Научная статья на тему 'Особенности управления образовательными инновациями обучения студентов вуза'

Особенности управления образовательными инновациями обучения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕДАГОГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INNOVATIONS / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / STUDENT / TEACHER / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Иванова Дарина Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению образовательных инноваций с точки зрения управления ими при обучении студентов. Анализируются образовательные технологии обучения, выступающие взаимосвязью между целью обучения и содержанием обучения. Была отмечена роль составляющих элементов качества подготовки обучающихся. Перечислены задачи, которые должны быть решены при осуществлении инновационного образовательного процесса. Активизация личности обучающегося и профессиональное самоопределение обозначают требования к образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Иванова Дарина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of management of educational in-novations of teaching university students

The article is devoted to the consideration of educational innovations from the point of view of their management when teaching students. The educational technologies of education are analyzed, which act as the relationship between the purpose of training and the content of training. The role of the constituent elements of the quality of training of students was noted. The tasks that should be solved in the implementation of innovative educational process are listed. Activation of the student's personality and professional self-determination denote the requirements for the educational activity of the student and the pedagogical activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «Особенности управления образовательными инновациями обучения студентов вуза»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Иванова Дарина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению образовательных инноваций с точки зрения управления ими при обучении студентов. Анализируются образовательные технологии обучения, выступающие взаимосвязью между целью обучения и содержанием обучения. Была отмечена роль составляющих элементов качества подготовки обучающихся. Перечислены задачи, которые должны быть решены при осуществлении инновационного образовательного процесса. Активизация личности обучающегося и профессиональное самоопределение обозначают требования к образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности педагога.

Ключевые слова: инновации, инновационный образовательный процесс, образовательные технологии, обучающийся, педагог, взаимодействие.

Annotation. The article is devoted to the consideration of educational innovations from the point of view of their management when teaching students. The educational technologies of education are analyzed, which act as the relationship between the purpose of training and the content of training. The role of the constituent elements of the quality of training of students was noted. The tasks that should be solved in the implementation of innovative educational process are listed. Activation of the student's personality and professional self-determination denote the requirements for the educational activity of the student and the pedagogical activity of the teacher.

Keywords: innovations, innovative educational process, educational technologies, student, teacher, interaction.

Введение. Развитие и совершенствование высшего образования на основе инноваций направлено на решение социально-экономических проблем, которые актуализируют важность управления инновационным процессом при обучении студентов и проведением реформ в профессиональных образовательных организациях.

Одной из ключевых задач на современном этапе развития системы образования является формирование активного, мыслящего, творчески развитого высококвалифицированного специалиста, обучении которого будет основываться на современных инновационных образовательных программах [2, с. 211. Даже при всех имеющихся различиях в целевой установке, содержании и организации технологии и инновации в конечном итоге направлены на совершенствование продуктивной учебной деятельности и преобразованию обучающегося в активного участника образовательного процесса. При реализации современных педагогических технологий, которые предполагают субъектно-субъектные отношения, предполагается выдвижение на первый план личности обучающегося и его индивидуальных особенностей. В ходе осуществления данных технологий большое внимание акцентируется на самообразовании и саморазвитии.

Изложение основного материала статьи. Решение проблемы изменения содержания образования, его структуры и управления образованием выступает главный акцентом государственной политики в области высшего образования [1, с. 13]. За последние годы произошли заметные перемены в современной российской высшей школе, что способствовало развитию инноваций в системе подготовки обучающихся. Инновационная деятельность стала выступать постоянной составляющей осуществляющегося образовательного процесса, реализующаяся через современную практико-ориентированную науку.

Под управлением инновационными технологиями в системе высшего образования мы понимаем повышение качества подготовки обучающихся, заключающее в следующем:

- по каждой дисциплине основной образовательной программы содержание должно соответствовать требованиям, закрепленным в федеральных государственных образовательных стандартах;

- мобильности педагогов, а именно их компетенция (научная, методическая, педагогическая, психологическая) должна отвечать перспективам развития инновационного процесса в ПОО;

- реализация системы оценки качества подготовки обучающихся должна объективно соответствовать единству требований и преемственности в оценке формируемых компетенций;

- реализация инновационного процесса невозможно без обеспечения требуемой литературой, изданиями периодического и специального назначения и наличием возможности работать в Internet и др. [8, с. 7].

На современном этапе развития образования повышенный интерес уделяется востребованности на рынке труда подготовленных специалистов, в связи с этим, необходимо развивать инновационные формы сотрудничества высших учебных заведений с образовательными заказчиками (организациями и предприятиями) [6, с. 51]. К основным инновационным формам мы относим эффективное развитие предоставления образовательных услуг, а именно, применение инновационных образовательных технологий, мультимедийного и интернет-обучение.

При осуществлении инновационного образовательного процесса перед профессиональной образовательной организацией ставятся следующие задачи, направленные на:

- максимальное развитие обучающихся;

- ориентацию мышления обучающихся на решение возникающих проблем;

- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно и творчески переносить приобретенные знания в изменившиеся в современном мире на различные стандартные и нестандартные ситуации;

- обеспечение потребности к совершенствованию профессиональных компетенций на основе самостоятельного образования и самостоятельного утверждения [10, с. 67].

В системе профессионального образования в понятие «инновационный подход» вкладывается понимание процессов совершенствования педагогических технологий, совокупность применяемых методов, приёмов и средств обучения.

При осмыслении понятия «инновация» можно отметить, что в научной литературе понятие «инновация» часто совмещается с понятием «изобретение», с термином «нововведение», словом «улучшение», понятиями «изменение» и «креативность» [9, с. 45]. Следует отметить, что для того, чтобы отличить понятие «инновация» от перечисленных понятий необходимо уточнить отличительную особенность инновации, которая заключается в том, что инноватору предоставляется возможность создания, получения и внедрения дополнительной ценности, при этом инновация не будет считаться инновацией, пока не будет успешного внедрения и реализована.

Различают следующие виды инноваций: технологическую, направленную на процесс эффективного обновления имеющегося продукта или создания нового; процессную, реализующуюся через обновление сферы жизни человека; продуктивную, создающую образовательные продукты с новыми свойствами; организационную, направленную на совершенствование системы управления; маркетинговую, реализующих новые или значительно улучшенные маркетинговые методы [7, с. 46].

В свете международных соглашений по совершенствованию современного состояния образования в нашей стране значительное место отводится инновационному подходу обучения, который подразумевает определенный способ обучения, реализующий функции обучения как средства под управлением педагога. При таких обстоятельствах ведущую роль отводят средствам обучения: педагог осуществляет обучение студентов через выполнение функции стимулирования и координации деятельности обучающихся, а также функции управления средством обучения.

Одним из основных компонентов образовательной деятельности любой образовательной организации является инновационная педагогическая деятельность, т.к. именно она создаёт основу для формирования конкурентоспособных кадров и создает условия для определения направления профессионального роста педагога [4, с. 12]. Главной характеристикой современного педагога выступает творческий подход, который реализуется в деятельности педагога и свидетельствует о переходе на более высокий уровень организации образовательного процесса.

При применении инновационных подходов в обучении необходимо формировать такие психолого-педагогические условия, при которых обучающийся мог бы занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Активизация личности в обучении и профессиональное самоопределение обозначают требования к образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности педагога. В эти требования входят как внешние факторы, влияющие на процесс обучения, так и внутренние факторы; образовательные потребности и мотивы воспитательного процесса; определенные формы и методы обучения [5, с. 206]. В значительной степени от того, как педагог будет использовать той или иной метод зависит инновационный процесс обучения.

При инновационном подходе к основным формам и методам обучения, которые способствуют повышению качества обучения можно отнести: семинарские занятия, проведение конференций, самостоятельную работу обучающихся, реализацию метода проектного обучения, написание творческих сочинений, индивидуальную работу обучающихся, исследовательскую работу обучающихся и т.д. [3, с. 82] Хотелось бы остановиться на методе самостоятельного обучения, получившим свое развитие на основе информационно-коммуникативных технологий, при которых минимальное участие педагога и других обучающихся сводится к взаимодействию с образовательными информационными ресурсами. Для самостоятельного обучения на базе информационно-коммуникативных технологий необходим мультимедийный подход.

Одним из перспективных направлений использования педагогических технологий по реализации можно считать применение в процессе обучения технологии проектного обучения, при осуществлении которой обучающиеся самостоятельно учатся работать с большим объемом информации, проводить анализ и обор нужного материала. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа обучающихся и оценка их деятельности [11, с. 70]. Кроме того, проектное обучение развивает навыки работы и общения в группе, применения информационных и других технологий обучения и самоорганизации, что вызывает позитивный настрой. В проектном методе одним из важных элементов является защита. При подготовке презентации и защите проекта обучающиеся совершенствуют все виды речевой деятельности и навыки ораторского мастерства.

Введение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения позволяет ставить обучающегося в центр образовательного процесса, что влечет за собой изменения стиля взаимоотношений между педагогом и обучающимся. Таким образом, обучающийся познает знания, а педагог создает ему условия для обучения. Данная технология обучения позволяет расширить возможности для предъявления информации на усвоение. Применяя многообразие цветовой гаммы, графические изображения, звуковые эффекты дают возможность воспроизвести реальную обстановку деятельности, что позволяет, во-первых, повышать мотивацию к обучению, во-вторых, вовлекать обучающихся в процесс обучения, в-третьих, способствует более разнообразному применению способностей обучающихся и активизации их умственной деятельности.

Одним из важнейших вопросов при решении проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов является выбор современных инновационных методов и их компьютерное применение в процессе обучения [4, с. 23]. В следствие этого, на наш взгляд, необходимо в процесс обучения включать проблемные и интегративные методы, что будет более эффективно обеспечивать учебно-воспитательный процесс. Данный подход позволяет объединить проблемный метод обучения с интегративным методом обучения.

Теоретической основой проблемно-интегративного подхода будет выступать совокупность психологических и педагогических идей, которые связаны с исследованием личности обучающегося как субъекта педагогической деятельности. Методической основой проблемно-интегративного подхода будут выступать: метод диагностики и развития личности; организация и направление самостоятельной поисковой деятельности обучающихся на решение системы взаимосвязанных образовательных проблем; обеспечение эффективности деятельности обучающихся; личностно-ориентированный метод; реализация информационной и мировоззренческой модели обучения.

Что дает нам возможность утверждать, что проблемно-интегративная деятельность педагога и обучающихся должна состоять из трех частей: мотивационной ориентацией на главную цель; исполнения поставленных целей, задач, установок; оценочной деятельности и осуществления рефлексии этой деятельности.

В связи с этим учебно-воспитательная деятельность должна содержать все три части. Главное - научить обучающихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, где все три компонента сбалансированы и осознанны.

Можно утверждать, что в основе инновационных образовательных технологий лежит использование активных методов обучения, которые создают условия для творческого обучения, пробуждают интерес обучающихся к когнитивной деятельности и решают совокупность учебных, воспитательных и развивающих задач образовательного процесса.

Выводы. Следуя вышесказанному, задача преподавателя сводится к тому, чтобы на основе инновационных образовательных технологий, дать возможность обучающимся, во-первых, сформировать инновационный подход к реализации профессиональной деятельности, во-вторых, развить самостоятельность в мышлении, в-третьих, научиться осуществлять свои решения в условиях определенных ситуаций.

Литература:

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

2. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 21-24.

3. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

4. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 12-23.

5. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

6. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4.С. 50-53.

7. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.

8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 7.

9. Панина Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения. - М.: Академия, 2006. 176 с.

10. Петров, Ю.Н. Проектирование модели профессионального развития обучающихся в профессиональной образовательной организации: учебное пособие / Ю.Н.Петров, А.Ю.Петров, М.Н.Булаева, Н.С.Петрова. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. 97 с.

11. Петровский А.М., Смирнова Ж.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.

Педагогика

УДК: 378

доктор филологических наук, профессор Васильева Галина Михайловна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт- Петербург); кандидат педагогических наук Виноградова Марина Владимировна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (г. Санкт-Петербург)

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕКСИКИ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА

МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСЕМЫ «ГОЛОС»)

Аннотация. В данной статье рассматривается лингвометодический аспект ассоциативно-вербального потенциала лексики на примере лексемы «голос»; проанализированы данные толкового и ассоциативного словарей русского языка; сопоставлен семантический и ассоциативный потенциал данной лексемы; представлена система заданий, предназначенная для иностранных студентов.

Ключевые слова: ассоциативно-вербальное поле, ассоциативно-вербальный потенциал, обучение русскому языку как иностранному.

Annotation. This article discusses the linguistic and methodological aspect of the associative-verbal potential of vocabulary on the example of the lexeme "voice"; the data of explanatory and associative dictionaries of the Russian language are analyzed; the semantic and associative potential of this lexeme is compared; the system of tasks, which is intended for foreign students, is presented.

Keywords: associative-verbal field, associative-verbal potential, teaching Russian as a foreign language.

Введение. Центром современных лингвистических и методических исследований в настоящее время является не система языка, а человек как языковая личность. Широко известно утверждение Ю.Н. Караулова о том, что «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности» [5, с. 7]. В методике обучения иностранным языкам усилилась тенденция включения в содержание обучения методически осмысленных особенностей обыденного языкового сознания носителей изучаемого языка, чему должно предшествовать исследование ассоциативно-вербальных полей, отражающих важнейшие представления носителей языка об окружающем мире [2, 3, 4]. Один из важных фрагментов языковой картины мира репрезентирован лексемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.