Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования социально-профессиональнои установки студентов - будущих специалистов сельского хозяйства'

Организационно-педагогические условия формирования социально-профессиональнои установки студентов - будущих специалистов сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / УЧЕБНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ / SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL AND PROFESSIONAL ATTITUDE / TEACHING SOCIAL AND PROFESSIONAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENT COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пудовкина Н. В.

В статье раскрывается сущность организационно-педагогических условий формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности и повышение качества подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пудовкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE SOCIAL AND PROFESSIONAL ATTITUDE FORMATION OF THE STUDENTS WHO ARE FUTURE AGRICULTURE PROFESSIONALS

The essence of the organizational and pedagogical conditions for social and professional attitude formation of the agricultural higher education institution students on creative self-development of social and professional competence and quality increase of specialist training for the agroindustrial complex is revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования социально-профессиональнои установки студентов - будущих специалистов сельского хозяйства»

УДК 378

Н.В. Пудовкина

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОИ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В статье раскрывается сущность организационно-педагогических условий формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности и повышение качества подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: социально-профессиональная компетентность, социально-профессиональная установка, учебная социально-профессиональная среда, компоненты среды.

N.4. Ридоукта

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE SOCIAL AND PROFESSIONAL ATTITUDE FORMATION OF THE STUDENTS WHO ARE FUTURE AGRICULTURE PROFESSIONALS

The essence of the organizational and pedagogical conditions for social and professional attitude formation of the agricultural higher education institution students on creative self-development of social and professional competence and quality increase of specialist training for the agroindustrial complex is revealed in the article.

Key words: social and professional competence, social and professional attitude, teaching social and professional environment, environment components.

Актуальность и значимость предпринятого исследования обусловлены новым этапом социальноэкономического развития России до 2020 года, требующим значительного повышения кадрового потенциала страны на основе инноваций в системе образования, важной составной частью которой является повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

В соответствии с задачами и условиями модернизации высшего образования, интеграции высшей школы в единое европейское образовательное пространство возрастает уровень требований к специалистам сельскохозяйственной отрасли, наиболее остро переживающей кризисные явления. В современном сельском хозяйстве востребован специалист, который вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, субъектно-личностным опытом, с установкой на овладение набором компетенций в соответствии с задачами профессионализации и социализации.

В настоящее время сельскому хозяйству нужен специалист нового типа, способный эффективно трудиться на предприятиях разных типов, разных форм собственности, обладающий организационноуправленческими навыками и конкурентоспособный на рынке труда.

В связи с этим современный специалист-аграрий должен иметь основательную подготовку по фундаментальным дисциплинам и широкую практическую подготовку; творчески владеть специальностью; непрерывно пополнять и обновлять свое образование; представлять задачи, поставленные перед ним обществом; видеть средства и пути их решения; уметь эффективно организовывать производство и руководить деятельностью трудовых коллективов; эффективно использовать полученные знания в сфере своей специальности; обладать высоким творческим потенциалом и деловой самостоятельностью.

Цель исследования. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия успешной реализации системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса.

Научная новизна исследования заключается в постановке и решении на методологическом, теоретическом и методическом уровнях проблемы формирования социально-профессиональной установки сту-

дентов сельскохозяйственного вуза на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности и самореализацию в социально-профессиональной деятельности.

Переориентация образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки будущего специалиста к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни возможна с позиций компетентностно-ориентированного подхода [1-7].

Согласно идее И.А. Зимней [8], у будущего специалиста должно быть сформировано некоторое целостное социальное качество - социально-профессиональная компетентность, позволяющая ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Развивая точку зрения И.А. Зимней, одним из условий формирования социально-профессиональной компетентности специалиста сельскохозяйственной отрасли считаем формирование готовности студентов к саморазвитию данного интегративного качества. Психолого-педагогической основой этого процесса является формирование у студентов социально-профессиональной установки на профессионализацию и социализацию в сфере сельскохозяйственного производства и быта.

Социально-профессиональная установка - это особое качество личности будущего специалиста, его внутренняя готовность к освоению и выполнению профессиональной деятельности, с дальнейшей самореализацией в профессиональном сообществе и обществе в целом, к творческому саморазвитию профессионально значимых личностных качеств, к проявлению сопряженности личных интересов с потребностями социума. Социально-профессиональная установка является приоритетным и ведущим звеном формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса, отражающим оптимальное соотношение их профессионального, личностного и социального развития.

Проблема формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза заключается в проектировании и реализации этого процесса как самостоятельной педагогической системы, в определенных теоретических предпосылках ее проектирования, в обосновании концептуальных положений ее модели, в определении сущности ее компонентов (цель, содержание, методы формирования, деятельность педагогов и студентов), в определении организационно-педагогических условий реализации и опытно-экспериментальной проверки ее эффективности.

Одним из важнейших условий формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса является создание как в учебном заведении, так и за его пределами такой среды, которая благоприятствовала бы формированию приоритетных компонентов их социально-профессиональной установки, профессионально важных качеств, связи теории с практикой.

Данная среда должна быть научно обоснована, спроектирована и педагогически управляема.

Создание учебной социально-профессиональной среды по формированию социальнопрофессиональной установки связано с применением в данном исследовании средового подхода. Средовой подход, по мнению Ю.С. Мануйлова [9], является рассмотрением процесса развития личности в зависимости от условий окружающей среды и взаимодействия человека с ней.

Данный подход предполагает использование среды как условия и средства решения педагогических задач и личностного социально-профессионального развития педагогов и студентов. Среда при этом определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего он развивается [10]. В соответствии с целями и задачами исследования необходимо раскрыть сущность понятия «учебная социальнопрофессиональная среда» и ее содержание при подготовке специалистов для сельского хозяйства.

Не подлежит сомнению тот факт, что учебная социально-профессиональная среда является одним из компонентов окружающей студентов среды. По определению энциклопедического словаря [11], «окружающая среда - это среда обитания и производственной деятельности человечества. Под термином «окружающая среда» обычно понимается природная среда, окружающая человека; нередко в это понятие включают элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия и т.д.)».

Ближе к рассматриваемому нами определению стоит понятие социальной среды: «Среда социальная

- это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему - производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Среда в узком смысле (микросфера) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовой, учебный и другие коллективы. Среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется, и в процессе этих преобразований изменяются сами люди».

В связи с этим исключительно большое значение в деле формирования социальнопрофессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйственного профиля имеет «погружение» студентов в их предстоящую социально-профессиональную среду.

В многочисленных исследованиях доказано, что при вхождении в социальную среду человек социализируется, то есть усваивает существующие стереотипы и образцы ролевого поведения.

Социально организованная учебная или образовательная среда позволяет сделать процесс социализации личности целенаправленным и управляемым. Гуманистическая педагогика определяет образовательную среду как совокупность социальных и педагогических процессов. Активная образовательная среда предоставляет личности, по Б.С. Гершунскому [12], индивидуальную траекторию образования как социальноличностную «образовательную лестницу», отвечающую современным профессионально-личностным потребностям индивида и общества в целом.

Рассматривая профессиональное образование как научно обоснованный и специально организуемый процесс, направленный на формирование профессиональной идентичности личности в профессионально и социально ориентированной образовательной среде, Л.М. Митина [13], Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова [14] отмечают социокультурные и психологические изменения личности, вызванные усвоением ценностей, образцов поведения и мышления, характерные для данной социальной группы. Это усвоение происходит под влиянием так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека, которые влияют на процесс социализации личности и направляют его.

В вузах ведущими агентами социализации будущих специалистов должны быть педагоги и субъекты образовательной социально-профессиональной среды.

Применительно к процессу формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов, учебная социально-профессиональная среда должна представлять собой совокупность социокультурных и гуманистических факторов учебно-профессионального учреждения (как элемента макросреды), непосредственного образовательного процесса (микросреды) и внутреннего мира обучающегося, тем самым создавая условия, с одной стороны, для освоения будущим специалистом общечеловеческих и профессиональных ценностей, а с другой стороны - для раскрытия и осознания им своего личностного и профессионального «Я».

Создавая учебную социально-профессиональную среду как «систему влияний и условий формирования личности», а также возможностей для развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении, преподаватель может организовать процесс формирования социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля как спроектированную педагогическую систему, обеспечивающую личностную и социальную готовность студентов к будущей социальнопрофессиональной деятельности и творческому саморазвитию.

Учебная социально-профессиональная среда должна состоять из внутривузовского и внешневузовского компонентов и включать как организационные, так и материально-технические условия, виды аудиторной и внеаудиторной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.

При создании учебной социально-профессиональной среды, способствующей формированию социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов, следует исходить из необходимости ее многостороннего развития.

Изучение передового педагогического опыта и специально проведенные исследования позволили спроектировать трехкомпонентную систему учебной социально-профессиональной среды Самарской государственной сельскохозяйственной академии [15], способствующую формированию как социальнопрофессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства, так и их профессионально важных качеств:

- аудиторный внутривузовский компонент;

- внеаудиторный внутривузовский компонент;

- внешневузовский компонент.

Аудиторный внутривузовский компонент Самарской государственной сельскохозяйственной академии включает совокупность подразделений и условий, обеспечивающих субъектам учебной среды разнообразные возможности по реализации учебно-профессиональной деятельности и, как следствие, по формированию социально-профессиональной установки на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности (учебные, производственно-технологические, практические, правовые, организационноуправленческие, консультационные и т.д.). Данный компонент создает широкие возможности участия в учебно-поисковой, научно-исследовательской, учебно-производственной, практической, экспериментальной деятельности студентов и организационно-управленческой, консультационной, экспертной, проектной деятельности педагогов. Тем самым аудиторный внутривузовский компонент учебно-пространственной среды выступает мощным средством социализации и профессионализации будущих специалистов сельского хозяйства, опосредует создание реальных жизненных ситуаций, является средством моделирования решения различного рода задач и проблем.

В таблице 1 представлено содержание аудиторного внутривузовского компонента учебной социальнопрофессиональной среды по формированию социально-профессиональной установки студентов - будущих специалистов агропромышленного комплекса, а также функции и цели его составных частей.

Таблица 1

Аудиторный внутривузовский компонент учебной социально-профессиональной среды формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов

Объекты среды Функции объектов Педагогические цели и результаты влияния среды

1 2 3

Библиотека, хорошо оснащенная литературой по специальности, естественным и социальногуманитарным наукам Предоставление возможности самостоятельного получения и обработки информации, связанной с содержанием и социальной значимостью будущей профессии Грамотное использование информационных источников

Центр информационных технологий Обеспечение свободного доступа в Интернет, поиск информации, средство общения, площадка для научных публикаций, творческих разработок, проектов и т.д. Знание основ интернет-технологий, умение использовать интернет-ресурсы

Специализированные аудитории (предметные кабинеты) Организация учебнопространственной среды взаимодействия субъектов профессионально-образовательного процесса Обеспечение позитивного взаимодействия, сотрудничества, коммуникативности, организованности студентов

Специализированные лаборатории Создание в рамках вуза условий, максимально приближенных к производственным Привлечение студентов к разработке и реализации научно-исследовательских работ и проектов, организуемых совместно с производственными, научными, экономическими, социальными институтами

Филиалы кафедр академии (факультетов) на производстве Развитие социального партнерства образовательных, научных, производственных, экономических, социальных организаций Привлечение студентов к проведению научных исследований по актуальным направлениям развития профессионального образования, производства, экономики, управления, социальной сферы с ориентацией на потребности региона и внедрение результатов разработок в практику учреждений и организаций агропромышленного комплекса различных уровней

Учебный научнопроизводственный центр Оказание экспертной и консультационной помощи в разработке научно-теоретического, методического, организационного, информационного, правового обеспечения проектной деятельности преподавателей и студентов Организация выполнения и обеспечение базы для проведения практических, научно-исследовательских, проектировочных, экспериментальных, внедренческих работ преподавателей и студентов. Систематизация опыта проектной деятельности, осуществление коммерциализации (распространения с целью получения прибыли) результатов проектных разработок. Трудоустройство выпускников академии

Окончание табл. 1

1 2 3

Международный учебный центр «Агробизнес» Развитие системы непрерывного многоуровневого профессионального образования Подготовка управленческих кадров для агропромышленного комплекса. Расширение профессионального профиля будущих специалистов. Формирование профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников. Трудоустройство выпускников академии

Совет по воспитательной работе Гуманизация взаимоотношений всех субъектов учебной социально-профессиональной среды Обеспечение социальнопрофессионального становления личности студентов, актуализация индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении, развитие социально значимых и профессионально важных качеств личности будущего специалиста

Музей Самарской ГСХА Отражение динамики развития сельскохозяйственной отрасли страны, региона, специальностей, связанных с агропромышленным комплексом, преподавателей и выпускников академии Формирование гражданского и профессионального патриотизма, гордости за избранную профессию, положительной мотивации будущей трудовой деятельности, ответственности и т.д.

Газета Самарской ГСХА «Аудитория» Объединение студентов и преподавателей вокруг решения проблем духовного развития, определения приоритетных ценностей, установок, поиска смысла жизни Формирование и развитие профессионально-нравственного сознания и поведения, социальных и профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностей, ориентаций, обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию, а также полноценное участие в социальной и профессиональной жизни

Потенциальные возможности каждого из перечисленных в таблице 1 объектов среды в формировании социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса достаточно велики. Реализация этих возможностей в значительной степени зависит от уровня организации деятельности руководителей, преподавателей и инициативы самих студентов.

Возможности эффективного формирования социально-профессиональной установки будущих аграриев еще более возрастают, если студенты находятся под воздействием объектов внеаудиторной внутриву-зовской среды.

В таблице 2 даны примеры таких объектов среды, число и разнообразие которых зависит от творческой инициативы как преподавателей, так и студентов.

На основе приобретаемого в перечисленных выше видах деятельности опыта у будущих специалистов агропромышленного комплекса формируются установка на овладение профессией, положительная мотивация к выполнению данной деятельности в социуме и профессионально важные качества личности.

Формированию и развитию этих качеств в значительной степени призван также содействовать внешневузовский компонент учебной социально-профессиональной среды, организация социального партнерства как системы договорных отношений учреждения профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, административными учреждениями, смежными образовательными учреждениями и т.д.

Самарская государственная сельскохозяйственная академия - это открытая система, позволяющая устанавливать продуктивные контакты и связи с элементами региональной инфраструктуры и выступающая ее органичной частью.

Таблица 2

Внеаудиторный внутривузовский компонент учебной социально-профессиональной среды формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов

Объекты среды Функции объектов Педагогические цели и результаты влияния среды

Студенческий совет Самоуправление разнообразной профессиональной, социальной и творческой деятельностью студентов Формирование активной жизненной позиции будущих специалистов агропромышленного комплекса

Студенческий профсоюзный комитет Содействие процессу социализации будущих специалистов сельского хозяйства Информационное, творческое, досуговое, семейное просвещение студентов. Организация спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых мероприятий. Социальная защита студентов

Совет студенческих общежитий Содействие процессу адаптации студентов к условиям вузовской среды Организация быта и социальная защита студентов

Отдел международных связей Развитие системы непрерывного многоуровневого профессионального образования Сотрудничество с зарубежными вузами, фирмами, предприятиями. Организация конференций, стажировок, практик. Трудоустройство выпускников

Центр языковой подготовки Содействие процессу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников сельскохозяйственных вузов Формирование навыков межкультурной коммуникации. Всестороннее развитие личности будущего специалиста

Студенческие научные общества, клубы по профессиональным интересам Создание условий для организации и осуществления разнообразных видов социальнопрофессиональной и творческой деятельности студентов Воспитание интереса и любви, патриотизма к будущей профессии. Формирование творческой личности будущего специалиста

Факультет повышения квалификации и дополнительного образования Организация процесса освоения новых направлений социальнопрофессиональной деятельности Расширение спектра программ профессиональной подготовки. Совершенствование профессионально важных качеств будущих специалистов сельского хозяйства. Подготовка к выполнению новых трудовых функций (рабочие профессии, дополнительные квалификации)

Центр содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников Оказание содействия процессу трудоустройства выпускников Информирование о вакансиях в организациях, фирмах, компаниях. Организация временной занятости студентов во внеурочное время и на период каникул. Проведение комплексного консультирования студентов и выпускников академии в период поиска работы. Трудоустройство выпускников. Проведение мониторинга рынка труда молодых специалистов в целях дальнейшего совершенствования дополнительных образовательных программ

Организация учебной социально-профессиональной среды Самарской ГСХА позволяет вести целенаправленную подготовку специалистов для сельского хозяйства в соответствии с потребностями региона, более эффективно осуществлять распределение и трудоустройство выпускников, заключать с работодателями целевые договоры, делать для них проектные изыскания, реализовывать совместные фундаментальные и прикладные научные исследования.

На рисунке представлены связи Самарской ГСХА с окружающими ее учреждениями и влияющими на студентов факторами.

Внешневузовский компонент социально-профессиональной среды формирования социальнопрофессиональной установки студентов - будущих специалистов агропромышленного комплекса

Опыт использования окружающей социально-профессиональной среды на основе взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами социума и рынка труда, региональными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию всех участников этого процесса, показывает значительные, далеко еще не использованные возможности формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности и повышение качества подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.

Организация внешневузовского компонента учебной социально-профессиональной среды по формированию социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля позволяет:

- обеспечивать постоянные взаимосвязи науки, образования, производства и на основе этого осуществлять постоянное обновление содержания учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения;

- обеспечивать высокое качество подготовки студентов сельскохозяйственных вузов к будущей социально-профессиональной деятельности, которое органично сочетает фундаментальную и профессиональную подготовку с научным и производственным опытом выпускника, расширяет его профессиональный профиль, повышает социальную и профессиональную мобильность, формирует социальнопрофессиональное сознание;

- совершенствовать разработку учебно-методической базы и научно-практического сопровождения подготовки специалистов для агропромышленного комплекса;

- развивать систему непрерывного многоуровневого сельскохозяйственного образования;

- своевременно и в полном объеме удовлетворять образовательные, научные, производственные и социокультурные потребности региона;

- реализовывать подготовку специалистов для сельскохозяйственной отрасли на основе сотрудничества и партнерства;

- принимать активное участие в разработке и реализации проектов отраслевого и регионального развития.

Внешневузовский компонент учебной социально-профессиональной среды обеспечивает условия вхождения будущего специалиста агропромышленного комплекса в сельский социум и успешной адаптации к нему: понимание социальной значимости избранной профессии, обретение своего места в социокультурной и профессиональной среде, практическое применение полученных знаний и умений в процессе непрерывной производственной практики и тем самым обретение личностного смысла выполняемой социальнопрофессиональной деятельности.

Таким образом, выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля, заключающиеся в разработке модели и содержания формирования социально-профессиональной установки, в создании социально-профессиональной среды учебного заведения через координацию деятельности преподавателей и студентов, в использовании методов, средств и форм, адекватных формированию социальнопрофессиональной установки студентов на социализацию через выбранную профессию.

Литература

1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса.- М., 2002. - 150 с.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.

3. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: Изд-во УГ-ППУ, 1998. - 126 а

4. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика.

- 1990. - № 8.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: докл. на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002г. Центр «Эйдос». - 11Р1_: www.eldos.ru/news/compet.html.

7. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования //Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2.

8. Зимняя И.А. Общая культура и социальная компетентность человека. - 11Р1_:

http://www.eidos.ru/jonal/2006/0504.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мануйлов Ю.С. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики //Социокультурная среда и единое образовательное пространство: региональная политика, стратегия развития: мат-лы науч.-практ. конф. (28-29 октября 2003 г.). - Н.Новгород, 2003. - С.15-18.

10. Среда-система-управление в педагогике: тез. докл. науч.-практ. конф. /под ред. Ю.С. Мануйлова. -Кустанай: Изд-во ГУО, 1994.

11. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: БЭС, 1997.

12. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. - 432 с.

13. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1999. - №4.

14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005.

15. Пудовкина Н.В. Проблема создания учебной социально-профессиональной среды по формированию социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов // Междунар. науч. журн. - 2012. - № 1. - С. 113-118.

УДК 371 И.А. Ковалевич, А.А. Машанов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты работы по созданию научно-образовательного комплекса «школа-вуз» в области формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования.

Ключевые слова: готовность к будущей профессиональной деятельности, профессиональная ориентация, профессионализация, адаптация, информационная культура.

I.A. Kovalevich, A.A. Mashanov

INFORMATIONAL TECHNOLOGY USE IN THE PROCESS OF STUDENT READINESS FORMATION TO THE FUTURE PROFESSIONAL WORK

The work results on creating the scientifically-educational complex "school-higher educational institution" in the field of the student readiness formation to the future professional work in the conditions of education informatization are given in the article.

Key words: readiness for the future professional work, vocational orientation, professionalizing, adaptation, information culture.

Объективно развивающиеся процессы общественной жизни (социально-экономические преобразования, глобальная информатизация и т.д.) выдвигают новые требования к человеческому ресурсу производства. Востребованными становятся такие качества личности, как активность, адаптивность, высокая мотивация к избранной профессиональной деятельности, умение работать с различными информационными ресурсами и др. Как показывают научные исследования и наблюдения педагогов-практиков [1-7], существующая система подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности не вполне соответствует указанным требованиям и нуждается в серьезной перестройке, заключающейся в переходе от выбора будущей профессии к формированию готовности к будущей профессиональной деятельности в целом, путем разра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.