УДК 378 ББК 74.584
Пудовкина Н.В., Кустов Ю.А.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Pudovkina N. V., Kustov U.A
INTERACTIVE METHODS OF MOLDING OF THE SOCIAL-PROFESSIONAL INSTALLATION OF THE STUDENTS OF AGRICULTURAL VUZ (INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION)
Ключевые слова: социально-профессиональная установка, интерактивные методы, метод проектов, мастер-класс, портфолио.
Keywords: social-professional installation; interactive methods; the method of projects; master- class; portfolio.
Аннотация
В статье рассматриваются интерактивные методы формирования социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности и повышения качества подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.
Abstract
In the article the interactive methods of molding of the social-professional installation of the students of agricultural VUZ (Institute of Higher Education) to the creative self-development of social-professional competence and improvement in the quality training specialists for the agribusiness are examined.
Актуальность и значимость предпринятого исследования обусловлены новым этапом социально-экономического развития России до 2020 года, требующим значительного повышения кадрового потенциала страны на основе инноваций в системе образования, важной составной частью которой является повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
В соответствии с задачами и условиями модернизации высшего образования, интеграции высшей школы в единое европейское образовательное пространство возрастает уровень требований к специалистам сельскохозяйственной отрасли, наиболее остро переживающей кризисные явления. В современном сельском хозяйстве востребован специалист, который вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, субъектно-личност-ным опытом, с установкой на овладение набором компетенций в соответствии с задачами профессионализации и социализации.
Новые социально-экономические условия, научно-технический прогресс, стремительное развитие техники и технологии, рынок труда, внося свои коррективы в организацию подготовки специалистов, делают все более актуальными умения человека самостоятельно мыслить, творчески и инициативно действовать, гибко и быстро ориентироваться в любой ситуации.
В настоящее время сельскому хозяйству нужен специалист нового уровня, способный эффективно трудиться на предприятиях разных типов, различных форм собственности, обладающий организационно-управленческими навыками и конкурентноспособный на рынке труда.
В связи с этим современный специалист-аграрий должен иметь основательную подготовку по фундаментальным дисциплинам и широкую практическую подготовку; творчески владеть специальностью; непрерывно пополнять и обновлять свое образование; представ-лять задачи, поставленные перед ним обществом; видеть средства и пути их решения; уметь эффективно организовывать производство и руководить деятельностью трудовых коллек-тивов; эффективно использовать полученные знания в сфере своей специальности; обладать высоким творческим потенциалом и деловой самостоятельностью.
Цель исследования: повышение качества подготовки будущих специалистов АПК к предстоящей деятельности и социализации путем интерактивных методов формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза на само-развитие их социально-профессиональной компетенции.
Согласно И.А. Зимней1, социальный блок социально-профессиональной компетентности будущего специалиста обеспечивает его взаимодействие с другими людьми, группой, коллективом. В связи с этим, как показали исследования, эффективным подходом к формированию социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственного профиля является использование интерактивных методов обучения.
Интерактивный (inter - взаимный, act - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Интерактивные методы, по мнению ряда ученых, рассматриваются как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники об-разовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Данные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения. Иначе говоря, интерактивные методы в наибольшей степени приближены к тем условиям взаимодействия, в которых будущий специалист окажется при самостоятельной социально-профессиональной деятельности.
Цель интерактивных методов состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность,
что делает продуктивным сам процесс обучения, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Задачами интерактивных методов обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса и эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учеб-но-профессиональной задачи;
- приобретение опыта активного освоения содержания будущей социально-професси-ональной деятельности во взаимосвязи с практикой;
- освоение нового опыта социально-профессионального взаимодействия со специалистами-практиками;
- установление взаимодействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать достоинства других людей;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
1 Зимняя, И.А. Общая культура и социальная компетентность человека. - Режим доступа: http://www. eidos.ru/jonal/2006/0504.htm
- формирование мотивационной готовности к межличностному общению и взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной необходимости творческого саморазвития социально-профессиональной компетентности.
Таким образом, интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через практическое применение. Роль преподавателя в таком взаимодействии резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс
и занимается его общей организацией, выполняет функцию консультанта в работе, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Центральное место в деятельности преподавателя при этом занимает не столько отдельный студент, сколько группа взаимо-действующих студентов, которые стимулируют и активизируют друг друга. Следует подчеркнуть, что интерактивная деятельность студентов обеспечивает не только прирост знаний, умений и навыков, но и раскрытие новых возможностей будущих специалистов АПК, что является необходимым условием для формирования социальнопрофессиональной установки на саморазвитие их социально-профессиональной компетентности. Здесь сказывается одна из закономерностей синергетики, в соответствии с которой продукт коллективной деятельности больше суммы продуктов индивидуальной деятельности субъектов (эффект эмерджентности).
В контексте данного исследования отметим, что в процессе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов наиболее актуальными являются следующие интерактивные методы: метод проектов, установочный мастер-класс и метод портфолио.
Как показали исследования, весьма эффективным подходом, повышающим качество профессиональной подготовки будущих специалистов сельскохозяйственной отрасли и создающим оптимальные условия для формирования их социально-профессиональной установки на творческое саморазвитие личности, является метод учебных проектов.
В исследованиях ряда ученых отмечаются следующие достоинства проектного метода обучения:
- метод проектов реализует деятельностный подход;
- обеспечивает личностно ориентированное профессиональное обучение;
- реализует требования принципа проблемного обучения;
- содействует формированию навыков самостоятельности в мыслительной, практичес-кой и волевой сферах;
- обучает взаимодействию в групповой деятельности;
- формирует целенаправленность, толерантность, ответственность, инициативность и творческое саморазвитие;
- содействует связи теории с практикой;
- повышает мотивацию учения и труда;
- учит способам самостоятельного познания;
- формирует умения практического применения имеющихся знаний и умений;
- учит проектированию деятельности, проблематизации, целеполаганию, самоанализу и рефлексии, поиску надлежащей информации, выбору технологии изготовления продукта проектирования, проведению исследования, презентации процесса своей деятельности и результатов проектирования.
По мнению Е.С. Полат2, в основе современного понимания проектной методики лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для
2 Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Акадлемия, 2007. - 468 с.
ученика, с одной стороны, а с другой - разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Основываясь на понятиях технологии обу-чения и проектирования, Е.С. Полат рассматривает проектную методику как «совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта. Как показывают исследования, все компоненты социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов при использовании проектной методики формируются в комплексе с другими дисциплинами учебного плана. Метод учебных проектов позволяет преподавателю создавать учебно-профессиональные ситуации, задачи и задания на базе различного предметного и междисциплинарного содержания. Система задач, предъявляемая преподавателем студентам, обеспечивает постепенное продвижение будущих специалистов-аграриев по ступеням познания и овладения профессиональным мастерством. На первоначальной ступени познания решаются задачи невысокого уровня проблемности и познавательной самостоятельности студентов. Постепенное усложнение заданий позволяет решать задачи творческие, исследовательские, имеющие социальную и профессиональную направленность, развивающие конструктивное и творческое мышление будущих специалистов АПК.
Исследования показали, что метод учебных проектов особенно актуален и эффективен при обучении студентов сельскохозяйственных вузов, так как перед ними особенно остро стоит задача профессионального, социального и личностного самоопределения, четкой ориентировки и определения своего места в обществе, в сельском социуме.
Результат выполнения проекта не сводится только к приобретению студентами дополнительных знаний, умений и навыков, а переносится на их практическую деятельность, затрагивает эмоционально-волевую сферу, благодаря чему возрастает мотивация студентов на учебно-профессиональную и будущую социальнопрофессиональную деятельность. Одновременно усиливается индивидуальная и коллективная ответственность студентов за конкретную работу в рамках проекта.
Коллективом преподавателей инженерного факультета Самарской государственной сельскохозяйственной академии накоплен опыт широкого внедрения метода учебных проектов в подготовку специалистов для АПК в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования. Так, в практике работы этого коллектива реализуется многоуровневая подготовка инженеров, согласно которой студенты на базе академии и Самарского областного техникума аграрного и промышленного сервиса (СОТАПС) без отрыва от учебы получают рабочую профессию автомеханика, слесаря по контрольноизмерительным приборам и автоматике, водителя, газоэлектросварщика и т.д., заканчивающуюся защитой соот-ветствующего проекта. Такой подход к подготовке специалистов путем включения студентов в непрерывное учебное проектирование технологических процессов по специальности обеспечивает условия, когда студент, получив диплом рабочего или техника, воспринимает очередной теоретический материал на занятиях в вузе сквозь призму полученной им профессии предшествующего уровня. Мотивация на получение знаний, овладение профессией у студентов возрастает в несколько раз по сравнению с прежним положением, когда первый серьезный проект выполняется будущим специалистом лишь в конце обучения в вузе.
Значительный вклад в решение задачи формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК средствами учебного проектирования призвана внести система воспитательной работы коллективов сельскохозяйственных вузов, основанная на проектировании и реализации совместной деятельности преподавателей и студентов. Например, план воспитательной работы Самарской ГСХА и инженерного
факультета, в частности, предусматривает проектирование и реализацию системы таких мероприятий по приоритетным направлениям:
- организация и руководство студенческими объединениями (студенческий Совет, студенческий профком, старостат, спортивные секции, кружки технического творчества и самодеятельности, предметные и профессиональные клубы, стипендиальная и социальная комиссии, пресс-центр и т.д.);
- решение организационных вопросов (подбор кураторов групп, формирование студенческого актива, выбор совета общежития и организация их работы);
- проектирование системы мероприятий, направленной на воспитание гражданской активности студентов;
- планирование воспитательной работы, ориентированной на формирование личностных качеств будущих специалистов АПК;
- проекты включения студентов в деятельность, связанную с экологическим воспитанием;
- проектирование и реализация разнообразных видов деятельности студентов по изучению и преобразованию сельского социума («Социальные проблемы современного села», «Ценностные ориентации сельской молодежи», «Организация молодежных движений в сельской местности», «Сохранение культурных традиций села», «Молодежный диалог «город - село» и т.д.).
Большая роль в общей системе, обеспечивающей условия реализации метода проектов, отводится библиотеке, совету по воспитательной работе и кафедре педагогики. Работники этих подразделений теоретически обобщают передовой педагогический опыт, систематизируют дидактические материалы, составляют справочники-каталоги литературы, ведут картотеки лучшего педагогического опыта, проводят семинары и конференции по внедрению метода проектов в педагогическую практику академии.
Другим методом интерактивного обучения, широко используемым в процессе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов, является установочный мастер-класс. Как известно, мастер-класс - это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников семинара, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания3. Мастер-класс, направленный на формирование социально-професси-ональной установки студентов, назовем установочным. Установочный мастер-класс является эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом, формирования положительного отношения, интереса к получаемой специальности, профессионального патриотизма.
Конструктивным результатом в установочном мастер-классе является то, что студенты, включаясь в творческий процесс познания и размышления, с помощью которого они получают наглядный пример мастерства в социально-профессиональной деятельности, пополняют способы развития своих знаний, исследовательских умений и личностных качеств.
К особенностям установочных мастер-классов, проводимых в системе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля, относятся, во-первых, привлечение на их проведение опытных специалистов, руководителей передовых предприятий и организаций АПК, работников Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, во-вторых, обязательное участие всех студентов в та-ких установочных мастер-классах как «Открытые лекции на производстве», в-третьих, специальная организация учебно-образовательного пространства факультета и вуза для более эффективного проведения установочных мастер-классов (например, учебные классы по изучению и эксплуатации
3 Организация и проведение мастер-классов: метод. рекомендации / сост. А.В. Машуков; под ред. А.Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007.
сельскохозяйственных машин, созданные при поддержке компаний «Ростсельмаш» и ЗАО «Евротехника»).
Тематика проводимых в процессе опытно-экспериментальной работы установочных мастер-классов включает:
- обзор актуальных проблем и технологий сельскохозяйственного производства;
- перспективы инновационного развития АПК;
- трансляцию социально-профессионального опыта, авторских методов применения технологий в сельскохозяйственной практике;
- обучение продуктивным способам работы в процессе организации коллективной деятельности участников при решении поставленной социально-профессиональной задачи;
- современные технологии для растениеводства и животноводства и т.д.
Как показали исследования, подобные мастер-классы могут быть включены в процесс формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственной отрасли в форме лекций, практических занятий, интегрированных лекционно-практических занятий, обучающих семинаров, выступать содержательным модулем учебно-исследовательской и производственной практики.
Не менее эффективной формой в развитии формирования социально-профессиональной установки студентов является метод портфолио.
Метод портфолио - один из способов рационального и прозрачного продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них профессионально значимых личностных качеств, ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними. Портфолио способствует организации студентом собственной учебно-профессиональной деятельности развитию навыков самообучения, оценке перспективы профессионального и личностного роста, определению динамики творческого саморазвития, то есть активному и сознательному отношению самого студента к процессу и результатам субъектной социали-зации и формирования социальнопрофессиональной установки.
Портфолио, в широком смысле слова, - это способ фиксирования, накопления и оцен-ки индивидуальных достижений студента за определенный период его образования. Это способ аутентичный, индивидуализированный, ориентированный на процесс самооценивания.
Г.К. Селевко4 рассматривает портфолио как метод, с помощью которого осуществляется накопление и систематизация информации о результатах учебно-познавательной деятельности студентов, которая используется для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности.
К числу функций студенческого портфолио, прежде всего, относится выявление с его помощью определенных качеств личности обучаемого или отдельных характеристик осуществляемой им деятельности с полной оценкой в рамках системы выработанных критериев. Данная функция связана с присвоением портфолио статуса:
- средства контроля, объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможностей и способностей студента, демонстрации его наиболее силь -ных сторон и раскрытия его человеческого, профессионального и творческого потенциала (И.А. Кныш, И.П. Пастухова5);
4 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т.1. - 816 с.
5 Кныш, И.А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство / И.А. Кныш, И.П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №1. - С. 69-71.
- многофункционального инструмента как оценивания, так и самооценки собственных достижений (Л.П. Макарова6);
- инструмента оценки образовательных достижений и дополнения результатов других традиционных контрольно-оценочных средств (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков7);
- альтернативного по отношению к традиционным формам способа оценивания -самоанализа профессиональных знаний, умений и личностных качеств студента, прослеживания динамики его профессионального и личностного становления (Н.В. Зеленко, А.Г. Могилевская8).
По мнению ряда авторов, портфолио наряду с отслеживанием результатов и процесса обучения решает такие педагогические задачи, как поощрение активности и самостоятель-ности, расширение возможностей обучения и самообучения, развитие навыков рефлексив-ной и оценочной деятельности, а также формирование умения учиться
- ставить цели, проектировать и организовывать собственную деятельность (Ю.А. Кустов,
A.А. Кулешов,
B.А. Гусев, И.А. Завершинская9 ).
Содержание портфолио - это совокупность работ студента за определенный период времени, которая оценивается либо с точки зрения прогресса будущего специалиста, либо
с точки зрения соответствия учебной программе. Компонентами портфолио являются результаты самостоятельных работ; итоги проверочных и контрольных заданий, тестов; итоги групповой работы; проекты и программы, их результативность; творческие работы и отзывы на них; эссе и презентации; аудио- и видеоматериалы; материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, интересов, общественной деятельности; материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, открывающихся возможностях, личных и профессиональных планах, а также о способах, средствах и времени их осуществления; грамоты, благодарственные письма, сертификаты, знаки достижений, характеристики, отзывы, оценки известных лиц, преподавателей, научных руководителей, руководителей практик; список научных работ и т.д.
Использование метода портфолио в процессе формирования социальнопрофессиональной установки будущих специалистов АПК является предпочтительным, поскольку он обеспечивает высокий уровень документированности данного процесса, позволяет увидеть картину значимых результатов в целом, обеспечивает отслеживание индивидуального прогресса студента в его учебно-профессиональной деятельности, демонстрирует способности будущего специалиста практически применить приобретенные знания и умения.
В процессе настоящего исследования метод портфолио использовался на всех этапах формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК. На 1-2 курсах обучения (формирование когнитивного и аффективного компонентов социально-профессиональной установки) при создании портфолио акценты расставляются на работе студентов со справочной литературой, монографиями, создании рубрик глоссария или тезауруса, направленных на проработку различных научных концепций и
6 Портфолио учителя / сост. Л.П. Макарова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 102 с.
7 Новикова, Т.Г. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания / Т.Г. Новикова, Т.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федосеева // Вопросы образования. - 2004. - №3. - С. 201-238.
8 Зеленко, Н.В. Портфолио будущего педагога / Н.В. Зеленко, А.Г. Могилевская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №1. - С. 61-63.
9 Кустов, Ю.А. Метод проектов в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Ю.А. Кустов, А.А. Кулешов, В.А. Гусев, И.А. Завершинская - Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2008. -237 с.
их терминологического поля. На 3-4 курсах (формирование поведенческого и личностного компонентов социально-профессиональной установки) создание портфолио имеет больше практическую направленность. Его основное содержание - результаты работы со способами и технологиями решения проблем. Итоговая рефлексия суммирует все результаты, полученные в ходе поэтапного формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственной отрасли. Среди них, как ожидаемые результаты, так и образовательные эффекты, которые могут появиться как незапланированные, но значимые умения, навыки и психологические новообразования. Такая рефлексия позволяет перевести результаты практичес-кой деятельности в опыт их дальнейшего использования.
Специфика использования портфолио в процессе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля определяется его типом.
Так, использование «портфолио документов» - сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений студентов - обеспечивает эффективное взаимодействие будущих специалистов с научными руководителями, преподавателями, кураторами в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания вуза. Портфолио этого типа дает представление о достигнутых результатах, показывает процесс индивидуального развития учебнопрофессиональной деятельности студента, но не дает развернутую характеристику источников его творческой активности, особенности стиля деятельности и движущих интересов.
Собрание различных творческих и проектных работ студента, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности представляет собой «портфолио работ». Это участие в научных конференциях конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и т.д.
Для процесса формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства наиболее применимым является «выставочный портфолио». Именно он является основанием для суждения о развитии и особенностях обучения студента. В данный вид портфолио предлагается собирать отзывы на творческие работы и на результаты практик студентов, фотографии его изделий, выполненных самостоятельно и т.д. Студенты, при оформлении портфолио индивидуально или совместно с преподавателем, отбирают его содержимое, обсуждают критерии этого отбора, определяют оценки достижений, способы их подтверждения. Эта форма портфолио дает возможность самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов, связанных с профессионализацией и социализацией будущего специалиста. Такой подход служит средством коммуникации, дает студентам возможность учиться друг у друга, придает ощущение авторства и собственной значимости.
Для контроля и оценки результатов и достижений студентов в процессе формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК использовалась структура портфолио, разработанная И.Л. Васюковым, А.Н. Волковым10 (таблица 1).
Важно подчеркнуть, что использование портфолио в процессе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов имеет многосторонний характер. С одной стороны, это инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации будущего специалиста.
С другой - в его использовании заинтересованы потенциальные работодатели, для которых целесообразно включение студентов в период обучения в вузе в процесс развития социально-профессиональной компетентности и «нужных» конкретному
10 Васюков, И.Л. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента / И.Л. Васюков, А.Н. Волков // Череповец. гос. ун-т. - 2005. Свидетельство о публикации №2503230057. Статья из Интернет-источников поисковой системы http // www/mail.ru.
предприятию АПК компетенций. Кроме того, скромное содержание дел и достижений, представленных в портфолио, мотивирует студентов на активизацию социальнопрофессиональной деятельности.
Таблица 1 - Структура содержания портфолио будущих специалистов агропромышленного комплекса
Показатели Содержание
Часть 1. «Введение» a. Фото; b. Резюме; а Цели и задачи портфолио; d. Структура портфолио; 1.5 Специфические характеристики портфолио. Краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях
Часть 2. «Мои достижения» 2.1 Официальные документы; 2.2 Жизненный опыт; 2.3 Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка; 2.4 Научная деятельность; 2.5 Курсы по выбору, спецкурсы и творческая работа. Материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта
Часть 3. «Я в мире людей» 3.1 Участие в общественной жизни; 3.2 Друзья, любимые люди; 3.3 Мои кумиры; 3.4 Хобби, интересы. Материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.
Часть 4. «Взгляд на себя и в будущее» 4.1 «Я»; 4.2 Мои ценности и идеалы; 4.3 Мир вокруг меня; 4.4 Мои жизненные планы; 4.5 Мой девиз. Материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средствах и времени их осуществления.
Часть 5. «Заключение для ...» 5.1 Важнейшие аспекты личности; 5.2 Наиболее важные компетенции; 5.3 Важнейшие аспекты опыта; 5.4 Направления взаимодействия с работодателями. Обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.
Таким образом, можно констатировать, что применение интерактивных методов образования делает более продуктивным процесс формирования социальнопрофессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственного профиля. Они проявляют стрем-ление к самореализации, увлеченности и заинтересованности будущей профессией, реф-лексии ценностного смысла собственной учебнопрофессиональной и будущей социально-профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Васюков, И.Л. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента I И.Л. Васюков, А.Н. Волков II Череповец. гос. ун-т. - 2005. Свидетельство о публикации №2503230057. Статья из Интернет-источников поисковой системы http // www/mail.ru.
2. Зимняя, И.А. Общая культура и социальная компетентность человека. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/jonal/2006/0504.htm
3. Зеленко, Н.В. Портфолио будущего педагога I Н.В. Зеленко, А.Г. Могилевская II Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №1. - С. 61-63.
4. Кныш, И.А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство I И.А. Кныш, И.П. Пастухова II Среднее профессиональное образование. - 2008. - №1. - С. 69-71.
5. Кустов, Ю.А. Метод проектов в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие I Ю.А. Кустов, А.А. Кулешов, В.А. Гусев, И.А. Завершинская - Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2008. - 237 с.
6. Новикова, Т.Г. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания I Т.Г. Новикова, Т.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федосеева II Вопросы образования. -2004. - №3. - С. 201-238.
7. Организация и проведение мастер-классов: метод. рекомендации I сост. А.В. Машуков; под ред. А.Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007.
8. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования I Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 468 с.
9. Портфолио учителя I сост. Л.П. Макарова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 102 с.
10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. I Г.К. Селевко. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т.1. - 816 с.