отмечена роль составляющих элементов качества подготовки обучающихся. Перечислены задачи, которые должны быть решены при осуществлении инновационного образовательного процесса. Активизация личности обучающегося и профессиональное самоопределение обозначают требования к образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности педагога.

Ключевые слова: инновации, инновационный образовательный процесс, образовательные технологии, обучающийся, педагог, взаимодействие.

Annotation. The article is devoted to the consideration of educational innovations from the point of view of their management when teaching students. The educational technologies of education are analyzed, which act as the relationship between the purpose of training and the content of training. The role of the constituent elements of the quality of training of students was noted. The tasks that should be solved in the implementation of innovative educational process are listed. Activation of the student's personality and professional self-determination denote the requirements for the educational activity of the student and the pedagogical activity of the teacher.

Keywords: innovations, innovative educational process, educational technologies, student, teacher, interaction.

Введение. Развитие и совершенствование высшего образования на основе инноваций направлено на решение социально-экономических проблем, которые актуализируют важность управления инновационным процессом при обучении студентов и проведением реформ в профессиональных образовательных организациях.

Одной из ключевых задач на современном этапе развития системы образования является формирование активного, мыслящего, творчески развитого высококвалифицированного специалиста, обучении которого будет основываться на современных инновационных образовательных программах [2, с. 211. Даже при всех имеющихся различиях в целевой установке, содержании и организации технологии и инновации в конечном итоге направлены на совершенствование продуктивной учебной деятельности и преобразованию обучающегося в активного участника образовательного процесса. При реализации современных педагогических технологий, которые предполагают субъектно-субъектные отношения, предполагается выдвижение на первый план личности обучающегося и его индивидуальных особенностей. В ходе осуществления данных технологий большое внимание акцентируется на самообразовании и саморазвитии.

Изложение основного материала статьи. Решение проблемы изменения содержания образования, его структуры и управления образованием выступает главный акцентом государственной политики в области высшего образования [1, с. 13]. За последние годы произошли заметные перемены в современной российской высшей школе, что способствовало развитию инноваций в системе подготовки обучающихся. Инновационная деятельность стала выступать постоянной составляющей осуществляющегося образовательного процесса, реализующаяся через современную практико-ориентированную науку.

Под управлением инновационными технологиями в системе высшего образования мы понимаем повышение качества подготовки обучающихся, заключающее в следующем:

- по каждой дисциплине основной образовательной программы содержание должно соответствовать требованиям, закрепленным в федеральных государственных образовательных стандартах;

- мобильности педагогов, а именно их компетенция (научная, методическая, педагогическая, психологическая) должна отвечать перспективам развития инновационного процесса в ПОО;

- реализация системы оценки качества подготовки обучающихся должна объективно соответствовать единству требований и преемственности в оценке формируемых компетенций;

- реализация инновационного процесса невозможно без обеспечения требуемой литературой, изданиями периодического и специального назначения и наличием возможности работать в Internet и др. [8, с. 7].

На современном этапе развития образования повышенный интерес уделяется востребованности на рынке труда подготовленных специалистов, в связи с этим, необходимо развивать инновационные формы сотрудничества высших учебных заведений с образовательными заказчиками (организациями и предприятиями) [6, с. 51]. К основным инновационным формам мы относим эффективное развитие предоставления образовательных услуг, а именно, применение инновационных образовательных технологий, мультимедийного и интернет-обучение.

При осуществлении инновационного образовательного процесса перед профессиональной образовательной организацией ставятся следующие задачи, направленные на:

- максимальное развитие обучающихся;

- ориентацию мышления обучающихся на решение возникающих проблем;

- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно и творчески переносить приобретенные знания в изменившиеся в современном мире на различные стандартные и нестандартные ситуации;

- обеспечение потребности к совершенствованию профессиональных компетенций на основе самостоятельного образования и самостоятельного утверждения [10, с. 67].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.