Научная статья на тему 'Методика формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса'

Методика формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ / ФОРМЫ / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТЫ / КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL AND PROFESSIONAL INSTALLATION / AGRICULTURE / FORMATION TECHNIQUE / FORMS / TOOLS / METHODS / SYSTEMS APPROACH / COMPONENTS / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пудовкина Наталья Владимировна

В данной статье рассмотрена методика формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса (АПК) с применением потенциальных возможностей использования разных форм, средств и методов обучения в формировании компонентов социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пудовкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SOCIO-PROFESSIONAL INSTALLATION OF FUTURE EXPERTS OF AGRICULTURE

This paper considers the method of forming social and professional installation of future specialists of agroindustrial complex (AIC) using the potential of different forms, means and methods of teaching in the formation of components of social and professional installation of students of agricultural universities.

Текст научной работы на тему «Методика формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса»

УДК: 378

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

© 2015 Н.В.Пудовкина

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Статья поступила в редакцию 24.05.2015

В данной статье рассмотрена методика формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса (АПК) с применением потенциальных возможностей использования разных форм, средств и методов обучения в формировании компонентов социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов

Ключевые слова: социально-профессиональная установка, агропромышленный комплекс, методика формирования, формы, средства, методы, системный подход, компоненты, коммуникация.

Особую актуальность в развитии страны приобретает проблема повышения качества подготовки специалистов-аграриев, эффективность их общественной и профессиональной деятельности, закрепляемость в сельском социуме и сельскохозяйственном производстве.

В современном сельском хозяйстве востребован специалист со сложившимся творческим потенциалом, стремящийся непрерывно саморазвиваться в профессиональной и социальной областях, отражающих специфику деятельности в агропромышленном комплексе.

Так, согласно идее И.А.Зимней, у будущего специалиста должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество - социально-профессиональная компетентность, позволяющее ему успешно выполнять как производственные задачи, так и эффективно взаимодействовать с другими людьми в социуме1.

Предмет исследования: система формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности.

Цель исследования: повышение качества подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса к предстоящей профессиональной деятельности в сельском социуме путем использования разных форм, средств и методов обучения в формировании компонентов соци-

0

Пудовкина Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, философии и истории. E-mail: PudovkinaNV@yandtx. ru

1 Зимняя, И.А. Общая культура и социальная компетентность человека [Электронный ресурс] /

И.А.Зимняя. - Режим доступа: http://www.eidos.ru /jonal/2006/0504.htm

ально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов.

Системный подход к формированию социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов требует, чтобы наряду с преобразованием цели, содержания, деятельности преподавателей и студентов, необходимо соответствующим образом перестроить формы и методы их обучения и воспитания. При этом должен использоваться накопленный теорией и практикой опыт применения средств педагогической коммуникации (форм, средств и методов обучения).

Выявим потенциальные возможности апробированных в педагогике средств коммуникации, которые целесообразно использовать при формировании социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственного профиля. Прежде всего, рассмотрим потенциальные возможности коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения в решении задач исследования.

Известно, что под коллективной (фронтальной) формой учебной работы студентов понимается организация их совместной одновременной деятельности по выполнению одного задания. Преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, беседует со всеми, контролирует всех, студенты работают над одной проблемой.

Потенциальные возможности использования коллективных форм обучения в формировании компонентов социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов состоят в стимулировании становления и развития личности через возможность проявить свое «Я» в коллективе, в формировании у будущих

специалистов самопрезентативных умений и умений самоменеджмента2.

Самоменеджмент представляет собой комплексную систему управления собой и своей деятельностью. Основные цели самоменеджмента состоят в максимальном использовании личностью собственных возможностей, в сознательном управлении течением своей жизни и умении преодолевать внешние обстоятельства.

Иначе говоря, процесс формирования социально-профессиональной установки посредством организации коллективных форм деятельности студентов обладает значительными потенциальными возможностями профессионального самоопределения, самоорганизации, самомотивации и самореализации будущих специалистов.

Групповая форма организации занятий предусматривает разделение коллектива студентов на группы для выполнения одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ; решение задач и упражнений; изучение технологического процесса, конструкций, приспособлений или технических установок и т.д. Эта форма работы позволяет развивать и закреплять у будущих специалистов навыки работы в команде, организаторские и коммуникативные умения, ответственность, целеустремленность, настойчивость, чувство товарищества, корпоративности и взаимовыручки, взаимообучения и взаимоконтроля. Все это способствует формированию у студентов твердой социально-профессиональной позиции, умений доказывать и отстаивать жизненные ценностные ориентации и свою точку зрения.

Выполнение требований индивидуализации при формировании социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК осуществляется через дифференциацию форм организации их деятельности. Каждому студенту дается самостоятельное задание, выполнение которого предполагает высокий уровень познавательной активности, инициативности, ответственности и самостоятельности обучаемого. В процессе работы над заданием у будущего специалиста происходит развитие самоконтроля и самокоррекции действий, переживается чувство удовлетворения от полученного результата, формируются самоуважение, чувство собственного достоинства, мотивация к достижению успеха.

2 Кустов, Ю.А. Социальная компетентность журналиста / Ю.А.Кустов, О.Е.Козлова, С.В.Стацук. - Тольятти: ВУиТ, 2010. - С. 54.

Как показали исследования, наибольший эффект приносит оптимальное сочетание перечисленных форм обучения студентов в зависимости от поставленных целей и задач конкретного этапа формирования того или иного компонента социально-профессиональной установки. В этом случае положительное влияние коллектива способствует раскрытию индивидуальных особенностей и темпов продвижения вперед каждого студента.

Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта и методическая работа автора позволили определить приоритетные формы организации процесса развития социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственного профиля (таб. 1)3.

Наиболее эффективными оказались такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые воспроизводят обстановку и условия их предстоящей социальной и профессиональной деятельности студентов в сельскохозяйственном производстве4.

Остановимся на специфике средств формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственного производства.

К средствам формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов относятся такие объекты, которые используются в учебно-воспитательном процессе для передачи информации, управления и организации познавательной деятельности на различных этапах социализации и профессиональной подготовки будущих специалистов. Особое значение эти средства имеют при ознакомлении студентов с новой техникой, технологией, с передовыми методами труда новаторов сельскохозяйственного производства.

В таб. 2 дана классификация средств обучения и ожидаемых результатов от их применения по формированию компонентов социально-профессиональной установки будущих специалистов-аграриев и их профессионально значимых ка-честв5.

3 Пудовкина, Н.В. Социально-профессиональная установка агрария: монография / Н.В.Пудовкина, Ю.А.Кустов. - Самара: РИЦ СГСХА, 2013. - 199 с.

4 Пудовкина, Н.В. Социально-профессиональная установка агрария: .... - С. 137.

5Пудовкина, Н.В. Социально-профессиональная установка агрария: .. - С. 191 - 192.

Таб. 1. Формы развития социально-профессиональной установки студентов

сельскохозяйственных вузов

Форма занятий Потенциальные возможности использования форм в развитии социально-профессиональной установки студентов

Лекции - Спецкурс «Основы социально-профессиональной установки личности»; - Оперативный способ передачи научной информации; - Ознакомление с историей развития сельскохозяйственной отрасли, техники и технологии; - Целостное и логичное, компактное и в большом объеме освещение основного материала учебной дисциплины; - Акцентирование внимания студентов на особенностях сельского хозяйства региона; - Выработка логического мышления и методологической культуры студентов; - Вхождение в культуру сельского социума; - Оперативное знакомство студентов с новейшими достижениями науки, техники и сельскохозяйственного производства; -Введение студентов в патентоведение в области сельскохозяйственной техники; - Возможность непосредственного общения студентов с учеными, практиками-производственниками, лучшими специалистами сельскохозяйственной отрасли, руководителями предприятий и организаций АПК и т.д.; - Включение студентов в проблемы совершенствования сельскохозяйственного производства; - Возможность студентов в процессе личного общения с ветеранами сельскохозяйственного труда получить «из первых рук» профессионально изложенный материал и ответы на вопросы; - Развитие у студентов романтики сельскохозяйственного труда и сельского быта; -Приобщение студентов к рационализаторской и изобретательской деятельности; - Изучение научных основ конструирования и эксплуатации сельскохозяйственной техники; - Нацеленность студентов на самостоятельную работу и повышение культуры умственного труда (подготовка к семинарам, практическим занятиям, написание рефератов, курсовых работ, выполнение проектов и т.д.)

Семинары - Овладение студентами умениями и навыками использования теоретических знаний в конструировании и эксплуатации сельскохозяйственной техники; - Формирование коммуникативных способностей, навыков самостоятельного мышления, публичного выступления, полемики и дискуссии; - Развитие индивидуальных качеств, склонностей и способностей студентов; - Расширение и совершенствование знаний и умений студентов в сфере сельскохозяйственного труда и быта ; - Развитие творческих и исследовательских умений студентов по совершенствованию сельскохозяйственной техники, способов организации производства АПК

Практические занятия - Выработка у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических и производственных задач; - Формирование профессиональных и практических умений в сфере сельскохозяйственного производства (пользование инструментами, приборами, аппаратурой; работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками; выполнение чертежей, схем, таблиц; решение задач и выполнение вычислений; определение характеристик, составление технической документации и т.д.)

Лабораторные работы - Интеграция теоретических знаний с практическими умениями и навыками в условиях приближения к реальной профессиональной деятельности в различных отраслях АПК; - Придание ряду лабораторных работ по физике, химии, биологии, экологии и т.д. профессиональной направленности

Самостоятельная работа - Пополнение объема и уровня знаний, умений и навыков для решения познавательных и профессиональных задач; - Формирование у студентов установки на изучение особенностей труда и быта в сельскохозяйственной области; - Выработка умений ориентироваться в быстрорастущем потоке информации, нововведениях в сельскохозяйственной науке и технике, в актуальных социально-экономических проблемах региона и страны; - Творческое саморазвитие в социально-профессиональной деятельности, познании и поведении

Факультативные курсы - Расширение и углубление научно-теоретических и прикладных знаний студентов по новейшим проблемам развития агропромышленного комплекса, сферы предстоящей профессиональной деятельности; - Развитие способностей, удовлетворение личных интересов и потребностей студентов

Спецкурсы (спецпрактикумы) -Овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики сельскохозяйственного производства и отрасли АПК; -Формирование и развитие профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов

Консультации - Раскрытие закономерностей и причинно-следственных связей в содержании программного материала, связей теории с практикой сельскохозяйственной отрасли; - Обсуждение проблемных вопросов; - Расширение и углубление знаний будущих специалистов; - Ликвидация пробелов в знаниях студентов; - Оказание студентам помощи в самостоятельной работе

Экскурсии - Изучение объектов, явлений, процессов предстоящей социально-профессиональной деятельности на основе их наблюдения в естественных условиях функционирования сельского хозяйства региона; - Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдательности, образного мышления, воображения, памяти; - Демонстрация реальных сторон получаемой профессии в реальных социально-экономических условиях села

Предметные олимпиады, конкурсы по рабочим профессиям - Выявление и развитие интересов и способностей студентов; - Соревнования студентов на лучшее выполнение определенных заданий в области изучаемых дисциплин; - Закрепление интереса к получаемой профессии, специфике труда в аграрной сфере производства, социокультурной среде села

Конференции (учебные, научно- исследовательские, научно-практические) - Обеспечение педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в процессе совместной творческой деятельности; - Расширение, закрепление и совершенствование знаний студентов; -Привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, реализация их творческого потенциала применительно к решению проблем сельскохозяйственного производства; -Установление контактов будущих специалистов в научно-исследовательской и научно-практической сфере: с научными сообществами, общественными организациями, научно-исследовательскими учреждениями, организациями и предприятиями АПК

Студенческие научные общества и ис-следовательские лаборатории - Формирование научно-исследовательских навыков будущего специалиста сельского хозяйства; - Воспитание патриотизма и любви к получаемой профессии; - Развитие у студентов активной жизненной позиции, стремления к преобразованию окружающей их профессиональной и социокультурной действительности сельского социума

Учебное проектирование - Использование метода проектов при изучении всех дисциплин учебного плана; - Изучение студентами изобретений и рационализаторских предложений работников базовых аграрных предприятий вуза; - Выполнение реальных курсовых проектов на базе конкретных хозяйств, предприятий, организаций АПК

Практики (учебная, производственная, преддипломная) - Применения знаний студентов в реальной деятельности сельскохозяйственного производства; - Практическое освоение техникой и технологией современного сельскохозяйственного производства; - «Погружение» студентов в реально функционирующую социально-экономическую среду села; - Создание условий предстоящей социально-профессиональной деятельности будущих специалистов сельского хозяйства; - Адаптация студентов к условиям профессиональной деятельности и жизнедеятельности в сельском социуме.

Как показывает практика средства формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов одновременно являются средствами повышения эффективности педагогического труда, увеличивающими возможности преподавателей в орга-

низации учебно-профессиональной и познавательной деятельности будущих специалистов по саморазвитию их социально-профессиональной компетентности.

Таб. 2. Средства формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов

Средства обучения Результат использования средств обучения в формировании социально-профессиональной установки

Натуральные объекты - Формирование представлений о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству объектов сельскохозяйственной техники; - Возможность изучить способы применения, регулирования, настройки изучаемых технических объектов АПК; - Актуализация внимания, мотивация познавательной деятельности, стимулирование учебно-познавательной активности; - Развитие образного мышления, памяти, творческих способностей студентов посредством всесторонних контактов с сельскохозяйственной техникой

Макеты и модели - Формирование представлений об устройстве и масштабных соотношениях частей объекта сельскохозяйственной отрасли; - Развитие логического мышления и ассоциативной памяти; - Активизация сенсомоторной деятельности; - Установление взаимосвязей абстрактных представлений с конкретными понятиями применительно к будущему труду в аграрной сфере

Печатные материалы - Повышение уровня информированности и расширение кругозора будущих специалистов; - Организация самостоятельной работы обучаемых в учебное и неучебное время; - Обеспечение непрерывного самообразования студентов, получение сведений об особенностях жизнедеятельности сельскохозяйственной отрасли и сельского социума

Изобразительные наглядные средства (плакаты, таблицы, схемы и т.д.) - Восприятие объектов АПК в образной, графической, схематической, цифровой формах; - Формирование представлений о принципах работы, о количественных и качественных зависимостях изучаемых объектов и процессов, технологий сельского хозяйства

Дидактические средства - Получение конкретных знаний, необходимых для применения в отраслях АПК; - Самостоятельное изучение, закрепление, повторение, систематизация учебного материала; - Программированное изучение учебного материала; - Самоконтроль и самокоррекция действий; - Индивидуализация учебно-воспитательного процесса

Лабораторные устройства и материалы - Формирование и развитие практических умений и навыков, творческих умений и способностей; - Создание условий, максимально приближенных к производственным в АПК

Тренажеры - Отработка способов деятельности в учебных условиях, максимально приближенных к производственным в сельскохозяйственной отрасли; - Развитие умений и навыков обслуживания сложного сельскохозяйственного производственного оборудования в учебных условиях; - Развитие самоконтроля деятельности

Аудиальные средства - Формирование умений слушать и слышать; - Развитие «технического слуха» обучаемых, демонстрация и отработка приемов слуховой диагностики и регулировки сельскохозяйственных машин, механизмов и аппаратов; - Формирование языковой культуры, эстетических и нравственных чувств будущих специалистов АПК

Аудиовизуальные средства (кино, видеоролики, видеофильмы, фильмы-фрагменты и т.д.) - Возможность анализа и самоанализа деятельности преподавателей и студентов; - Демонстрация процессов и явлений в динамике и развитии с учетом специфических особенностей аграрного производства; - Изучение новых видов сельскохозяйственной техники и технологий; - Запись и использование видеороликов по различным ситуациям предстоящей социально-профессиональной деятельности в АПК

Устройства для светопроекции - Доступ к разнообразным техническим устройствам, их уникальным фотографиям и рисункам; - Активизация познавательной деятельности студентов путем использования в обучении фотоснимков, рисунков, копий картин и т.д.; - Демонстрация изучаемых объектов и их частей, процессов, явлений при необходимости показа составляющих элементов к целому; - Воспроизведение системы взаимосвязанных изображений в соответствии с логикой изу-

чения материала

Компьютерные программы - Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов; - Индивидуализация процесса обучения; - Формирование навыков оперативной работы с информацией; - Экономия времени в процессе получения информации; - Контроль и самоконтроль знаний и умений студентов; - Выбор рациональных технологий и режимов выполнения учебно-производственных работ; - Осуществление программного обучения с применением «обучающих программ», инновационных разработок НИИ АПК ; - Анализ и оперативная обработка результатов и итогов учебно-воспитательного процесса

Системы мультимедиа - Изучение макро-, микрообъектов и опасных технологических процессов сельского хозяйства, способов обработки, сборки и разборки деталей и механизмов сельскохозяйственной техники в труднодоступных местах, для поиска и определения характера нарушений, проверки оборудования на точность; - Сочетание информационных и вычислительных возможностей современных компьютеров, средств звукового и визуального представления учебной информации

Средства массовой информации - Развитие и формирование общей и профессиональной культуры будущего специалиста АПК; - Повышение информированности о событиях в стране, за рубежом, в регионе, городе, селе; - Выделение образцов и положительных примеров деятельности специалистов и работников сельскохозяйственной отрасли

Средства самоконтроля - Самоконтроль и самокоррекция студентами своих знаний и действий

Связующим звеном между целью и конечным результатом процесса формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов являются методы их обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержа-

ние, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод обучения (от греч. metods -путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и обучаемых, направленная на достижение заданной цели обучения.

Таб. 3. Классификация методов формирования социально-профессиональной установки будущих

специалистов сельскохозяйственного профиля

Методы Направленность методов и результаты их использования

Информационные методы (беседа; рассказ; консультация; демонстрация; экспертиза; доклад; отчет; объяснение; обзор; речь; иллюстрация; сообщение; кинопоказ; инструктаж; анализ потенциальных возможностей различных носителей информации; интервью; встречи с известными людьми, работниками и специалистами АПК) Исторический ракурс; яркие исторические факты, биографии ученых и известных людей, тружеников сельскохозяйственного производства; возбуждение внимания, интереса и любопытства; задействование ассоциативной памяти и логического мышления; практическая необходимость материала и его ценность для интеллектуального развития; умение общаться, навыки участия и ведения дискуссии; установление причинно-следственных связей и закономерностей с дисциплинами социально-гуманитарного и профессионального циклов, с технологиями сельскохозяйственного производства

Оперативные методы (работа с учебниками, схемами, алгоритмами, мнемониками, ориентировочными карточками; поэтапное формирование знаний; практические методы; упражнения; лабораторные работы; тренинги; эксперимент; программированное обучение; самостоятельная работа) Создание ситуаций, реализующих «психологию успеха»; стремление к цели и реализация целеполагания; внимание к содержанию обучения; предъявление учебных требований; поощрения; общечеловеческая и профессиональная ценность знания; самостоятельное достижение результата; критика и самокритика; групповая работа; составление планов; анализ ситуаций из практики сельскохозяйственной отрасли; обеспечение связи теории с практикой аграрной сферы; реализация межпредметных связей; достижение целостности полученных знаний и практических умений для работы в АПК

Творческие методы (анализ конкретных ситуаций; деловая, инновационная, ролевая игры; деловая корзина; беседы по Сократу; обсуждение вполголоса; форум; лабиринт действий; мозговая Создание познавательных противоречий и проблемно-поисковых ситуаций; эмоциональный настрой; учение, основанное на деятельности; анализ событий сельскохозяйственной практики; разрешение инцидентов и конфликтов; исследование обстоятельств; любознательность; самоанализ деятельности; рефлексия преподавателей и

атака или штурм; панельная дискуссия; творческий диалог; метод круглого стола; метод апперцепции-интеракции; программа саморазвития; студия активного случая; эвристика; метод контрольных вопросов; метод проб и ошибок; проблематизация; метод проектов и т.д.) студентов; похвала; коллективный поиск; знание о возможностях; формирование социально-профессиональной компетентности; обеспечение творческого саморазвития личности будущих специалистов АПК

Методы контроля и обратной связи (зачет; экзамен; защита курсовых работ; выпускная квалификационная работа; доклад; реферат; дневник практики; семинар; конференция; анкетирование; викторины; олимпиады; текущий, рубежный и итоговый контроль) Закрепление полученных знаний, доведение их до уровня умений и навыков применения в реальных производственных условиях АПК; ретроспективный анализ; соревновательность, положение в группе, рейтинг; качество достигнутых результатов; переход от контроля к самоконтролю; ценность контролируемых характеристик; открытость диагностики; количественные критерии уровня знаний; достижение поставленных целей; достижения в области интеллектуального развития; оценка своей деятельности и деятельности товарищей; вознаграждение и поощрение; удовлетворение; мотивация достижения успеха)

В таб. 3 представлены методы, показавшие наибольшую эффективность в процессе формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК.

Как показали исследования, наиболее эффективным подходом к формированию социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственного профиля является использование интерактивных методов или технологий обучения. К методам обучения, реализующих интерактивные технологии, относятся: «мозговой штурм», дебаты, презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, работа в группах, кейс-метод, деловая игра, самооценка, учебная дискуссия, аквариум и т.д.

Цель интерактивных методов состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, а также создает базу для работы по решению реальных проблем после того, как обучение закончится.

В процессе исследования установлено, что при формировании социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов наиболее эффективными оказались следующие интерактивные методы: метод проектов, установочный мастер-класс и метод порт-фолио.

Весьма эффективным подходом, повышающим качество профессиональной подготовки будущих специалистов сельскохозяйственной отрасли и создающим оптимальные условия для формирования их социально-профессиональной установки на творческое саморазвитие личности, является метод учебных проектов.

Как показывают исследования, все компоненты социально-профессиональной установки сту-

дентов сельскохозяйственных вузов при использовании проектной методики формируются в комплексе с другими дисциплинами учебного плана. Метод учебных проектов позволяет преподавателю создавать учебно-профессиональные ситуации, ставить задачи и определять задания на базе различного предметного и междисциплинарного содержания. Система задач, предъявляемая преподавателем студентам, обеспечивает постепенное продвижение будущих специалистов-аграриев по ступеням познания и овладения профессиональным мастерством. На первоначальной ступени познания решаются задачи невысокого уровня проблемности и познавательной самостоятельности студентов. Постепенное усложнение заданий позволяет решать задачи творческие, исследовательские, имеющие социальную и профессиональную направленность, развивающие конструктивное и творческое мышление будущих специалистов АПК.

Исследования показали, что метод учебных проектов особенно актуален и эффективен при обучении студентов сельскохозяйственных вузов, так как перед ними особенно остро стоит задача профессионального, социального и личностного самоопределения, четкой ориентировки и определения своего места в обществе, в сельском социуме.

Результат выполнения проекта не сводится только к приобретению студентами дополнительных знаний, умений и навыков, а переносится на их практическую деятельность, затрагивает эмоционально-волевую сферу, благодаря чему возрастает мотивация и установка студентов на учебно-профессиональную и будущую социально-профессиональную деятельность. Одновременно усиливается индивидуальная и

коллективная ответственность студентов за конкретную работу в рамках проекта.

Коллективом преподавателей инженерного факультета Самарской государственной сельскохозяйственной академии накоплен опыт широкого внедрения метода учебных проектов в подготовку специалистов для АПК в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования. Так, в практике работы этого коллектива реализуется многоуровневая подготовка инженеров, согласно которой студенты на базе академии и Самарского областного техникума аграрного и промышленного сервиса (СОТАПС) без отрыва от учебы получают одну из рабочих профессий: автомеханика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, водителя, газоэлектросварщика и т.д., заканчивающуюся защитой соответствующего проекта. Значительный вклад в решение задачи формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК средствами учебного проектирования призвана внести система воспитательной работы студентов сельскохозяйственных вузов, основанная на проектировании и реализации разнообразных мероприятий по совместной деятельности преподавателей и студентов.

Другим действенным методом интерактивного обучения, широко используемым в процессе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов, является установочный мастер-класс. Как известно, мастер-класс - это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом его участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания6. Мастер-класс, направленный на формирование социально-профессиональной установки студентов, назовем установочным. Установочный мастер-класс является эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом, формирования положительного отношения, интереса к получаемой специальности, профессионального патриотизма.

Конструктивным результатом в установочном мастер-классе является то, что студенты, включаясь в творческий процесс познания и размыш-

6 Организация и проведение мастер-классов: метод. Рекомендации / сост. А.В.Машуков; под ред. А.Г.Обоскалова. - Челябинск: Челябинский ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007. - 13 с.

ления, с помощью которого они получают наглядный пример мастерства в социально-профессиональной деятельности, пополняют способы развития своих знаний, исследовательских умений и личностных качеств.

К особенностям установочных мастер-классов, проводимых в системе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля, относятся, во-первых, привлечение на их проведение опытных специалистов, руководителей передовых предприятий и организаций АПК, работников Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, во-вторых, обязательное участие всех студентов в таких установочных мастер-классах, как «Открытые лекции на производстве», в-третьих, специальная организация учебно-образовательного пространства факультета и вуза для более эффективного проведения установочных мастер-классов (например, учебные классы по изучению и эксплуатации сельскохозяйственных машин, созданные при поддержке компаний «Ростсельмаш» и ЗАО «Евротехника»).

Тематика проводимых в процессе опытно-экспериментальной работы установочных мастер-классов включала: обзор актуальных проблем и технологий сельскохозяйственного производства; перспективы инновационного развития АПК; трансляцию социально-профессионального опыта, авторских методов применения технологий в сельскохозяйственной практике; обучение продуктивным способам работы в процессе организации коллективной деятельности участников при решении поставленной социально-профессиональной задачи; современные технологии для растениеводства и животноводства и т.д.

Как показали исследования, подобные мастер-классы могут быть включены в процесс формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственной отрасли в форме лекций, практических занятий, интегрированных лекционно-практических занятий, обучающих семинаров, выступать содержательным модулем учебно-исследовательской и производственной практики.

Не менее эффективной формой развития социально-профессиональной установки студентов является метод портфолио. К числу функций студенческого портфолио, прежде всего, относится выявление с его помощью определенных качеств личности обучаемого или отдельных характеристик осуществляемой им деятельности с полной оценкой в рамках системы выработанных критериев. Данная функция связана с присвоением портфолио статуса: средства контроля,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможностей и способностей студента, демонстрации его наиболее сильных сторон и раскрытия его человеческого, профессионального и творческого потенциала (И.А.Кныш, И.П.Пастухова7); многофункционального инструмента как оценивания, так и самооценки собственных достижений (Л.П.Макарова8); инструмента оценки образовательных достижений и дополнения результатов других традиционных контрольно-оценочных средств (Т.Г.Новикова, М.А.Пинская, А.С.Прутченков9); альтернативного по отношению к традиционным формам способа оценивания - самоанализа профессиональных знаний, умений и личностных качеств студента, прослеживания динамики его профессионального и личностного становления (Н.В.Зеленко, А.Г.Могилевская10).

Метод портфолио в процессе формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК является приоритетным, поскольку он обеспечивает высокий уровень до-кументированности данного процесса, позволяет увидеть картину значимых результатов в целом, обеспечивает отслеживание индивидуального прогресса студента в его учебно-профессиональной деятельности, демонстрирует способности будущего специалиста практически применить приобретенные знания и умения на практике.

В процессе настоящего исследования метод портфолио использовался на всех этапах формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК. На 1 - 2 курсах обучения (формирование когнитивного и аффективного компонентов социально-профессиональной установки) при создании портфолио акценты расставляются на работе студентов со справочной литературой, монографиями, создании рубрик глоссария или тезауруса, направленных на проработку различных научных концепций и их терминологического поля. На 3 - 4 курсах (формирование поведенческого и личност-

7Кнъш, И.А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство / И.А.Кныш, И.П.Пастухова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №1. - С. 69 - 71.

8 Портфолио учителя / сост. Л.П.Макарова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 102 с.

9 Новикова, Т.Г. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания / Т.Г.Новикова, Т.А.Пинская, А.С.Прутченков, Е.Е.Федосеева // Вопросы образования. - 2004. - №3. - С. 201 - 238.

10 Зеленко, Н.В. Портфолио будущего педагога / Н.В.Зеленко, А.Г.Могилевская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №1. - С. 61 - 63.

ного компонентов социально-профессиональной установки) создание портфолио имеет больше практическую направленность.

Специфика использования портфолио в процессе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля определяется его типом.

Так, использование «портфолио документов» - сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений студентов - обеспечивает эффективное взаимодействие будущих специалистов с научными руководителями, преподавателями, кураторами в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания вуза. Портфолио этого типа дает представление о достигнутых результатах, показывает процесс индивидуального развития учебно-профессиональной деятельности студента, но не дает развернутую характеристику источников его творческой активности, особенностей стиля деятельности и движущих интересов.

Собрание различных творческих и проектных работ студента, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности представляет собой «портфолио творческих работ». Это участие в научных конференциях конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и т.д.

Для процесса формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства наиболее применимым является «выставочный портфолио». Именно он является основанием для суждений о развитии и особенностях обучения студента. В данный вид портфолио предлагается собирать отзывы на творческие работы и на результаты практик студентов, фотографии его изделий, выполненных самостоятельно и т.д.

Важно подчеркнуть, что использование порт-фолио в процессе формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов имеет многосторонний характер. С одной стороны, это инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации будущего специалиста. С другой - в его использовании заинтересованы потенциальные работодатели, для которых целесообразно включение студентов в период обучения в вузе в процесс развития социально-профессиональной компетентности и «нужных» конкретному предприятию АПК компетенций. Следовательно, можно констатировать, что применение интерактивных методов обучения делает более продуктивным процесс формирования социально-профессиональной установки

будущих специалистов сельскохозяйственного профиля. Они проявляют стремление к самореализации, увлеченность и заинтересованность будущей профессией, рефлексию ценностного смысла собственной учебно-профессиональной и будущей социально-профессиональной деятельности.

Таким образом, разработанная в исследовании методика формирования социально-профессиональной установки включает разные формы, средства и интерактивные методы обучения и развития студентов: метод учебных проектов, установочные мастер-классы, метод портфолио и др.

Результаты исследования могут быть полезны для руководителей и педагогов высших и средних учебных заведений сельскохозяйственного профиля, использоваться на факультетах повышения квалификации преподавателей сельскохозяйственных техникумов (колледжей) и вузов, работников агропромышленного комплекса, при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, осуществлении индивидуального и дифференцированного подходов к студентам, в подготовке методической литературы для педагогов по актуальным проблемам профессионального образования.

METHODOLOGY OF SOCIO-PROFESSIONAL INSTALLATION OF FUTURE EXPERTS OF AGRICULTURE

©2015 N.V.Pudovkina°

Samara State Agricultural Academy

This paper considers the method of forming social and professional installation of future specialists of agroindustrial complex (AIC) using the potential of different forms, means and methods of teaching in the formation of components of social and professional installation of students of agricultural universities. Keywords: social and professional installation, agriculture, formation technique, forms, tools, methods, systems approach, components, communication.

Natalia Vladimirovna Pudovkina, Candidate of pedagogy, Associate professor of Department of pedagogy, philosophy and history. E-mail: PudovkinaNV@yandex. ru

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.