К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
STATEMENT OF THE PROBLEM
УДК 378.4
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ:
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ1
Иванова Галина Павловна — доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]
Логвинова Ольга Константиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail [email protected]
Введение
Сегодня в нашей стране заметно возрастает внимание к проблемам воспитания — как со стороны государства, общественных институтов, так и со стороны учёных и педагогов-практиков. В современных нормативных документах воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, который требует «консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [5; 15]. В качестве официаль-
ной задачи признаётся «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [15].
Для решения этой задачи необходима организация процесса воспитания, способствующего культурному развитию человека, его культурной и этнокультурной идентификации, обеспечивающего возможность социальной, творческой само-
реализации в культуре. Это предполагает построение процесса воспитания на основе принципа культуросообразнос-ти, который связан с социальной сущностью человека, с его включённостью в систему социальных ролей, с его ориентацией на характер и ценности культуры, на национальные нормы, обычаи, традиции [4].
Сформулированный немецким педагогом-демократом Фридрихом Адольфом Вильгельмом Дистервегом в XIX веке и получивший своё обоснование и развитие в отечественной педагогике, принцип
РЕЗЮМЕ
В статье представлены результаты анализа сущности и содержания принципа культуросообразности воспитания в современных условиях. Раскрыты различные подходы отечественных исследователей к проблеме принципа культуросообразности воспитания, реализуемого на методологическом уровне педагогической науки. Рассмотрены содержание культуросообразного воспитания и влияющие на него детерминанты. На основе проведённого анализа теоретических подходов выявлен ряд актуальных проблем осуществления культуросообразного воспитания на уровне высшего образования, в условиях интернационализации высшей школы и всё возрастающей поликультурности образовательной среды. Среди этих проблем — понимание культуросообразного воспитания как процесса введения студентов в мир культуры, создание в вузе культуросообразной среды, её наполнение ценностями общечеловеческой, общенациональной и этнической культуры; культурная идентификация личности студента; формирование культуры межнационального общения; формирование корпоративной и профессиональной культуры студентов. Выявленное проблемное поле исследования расширяет представление о сущности культуросообразного воспитания в вузе и задаёт направление для дальнейших эмпирических исследований.
Ключевые слова: культуросообразное воспитание, принцип культуросообразности, профессиональное становление личности.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 16-36-00022 «Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества».
культуросообразности требует осмысления и уточнения в современных условиях применительно к разным уровням образования. Проблема культуросообразности воспитания на уровнях дошкольного и школьного образования находит отражение в концепциях известных педагогов (О.С. Газман, Н.М. Та-ланчук, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Е.Б. Евладова, Н.Е. Щуркова и др.); в исследованиях обоснованы педагогические условия, определяющие эффективность реализации принципа культуросообразности воспитания в общеобразовательной школе (С.Ш. Сали-мова). В то же время реализации данного принципа в теории и практике воспитания в вузе уделяется значительно меньше внимания. Анализ научной литературы и реальной педагогической практики показывает отсутствие преемственности в процессе реализации принципа культуросообразности воспитания на разных уровнях образования. Преемственность выступает здесь как последовательная и непрерывная связь между различными элементами педагогической системы и характером педагогического влияния на различных этапах развития личности.
Очевидно, что в современной многонациональной, поликультурной среде вуза, в условиях интернационализации высшего образования и, как следствие, активного развития академической мобильности содержательное наполнение принципа культуросообразности воспитания будет несколько иным.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «культура», ключевое в культуросообразном воспитании, многозначно, и в научной литературе, и повседневной жизни можно встретить различную его трактовку. Появившееся в античности и означавшее, прежде всего, «агрокультуру», культивирование земли, это понятие постепенно получает иное толкование, связанное с личными достоинствами человека. Признано понимание культуры как совокупности проявлений жизни, достижений, творчества народа или группы народов [10]. Со временем к этнической/национальной дифференциации форм жизнедеятельности добавляется их размежевание по социальному, политическому, конфессиональному и иным параметрам. На Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико, 1982) было предложено сле-
дующее определение данного понятия: «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу» [11, с. 19].
«Обучай культуросообразно!.. в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом — всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика», — писал Адольф Дис-тервег, обращаясь к немецким учителям [7, с. 189-190]. Позиции многих современных педагогов основываются на этом определении принципа культуросообразности. Так, в Педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой принцип культуросообразности трактуется как максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находится конкретное учебное заведение [8]. В.А. Сластё-нин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, трактуя принцип культуросообразности, отмечают, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональных культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры... Цели, содержание, методы воспитания куль-туросообразны, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации [14, с. 28-29]. Аналогичной позиции придерживается А.М. Мудрик. «Воспитание, — пишет он, — должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. В соответствии с принципом культуросообразнос-ти воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе)» [12, с. 30].
0.В. Гукаленко, говоря о фундаментальности принципа культуросообразности, подчёркивает, что данный принцип даёт общую установку на исследование и разработку педагогических систем сообразно культуре в её современном понимании [6]. Автор расширяет сущность принципа культуросообразности, отмечая, что «культуросообразность предусматривает поворот всех компонентов воспитательного процесса к человеку как к творцу и субъекту, способному к личностному саморазвитию, раскрывает основы взаимосвязи образования и культуры, предусматривает освоение культуры как системы ценностей в контексте развития ребёнка и становления его как творческой личности — человека культурного. Культуросообразность обусловливает отношения между воспитанием и культурой как средой, питающей личность» [6].
Не останавливаясь подробно на анализе вариантов определения и интерпретации принципа культуросообразности (этому посвящён ряд интересных современных исследований [3; 9; 13]), отметим только, что в педагогике идёт наращивание смыслового содержания принципа, которое обусловлено изменениями социокультурных условий, развитием культуры и её усложнением, вызовами современного общества, переосмыслением места человека в мире и культуре. Принцип культуросообразности становится более сложным и многоуровневым.
Это отчётливо проявляется в процессе реализации принципа культуросообразности воспитания в интернациональной, поликультурной среде современного вуза. Проведённое исследование позволяет выделить в содержании принципа пять взаимосвязанных аспектов, требующих сегодня осмысления:
1. Культуросообразность как принцип модернизации современного образования, как культурологическая основа воспитания будущих специалистов.
2. Культуросообразное воспитание как процесс введения студентов в мир культуры. Создание в вузе культуросооб-разной среды, её наполнение ценностями общечеловеческой, общенациональной и этнической культуры.
3. Культурная идентификация личности, сущность которой состоит в отождествлении индивида с определённой культурной традицией, ценностным отношением к общечеловеческой и национальной культуре.
4. Формирование культуры межнационального общения, которая основывается на межкультурной компетенции и позволяет достигать взаимопонимания и согласия в процессе диалогического общения с представителями иных этнических/культурных групп.
5. Формирование корпоративной и профессиональной культуры студентов.
В рамках поликультурной образовательной среды современного вуза создаются условия для развития личностных качеств студентов, более глубокого осознания ими собственной этнической принадлежности, потребности приобщения к этническим, национальным и общечеловеческим духовным ценностям. Процесс культурной идентификации студента опосредован комплексом внешних и внутренних условий, в числе которых — целостная культура вуза; диалог культур, создающий нравственную атмосферу вуза; культурная событийность жизни студентов.
Культуросообразное воспитание в современном вузе — организованный процесс взаимодействия представителей разных этносов/национальностей, религий, рас на основе эффективного межкультурного диалога, формирование межкультурной компетенции, этнической толерантности, межнационального и межкультурного согласия во всех сферах жизнедеятельности.
Здесь показателен опыт РУДН — международно-ориентированного вуза, в котором обучаются представители более 140 стран мира (около 450 народов и национальностей). В миссии РУДН говорится об объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий, а также о воспитании молодёжи, способной успешно работать в любой стране мира и проявлять свои творческие возможности в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества.
Миссия РУДН является частью корпоративной культуры этого вуза. Понятия «корпоративная культура», «корпоративное воспитание» относительно новы для отечественной высшей школы, их появление связывают с развитием «рынка образовательных услуг» и формированием культуры конкурентной борьбы. Но корпоративная культура — это и традиционная академическая культура, основанная на сохранении и приращении педагогических ценностей [1]. Это — духовно-ментальное образование, целостная совокупность разделяемых студентами, преподавате-
лями и сотрудниками ценностей, идеалов, традиций, норм поведения, связанных с единым пониманием миссии вуза, осознанием общей с ним судьбы [2].
Воспитание «в духе» корпоративной культуры становится в современном вузе актуальной задачей и должно осуществляться, в том числе, через активное включение студентов в процесс развития традиций вуза, в его взаимодействие с другими социальными институтами.
Ещё один важный аспект культуросообразного воспитания в вузе — профессиональное воспитание, в процессе которого происходит присвоение ценностей, норм, правил, свойственных определённой профессиональной культуре, формируется устойчивая модель профессионального поведения. Воспитание специалиста, обладающего не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, развитой системой ценностей, способностью к творческому саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, обеспечит ему профессионально-культурный рост и возможность самореализации в поликультурном, быстро меняющемся мире.
Все названные аспекты тесно взаимосвязаны и переплетены друг с другом, однако их выделение необходимо для более чёткого понимания приоритетных задач воспитания, особенностей культуросообразного воспитательного процесса на уровне высшего образования и определения «зоны ответственности» различных структурных подразделений вуза.
Заключение и возможные перспективы исследования
Миссия современного вуза не ограничивается профессиональной подготовкой специалиста высокого уровня. Актуализируется задача формирования человека — гражданина — патриота, способного к конструктивному взаимодействию в поликультурном социуме.
Выявленные в процессе исследования проблемы требуют более глубокого изучения и осмысления в современных условиях. Актуальным является поиск гибкой, адаптивной модели культуросо-образного воспитания студентов с учётом специфики образовательной среды конкретного вуза.
Проблема культуросообразного воспитания в вузе обладает значительным потенциалом для разнонаправленных теоретических и эмпирических исследова-
ний. Весьма перспективными, на наш взгляд, являются эмпирические исследования, которые позволят проверить правомерность высказанных положений, уточнить содержание, формы и методы культуросообразного воспитания в современном вузе.
ССЫЛКИ
[1]. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. — 2007. — № 11. — С. 62-65.
[2]. Богданова И.Б. Корпоративная культура вуза и противоречия студенческой социализации в транзитивном обществе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. — 2012. — № 2 (17). — С. 113-118.
[3]. Булкин А.П. «Культуросообраз-ность» в России // Проблемы современного образования. — 2016. — № 3. — С. 82-91.
[4]. Булкин А.П. «Царь — раб — друг», или законы педагогической деятельности // Проблемы современного образования. — 2014. — № 1. — С. 12-30.
[5]. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://government.ru/media/files/8 qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0 ws.pdf
[6]. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. — 510 с.
[7]. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
[8]. Коджаспирова Г.М., Коджаспи-ров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000. — 176 с.
[9]. Коршунова Н.Л. Традиционные и современные трактовки педагогических принципов природосообразности и культуросообразности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 1406-1410. — URL: http://e-koncept.ru/2014/54545.htm.
[10]. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994. — 576 с.
[11]. Международная конференция по образованию. 43 сессия. Женева, 1419 сентября 1992. ЮНЕСКО.
[12]. МудрикА.В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
[13]. Салимова Т.И., Салимова С.Ш. Принцип культуросообразности воспитания в полиэтническом регионе. — Саранск: Афанасьев В.С., 2011. — 104 с.
[14]. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. — М., 2003. — 453 с.
[15]. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/ media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHl-BitwN4gB.pdf
REFERENCES
[1]. BelyaevA. Korporativnaya kul'tura universiteta: ot teorii k praktike [University corporative cultura: from theory to practice ] // Vysshee obrazovanie v Rossii. [Higher Education in Russia]. — 2007. — № 11. — Р. 62-65.
[2]. Bogdanova I.B. Korporativnaya kul'tura vuza i protivorechiya stu-dencheskoy sotsializatsii v tranzitivnom ob-schestve [Contradictory nature of students' socialization in the context of forming university's corporative culture in transitive Russian society] // Vestnik Volgogradsko-go gosudarstvennogo universiteta. Serija 7. Filosofiya. [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy]. — 2012. — № 2 (17). — Р. 113-118.
[3]. Bulkin A.P. "Kul'turosoobraznost'" v Rossii ["Kul'turosoobraznost'" in Russia]. Problemy sovremennogo obrazovani-ya [Problems of modern education]. — 2016. — № 3. — Р. 82-91.
[4]. Bulkin A.P. "Tsar-rab-drug", ili za-kony pedagogicheskoy deyatel'nosti ["Tzar-slave-friend" the laws of pedagogical activity]. Problemy sovremennogo obrazo-vaniya [Problems of modern education]. — 2014. — № 1. — Р. 12-30.
[5]. Gosudarstvennaya programma "Pa-trioticheskoe vospitanie grazhdan Rossi-yskoy Federatsii na 2016-2020 gody" [State programme "Patriotic education of citizens of the Russian Federation in 20162020]. Available at: http://government.ru/ media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKA Errx2dE4q0ws.pdf (accessed 15 February 2017).
[6]. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya i praktika [Multicultural Education: Theory and Practice.]. — Rostov-on-Don: Rostov State Pedagogical University Press, 2003. — 510 p.
[7]. Disterveg A. Izbrannie pedagog-icheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. — Moscow, 1956. — 374 c.
[8]. Kodzhaspirova G.M., Kod-zhaspirov A.Yu. Pedagogicheskiy slovar' [Pedagogical dictionary]. — Moscow: Academy, 2000. — 176 p.
[9]. Korshunova N.L. Traditsionnye I sovremennye traktovki pedagogiches-kih printsipov prirodosoobraznosti I kul'turosoobraznosti [Traditional and contemporary interpretations of pedagogics principles for nature -and cultural conformity]. Nauchno-metodicheskiy elektronniy zhurnal Koncept [Periodic scientific and methodological e-journal "Koncept"]. — 2014. — T. 20. — C. 1406-1410. — URL: http://e-koncept.ru/2014/54545.htm.
[10]. Kratkaya philosofskaya entsiklope-diya [The Brief Encyclopedia of Philosophy]. — Moscow: Progress, 1994. — 576 p.
[11]. Mezhdunarodnaya konferentsiay po obrazovaniyu. 43 sessia [International
Conference on Education (ICE)]. Geneva. 14-19 September. 1992. UNESCO.
[12]. MudrikA.V. Sotsial'naya pedagogi-ka [Social pedagogy]. — Moscow: Academy, 2000. — 200 p.
[13]. Salimova T.I., Salimova S.Sh. Prin-tsip kul'turosoobraznosti vospitaniya v polietnicheskom regione [Principle of cultural-congruent education in multicultural region]. — Saransk: Afanas'ev V.S., 2011. — 104 p.
[14]. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiya-nov E.N. Obshchaya pedagogika [General Pedagogy]. — Moscow, 2003. — 453 p.
[15]. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [The Education Development Strategy in the Russian Federation till 2015]. Available at:
http://government.ru/media/files/ f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB. pdf (accessed 15 February 2017).
CULTURE-CONGRUENT EDUCATION AT THE MODERN UNIVERSITY: TO THE PROBLEM STATEMENT
Galina P. Ivanova — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Philological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia; 6 Miklukho-Maklaya Street, Moscow, 117198, Russia; e-mail: ivgp@ mail.ru
Olga K. Logvinova — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Philological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia; 6 Miklukho-Maklaya Street, Moscow, 117198, Russia; email: [email protected]
ABSTRACT
The paper deals with the problem of culture-congruent education at the modern university. The authors speak about the content of the principle of culture-congruency under modern conditions; analyze different approaches to the principle of culture-congruency in education.
The content of culture-congruent education at the modern university and determinants influencing it are considered. Basing on the research of the theoretical approaches, the authors identify a range of challenging issues of the implementation of culture-congruent education at the level of higher education under conditions of multicultural society. Among those challenges there are: understanding of culture-congruent education as a process of students' introduction to the world of culture; creation of culture-congruent environment in higher education institution; students' cultural identification; development of international communication culture; development of students' corporative and professional culture. The revealed problematic field of the research expands the idea of culture-congruent education at the university and sets the direction for further empirical researches.
Keywords: culture-congruency principle, culture-congruent education, professional development.