По результатам анкетирования была получена индивидуальная оценка деятельности преподавателя, а также итоговая оценка деятельности преподавателя по отдельной группе вопросов, кафедре и по филиалу в целом. Результаты анкетирования показали, что более 70% преподавателей филиала имеют высокий (>4) средний оценочный балл. Результаты анкетирования были заслушаны на заседании ученого совета филиала, доведены до сведения преподавателей. С целью постоянного улучшения качества образовательного процесса необходимо ежегодно проводить процедуру анкетирования студентов. Очевидно, что систематическое проведение анкетирования позволит прослеживать динамику изменения оценочного балла преподавателя и может служить одним из оснований для принятия различного рода управленческих решений.
Литература
1. Minisoft - авторские программы. - URL: http://minisoft.tora.ru/.
2. Егармин П.А., Раменская Е.В., Медведева А.А. Автоматизация процесса анкетирования в вузе сред-
ствами программного комплекса INTERRO-SL // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: ВНПК.- Красноярск, 2012. - Т. 2. - C. 293-295.
3. Запесоцкий А.С., Санкин Л.А., Викторенкова С.В. Преподаватель глазами студента. Об изучении мнений студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. - 2007. - №9. - С. 28-32.
4. Краткая методика проведения опроса «Преподаватель глазами студентов»: Постановление Минвуза
СССР, Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ от 17.06.87 № 435/20-11/Ст.7/10а // Нормативные документы Минвуза СССР по перестройке высшего образования в стране: сб. офиц. мат-лов. -
М., 1987. - Вып. 1. Управление делами Минвуза СССР.
УДК 378 Н.В. Пудовкина
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА
В статье представлена опытно-экспериментальная проверка системы формирования социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза.
Ключевые слова: социально-профессиональная установка; компетенция; концептуальные положения; опытно-экспериментальные срезы.
N.V. Pudovkina
THE REALIZATION EFFECTIVENESS OF THE SOCIAL-PROFESSIONAL ATTITUDE FORMATION SYSTEM FOR THE AGRICULTURAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION STUDENTS
The research-experimental examination of the social-professional attitude formation system for the agricultural institute of higher education students is represented in the article .
Key words: social-professional attitude; competence; conceptual regulations; research-experimental data.
Актуальность и значимость настоящего исследования обусловлены новым этапом социальноэкономического развития России до 2020 года и требованиями Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года, определяющими образовательную политику государства, направленную на повышение качества подготовки будущих специалистов.
Особую актуальность в развитии аграрного комплекса приобретает проблема повышения качества подготовки специалистов-аграриев, эффективности их общественной и профессиональной деятельности, закрепляемости в сельском социуме и сельскохозяйственном производстве. В современном сельском хозяйстве востребован специалист со сложившимся творческим потенциалом, с установкой на творческое само-
развитие в профессиональной и социальной областях, отражающих специфику деятельности в агропромышленном комплексе.
Цель исследования. Повышение качества подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса к предстоящей профессиональной деятельности в сельском социуме путем проектирования и реализации системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов на творческое саморазвитие их социально-профессиональной компетентности.
Научная новизна исследования заключается в постановке и решении на методологическом, теоретическом и методическом уровнях проблемы формирования и реализации социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза на творческое саморазвитие социально- профессиональной компетентности и самореализацию в социально-профессиональной деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий в себя анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы; теоретический анализ; наблюдения; методы устного и письменного опроса (анкетирование); диагностические методы (педагогическое тестирование, экспертная оценка); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий); методы математической статистики для обработки экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась ассоциация «Аграрно-образовательный комплекс Самарской области» при ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», которая объединяет более сорока образовательных учреждений профессионального образования, научные, научно-производственные и иные некоммерческие организации сельскохозяйственного профиля области.
В ходе экспериментальной работы проводилась апробация предложенной модели системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК, корректировались организационно-педагогические условия и показатели спроектированной системы, проводился мониторинг, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов на основе разработанных показателей профессиональноличностного становления и творческого саморазвития студентов академии. Опытно-экспериментальная работа была направлена на выявление профессионального и личностного потенциала будущих специалистов сельскохозяйственного профиля на этапе вузовского обучения, их способности к саморазвитию социальнопрофессиональной компетентности посредством формирования социально-профессиональной установки. При проведении констатирующего эксперимента на диагностическом этапе выяснялся исходный уровень социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК через выявление основных мотивов обучения и профессионального выбора, активности в учебно-профессиональной деятельности, профессиональных намерений и планов профессионального творческого саморазвития студентов сельскохозяйственных вузов. Было выявлено, что у будущих специалистов-аграриев отсутствует твердая установка на профессиональную деятельность в агропромышленном комплексе и социализацию в сельском социуме.
Общая направленность опытной работы в исследовании состояла в апробации спроектированной системы поэтапного формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК и выявлении эффективности ее реализации (рис. 1).
При организации эмпирических исследований были учтены основные требования, предъявляемые к проведению педагогических экспериментов.
Исходными подходами при проведении лонгитюдного исследования явились:
- ориентирование на личностные особенности студентов, на профессионально значимые качества будущих специалистов сельского хозяйства, современные проблемы агропромышленного комплекса;
- непрерывность и поэтапность формирования социально-профессиональной установки на саморазвитие социально-профессиональной компетентности будущих специалистов АПК;
- взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса в системе формирования социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов.
Рассмотрим и проанализируем полученные результаты исследований.
Первый экспериментальный срез - определение динамики уровня сформированности у студентов когнитивного компонента социально-профессиональной установки.
При проведении данного экспериментального среза мы исходили из частной гипотезы о том, что об уровне сформированности у студентов когнитивного компонента социально-профессиональной установки можно в определенной степени судить на основе анализа динамики учебной активности.
Общество
Новые социально-экономические условия и направления развития общества
____________________І_________________________________________________і_______________
Социально-профессиональная установка как новый системообразующий элемент цели процесса подготовки специалистов для сельского хозяйства
_______________________________________________*_________________________________________
Научные основы разработки системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК на саморазвитие социально-профессиональной компетентности
Социально- экономические Методологические Психологические Педагогические
Концептуальные положения проектирования модели системы
і г 1 г 1 Г і г 1 Г і г
Сис- Принцип Взаимодействие «Подстройка» ком- Понятие уста- Обеспечение
темный профес- принципа про- понентов педагоги- новки как го- становления
подход сиональ- фессиональной ческой системы под товности лич- студентов как
ной целе- целесообразно- действие системооб- ности к само- активных
сооб- сти с другими разующего фактора - реализации в субъектов
принципами принципа профес- социально- сельского
разности профессиональ- сиональной целесо- профессиональ- социума и
ного образова- образности ной области производства
ния
Педагогическая система подготовки специалистов сельскохозяйственной отрасли
Структурные компоненты
Цель
Средства пед. коммуникации
Педагоги
Студенты
Функциональные компоненты
«Подстройка» компонентов системы под требования системообразующего целевого элемента - «формирование социальнопрофессиональной установки» и принципа профессиональной целесообразности
Проектировочный
Конструктивный
Коммуникативный
Организаторский
Гностический
Поэтапная реализация системы формирования социально-профессиональной установки студентов в
учебно-воспитательном процессе вуза
Результат: выпускник сельскохозяйственного вуза со сформированной социально-профессиональной установкой на непрерывное творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности
Рис. 1. Пространственно-временная теоретическая модель системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК на саморазвитие социально-профессиональной компетентности
В данном исследовании характеристики учебной активности студентов сельскохозяйственного вуза представлены в субъективном и объективном плане. Для исследования субъективных характеристик обозначенного феномена использовался «Вопросник учебной активности студентов», отвечающий всем необходимым требованиям надежности и валидности, а также оценка студентами интересности и содержательности учебных занятий. При определении объективных показателей проводился контент-анализ учебной документации. В опросе приняли участие 106 студентов первого курса. Данные исследований свидетельствуют о повышении общего уровня учебной активности (с 29,4 до 34,0 баллов) и результата активности (с 28,4 до 34,3 балла) студентов в процессе опытно-экспериментальной работы.
Значительно возросли показатели учебной мотивации студентов (с 32,8 до 41,2, то есть на 8,4 балла), отмечается увеличение потенциала учебной активности (с 33,3 до 39,4, то есть на 6,1 балла) и результата активности (с 28,4 до 34,3, то есть на 5,9 балла) будущих специалистов сельского хозяйства.
Заметно повышаются показатели, связанные с контролем, регуляцией, самооценкой учебной активности студентов (в среднем на 3 балла): обучаемость - с 33,7 до 37,6, то есть на 3,9 балла, контроль действий в ситуациях учебных неудач - с 33,0 до 36,3, то есть на 3,3 балла, волевой контроль реализации учебных действий - с 23,5 до 26,2, то есть на 2,7 балла, регуляция активности - с 28,3 до 31,3, то есть на 3,0 балла.
Исполнительская динамика реализации и динамика реализации учебной активности возросли в среднем на 3,8 балла (с 29,8 до 33,9 балла и с 27,5 до 31,0 балла соответственно).
При ответе на вопрос «Какие формы учебной работы удовлетворяют ваши познавательные интересы?» студенты на первое место поставили лабораторные (97 чел. - 91,8%) и семинарско-практические занятия (81 чел. -76,5%). В целом студенты высоко оценивают качество изложения лекционных курсов по критериям «связь учебной дисциплины с будущей профессиональной деятельностью» (72 чел. - 67,7%) и «формирование представлений о перспективах развития сельскохозяйственной отрасли производства» (58 чел. -54,6%).
Дополнительными и объективными показателями учебной активности будущих специалистов агропромышленного комплекса также явились уровень их успеваемости и участия в научной работе. Контент-анализ учебной документации показывает, что в процессе экспериментальной работы происходит рост успеваемости будущих специалистов сельскохозяйственного профиля, увеличивается количество студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», с 21,8% (23 чел.) до 33,9% (36 чел.), то есть на 12,1% (13 чел.).
Данные исследования показывают, что в среднем 46% студентов (49 чел.) принимают участие в различных формах научной работы на факультете и в академии. Наиболее массовая из этих форм - студенческие научные общества (СНО) при кафедрах (52 чел. - 49,6%), участие в предметных олимпиадах (47 чел. -44,8%) и выступления на студенческих конференциях (46 чел. - 43,2%). Уровень учебной активности студентов отражает также степень сформированности культуры умственного труда. Так, по данным исследований, до начала опытно-экспериментальной работы 26% студентов (28 чел.) умели продуктивно работать с книгой. К концу этапа формирования когнитивного компонента социально-профессиональной установки их число возросло до 67% (71 чел.) - рост на 41% (43 чел.). До реализации спроектированной системы владели умением продуктивно пользоваться данными из разных источников информации 19,2% студентов (20 чел.). В процессе же опытно-экспериментальной работы их число увеличилось до 58% (61 чел.) - рост на 38,8% (41 чел.). Значительно возросло количество студентов, работающих в процессе самостоятельной работы на компьютере, с 18,8% (20 чел.) до 32,4% (34 чел.) - рост на 13,6% (14 чел.).
Таким образом, динамика данных первого экспериментального среза убедительно показывает повышение общего уровня сформированности когнитивного компонента социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК в процессе реализации спроектированной системы.
Вместе с тем результаты проведенного исследования говорят о том, что резервы повышения уровня формирования когнитивного компонента социально-профессиональной установки далеко еще не исчерпаны, а должны быть использованы и на последующих этапах исследовательской работы.
В частности, возникла необходимость акцентировать внимание студентов на формирование способности к адекватной самооценке и волевому контролю собственных действий в условиях реализации учебнопрофессиональной и предстоящей социально-профессиональной деятельности.
Второй экспериментальный срез - исследование формирования аффективного компонента социально-профессиональной установки студентов. С этой целью были выявлены самоактуализационные параметры личности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля. Исследование проводилось в три этапа:
- предварительное тестирование;
- изучение спецкурса «Основы социально-профессиональной установки личности», включающего тренинги (практического самопознания; целеполагания и реализации поставленных целей; моделирования будущей профессиональной деятельности);
- повторное тестирование.
Для исследования динамики сформированности аффективного компонента социальнопрофессиональной установки (самоактуализационного профиля) будущих специалистов АПК в процессе формирующего преподавания использовались самоактуализационный тест (САТ) (Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В.1), методика исследования самоотношения (МИС) (Пантелеев С.Р., Столин В.В.2), методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) (Леонтьев Д.А.3). Данный набор методик расширяет количество самоактуализированных параметров личности. В исследовании приняли участие 98 студентов 2го курса; испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность проанализировать полученные результаты.
Анализ самоактуализационного профиля студентов cельскохозяйственного вуза до проведения спецкурса показал, что стремление к развитию, реализация своих способностей представлены у них на среднем уровне, показатели осмысленности жизни и позитивного самоотношения, потребности роста и развития выражены слабо, а среди потребностей доминируют общежитейские. Студенты слабо устанавливают связи между своими действиями и значимыми жизненными событиями, не считают себя способными в полной мере контролировать ход этих событий, полагают, что большая часть из них являются результатом случая или действий других людей. Помимо этого, у будущих специалистов-аграриев на низком уровне представлены интерес к получаемой профессии и желание совершенствоваться в ней.
В ходе проведения эмпирических исследований была подтверждена частная гипотеза о том, что система специально организованных занятий по спецкурсу «Основы социально-профессиональной установки личности» способствует повышению уровня самоактуализации студентов и создает предпосылки для успешного творческого саморазвития социально-профессиональной компетентности. Анализ результатов заключительного тестирования показал, что у студентов наблюдается положительная динамика (увеличение показателей) по шкалам «Компетентность (ориентация во времени)» - на 6,6 балла, «Опора на себя или поддержка» - на 2,9 балла, «Самоуважение» - на 4,3 балла, «Самопринятие» - на 3,8 балла, «Познавательные потребности» - на 2,6 балла, «Креативность» - на 2,9 балла.
Это свидетельствует о появлении и реализации у студентов стремления переживать настоящие моменты своей жизни во всей ее полноте, воспринимать жизнь в единстве «прошлое - настоящее - будущее». Вместе с тем особенно актуальным оставалось дальнейшее формирование у студентов четкой уверенности в значимости собственного «Я» и самореализации посредством развития внутренней мотивации, стремления руководствоваться в жизни четкими целями, твердыми убеждениями и принципами. Необходимо было продолжить работу по развитию у будущих специалистов сельского хозяйства такого качества, как креативность, творческого подхода к решению социальных и профессиональных проблем, развивающего установку на дальнейшее саморазвитие социально-профессиональной компетентности. Решение этой задачи достигалось совершенствованием внеучебной работы со студентами.
Как показали исследования, благодаря принятым в этом направлении мерам, к концу 2-го курса свыше 50% студентов повышают свою активность не только в учебной, но и во внеучебной деятельности.
Это свидетельствует о том, что создание в вузе социальной и профессиональной культуронасыщенной образовательной среды, профессиональная направленность преподавания дисциплин всех циклов формируют у студентов активную жизненную позицию, корпоративную и организационную культуру, стремление к овладению не только профессиональными, но и социальными сторонами предстоящей трудовой деятельности.
Данные исследования показывают, что в процессе экспериментальной работы 100% студентов, принявших в ней участие, получили рабочую профессию (водителя, тракториста-машиниста, газоэлектро-
1 Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М.: Рос. пед. агентство, 1995. 44 с.
2 Пантелеев С.Р., Столин В.В. Методика исследования самоотношения (МИС). Настольная книга практического психолога / сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. М.: АСТ: Хранитель; Спб.: Сова, 2008. С. 141-157).
3 Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. - 36 с.
сварщика и т.д.), 97% будущих специалистов сельского хозяйства (95 чел.) принимали активное участие во встречах с ведущими специалистами и ветеранами сельскохозяйственной отрасли, 62% (61 чел.) - в работе семинаров по актуальным проблемам агропромышленного комплекса, 47% (46 чел.) - в культурно-массовых и спортивных мероприятиях Самарской государственной сельскохозяйственной академии.
Вместе с тем было установлено, что необходимо шире привлекать студентов к участию в олимпиадах и конкурсах по рабочей профессии, в общественных молодежных движениях, к сотрудничеству со средствами массовой информации вуза и региона.
Третий экспериментальный срез - выявление сформированности у студентов поведенческого компонента социально-профессиональной установки.
Приоритетным компонентом социально-профессиональной установки, формированию которого уделяется особое внимание на третьем курсе подготовки будущих специалистов АПК, является поведенческий. Динамика его сформированности исследовалась в процессе выполнения студентами учебных проектов при изучении дисциплин профессионального цикла «Сельскохозяйственные машины» и «Эксплуатация машинно-тракторного парка». Активная основа проектного обучения позволяет студентам продемонстрировать практическую значимость приобретаемых ими знаний, профессиональную самостоятельность и стремление к профессиональному мастерству.
Данный экспериментальный срез включал четыре этапа, каждый из которых завершался выполнением студентами проекта, связанного с изучением определенной темы содержания той или иной дисциплины. Одновременно в ходе выполнения проекта происходило развитие коммуникативных навыков, выявление творческих способностей в процессе поиска путей решения поставленной проблемы, а также совершенствование интеллектуальных умений будущих специалистов сельскохозяйственного профиля. Темы и содержание проектов были максимально приближены к будущей социально-профессиональной деятельности студентов.
За основу оценки выполнения проекта и, соответственно, сформированности поведенческого компонента социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК были взяты пять широко принятых в методике исследования критериев: правильность, полнота, практическая направленность, логичность, грамотность речи. В ходе опытно-экспериментальной работы был введен дополнительный критерий - презентация проекта в приложении Microsoft office Power Point, так как обсуждение результатов выполненной работы, оценка и создание презентации придают проекту интегрированный междисциплинарный характер.
Степень выраженности каждого критерия оценивалась по четырем уровням: 5 - критерий выражен полностью; 4 - критерий выражен достаточно хорошо; 3 - критерий выражен с нарушениями; 2 - критерий не выражен. При обработке данных определялось среднее значение по каждому критерию в баллах. Анализ полученных данных показал, что в среднем разница значений уровней критериев до и после экспериментального обучения близка к единице. Благодаря экспериментальному обучению показатели по таким критериям, как правильность возросли на 1,3 балла, полнота, логичность, грамотность - на 1,1 балла, презентация проекта - на 0,9 балла, его практическая направленность - на 0,8 балла.
Это означает, что в формировании поведенческого компонента социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза наблюдается положительная динамика, которая осознается и фиксируется в портфолио их достижений. Тем не менее было необходимо продолжить работу по установлению тесной взаимосвязи содержания выполняемых студентами проектов с их предстоящей социальнопрофессиональной деятельностью.
В ходе исследований было также установлено, что в процессе экспериментального обучения отмечается увеличение студентов, выражающих твердое намерение после окончания вуза работать по получаемой специальности: с 43% (38 чел.) до 52% (46 чел.), то есть на 9% (8 чел.) и на 14% (12 чел.) тех, кто возможно будет работать по получаемой профессии. Одновременно происходит снижение количества студентов, не определившихся и сомневающихся относительно трудоустройства по получаемой в вузе сельскохозяйственной профессии - с 10% (9 чел.) до 6% (5 чел.), то есть на 4% (4 чел.).
Таким образом, в ходе формирования поведенческого компонента социально-профессиональной установки студенты приобретают опыт творческой, поисковой деятельности по решению социальнопрофессиональных проблем, требующих самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений, новых способов самообразовательной деятельности на основе уже известных. Все это способствует саморазвитию у будущих специалистов сельскохозяйственной отрасли базового, личностного, социального и профессионального блоков их социально-профессиональной компетентности каждого в отдельности, а затем в единстве.
Четвертый экспериментальный срез - экспериментальное установление сформированности личностного компонента социально-профессиональной установки будущих специалистов.
Личностный компонент социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК характеризуется рядом приоритетных профессионально значимых личностных качеств: патриотизм к будущей профессии, ответственность, трудолюбие, инициативность, творческая активность.
Для комплексного и эффективного оценивания данных качеств личности в исследовании использовалась методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М.4).
Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, связанной с социальной зрелостью и самостоятельностью человека, показывающей, насколько он ответственен, активен и умеет владеть собой в различных социально и профессионально значимых жизненных ситуациях.
В исследовании анализировалась степень и динамика сформированности профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов сельскохозяйственного профиля по следующим шкалам УСК:
- шкала общей интернальности (Ио);
- шкала интернальности в области достижений (Ид);
- шкала интернальности в области неудач (Ин);
- шкала интернальности в области производственных отношений (Ип);
- шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).
В совокупности данные шкалы отражают, насколько человек считает свои действия важным фактором в организации собственной жизни, производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении. Студен-
там четвертого курса в начале осеннего и в конце весеннего семестра необходимо было ответить на поставленные вопросы, соглашаясь или опровергая утверждения в соответствии с их мнением о своих личностных качествах. Данное исследование позволило проанализировать динамику УСК будущих специалистов сельского хозяйства, в результате чего было установлено, что под влиянием созданных и реализованных в опытно-экспериментальной деятельности организационно-педагогических условий происходит повышение уровня общей интернальности испытуемых, то есть осуществляется процесс формирования и развития их профессионально значимых личностных качеств.
Так, до экспериментального воздействия средний показатель общей интернальности студентов составил 6,2 стена (сырые баллы переведены в стандартное значение), в конце экспериментального воздействия этот показатель увеличился до 7,4 стена. Заметные изменения отмечаются по шкалам: Ид - от 6,9 до 7,8 стена; Ип - от 4,4 до 6,1 стена; Им - от 5,5 до 7,2 стена соответственно.
Об эффективности спроектированной системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза, и в частности личностного компонента этого феномена, можно в определенной степени судить по трудоустройству выпускников Самарской ГСХА.
Следует отметить, что большая часть студентов инженерного факультета Самарской ГСХА, принимавших участие в эксперименте, трудоустроилась по полученной специальности - 48,7% (43 чел.), из них: 24,6% (22 чел.) работают в организациях агропромышленного комплекса, 31,2% (28 чел.) - трудоустроены в сельской местности.
Таким образом, выявленные и актуализированные в ходе экспериментальной работы стремление студентов к проявлению собственной внутренней мотивационной активности во всех сферах предстоящей деятельности, умение поставить цель, проанализировать ситуацию и выбрать средства для реализации поставленной цели, наличие потребности в творческом саморазвитии и регулировании собственной деятельности свидетельствуют о сформированности личностного компонента социально-профессиональной установки и делают успешным дальнейший процесс целостного саморазвития всех блоков социальнопрофессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса (базового, личностного, социального и профессионального).
Пятый экспериментальный срез - анализ результатов сформированности интегративной социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК.
Обобщающий результат эффективности реализации спроектированной системы был получен путем сравнения уровней сформированности целостной социально-профессиональной установки студентов в начале и в конце исследования. Показатели уровней фиксировались в процессе экспериментального воздействия после 1-го и 4-го этапов формирования социально-профессиональной установки.
4Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. №3. С. 152-162.
Для оценки сформированности уровней социально-профессиональной установки студентов был разработан диагностический инструментарий «Лист оценивания социально-профессиональной установки», при использовании которого в качестве рабочего инструментария для измерения (оценки) сформированности уровней социально-профессиональной установки эксперты применяли четырехбалльную шкалу, где «5» означало «качество ярко выражено», «4» - «достаточно сформировано», «3» - «имеет место», «2» - «сформировано в минимально-критической степени».
Каждый испытуемый оценивался одним экспертом, в качестве которых выступали ведущие преподаватели учебных дисциплин, имеющие большой стаж работы и добившиеся выдающихся успехов в профессиональной деятельности.
Общая средняя оценка по каждому компоненту социально-профессиональной установки определялась как средняя арифметическая по каждому критерию. Далее вычислялась общая итоговая оценка сфор-мированности социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса.
На основе итоговой оценки делалось одно из следующих заключений относительно уровня сформированности социально-профессиональной установки студентов:
- от 2 до 3 баллов - низкий уровень;
- от 3,1 до 4,4 балла - средний уровень;
- от 4,5 до 5 баллов - высокий уровень.
Как показали исследования, профиль сформированности социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса после реализации спроектированной педагогической системы сместился в сторону высоких показателей (рис. 2).
До экспериментального обучения у 31% студентов (26 чел.) отмечался высокий уровень сформированности социально-профессиональной установки. После экспериментального обучения их количество составило 48% (40 чел.). Одновременно снизилось количество студентов со средним (с 57%, 47 чел., до 45%,
37 чел., то есть на 12%, 10чел.) и низким (с 12%, 10 чел., до 7%, 6 чел., то есть на 5%, 4 чел.) уровнями
сформированности установки на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности.
□ До экспериментального воздействия
□ После экспериментального воздействия
Рис. 2. Уровни сформированности целостной социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза в процессе формирующего эксперимента
Таким образом, полученные интегративные результаты свидетельствуют о высокой эффективности реализации разработанной педагогической системы.
Как показывают результаты исследования, профиль сформированности социальнопрофессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса под воздействием
спроектированных организационно-педагогических условий сместился в сторону высоких показателей, что также свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической системы.
Социально-профессиональная установка представляет собой готовность студентов к саморазвитию социально-профессиональной компетентности. В связи с этим в заключении исследований была определена самооценка студентов (по 10-балльной шкале) степени значимости для них и проявления у них компонентов социального и профессионального блоков социально-профессиональной компетентности.
Наиболее значимыми и сформированными компонентами оказались: выполнение профессиональных функций (8,3 балла), способность к саморазвитию и самосовершенствованию (8,1 балла), к творческому решению социально-профессиональных задач (7,4 балла), нахождение решений в нестандартных социальных и профессиональных ситуациях (6,5 балла), понимание и принятие ценностей культуры и социального взаимодействия, общественной жизни (6,4 балла). Высокая самооценка этих критериев свидетельствует о совпадении идеального и реального представлений студентов об уровне саморазвития социальнопрофессиональной компетентности. Однако полученные данные говорят о необходимости дальнейшей актуализации мыследеятельности будущих специалистов на развитие компонентов социального блока социально-профессиональной компетентности.
Таким образом, результаты проведенных исследований показали достаточно высокую эффективность спроектированной и реализованной системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства, эффективности педагогических действий всего профессорско-преподавательского состава, направленности педагогических действий на закрепление профессионального выбора и творческое саморазвитие студентов в области социально-профессиональной компетентности, что в значительной степени способствовало повышению качества их профессиональной подготовки.
УДК 370 Л.Е. Сараскина
УПРАВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается управление гуманитарным целеполаганием студентов в учебной деятельности, обосновываются результаты сформированного гуманитарного целеполагания личности в учебной деятельности.
Ключевые слова: гуманитарное целеполагание, культура целеполагания, алгоритм целеполага-ния, учебная деятельность, саморазвитие.
L.E. Saraskina
STUDENT HUMANITARIAN GOAL-SETTING MANAGEMENT IN LEARNING ACTIVITY
The student humanitarian goal-setting management in learning activity is considered in the article, the results of the formed personality humanitarian goal-setting in learning activity are substantiated.
Key words: humanitarian goal-setting, goal-setting culture, goal-setting algorithm, learning activity, selfdevelopment.
Проблема культуры целеполагания, то есть наличия системного подхода к формированию совместной целеполагающей деятельности у всех участников педагогического процесса, до сих пор продолжает существовать и требует дальнейшего изучения с целью выработки универсальной технологии. Техническое образование, по сути, является экспериментальной площадкой по преодолению перекоса в саморазвитии личности. Инженерная деятельность формирует определенный тип личности, к которому применимо нелестное суждение: «Отставание культуры чувств от интеллектуального груза - большое зло, и в одних случаях это связано с убогим, ограниченным кругом умственных интересов, в других - с дремучим бескультурьем по нашим понятиям «образованного человека». Подобный недостаток в развитии личности сложился истори-