Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / РИСКОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИУМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна, Максимова Людмила Николаевна, Габдиев Мухаддас

В статье представлены теоретические аспекты рассмотрения процесса формирования культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества. Охарактеризованы негативные эффекты недостаточной сформированности культуры студентов вуза для прогрессивного развития социума. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Проанализированы основополагающие нормативно-правовые документы, актуализирующие данную проблему. Определены принципиальные изменения ценностно-смысловых основ профессиональной подготовки будущих специалистов с позиции приоритетности культуросообразных аспектов профессионального становления молодых людей. Обоснована необходимость создания в вузе и многоцелевого использования возможностей культуросообразной среды вуза для формирования культуры будущих специалистов. Представлена идеализированная модель образа культурного выпускника вуза, определяющая степень его конкурентоспособности и социальной востребованности в условиях модернизации социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна, Максимова Людмила Николаевна, Габдиев Мухаддас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURE OF FUTURE SPECIALIST IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF SOCIETY

The article presents theoretical aspects of the consideration of the process of forming a culture of future specialists in the context of the modernization of society. The negative effects of the insufficient formation of the culture of university students for the progressive development of society have been characterized. The need to optimize work in this direction has been determined. The fundamental regulatory documents that update this problem have been analyzed. Fundamental changes in the value and meaning foundations of professional training of future specialists were determined from the standpoint of prioritizing the cultural aspects of the professional formation of young people. The need to create at the university and multipurpose use of the possibilities of the cultural environment of the university for the formation of a culture of future specialists is justified. An idealized model of the image of a cultural graduate of the university is presented, which determines the degree of its competitiveness and social demand in the context of the modernization of society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат исторических наук, доцент Максимова Людмила Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор); старший преподаватель Габдиев Мухаддас

Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова (г. Атырау) ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты рассмотрения процесса формирования культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества. Охарактеризованы негативные эффекты недостаточной сформированности культуры студентов вуза для прогрессивного развития социума. Определена необходимость оптимизации работы в данном направлении. Проанализированы основополагающие нормативно-правовые документы, актуализирующие данную проблему. Определены принципиальные изменения ценностно-смысловых основ профессиональной подготовки будущих специалистов с позиции приоритетности культуросообразных аспектов профессионального становления молодых людей. Обоснована необходимость создания в вузе и многоцелевого использования возможностей культуросообразной среды вуза для формирования культуры будущих специалистов. Представлена идеализированная модель образа культурного выпускника вуза, определяющая степень его конкурентоспособности и социальной востребованности в условиях модернизации социума.

Ключевые слова: культура будущих специалистов, модернизация общества, рискогенные ситуации социума, профессиональная подготовка, культуроцентрическая парадигма образования, общечеловеческие и профессионально значимые ценности, культуросообразная среда вуза.

An^tatton. The article presents theoretical aspects of the consideration of the process of forming a culture of future specialists in the context of the modernization of society. The negative effects of the insufficient formation of the culture of university students for the progressive development of society have been characterized. The need to optimize work in this direction has been determined. The fundamental regulatory documents that update this problem have been analyzed. Fundamental changes in the value and meaning foundations of professional training of future specialists were determined from the standpoint of prioritizing the cultural aspects of the professional formation of young people. The need to create at the university and multipurpose use of the possibilities of the cultural environment of the university for the formation of a culture of future specialists is justified. An idealized model of the image of a cultural graduate of the university is presented, which determines the degree of its competitiveness and social demand in the context of the modernization of society.

Key words: culture of future specialists, modernization of society, risky situations of society, professional training, cultural-centric paradigm of education, universal and professionally significant values, cultural environment of the university.

Введение. Современные трансформации, происходящие в обществе, связанные с глобализацией, информатизацией, развитием наукоемких производств, интеллектуализацией профессионального труда, возникновением обновленного социокультурного пространства в интеграции реального и виртуального формата (обусловленного пандемией) с модификацией традиций, установок, ценностей, образа жизни субъектов, механизмов преемственной трансляции и освоения нового социокультурного опыта актуализируют вопросы формирования культуры будущих специалистов с позиции приоритетности нравственно-эстетических аспектов профессионального становления молодых людей как российских интеллигентов, воспроизводства ими культуросообразных прорывных идей с учетом запросов науки и бизнеса, достижения социально-экономических целей оптимальными и этически приемлемыми средствами.

Востребованы выпускники вузов (как основной драйвер и ресурс социального, экономического и культурного прогресса общества) не только с узкопрофильной подготовкой, а транспрофессионалы, обладающие высоким уровнем культуры, готовые работать в разных смежных областях действительности, способные постоянно рефлексировать и обновлять собственные знания (внутренняя культурная работа), максимально реализовать нормативно одобряемые способы осуществления профессиональных функций в постоянно изменяющейся социально-экономической среде, восприимчивые к новым созидательным идеям, нацеленные на продуктивное выстраивание взаимодействия с миром во всей многосторонности общественных связей и отношений.

Однако, в образовательной практике вуза не всегда создаются условия, необходимые для формирования культуры будущих специалистов. Исследования В.Ф. Зубарева, Г.А. Бондарева подтверждают, что у большинства студентов выявлен недостаточный уровень сформированности культуры, что особенно ярко проявляется у абитуриентов коммерческого отделения [4]. А.Э. Хасуев считает, что студенческая молодежь выступает группой социокультурного риска, так как у них обнаруживается «безавторитетность» общественных норм, размытость морали, расшатанность нравственных основ социальных отношений, экстремистские проявления, что связано с засильем массовой культуры и глобальным кризисом существовавших моделей социализации. Молодым людям присуща (наряду с положительными характеристиками) «душевная невоспитанность, чрезмерный рационализм и эмоциональная сухость; нет романтических порывов, интеллигентность сменяется прагматизмом (вне нравственных основ совести, человечности, соподчинения культуры личностному произволу), а интернет вытесняет книгу, увлечение современными ритмами уживается с безразличием к классике» [6, С. 36].

Вышеизложенное требует исследования проблемы формирования культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества с позиции ответственного культуроосвоения и культуросозидания молодыми людьми наследия и инноваций общества, сознательной рационализации выбора оптимальных поведенческих моделей в социуме, профессии и личной жизни.

Изложение основного материала статьи. Формирование культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества как социально значимый результат политики государства актуализируется в ходе анализа основополагающих нормативно-правовых документов. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» целью высшего образования наряду с подготовкой высококвалифицированных кадров выступает «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии». В Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечена значимость системы образования для воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей

народов РФ, исторических и национально-культурных традиций». В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года стратегическим приоритетом также выступает «воспитание молодежи, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленной на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи». В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) акцентируется внимание на формирование универсальных (ранее общекультурных) компетенций, определяющих результативность профессиональной подготовки и целостность формирования культуры выпускников вузов.

В докладе центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования» указано, что в условиях быстрых и непредсказуемых изменений общества, система образования в интеграционном единстве с воспитательной функцией должна быть ориентирована на полноценное развитие потенциала субъектов, формирование их культуры, готовности и устремленности изменить жизнебытие в лучшую сторону с позиции прогрессивного освоения, воспроизводства и трансляции культурного достояния социума, улучшения общества и самих себя [2].

Следовательно, система высшего образования в условиях модернизации всех сфер общества, создавая будущим специалистам оптимальные условия для профессиональной подготовки, одновременно и во взаимосвязи, должна формировать культуру профессионалов с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности, новые культурные образцы с приоритетом аксиологической составляющей профессионализма, чтобы занимать лидерские позиции в конкурентном мире.

Целостная культура будущих специалистов представляет собой выражение определенной интеллектуальной и социальной зрелости субъектов, всесторонне развитых в интеграционном единстве личностных, профессиональных и социально значимых качеств, выработавших свою жизненную позицию на основе продуктивного освоения общечеловеческих и трудовых ценностей, способных выбрать нравственно состоятельные формы профессиональной самореализации и самовыражения, постоянно совершенствующихся по отношению к изменяющимся условия социума и рынка труда, потенциально готовых противостоять негативным вызовам и рискогенности современности, достигать жизненной и профессиональной гармонии, решать новые социальные, политические и экономические задачи с развитым чувством ответственности за собственные действия (в коммуникативной, общественно-политической, трудовой, досуговой, профессиональной видах деятельности) перед собой, семьей, Отечеством.

И.А. Зимняя [3], Л.Г. Пак [5] представили идеализированную модель образа культурного выпускника вуза, определяющую степень его конкурентоспособности и социальной востребованности, позволяющие ему успешно выполнять производственные задачи и оптимально функционировать в изменяющемся социокультурном пространстве:

- уважение достоинства окружающих людей, народа, страны в целом, труда и образования как ценностей высшего ранга; сохранение собственного достоинства в многообразии выстраивания социальных отношений и взаимодействий; осознание границ права и свободы при апробировании поведенческих моделей в профессии, личной и социальной жизни (культура субъекта, культура саморегуляции);

- имиджевая составляющая самопрезентации образа успешных субъектов, конкурентоспособных, коммуникабельных, востребованных, инициативных, мобильных (внешний вид, стиль поведения, коммуникация, атрибуты современного делового мира) в соответствии с областями повседневной бытовой жизнедеятельности, профессионального труда, социального взаимодействия (культура быта, труда, отдыха, ЗОЖ, общения);

- соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии; приоритетность аксиоматики мировоззренческой толерантности как базиса продуктивной жизнедеятельности носителей различных форм и уровней социальности, нормы созидательного будущего развития цивилизации (культура нормативности поведенческих моделей, этикетных проявлений, социального взаимодействия);

- устремленность к продуктивному использованию накопленного общекультурного диапазона знаниевых конструктов (политических, естественнонаучных, социогуманитарных, технических, социально-экономических, конфессиональных, юридических и т.п.) в системе непрерывного образования (школа, вуз) (культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта);

- ненасыщаемость потребности личности к социокультурному (нравственно-эстетическому, духовному, интеллектуальному и т.п.) и профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию; нацеленность на активное и продуктивное освоение нового в культуре, социуме и в области профессионального труда (культура саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения);

- ориентировка в ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны (общецивилизационная культура);

- социальная ответственность за себя, реализацию собственных поведенческих и коммуникативных моделей, ответственность за благополучие окружающих людей (культура социального бытия).

В исследовании уточнено, что для целенаправленного формирования культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества необходимы изменения в содержании профессиональной подготовки с позиции перехода к культуроцентрической парадигме высшего образования, в которой: а) оптимально транслируются (наряду с развитием профессиональной компетентности, освоением профессиональных ценностей и установок) лучшие достижения отечественной и мировой культуры и преодолевается приоритетность «технократического снобизма»; б) происходит освоение национальных, гражданских, общечеловеческих, профессиональных ценностей и осуществляется принятие таких ценностных приоритетов, как увлеченность и самореализация в труде, полезность и безвредность действия, личное достоинство и достоинство окружающих людей, толерантность и милосердие, единение и взаимопомощь, ответственность за себя, общество, мир; в) развиваются в интеграционном единстве профессиональные и личностные качества студентов посредством вовлечения в различные виды деятельности и интенсивное социальное взаимодействие в контексте освоения содержания профессии и выполнения социокультурных функций гражданина, профессионала, творца, носителя нравственности и культуры; г) расширяется право осмысленного и свободного нахождения пути построения профессиональной и социокультурной траектории становления и выбора собственного места в профессии, культуре и социуме.

При этом значимым для формирования культуры будущих специалистов выступает создание культуросообразной среды вуза, характеризуемой культурной насыщенностью, социокультурной интегративностью, свободой нравственного выбора, креативностью, диалогичностью, предоставлением широкого диапазона областей профессиональной самореализации и социокультурного становления, неисчерпаемостью поиска, демонстрированием успехов, сохранением и трансляцией национальных традиций (как ценностей, заложенных в менталитете), культивированием духовности как значимого регулятива поведенческих моделей профессионалов, усилением менталеформирующих функций культуры.

Формирование культуры будущих специалистов осуществляется в такой культуросообразной среде вуза, в которой: а) воспроизводятся культурные образцы совместной жизни студентов и преподавателей с учетом традиций и инноваций вуза, установок профессионального сообщества; культура усвоения замещается культурой размышления, ответственности, поиска, дискуссии и обновления; основанием выступает развитие субъектной позиции личности, обусловливающей степень ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества [1]; б) происходит включение духовно-нравственных доминант в профессиональную подготовку студентов для осознания ими социально-значимых целей профессиональной и гражданской деятельности; в) реализуется конструирование диалога с окружающим миром, сообществом профессионалов с учетом разнообразных социокультурных традиций и новаторства, условий рынка труда и профессиональной конкуренции; г) распространяются и осваиваются новые позитивные культурные и профессиональные ценности, формируется новое мировосприятие на основе осмысления историко-культурного своеобразия российской традиционной культуры познания, деятельности и общения, развития ответственности за судьбу страны, ее социокультурное и социально-экономическое процветание.

В рамках целенаправленной организации формирования культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества предполагается содержание профессиональной подготовки в вузе нацелить на:

- расширение диапазона знаний будущих специалистов о продуктивных культуросообразных поведенческих моделях в выбранной сфере трудовой деятельности, о нравственно-этических нормах и стандартах социального взаимодействия для выстраивания продуктивных контактов с другими людьми; обогащения представлений о культуре познания, культуре чувств, труда, коммуникации, гражданственности, о профессионально востребуемой и социально признаваемой деятельности на благо себе и социуму с гармоничным сочетанием обязанностей, свободы и социальной ответственности;

- осмысление востребованности и социальной значимости получаемой профессии для созидания и реализации себя как культурных, профессионально полноценных социальных субъектов в предметно-трудовой деятельности, способных проектировать и реализовывать перспективные линии саморазвития, самореализации, самосовершенствования;

- развитие мотивации выстраивания жизнедеятельности в соответствии с социально значимыми представлениями о патриотизме, культурной идентификации, труде, нормативном поведении, правах и обязанностях гражданина, этикете, здоровом образе жизни и т.д.;

- овладение многообразием использования поведенческих и коммуникативных техник с позиции достижения результативности поставленных профессиональных задач, способов организации труда, реализации функционала трудовой деятельности в рамках осмысления специфики организационной и корпоративной культуры; развитие умений грамотно аргументировать свою позицию, слушать, самоконтролировать субординационно-деловой фон общения, находить компромиссы, вести деловые переговоры, продуктивно сотрудничать в ходе разрешения социально-профессиональных задач, уклоняться от конфликтов, проявлять эмпатию и эмоциональную отзывчивость;

- активное вовлечение будущих специалистов в разнообразные виды образовательной и социально-воспитательной деятельности, способствующие полноценной реализации культуросообразного личностного потенциала студентов с позиции соотнесенности с нравственно-этическими поведенческими и коммуникативными установками субъектов образования, нахождения сфер самоутверждения, самоактуализации для становления индивидуального стиля продвижения в профессии и социуме;

- развитие умений позитивно самопрезентировать себя, комбинировать правильный выбор стратегии поведения и информацию имиджевых регуляторов поведения взаимодействующих субъектов, корректируя собственный внешний вид, стиль и манеру поведения в соответствии с ожиданиями социальной и профессиональной среды, образом компетентных, конкурентоспособных, востребованных, успешных профессионалов.

Выводы. Таким образом, целенаправленное формирование культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества позволит новому поколению студентов, с одной стороны, оптимально ориентироваться в современном мире и на рынке труда, полноценно реализовать накопленные знания, принимать самостоятельные и нестандартные решения в трудовой сфере, быстро адаптироваться и осваивать постоянно изменяющуюся образовательную, профессиональную, социальную среду, реализовать свои жизненные планы и выстраивать направления карьерного роста, непрерывно совершенствоваться. С другой стороны, выработать и апробировать новые социокультурные модели профессионалов на основе сформированного нравственного стержня, обширного культурного кругозора, постигающего мышления, созидательного мировоззрения, гармоничности осмысления преемственной связи традиций прошлого (моральных норм, нравственных установок, культурных универсалий, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры) и инноваций, обращенных к будущему с учетом новых ценностей современного социума и выбранной сферы профессионального труда.

Сформированная культура будущих специалистов определяет результативность осуществления социально ответственной культуротворческой деятельности, трудовые успехи и творческие достижения в атрибутах ценностно-должного, наследования традиций (определяющих стабильность) и внедрения инноваций (обусловливающих прогрессивное развитие), эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и профессии, обусловливая степень конкурентоспособности и социальной востребованности выпускников вузов в условиях модернизации общества.

Литература:

1. Бондаревская, Е.В. Стратегия воспитания в образовательной системе России / Е.В. Бондаревская [и др.]; под общ. ред. И.А. Зимней. - 2-е изд. - Москва: Издат. сервис, 2004. - 478 с.

2. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. - Москва: Изд-во НИУ ВШЭ, 2018. - 106 с.

3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Профессиональное образование. - 2006. - № 2. - С. 18-21.

4. Зубарев, В.Ф. Общая культура, образованность, эрудиция: где мы теперь? / В.Ф. Зубарев, Г.А. Бондарев // АНИ: педагогика и психология. - 2020. - № 4 (33). - С. 129-133.

5. Пак, Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография / Л.Г. Пак. - Москва: Спутник, 2010. - 178 с.

6. Хасуев, А.Э. Молодежная культура в современной России: философско-культурологическая экспликация: дисертация ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Хасуев Асланбек Эйляевич. - Белгород, 2018. - 215 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, заместитель начальника 100 кафедры Пирогланов Шамсуддин Шахретович

ФГКВОУ Во «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар);

кандидат технических наук, доцент 100 кафедры Скляров Владимир Петрович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар);

преподаватель 100 кафедры Паленый Андрей Владимирович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар)

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассмотрены механизмы формирования профессиональной направленности личности военнослужащих. Автор считает проблему профессиональной направленности наиболее важной, так как это может стать решающим шагов в жизни становления будущего специалиста. Рассматривает основные подходы к изучению личности в современной литературе. В основе всех подходов лежит наблюдение и выявление закономерностей путем применения чётких заранее описанных процедур. Автор рассматривает период ранней зрелости наиболее благоприятный для организации основных психологических подструктур личности, которые необходимы для реализации человеком основных функций в социуме. Автор приходит к выводу, что профессиональная направленность личности военнослужащих является частью государственной системы психологической поддержки и профессиональной ориентации военнослужащих, результатом которой является высокая военно-профессиональная мотивация личности военнослужащего, его способность к сознательному выбору вида воинской деятельности, грамотное сопоставление индивидуальных возможностей с теми требованиями, которые сегодня предъявляют к человеку те или иные военно-учетные специальности и должности.

Ключевые слова: механизмы, формирование, профессиональная направленность, личность, военнослужащие.

Annotation. The article discusses the mechanisms of formation of the professional orientation of the personality of servicemen. The author considers the problem of professional orientation to be the most important, since it can be a decisive step in the life of the future specialist. Considers the main approaches to the study of personality in modern literature. All approaches are based on observing and identifying patterns through the application of clear, pre-described procedures. The author considers the period of early maturity, which is the most favorable for the organization of the main psychological substructures of the personality, which are necessary for a person to implement the main functions in society. The author comes to the conclusion that the professional orientation of the personality of military personnel is part of the state system of psychological support and professional orientation of military personnel, which results in high military professional motivation of the personality of a serviceman, his ability to consciously choose the type of military activity, competent comparison of individual capabilities with those requirements that Today, certain military specialties and positions are presented to a person.

Key words: mechanisms, formation, professional orientation, personality, servicemen.

Введение. В современной системе высшего образования; в том числе и военном образовании наносят отпечаток происходящие преобразования в экономике политике и общественной жизни России. Данные процессы связаны с такими вопросами, как идеологическая неразбериха в сознании воинов; национальные распри и конфликты в обществе, ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе, тенденция возрастания решительности, ожесточенности и бескомпромиссности боевых действий.

Курсант с неустойчивой направленностью личности быстро остывает, отказывается от ранее поставленных перспективных целей, руководствуется только текущими целями, которые зачастую идут вразрез с перспективными. Профессиональная направленность личности у таких военнослужащих может носить кратковременный, ситуативный характер. Указанные факторы говорят, что необходим качественно иной подход к воспитанию военнослужащих для успешного выполнения задач, стоящих перед высшим военным образованием [3].

Изложение основного материала статьи. В юношеском возрасте проблема профессиональной направленности становится наиболее важной, так как это может стать решающим шагов в жизни студента. В этом возрасте человек начинает осознавать важность выбора, свои жизненные перспективы. При этом молодых людей уже не интересует просто работа, как способ существования, молодежь стремиться реализовывать себя в профессиональной деятельности, путем проявления своих возможностей и развития полученных навыков. Профессиональная деятельность приобретает новый смысл - она становится источником удовольствия.

Также актуальность этой проблемы состоит в том, что при выборе профессии часто не учитывается весь набор психологических качеств, которые обеспечивают успешное научение профессии каждого человека. Именно поэтому, на мой взгляд, в этой проблеме нужен индивидуальный подход, а также нужно делать упор не только на обучении и повышении уровня знаний, но и обращать внимание на такие вещи, как профессиональная ориентация.

В современной литературе выделяется 10 основных подходов к изучению личности. В основе всех подходов лежит наблюдение и выявление закономерностей путем применения чётких заранее описанных процедур [6, С. 131]. Представители теории Бихевиоризма убеждены, что личность формируется под воздействием окружающей среды, а не заложена в природе человека. Они ставят под сомнение даже саму необходимость употребления понятия «личность». Согласно данному подходу, человек приобретает навыки поведения, реагируя на воздействие извне, иными словами обучается, в результате формируются различные рефлекторные реакции. Следовательно, человек является «чистым листом», преобразуемым в личность путем применения программы подкреплений и наказаний за выполненный поведенческий акт. Основатель данной теории Джон Уотсон считал, что, даже выбрав ребенка наугад можно сделать его специалистом любого профиля, не зависимо от его способностей и склонностей или рода занятий его предков (Watson, 1925).

Культурно-исторический подход, созданный Л.С. Выготским, рассматривает личность со стороны освоения человеком культурных ценностей. Л. С. Выготский освоил объективный подход к анализу психический функций, благодаря пониманию слова-знака, который первичен в практическом действии и относительности мышления первично как практического действия, так и относительно мышления. Индивидуум выстраивает личность благодаря освоению культурных слов-знаков [7, С. 45].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.