Научная статья на тему 'Культурологический аспект воспитания студента как человека культуры'

Культурологический аспект воспитания студента как человека культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
MULTICULTURAL EDUCATION / PERSON OF CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTERCULTURAL COMMUNICATION / CULTUROLOGICAL EDUCATIONAL MATERIAL / PRINCIPLE OF CULTURAL CONFORMITY / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратнер Фаина Лазаревна, Жукова Ольга Геннадьевна

В данной статье проанализированы значимые аспекты воспитания студента как человека культуры на основе культурологического подхода и принципа культуросообразности воспитания; проанализированы также основные структурные компоненты поликультурной воспитательной модели; представлены ее основные принципы и обоснована практическая значимость применения данного подхода с целью развития студента как человека культуры. Под человеком культуры понимается свободная личность, способная к самоопределению в мире культурного разнообразия, уважающая других людей с иными взглядами, вероисповеданием, языковой, профессиональной принадлежностью и прочими характеристиками. Для становления подобной личности необходимо формировать в студентах определенные качества, характеризующие их как людей культуры. Среди данных качеств в статье выделены такие, как гуманистическое мировоззрение, толерантность, коммуникабельность, интеллектуальность, трудолюбие, гибкость, креативность, рефлексия. Согласно полученным в результате исследования данным, наиболее успешно становление личности студента как человека культуры происходит при опоре учебно-воспитательного процесса на культурологический компонент, предполагающий использование грамотно структурированного и методически проработанного культурологически ориентированного языкового материала. Такой материал должен иметь культурную значимость, способствовать формированию комплексного представления о своеобразии взаимодействующих культур, делая возможным преодоление ложных стереотипов, неизбежно возникающих в отношении представителей иной культуры. Структура воспитания студента как человека культуры представлена как модель, состоящая из четырех основных компонентов или блоков: социокультурного, эмоционально-ценностного, поведенческого и мотивационно-оценочного. Данная модель способствует становлению личностных качеств студента как человека культуры при наличии поликультурной воспитательной среды в вузе, при условии организации комплексного, поэтапного процесса овладения студентами духовно-нравственными качествами, ценностными установками родной культуры и культуры изучаемого языка, их рассмотрения в тесной взаимосвязи, при организации поликультурной деятельности студентов посредством создания творческой атмосферы и внедрения проблемных коммуникативных задач, для решения которых необходимо изучать правила межкультурного диалога, при условии обеспечения сотрудничества между студентами и преподавателем в решении учебно-воспитательных задач на основе равноправия и партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратнер Фаина Лазаревна, Жукова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURULOGICAL ASPECTS OF EDUCATING THE STUDENT AS A PERSON OF CULTURE

This article analyzes important aspects of educating the student as a person of culture based on the cultural approach and the principle of cultural conformity. It also analyzes the main structural components of a multicultural educational model, presents its basic principles and justifies the practical significance of using this approach for the development of the student as a person of culture. A person of culture is a free individual able to determine his/her identity in the world of cultural diversity. It is a person who respects people with different views, religions, languages, professions, etc. In order to achieve this goal, it is necessary to develop certain features, characterizing students as people of culture: a humanistic worldview, tolerance, sociability, intellectuality, diligence, flexibility, creativity, reflection, etc. According to the research data, the development of students as people of culture is most successful, when it is based on a culturological component, which means the usage of well-structured and methodically elaborated cultural-oriented learning material. This material should be culturally significant, aimed to form a comprehensive idea about uniqueness of interacting cultures, which makes it possible to overcome false stereotypes, inevitably, arising in relation to other cultures. The structure of education of students as people of culture is presented as a model, consisting of four basic components or blocks: general-cultural, moral-ethical, communicative and psychological (behavioral). This model assists in developing personal characteristics of a person of culture in students, in case of a multicultural educationаl environment, provided that the process of education is organized in such a way that students acquire moral qualities and values of both native and foreign cultures gradually and integrally, seeing them as closely interacting elements. The aim is achieved on condition that students are engaged in intercultural activities in the atmosphere of creativity, when they are involved in problem communicative tasks, which can only be solved if students know the rules of intercultural dialogue, in case of interaction between students and their teacher, while solving problem tasks on the basis of equality and partnership.

Текст научной работы на тему «Культурологический аспект воспитания студента как человека культуры»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №1(43)

УДК 378.1

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА

КАК ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ

© Фаина Ратнер, Ольга Жукова

CULTURULOGICAL ASPECTS OF EDUCATING THE STUDENT

AS A PERSON OF CULTURE

Faina Ratner, Olga Zhukova

This article analyzes important aspects of educating the student as a person of culture based on the cultural approach and the principle of cultural conformity. It also analyzes the main structural components of a multicultural educational model, presents its basic principles and justifies the practical significance of using this approach for the development of the student as a person of culture. A person of culture is a free individual able to determine his/her identity in the world of cultural diversity. It is a person who respects people with different views, religions, languages, professions, etc. In order to achieve this goal, it is necessary to develop certain features, characterizing students as people of culture: a humanistic worldview, tolerance, sociability, intellectuality, diligence, flexibility, creativity, reflection, etc. According to the research data, the development of students as people of culture is most successful, when it is based on a cul-turological component, which means the usage of well-structured and methodically elaborated cultural-oriented learning material. This material should be culturally significant, aimed to form a comprehensive idea about uniqueness of interacting cultures, which makes it possible to overcome false stereotypes, inevitably, arising in relation to other cultures. The structure of education of students as people of culture is presented as a model, consisting of four basic components or blocks: general-cultural, moral-ethical, communicative and psychological (behavioral). This model assists in developing personal characteristics of a person of culture in students, in case of a multicultural educatioml environment, provided that the process of education is organized in such a way that students acquire moral qualities and values of both native and foreign cultures gradually and integrally, seeing them as closely interacting elements. The aim is achieved on condition that students are engaged in intercultural activities in the atmosphere of creativity, when they are involved in problem communicative tasks, which can only be solved if students know the rules of intercultural dialogue, in case of interaction between students and their teacher, while solving problem tasks on the basis of equality and partnership.

Keywords: multicultural education, person of culture, communicative competence, intercultural communication, culturological educational material, principle of cultural conformity.

В данной статье проанализированы значимые аспекты воспитания студента как человека культуры на основе культурологического подхода и принципа культуросообразности воспитания; проанализированы также основные структурные компоненты поликультурной воспитательной модели; представлены ее основные принципы и обоснована практическая значимость применения данного подхода с целью развития студента как человека культуры. Под человеком культуры понимается свободная личность, способная к самоопределению в мире культурного разнообразия, уважающая других людей с иными взглядами, вероисповеданием, языковой, профессиональной принадлежностью и прочими характеристиками. Для становления подобной личности необходимо формировать в студентах определенные качества, характеризующие их как людей культуры. Среди данных качеств в статье выделены такие, как гуманистическое мировоззрение, толерантность, коммуникабельность, интеллектуальность, трудолюбие, гибкость, креативность, рефлексия. Согласно полученным в результате исследования данным, наиболее успешно становление личности студента как человека культуры происходит при опоре учебно-воспитательного процесса на культурологический компонент, предполагающий использование грамотно структурированного и методически проработанного культурологически ориентированного языкового материала. Такой материал должен иметь культурную значимость, способствовать формированию комплексного представления о своеобразии взаимодействующих культур, делая возможным преодоление ложных стереотипов, неизбежно возникающих в отношении представителей иной культуры. Структура воспитания студента как человека культуры представлена как модель, состоящая из четырех основных компонентов или блоков: социокультурного, эмоционально-ценностного, поведенческого

и мотивационно-оценочного. Данная модель способствует становлению личностных качеств студента как человека культуры при наличии поликультурной воспитательной среды в вузе, при условии организации комплексного, поэтапного процесса овладения студентами духовно-нравственными качествами, ценностными установками родной культуры и культуры изучаемого языка, их рассмотрения в тесной взаимосвязи, при организации поликультурной деятельности студентов посредством создания творческой атмосферы и внедрения проблемных коммуникативных задач, для решения которых необходимо изучать правила межкультурного диалога, при условии обеспечения сотрудничества между студентами и преподавателем в решении учебно-воспитательных задач на основе равноправия и партнерства.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, человек культуры, коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация, культуроведческий учебный материал, принцип культуросо-образности.

Человек культуры - это особый тип личности, у которой сформировано ядро - субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, творчества. Человек культуры -это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, с высоким самосознанием, развитым чувством собственного достоинства и чести, самоуважением, самодисциплиной, независимым суждением, с уважением к мнению других людей, человек, способный к ориентации в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющий принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Это всегда духовная и творческая личность. Цель воспитания человека культуры состоит в практической подготовке его к жизни прежде всего в своем культурном пространстве. Человек культуры способен к национальной, культурной и религиозной самоидентификации. Через культуру и окультуривание человек очеловечивается и тем разрешает противоречие между духовным, природным, т. е. телесным и душевным в себе. Через культуру человек обретает свою духовную сущность и формирует душевные качества [Безрукова].

Коммуникативная компетенция выступает как одно из наиболее важных личностных качеств человека культуры, существование которого невозможно без понимания закономерностей человеческого бытия, а также без учета многочисленных культурных различий, чуткости к даже незначительным изменениям ситуации общения и поведения собеседника. Участники коммуникации должны быть готовы к допущению вероятных ошибок и их исправлению на основе анализа текущей коммуникативной ситуации.

Для осуществления процесса эффективной межкультурной коммуникации необходимо в первую очередь развивать способности к эмпа-тии по отношению к иной культуре, и с этой целью значимым представляется изучение культуры и истории данной страны или народа.

Человек живет в мире культуры и не замечает этого, как не замечает воздух, которым ды-

шит. Культура становится заметной для человека только тогда, когда он попадает в иную культуру. Между нами и миром существует посредник. И этот посредник - культура. Наше мышление, наш язык, поступки и действия - феномены культуры [Хайрутдинова, с. 126].

Одним из наиболее значимых отличий предмета «Иностранный язык» является его непосредственная связь с культурой и менталитетом народа изучаемого языка, а значит, с вопросами межкультурной коммуникативной компетенции.

К основным составляющим элементам коммуникативной компетенции мы относим: степень вовлеченности коммуникантов в процесс общения, умение определить допустимое соотношение говорения и слушания в зависимости от ситуации и культурных норм ситуации общения; умение интерпретировать специфические для данной культуры сигналы готовности собеседника начать коммуникацию или, напротив, нежелание вести диалог; использование вербальных и невербальных средств, приемлемых для данной культуры; результативность общения, то есть умение грамотно и в доступной форме выразить свою мысль и понять мысль собеседника; умение направить беседу в правильное русло; умение подавать и верно истолковывать сигналы смены коммуникативных ролей и сигналы завершения общения; сохранение принятой для данной конкретной культуры коммуникативной дистанции; понимание и адекватное построение общения с учетом социального статуса и межкультурных различий участников коммуникации; готовность к корректировке и моделированию собственного коммуникативного поведения.

Таким образом, для эффективной отработки навыков межкультурного общения на занятиях иностранного языка в вузе особое внимание необходимо уделять отработке не оторванных от реальной жизни языковых явлений, а работе над практически ориентированными ситуациями межкультурного общения, в которых студенты могут оказаться в процессе академической, а за-

тем и профессиональной деятельности. Главная задача преподавателя в таком случае заключается в том, чтобы предоставить студентам информацию о путях избегания конфликтов при помощи соответствующего языкового материала, а также путем знакомства обучаемых с манерой держать себя, включая знания невербальных способов общения. Для осуществления данной цели обязательно включать в учебный план материалы, содержащие актуальную культуроспе-цифическую информацию об иной культуре.

Мы разделяем мнение ученых о том, что личность, воспитанная на идеалах поликультура-лизма, мыслит согласно представлению о том, что не существует плохой или хорошей, цивилизованной или примитивной культуры. Руководством для такого человека служит гуманистическое положение о том, что культуры отличаются друг от друга своим содержанием, и термин «другой» вовсе не означает худший или менее достойный. Мы также считаем, что поликультурная личность воспринимает мир не только как совокупность наций, но как калейдоскоп различного рода культур (национальной, профессиональной, религиозной и т. д.) [Ратнер, Трофимова, с. 164].

Все вышеозначенные аспекты, на наш взгляд, должны реализовываться в системе воспитания студента как человека культуры, в процессе реализации которого необходимо решать следующие задачи:

- формирование у студентов представлений о культурном разнообразии в регионе и стране;

- воспитание интереса и восприимчивости к проявлениям взаимодействующих культур;

- обучение пониманию культурной исторической обусловленности поведенческих стереотипов в ходе осознанного осмысления универсального и специфического в культурных проявлениях;

- воспитание толерантного и уважительного отношения к ценностям другой культуры в процессе формирования таких личностно значимых качеств, как доброжелательность, открытость, готовность понять и принять другую культуру;

- развитие культурного самоопределения;

- обучение взаимодействию и сотрудничеству с представителями различных национальностей и вероисповеданий [Утехина, Хасанова].

Реализацию сформулированных выше задач целесообразно осуществлять на основе принципов поликультурного воспитания, к которым принято относить следующие:

1. гуманистический принцип (приоритетное значение отводится духовно-нравственным и общечеловеческим ценностям);

2. принцип поликультурности (толерантность, равноправие культур, готовность к диалогу);

3. принцип культуросообразности (обеспечение целостного представления о своеобразии и взаимодействии культур);

4. принцип сочетания социальных и личностных ценностно-смысловых ориентаций (социальные установки и ценностные ориентации);

5. принцип сотворчества (преобладание творческих заданий, сотрудничество преподавателя и студента по решению проблемных коммуникативных задач).

Ведущим принципом, наряду с гуманистическим, провозглашающим равноправие культур и главенство духовно-нравственных ценностей, большинство исследователей считают принцип культуросообразности, согласно которому критериями отбора культуроведческого материала является в первую очередь определение культурной и смысловой значимости отбираемых материалов. Именно принцип культуросообразности, на наш взгляд, позволяет целенаправленно формировать комплексные представления о своеобразии взаимодействующих культур, преодолевать ложные стереотипы и обобщения о представителях изучаемых культур и выбирать тематическое наполнение культурно значимого языкового материала.

По мнению В. И. Андреева, воспитание будет тем эффективнее, чем больше оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации [Андреев]. Куль-туроведческий учебный материал для обучения и воспитания студента как человека культуры должен способствовать пониманию содержания понятий «человек культуры», «культурное многообразие», «культурная агрессия», «культура мира», «диалог культур», «культурная дискриминация», «картина мира», «культурное и этническое самоопределение». Важным является также целесообразность использования культу-роведческого материала в конкретной группе студентов с учетом их возрастных и интеллектуальных возможностей.

Общеизвестным является тот факт, что язык непосредственно связан с мышлением, а так как данный процесс имеет сложную структуру и характеризуется различными уровнями даже в рамках одной культуры, то процесс межкультурной коммуникации может порождать конфликт между уровнями языковой компетенции на родном и иностранном языках. Для человека, имеющего стойкий навык точно выражать свои мыс-

ли на родном языке с высокой степенью детализации, недостаток вербальных средств на иностранном языке значительно снижает успешность коммуникации. При регулярном участии в межкультурном общении подобное противоречие может стать стимулом к усовершенствованию языковых навыков и переходу на более высокий уровень коммуникативной компетенции. На наш взгляд, такая ситуация должна побуждать руководство высших учебных заведений не только к привлечению преподавателей из зарубежных вузов к преподаванию в российских университетах, но и к предоставлению российским преподавателям и студентам возможности участвовать в международных академических проектах, в том числе с возможностью выезда в другую страну. Только в этом случае появляется реальная возможность получить достаточный опыт межкультурного общения и значительно повысить уровень своей межкультурной компетенции.

Наш опыт свидетельствует о том, что родной мир ни в коем случае не должен игнорироваться в процессе обучения. При этом значимым является проведение параллелей между странами (совместные политические и образовательные проекты, международные культурные мероприятия и т. д.), с тем чтобы помочь студентам осознать их собственные перспективы в жизни при условии знания языка и культурных норм других культурных общностей.

Конкретизируя высказанную нами мысль, отметим, что культурологический компонент включает в себя, кроме страноведческого, еще и языковой, речевой, литературный и этнографический материал.

Конкретными формами и методами реализации принципа культуросообразности являются, например, следующие: творческо-поисковая деятельность, разработка и защита проектов, презентации по конкретным культуроспецифиче-ским аспектам, культуроведчески ориентированные дискуссии и ролевые игры, межкультурные тренинги, в ходе которых обучаемые приобретали опыт решения проблем межкультурного взаимодействия в полиэтническом регионе, при этом активизировалась их познавательная, эмоциональная и волевая сфера, свидетельствуя об их развитии как людей культуры.

В процессе работы активизируются различные уровни взаимодействия в группе студентов:

коллективный - обсуждение, сравнение, нахождение социокультурной информации в тексте, сопоставление с элементами родной культуры в процессе совместного обсуждения и анализа;

групповой - трансформация текста, анализ результатов индивидуальной деятельности в малых группах;

индивидуальный - поиск дополнительной социокультурной информации, подготовка собственного мини-исследования проблемы с рефлексивным анализом собственной деятельности, презентация полученных результатов.

Структура поликультурного воспитания с целью становления студента как человека культуры должна, как нам представляется, включать в себя общекультурный, морально-нравственный (социально-духовный), коммуникативный и психологический (поведенческий) содержательные блоки.

Общекультурный блок должен быть направлен на информирование студентов относительно многообразия культур, расширение их культурного кругозора, а также на формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости культур, а значит, их уникальности и ценности. На данном этапе особую важность приобретает тщательный отбор учебного материала, его актуальность, умеренная языковая сложность и культурная значимость.

Морально-нравственный блок, на наш взгляд, является особенно важным для формирования личностных качеств человека культуры, и в его рамках должна строиться работа по развитию соответствующих ценностных установок, снятию коммуникативных барьеров и обеспечению готовности студентов к принятию иных культурных ценностей и взаимодействию с ними.

В рамках коммуникативного блока необходимо предоставлять обучающимся конкретные коммуникативные модели, которые они должны применить к реальной ситуации общения с представителем иной культуры, при этом анализируя возможные сложности и причины неудач. Особенную важность приобретает наличие погружения студентов в коммуникативную среду, чтобы они сами осознали потребность в изменении своего мышления в сторону ценностей, присущих человеку культуры, и начали активный творческий поиск соответствующих моделей поведения.

Структура и содержание психологического (поведенческого) блока должны предоставлять студентам возможность реального применения полученных теоретических культурологических знаний и ценностных установок к реальным жизненным проблемам межкультурного общения. На данном этапе необходимо осуществлять итоговый контроль сформированности у обучающихся навыков, связанных с умением отличать толерантное поведение от интолерантного,

понимать разницу между поликультурной и монокультурной коммуникативной средой, а также самостоятельно корректировать свое поведение в соответствии с позицией человека культуры. В данном случае, как свидетельствует наш опыт работы, студенты будут в состоянии эффективно применять полученные знания на практике, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за выбранный стиль поведения и свои поступки.

Наш опыт свидетельствует о том, что грамотная и поэтапная организация культуроведче-ски-ориентированного учебного материала действительно способствует формированию готовности у обучаемых к межкультурному взаимодействию в «микросреде» иной культуры, что обеспечивается позитивным восприятием языковых и культурных различий, толерантным отношением к существованию культурных различий, освоением учебных стратегий межкультурного взаимодействия, что в итоге ведет к конечной цели - формированию личности человека культуры.

В качестве характеристик личности, демонстрирующих студента как человека культуры, представляется возможным выдвинуть следующие: гуманистическое мировоззрение, толерантность, коммуникабельность; интеллектуальность; трудолюбие; эмпатия; коммуникативная компетентность; гибкость; креативность; инициативность; стремление к самосовершенствованию; оптимизм; аналитичность мышления; рефлексия.

Наш опыт свидетельствует о том, что данные личностные качества наиболее эффективно формируются при наличии поликультурной образовательной среды, в которой присутствуют толерантные взаимоотношения между студентами, преподавателями и студентами, а также существуют условия для заимствования зарубежного опыта. Данное условие может быть реализовано в случае эффективного взаимодействия руководства вуза с отделом международных связей по привлечению иностранных специалистов и регулярного предоставления обучающимся и преподавательскому составу возможности повышать уровень межкультурной компетенции за счет участия в международных проектах, грантах, программах культурного и языкового обмена. Например, в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А. Н. Туполева регулярно проводятся совместные семинары с зарубежными коллегами, организована работа по выделению международных грантов (Erasmus, Фулбрайт, DAAD, Анри Пуанкаре, Ал-гарыш и мн. др.), что значительно повышает

уровень академической мобильности студентов и преподавателей и способствует их развитию как людей культуры. В КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева также существует Германо-Российский Институт Новых Технологий, по программам которого обучающиеся в магистратуре имеют возможность поехать на обучение в Германию (1 семестр) и на протяжении всего процесса обучения осуществлять контакт с иной культурой, языком и мировоззрением, что, согласно нашему опыту работы, имеет важное значение в становлении качеств человека культуры. Эффективность подобного подхода была проверена в ходе опытно-экспериментальной работы, в которой принимали участие студенты Казанского федерального университета и Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева. В результате была доказана его эффективность, что подтверждается экспериментальными данными.

Таким образом, все рассмотренные выше аспекты позволяют сделать вывод о том, что воспитание студента как человека культуры представляет собой сложный и многокомпонентный процесс, требующий четкого планирования этапов, тщательного отбора материала с учетом культурологического подхода, прогнозирования результатов, а также постоянного контроля уровня сформированности ключевых качеств человека культуры. Только при наличии комплексного и грамотно структурированного учебно-воспитательного процесса поликультурной направленности возможно достижение поставленных целей, чтобы выпускник обладал выделенными нами чертами личности, характеризующими его как человека культуры.

Список литературы

Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

Безрукова В. С. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с. URL: http://www.psyoffice.ru/slovar-s162.htm (дата обращения: 19.01.2016).

Ратнер Ф. Л. Трофимова О. Г. Воспитание конкурентоспособной личности в системе поликультурного образования // Образование и саморазвитие: Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности. 2006. № 1. Казань: Центр инновационных технологий. С. 162166.

Утехина А. Н., Хасанова Л. И. Обучение молодежи межкультурному взаимодействию в полиэтническом регионе // Научное обозрение. 2006. № 4. С. 114120.

Хайрутдинова М. Е. Социокультурный компонент содержания обучения иностранному языку // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка: материалы V международной научно-практической конференции. Казань: изд-во Казанс. мед. ун-та, 2014. С. 126-133.

References

Andreev, V. I. (2000). Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: Educational Course for Creative Self-Development]. 608 p. Kazan', Centr innovacionnyx texnologij. (In Russian)

Bezrukova, V. S. (2000). Osnovy duxovnoj kul'tury: E'nciklopedicheskij slovar' pedagoga [Fundamentals of Spiritual Culture: Encyclopedic Dictionary of the Teacher]. 937 p. Ekaterinburg, 2000. URL: http://www.psyoffice.ru/slovar-s162.htm (accessed: 19.01.2016). (In Russian)

Khairutdinova, M. E. (2014). Sociokul'turnyj kompo-nent soderzhaniya obucheniya inostrannomu yazyku [A

Ратнер Фаина Лазаревна,

доктор педагогических наук, профессор,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. Faina.Ratner@ksu.ru

Жукова Ольга Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, 420111, Россия, Казань, К. Маркса, 10. olga_trofimova20@mail.ru

Socio-Cultural Component of the Content of Foreign Language Teaching. Traditions and Innovations in Teaching Foreign Languages: Proceedings of the 5th International Scientific and Practical Conference]. Tradicii i in-novacii v prepodavanii inostrannogo yazyka: materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': izd-vo Kazans. med. un-ta. Pp. 126-133. (In Russian)

Ratner, F. L. Trofimova O. G. (2006). Vospitanie konkurentosposobnoj lichnosti v sisteme polikul'turnogo obrazovaniya [Raising a Competitive Person in the System of Multicultural Education]. Obrazovanie i samoraz-vitie: Monitoring kachestva obrazovaniya i tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnoj lichnosti. 2006, No.1, Kazan', Centr innovacionnyx texnologij. Pp. 162166. (In Russian)

Utexina, A. N., Khasanova, L. I. (2006). Obuchenie molodezhi mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu v polie't-nicheskom regione [Education of Youth in the Field of Intercultural Interaction in a Multi-Ethnic Region]. Nauch-noe obozrenie. 2006, No.4, pp. 114-120. (In Russian)

The article was submitted on 20.01.2016 Поступила в редакцию 20.01.2016

Ratner Faina Lazarevna,

Doctor of Pedagogy, Professor,

Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. Faina.Ratner@ksu.ru

Zhukova Olga Gennadjevna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor,

Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev, 10 Karl Marx Str.,

Kazan, 420111, Russian Federation. olga_trofimova20@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.