Научная статья на тему 'Формирование культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов технического вуза: проблемы и решения'

Формирование культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов технического вуза: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ / CULTURE / SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / COHERENT CULTURAL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саксонова Лариса Петровна

В статье дан анализ подготовки современ ного специалиста технической сферы, представ лено понимание преобразования деятельности студентов и преподавателей технического вуза через призму взаимосвязей формирования, дальнейшего развития общей культуры и це лостной социально-профессиональной компе тентности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF COHERENT CULTURAL AND SOCIO-PROFESSIONAL COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The paper analyzes the training of modern specialists for technical areas, represents understanding of transformation of students and teachers of a technical college in the light of formation, further development of common culture and coherent social and professional competence of future specialists.

Текст научной работы на тему «Формирование культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов технического вуза: проблемы и решения»

ту специалистов, прошедших обучение за границей. Российско-индийское сотрудничество в сфере образования, имея значительный потенциал, пока занимает весьма скромное место. Очевидно, что в ближайшей перспективе с расширением международного сотрудничества российские вузы активизируют свою рекламную деятельность на индийском направлении. Также этой цели будет способствовать перевод некоторых образовательных программ в российских вузах на английский язык, что повысит конкурентоспособность отечественных дипломов и повысит привлекательность и адаптированность высшей школы России к запросам иностранных студентов.

1. В этом году 40 индийских граждан смогут поехать учиться в Россию на бюджетной основе//Российская газета. — 2011. — 14 мая.

2. Шкель Т. Госзаказ на интерес//Российская газета. — 2010. — 14 октября.

3. Are Melbourne attacks racist, or simply criminal?//Gulf News. — 2009. — В September.

4. Ashling O'Connor. Indian talent is university challenge// Morning Star. — 2007. — 26 July.

5. Flexible visa rules and thrust on interships abstract a large member of Indian students to France//The Telegraph (Calcutta). — 2013. — 4 April.

6. Hartcher P. When Indian students suffer, Australia risk being scarred for life//Canberra Times. — 2010. —

13 April.

7. Hundreds of Andhra students may be deported from US//Press Trust of India. — 20l1. — 25 January.

8. Hurst G. Number of international students set to fall// Morning Star. — 2011. — 25 November.

9. Indian students flocking to New Zealand//Indo-Asian News Service. — 2009. — 10 April.

10. International students in UK higher education: key statistics [Электронный ресурс]. — URL: http://www. ukcisa.org.uk/about/statistics_he.php

(дата обращения: 15.04.2013).

11. Japan should help poor students from India//Hindustan Times. — 2013. — 26 February.

12. U. S. welcomes Indian Students, Prepares for PM Singh [Электронный ресурс]. — URL: http://newdelhi. usembassy.gov/pr112509a.html

(дата обращения: 14.04.2013).

13. World University Rankings-2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/ world-university-rankings/2012—13/world-ranking (дата обращения: 13.04.2013).

УДК / UDC 378.1 Л. П. Саксонова

L. Saksonova

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ

социально-профессиональной компетентности

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

DEVELOPING OF COHERENT CULTURAL AND SOCIO-PROFESSIONAL COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

В статье дан анализ подготовки современного специалиста технической сферы, представлено понимание преобразования деятельности студентов и преподавателей технического вуза через призму взаимосвязей формирования, дальнейшего развития общей культуры и целостной социально-профессиональной компетентности будущего специалиста.

The paper analyzes the training of modern specialists for technical areas, represents understanding of transformation of students and teachers of a technical college in the light of formation, further development of common culture and coherent social and professional competence of future specialists.

Ключевые слова: культура, социальнопрофессиональная компетентность, принцип

культуросообразности.

Keywords: culture, social and professional competence, coherent cultural principle.

Будущие специалисты часто сталкиваются с проблемами на пути достижения нравственного становления, самоидентификации, самоконтроля, самоуправления, общения и освоения достижений отечественной и мировой культуры. В исследованиях В. И. Байденко, И. А. Зимней, В. В. Серикова, В. Д. Шадрикова приобщение подрастающего поколения к приоритетным ценностям культуры является основой повышения уровня формирования профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов (социальной компетентности) во взаимосвязи с качеством их профессиональной

подготовки (профессиональной компетентности). В результате формируется целостная социально-профессиональная компетентность специалиста:«... его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека. Соответственно можно говорить о целостной компетентности и парциальных компетенциях, входящих в нее» [1, с. 20].

Таким образом, идея совершенствования качества образования специалистов в технических вузах состоит в приведении системы их подготовки на основе компетентностно-ориен-тированного подхода в соответствие с уровнем культуры постиндустриальной эпохи развития общества. В педагогическом плане речь идет о назревшей необходимости проектирования и реализации системы формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности будущих специалистов, в основу которой должна быть положена интеграция компетентностного подхода и культуросо-образности профессионального образования.

Для действенного использования опыта предшествующих поколений (достижений культуры) дискретный процесс обучения должен сопровождаться формированием системных, целостных научных знаний, умений, навыков и их синтезом. Идея необходимости достижения целостности и действенности получаемых новыми поколениями знаний и умений в постиндустриальную эпоху получила дальнейшее развитие в компетентностно-ориентирован-ном подходе к обучению (В. И. Байденко, В. А. Болотов, В. П. Бездухов, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.).

Однако возникает вопрос, как формируемые в результате образования будущих специалистов компетенции/компетентности соотносятся с общей культурой человека — являются ли они ее составляющими, заменяют ли ее или сосуществуют с ней, находясь в отношении рядоположения или соподчинения. Этот вопрос особенно актуален для рассмотрения связи общей культуры и результирующей профессионального образования — социальнопрофессиональной компетентности будущего специалиста. Ответ на поставленный вопрос потребовал исходного для данного рассмотрения определения понятия общей культуры

человека. По мнению В. С. Библера: «Культура есть всеобщая форма современного общения и бытия людей различных — настоящих, прошлых и будущих — культур, каждая из которых есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей» [2, с. 34]. Поэтому выпускник современного учебного заведения должен обладать не только готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования, изменения, трансформации и преобразования.

В теоретическом плане проблема формирования целостной социально-профессиональной компетентности путем приобщения учащейся молодежи к достижениям культуры связана с выполнением требований и правил принципа культуросообразности. О сущности этого принципа В. С. Безрукова пишет: «Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX века. Он предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона)» [3, с. 47].

Следует подчеркнуть, что система формирования культуросообразной социальнопрофессиональной компетентности студентов технического вуза на фоне достижения высоких результатов обучения является частью общей цели повышения качества их подготовки. В связи с чем на начальном этапе реализации системы необходимо повысить качество личностного развития молодежи, а на последующих стадиях — соотношение личностного и профессионального развития студентов начнет приобретать динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное и социокультурное развитие личности начинает доминировать [4, с. 30].

Анализ требований к современной инженерной деятельности определяет задачи по формированию культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов: актуализация социального, культурного и профессионального потенциала личности; мотивирование и стимулирование будущего профессионального роста и карьеры; диагностика и коррекция профессионально-психологического профиля; развитие профессионально значимых качеств и ключевых квалификаций; формирование социально-профессиональных и интеллектуальных умений; освоение компетентных технологий социально-профессионального поведения; развитие

позитивной профессиональной Я-концепции и проектирование сценариев профессионального развития; преодоление деструктивного развития личности.

Важным условием успешной реализации системы является уровень профессиональной готовности преподавателей технического вуза к педагогической деятельности. Анализ психо-лого-педагогической литературы, проведенное исследование выявили недостатки и причины неэффективной деятельности педагогического коллектива по формированию культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов, позволили предложить решения, способствующие ликвидации данных проблем.

Для достижения эффективных результатов по реализации представленной системы были намечены:

— переориентация роли и деятельности преподавателя (выполнение функции организатора учебной деятельности студентов, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную работу обучающихся);

— повышение педагогического мастерства и квалификации преподавателей (организация

методических семинаров, диспутов, конференций, круглых столов по вопросу формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности будущих специалистов);

— введение в образовательный процесс технического вуза современных педагогических технологий, обеспечивающих совершенствование самостоятельной деятельности студентов;

— социокультурное развитие и профессиональное саморазвитие преподавателей высшей технической школы;

— привлечение работодателей, городского центра занятости, преподавателей вуза, родителей к формированию культуросообразной социально-профессиональной компетентности будущих специалистов.

Для обеспечения координации, единства и преемственности действий профессорско-преподавательского состава вуза и других участников педагогического процесса в Сыз-ранском филиале Самарского государственного технического университета (Сф СамГТУ) была создана и успешно апробирована программа методических семинаров (табл. 1).

Таблица 1

Программа методических семинаров «Формирование культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов технического вуза»

Темы семинаров Кол-во часов

Теоретическая и практическая подготовка специалиста технического профиля. Специфика инженерной деятельности. Требования общества к личностным качествам инженера. Тенденции развития технического образования в России и за рубежом. Требования к содержанию и результатам деятельности технического специалиста 2

Компетентностно-ориентированный подход к подготовке будущего технического специалиста. Ключевые компетенции и компетентности специалиста. Сущность и основные компоненты культуросообразной социально-профессиональной компетентности будущих специалистов 4

Факторы, среда, механизмы социализации и инкультурации студентов вуза. Адаптация студента к социокультурной среде технического вуза 2

Критерии оценки компетентности современного инженера. Критерии оценки социализации выпускника вуза. Принципы организации воспитательно-образовательного пространства технического университета 4

Круглый стол «Проблема формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов технического вуза» 2

Философские и психолого-педагогические основы, цель и содержание системы формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов 4

Концепция, модель и педагогические условия формирования культуросообразной социальнопрофессиональной компетентности студентов технических вузов 4

Технология поэтапного формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов технических вузов. Роль гуманитарных и специальных дисциплин в ее формировании 4

Продолжение таблицы 1

Круглый стол «Особенности индивидуального подхода при развитии культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов» 2

Создание культуросообразной социально-профессиональной среды. Формы организации и средства формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов в процессе внеучебной деятельности. Педагогическое взаимодействие при формировании культуросообразной социально-профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля 4

Круглый стол «Педагогическая поддержка формирования культуросообразной социальнопрофессиональной компетентности студентов» 2

Итого 34

Эта программа способствует созданию условий для совместного участия преподавателей на разных уровнях (кафедрах, факультетах, университета в целом), позволяет сохранить целостность и преемственность ее содержания, способствует внесению корректив по мере возникновения проблем и существенных изменений, поэтому легко вписывается в учебно-воспитательный процесс технического вуза без дополнительных затрат.

К организационным формам по реализации данной программы относятся:

— на кафедральном уровне — теоретический семинар, методическая комиссия, заседание кафедры;

— на факультетском уровне — научнопрактический семинар, учебно-методическая комиссия, совет факультета;

— на университетском уровне — совет кафедр, учебно-методический совет, совет университета, аспирантский семинар и школа молодого преподавателя.

Система основных организационных форм реализации программы гармонично дополняется вариативными формами:

— межвузовские научно- и учебно-методические центры;

— творческие кооперированные формы, курсы по повышению профессиональной культуры; педагогическое самообразование;

— междисциплинарные программы и курсы;

— психолого-педагогические тренинги, индивидуальное консультирование;

— экскурсии, экспедиции.

Для реализации данной программы необходимо было решить следующие организационные проблемы:

— обеспечение единства взглядов педагогического коллектива на реализацию системы формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности

будущих специалистов;

— разработка рациональной структуры учебных планов по каждой специализации технических специалистов, предусматривающей наиболее оптимальную последовательность изучения гуманитарных, общепрофессиональных и специальных циклов дисциплин;

— согласование программ дисциплин учебного плана по содержанию, обеспечение условий для осуществления межпредметных связей;

— подготовка и использование на кафедрах курсов лекций, технологических карт, электронных и других методических пособий, материалов, предусматривающих единство и целостность методологических трактовок, определений, понятий;

— проектирование и реализация положений, направленных на координацию и единство действий преподавателей в учебно-воспитательном процессе технического вуза (чтение лекций, организация практических работ, семинаров, курсового, дипломного проектирования, самостоятельной работы студентов, зачетов, экзаменов);

— разработка и внедрение диагностических процедур по определению уровня сформированности компонентов культуросообразной социально-профессиональной компетентности обучаемых.

Положительному отношению к этой проблеме преподавателей, организаторов учебно-воспитательного процесса и студентов в значительной степени способствует решение следующих педагогических задач:

— повышение координирующей и управляющей роли всех административных и учебно-методических звеньев вуза (кафедр, деканатов, методического совета, учебного отдела, ректората);

— единство требований преподавателей к студентам, повышение активности в орга-

низаторской деятельности педагогического коллектива;

— опора на результаты диагностики уровня сформированности компонентов культуросообразной социально-профессиональной компетентности каждого студента в организации учебно-воспитательного процесса;

— совершенствование системы внутриву-зовского контроля над выполнением преподавателями единства и преемственности педагогических действий;

— осознание студентами необходимости преобразования их социально-профессиональной подготовки как специалистов высшей квалификации.

Этот процесс станет эффективнее, если будет проходить на протяжении всего периода обучения будущих специалистов согласно основным направлениям перестройки деятельности преподавателей и студентов и с учетом правил реализации принципа культуросоо-бразности (табл. 2).

Таблица2

Перестройка деятельности преподавателей и студентов при формировании культуросообразной социально-профессиональной компетентности в техническом вузе

Направленность изменений в деятельности преподавателей Направленность изменений в деятельности студентов

Единство педагогических действий преподавателей разных дисциплин. Учет требований Госстандарта по предмету, общества и работодателей на культурного, творческого, ответственного, коммуникабельного, целеустремленного и профессионально грамотного работника технической сферы Усвоение знаний, умений, навыков, компетентностей в соответствии с требованиями Госстандарта, стратегией модернизации общего образования

Обеспечение преемственности усвоения учебного материала с учетом социокультурных особенностей и условий организации окружающей среды региона, области, страны в подготовке технических специалистов Деятельность, направленная на социокультурное и компетентно профессиональное развитие будущих специалистов на основе выполнения правил культуросообразности

Четкое, логичное, последовательное, концентрированное изложение идей дисциплины на основе последних достижений в области науки и техники. Объяснение материала с опорой на блок-схемы и учетом общечеловеческих ценностей Овладение основами научного мировоззрения. Поиск нестандартного, конструктивного подхода к решению заданий и проблем

Стимулирование активной познавательной и мыслительной деятельности студентов Активная работа на каждом занятии

Проектирование содержания, форм и методов реализации принципа культуросообразности в каждой дисциплине Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности, которая способствует формированию умений и навыков самообразования и творческого саморазвития личности

Проведение работы по формированию культуросообразной социально-профессиональной компетентности с учетом особенностей обучаемых Приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры, которые стимулируют уважительное отношение к иной точке зрения и оппонентам; самовоспитание ответственности; готовность к сотрудничеству и взаимовыручке

Эстетичность учебного процесса, комфортность отношений между его участниками

Очевидно, что преобразование деятельно- культуросообразности способствует измене-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти преподавателей высшей технической шко- нию ее содержания (табл. 3).

лы в контексте выполнения правил принципа

Содержание основных видов социокультурной и педагогической деятельности преподавателей высшей технической школы

Таблица 3

Вид деятельности Содержание деятельности

Диагностико- исследовательская Изучение культурных, национальных, социальных, демографических особенностей и выявление воспитательных возможностей учебного заведения, интересов и запросов студентов, родителей, преподавателей

Аналитико- прогностическая Выявление доминирующих тенденций развития современного общества и культурное прогнозирование предстоящих социокультурных изменений, проектирование основных направлений социокультурной и педагогической деятельности

Организационная Организация социокультурной практики (вовлечение студентов и их родителей в различные виды социально полезной и культурной деятельности в окружающем социуме)

Пропагандистская Пропаганда здорового образа жизни и культурного досуга. Общение студентов с известными людьми из различных сфер деятельности (культуры, спорта, политики, бизнеса и др.). Соблюдение культурных, национальных, религиозных обычаев и традиций

Координационная Содействие сотрудничеству коллектива технического университета с различными социальными и культурными учреждениями, психолого-педагогическими и коррекционными службами региона

Коммуникативная Участие в организации бесконфликтного общения между студентами, преподавателями, родителями, администрацией технического вуза и различными группами населения окружающего социума

Семейно- терапевтическая Развитие и повышение воспитательного и культурного потенциала семьи, оказание педагогической помощи дезадаптивным семьям. Формирование основ региональной, семейной материальной и духовной культуры

Социокультурная профилактическая Работа по профилактике асоциального поведения студентов, нахождение эффективных путей совершенствования системы воспитательной работы в группе, вузе, окружающем социуме

Культурно- реабилитационная Помощь студентам и родителям в культурной реабилитации

Информационная, методическая Внедрение в практику инновационных форм, методов и средств социализации и инкультурации молодежи

Особые трудности в реализации новых методических идей в техническом вузе возникают на кафедрах общепрофессиональных и специальных дисциплин. Объясняется это тем, что большинство преподавателей — выпускники этих вузов. Вопросы педагогики, психологии и методики преподавания, как правило, их не интересовали.

Существующее в высшей школе положение о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий в большей степени стимулирует научную, чем методическую и воспитательную работу преподавателей. Однако в условиях модернизации российского образования было бы неправильно ждать, когда все эти насущные вопросы будут решены сверху, и на кафедры технического университета придут преподаватели, подготовленные в области педагогики и методики преподава-

ния. Поэтому нами была предпринята попытка создания программы курса «Преподаватель высшей технической школы», рассчитанная на повышение квалификации инженерно-педагогических работников. При реализации данной программы особое внимание следует обратить на поэтапное привлечение преподавателей к участию в коллективных педагогических исследованиях, которые должны включать следующие аспекты:

— акцентирование внимания педагогического коллектива вуза на необходимости улучшения учебно-воспитательной работы со студентами в соответствии с новыми социально-экономическими условиями и выполнением правил принципа культуросообразности;

— повышение квалификации преподавателей, не имеющих педагогического образования;

— активация методической работы на кафедрах, факультетах и в университете;

— изучение и внедрение в практику преподавания передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

— учет вклада преподавателя в совершенствование методики обучения;

— анализ и обобщение нового педагогического опыта;

— организация научно-исследовательской лаборатории по разработке актуальных проблем теории и методики профессионального образования;

— создание творческих групп по конкрет-

ным темам исследования;

— внедрение полученных результатов в практику учебных заведений.

В рамках авторских программ спецкурсов расширяется культурная и социально-профессиональная ориентация, совершенствуется научно-методическое и научно-исследовательское мастерство. Этому в значительной степени способствует Программа поддержки, развития и новаторства в образовании. Организаторы этого проекта руководствуются идеей, что творчески мыслящего студента подготовит только творчески мыслящий преподаватель (рис.).

Рис. Модель поддержки и развития педагогического новаторства в высшей технической школе Самарской области

В процессе исследования убедились: для непрерывного формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов необходимо создание единой команды всех преподавателей технического вуза, способной учесть качества, свойства, компетенции и компетентности будущего специалиста в его культуросообразной подготовке. При этом учебный предмет ориентировать на формирование и развитие компетентностей будущего специалиста, которые позволили бы оценивать технические изобретения, научные открытия с точки зрения технологической, эко-

номической, социальной, культурной эффективности и ответственности за последствия профессиональной деятельности.

1. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека//Высшее образование сегодня. -2005. — № 11. — С. 14—20.

2. Библер В. С. Культура. Диалог культур//Вопросы философии. — 1986. — № 6. — С. 32—41.

3. Безрукова В. С. Педагогика: учебник для инженерно-педагогических специальностей. — Екатеринбург: Екатер. обл. ин-т развития образования, 1994. -312 с.

4. Марквард К. Г. Развивающая система подготовки специалистов. — М., 1986. — 62 с.

УДК / UDC 37.01:007 Л. В. Куклина, Д. Ю. Крюкова

L. Kuklina, D. Kryukova

ДИАГНОСТИКА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕцИАЛИСТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ

реализации требований федеральных государственных

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВПО)

DIAGNOSTICS OF ICT-COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS FOR PENITENTIARY SYSTEM IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR higher EDUCATION

Статья посвящена проблеме создания единых подходов к описанию информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ) через систему общекультурных и профессиональных компетенций ФГОС различных направлений. Проводится сравнительный анализ ИКТ-компетентности курсантов, обучающихся на различных специальностях и направлениях подготовки. Авторы обращают внимание на необходимость разработки стандартных методик, позволяющих диагностировать уровень ИКТ компетентности, требования к которому формулируются через систему общекультурных компетенций ФГОС ВПО.

The article is devoted to the problem of creation of uniform approaches to the description of information and communication competence through the system of common cultural and professional competences suggested by Federal Standards. The comparative analysis of ICT competence of the cadets being trained for various directions is held. Authors pay attention to the necessity of standard techniques development, allowing to diagnose the ICT level of competence,

requirements to which are formulated through the system of common cultural competences described in Federal Standards.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, структура ИКТ-компетентности, информационно-коммуникационные технологии, образовательные программы

Keywords: competence, competences,

ICT competence structure, information and communication technologies, educational programs.

Развитие современного общества и повсеместное распространение информационных технологий привело к позиционированию информационно-коммуникационной (ИКТ] компетентности как ключевой во всех сферах жизни общества. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.

В работах ученых ИКТ-компетентность чаще всего рассматривается как совокупность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.